УДК 72.01
ЕВДОКИМОВА Е. А.
ЯНКОВСКАЯ Ю. С.
Феномен граффити: генезис, перспективы, влияние на современное искусство и архитектуру
Статья посвящена изучению социально-художественного феномена граффити. Намечаются перспективные направления граффити, которые способные оказать влияние на появление новых выразительных средств и приемов формообразования в пластических искусствах и архитектуре, а также способствовать появлению новаторских проектных решений в сферах архитектуры и дизайна среды.
Ключевые слова: архитектура, граффити, современное искусство, генезис, синтез искусств, влияние граффити на архитектуру.
Евдокимова
Елена
Александровна
аспирант УралГАХА e-mail:
Янковская
Юлия
Сергеевна
доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой Архитектуры УралГАХА
e-mail:
EVDOKIMOVA E. A.
YANKOVSKAYA J. S.
PHENOMENON OF GRAFFITI: GENESIS, PROSPECTS, THE IMPACT ON MODERN ART AND ARCHITECTURE
This article is devoted to studying the social and artistic phenomenon of graffiti. We attempt to identify promising areas of graffiti, which are able to have an impact on the emergence of a new means of expression and experimental and innovative methods of form-finding in fine art, environmental design and architecture. In this respect the study of the relationship between graffiti and high art appears to be notable. Keywords: architecture, graffiti, modern art, genesis the synthesis of arts, the impact of graffiti on architecture, synthesis of arts, impact of graffiti on architecture.
Обращение к граффити вызвано желанием проследить истоки и перспективы этого достаточно неоднозначного вида художественной деятельности, а также исследовать специфику возможных влияний этого феномена на развитие современного искусства и архитектуры. Работа находится в русле исследований, рассматривающих развитие и взаимовлияние современной культуры, архитектуры и родственных ей пластических искусств. Авторы разделяют идею развития синтеза искусств. Нельзя отрицать тот факт, что ряд направлений современной архитектуры напрямую связан с теми или иными художественными течениями и веяниями культуры. Влияние феномена граффити на архитектуру можно рассматривать в двух аспектах: традиционном историко-архитектурном, связанном с орнаментальной или начертательной обработкой поверхностей архитектурных объемов, и современном, художественно-культурологическом, связанном с влиянием культурных и арт-феноменов на концептуальные основы зодчества.
В терминологическом словаре Российской академии художеств «Аполлон» предлагаются две основных интерпретации — в первоначальном значении надписей или рисунков, как древних, так и современных, и смежное толкование его как движения художников-любителей, воз-
никшее в 1960-х гг. в США [1, 145-146]. В качестве отправной точки исследования возьмем последнее определение за основу.
Подчеркнем отсутствие полноценных теоретических представлений о генезисе граффити. Речь идет не только об изучении начального этапа развития граффити, но и о критическом анализе и переосмыслении его становления. Надо полагать, что уместными и решающими здесь были бы искусствоведческие исследования граффити как вида нового искусства. К сожалению, таких исследований практически нет [4].
Отношение общества к граффити противоречиво. С одной стороны, феномен воспринимается как результат кризиса и дезинтеграции урбанистической среды, либо как фактор их зарождения, а с другой, — как часть массовой уличной культуры, в составе уличного искусства, а поэтому непроизвольно расцененным публикой как современное искусство. Двойственность оценки граффити, признание его искусством и в то же время вандализмом, кроется в его происхождении: поэтапном усложнении, и вслед за тем, внезапном отрыве от уличной субкультуры, именно ради того, чтобы эволюционировать до уровня искусства, в некотором роде разорвавшего связь с историческими корнями.
Термин «граффити» употребляется достаточно давно, корни имеет в итальянском языке,
© Евдокимова Е. А., Янковская Ю. С., 2013
65
Иллюстрация 1. а—Статья о Таки 183 в газете «Нью-Йорк Таймс» от 21 июля 1971 г. URL: http: //www.woostercollective.com/ post /
new-york-yimes1971-taki183-spans-pen-pals; б, в — фотографии метро Нью-Йорка 1970-х гг. Источник: книга Cooper Martha, Chalfant Henry. Subway art. London, 1999
«graffito» (мн.ч. «graffiti») обозначает нацарапанные или вырезанные надписи на стенах и других поверхностях. В исторической науке и искусствоведении термин традиционно используется в узком значении при изучении и описании древних эпиграфических памятников и надписей на стенах, скалах и других поверхностях; а также при описании рисунков сатирического и карикатурного характера, найденных на стенах античных памятников и древних сосудах. В последние десятилетия термин получил более широкую трактовку и используется при обозначении изображений, рисунков или надписей, выцарапанных, написанных или нарисованных краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити теперь можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен. Как видно, поле значения термина расширяется, а смысловое ядро (нацарапанная надпись или изображение, метка, способ передачи информации) сохраняется неизменным, что во многом объясняет историю развития этого явления и его возможные перспективы.
На основе обзора широкого спектра работ [3; 4; 6; 7; 9; 11; 12; 13] выделим два ключевых периода развития граффити: период зарождения и тиражирования и период укрепления и генерирования новых идей.
Период зарождения и тиражирования
Современная история граффити — это, прежде всего, история андеграун-дного (от англ. underground — подполье) [1, 37-38] движения, которое приобретает привычное для нас значение лишь в конце 1960-х гг. Его принято связывать с появлением первой метки в метро, оставленной без серьезного замысла молодым курьером из Нью-Йорка — TAKI 183 [10] (Иллюстрация 1, а). Именно этот первый тег1 становится отправной точкой истории.
1 Тег (от англ. tag — букв. «tag») — это стилизованная роспись, являющаяся основополагающим элементом для граффити.
Идея TAKI 183 оставлять свою подпись в метро для того, чтобы она была замечена максимально большим количеством людей, была молниеносно подхвачена и вскоре вышла на улицы Нью-Йорка (Иллюстрация 1, б, в). Теги распространились повсеместно и стали одновременно знаком отметки границ для разных групп, способом самовыражения для других, идеей для продвижения эстетики хип-хопа2 для третьих. Вдобавок в среде молодежи стало усиливаться стремление к индивидуализации, а окружение по-прежнему подавляло эти начинания.
Безликая окружающая среда перестала удовлетворять изменившиеся потребности молодых людей, что немедленно отразилось на городских стенах. Н. Мейлер, американский писатель и журналист, метафорично сравнивал эту тенденцию к разрисовыванию стен, поглотившую весь город с криком младенца, на которого не обращают внимания родители [12]. В этой связи характерно также высказывание Р. Зеннетта, американского исследователя: «Город никому не принадлежит, а потому люди неустанно стремятся оставить здесь некий след, запись своей истории. Нью-Йорк в 70-е был полон этих следов. Эти метки, нанесенные фломастерами и аэрозольными красками, появлялись в вагонах подземки, изнутри и снаружи: огромные цифры, инициалы и псевдонимы неизвестных авторов. В отличие от плакатов предыдущего десятилетия, никакой непристойности или политических лозунгов: повсюду лишь имена и значки вроде L. A. II — сигнатуры детей трущоб...» [3].
Авторы граффити этого периода, безусловно, не видели перед собой задачи усовершенствовать окружающую обстановку, скорее, они ставили во главу угла протест против общества. Отчасти именно в этом кроется зарождение восприятия граффити, основательно укоренившееся сегодня, как нелегальной деятельности и вандализма.
Период укрепления и генерирования новых идей
Ориентировочно с 1975 г. возникает тенденция к формированию идей, отличных от граффити первой волны. В это время появились отдельные авторы и команды, которые позиционировали себя как художники. Появление претензии на создание своего стиля привело к возникновению конкуренции среди представителей движения. Это соперничество
2 Хип-хоп (от англ. hip-hop) — направление уличной культуры, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка в 1970 гг.
в зарубежной литературе принято называть стилевыми войнами [9].
Работы периода, с одной стороны, базируются на том, что основали первопроходцы, с другой стороны, изолируются от него, формируя новую позицию. Для него характерно формирование представления о способности граффити встать на одни рельсы с общепринятым искусством, соприкасающееся со старой концепцией того, что граффити может быть органичным только в уличном пространстве. Из этого периода вырастают все основные стили этого движения, граффити к этому моменту находит по-настоящему широкое распространение в Европе. Отметим, что эволюция феномена происходит не последовательно, а скорее носит неупорядоченный и бессистемный характер, что свойственно искусству постмодернизма. Вследствие этого сложно систематизировать хронологически возникновение различных уличных направлений, одним из которых является граффити.
В России ситуация сходна с тем, что происходит на Западе: наряду с граффити, позиционируемого создателями как искусство, присутствует и маргинально ориентированное — вандализм. Эти две линии идут параллельно друг другу, временами переплетаясь между собой. В момент переплетения одна из линий по-своему обогащается за счет другой, что имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выделим четыре этапа, характеризующих динамику развития граффити в России: этап зарождения; этап метаморфоз; этап раскола; этап исканий.
Этап зарождения
Этот этап связан со стремлением молодых, маргинально настроенных и творчески активных людей создать в нашей стране новое художественное направление и/или вид уличной активности, при этом основой становится западное граффити. Появление в нашей стране граффити часто связывают с падением «железного занавеса», символом которого стало разрушение Берлинской стены. В этой связи можно вспомнить культовое граффити Дм. Врубеля под названием «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», оказавшееся одним из символов объединенного Берлина, на котором были изображены целующиеся Л. Брежнев и Э. Хо-некер. Распад СССР также считают отправной точкой для укрепления развивающейся молодежной субкультуры граффити, в период взволнованности предстоящими в стране переменами,
ажиотажа вокруг всего заграничного. Существенной характеристикой данного этапа являются процессы популяризации западного направления и заимствования его черт.
Этап метаморфоз
Трансформация восприятия феномена граффити. Ему свойственен также переход данного вида творческой активности от маргинальных проявлений к решению задач дизайна, по преимуществу дизайна интерьера. На этом этапе граффити как искусство понемногу берет верх над ван-дальными проявлениями в движении. Граффити шагает навстречу дизайну. От чисто маргинальной направленности творчества граффити, связанного лишь с протестом против сформировавшейся урбанистической среды, деятели граффити переходят к легальным формам искусства, по-иному репрезентируя свое творчество. Это привело к распространению данного вида уличного искусства и заложило основу для последующей количественной и качественной трансформации.
Этап раскола
Третий этап, начало XXI в., связан со все большим перемещением граффити в смежные сферы. Его характеризует поступательный отрыв от уличной культуры, отказ от сугубо маргинальной направленности и презентации себя лишь как контркультурного движения («граффити как вандализма»). Он обусловил переход к самореализации граффити в сферы, не ограниченные дизайном — имеется в виду переход граффити к синтезу с искусством, уже в новом качестве санкционированного элемента, готового к взаимообогащению.
Сегодня происходит развитие граффити. Данный этап — продолжение формирования выхода граффити «в жизнь», ожидание результата его синтеза с другими видами искусства.
Влияние граффити на современное искусство и архитектуру
Граффити распространяет свое влияние на многие города и страны, где есть свои известные художники, создающие на улицах настоящие шедевры, чьи работы также выставляются в галереях современного искусства (Иллюстрация 2).
В частности, бывшие уличные «граффитчики», такие, к примеру, как Delta, Daim, Peeta, стали не только большими мастерами, искусно овладевшими техникой, но и вписали новую страницу в историю граффити, сформировав свой неповторимый стиль, ассоциирующийся только
с их именами. Эти мастера, несмотря на регулярные выставки в официальных галереях, не утратили своих близких отношений с улицей и, как и прежде, рисуют в городском пространстве.
Эволюция граффити приводит к постепенному объединению произведений граффити в определенную общность внутри современного искусства. Они отражают поп-культуру и жизнь части городского сообщества. Граффити стало стартовой площадкой для ряда известных художников и дизайнеров, таких как Mike Giant, Pursue, Rime, Noah и др., которые сделали карьеру в промышленном дизайне и дизайне одежды. Ярким примером проникновения граффити в дизайн является французская команда «123Klan», которая успешно практикуя граффити, стала разрабатывать логотипы, иллюстрации, дизайн обуви и одежды для компаний Nike, Adidas, Lamborghini, Coca Cola, Sony и других. Среди русских граффитчиков можно выделить Aske из команды Sicksystems, развивающегося в этом ключе. В последнее время также наблюдается внедрение граффити в ролики и видеоигры.
В данный момент можно с уверенностью отметить влияние граффити на многие сферы графического дизайна, а именно, сферы типографики, визуальных решений стиля телевизионных передач, упаковки пищевой продукции, книжного оформления, веб-дизайна. «Сегодня граффити не только покинуло стены и поезда метро, чтобы перебраться на холсты и в художественные галереи, но еще и проявило себя на всем, от одежды до посуды. Есть граффити лампы, ремни, подушки, полотенца, ювелирные изделия и многое, многое другое» [13] (Иллюстрация 3).
Влияние граффити на дизайн можно охарактеризовать как весьма активное. Дизайн всегда был более открытым к новому, нежели архитектура, поэтому примеров ассимиляции граффити здесь достаточно много.
В связи со своим происхождением граффити легко нашло свое естественное место в дизайне городской среды. Здесь проявили себя многие представители движения граффити, главным образом путем расписывания неприглядных городских элементов, начиная от подпорных стенок, опор мостов и трансформаторных будок, заканчивая согласованными с местными властями проектами преобразования скучных фасадов типовых строений (Иллюстрация 4, а, б). В последнее время граффити включают в проекты эргономичной и адаптивной городской мебели.
Иллюстрация 2. Выставка немецкого граффити-художника Daim (Mirko Reisser) «Abstraction 21» в галерее Helene Bailly Gallery в Париже. 2013 г. URL: http://graffuturism.com/wp-content /
uploads/2013/09/ 1240629_673748295968 955_1104694151_n.jpg
Иллюстрация 3. Примеры влияния граффити на различные сферы дизайна. URL: http://ifitshipitshere.blspot.ru/ 2008/ 07 / tag-youre-it-graffiti-is-appearing.html
Иллюстрация 4. а — стена жилого дома в г. Люнебург, расписанная граффити-художником Daim (Mirko Reisser), Германия. 2009 г. URL: http://daim.org / site / en/ 2010/ 05/ projects-imagegallery; б — фрагмент опоры путепровода по ул. Московской в г. Екатеринбурге, расписанной граффити-художником Akue (Анатолий Аточкин) в рамках сотрудничества с городской администрацией. Россия, 2011 г. Фото Сергея Белягина
Из маргинального разрисовывания интерьеров заброшенных помещений-граффити переходит в художественный прием, определяющий концепцию дизайна интерьера. Граффити, включенное в контекст либо в качестве акцента, либо как заполнение всей поверхности стен, нередко придает индивидуальный характер интерьеру и делает его запоминающимся.
Нетрадиционный характер граффити порой оказывает сильнейшее воздействие на всю концепцию места. Так, к примеру, произошло с французским отелем «Au Vieux Panier», интерьер которого строится на игре разделения пространства надвое — полностью белой части и полностью разукрашенной нарочито экспрессивным и старомодным граффити (Иллюстрация 5).
Не менее существенно влияние граффити на архитектуру. Оно происходит в двух совершенно проти-
Иллюстрация 5. Интерьер отеля «Au Vieux Panier» в Марселе, расписанный французским граффити-художником Tilt, Франция. URL: http://www.bigbobz.com/ modern-
graffiti-wall-with-half-graphic-design/ wall-graffiti-design-detail/
Иллюстрация 6. Общий вид проекта «Ciudad de Flamenco» для испанского города Херес-де-ла-Фронтера. Арх. бюро Herzog & de Meuron. Проектирование 2004-2006 гг., реализуется с 2005 г.
воположных направлениях — негативном и позитивном. К первому направлению, в достаточной степени самоочевидному и общепонятному, относится отрицательное влияние на архитектуру, примером чего становятся испещренные малопривлекательными надписями здания. Второе направление менее очевидно, включает в себя понимание граффити как арт-феномена, оказывающего сильнейшее концептуальное воздействие на современную архитектуру. Поскольку мы рассматриваем граффити в органичном для данного феномена художественно-культурологическом аспекте, остановимся подробнее на этом направлении. Многомерность сопряжения архитектуры и граффити заключается в синхронном стремлении к синтезу между архитектурой и граффити, как в среде представителей граффити-движения, так и в среде профессиональных архитекторов. Каждый цех при этом движется к цели по-своему. Тема, раскрывающая эту интереснейшую тенденцию параллели в исканиях художников и архитекторов в отношении к граффити, ждет своего исследователя и должна быть изучена особо.
При обращении к изучению влияния культурно-художественного феномена граффити на современную архитектуру мы в основном говорим
о зарубежном опыте. Это вызвано тем, что современная отечественная архитектура, формирующаяся практически вне сферы художественной культу-
ры, не может похвастаться наличием плодотворных контактов с деятелями граффити, тогда как у западных архитекторов наблюдается несомненный интерес как к персоналиям граффити-художников, так и к современным направлениям этого вида художественной деятельности.
Рассмотрим некоторые зарубежные архитектурные проекты и концепции, использующие идеи граффити. Пионерами внедрения этого феномена в архитектуру стали швейцарские проектировщики Herzog & de Meuron. Они воплотили в жизнь идею использования граффити в архитектурных объектах на качественно ином уровне, сделав их свежими и остросовременными. Использование идей современного уличного искусства архитекторы сделали одой из отличительных черт работы своего бюро. Воплощением исканий в данном направлении стали такие объекты, как «Ciudad de Flamenco» в Испании (Иллюстрация 6), одиннадцатиэтажный жилой дом «40 Bond Street» в Нью-Йорке, библиотека университета в Коттбусе.
Все эти проекты отражают авторский способ работы с граффити-тегом архитекторами Herzog & de Meuron. Он заключается не в буквальном перенесения мотивов тега в архитектурный контекст, а представляет нам эксперимент его стилизации. Для своих объектов архитекторы перерабатывают живописные мотивы граффити, не сохраняя их смысл и внутреннюю суть, репрезентуя в итоге иную упрощенную систему знаков, превращенную в ритмически организованный узор. Полученный орнамент является, с одной стороны, отвлеченным декоративным элементом строения, но с другой, это намек на первоисточник.
Идеи сопряжения архитектуры и граффити также находят отражение в проектах архитектурных бюро: ITN Architecture (Иллюстрация 7, а, б), Metaform Architects (Иллюстрация 8, а), бюро Mi5 (Иллюстрация 8, б) и бюро Maurer, в экспериментах архитектора Роджера Беннетта, а также в дипломных исканиях студентов Studio Hadid Viena под руководством Захи Хадид. Все эти проекты обрисовывают «постепенный, двусторонний процесс стирания грани между высоким и уличным искусством» [6] и раскрывают потенциал для граффити стать основой для попытки определить новые горизонты современной архитектуры.
Примеры иллюстрируют широкий спектр заимствований из граффити. Здесь следует, прежде всего, иметь в виду художественную технику [1, 603-604], присущую граф-
фити, способы, с помощью которых представители движения исполняют свои произведения и конкретные художественные приемы [1, 475-476]. Так, для дизайна в равной степени характерно и прямое использование надписей и рисунков граффити в проектных решениях, и его опосредованное влияние на концепцию продукта. Прежде всего, бунтарский дух граффити в дизайнерских решениях прочитывается благодаря подтекам, эффектам распыления аэрозольной краски, внедрению персонажей с характерными атрибутами и позами, а также переосмыслению богатой полихромии рисунков и образной пластики шрифтовых решений в продукции. Разумеется, архитекторы в попытках взаимодействия более осторожны. Они используют граффити хотя и смело, но весьма дози-рованно. Бросая вызов сложившимся стереотипам и стирая грань между «высоким» и «низким», архитекторы все же стремятся выявить и подчеркнуть избранные художественные черты данного феномена, способствующие гармонизации и индивидуализации окружающей среды. Внимание к цветовым составляющим граффити у зодчих также присутствует, но вычленить в таком подходе черты именно граффити весьма затруднительно, что хорошо иллюстрирует проект дома молодежи бюро Mi5 Architects. Больший интерес архитекторов обнаруживается к начертательной выразительности граффити. Большинство рассмотренных нами проектов демонстрируют то, что зодчие кладут в основу своих проектов необычную красоту и образность граффити-шрифта, стремящегося отнюдь не к разборчивости, простоте и жесткому внутреннему порядку, а к экспрессивной затейливой узорности. Характерно, что архитекторы используют деформацию элементов, живописность деталей, особо не углубляясь в смысловое значение объекта своего вдохновения, хотя шрифтовое граффити всегда им наделено.
Перспективы
Развитие феномена граффити и его влияния на современное искусство может идти в нескольких направлениях. Нам представляется, что эти будущие изменения носят характер как внутренний, заключающийся в усилении художественной и концептуальной линии самого движения, так и внешний, формирующий более крепкие и очевидные связи с пространственными видами искусства. Происходящее на наших
Иллюстрация 7. а — общий вид частного жилого дома «The Hive Apartment» в г. Мельбурн, Австралия. Арх. бюро ITN Architects, реализация 2012 г.; б — фрагмент главного фасада с врезанными четырехметровыми буквами «Hive», дизайн которых разрабатывал граффити-художник Prowla (RDC Crew Melbourne). URL: http://www.magazindomov.ru/2012/08/09/ dom-graffiti-v-avstralii
Иллюстрация 8. а — общий вид жилого дома с рисунками граффити-художника Sumo в г. Люксембурге. Арх. бюро Metaform Architects. Проектирование 2011 г. URL: http://www.archdaily.com / 189990/ apartment-building-in-luxembourg-metaform-architects/cess02_; б — общий вид дома молодежи, заимствующий контрастные цветовые и декоративные элементы из граффити в г. Ривас-Васиамадрид, Испания. Арх. бюро Mi5 Architects. Проектирование 2006 г., реализация 2009 г. URL: http://www.archdaily.com/46411/ rivas-vaciamadrid-youth-center-mi5-arquitectos/ rivas_14
глазах совершенствование художественной техники и художественного качества произведений граффити не сможет не отразиться на синтезируемых с этим феноменом искусствах. В свою очередь, пространственные искусства, обогатившись свежими художественными средствами, могут развить в граффити новые интересные потенции. При этом тенденция единения граффити и архитектуры в художественное целое встраивается в традиционное представление об архитектурно-художественном синтезе, всегда занимавшем особое место в истории искусства.
Заключение
Проведенная работа обнаружила многослойность и актуальность феномена граффити. Можно констатировать, что он оказывает влияние на современное искусство и архитектуру, и происходит это следующим образом:
• граффити в изобразительном искусстве стимулирует поиск нового художественно-образного и пластического языка, с одной стороны, с другой — является отражением веяний поп-культуры;
• граффити в графическом и индустриальном дизайне стимулирует поиск современных пластических выразительных средств и стилистических решений, а также формирует новый инструментарий маркетинговых коммуникаций;
• граффити в дизайне городской среды сохраняет свою близость к генетическому началу — декоративному расписыванию поверхностей и при этом способствует поиску новых нетривиальных объемных решений городской мебели и оборудования, основанных на граффити-композициях;
• граффити в дизайне интерьера применяется в большей степени как основа концепции художественно-образного решения, стилистический прием или прием декоративной обработки стеновых поверхностей;
• граффити в архитектуре зачастую применяется как основа орнаментального решения ограждающих
плоскостей и поверхностей, в качестве элементов декора; более редкими до сих пор являются приемы формирования объемных решений на основе трехмерных интерпретаций граффити-изображений.
Анализируя материалы по теме, можно констатировать, что интерпретация идей граффити в современном искусстве и архитектуре имеет перспективы для развития. Если во время зарождения и становления движение граффити предлагало публике разгадать кодированное послание, замаскированное под яркой красочностью элементов, и вызов зрителю заключался лишь в идентификации умышленно нечитабельного послания, то сегодня правила игры несколько изменились, и читателю нужно смотреть между строк, чтобы не упустить свежих находок в граффити-движении и их влияния на пластические искусства. Современная обстановка еще раз заостряет внимание на том, что грань между «высоким» и «низким» искусством весьма условна и зависит от конкретного контекста. Все это убедительно доказывает, что совершающиеся исторические изменения феномена граффити интересны и актуальны сегодня, как и 50 лет назад.
Список использованной литературы
1 Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура : терминолог. словарь/под общ. ред. А. М. Кантора. М., 1997.
2 Ахмедова Л. С. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города : автореф. дис. ... канд. арх. наук. Самара, 2009.
3 Зенннет Р. Граффити: мы существуем и мы повсюду [Электронный ресурс] // Художественный журнал. 1999. № 64. URL: http://www.guelman.ru/xz/362/xx24/x2401. htm.
4 Раппапорт А. Г. Граффити и High Art. [Электронный ресурс] // Государственный центр современного искусства. URL: http://www.ncca.ru/publications. text?filial=2&id=101 (дата обращения: 09.11.2008).
5 Целуйко А. Граффити — на улице или в музее? [Электронный ресурс] // Проект «Стена». URL: http://thewallproject.ru/ dopstuff/ graffiti--na-ulice-ili-v-muzee /
6 Целуйко А. Уличное искусство в России. [Электронный ресурс] // Проект «Стена». URL: http://www.thewallproject.ru / dopstuff/ulichnoe-iskusstvo-v-rossii-ch-1/
7 Штепа В. В. Формирование и особенности субкультуры граффити в России // Вопросы гуманитарных наук. «Издательство «Спутник+». 2008. № 3.
8 Шукурова А. Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М., 1989.
9 Bartolomeo Bradley J. Cement or Canvas: Aerosol Art & The Changing Face of Graffiti in the 21st Century [Электронный ресурс] // Art Crimes. Interviews, Articles, and Research. URL: http://www.graffiti.org/faq/graffiti-is-part-of-us.html.
10 Cooper M., Chalfant H. Subway art. London, 1999.
11 Klausner A. Bombing Modernism: Graffiti and its relationship to the (built) environment [Электронный ресурс] // Art Crimes. Interviews, Articles, and Research. URL: http: //www.core77.com / reactor /04.07_klausner. asp.
12 Mailer N. The faith of the graffiti. [Электронный ресурс] // Esquire. URL: http://testpressing.org/2012/06/esquire-the-faith-of-graffiti-norman-mailer/
13 Tag, You‘re It! [Электронный ресурс] // Art Crimes. Interviews, Articles, and Research. URL: http://ifitshipitshere.blogspot.ru/2008/07/tag-youre-it-graffiti-is-appearing.html.