Научная статья на тему 'Феномен информального образования в работах британских исследователей (на материалах международной базы данных ProQuest)'

Феномен информального образования в работах британских исследователей (на материалах международной базы данных ProQuest) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMAL EDUCATION / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INFORMAL LEARNING / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CONTENT ANALYSIS / БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ БАЗА ДАННЫХ PROQUEST / PROQUEST DATABASE / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / SYSTEM OF EDUCATION IN GREAT BRITAIN / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / THEORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солтовец Елена Маратовна

Статья проливает свет на становление и развитие понятия информального образования и его практической реализации в Великобритании как стране, занимающей лидирующие позиции в вопросах успешного внедрения элементов информального обучения в национальную образовательную систему. Автора интересует уровень исследованности феномена информального обучения и информального образования британскими учеными. В статье прослеживаются хронологические рамки и анализируются изменения тематически-содержательных характеристик работ, опубликованных в библиографической и реферативной базе данных ProQuest, что дает возможность лучшего понимания специфики развития теории и практики информального образования в Великобритании, его географической неоднородности и предметной направленности. Результаты контент-анализа визуально отображены с помощью графических инструментов программы Microsoft Excel и являются объектом теоретической интерпретации. Данные, изложенные в статье, позволяют проследить развитие динамики интереса к теме в целом, а также выявить наиболее актуальные и востребованные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солтовец Елена Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informal learning as presented in the works of British scholars (published in ProQuest Database)

The article considers how well the subject of informal learning has been studied in Great Britain. Great Britain is interpreted as one of the leading countries which have successfully implemented informal education into their system of formal learning. The author is focusing on the number and content of the works on informal education and informal learning, published by the British scholars in the ProQuest database. The method of content analysis, used by the author, makes it possible to come to some conclusions about how the theory of informal education have been understood and developed in Great Britain, what have been the main topics of interest, what practical aspects of informal learning were considered most important for further research, what are the specificities of local practices in the field.

Текст научной работы на тему «Феномен информального образования в работах британских исследователей (на материалах международной базы данных ProQuest)»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 5 (сентябрь - октябрь) https://mir-nauki.com/vol5-5.htmI URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN517.pdf Статья опубликована 30.10.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Солтовец Е.М. Феномен информального образования в работах британских исследователей (на материалах международной базы данных ProQuest) // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37.018

Солтовец Елена Маратовна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону1

Старший преподаватель E-mail: emsoltovets@sfedu.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8457-2185

Феномен информального образования в работах британских исследователей (на материалах международной базы данных ProQuest)

Аннотация. Статья проливает свет на становление и развитие понятия информального образования и его практической реализации в Великобритании как стране, занимающей лидирующие позиции в вопросах успешного внедрения элементов информального обучения в национальную образовательную систему. Автора интересует уровень исследованности феномена информального обучения и информального образования британскими учеными. В статье прослеживаются хронологические рамки и анализируются изменения тематически-содержательных характеристик работ, опубликованных в библиографической и реферативной базе данных ProQuest, что дает возможность лучшего понимания специфики развития теории и практики информального образования в Великобритании, его географической неоднородности и предметной направленности. Результаты контент-анализа визуально отображены с помощью графических инструментов программы Microsoft Excel и являются объектом теоретической интерпретации. Данные, изложенные в статье, позволяют проследить развитие динамики интереса к теме в целом, а также выявить наиболее актуальные и востребованные.

Ключевые слова: информальное образование; информальное обучение; контент-анализ; библиографическая база данных ProQuest; система образования Великобритании; история образования; педагогическая теория

Введение

В современном педагогическом дискурсе все чаще звучит такой термин, как «информальное образование». Причиной этого могут быть названы следующие явления: ослабление позиций государственной системы формального образования как универсального провайдера образовательных услуг, сдвиг образовательной парадигмы в целом в сторону непрерывного образования (life-Iong learning) [6], востребованность на рынке труда специалистов гибкого профиля для получения новых квалификаций без отрыва от

1 344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33, оф. 214

производства, и, наконец, социальные и демографические процессы глобального характера, затрудняющие реализацию формальными средствами лозунга о всеобщей доступности образования. Все эти факторы обусловили интерес к истории становления образования вообще и информального образования, в частности, а также к опыту стран и образовательных систем, преуспевших во внедрении информальности как элемента всеобщего и специального образования [8, 2, 11]. Одной из стран-лидеров в данном вопросе считается Великобритания.

В этой связи для российских исследователей изученность вопроса внутри самой Великобритании представляется бесценным источником опыта. Оценивание характера и специфики данного опыта способно оказать неоценимую поддержку экспертам в их попытках адаптации лучших зарубежных практик в российских реалиях [12, 13]. Таким образом, исследование британских источников научных работ, проливающих свет на становление и развитие понятия информального образования и системы его практической реализации, а также пробуждение и укрепление интереса к теме в среде британских специалистов в области педагогики и анализ результатов саморефлексии становится необходимым предварительным шагом.

Мир Науки

Обзор исследований по теме

Несмотря на то, что вопрос о соотношении формального, неформального и информального обучения достаточно интересен для отечественных исследователей, зарубежный опыт в сфере применения информального образования не имеет мощной традиции изучения в России. Большинство имеющихся работ посвящено вопросам признания неформального образования. Философские и социально-психологические предпосылки к смене образовательной парадигмы и интересу к инофрмальности в образовании в зарубежных странах прослеживает Ю. Каргуль [4], основываясь на анализе трудов ученых в области непрерывного образования. Т. В. Мухлаева обобщает международный процесс становления терминологии (формальное, неформальное, информальное образование) и опыт различных стран в свете деятельности Совета Европы по содействию признания неформального образования [7]. Сведения об участии в непрерывном образовании (с категоризацией на виды) населения России и европейских стран можно найти в работах Н. П. Литвиновой. В ее работах также рассматривается проблема признания неформального и свободного образования в различных странах [5]. В. А. Галичин сообщает о программах и проектах международного характера, связанных с необходимостью интеграции мигрантов путем признания неформального и информального предыдущего (prior) образования [1]. К. Ткаченко рассматривает опыт интеграции информального образования в национальную систему квалификаций Великобритании [9]. Обзорный анализ политики Великобритании в сфере признания неформального и информального образования дает Б. В. Железов [3].

В среде зарубежных исследователей вопросами аккредитации и международного признания информального образования занимались H. Pokorny [18], R. Whittaker, H. Gibson [21], R. Whittaker [20]. Большой вклад в исследование непрерывного образования взрослых в Британии внес Майк Осборн (Mike Osborne), принимавший участие в формировании Национального отчета о современном состоянии дел и развитии образования для взрослых в Великобритании для VI Международной конференции ЮНЕСКО в 2009 году [19]. Также невозможно не отметить огромную работу по исследованию и популяризации информального образования таких исследователей, как Тони Джеффс (Tony Jeffs) и Марк Смит (Mark K. Smith) [17, 16]. В своих работах они не только затрагивают исторические традиции информального образования в Великобритании, но и близко касаются вопросов и проблем практического характера с позиций организации работы педагога информального образования в современных условиях страны.

Использование современных технологий в информальном образовании также выступает крайне перспективной темой, привлекающей внимание ученых. Так, Кэсси Хейг (Cassie Hague), совместно с Энн Логан (Ann Logan), описывая национальную политику в области образования взрослых, стремятся подчеркнуть значимость технологий как современной образовательной среды и способа передачи для педагогов информального обучения. В своей работе они не только суммируют выводы исследователей, работающих в этом тематическом поле, но и предлагают обзор организаций, в том или ином виде применяющих цифровые технологии для предоставления услуг неформального и информального обучения в Великобритании [15].

Следует отметить, что, несмотря на более широкий хронологический охват и тематическое разнообразие работ зарубежных исследователей, процесс становления и развития неформального и информального образования внутри Великобритании в целом не получает достаточного освещения. В центре внимания остаются вопросы прикладного характера, связанные с необходимостью интеграции информального обучения в общую систему подготовки кадров и ассимиляции отдельных членов сообщества в британскую культурную среду.

Средства и методы

Гипотеза исследования сводится к утверждению о том, что понять специфику хронологического развития теории и практики информального образования Великобритании, его географической неоднородности и предметной направленности можно на основе анализа тематической представленности данного вопроса в работах, опубликованных на сайте ProQuest. Это позволит проследить развитие динамики интереса к теме в целом, а также выявить наиболее актуальные и востребованные направления приложения усилий в данной образовательной отрасли.

Эмпирическим ресурсом исследования являлась библиографическая и реферативная база данных ProQuest. Данный ресурс представляет собой одну из самых обширных в мире полнотекстовых баз данных диссертаций, дипломных работ и научных журналов. В нее входят работы, опубликованные с 1861 года по настоящий момент. Коллекция содержит более 3,5 млн диссертаций из 88 стран мира, от 2700 организаций, в том числе, из ведущих вузов Соединенного Королевства Великобритании: Оксфорда, Кембриджа, Эдинбургского университета, Манчестерского университета, Университетского колледжа Лондона и многих других. Ежегодно в базу данных добавляются около 100 тыс. новых диссертаций.

В настоящее время подписчиками PQDT Global являются более 3000 организаций во всем мире, включая 70 % ведущих университетов мира по версии «Carnegie Foundation». В 2014 г. было зафиксировано более 200 млн поисковых запросов. Обновленная платформа ProQuest, на которой базируется PQDT Global, снабжена высокотехнологичным навигационным инструментарием, что позволяет относительно гибко настраивать параметры поиска и получить достаточно достоверные данные.

Средства/инструментарий

Основным методом исследования является контент-анализ [10] и сравнительный анализ [14]. В исследовании мы исходили из необходимости максимально использовать лексический потенциал сайта. Нами используются семантические конструкции, включенные в свод ключевых слов информационных источников данного сайта. Контент-анализ осуществлялся на основе названий, аннотаций и полного текста статей, посвященных вопросам информального образования. Категорией анализа являлся концепт "informal education" и "informal learning",

Мир Науки

единицей счета - количество статей по данной проблематике. По поисковому запросу на основе концепта "informal" и его семантических аналогов была проведена выборка общего числа публикаций по данной тематике за хронологический период, охваченный базой данных. Результаты контент-анализа были визуально отображены с помощью графических инструментов программы Microsoft Excel и являлись объектом теоретической интерпретации.

Результаты и их интерпретация

На первом этапе исследования была проведен поиск по запросам "informal education" и "informal learning" с включением результатов по полнотекстовым материалам работ без ограничения по географической локализации, для установления хронологических рамок появления понятия. Поисковый запрос выявил 22 690 публикаций, в полном тексте которых содержалось упоминание одного или обоих терминов. Результаты представлены на рисунках 1, 2.

Y2010-2017 Y2000-2009 Y1990-1999 Y1980-1989 Y1970-1979 Y1960-1969 Y1950-1959 Y1940-1949 Y1930-1939 Y1920-1929 Y1010 - 1919

3271

8364 8121

1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000

Рисунок 1. Количество упоминаний терминов "informal education" и "informal learning" в полных текстах общемировой исследовательской литературе в период с 1881 г. (составлено автором по данным ProQuest, http://www.proquest.com/products-services/pqdtglobal.html)

Как показано на рисунке 1, наблюдается лавинообразный рост работ, посвященных или затрагивающих проблемы информального образования. Как мы видим, первое упоминание датируется 1918 годом. Исследование содержания публикаций позволило установить, что в период с 20-х по 30-е годы термин встречается уже в 7 работах.

0

Мир Науки

Y2010-2017

Y2000-2009

Y1990-1999

Y1980-1989

Y1970-1979

Y1960-1969 3

Y1950-1959 Y1940-1949

100

200

300

400

500

Рисунок 2. Количество упоминаний терминов "informal education "

и "informal learning" в названиях и аннотациях общемировой исследовательской литературе в период с 1881 г. (составлено автором по данным ProQuest, http://www.proquestxom/products-services/pqdtglobaLhtml)

На рисунке 2 содержатся данные об упоминании терминов «informal education» и «informal learning» в аннотациях и названиях работ. Из 1 188 работ, в которых данные термины фигурируют в заголовках и аннотациях, 865 принадлежат авторству американских ученых, 117 работ приписано канадским исследователям. Великобритания указана как страна происхождения для 177 работ, причем на долю Англии приходится 155 источникам, Шотландии - 10, Уэльса - 6 и Северной Ирландии 5 соответственно. Таким образом, четко прослеживается географическая локализация интереса к данной проблематике. Из 155 работ английских ученых в 70-е годы была написана 1 работа (примечательна ее тема - история образования: «Информальное образование землевладельцев в 18-м веке, с особым акцентом на чтение»/"Informal education of the landed classes in the 18th century, with particular reference to reading"). Работа датируется 1974 годом. В 80-х количество работ с прямым упоминанием "informal education" или "informal learning" в заголовках и аннотациях возрастает до 8, в 90-х до 12. В 2000-х количество работ резко увеличивается до 73, и с 2010 и на момент 2017 года количество работ уже насчитывает 60.

Обе таблицы свидетельствуют о лавинообразном нарастании частотности упоминания после 1970 года.

Постепенно начинает возрастать количество работ, непосредственно связанных с образовательной сферой. Также, уже на данном этапе видны направления, в котором в дальнейшем информальное образование в Британии начинает получать распространение в рамках профильной подготовки и профессиональной переподготовки (история, медицина и т. д.).

Как уже было указано, в дальнейшем количество работ, посвященных непосредственно теории и практике образования (то есть таких, где упоминание информального образования является темообразующим или напрямую связано с содержанием работы), значительно увеличивается.

0

2000-2017 2000-е 1990-е 1980-е 1970-е

О 20 40 60 80 100 120

1970-е 1980-е 1990-е 2000-е 2000-2017

■ Всего публикаций 1 S 12 73 60

Образование 1 3 4 38 31

Рисунок 3. Доля публикаций под тегом «образование» в общем числе публикаций с упоминанием "informal learning" или "informal education"

за период с 1970 по настоящее время (составлено автором по данным ProQuest, http://www.proquestxom/products-services/pqdtglobalhtml)

Следует отметить определенную предметную диверсификацию материалов по образованию. Так, в 2000-х годах информальное образование появляется в аннотациях работ по широкому кругу предметных областей, таких, как: музеология, духовные исследования, компьютерные науки, культурная антропология, экономика природопользования, семейные отношения, информационные системы, трудовые отношения, библиотечное дело, производственная психология, политические науки, социология.

В некоторых областях происходит резкий всплеск. К примеру, под тегом «высшее образование» опубликовано 15 работ. Увеличивается количество работ в следующих областях: психология образования - 5, разработка учебных программ - 3, управление школой - 3, педагогическое образование - 2, художественное образование - 5, образование среднего медицинского персонала - 3. Растет количество публикаций в области медицины (5). Из числа работ по художественному образованию выделяется музыкальное образование (3). Отношения внутри трудового коллектива и отношения между работодателем и работником также прослеживаются в 5 работах.

В период в 2010 по 2017 наблюдаются те же тенденции. Расширяется охват тем и ключевых слов (организационное поведение, изучение иудаизма, садово-парковый дизайн и т. д.). Одновременно происходит внутрипредметная стратификация. Термины "informal learning" или "informal education" появляются в таких узкоспециализированных областях, как ESL (English as a Second Language - Английский как иностранный язык), обучение чтению и т. д. Примечательно, что под тегом «Высшее образование» фигурирует всего 2 работы. При этом, образованию в целом посвящена 31 работа. На наш взгляд это связано с вышеупомянутыми тенденциями. В 2000-х годах в Великобритании информальное образование все больше оказывается релевантным в работах, освещающих тематику профессионального обучения и переквалификации, обучения на рабочих местах и программ обучения взрослых. C 2005 года учащается упоминание терминов "informal education" и "informal learning" в связке с "prior learning" (предыдущий опыт обучения, не обязательно формального характера).

Судя по содержанию аннотаций большинства из приведенных работ, педагогическая теория в классическом понимании этого смысла волнует авторов меньше, нежели вопросы практико-прикладного характера. Экскурсы в историю образования и упоминания

Мир Науки

информального обучения как подготовки к жизни характерны скорее для работ, написанных до середины 2000-х. К примеру, в базе ProQuest на период после 2010 года приходится лишь одна работа, где "informal learning" упоминается в контексте истории образования. Такие же работы, как "History of Royal Institution of Cornwall and its role in adult education during the 19th century", датируются 80-ми и 90-ми годами ХХ века.

Мир Науки

Выводы

Исследование уровня разработанности и характера представленности проблемы информального образования в научных работах и диссертациях, размещенных в базе данных ProQuest, показало, что в Британии информальное образование становится предметом научного интереса несколько позже, чем в иных (США, Канада) странах. Более 85 % процентов работ при этом приходится на долю Англии. Как следует из анализа, информальное образование начинает фигурировать в аннотациях и названиях работ начиная 1970-х годов, становясь объектов более пристального интереса с 2000-х годах, причем количество работ, содержащих искомый термин, резко возрастает (с 12 до 73). Акцент в работах также меняется, смещаясь в сторону узкопрофессиональных сфер. С 2005 года возрастает количество упоминаний информального обучения в работах, имеющих отношение к профессиональной подготовке и обучению на производстве, а также усиливается практикоориентированная составляющая, в частности, вопросы, связанные с проблемой признания результатов информального предшествующего обучения. Исследования проблем информального образования предполагают дальнейшее теоретическое обобщение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галичин В. А. Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации // Век глобализации. 2012. №1 (9).

2. Далина Аласаад, Федотова О.Д. Образование в Сирии как объект зарубежного научного дискурса // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6. С. 77.

3. Железов Б. В. Анализ политики стран - членов ОЭСР в области признания результатов неформального и информального образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-politiki-stran-chlenov-oesr-v-oblasti-priznaniya-rezultatov-neformalnogo-i-informalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.03.2017).

4. Каргуль Ю. Непрерывное образование как предмет и результат эволюции образования и процессов глобализации: от непрерывного образования к самообучению на протяжении всей жизни. URL:http://lifelong-education.ru/index.php/ru/literatura/nepreryvnoe-obrazovanie-kak-sotsialnyj-fakt/142-nepreryvnoe-obrazovanie-kak-predmet-i-rezulta.html (дата обращения: 11.12.2015).

5. Литвинова Н. П. Создание оптимальной модели управления системой образования взрослых // Образование взрослых - глобальный диалог, СПБ, 2003.

6. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза [Электронный ресурс] // Общество "Знание" России. - 2001. Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html#up (дата обращения: 09.01.2013).

7. Мухлаева Татьяна Всеволодовна Международный опыт неформального образования взрослых // ЧиО. 2010. №4. URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-neformalnogo-obrazovaniya-vzroslyh (дата обращения: 27.03.2017).

8. Пивунов Е. Н., Федотова О. Д. Европа и Азия: геокультурные факторы в историко-педагогическом контексте // Гуманизация образования. 2008. № 2. С. 90.

9. Ткаченко К. Национальная система квалификаций. Опыт Великобритании. // Менеджер по персоналу. 2012. №12. URL: http://www.confeu.org/assets/files/Publication/Tkachenko_HR_12_2010.pdf (дата обращения: 27.03.2017).

10. Федотова О. Д., Катичева М. А Контент как методологический индикатор реформы образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 2. С. 19-29.

11. Федотова О. Д., Латун В. В. Образование в Китае: психолого-педагогическая проблематика диссертационных исследований // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 204.

12. Федотова О. Д., Окунева И. А. Российское образование в системе трансграничных связей // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 9. С. 15-20.

13. Fedotova O. Russian education in the system of global interactions: trends and theoretical projection // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 214. С. 414.

14. Fedotova O., Chigisheva O. Comparative analysis: methodological optics in the ideological context // International Perspectives on Education and Society. 2015. Т. 26. С. 57.

15. Hague, C., Logan, A. A review of the current landscape of adult informal learning using digital technologies. General educators report. Bristol: Futurelab, 2009.

16. Jeffs, T. and Smith, M. What is informal education?', the encyclopaedia of informal education. Available at http://www.infed.org/i-intro.htm. [accessed 15 December 2012] 2.

17. Jeffs, T. Smith, M. Informal Education: Conversation, Democracy and Learning. Derbyshire, Education Now, 1999.

18. Pokorny, H. England: accreditation of Prior Experimental learning (APEL) research in higher education // Researching the recognition of prior learning: international perspectives NIACE. Ed. by Harris, J., Breier, M. and Wihak, P. 2011. - pp. 106-126.

19. Seagraves, L., & Osborne, M. Learner motivation in part-time higher education including work-based learning. Paper presented at Towards A Learning Workforce Conference, University of Lancaster, England, 12-13 September 1995.

20. Whittaker, R. Challenging practices: Streamlining recognition of prior informal learning in Scottish higher education. PLAIO: Prior Learning Assessment Inside Out, 1(2). Available at http://www. plaio.org/index.php/home/article/view/31. Accessed 23 Jan 2014).

21. Whittaker, R., Gibson, H. Recognising prior informal learning in Scotland. Presentation, Turku, Finland. Glasgow, Scotland, UK: Glasgow Caledonian University, Quality Assurance Agency Scotland, 2012.

Мир Науки

Soltovets Elena Maratovna

Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: emsoltovets@sfedu.ru

Informal learning as presented in the works of British scholars (published in ProQuest Database)

Abstract. The article considers how well the subject of informal learning has been studied in Great Britain. Great Britain is interpreted as one of the leading countries which have successfully implemented informal education into their system of formal learning. The author is focusing on the number and content of the works on informal education and informal learning, published by the British scholars in the ProQuest database. The method of content analysis, used by the author, makes it possible to come to some conclusions about how the theory of informal education have been understood and developed in Great Britain, what have been the main topics of interest, what practical aspects of informal learning were considered most important for further research, what are the specificities of local practices in the field.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: informal education; informal learning; content analysis; ProQuest Database; system of education in Great Britain; history of education; theory of education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.