Научная статья на тему 'Феномен боли в боевых искусствах'

Феномен боли в боевых искусствах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
395
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬ / PAIN / ХАРАКТЕР БОЛИ / ПСИХИКА / PSYCHE / ФИЗИОЛОГИЯ / PHYSIOLOGY / МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / ДИСКОМФОРТ / DISCOMFORT / ПЕРЕЖИВАНИЯ / EXPERIENCES / СТРЕСС / STRESS / ЖЕСТОКОСТЬ / CRUELTY / САДИЗМ / SADISM / ЕДИНОБОРСТВА / БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / MARTIAL ARTS / СОВЛАДАНИЕ / НАСИЛИЕ / VIOLENCE / ЧУВСТВА / FEELINGS / ОБЩНОСТЬ БОЛИ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / EVERYDAY LIFE / CHARACTER OF PAIN / COPULATION / COMMON PAIN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гопин Владислав Михайлович

В данной статье ставится задача исследовать особенности феномена боли в сфере боевых искусств. Автором была раскрыта сущность понятия боевых искусств, а также было доказано, что конкретный вид деятельности имманентно предполагает испытание боли всяким занимающимся. Показано, что одной из возможных мотивацией для начала занятий единоборствами является желание совладания с потенциальным стрессом. Выявлен присущий данной практике дуалистический характер боли: как цель и как средство. В этом контексте боль является одной из ключевых концепций, позволяющих ощутить и испытать себя. Общность боли, появляющаяся в ходе занятий, способствует лучшему пониманию этого чувства у других людей, делая более понятным свой собственный дискомфорт и дискомфорт окружающих. Однако добровольный характер причинения и испытания боли, а так же контроль с третьей стороны позволяет провести четкую грань между единоборствами и пыткой и исключить возможную жестокость из процесса обучения. Показано, что боевые искусства могут являться успешным способом совладания со страданиями любого характера, тем самым уменьшая количество проявлений насилия и садизма практикующими в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF PAIN IN MARTIAL ARTS

This article aims to investigate the peculiarities of the phenomenon of pain in the field of martial arts. The author revealed the essence of the concept of martial arts, and it was also proved that a particular type of activity immanently involves the testing of pain by everyone involved. It is shown that one of the possible motivations for starting martial arts is the desire to cope with potential stress. The dualistic character of pain inherent in this practice is revealed: as a goal and as a means. In this context, pain is one of the key concepts that allow to feel and experience yourself. The commonality of pain that appears during the sessions contributes to a better understanding of this feeling in other people, making it more understandable for one's own discomfort and discomfort of others. However, the voluntary nature of the infliction and testing of pain, as well as third-party control, makes it possible to draw a clear line between martial arts and torture and exclude possible cruelty from the learning process. It is shown that martial arts can be a successful way to cope with suffering of any kind, thereby reducing the number of violence and sadism manifestations by training persons in everyday life.

Текст научной работы на тему «Феномен боли в боевых искусствах»

Gopin Vladislav Mikhailovich PHENOMENON OF PAIN ...

psychological science

УДК 159.93

ФЕНОМЕН БОЛИ В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ

© 2017

Гопин Владислав Михайлович, соискатель кафедры философии

Волгоградский государственный университет (400062, Россия, Волгоград, проспект Университетский, 100, e-mail: vladik.gopin@gmail.com) Аннотация. В данной статье ставится задача исследовать особенности феномена боли в сфере боевых искусств. Автором была раскрыта сущность понятия боевых искусств, а также было доказано, что конкретный вид деятельности имманентно предполагает испытание боли всяким занимающимся. Показано, что одной из возможных мотивацией для начала занятий единоборствами является желание совладания с потенциальным стрессом. Выявлен присущий данной практике дуалистический характер боли: как цель и как средство. В этом контексте боль является одной из ключевых концепций, позволяющих ощутить и испытать себя. Общность боли, появляющаяся в ходе занятий, способствует лучшему пониманию этого чувства у других людей, делая более понятным свой собственный дискомфорт и дискомфорт окружающих. Однако добровольный характер причинения и испытания боли, а так же контроль с третьей стороны позволяет провести четкую грань между единоборствами и пыткой и исключить возможную жестокость из процесса обучения. Показано, что боевые искусства могут являться успешным способом совладания со страданиями любого характера, тем самым уменьшая количество проявлений насилия и садизма практикующими в повседневной жизни.

Ключевые слова: боль, характер боли, психика, физиология, ментальность, дискомфорт, переживания, стресс, жестокость, садизм, боевые искусства, единоборства, совладание, насилие, чувства, общность боли, повседневная жизнь.

PHENOMENON OF PAIN IN MARTIAL ARTS

© 2017

Gopin Vladislav Mikhailovich, applicant of the department of philosophy Volgograd State University (400062, Russia, Volgograd, Universitetskiy Avenue, 100, e-mail: vladik.gopin@gmail.com) Abstract. This article aims to investigate the peculiarities of the phenomenon of pain in the field of martial arts. The author revealed the essence of the concept of martial arts, and it was also proved that a particular type of activity immanently involves the testing of pain by everyone involved. It is shown that one of the possible motivations for starting martial arts is the desire to cope with potential stress. The dualistic character of pain inherent in this practice is revealed: as a goal and as a means. In this context, pain is one of the key concepts that allow to feel and experience yourself. The commonality of pain that appears during the sessions contributes to a better understanding of this feeling in other people, making it more understandable for one's own discomfort and discomfort of others. However, the voluntary nature of the infliction and testing of pain, as well as third-party control, makes it possible to draw a clear line between martial arts and torture and exclude possible cruelty from the learning process. It is shown that martial arts can be a successful way to cope with suffering of any kind, thereby reducing the number of violence and sadism manifestations by training persons in everyday life.

Keywords: pain, character of pain, psyche, physiology, mentality, discomfort, experiences, stress, cruelty, sadism, martial arts, martial arts, copulation, violence, feelings, common pain, everyday life.

Боль - ощущение, присущее любому живому существу в критически значимые периоды его жизни, кардинальным образом меняющее его состояние. Способность ощущать боль, находиться в состоянии боли объединяет всех членов человеческого рода. Здравый смысл говорит, что содержание боли всегда негативное. Наше тело никогда не воспримет болезненные ощущения как что-то желательное, позитивное. А намеренное причинение страдания самому себе или другим современной психиатрией однозначно расценивается как патологическая склонность.

Вместе с тем существует неисчислимое число практик, которые имманентно предполагают (или, во всяком случае, не исключают) сознательное причинение боли себе или другим, и занятие которыми не расценивается врачами как симптом, а обществом - как нечто табуи-рованное. По утверждению норвежского исследователя А.Ю. Ветлесена, «отношение индивида к боли в своей собственной жизни не зависит целиком и полностью от него самого» [1, с.6]. То есть то, как боль измеряется и как она определяется, в некоторой степени, носит социально-обусловленный характер. В данной работе нас будет интересовать влияние определенных практик на восприятие, оценку боли, а также то, как эти практики помогают бороться с болью, преодолевать ее. На конкретном этапе исследования нас будут интересовать восточные боевые искусства.

Термин «боевое искусство» рассматривается нами предельно широко. За основу берется определение, данное А.А. Долиным: «Историческое понятие «воинские искусства» (яп. бу-дзюцу, кит. у-шу, кор. тэквон-до, вьет. во-дао) включало все области человеческой деятельности относящейся к войне и военному делу, в том числе рукопашный бой без оружия, а также с оружием,

стрельбу и метание различных снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных поединках, а также принципы общевойскового боя, элементы армейской стратегии, фортификации и т.п.» [2, с.10]. То есть, с нашей точки зрения, под боевыми искусствами можно понимать различные системы совершенствования тела и психики, имеющие как прикладной, так и спортивный характер, с определенными сложившимися методами обучения, философией, моралью, ориентированные на ведение рукопашных и/или вооруженных поединков и имманентно предполагающие наличие боли на всех этапах занятий. Особо значимым мы будем считать последний аспект, в истинности которого не приходится сомневаться, но который, однако, не воспринимался прежде исследователями определяющим или хотя бы важным.

Вместе с тем, очевидно, что боевые искусства всегда предполагают испытание и причинение боли. Так, ребенок пяти лет (минимальный общепринятый возраст для начала занятий), впервые ступая на путь боевых искусств, сразу же сталкивается с крайне неприятной тренировкой, развивающей гибкость тела. А для зрелых учеников, в зависимости от школы, вводится парная работа, включающая спарринги, отработку технических действий, специальная физическая подготовка, закаливание ударных поверхностей и прочее... Занятия абсолютно всеми боевыми искусствами предполагают испытание болью каждого практикующего.

Но что же такое боль? Для полноты дальнейших рассуждений необходимо сделать несколько замечаний по этому поводу. Во-первых, мы склонны понимать боль как ощущение или чувство. Но в то же время, при определенной силе и продолжительности в восприятии реципиента боль трансформируется в состояние. А значит,

психологические науки

Гопин Владислав Михайлович ФЕНОМЕН БОЛИ В БОЕВЫХ ...

разделение физического и ментального аспектов не имеет смысла. Во-вторых, по выражению Ветлесена, «боль - признак того, что вы живы»[1, с.204]. Это означает, что боль - это именно то чувство, которое позволяет в полной мере ощутить себя. Конечно, можно возразить и привести пример явления фантомных болей в ампутированных конечностях. Однако следует учитывать, что фантомные боли - это как раз тот случай, когда различение ментального и физического характера не состоятельно, так как первое подменяется вторым - боль внутренняя выражается в форме внешнего. Иными словами, фантомная боль ощущается, и какая разница как? Важен факт. «Боль в этом отношении объединяет мир внешний с миром внутренним»[3, с.3]. Все вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что боль - это чувство (вне зависимости от того, какого оно характера: физического или ментального), имеющее имманентную человеческому существованию природу и переживаемое каждым субъектом отдельно и самостоятельно.

Теперь, когда сущности двух основных понятий определены в достаточной для конкретной работы мере (мы не претендуем на полное и исчерпывающее раскрытие природы этих феноменов) и доказано наличие устойчивой связи между ними, представляется возможным проанализировать особенности боли, присущей боевым искусствам. Сделать это - означает ответить на вопрос: «Каким образом боль в боевых искусствах возникает, как она переносится и посредством чего выражается?»

Во-первых, нужно отметить тот не поддающийся сомнению факт, что все практикующие осознают наличие боли в боевых искусствах. На данный момент в медийной среде нет недостатка в контенте, подчас ложного, но достаточно красочно отражающего такого рода страдания. Стоит лишь вспомнить знаменитые кинофильмы, спортивные передачи и репортажи, массу изображений по этому поводу... Человек осознает, что его ожидает, но, тем не менее, вступает на этот путь. Почему? Отчасти потому что наша культура, нужно признать, способствует этому. Тема боли достаточно распространена. Существует множество тому свидетельств: например, самоистязание святых ради очищения от грехов в христианстве, причинение страданий отрицательным персонажам, воспринимаемое чем-то положительным и должным - вообще извечный сюжет в произведениях любых культур. Но мы склонны думать, что влияние среды имеет здесь не решающее значение. Скорее, люди начинают заниматься боевыми искусствами, желая разобраться с болью, с тем, что сопровождает лично их на протяжении всей жизни.

Стремление дать отпор хулигану в подворотне посредством выученных технических действий - есть не что иное, как попытка свести к минимуму потенциальную боль от возможной стычки. Занятие оздоровительными, общеукрепляющими комплексами, цигунами, йогой, которые присутствуют в различных формах абсолютно во всех традиционных школах - есть желание избежать боли от недугов в старости. Даже духовные практики - составляющие многочисленных единоборств, основанных на ценностях буддизма - можно рассмотреть сквозь призму первой благородной истины о страдании (как попытки преодоления страдания в рождении, старости, болезни и смерти). Иными словами, медитация, как часть боевых практик, тоже имеет функцию преодоления боли. Следовательно, можно сделать вывод, что боль имеет характер не только средства достижения чего-то (например, упоминаемая нами набивка - способ достижения невосприятия какой-либо частью тела болезненных ощущений), но и характер цели всей практики. Теперь можно ответить на вопрос о восприятии боли. Боль возникает вместе с боевыми искусствами как одна из неотъемлемых центральных концепций - она есть средство и одновременно цель.

Необходимо дать несколько разъяснений. Что мы имеем ввиду, когда утверждаем, что боль - это цель?

Возникает ассоциация с пыткой. Однако здесь есть ряд существенных различий. В пытке по мере причинения боли возрастает власть палача над телом и разумом несчастного. Но в боевых искусствах, где фигура палача и жертвы слиты воедино, получается, что человек, причиняя себе боль, одновременно увеличивает власть над собой. Тело в результате жестких тренировок становится более сильным и ловким, но также возрастает контроль над эмоциями. Это структурное различие. Но есть, конечно же, и содержательное. Мотивом пытки является донос, подозрение стороннего человека, то есть что-то внешнее по отношению к несчастливцу. В боевых искусствах же основанием для занятий (за исключением случаев малолетсва занимающегося, где эта функция делегируются старшим) является желание самого человека разобраться с болью. И, разумеется, закономерный конец пытки (непоправимая травма тела или психики) не представляется возможным сравнить с результатом занятий боевыми искусствами (крепкое тело и здоровый дух).

Обычно возникает некоторая трудность понимания своих и чужих мук. Моя боль очевидна для меня, она не подвергается сомнению, но боли другого человека не существует, мы не знаем, как её ощущает другой. В некоторой степени боевые искусства дают отличный материал для анализа этого феномена самим занимающимся. Когда группа людей какое-то время проходит через ряд болезненных испытаний, к каждому ее члену приходит осознание того, что и другие могут испытывать страдания. Боевые искусства создают общность боли. К человеку, которому не раз причинял боль его товарищ, приходит понимание того, что и этот последний тоже испытывает боль. И здесь нет совершенно никакой жестокости, если исходить из его определения как «намеренного причинения страдания другому человеку против его воли» [1, с.146]. Более того, боевые искусства предоставляют не садистские способы переноса боли: отработка ударов по макиваре, груше, фехтование оружием, бои «с тенью». А также символические способы её трансформации. Стоит лишь вспомнить многочисленные формальные комплексы, присущие многим школам, которые уже не несут непосредственно боли, а образно её вмещают.

Подводя итоги данной работы, перечислим основные ее содержательные моменты. Боевые искусства - это определенная практика, предполагающая контакт с болью, и особенное восприятие этого контакта. Нет разницы, какого характера боль, это всегда чувство, которое в некоторой степени помогает ощутить свое существование. В то же время человек склонен недооценивать силу этого чувства у других. Боевые искусства же дают почву для лучшего понимания того, как остальные ощущают боль. Этим они уменьшают возможное проявление садизма и жестокости в целом. Боль в некотором роде является целью боевых искусств, однако, существует малого общего между единоборствами и пыткой. И наконец, занятия боевыми искусствами, дает практикующему безопасные способы переноса, вымещения и трансформации боли.

Боевые искусства - определенно хороший путь для всех желающих совладать со своей болью и понять суть этого феномена. Однако даже их не стоит идеализировать и принимать как единственно правильный способ. В любой человеческой деятельности есть изъяны и несчастные случаи. Есть они и в боевых искусствах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ветлесен А.Ю. Философия Боли. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 237 с.

2. Долин А. А., Попов Г. В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М.: Наука, 1991. 427,[2] с.

3. Чистякова М. Г. Трансформация темы боли в искусстве: антропологический контекст // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2009. №5. С. 200-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)

303

Gopin Vladislav Mikhailovich PHENOMENON OF PAIN ...

psychological science

204.

4. Храпова В.А. Тексты Осевого времени // Философия и общество. 2008. № 2. С. 128-140.

5. Храпова В.А.Человек в системе семантического бытия// Личность. Культура. Общество. 2005. Т. VII. № 2 (26). С. 244-253.

Статья поступила в редакцию 16.10.2017 Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.