Научная статья на тему 'Феномен гениальности: сущность и проблема возникновения'

Феномен гениальности: сущность и проблема возникновения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1853
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНИЙ / ГЕНИАЛЬНОСТЬ / ТАЛАНТ / ОДАРЁННОСТЬ / ПАТОЛОГИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / GENIUS / TALENT / GIFTEDNESS / PATHOLOGY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гуторович Ольга Викторовна, Гуторович Валерий Николаевич

Рассматриваются исторические изменения интерпретации концепта «гений». Подчёркивается мысль, что каждая эпоха в зависимости от собственного мировоззрения формировала своё понимание сущности гениальности. Внимание авторов привлекает проблема возникновения гениев, анализ которой приводит к рассмотрению биологической, исторической, эзотерической, психоаналитической и патологической гипотез. На основе их характеристики раскрываются онтологические основания гениальности, даётся описание форм и типов гениальности, выделяется ряд детерминант, накладывающих отпечаток на проявление гениального начала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Phenomenon of Genius: the Essence and Problem of Origin

Interest in the problem of genius is actualized by the desire of scientists to understand what this phenomenon is. Realizing the value, significance of the role of geniuses and the scale of their contribution to social progress, the authors of the study set themselves the task to determine the essential features of the phenomenon of genius. The article examines how interpretations of the concept of “genius” have changed historically. The idea is emphasized that each epoch, depending on its own worldview, formed its own understanding of the essence of genius. The authors‘ attention is drawn to the problem of the origin of geniuses, the analysis of which leads to the consideration of biological, esoteric, psychoanalytic and pathological hypotheses. On the basis of their characteristics, the ontological foundations of genius are revealed, the forms and types of genius are described, a number of determinants are identified that imprint on the manifestation of the genius principle. The authors define genius as a set of innate and acquired properties, emphasizing that it is not just a set of properties, but the integration of natural psychological and cognitive properties with those properties that a person has acquired in the course of socialization.

Текст научной работы на тему «Феномен гениальности: сущность и проблема возникновения»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 12 (434). Философские науки. Вып. 54. С. 80-88.

УДК 159.9.01 DOI: 10.24411/1994-2796-2019-11211

ББК 87.52

ФЕНОМЕН ГЕНИАЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ

О. В. Гуторович, В. Н. Гуторович

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург, Россия

Рассматриваются исторические изменения интерпретации концепта «гений». Подчёркивается мысль, что каждая эпоха в зависимости от собственного мировоззрения формировала своё понимание сущности гениальности. Внимание авторов привлекает проблема возникновения гениев, анализ которой приводит к рассмотрению биологической, исторической, эзотерической, психоаналитической и патологической гипотез. На основе их характеристики раскрываются онтологические основания гениальности, даётся описание форм и типов гениальности, выделяется ряд детерминант, накладывающих отпечаток на проявление гениального начала.

Ключевые слова: гений, гениальность, талант, одарённость, патология, креативность, творчество.

Интерес к проблеме гениальности объясняется стремлением понять, что собой представляет это необычное явление. Человечество всегда выражало восхищение и испытывало гордость за людей, которые достигли невероятных вершин в своей творческой и научной деятельности. Они служили прекрасным примером невероятного трудолюбия и блистательных возможностей человека. 21 апреля 1893 г. калифорнийская Riverside Daily Press процитировала Кейт Санборн, американскую писательницу, которая, рассуждая о гении, пришла к выводу, что «гений — это вдохновение, талант и пот» [8]. Так ли это? Что собой представляет данный феномен? В чём он проявляется? Как возможно возникновение гениев? Эти вопросы станут предметом предлагаемого исследования.

Существует несколько точек зрения относительно времени, с которого термин «гений» начинает использоваться в русском языке. Так, Н. М. Шанский [19, с. 52] и М. Фасмер [17, с. 402] утверждают, что слово «гений» вошло в русский язык в эпоху Петра I в начале XVIII в. А. В. Семёнов [14, с. 67] и П. Я. Чёрных [18, с. 85] указывают на середину XVIII в. При этом термин «гений» широко использовался в научных трудах ещё со времён античности. Несмотря на некоторые расхождения в этимологических комментариях, большинство исследователей связывают происхождение термина «гений» с латинским словом genius, что в переводе означает «дух» [3, с. 209]. Это не является случайностью, так как в античной культуре гениальность считалась божественным даром, озарением свыше, иррациональным вдохновением. Гениальность предполагала качественно иные возможности, ко-

торые не были свойственны большинству людей, а их возникновение было следствием соединения человека с божественным духом. Утверждая, что истоки концепта «гений» берут своё начало в европейской культуре, необходимо учитывать, что с течением времени он обрастает новыми смыслами, трансляция которых была актуальной для каждой конкретной эпохи.

Так, начиная с Античной эпохи и вплоть до эпохи Возрождения феномен гениальности относился к разряду необъяснимых с позиции известных законов природы, в качестве прародителей гениев рассматривали богов, а их жизнь и деятельность мистифицировалась. Сегодня такие идеи разделяют сторонники эзотерической гипотезы возникновения гениев. Они убеждены, что гений — это существо высшего порядка, божественное начало которого объясняет уникальность и неповторимость его ума. Вырастить гения, создав необходимые условия, невозможно, он—ребёнок иного мира. Все его ощущения, мысли, решения, поступки, рассуждения, восприятие отличаются исключительностью, оригинальностью и неподражаемостью. Отношение к нему может быть разное. Диапазон чувств простирается от восхищения до откровенного неприятия, одни рукоплещут, другие освистывают. Задача же гения выразить то вдохновенное, что под силу только ему.

Эпоха Возрождения изменила акценты. Эпоха, основой мировоззрения которой был антропоцентризм, ассоциировала гения с личностью, а гениальность рассматривала как её врождённое универсальное свойство. С наступлением Просвещения утверждается мысль, что основу гениаль-

ности составляют условия, в которых происходит формирование и воспитание человека. И если, например, о Пифагоре говорили, что он сын Аполлона (или Гермеса) [13], то представители эпохи Просвещения строили свои рассуждения на утверждении, что ни божественного, ни врождённого дара не существует. Достаточно вспомнить Джона Локка, известного английского философа, заложившего основы идеологии эпохи и утверждавшего, что, только соприкасаясь с материальным миром, чистая человеческая душа—tabula rassa— наполняется содержанием. Примером являются и идеи немецкого учёного, философа, публициста Г. К. Лихтенберга, убеждённого в том, что гениальность дремлет в каждом человеке и её проявление зависит от умения много и качественно трудиться [13]. Во многом подобные взгляды порождались тенденциями, характерными для XVIII в.: религиозным скептицизмом и вольнодумством, формирующейся идеей прогресса, несущей с собой уверенность в бесконечном развитии, совершенствованием как образовательной, так и воспитательной практики.

В XIX в. понятие «гений» наполняется новыми смыслами. Следует согласиться с Ф. К. Бесоловой, которая отмечает, что в это время «концепт "гений" распадается на множество идеологем» [3, с. 208]. В понимании И. Канта гений есть высшая способность к художественному творчеству, а с точки зрения А. Шопенгауэра — избыток интеллекта. С позиции же Ч. Ломброзо и Ф. Ницше, гениальность — всего лишь отклонение от нормы. Семантическое поле концепта «гений» существенно разнится в представлениях философов, но есть нечто общее, что объединяет все эти позиции. Гениальность больше не рассматривается как результат воздействия извне сверхъестественной силы, в ней видят имманентное свойство личности.

В XIX в. появляется ряд гипотез, затрагивающих проблему возникновения гениальности. Среди них биологическая, историческая, психоаналитическая, эзотерическая и патологическая и другие гипотезы.

Особую популярность в связи с развитием генетики в ХХ в. приобрела биологическая гипотеза возникновения гениев. Её суть можно было бы свести к следующим утверждениям: возможность появления гениев связана либо с конкретным геном, и тогда встаёт необходимость в исследованиях, направленных на поиск такого гена, либо причиной возникновения гениальности следует считать особую перестройку или комбинацию

генов. Так как генетика занимается изучением вопросов наследственности и изменчивости, она связывает с этими факторами и появление гениев. Данная проблема всесторонне изучалась советским учёным, доктором биологических наук В. П. Эф-роимсоном. В работе «Генетика гениальности» он приходит к выводу, что гениями рождаются, и данная проблема, несомненно, лежит в плоскости интересов генетики [20]. Однако речь идёт о появлении потенциального гения, его рождении, трансформация же в гения, вероятность которой ничтожно мала,—это проблема биосоциальная. Если такая трансформация произойдёт, то обществу явится человек, отличающийся любознательным и живым умом, остротой ощущений, сильно выраженным темпераментом, эмоциональной напряжённостью, уникальной восприимчивостью окружающей действительности. Такое описание соответствует пограничному состоянию психики человека, находящейся между нормой и психическим расстройством. Основным допущением данной гипотезы является идея, что гениальность передаётся из поколения в поколение по наследству, «накапливаясь, словно некая таинственная энергия» [10, с. 257], то есть она генетически обусловлена и является врождённой.

В. П. Эфроимсон рассматривает гениальность и в контексте патологической гипотезы. Вслед за профессором Кембриджского университета Дж. Эллисом он заинтересовался судьбой гениев-подагриков, изучал их биографии и патографии. Метод патографии позволил вывести ему зависимость сверходарённости человека от физиологии, прежде всего от патологических изменений в физическом и психическом состоянии человека.

Следует отметить, что точкой отсчёта данной гипотезы считаются исследования основателя клинической психофармакологии, французского психиатра Ж. Ж. Моро де Тура [15]. В 1845 г. у него вышла работа «Гашиш и душевные болезни», где высказывается предположение о зависимости интеллектуальных способностей от «изменённых состояний» сознания. Моро де Тур предположил наличие корреляции между гениальностью и психической патологией. При этом исторические данные свидетельствуют, что на связь патологий и гениальности указывали уже философы Древней Греции. Так, Аристотель отмечал болезненную психическую симптоматику великих личностей, а Платон, анализируя бредовое состояние, предложил типологию бреда, выделив бред как обычное безумие и бред как «духовное возвышение»

[2, с. 178]. Результатом последнего являются изобретения, поэзия, пророчество и т. д.

Сегодня основу патологической гипотезы составляет тезис, в соответствии с которым утверждается, что отклонения от нормы или разного рода нарушения психического и физического здоровья—неврозы, эксцентричное поведение, душевные болезни, безумие — определяют гениальность. Сторонник данной гипотезы итальянский невропатолог Ч. Ломброзо усматривал «полнейшее сходство» и во внешнем поведении между творящим гением и бьющимся в припадке сумасшедшим. В книге «Гениальность и помешательство» он описывает состояние, в котором пребывает гений в период творческой деятельности: «Пульс слабый и неровный, кожа бледная, холодная, голова горячая, воспалённая, глаза блестящие, налитые кровью, беспокойные, бегающие по сторонам» [9]. Сходство между гениями и сумасшедшими, по мнению Ч. Ломброзо, наблюдалось не только в мимических особенностях и нетипичном поведении, но и в чертах характера. Как правило, им свойственна одинокость, равнодушие и холодность к обязанностям члена семьи или общества.

В свою очередь немецкий психиатр В. Ланге-Эйхбаум, посвятив свои исследования проблеме гения, в работе «Гений, безумие и слава» (1928) предлагает объяснение связи безумия и гениальности [2, с. 465]. Описывая патологическое состояние, он обращает внимание на то, что оно снижает уровень самоконтроля, провоцирует эмоциональную насыщенность, восприимчивость к мимолётным стимулам, способствует переживаниям, нехарактерным и недоступным для обычных людей. Осознание своего состояния порождает у таких людей чувство неполноценности и ощущение несчастья, что становится сильнейшим мотивом в их деятельности. Кроме того, ряд патологических состояний человека сопровождается кипучей фантазией, что неминуемо отражается на его креативности.

В поисках решения проблемы возникновения гениев психоаналитическая гипотеза останавливается как на сущностных признаках гениальности, так и на мотивационных характеристиках. Мозг гениев неповторим и уникален, перед нами оригинальная и самобытная личность, наделённая комплексом умственных и творческих способностей, точнее, сверхспособностей. Гениального человека отличают утончённость, глубина впечатлений и болезненная чувствительность, что объясняется обострённостью сенсорно-перцептивных процессов. Для процессов памяти, воображения и мышления

характерна нестандартность, которая может проявляться, например, в гибкости, ассоциативности, логичности мышления, в наблюдательности или в способности быстро запоминать любую информацию. При этом гениальность предполагает сплав интеллектуальных качеств и нравственно-психологических черт.

Внимание к мотивационным факторам гениальности проявляли психоаналитические теории сублимации, компенсации и значимости «бессознательных процессов» в творчестве. Так, З. Фрейд объяснял гениальность сублимацией, защитным психологическим механизмом, позволяющим человеку переключиться с нереализованных физиологических влечений на художественное или научное творчество. Австрийский психолог и психиатр А. Адлер считал, что самоощущение дефективности и неполноценности способно не только создавать благоприятную почву для невроза, но и быть стимулом для развития человеческой психики, актуализировать его творческие возможности и вести к сверхкомпенсации [1, с. 92-93]. Иллюстрацией этому могут быть слова К. Э. Циолковского, страдавшего нарушением слуха: «Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться своим навеянным наукой мыслям. Без неё я никогда бы не сделал и не закончил столько работ» [5].

Теория значимости «бессознательных процессов» в творчестве осуществляла подборку и анализ свидетельств трансоподобных бессознательных состояний, ведущих к творческому прозрению. О таких состояниях писали, например, Блаженный Августин: «Я не сам думаю, мои мысли думают за меня» и В. Гюго: «Бог диктовал, а я писал» [16, с. 128-129]. Предполагалось, что в момент творчества сознание автора выполняло пассивную роль, позволяя бессознательному отображать себя. Поэтому гению-творцу было не под силу объяснить, как возникало и осуществлялось творческое решение, такая задача приводила его в замешательство. Возможность же вербализации замысла, как правило, разрушало его.

Очевидно, что ни одна из теорий, затрагивающих вопросы мотивации гениев, не позволяет найти однозначного решения данной проблемы. Объяснить с помощью них все случаи гениальности без исключения не представляется возможным.

Достаточно расплывчато и неубедительно проблема возникновения гениев рассматривается в рамках исторической гипотезы. Высказывается мне-

ние, что творчество гения представляет собой ответ на запрос общества. Гениальность ассоциируется с творчеством, а вот реализация гением своей творческой программы зависит от восприимчивости общества к идеям и открытиям. Речь не идёт о том, каким образом в одном человеке есть и проявляется эта уникальная программа, а в другом она отсутствует, скорее, гипотеза затрагивает проблему реакции и оценки социумом творений человека. В случае положительной реакции человек вправе считать успешной свою творческую деятельность, он обретает не только признание, его идентифицируют как исключительную, отличную от других личность, получающую право называться гением. Отрицательный ответ общественности ведёт к неприятию результатов деятельности человека, возможно, остракизму и, наконец, забвению.

Скорее всего, историческая гипотеза должна была бы сосредоточиться на проблеме социальных условий, способствующих появлению гениальных личностей. Представляется интересным проследить, как общественно-историческая среда, её ценности влияют на формирование гениев; как особенности процесса социализации каждого конкретного исторического периода способствуют проявлению гениальности. Если учесть, что выдающиеся умы появлялись группами, в определённых местах и в определённое время, например, Афинах эпохи Античности или Флоренции эпохи Возрождения, можно предположить, что проявление гениальности связано с высокой плотностью населения и атмосферой толерантности, открытости, терпимости общества. В пользу данного предположения свидетельствует психология, утверждающая, что развитию творчества способствует снисходительность общества. Она рождает чувство психологической безопасности и психологической свободы, что неминуемо ведёт индивида к неожиданным и причудливым решениям тех или иных задач.

С. Л. Марков в работе «Генетический подход к природе гениальности» [10] обращает внимание на значительную роль в формировании гения научных и художественных школ, а также профессионального окружения, создающего стимулирующую, креатогенную среду с возможностью дискутировать, обмениваться результатами труда, расширять свой интеллект и совершенствовать свои способности. История Багдада, Рима, Парижа 1920-х гг., Санкт-Петербурга, сегодняшней Кремниевой долины подтверждает эту мысль.

Английский социолог Э. Гидденс, автор теории структурации, изучая современные общества, предложил концепцию, которая была названа концепцией общества «поздней современности». Её основные идеи изложены в работе «Конституция общества: очерк теории структурирования» [4, с. 86-91]. В рамках данной концепции даётся анализ современного общества, с точки зрения Э. Гидденса, отличающегося принципиально иной культурой сопряжённой с высоким уровнем новаций. Речь идёт, например, об информатизации и всеобщей технизации, доступности информации и феномене глобализации, затрагивающем все сферы общества, включая культурную и научную. Несомненно, что данные характеристики общества определяют развитие каждого человека, способствуя не только формированию творческого потенциала личности, совершенствованию его критического мышления, но и возводя человека на качественно иную ступень свободы, позволяющую максимально раскрыться и проявиться его способностям и дарованиям.

Предполагаем, что историческая среда играет не последнюю роль в возникновении и проявлении гениев. Тем не менее в социальной философии существуют прямо противоположные взгляды на данную проблему. В рамках одного доказывается детерминируемость личности творца обществом и социальной средой. Такая позиция разделялась Аристотелем, немецкими философами И. Кантом и Г. Гегелем и многими другими. Второй подход меняет местами общество и творца, предполагая, что творческое начало человека определяет все установки, особенности и характеристики общества. Такая точка зрения была присуща, например, Эпикуру, Т. Гоббсу, Г. Зиммелю. С. Л. Франк определил эти подходы как универсализм и «социальный атомизм» или сингуляризм соответственно.

Анализ представленных выше гипотез позволяет сделать вывод, что гениальность — это совокупность свойств как врождённых, так и приобретённых. Речь идёт не просто о наборе определённых свойств, скажем, об исключительно острой наблюдательности, ассоциативном и гибком мышлении, уникальной памяти, а об интеграции природных психологических и когнитивных свойств с теми свойствами, которые человек приобрёл в ходе социализации. Именно данное интегративное свойство становится основой для формулирования новых идей, принятия нестандартных решений, свершения открытий в различных сферах.

Несомненно, на онтологические основания гениальности накладывает отпечаток сразу целый ряд детерминант. Среди них общественно-историческая среда и её ценности, образование и самообразование, воспитание и самовоспитание, наставничество и трудовая деятельность, наконец, непредвиденные события или случай. В. П. Эф-роимсон, изучая влияние социальных факторов на проявление гениального начала, выделил ряд социальных условий, имеющих значение: 1) формирование ценностных установок в детско-юношеском периоде с последующей зависимостью от них. В психологии это процесс называется им-принтингом; 2) определение индивидуальных особенностей и дарований у ребёнка с последующим выбором деятельности в соответствии с ними; 3) создание необходимых условий для развития, совершенствования и оттачивания природных способностей; 4) подходящие социальные условия, благоприятствующие самореализации [20].

Совокупность перечисленных факторов стимулирует развитие природных задатков и способностей в свойство наивысшего качества, которые принято называть гениальностью. Гениальность не возникает на пустом месте и из ниоткуда. Существенную роль играют неординарные черты самого человека: его уникальные анатомические и физиологические свойства, мощный интеллект, гиперактивность сознания, превосходная интуиция, повышенная чувствительность. Только гармоничное сочетание фундирующих оснований и детерминант, их синтез способствуют проявлению гениального дара, который может проявиться в раннем возрасте или в зрелом состоянии, обнаружиться в теоретической или практической сферах, в научной или художественной деятельности. Это позволяет утверждать, что существуют разнообразные типы и формы гениальности: гений-практик, гений-теоретик, гений науки, художественный гений, ранний гений, поздний гений, универсальный гений и др.

Так, например, энергия гения-теоретика нацелена на размышления. Он легко формулирует цели, задачи, разрабатывает стратегии, делает выводы, лучше осознаёт вопросы, связанные с интерпретацией причинно-следственных связей, вскрывает механизм изучаемого явления. Ему присуща активная работа на умозрительном уровне. Его мышление характеризует многоуровневая абстрактность. В свою очередь, гений-практик проявляется в процессе действия, вся имеющаяся информация и совокупность знаний нацелены на результат и свое-

образным образом реализуются в конкретных оригинальных практических решениях.

Анализируя черты мыслительной деятельности гения, следует выделить образность его мышления, ясность, продуктивность, панорамность, абстрактность, критичность, альтернативность, аналитичность, неординарность, систематичность, креативность, вариативность, комбинационность, гибкость, экзистенциальность, созидательность. Эти свойства мышления в разных комбинациях и с разной силой проявляются у гения науки и гения искусства, последнего отличают прежде всего образность и экзистенциальность.

И. Кант, проявлявший интерес к проблеме гениальности, определяющим свойством гения считал оригинальность. В соответствии с его представлениями оригинальность есть способность создавать и творить что-либо вопреки и вне определённых правил, что со временем становится объектом подражания или образцом. При этом объяснить, как рождается гениальная идея или произведение, гений не может, это происходит так, как будто это идёт от самой природы. Оригинальность противопоставляется подражанию, следование образцу исключается.

В работе «Критика способности суждения» И. Кант рассматривает сущностные черты гения в науке и искусстве [8, с. 323-324], отмечая принципиальную разницу между ними. Он отказывает величайшему уму в науке в возможности творить в высшем смысле этого слова—вдохновенно. В сфере науки мы сталкиваемся с естественным путём исследования, с размышлениями согласно правилам, специфичность же художественного гения в неподражаемости. Только сфера искусства со свойственной ей свободой, игрой воображения, сверхчувственным и непостижимым рационально даёт нам гениев.

Его позиция не разделялась Г. Гегелем, считавшим, что понятие «гений» может употребляться по отношению к великим людям в различных сферах деятельности, а гениальность следует рассматривать как некую всеобщую способность к созданию настоящих высокохудожественных произведений. При этом он не отрицал, что гений в науке и искусстве — это не одно и то же. В работе «Идея прекрасного в искусстве или идеал» [6, с. 294-297] он описывает художественного гения, как обладающего специфическими задатками, существенную часть которых составляет природное дарование, продуктивная фантазия и лёгкость в приобретении навыков и умений, позволяющая справляться

с любыми задачами в сфере своего художественного интереса.

Если И. Кант и Г. Гегель в своих исследованиях дали характеристику гения искусства, то И. П. Павлов, известный русский учёный в области физиологии, выступая в 1918 г. с публичной лекцией в Петрограде, предложил своё описание «ума учёного». В его концепции представлены восемь основных характеристик или свойств ума, обеспечивающих успех делу учёного мужа [12]. К ним относятся беспрерывная направленность мысли на исследуемый предмет или интересующий вопрос, что, в конечном итоге, приведёт к положительному результату в решении той или иной проблемы, и умение устранять факторы, затрудняющие движение мысли к изображению и объяснению подлинной действительности. Две следующие черты предполагают абсолютность свободы мыслительной деятельности и беспристрастность в любых суждениях. Только свобода, граничащая с «распущенностью мысли», а также способность отказаться от всех приоритетов и в любой момент отречься от авторитетов делают учёного способным совершить рывок в сторону истинно нового и революционного.

Неотъемлемым свойством ума учёного является обстоятельность и детальность мысли. Без повышенного внимания к мельчайшим элементам, без рассудительности, желания досконально и подробно изучить проблему научные задачи не решаются.

Выше перечисленные характеристики ума дополняются стремлением к простоте и ясности, составляющим основу методологического принципа, которым должен руководствоваться учёный, в ходе построения любой когнитивной конструкции. Венчают набор свойств стремление к истине и смирение мысли. Стремление к истине означает не только устремлённость к её приобретению, но и желание раз за разом убеждаться в её абсолютности, в гарантированной прочности, смирение же мысли трактуется как научение покорности и глубокому смирению в ходе труднейших поисков истины.

Уникальность гения налицо. Следует согласиться с И. Кантом, утверждавшим, что «гений — это баловень природы» [8, с. 334], наделённый ею исключительным даром, который мы можем рассматривать как совокупность исключительных способностей. Гениальность — явление редкое и её следует отличать от одарённости и талантливости. Если одарённость интерпретировать как природную основу способностей, то талант над-

лежит оценивать как высокий уровень развития способностей. Для данного уровня характерно яркое проявление одарённости в чём-либо, талантливые произведения оригинальны и характеризуются новизной. Для гениальности этого мало, поэтому применительно к ней используют такие определения, как «высшая степень проявления способностей», «исключительное развитие природного дара», «непредсказуемость в решении поставленных задач». Проявление гениальности есть своего рода «акме», вершина или высшая точка выражения способностей. Допустимы и такие характеристики, как сверхспособность, сверходарённость, сверхдарование, эксклюзивность, феноменальность, неповторимость и др. Напрашивается вывод, что гениальность предполагает превышение стандартной меры способностей, кроме того количественно и качественно данные способности должны отличаться от способностей просто одарённого или талантливого человека.

Сталкиваясь с гениальной личностью, мы вправе ожидать от неё колоссальной целеустремлённости, жертвенности, маниакального упорства, огромного трудолюбия, невероятной креативности, острой заинтересованности, наконец, увлечённости, переходящей в одержимость. Интегративный набор данных свойств и не только позволяет добиваться успеха в любой сфере деятельности, дарит обществу научные и художественные шедевры, оказывает влияние на ход развития цивилизации.

Итак, подведём итоги. Рассматривая проблему онтологических оснований гениальности, можно сделать вывод, что сущность гениальности проявляется в интеграции ряда свойств, как природного качества, так и социального. Объединение природных когнитивных и психологических свойств со свойствами, сформировавшимися в момент социализации, рождает неповторимое особое качество, которое позволяет человеку не просто творить, а создавать то, что квалифицируется как уникальное. Типы и формы гениальности разнообразны, её можно соотнести как с яркими, прорывными открытиями в области науки, так и с созданием произведений художественного творчества, поражающими воображение. Основами её формирования выступает множество детерминант: от общественно-исторических ценностей до случайных событий.

Гениальность — сложный и неоднозначный феномен. Этот факт объясняет желание человека обратиться к сверхъестественному и свести причины возникновения гениев к вмешательству свыше.

И если гениальность можно выделить, определить, описать на уровне её проявления, то вопрос возникновения этого исключительного явления оказывается открытым. Несмотря на то, что начиная с античной эпохи эта тема постоянно находит своих исследователей, остаются вопросы, на кото-

рые до сих пор нет ответа. Пытаясь разобраться в проблеме возникновения гениев, мы вынуждены перебирать ряд гипотез, работать с предположительным знанием и высказывать свои догадки. Тем не менее дальнейшие исследования в этом направлении необходимы.

Список литературы

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. — М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.— 214 с.

2. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази ; : пер. с англ. Д. Гурьева, М. Будыниной, Г. Пимочкиной, С. Лихацкой. — М. : Апрель Пресс : Эксмо-Пресс, 2001.— 752 с.

3. Бесолова, Ф. К. Лексема гений в словарях русского языка, художественных и публицистических текстах: первые фиксации и словоупотребления / Ф. К. Бесолова // Гуманитарные и юридические исследования.— Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018.— Вып. 4.— С. 207-214.

4. Бессарабов-Гончаров, М. В. Влияние социальной среды на формирование творческого потенциала личности в обществе поздней современности / М. В. Бессарабов-Гончаров // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : сб. ст. по материалам XXXIII между-нар. науч.-практ. конф. № 1 (33).— Новосибирск : СибАК, 2014.— С. 86-91.

5. Воробьёв, Б. Н. Циолковский / Б. Н. Воробьёв. — М. : Молодая гвардия, 1940. — 44 с. — URL: https:// www.litmir.me/br/?b=243177&p=3 (дата обращения: 15.04.2019).

6. Гегель, Г. Идея прекрасного в искусстве или идеал / Г. Гегель // Гегель Г. Эстетика : в 4 т. Т. 1.— М. : Искусство, 1968-1971.— С. 294-297.

7. Душенко, К. В. История знаменитых цитат / К. В. Душенко. — М. : Азбука-Аттикус, 2018. — 35 с. — URL: https://kartaslov.ru (дата обращения: 29.05.2019).

8. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант // Кант И. Сочинения : в 6 т. Т. 5.— М. : Мысль, 1966.— С. 161-529.

9. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми и помешанными: пер. К. Тетюшиновой / Ч. Ломброзо.— СПб. : Ф. Павленков, 1885.— 351 с.— URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=34899 (дата обращения: 15.04.2019).

10. Марков, С. Л. Генетический подход к природе гениальности / С. Л. Марков // Генеза бытия личности : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 19-20 дек. 2011 г.). Т. 1.— Киев, 2011.— С. 255-260.

11. Носовский, Г. В. Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе / Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. — М. : АСТ, Астрель, 2008.— 141 с. — URL: https://www.litmir.me/br/?b=104395&p=1 (дата обращения: 13.04.2019).

12. Павлов, И. П. Об уме вообще, о русском уме в частности / И. П. Павлов // Библиотека Гумер — гуманитарные науки.— URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/pavl_russum. php#pavlov_2 (дата обращения: 24.04.2019).

13. Савенков, А. И. Психология детской одаренности / А. И. Савенков. — М. : Генезис, 2010. — 440 с.— URL: https://www.psychol-ok.ru (дата обращения: 13.04.2019).

14. Семёнов, А. В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык. От А до Я / А. В. Семёнов.— М. : ЮНВЕС, 2003.— 704 с.

15. Сироткина, И. Е. Классики и психиатры. Психиатрия в российской культуре конца XIX — начала XX века / И. Е. Сироткина. — М. : Новое лит. обозрение, 2008.— 272 с.— URL: https://royallib.com/read (дата обращения: 15.04.2019).

16. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопр. психологии.— 1998. — № 4.—С. 123-133.

17. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / М. Фасмер ; под ред. Б. А. Ларина / М. Фасмер.—М. : Прогресс, 1986.— Т. 1. — 576 с.

18. Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка : в 2 т. Т. 1 / П. Я. Черных.—М. : Рус. яз., 1999.— 624 с.

19. Этимологический словарь русского языка / под ред. Н. М. Шанского.— М. : МГУ, 1972.— Т. 1. Вып. 4. — 217 с.

20. Эфроимсон, Ф. П. Генетика гениальности / Ф. П. Эфроимсон.— М., 2002.— 26 с.— URL: https://www.litmir.me/br (дата обращения: 14.04.2019).

Сведения об авторах

Гуторович Ольга Викторовна — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и философии, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского. Санкт-Петербург, Россия. olwikgut@yandex.ru

Гуторович Валерий Николаевич — кандидат философских наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского. Санкт-Петербург, Россия. valgut@ yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 12 (434). Philosophy Sciences. Iss. 54. Pp. 80-88.

THE PHENOMENON OF GENIUS: THE ESSENCE AND PROBLEM OF

ORIGIN

O.V. Gutorovich

Mozhaisky Military Aerospace Academy, Sankt-Petersburg, Russia. olwikgut@yandex.ru

V.N. Gutorovich

Mozhaisky Military Aerospace Academy, Sankt-Petersburg, Russia. olwikgut@yandex.ru

Interest in the problem of genius is actualized by the desire of scientists to understand what this phenomenon is. Realizing the value, significance of the role of geniuses and the scale of their contribution to social progress, the authors of the study set themselves the task to determine the essential features of the phenomenon of genius. The article examines how interpretations of the concept of "genius" have changed historically. The idea is emphasized that each epoch, depending on its own worldview, formed its own understanding of the essence of genius. The authors ' attention is drawn to the problem of the origin of geniuses, the analysis of which leads to the consideration of biological, esoteric, psychoanalytic and pathological hypotheses. On the basis of their characteristics, the ontological foundations of genius are revealed, the forms and types of genius are described, a number of determinants are identified that imprint on the manifestation of the genius principle. The authors define genius as a set of innate and acquired properties, emphasizing that it is not just a set of properties, but the integration of natural psychological and cognitive properties with those properties that a person has acquired in the course of socialization.

Keyword: genius, genius, talent, giftedness, pathology, creativity, creativity.

References

1. Adler A. Praktika i teoriya individual 'noypsikhologii. Lektsiipo vvedeniyu v psikhoterapiyu dlya vrachey, psikhologov i uchiteley [Practice and theory of individual psychology. Lectures on introduction to psychotherapy for doctors, psychologists and teachers]. Moscow, Publishing house Of the Institute of psychotherapy Publ., 2002. 214 p. (In Russ.).

2. Anastazi A. Differentsial'nayapsikhologiya. Individual'nyye i gruppovyye razlichiya v povedenii [Differential psychology. Individual and group differences in behavior]. Moscow, April Press, publishing house EKSMO-Press Publ., 2001. 752 p. (In Russ.).

3. Besolova F.K. Leksema geniy v slovaryakh russkogo yazyka, khudozhestvennykh i publitsisticheskikh tekstakh: pervyye fiksatsii i slovoupotrebleniya [Lexeme genius in dictionaries of the Russian language, artistic and journalistic texts: the first fixations and word usage]. Gumanitarnyye i yuridicheskiye issledovaniya [Humanitarian and legal studies], 2018, issue 4, pp. 207-214. (In Russ.).

4. Bessarabov-Goncharov M.V. Vliyaniye sotsial'noy sredy na formirovaniye tvorcheskogo potentsiala lich-nosti v obshchestve pozdney sovremennosti [Actual issues of social Sciences: sociology, political science, philosophy, history]. Aktual'nyye voprosy obshchestvennykh nauk: sotsiologiya, politologiya, filosofiya,

istoriya : sbornik statey po materialam XXXIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii № 1 (33). [Actual issues of social Sciences: sociology, political science, philosophy, history / Collection of articles on materials XXXIII international. science.-pract. Conf. No. 1 (33)]. Novosibirsk, 2014, pp. 86-91. (In Russ.).

5. Vorob'yov B.N. Tsiolkovskiy [Tsiolkovsky]. Moscow, Molodaya Gvardia, 1940. 44 p. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=243177&p=3, accessed 15.04.2019. (In Russ.).

6. Gegel G. Ideya prekrasnogo v iskusstve ili ideal [The Idea of beauty in art or ideal]. Estetika v 4 tomakh. Tom 1. [Aesthetics in 4 volumes. Vol. 1]. Moscow, 1968-1971. Pp. 294-297. (In Russ.).

7. Dushenko K.V. Istoriya znamenitykh tsitat [History of famous quotations]. AZBUKA-Atticus Publishing group, 2018. 35 p. Available at: URL: https://kartaslov.ru, accessed 29.05.2019. (In Russ.).

8. Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya [Critique of judgment]. Sochineniya v 6 tomakh. Tom 5 [Composition in 6 volumes. Vol. 5]. Moscow, 1966. Pp. 161-529. (In Russ.).

9. Lombrozo Ch. Genial'nost' i pomeshatelstvo. Parallel mezhdu velikimi lyud'mi i pomeshannymi [The parallel between the great people and the lunatics]. St. Petersburg, F. Pavlenkov, 1885. 351 p. Available at: URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=34899, accessed 15.04.2019. (In Russ.).

10. Markov S.L. Geneticheskiy podkhod k prirode genial'nosti [Genetic approach to the nature of genius]. Materialy IIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Geneza bytiya lichnosti» (19-20 dekabrya 2011 g.). Tom 1 [Proceedings of the II International scientific and practical conference "Genesis of personality" (December 19-20, 2011). Vol. 1]. Kazan, 2011. Pp. 255-260. (In Russ.).

11. Nosovskiy G.V. Poteryannyye Evangeliya. Novyye svedeniya ob Andronike-Khriste [The Lost Gospels. New information about Andronika-Christ]. Moscow, 2008. 141 p. Available at: URL: https://www.litmir.me/ br/?b=104395&p=1, accessed 13.04.2019. (In Russ.).

12. Pavlov I.P. Ob ume voobshche, o russkom ume v chastnosti [About the mind in General, about the Russian mind in particular]. Biblioteka Gumer — gumanitarnyye nauki [Library Gumer — gumanitarnye nauk]. Available at: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/pavl_russum.php#pavlov_2, accessed 24.04.2019. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Savenkov A.I. Psikhologiya detskoy odaryonnosti [Psychology of children's giftedness]. Moscow, 2010. 440 p. Available at: https://www.psychol-ok.ru, accessed 13.04.2019. (In Russ.).

14. Semyonov A.V. Etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka. Russkiy yazyk. Ot A do Ya [Etymological dictionary of the Russian language. Russian language. From A to Z]. Moscow, 2003. 704 p. (In Russ.).

15. Sirotkina I.E. Klassiki i psikhiatry. Psikhiatriya v rossiyskoy kulture kontsa XIX — nachala XX veka [Classics and psychiatrists. Psychiatry in Russian culture of the late XIX — early XX century]. Moscow, 2008. 272 p. Available at: https://royallib.com/read, accessed 15.04.2019. (In Russ.).

16. Torshina K.A. Sovremennyye issledovaniya problemy kreativnosti v zarubezhnoy psikhologii [Modern studies of the problem of creativity in foreign psychology]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1998, no. 4, pp. 123-133. (In Russ.).

17. Fasmer M. Etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka. V 4 tomakh. Tom 1 [Etymological dictionary of the Russian language. In 4 volumes. Vol. 1]. Moscow, 1986. 576 p. (In Russ.).

18. Chernykh P.Ya. Istoriko-etimologicheskiy slovar' sovremennogo russkogo yazyka: v 2 tomakh. Tom 1 [Historical and etymological dictionary of modern Russian: In 2 volumes. Vol. 1]. Moscow, 1999. 624 p. (In Russ.).

19. Etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka. Tom 1. Vypusk 4 [Etymological dictionary of the Russian language. Vol. 1, issue 4]. Moscow, 1972. 217 p. (In Russ.).

20. Efroimson F.P. Genetikagenial'nosti [Genetics of genius]. Moscow, 2002. 26 p. Available at: https://www. litmir.me/br, accessed 14.04.2019. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.