Научная статья на тему 'Феномен И. В. Сталина и сталинизма в отечественной и зарубежной общественно-политической литературе'

Феномен И. В. Сталина и сталинизма в отечественной и зарубежной общественно-политической литературе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1537
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен И. В. Сталина и сталинизма в отечественной и зарубежной общественно-политической литературе»

Воссозданные органы государственной торговли обеспечивали завоз и распределение этих товаров. В целом по Ленинградской области торговый оборот в системе общественного питания превысил в 1944 г. довоенный уровень более чем 5 млн руб., а его доля в общем товарообороте продовольственных товаров выросла до 60 %1. В 1944 г. картофель и овощи собственного производства превышали в три раза выделенные государством фонды для снабжения промышленных центров области, а рыба, выловленная подсобными хозяйствами торгующих организаций, составила 19,5 % централизованных фондов2.

Восстановить экономику пострадавших районов до уровня довоенного времени было главной задачей четвертого пятилетнего плана, принятого 18 марта 1946 г. сессией Верховного Совета СССР. Восстановление разрушенного войной хозяйства началось сразу же после изгнания оккупантов. В сложных условиях послевоенной разрухи, в обстановке неимоверных трудностей и лишений происходило восстановление сельского хозяйства.

Таким образом, под руководством партии были воссозданы и развернули свою деятельность Советы, комсомол, профсоюзы и другие общественные организации трудящихся. Проведенные в короткий срок восстановление и укрепление партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов в освобожденных районах Ленинградской области имели решающее значение для широкого развертывания работ по возрождению народного хозяйства, восстановлению деревень, поселков и городов.

В. Д. Карандашов

Феномен И. В. Сталина и сталинизма в отечественной и зарубежной общественно-политической литературе

Под понятием «сталинизм» подразумевался, во-первых, в СССР в 30-50-е гг. связанный с деятельностью И.В. Сталина, выражающийся в жестком контроле всех сторон жизни общества, массовых репрессий и т. п.; а во-вторых, политическое течение в рамках коммунистической идеологии, основанное на принципах вождизма, идеологического контроля всех сторон жизни общества, усиления

1 ЦГА ИПД СПб. Ф. 24. Оп. 15. Д. 71. - Л. 143.

2 Там же. - Л. 146.

234

репрессивной функции государства, отказ от частной собственности1.

Учитывая, что сталинизм - явление многоплановое, а его формирование и функционирование занимает весьма длительный исторический промежуток, попытаемся определить его хронологические рамки:

1) 1922-1929 гг. - зарождение и складывание культа личности Сталина;

2) 1930-1958 гг. - функционирование и апогей сталинизма;

3) 1958-1964 гг. - первые попытки всенародного осмысления сталинизма и отхода от авторитарной системы;

4) 1964-1985 гг. - реанимация сталинизма и новый расцвет командно-административной системы на основе правления партократии;

5) 1985 (апрель) - 1991 (август) гг. - начало ломки авторитарной системы и краха партократического правления

6) 1991-2009 гг. - ренессанс сталинизма.

Частичная реабилитация «старой» исторической науки в СССР в 1934 г. была связана с потребностями консолидировавшегося сталинского режима, который обратился теперь к национальным и патриотическим ценностям. Но несмотря на политическую обусловленность этого поворота и строгий контроль партии за исторической наукой, невозможно преуменьшить значение этой смены курса, позволившей многим выдающимся учёным выжить и продолжить свою работу.

Послевоенные годы (особенно начиная с 1948-1949 гг.) отличались от довоенных - в среде высшей интеллигенции - отсутствием веры, усталостью и цинизмом. Борьба против «буржуазного объективизма» и «космополитизма» была по существу разгромом науки и культуры под псевдомарксисткими и псевдопатриотическими лозунгами. Последние годы жизни Сталина - самый сложный и тяжёлый период в истории советской исторический науки. Историографический канон позднего сталинизма призван был обеспечивать апологетику сталинской системы и сталинской империи. Этой цели служили, с одной стороны, теория классовой борьбы в её самой грубой и вульгарной форме, с другой, - примитивнейшие формы ретроспективного патриотизма2.

Россия щедра на военные таланты и любого можно взять себе за образец, как рекомендовал это генералиссимус Суворов. Но в

1 Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт. - 1998. -С. 1259.

2 Каганович Б.С. Русские историки западного Средневековья и Нового времени (конец XIX - первая половина XX в.): автореф. д-ра ист. наук. - СПб., 1995.

235

условиях ограниченного на выступление времени хотелось бы остановиться лишь на показе роли и места личностей генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина и маршала Георгия Константиновича Жукова в личностном героико-патриотическом воспитании нынешней молодежи.

В Великую Отечественную войну во всю мощь проявился полководческий талант вышедшего из глубин русского народа выдающегося калужского самородка Георгия Константиновича Жукова. Маршал Советского Союза Жуков - наша национальная гордость. Имя легендарного полководца широко известно в нашей стране и за рубежом. Его называют Маршалом Победы. Его имя вписано золотыми буквами в отечественную историю. Маршал Жуков четырежды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден многими высшими орденами иностранных государств. Имя его вошло в энциклопедии всех стран мира.

Было бы неправильно и несправедливо в достижении Победы умалчивать или очернять имя генералиссимуса Советского Союза -Иосифа Виссарионовича Сталина, Верховного Главнокомандующего, бросать тень на его полководческую деятельность.

В отечественной и зарубежной литературе до конца не исследована тема взаимоотношений Сталина и Жукова. Нет необходимости в защите или приукрашивании деятельности Сталина. Сталин -это особая глава в истории нашего Отечества. Она еще ждет своих вдумчивых и беспристрастных исследователей. Результаты политической, государственной деятельности И.В. Сталина настолько впечатляют, что их нельзя «затушевать» никакой фальсификацией. Именно И.В. Сталин, как признавал даже ярый враг советской власти У. Черчилль, «...принял Россию с сохой, а оставил ее оснащенной атомным оружием»1. Нет, что бы ни говорили о нем, таких народ, история не забывают.

Полководческий талант И.В.Сталина отмечали в своих воспоминаниях прославленные военачальники И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, А.Х. Головко, А.И. Еременко, Г.К. Жуков, И.С. Конев, Н.Г. Кузнецов, К.А. Мерецков, К.С. Москаленко, К.К. Рокоссовский, С.М. Штеменко и др.

Жуков отмечал: «У Верховного было какое-то особое чутье на слабые места в докладах или документах, он тут же их находил и строго взыскивал за нечеткую информацию. Обладая цепкой памятью, он хорошо помнил сказанное и не упускал случая довольно резко отчитать за забытое. Поэтому штабные документы мы старались готовить со всей тщательностью, на какую только были способны в те военные дни»2.

1 Карпов В.В. Генералиссимус. - Калининград, 2002. - С. 517.

2 Жуков Г.В. Воспоминания и размышления: Новости, 1974. - Т. I. - С. 344.

236

И.В. Сталин на протяжении всей войны являлся Председателем Государственного Комитета Обороны и Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР. На этих постах проявились его высокие качества военного деятеля. Г.К. Жуков характеризует его как человека, который владел вопросами организации фронтовых операций и операций групп фронтов, руководил ими с полным знанием дела, хорошо разбираясь в стратегических вопросах. Он отмечал природный ум Сталина, богатую интуицию, умение найти главное звено в стратегической обстановке. «Несомненно, он был достойным Верховным Главнокомандующим», - заключает Г.К. Жуков характеристику И.В. Сталина. У Сталина есть чему научиться.

Маршал Жуков был одним из немногих людей, которым Сталин позволял спорить с собой. Закончил войну заместителем Верховного Главнокомандующего, Главнокомандующим сухопутными войсками. Жуков - удивительно многогранная личность: полководец, государственный деятель, дипломат, жесткая и корректная натура.

В 1946 г. Сталин вызвал его в Кремль и сказал: «Берия написал мне докладную о ваших подозрительных контактах с американцами и англичанами. Он думает, что вы станете их шпионом. Я в эту чепуху не верю. И все же будет лучше для вас на какое-то время уехать подальше от Москвы. Я предложил, чтобы вас назначили командующим Одесским военным округом». Г.К. Жуков смог вернуться в Москву только после смерти И.В. Сталина, оставаясь вначале в Одессе, а потом в Уральском военном округе.

В истории, в памяти многих поколений подвиг народов нашей страны в Великой Отечественной войне, имена выдающихся полководцев, военачальников этой войны будут вечным примером борьбы за честь и свободу Отечества. А имена «народного маршала» Жукова и И.В.Сталина не забыты и в наши дни.

А теперь давайте задумаемся: так ли безобидна человеческая ложь? Почему М.А. Шолохов, поняв всю лживость хрущевского доклада на XX съезде, заявил: «Принижение и оглупление роли Сталина, во-первых, нечестно, во-вторых, вредно для страны, для советских людей».

Идет информационно-психологическая «война» против социалистической цивилизации. Ее сторонники, умалчивая о классовом подходе к социально-политическим явлениям, на самом деле «тихой сапой» протаскивают жесткий односторонний классовонигилистический подход к проблеме взаимоотношений двух цивилизаций - элитно-собственнической и общественно-собственнической. Именно поэтому они стремятся стереть из памяти все, что имеет отношение к социалистической цивилизации. Ни ложь, ни обман, ни фальсификация решают в конечном счете проблемы отношений

237

между социальными цивилизациями, а уровень жизни всех слоев населения, характер реальных отношений между людьми, уровень образования жителей этих цивилизаций, научной и духовнонравственной культуры. Все виды социального насилия, нравственного разложения, откуда бы они не исходили, порождают ответную реакцию.

Никакого патриотизма, никакого героизма, никаких личностных качеств, необходимых для действительно прогрессивного развития человечества на планете, с помощью обмана, лжи и фальсификации воспитать невозможно. Эту простую, а вместе с тем и великую истину и следует уяснить всем тем, кто ставит задачи по героикопатриотическому воспитанию молодежи и практически занимается воспитанием.

В. И. Коренев

Формы контроля знаний студентов

при изучении отечественной истории в техническом вузе

В национальной концепции образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г., определены основные цели и задачи модернизации российского образования. Главная цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия запросам личности, общества и государства.

В этой связи значимость приобретает переосмысление традиционных форм работы, в частности контроля знаний студентов, в том числе и в процессе изучения отечественной истории в техническом вузе. Настоящая проблема весьма актуальна и требует подробного и тщательного изучения. Те или иные аспекты данной проблемы освещаются как в периодической печати, так и в специальных изданиях. В Интернете также имеются содержательные материалы по обозначенной тематике. Но, на наш взгляд, они требуют уточнений и доработок.

Хорошо известно, что качество знаний проверяется с помощью разных форм текущего и итогового контроля. В качестве текущей и итоговой аттестации знаний студентов в России, как и во многих других странах применяется тестирование, которое может быть бланковым (на бумажной основе) и компьютерным. Первый вариант экономически более выгоден. В Орловском государственном техническом университете накоплен солидный опыт работы по текущему тестированию знаний студентов. Результаты тестирования учитываются преподавателем при проставлении ежемесячной аттеста-

238

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.