Научная статья на тему 'Феномен Барнаульского метро в контексте городской мифологии'

Феномен Барнаульского метро в контексте городской мифологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
651
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и текст
ВАК
Область наук
Ключевые слова
MYTHOLOGY / SYMBOL / MEDIA PROJECT / METRODISCOURSE / GEOPOETICS / UTOPIA / ANTI-UTOPIA / МИФОЛОГИЯ / СИМВОЛ / МЕДИАПРОЕКТ / МЕТРОДИСКУРС / ГЕОПОЭТИКА / УТОПИЯ / АНТИУТОПИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куляпин Александр Иванович

Статья посвящена медиапроекту «Барнаульский метрополитен», который органично вписался в городскую мифологию столицы Алтайского края. Особенность ландшафтно-территориальной локализации Барнаула заключается в том, что город, уже с момента основания номинально связанный с горами и подземными выработками, так и не сумел по-настоящему овладеть пространственными высотами-глубинами. Отсутствие реальных успехов по освоению сакрального верха и инфернального низа компенсировалось интенсификацией виртуальных разработок этих сфер. Не случайно в городских легендах и преданиях часто фигурируют таинственные барнаульские подземелья. «Барнаульский метрополитен» проект откровенно утопический, обращенный в светлое прошлое, однако насмешливо-пародийный характер большинства текстов сайта порой трансформируют утопию в антиутопию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF THE BARNAUL METRO IN THE CONTEXT OF CITY MYTHOLOGY

The article is devoted to the media project “Barnaul Metro”, which organically blended into the urban mythology of the capital of Altai krai. The peculiarity of the landscape-territorial localization of Barnaul lies in the fact that the city, already from the moment of its foundation nominally connected with the mountains and underground excavations, has not managed to really master the spatial heights-depths. The lack for real success in the mastering of the sacred top and infernal bottom was compensated by the intensification of virtual developments in these spheres. It is no accident that in urban legends and stories, mysterious Barnaul dungeons often appear. “Barnaul Metro” the project is openly utopian, it is oriented to a bright past, but the mockingly parodic nature of the most of the site texts sometimes transform the utopia into an anti-utopia.

Текст научной работы на тему «Феномен Барнаульского метро в контексте городской мифологии»

«АЛТАЙСКИЙ ТЕКСТ»

А. И. Куляпин1

Алтайский государственный педагогический университет

ФЕНОМЕН БАРНАУЛЬСКОГО МЕТРО В КОНТЕКСТЕ ГОРОДСКОЙ МИФОЛОГИИ2

Статья посвящена медиапроекту «Барнаульский метрополитен», который органично вписался в городскую мифологию столицы Алтайского края. Особенность ландшафтно-территориальной локализации Барнаула заключается в том, что город, уже с момента основания номинально связанный с горами и подземными выработками, так и не сумел по-настоящему овладеть пространственными высотами-глубинами. Отсутствие реальных успехов по освоению сакрального верха и инфернального низа компенсировалось интенсификацией виртуальных разработок этих сфер. Не случайно в городских легендах и преданиях часто фигурируют таинственные барнаульские подземелья. «Барнаульский метрополитен» - проект откровенно утопический, обращенный в светлое прошлое, однако насмешливо-пародийный характер большинства текстов сайта порой трансформируют утопию в антиутопию.

Ключевые слова: мифология, символ, медиапроект, метродискурс, геопоэтика, утопия, антиутопия.

A. I. Kulyapin

Altai State Pedagogical University

THE PHENOMENON OF THE BARNAUL METRO IN THE CONTEXT OF CITY MYTHOLOGY

1 Александр Иванович Куляпин - доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул).

2 Исследование выполнено в рамках научного проекта РФФИ и Министерства образования и науки Алтайского края № 18-412-220004 «Алтай в отечественной литературе ХХ-ХХ1 вв.: культурно-туристический потенциал».

Культура и текст №3 (34), 2018 http://www.ct.uni-altai.ru/

The article is devoted to the media project "Barnaul Metro", which organically blended into the urban mythology of the capital of Altai krai. The peculiarity of the landscape-territorial localization of Barnaul lies in the fact that the city, already from the moment of its foundation nominally connected with the mountains and underground excavations, has not managed to really master the spatial heights-depths. The lack for real success in the mastering of the sacred top and infernal bottom was compensated by the intensification of virtual developments in these spheres. It is no accident that in urban legends and stories, mysterious Barnaul dungeons often appear. "Barnaul Metro" - the project is openly utopian, it is oriented to a bright past, but the mockingly parodic nature of the most of the site texts sometimes transform the utopia into an anti-utopia.

Key words: mythology, symbol, media project, metrodiscourse, geopoetics, utopia, anti-utopia.

Метро в Барнауле - странный предмет, Для одних оно есть, для других его нет.

Виртуальных метрополитенов в России много - больше, чем реально действующих. Конечно, появление метро-симулякра в городе-миллионнике Омске (https://vk.com/omckoe metpo) удивления не вызывает. Куда интереснее тот факт, что даже деревня Покровка, насчитывающая 359 человек жителей, также обзавелась своим метро (с официальным сайтом Покровского метрополитена можно познакомиться по адресу: http://pokrovka-metro.narod.ru/). И все же самым колоритным среди воображаемых метрополитенов, безусловно, является Барнаульский, что признано официально: сайт барнаульского метро занимает первое место в ТОП-10 среди аналогичных мемов (http://sivilink.ru/6-virtualnyx-metropolitenov/). Главным образом, это, разумеется, заслуга создателя сайта Данилы Чурилова. Впрочем, если бы его медиапроект не вписался в городскую мифологию Барнаула так органично, то успех, очевидно, был бы гораздо скромнее.

Составители «Словаря мифологии Омска» Е.В. Груздов и А.В. Свешников городской мифологией справедливо называют «некую совокупность "коллективных представлений" жителей Омска, позволяющих им выстраивать свою региональную идентичность как специфическую» [Груздов, 2005]. Конструирование барнаульской идентичности на рубеже XX-XXI вв. тесно связано с мифом о «столице мира». Слоган «Барнаул - столица мира» родился в конце 1980-х годов и необычайно быстро стал популярен среди горожан. Его использовали в качестве названия своего иронического детектива братья Ореховы [Орехов, 2002]. В 1987 году рок-группа «Девять» («THE 9») выпустила концертный альбом «Барнаул - Столица мира».

Одна из песен группы начиналась словами «Говорит "Радио-Барнаул". Барнаул - Столица Мира». Есть и другие примеры использования слогана в литературе и искусстве, но еще важнее его широкое хождение среди населения Алтайского края.

Запись в официальном твиттер-аккаунте «МУП Барнаульского метрополитена»: «Если этот твит соберёт тысячу ретвитов, Барнаул переименуют в "Столицу мира"»

(https://twitter.com/barnaulfm/status/707873669830283264). -

подтверждает наличие прямой корреляции между барнаульским метродискурсом и грезами города о статусе всемирной столицы. Пост «Метро Барнаула признали лучшим в мире» (http://barnaul-metro.ru/metro-barnaula-priznali-luchshim-v-mire/), комментарий

Александра Плотникова «Вернулся на днях из Праги... их метро вообще ни о чем... у нас подземный переход на Павлике и то красивее, я уж про метро наше вообще молчу» (https://vk.com/wall-31524362 2940?reply=3090), высказывание поэта и музыканта Александра Волокитина: «Барнаульский метрополитен по праву является восьмым чудом света»

(http://www.altai.aif.ru/society/o barnaulskom metropolitene snyali video ), и ряд подобных сообщений развивают все ту же мифологему главного и лучшего города Земли.

В более отдаленной исторической ретроспективе проект «Барнаульский метрополитен» не мог не учитывать ландшафтно-территориальную локализацию краевой столицы. В семидесятых годах XVIII века Барнаульский сереброплавильный завод получил статус горного города [Старцев, 2000, с. 25], хотя до ближайших гор и шахт от него не одна сотня километров. Парадоксальность геопоэтики Барнаула ощущается и сегодня. Для туристов из других регионов расположенный в лесостепной зоне Западно-Сибирской равнины Барнаул - это, прежде всего, ворота в Горный Алтай. При всем этом, город, уже с момента основания номинально связанный с горами и подземными выработками, так и не сумел по-настоящему овладеть пространственными высотами-глубинами.

Показательны колебания барнаульского муниципалитета и самих барнаульцев по отношению к разным вариантам использования нагорной части города. Опять же в семидесятых годах XVIII века, когда Барнаул стал горным городом, после возведения на холме у водораздела рек Оби и Барнаулки Иоанно-Предтеченской церкви возле нее образовалось кладбище. Так получилось, что подземное царство мертвых было вознесено над миром живых.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов могилы уничтожаются, и кладбище постепенно трансформируется в парк культуры и отдыха. Первый этап этой странной трансформации запечатлел в романе «Горы» (1933) В. Зазубрин: «В городе мертвые владели лучшим парком. В праздник на кладбище поэтому - нашествие нарядных толп. В воротах ряды торгующих домашним квасом, орехами, конфетами. Над могилами люди грызли и жевали с беличьим проворством» [Зазубрин, 2012, с. 18].

«В 1955 г. в Барнауле была открыта выставка достижений народного хозяйства Алтайского края (ВДНХ). <...> Место для выставки было выбрано на месте старого Нагорного кладбища» [Старцев, 2000, с. 294]. Выставка просуществовала до конца советской эпохи и в девяностые годы пришла в полное запустение.

Начало нового цикла пришлось на 2015 год, когда стартовали мероприятия по реконструкции Нагорного парка. Периодически возникающая у Барнаула устремленность ввысь с пугающей регулярностью сменяется фазой горизонтального растекания.

Отсутствие реальных успехов по освоению сакрального верха и инфернального низа компенсировалось интенсификацией виртуальных разработок этих сфер. Не случайно в городских легендах и преданиях часто фигурируют таинственные барнаульские подземелья (рис. 1, 2, 3).

Рис. 1. Подземелья Барнаула

Рис. 3. Барнаул подземный

Алтайские писатели также не обошли вниманием тему подземного Барнаула. Так, в неомифологической модели мира А. Коробейщикова значительная роль отведена «подземной империи». Почти каждый город, рассказывает герой романа «Пустенье» (2003), выстроен на Колодце Силы - «геомагнитной аномалии, имеющей большое влияние на ход мировой истории» [Коробейщиков, 2003, с. 160]. Однако Барнаульский Колодец - явление особенное, он очень древний и обладает повышенной энергетической интенсивностью и потенциалом. В Барнауле, в районе старого города, как оказалось, есть

подземные ходы, которые имеют «довольно отдаленное отношение к обычным человеческим постройкам» [Коробейщиков, 2003, с. 165166].

Выделяя в пространственной организации романов «Иту-Тай» (2002) А. Коробейщикова и «Сбор трюфелей накануне Конца света» (2014) В. Токмакова зоны пересечения миров в вертикальной системе координат, Т. А. Богумил приходит к убедительному выводу, что: «системные совпадения ключевых барнаульских мест в обоих романах вызваны, в первую очередь, тожественной функцией этих локусов в культуре - объединение горнего, дольнего и инфернального; прошлого, настоящего и будущего; жизни и смерти» [Богумил, 2017, с. 71].

Метро - самый совершенный, многоохватный способ освоения и колонизации подземного пространства, хотя и неоднозначный по своим последствиям. Наличие метро, с одной стороны, делает Барнаул «подземной столицей Алтайского края» - так называется тематическая экскурсия, предлагаемая музеем истории Барнаульского метрополитена (http://barnaul-metro.ru/idvot-zapis-na-екькишуи-у-т). Но, с другой стороны, завеса таинственности и неизбежные техногенные катастрофы разного масштаба превращают любое метро, а тем более виртуальное, в аномальную зону. Авторы сайта Барнаульского метрополитена, явно иронизируя над московскими слухами о крысах-мутантах, поездах-призраках, неприкаянных душах людей, погибших при строительстве метро и т.п., объявляют: «В тоннелях Барнаульского метро установят новые подземные дорожные знаки "Остановка на диггерах запрещена", "Зона действия крыс-людоедов" и "Осторожно, дикие путевые обходчики"» (https://yk.com/wall-31524362 2535?гер1у=2537).

«Барнаульский метрополитен» - проект откровенно утопический, обращенный в светлое прошлое, однако насмешливо -пародийный характер большинства текстов сайта порой трансформируют утопию в антиутопию.

Согласно легенде, метро в Барнауле начали строить в 1972 году, после того, как в связи с небывалым урожаем зерновых Алтайский край посетил Л.И. Брежнев. Приезд в краевую столицу генерального секретаря ЦК КПСС - реальный исторический факт, вот только следствием этого визита стало не строительство метро, а всего лишь открытие Алтайского государственного университета. Отметим, впрочем, что именно выпускник АлтГУ Д. Чурилов и «построит» Барнаульский метрополитен.

Культура и текст №3 (34), 2018 http://www.ct.uni-altai.ru/

Первый пункт фейкового Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 274 от 24 ноября 1972 года (рис. 4) гласит: «Одобрить предложение тов. Брежнева о начале строительства Барнаульского метрополитена в ознаменование 102-летия со дня рождения В.И. Ленина в 1972 году, с вводом в действие первых станций в 1974 году».

||№М1ин1 1и»и" 41 СЕ I Сиг 111111111 [СИ

Рис. 4. Постановление

Если учесть, что первая нитка метрополитена должна была пройти под главной городской магистралью - проспектом Ленина (рис. 5), то налицо типичное для советской культуры стремление обеспечить проекту патронат святого имени вождя. Конечно, нарочито некруглая цифра - 102-летие - выдает саркастичность авторов «Постановления».

|Рис. 5. Схема метро

Идея строительства метро в Барнауле принадлежит тов. Брежневу, сказано в «Постановлении». Причины, побудившие генсека выступить со столь странной инициативой, не названы, но барнаульцам они хорошо известны - в 1972 году, когда сельское хозяйство страны пострадало от жесточайшей засухи, Алтай вдвое перекрыл государственный план по хлебозаготовкам.

Сайт Барнаульского метро существует с 2008 года. Социально-культурная ситуация, сложившаяся к концу первого десятилетия XXI века, многих заставила вспомнить времена брежневского застоя. Метро в Барнауле появилось в тот момент, когда произошел, если воспользоваться терминологией В. Паперного [Паперный, 1996], поворот от культуры 1 к культуре 2: это утверждение сохраняет справедливость в отношении и 1972, и 2008 года. «Оттепельная» культура 1 в сущности исчерпала себя к концу 1960-х гг., а символом победы культуры 2 над «перестроечной» культурой 1 стала инаугурация третьего президента Российской федерации Д. Медведева, состоявшаяся 7 мая 2008 года.

История Барнаульского метро неотделима от «сельскохозяйственного пафоса плодовитости и урожайности, возникающего в культуре 2 вопреки угасанию реальных плодовитости и урожайности сельского хозяйства» [Паперный, 1996, с. 164]. Важно, конечно, что это история несуществующего сооружения, так как в

культуре 2 «прошлое становится объектом творчества» [Паперный, 1996, с. 59]. Дух этой культуры прекрасно передает знаменитый афоризм: «Россия - страна с непредсказуемым прошлым».

Подробное, и даже «задокументированное», описание основных этапов строительства и развития метро, высокая степень детализации медиапроекта сделали Барнаульский метрополитен самым «реальным» из всех виртуальных (рис. 6-9).

Рис. 6. Станция метро «Октябрьская»

Рис. 7. Станция «Октябрьская»

Рис. 8. Билет

Широкий резонанс вызвала жалоба поверившей в его реальность жительницы Нью-Йорка Ульяны Лобановой-Ростовской, направленная в приёмную Президента РФ1 (орфография и пунктуация автора письма):

«Уважаемый Владимир Владимирович, прошу принять меры в отношении организаторов сайта Барнаульский Метрополитен, которые вводят заблуждение иногородних граждан о существовании метро в городе Барнаул Российской Федерации и объявляют набор по трудоустройству на этом сайте. В приложении в документе указана ссылка на веб-сайт, на котором выставлены объявления о работе, ложные схемы псевдо-метро и ложная информация о событиях и объектах Барнаульского Метрополитена. Транслитерация в имени веб-сайта не дает даже мысли усомниться в ложности информации - и для иногороднего гражданина или инностранного человека сайт очень достоверен. Прошу принять меры в отношении организаторов сайта и закрыть страницы с ложной информацией, поскольку в Барнауле метро нет. Обман всероссийского масштаба дискредитирует субъект Российской Федерации в информационной

1 Письмо публикуется с сохраненим орфографии и пунктуации автора. - А.К.

сети - интернет. Прошу ответить Вас мне о предпринятых действиях в отношении мошенников»

(http ://www.altai. aif. ru/society/1107503).

Рис. 9. Первый рейс

Метро Барнаула не похоже на виртуальные подземки Омска, Липецка или Покровки. Подходящий контекст для адекватного понимания его концепции - Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина. Барнаульское метро, которого нет, расположено в месте, которого нет - в том самом у-топосе, куда были устремлены помыслы творцов Московского метрополитена: «Нужно было не скрывать "подземность" как недостаток и не подчеркивать ее как преимущество, но создавать иллюзию пребывания во дворце, реально расположенном под землей, но "идеально" - вне места, в у-топосе Реализация утопии мыслилась буквально» [Рыклин, 2002, с. 68].

Л.М. Каганович, имя которого изначально носило столичное метро, в речи на торжественном заседании, посвященном пуску метрополитена 14 мая 1935 г., сделал упор на знаковом аспекте проекта: «Московский метрополитен выходит далеко за рамки обычного представления о техническом сооружении. Наш метрополитен есть символ строящегося нового социалистического общества» [Как мы строили метро, 1935, с. 27]. Современные культурологи охотно цитируют это высказывание Кагановича. Так,

именно в наличии символического подтекста видит главное отличие московского метро от европейских и американских сабвеев М. Рыклин. Он, как и В. Паперный, относит московское метро к «символическому зодчеству» (наряду с Вавилонской башней, например) и настаивает на том, что «московское метро есть не "чисто инженерная инфраструктура", а "уникальный тип художественно осмысленного подземного пространства"» [Рыклин, 2002, с. 65, 76]. Создатели Барнаульского метро шагнули дальше москвичей, их детище - совсем не инженерная инфраструктура, а чисто символическое творчество по художественному освоению подземного пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Богумил, Т. А. Региональная литература: Сибирь, Алтай, Барнаул: учебное пособие / Т. А. Богумил. - Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2017. - 87 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://books.altspu.ru/items/show/84. (24.05.2018).

Груздов, Е. В. «Хождение в народ - 2»: из опыта работы над «Словарем мифологии Омска» / Е.В. Груздов, А.В. Свешников // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 74. - [Электронный ресурс]. - URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/74/gr26.html. (24.05.2018).

Зазубрин, В. Я. Алтайская баллада / В.Я. Зазубрин. - Москва: Вече, 2012. - 352 с.

Как мы строили метро. - Москва: История фабрик и заводов, 1935. - 720 с.

Коробейщиков, А. В. Пустенье: Мистический цикл «Войны шаманов» / А.В. Коробейщиков. - Барнаул: Б. и., 2003. - 268 с.

Орехов, С. Барнаул - Столица мира; Человек последнего круга / С.М. Орехов. - Барнаул: Алтайбланкиздат, 2002. - 313 с.

Паперный, В. Культура «Два» / В. Паперный. - Москва: Новое литературное обозрение, 1996. - 384 с.

Рыклин, М. Пространство ликования. Тоталитаризм и различие / М. Рыклин. - Москва: Издательство «Логос», 2002. - 280 с.

Старцев, А. В. История Барнаула / А.В. Старцев, М.О. Тяпкин, О.А. Тяпкина. - Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2000. - 330 с.

REFERENCES: Bogumil, T. А. Regional'naya literatura: Sibir', Altaj, Barnaul: uchebnoe posobie / T. A. Bogumil. - Barnaul: Izd-vo AltGPU, 2017. - 87 s.

- [Elektronnii resurs]. URL: http://books.altspu.ru/items/show/84. (24.05.2018).

Gruzdov, E. V. «Hozhdenie v narod - 2»: iz opyta raboty nad «Slovarem mifologii Omska» / E. V. Gruzdov, A. V. Sveshnikov // Novoe literaturnoe obozrenie. - 2005. - № 74. - [Elektronnii resurs]: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/74/gr26.html. (24.05.2018).

Kak my stroili metro. - Moskva: Istoriya fabrik i zavodov, 1935.

- 720 s.

Korobejshhikov, A. V. Pustenje: Misticheskij cikl «Vojny shamanov» / A.V. Korobejshhikov. - Barnaul: B. i., 2003. - 268 s.

Orexov, S. Barnaul - Stolicza mira; Chelovek poslednego kruga / S. M. Orexov. - Barnaul: Altajblankizdat, 2002. - 313 s.

Papernyj, V. Kul'tura «Dva» / V. Papernyj. - Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 1996. - 384 s.

Ryklin, M. Prostranstvo likovaniya. Totalitarizm i razlichie / M. Ryklin. - Moskva: Izdatel'stvo «Logos», 2002. - 280 s.

Starcev, A. V. Istoriya Barnaula / A.V. Starcev, M.O. Tyapkin, O.A. Tyapkina. - Barnaul: OAO «Altajskij poligraficheskij kombinat», 2000. - 330 s.

Zazubrin, V. Ya. Altajskaya ballada / V. Ya. Zazubrin. - Moskva: Veche, 2012. - 352 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.