Научная статья на тему 'Феномен индивидуального познавательного стиля с точки зрения функций учебно-исследовательской деятельности современных студентов'

Феномен индивидуального познавательного стиля с точки зрения функций учебно-исследовательской деятельности современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ИНДИВИД / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDIVIDUAL COGNITIVE STYLE / AN INDIVIDUUM / ACADEMIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенко Елена Геннадьевна

Проблема формирования индивидуального познавательного стиля у современных студентов вузов рассматривается в контексте перехода высшего профессионального образования на компетентностную модель подготовки специалистов. Излагается авторская логика понимания индивидуального познавательного стиля, актуализируется его роль в оптимизации учебно-исследовательской деятельности студентов, дается авторский вариант его определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of Current Students Individual Cognitive Style Treated in Terms of Academic Research Activity Functions

The article is concerned with the problem of individual cognitive style of current students. It is discussed in the context of the HEIs' transition to a competence based model of study. The author's understanding of what an individual cognitive style is, what role it takes in the optimisation of the academic research of students is presented. The author's definition of the phenomenon is given.

Текст научной работы на тему «Феномен индивидуального познавательного стиля с точки зрения функций учебно-исследовательской деятельности современных студентов»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

М. А. Ковальчук. — Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. — 192 с.

16. Степанов, П. В. Феномен толерантности/ П. В. Степанов // Кл. рук. — 2004. — № 3. — С. 5—14.

17. Стефаненко, Т Г Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии / Т. Г. Стефаненко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 2009. — № 2. — С. 3—17.

18. Хотинец, В. Ю. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия / В. Ю. Хотинец, Я. С. Сунцова // Психол. журн. — 2009. — №6. — С. 17—29.

19. Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон. — СПб. : Ленато : АСТ, 1996. — 592 с.

Поступила 10.11.10.

ФЕНОМЕН ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФУНКЦИЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Е. Г. Костенко (Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма)

Проблема формирования индивидуального познавательного стиля у современных студентов вузов рассматривается в контексте перехода высшего профессионального образования на компетентностную модель подготовки специалистов. Излагается авторская логика понимания индивидуального познавательного стиля, актуализируется его роль в оптимизации учебно-исследовательской деятельности студентов, дается авторский вариант его определения.

Ключевые слова: индивидуальный познавательный стиль; индивид; учебно-исследовательская деятельность.

В связи с переходом современных вузов на компетентностную модель подготовки специалистов в содержание высшего образования начинают интегрироваться такие элементы, которые стимулируют индивидуальные механизмы получения студентами знаний, их способность самостоятельно наращивать познавательный опыт и переводить его в формат компетенций. В индивидуализации образования ученые видят обязательное условие реализации компетент-ностного подхода, понимая под компетенцией «меру образовательного успеха личности, проявляющегося в ее собственных действиях в профессионально и социально значимых ситуациях». Различая компетенции и квалификации, они подчеркивают, что основой компетенции выступает «контекстно-деятельностная самоорганизация» студентов [2, с. 8].

Средства, с помощью которых вузы реализуют компетентностный подход, достаточно разнообразны, но не исчерпывающи. Факты свидетельствуют, что на сегодняшний день не в полной мере

используются ресурсы учебно-исследовательской деятельности студентов. В содержании образования она пока закреплена на уровне своих результирующих характеристик «знать», «уметь», «владеть» и поэтому не способствует становлению у студентов индивидуального опыта познания и рефлексии. Будучи отнесенной в процессуально-технологический компонент образования, учебно-исследовательская деятельность как бы противопоставляется собственно содержанию образования, выражаемому в информационно-академических единицах. Компетентностный же подход предполагает, что содержание образования должно характеризоваться не суммой знаний, умений или навыков, а сложившимся у студента индивидуальным опытом профессионально ориентированной деятельности, его личной готовностью жить и трудиться в быстро изменяющемся обществе. Весьма точно эту тенденцию охарактеризовал А. М. Новиков, сказав, что сегодня знания и умения переходят из ранга стратегических понятий

© Костенко Е. Г., 2011

111!111Й1И1!Ш № 2,

в ранг тактических и прежнее разграничение на содержательную и процессуальную стороны образования теряет смысл. В структуру содержания попадает и учебная деятельность. Если раньше научные знания лежали в основе содержания образования, то теперь они «должны стать лишь одним из компонентов, равноправно и рядоположно с другими формами человеческого сознания» [10, с. 51, 62].

Поскольку в процессе учебно-исследовательской деятельности студент учится в буквальном смысле этого слова, т. е. самоопределяется в материале познания, развивает индивидуальный познавательный стиль, расширяет собственный ментальный опыт, — ее «закрытость» для формирования индивидуального познавательного стиля ведет к редукции субъектно-личностного потенциала обучения и соответственно снижает возможности самоорганизации студента. Делая акцент на индивидуальном познавательном стиле, логично видеть в нем фактор оптимизации учебно-исследовательской деятельности студентов, усиливающий общую эффективность процесса их подготовки в вузах.

Заметим, что у ученых нет единства во взглядах на проблему стиля. Так,

A. В. Либин, обосновав стиль как «целостную инвариантную психологическую структуру базовых свойств реагирования, обеспечивающую предрасположенность субъекта к тем или иным способам познания» [7, с. 23], во-первых, разводит стилевые и темпераментальные свойства в структуре индивидуальности человека, а во-вторых, допускает возможность изменения стилевых свойств в процессе его обучения и воспитания. В этом смысле подход А. В. Либина ближе нам, чем, например, точка зрения

B. С. Мерлина, воспользовавшегося понятием «индивидуальный стиль» для обозначения «опосредующего звена» между биохимическими свойствами организма и свойствами нервной системы [8, с. 147]. В отличие от названных авторов М. А. Холодная предпочитает пользоваться понятием «стиль» применитель-

но к познанию, полагая, что познавательный стиль имеет отношение «к процессу отражения действительности в индивидуальном сознании» [13, с. 20].

Приняв за основу понятие стиля, предложенное А. В. Либиным, и усилив его логикой М. А. Холодной, мы будем рассматривать стиль как устойчивую целостность индивидульно-своеобразных способов познания студентом окружающей действительности. В полученном определении обязательной составляющей выступает персонизация тех или иных способов познания. Это означает, что, говоря о познавательном стиле, мы автоматически закрепляем его за индивидом как «персоной», или актуализирующейся личностью. Такое закрепление мы согласуем с общенаучным пониманием индивидуальности, где индивидуальность — «неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека» [14, с. 157]. Более того, сама эта «форма жизни» — уже в какой-то мере стиль, так как индивидуальное «Я» не статично по жизни, а динамично, поскольку личность постоянно переживает ситуации познания.

Не менее принципиальной представляется связь стилевого подхода с познанием как предметом когнитологии. Современные когнитологи показывают, что человек — далеко не идеальная познающая система. На свойства его познавательной деятельности в равной мере влияют и наследуемые особенности интеллекта, и те, которые приобретаются человеком в процессе социализации. Думается, что именно в силу данных нюансов отдельные ученые, занимающиеся проблемой человеческой индивидуальности, пытаются отойти от семантических канонов «индивида» и предлагают соответствующие этому понятия. Так,

В. С. Мерлин говорит об «интегральной индивидуальности», где связь свойств нервной системы и темперамента опосредуется в индивидуальном стиле моторной активности человека, а связь

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

свойств нервной системы и свойств личности — в индивидуальном стиле деятельности [8, с. 147].

В образовательной практике современного вуза важным аспектом индивидуального стиля становится мера его отнесенности к основным сферам организации личности: биологической, социальной и духовной. В. Д. Небылицын, например, доказывает, что свойства нервной системы составляют физиологическую основу, на которой развиваются психические свойства человека. Нервная же система характеризуется силой (выносливость, предел работоспособности) и динамичностью (процессы возбуждения и торможения), где динамические показатели умственной деятельности зависимы от биоэлектрической активности лобных отделов головного мозга [9, с. 31]. В. С. Мерлин индивидуальный стиль также обусловливает свойствами организма, хотя и не исключает объективного влияния социализации [8, с. 147]. Более глубокий взгляд на природу индивидуального стиля отличает Б. Г. Велич-ковского. Анализируя специфику индивидуального в познании, он принимает в расчет категорию «схемы» по И. Канту — как правила продуктивного воображения, позволяющие индивиду в процессе познания накладывать категории разума на непрерывно меняющиеся чувственные данные [3, с. 20].

Во взаимозависимости рассудочнорационального и чувственно-эмпирического мы видим одну из важнейших предпосылок обращения к категории индивидуального познавательного стиля в связи с современным видением функций учебно-исследовательской деятельности студентов. Дело в том, что посредством интеллектуальной самореализации в ходе учебно-исследовательской деятельности студент осуществляет и другие социально значимые действия, и среди них — социальная адаптация, социальное и профессиональное самоопределение, духовно-нравственное развитие и др. Глубинные смыслы индивидуального познавательного стиля здесь усиливаются, актуальным становится понимание учения

как фактора социализации, как условия связи индивидуального и общественного сознания. Видя в учебно-исследовательской деятельности систему целенаправленных, желательных, с точки зрения потребностей общества, условий передачи общественного опыта, мы еще раз подчеркиваем, что в учебно-исследовательской деятельности главное — это системные изменения в поведении человека, становление его опыта, формирование индивидуального познавательного стиля.

Весьма уместной представляется ссылка на концепцию «практического интеллекта» Р. Стернберга, считавшего, что природный интеллект, врожденные способности индивида вырастают в личную компетентность только посредством практики. «Способность добиваться успеха, — пишет Р. Стернберг, — зависит от умения человека аккумулировать свои сильные качества и корректировать или компенсировать свои слабости» [11, с. 17, 93]. В конечном счете можно говорить, что сущность и природа индивидуального познавательного стиля аккумулируют в себе как биологические ресурсы человека, так и те его новообразования, которые вырабатываются в процессе социализации. Причем собственно работа над формированием (либо саморазвитием) индивидуального стиля возможна только по мере возрастания артикулированности его биологических составляющих.

Последним и наиболее важным моментом понимания индивидуального познавательного стиля является его предметность, его внутренняя логика, определяемая непосредственно функциями познания. Очевидно, что сегодня познание уже нельзя суживать рамками получения знаний в теоретическом или житейском плане, поскольку современность все настойчивее обязывает человека познавать самого себя в условиях поступательной инноватики. Закономерен поэтому новый взгляд на персональность как на «постоянно развивающуюся, эволюционирующую творческую субстанцию, полагающую в качестве основы

№ 2, 2011

своего бытия творческий импульс к самовыражению, поиску и активному адаптированию, использованию существующих социокультурных форм и процессов» [5, с. 18]. На наш взгляд, все это адекватно внутренней логике индивидуального познавательного стиля, которую мы имеем в виду, говоря о компетентно-стном подходе к подготовке студентов в вузах. Суть в том, что фактор практической повседневности начинает доминировать в созидании индивидуальности и, безусловно, накладывает отпечаток на отношение к познанию. Как в свое время мудро заметил Н. И. Кареев, «миросозерцание не может быть ни цельным, ни полным, ни стройным, если оно не существует для удовлетворения потребностей мысли и для руководства в жизни» [6, с. 65].

Таким образом, перенося вышеобо-значенные аспекты познания на сущность учебно-исследовательской деятельности, мы должны видеть в познании не столько «общественноисторический процесс творческой деятельности людей» [14, с. 348], сколько внутренний процесс, в ходе которого «индивид обеспечивает себе возможность мыслить и отождествлять себя с тем, что мыслится» [4, с. 145]. Кроме того, мы должны будем понимать познание как деятельность и, соответственно, не только переносить в познание базовые компоненты деятельности, но и проводить аналогию между индивидуальным познавательным стилем и индивидуальным стилем деятельности. Лишь на этом основании мы получим возможность оперировать понятием индивидуального познавательного стиля применительно к учебно-исследовательской деятельности студентов.

С учетом сказанного рабочее определение индивидуального познавательного стиля может выглядеть так: индивидуальный познавательный стиль — это развитая на базе генетически обусловленных когнитивных качеств индивида устойчивая целостность способов продуцирования им мотивов познания и характера их последующей реализации в познавательной деятельности.

В полученном определении остается прокомментировать сочетание «когнитивные качества», которое мы используем как тождественное понятию «когнитивный стиль». Последнее в науке принято рассматривать в связи с природными свойствами интеллекта, а также как продукт высшей нервной деятельности человека. Вслед за М. А. Холодной важно подчеркнуть, что индивидуальный (у М. А. Холодной — «персональный») познавательный стиль складывается из когнитивных стилей, образуя мобильную, развивающуюся в процессе жизни, комбинацию [13, с. 347]. Несмотря на то что такой подход разделяется не всеми, ученые едины в понимании информации как основного предмета когнитивной активности индивида и использовании термина «когнитивный стиль» для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем. В силу ограниченного формата настоящей статьи мы не можем остановиться на разнообразных классификациях когнитивных стилей, но сам факт их отнесенности в информационно-поисковую область познания считаем определяющим в ранее обозначенной логике понимания индивидуального познавательного стиля студентов.

В заключение отметим, что предложенное нами определение заметно отличается от тех, что даются в современных педагогических исследованиях. Например, Э. М. Байдашева, считая, что индивидуальный познавательный стиль учащихся — это «предпочитаемые способы осуществления познавательной деятельности» [1, с. 8], не учитывает мотивационного фактора стиля. В. А. Ро-жина, поверхностно ссылаясь на М. А. Холодную, вообще разводит понятия индивидуального познавательного стиля и индивидуального стиля познавательной деятельности. Последний она определяет как «систему индивидуально-своеобразных способов активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, самим собой, системой культурных ценностей,

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

опытом познания и деятельности и т. д.), обусловленных психологическими особенностями индивидуальности субъекта, его личностными свойствами и системой предпочтений» [12, с. 7]. Нетрудно заметить, что этому определению недостает четкости, поскольку автор отождествляет объект индивидуального стиля познавательной деятельности и его сущность. Сам же интерес современной педагогической науки к проблеме индивидуального познавательного стиля весьма симптоматичен и является еще одним аргументом в пользу актуальности нашего обращения к его сущности в контексте проблем перехода ВПО на ком-петентностную модель подготовки специалистов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байдашева, Э. М. Психологические условия развития индивидуального познавательного стиля учащихся в процессе обучения иностранному языку : дис. ... канд. психол. наук / Э. М. Байдашева. — Тамбов, 2009. — 158 с.

2. Байденко, В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода : [лекция в слайдах] / В. И. Байденко. — М. : Исслед. центр проблем качества подготовки, 2004. — 30 с.

3. Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский. — М. : Изд-во МГУ, 1982. — 336 с.

4. Гарин, И. И. Воскрешение духа / И. И. Гарин — М. : ТЕРРА, 1992. — 640 с.

5. Зайцева, И. В. Культура и индивид XXI века в персоналистическом отражении в условиях поступательной инноватики : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / И. В. Зайцева. — Чита, 2004. — 44 с.

6. Кареев, Н. И. Письма к учащейся молодежи

о самообразовании / Н. И. Кареев. — 10-е изд., стер. — М. : : Кн. дом «ЛИБРОКОМ»,

2009. — 164 с.

7. Либин, А. В. Стилевые и темпераменталь-ные свойства в структуре индивидуальности человека : автореф. дис. ... канд. психол. наук/

A. В. Либин. — М., 1993. — 25 с.

8. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности : избр. психол. тр. / В. С. Мерлин. — М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2009. — 542 с.

9. Небылицын, В. Д. Проблемы психологии индивидуальности : избр. психол. тр. / В. Д. Небылицын. — М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000. — 682 с.

10. Новиков, А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. — М. : Эгвес, 2005. — 176 с.

11. Практический интеллект/ под ред. Р. Д. Стернберга. — СПб. : Питер, 2002. — 265 с.

12. Рожина, В. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук /

B. А. Рожина. — Киров, 2008. — 20 с.

13.Холодная, М. А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума : учеб. пособие для студентов вузов / М. А. Холодная. — СПб. : Питер, 2004. — 384 с.

14. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Политиздат, 1991. — 560 с.

Поступила 22.01.11.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Н. В. Панова (Дворец творчества юных им. В. П. Чкалова, г. Н. Новгород)

В статье рассматривается социальный интеллект как сложная и многомерная психологическая структура. Выделяются его структурные компоненты: коммуникативно-личностный потенциал, самосознание и социальная перцепция. Моделируются уровни возможного развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков.

Ключевыге слова: социальный интеллект; младшие подростки; структурные компоненты; уровни развития.

В педагогических исследованиях до различным предметам и методами об-

последнего времени интеллект рассмат- учения (Н. А. Менчинская, 3. И. Кал-

ривался преимущественно в аспекте мыкова, М. Н. Берулава и др.); как осо-

мыслительных способностей человека: бая форма человеческой деятельности,

как продукт целенаправленного обучения, проявляющаяся в целенаправленном

определяемый содержанием знаний по управлении процессом усвоения знаний

© Панова Н. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.