Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН АМБИЦИЙ И СОПЕРНИЧЕСТВА. ИССЛЕДОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ВАГШ ВС РФ'

ФЕНОМЕН АМБИЦИЙ И СОПЕРНИЧЕСТВА. ИССЛЕДОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ВАГШ ВС РФ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / КАРЬЕРНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ / МОТИВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / СОПЕРНИЧЕСТВО / ФАКТОР / ASPIRATIONS / UPBRINGING / CAREER ASPIRATIONS / MOTIVE / PSYCHOLOGICAL ENVIRONMENT / RIVALRY / FACTOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Радченко Юрий Иванович, Фролов Анатолий Александрович

В статье раскрываются взгляды ведущих психологов на феномен амбиций и приведен краткий анализ результатов социально-психологического исследования карьерных устремлений слушателей ВАГШ ВС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF ASPIRATION AND COMPETITION. INVESTIGATION OF CAREER SUPPORTS OF ACADEMY STUDENTS OF THE MILITARY ACADEMY OF THE RF ARMED FORCES’ GENERAL STAFF

The article reveals the views of leading psychologists on the phenomenon of aspiration and provides a brief analysis of the results of the socio-psychological study of career desires of academy students of the Military Academy of the RF Armed Forces’ General Staff.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН АМБИЦИЙ И СОПЕРНИЧЕСТВА. ИССЛЕДОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ВАГШ ВС РФ»

Ю.И. РАДЧЕНКО, А.А. ФРОЛОВ

Yu.I. RADCHENKO, A.A. FROLOV

ФЕНОМЕНАМБИЦИЙ И СОПЕРНИЧЕСТВА

THE PHENOMENON OF ASPIRATION AND COMPETITION

ИССЛЕДОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХУСТРЕМЛЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ВАГШ ВС РФ

INVESTIGATION OF CAREER SUPPORTS OF ACADEMY STUDENTS OF THE MILITARY ACADEMY OF THE RF ARMED FORCES' GENERAL STAFF

Сведения об авторах. Радченко Юрий Иванович — начальник научно-практического центра ВАГШ ВС РФ, полковник запаса (г. Балашиха);

Фролов Анатолий Александрович - младший научный сотрудник научно-практического центра ВАГШ ВС РФ, полковник запаса (г. Москва, E-mail: frо1ои.аа@та11.ги).

Аннотация. В статье раскрываются взгляды ведущих психологов на феномен амбиций и приведен краткий анализ результатов социально-психологического исследования карьерных устремлений слушателей ВАГШ ВС РФ.

Ключевые слова: амбиции, воспитание, карьерные устремления, мотив, психологическая среда, соперничество, фактор.

Information about the authors. Yury Radchenko — Chief of the Scientific-and-Practical Centre of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel (res.) (Balashikha);

Anatoly Frolov — Junior Researcher of the Scientific-and-Practical Centre of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel (res.) (Moscow. E-mail: frolov.аа@mail.ru).

Summary. The article reveals the views of leading psychologists on the phenomenon of aspiration and provides a brief analysis of the results of the socio-psychological study of career desires of academy students of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff.

Keywords: aspirations, upbringing, career aspirations, motive, psychological environment, rivalry, factor.

При исследовании карьерных устремлений слушателей основное внимание уделяется вопросу их амбициозности. Поэтому «карьерные устремления» в данной статье раскрываются через понятие «амбиции» слушателя.

Подтверждение значимости амбиций в военной службе мы находим у генералиссимуса А.В. Суворова. В последний год своей жизни и службы он писал русскому послу в Австрии графу А.К. Разумовскому: «Я волен, служу, когда хочу, из амбиции......

Актуальность исследования проблемы амбиций и амбициозности военачальников связана, во-первых, с проблемой императивных, сущностных качеств личности и современным пониманием термина. Во-вторых, с мерой и направленностью влияния этого феномена на личность военачальника. В-третьих, в детализации и изучении целого ряда факторов среды, оказывающих влияние на личность офицера, на его амбиции. В-четвертых, в мировой и российской военной

истории имеются примеры, когда непомерные амбиции военачальников приводили к трагическим последствиям как для армии, так и для государства. В-пятых, изучение проблемы амбиций неизбежно приводит к рассмотрению морально-нравственных аспектов личности.

Если следовать первоначальному определению этого феномена, данному Ф.А. Брокгаузом и И.А. Ефроном: «Ам-бищя (лат.) - чувство чести, честолюб1е; амбищонный -любящий честь, почет».

В отечественной психологии в данном аспекте личность изучалась незначительно. Советский психолог Б.М. Теплов в своей работе «Ум полководца» анализировал интеллектуальные качества выдающихся полководцев мировой военной истории. Ученый в своих выводах основывается на мысли Аристотеля, делившего психические способности человека «на два класса: познавательные способности и движущие способности (способности чувствования, желания и действования)». Б.М. Теплов указывает, что настоящим двигателем волевого действия являются ум и стремление («разумное стремление»). «Ум не приводит в движение без стремления», но «обе способности - ум и стремление - обуславливают движение».

Разработчик психологических тестов для силовых структур К.В. Сугоняев выделяет амбициозность в качестве одного из базисных факторов личности. Исследуемый феномен амбиций находится в сфере эмоций (чувств), связанных с мотивацией и стремлением. Стремление к превосходству, стремление быть первым с соответствующими атрибутами положения (славой, почестями, известностью и т.п.) в сфере человеческого общения приводит к развитию таких качеств, как честолюбие, самолюбие, тщеславие, обостренное чувство собственного достоинства. Современное понимание феномена «амбиции» имеет различные трактовки. Нами предложено следующее определение исследуемого феномена: «амбиции военачальника - стремление к превосходству, карьерному росту, славе, основанное на обостренном чувстве собственного достоинства и честолюбии».

Теоретическим обоснованием феномена «амбиций» являются работы ведущих западных ^Р психологов. З. Фрейд показал роль бессознательного, инстинктов жизни и смерти, действия напряжения организма в активности человека. К. Юнг в своей теории рассматривал такие понятия-архетипы, как: самость, тень. В настоящее время термин «самость» чаще всего воспринимается как раннее юнговское понимание и ассоциируется с пониманием эгоцентричной природой человека. Тень в понимании К. Юнга содержит животные инстинкты и воплощает животную сторону человека. Архетип тени аккумулирует в себе все социально-неодобряемые мысли, чувства, действия человека. В основе теории А. Адлера лежат несколько ключевых положений, характеризующих личность и ее поведение, среди которых выделяются: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) социальный интерес. Адлер утверждал, что «Стремление к превосходству становится социализированным; на место сугубо личных амбиций и эгоистических достижений приходит идеал совершенного общества». Роль социального окружения и общества состоит в том, что стремление к превосходству необходимо воспитывать и развивать в нужном направлении, так как превосходство, как цель, может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направления. Один из видных представителей со-

Роль амбиций офицерами оценивается следующим образом: только положительная - 9 %; только отрицательная - 5 %; двоякая роль амбиций: и положительная, и отрицательная - 86 %. Слушатели однозначно выделили важную специфическую особенность этого феномена - количество (мера) и направленность влияния. Именно мера превращает данный феномен из позитивно играющего роль в резко негативный.

циально-психологического направления в психологии Э. Фромм говорит о дву-аспектности человеческой сущности, составляющей базовое человеческое противоречие. Противоречие состоит в том, что человек одновременно проявляется и как животное, и как человеческое существо. Как социальное существо, человек испытывает на себе фундаментальное влияние социального окружения, условий существования. Большая часть из выделенных К. Хорни потребностей личности несет в себе потенциальные предпосылки проявления амбициозного поведения. Г. Салливан считал, что вопросы, связанные с амбициями, являются одной из важных тем в изучении человека. Г. Меррей в своих теоретических взглядах выделил несколько важных понятий, позволяющих рассмотреть проблему амбиций более детально («потребности», «пресс», «тема», «диа-дичность»).

Военная служба, с точки зрения психолога, представ-

ляет прекрасный образец изучения «влияния среды» на личность и поведение офицера. Структурированием среды на отдельные компоненты занимался Г. Меррей. В частности он выделял такие составляющие среды, как: «тема», «пресс», «ди-адичность». Значительное внимание психолог уделял изучению потребностей личности. Именно его разработками в выделении двух важнейших потребностей офицера, побуждающих к проявлению активности, обязана отечественная военная психология. Речь идет о потребности «в достижении» (в отечественной интерпретации эта потребность в действии называется «в достижении успеха») и потребностей «в избегании ущерба» и еще одной - «в избегании позора» (у нас данные потребности рассматриваются как потребность «в избегании неудач»). Качественный анализ личностных характеристик и действий российских военачальников показывает, что наилучших результатов достигали те военачальники, преобладающей потребностью которых была потребность в достижении успеха (фельдмаршалы А.Д. Меньшиков,

Б.Х. Миних, генералиссимус А.В. Суворов, генерал от инфантерии М.Д. Скобелев, генерал А.А. Брусилов, маршал Г.К. Жуков).

Основываясь на взглядах Г. Меррея, его представлении понятия «темы»», мы можем выделить глобальную «тему» для офицеров - «служение Отечеству». Исследования динамики ведущих мотивов у слушателей академии, проводимые в рамках профессионально-психологического сопровождения, показывают, что «служение Отечеству» является одним из ведущих мотивов, оказывающих влияние на личность слушателя (см. таблицу 1, в %).

Из множества «прессов», названных Г. Мерреем и оказывающих влияние на развитие личности, мы выделяем пресс «соперник». Специфика военной службы представляет благодатную почву для соперничества. Качественный анализ биографий российских полководцев показывает многочисленные примеры соперничества военачальников. В таблице приводятся примеры диад (соперничества) наиболее известных военачальников (см. таблицу 2).

Более 90 % слушателям академии известны примеры

Таблица 1

Вариант выбора 2011 2012 2013 2015 2016

Занятие интересным, важным делом 86,4 86,0 72,0 86,6 85,5

Причастность к защите Отечества 40,9 57,0 68,0 61,1 61,7

Принадлежность к группе людей воинской чести, достоинства и долга 68,2 60,0 40,0 60,0 45,3

Достижение положения в обществе 13,6 12,0 8,0 21,1 19,7

Возможность руководить, командовать 13,6 29,0 16,0 16,6 8,6

Продолжение семейных традиций 4,5 19,0 12,0 17,7 17,2

Таблица 2

А.Д. Меньшиков - Б.П. Шереметев М.И. Кутузов - Л.Л. Беннигсен

Б.Х. Миних - П.П. Леси М.Д. Скобелев - Н.И. Святополк-Мирский

А.В. Суворов - Г.А. Потемкин А.И. Деникин - П.Н. Врангель

П.И. Багратион - Барклай-де-Толли Г.К. Жуков - К.К. Рокоссовский

о конфликтах между полководцами, в основе которых было соперничество. Респонденты указали на наличие проявления и степень испытанных ими чувств соперничества к сослуживцам: очень сильное чувство - 5 %; испытывали такое чувство -66 %; не вникали в причины напряженности - 17 %; не испытывали такого чувства никогда - 13 %. Таким образом, 71 % слушателей для себя четко сформулировали, что они испытывали именно чувство соперничества, 17 % слушателей испытывали напряжение во взаимоотношениях, но не идентифицировали его как чувство соперничества. Свидетелями служебных конфликтов между старшими начальниками были 74 % слушателей, из них 61 % указывают на причину проявления конфликта - амбиции начальников. Налицо выявляется актуальность исследования проблемы конфликтности в среде старшего и высшего офицерского составов. Только пятая часть слушателей не являлась свидетелями таких конфликтов.

Все респонденты указали, что во взаимоотношениях офицеров существуют проявления амбициозности, треть из них считают, что амбициозность присутствует в незначительной степени. В процессе освоения программы подготовки 97 % обучающихся наблюдали проявление амбициозности у сокурсников, 77 % указали на наличие амбициозности у лиц профессорско-преподавательского состава.

Роль амбиций офицерами оценивается следующим образом: только положительная - 9 %; только отрицательная - 5 %; двоякая роль амбиций: и положительная, и отрицательная - 86 %. Слу-

Тест Опросник ЛОК -1

rVo-i. (р Iti-w % Амбициозность (N=.. )

22 20 И 1в к 12 !0 в < 4 2

Л«док<*т

X З.Й».

.......... ........ ......

=

<0 « « И Я «S 70 74 77 СК0>1022 В-И» СХО--1002 1-2» (»<0M5) |

Фото. Опросник психологического обследования

шатели однозначно выделили важную специфическую особенность этого феномена - количество (мера) и направленность влияния. Именно мера превращает данный феномен из позитивно играющего роль в резко негативный.

С социально-нравственной точки зрения понятие «амбиции офицера. 74 % слушателей относят к положительному или скорее к положительному аспекту. Четвертая их часть феномену дает отрицательную направленность. Наличие собственных амбиций отметили 84 % респондентов.

Полученные результаты подтверждены данными психологического обследования с использованием опросника ЛОК-1, где была выявлена повышенная (по сравнению с нормой) амбициозность слушателей, в соответствии с диаграммой (см. фото).

Качественный анализ деятельности военачальников, принесших военную славу России, по проблеме значения амбиций в достижении ими побед показал актуальность факторов, ограничивающих их непомерное проявление: «служение Отечеству», «вера в Бога». Слушатели считают, что непомерное проявление амбиций сдерживается: осознанием своей деятельности на общее благо (во имя Отечества) - 56 %; совестью - 36 %; осознанием своей самодостаточности - 20 %; пониманием необходимости самосовершенствования - 19 %; способностью признавать явные преимущества за конкурентом - 14 %; верой в Бога - 9 %.

В настоящее время фактор «веры» сменился фактором «совесть». Выявленные факторы-ограничители непомерных амбиций показали актуальность роли образования. Так факторы: «осознание своей самодостаточности», «понимание необходимости самосовер-

шенствования» напрямую зависят от образования. Можем добавить, что А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов, М.Д. Скобелев, А.А. Брусилов были прекрасно образованы, особенно в области военной истории, знания стратегии и тактики применения войск величайшими полководцами мира и продолжали постоянно заниматься самообразованием.

Социокультурная среда российского общества является «прессом» в формировании устремлений офицеров. Один из рассматриваемых факторов данной среды - фактор «славы». Б. Спиноза утверждал, что: «Честолюбие - есть чрезмерное желание славы». Качественное исследование значения фактора «славы» для русского воинства показывает неизменную важность и его значимость для россиян. Более половины респондентов желают для себя личной славы 66 %.

С понятием «амбиции офицера» слушатели связывают в большей степени следующие проявления личности: «стремление принести пользу своему Отечеству», «мотив для освоения воинской должности», «стремление к превосходству», «ярко выраженное карьерное стремление в прохождении службы», «завышенная самооценка», «высокий уровень притязаний».

Таким образом, в карьерных устремлениях слушателей выявлена обусловленность положительной доминирующей роли амбиций, которые определяют вектор и силу стремлений к достижениям, превосходству и инициируют соперничество. Ограничителем амбиций офицеров выступает мотив «служение Отечеству». ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрушевский А.Ф. Генералиссимус Князь Суворов / А.Ф. Петрушевский. - М.: Культурно-просветительный Русский издательский центр, 2016.

2. Энциклопедическш словарь / под редакцией профессора И.Е. Андреевского. Томъ 1а. Издатели Ф.А. Брокгаузъ, И.А. Ефронъ.- Санкт-Петербург: Семеновская ТипоЛитография (И.А. Ефрона). Фонтанка, № 92, 1890.

3. Теплое Б.М. Ум полководца. - М.: Педагогика, 1990.

4. Сугоняев К.В. Разработка многофакторного опросника в интересах прогнозирования профпригодности кандидатов на военную службу по контракту / Материалы научно-практической конференции от 26.11.2015 г.

5. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). -СПб.: Питер, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.