Научная статья на тему 'Феминизм как идеология и управленческая Концепция: генезис, юность, расцвет и закат'

Феминизм как идеология и управленческая Концепция: генезис, юность, расцвет и закат Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1283
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗМ / ФЕМИНИЗАЦИЯ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ГЕНДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / FEMINISM / FEMINIZATION / GENDER / GENDER POLICY / GENDER STRATEGY OF SOCIETY DEVELOPMENT / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Забуга Николай Владимирович, Понуждаев Эдуард Александрович, Понуждаева Маргарита Эдуардовна

В статье проанализированы этапы жизненного цикла феминизма как идейного течения и стратегии развития общества в XIX-XX столетиях, обозначены причины, оказавшие влияние на подъем, замедление и спад процесса феминизации в истории России. На основе проведенного анализа обоснована необходимость обновления внутренней политики Российской Федерации и сформулированы предложения по оптимизации системы управления гендерными отношениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feminism as an ideology and management concept: genesis, youth, flowering and sunset

The authors analyze the stages of the life cycle of feminism as an ideological trend and strategy for the development of society in the XIX-XX centuries. The reasons that influenced the rise, deceleration and decline of the feminization process in the history of Russia are outlined. On the basis of the analysis, the necessity of updating the domestic policy of the Russian Federation is justified and proposals to optimize the management of gender relations are formulated.

Текст научной работы на тему «Феминизм как идеология и управленческая Концепция: генезис, юность, расцвет и закат»

Феминизм как идеология и управленческая концепция: генезис, юность, расцвет и закат

Н.В. Забуга, Э.А. Понуждаев, М.Э. Понуждаева

В статье проанализированы этапы жизненного цикла феминизма как идейного течения и стратегии развития общества в XIX-XX столетиях, обозначены причины, оказавшие влияние на подъем, замедление и спад процесса феминизации в истории России. На основе проведенного анализа обоснована необходимость обновления внутренней политики Российской Федерации и сформулированы предложения по оптимизации системы управления тендерными отношениями.

Ключевые слова: феминизм, феминизация, гендер, гендерная политика, гендерная стратегия развития общества, государственное управление

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2017. № 2 (27). С. 118-134.

Введение

Термины «феминизм», «феминистский», «феминизация» в большинстве случаев не требуют пояснения в силу известности широкой аудитории. И это закономерно: на протяжении XIX-XX столетий феминизм, будучи в целом концептуальным обоснованием международного движения за права женщин, во множестве его форм и традиций внедрялся в сознание масс и ассоциировался как магистральный путь развития человечества. Между тем нынешние реалии заставляют усомниться в ряде постулатов, которые совсем недавно, в конце XX века, считались истинными. Одно из таких сомнительных утверждений - что «феминизм можно назвать философией или идеологией даже не столько собственно женского равноправия, сколько освобождения личности из-под репрес-

Забуга Николай Владимирович - кандидат военных наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: nwz26@mail.ru.

Понуждаев Эдуард Александрович - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: ponuzhdaev@mail.ru.

Понуждаева Маргарита Эдуардовна - Master of Public Policy, главный специалист Службы международного сотрудничества и коммуникаций АО «Сибер» (Госкорпорация «Ростех»).

Адрес для корреспонденции: margarita16ju@gmail.com.

сивной власти рода, отделения, автономизации индивида от родового начала» [1, с. 7]. Понятие «феминизм», таким образом, было весьма смело и оптимистично истолковано предельно широко как эмансипация, причем не только и не столько женской половины, а человечества в целом.

В противовес данной позиции на основе научного анализа существенных изменений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности нынешнего мирового сообщества правомерно утверждать следующее: феминизм как идея, теория1 и социальная практика2 исчерпал себя, выполнив историческую миссию, и стремительно утрачивает популярность, «растворяясь» в обширной гендерной проблематике. Современная философия пола (гендера) - это не только «женские исследования» с их былой претензией на исключительность, но безбрежное пространство «не-феминистских» и антифеминистских тенденций. К первой группе явлений следует отнести, например, альтернативные способы жизнедеятельности ЛГБТ-сообществ и «всемирный» тренд легализации однополых браков3. Ко второй - «локальные» явления новой архаики (например, призывы к возрождению у мусульман России полигамии и существование де-факто таких браков, жестокие обряды женского обрезания, ныне практикуемые в 30 странах4 и прочие факты гендерного неравенства).

1 Например, Британская энциклопедия содержит такое определение: «Феминизм -убежденность в социальном, экономическом и политическом равенство полов». И далее: «Рожденный преимущественно на Западе феминизм распространился по всему миру и представлен различными институтами, деятельность которых направлена на защиту прав и интересов женщин». URL: https://www.global. britannica.com/topic/feminism

2 В том же источнике можно получить информацию о женском (феминистском) движении: «Различные общественные движения, основанные преимущественно в США и добивающиеся равных прав и возможностей для женщин в хозяйственной деятельности, личной жизни и политике». URL: https://www.global.britannica.com/ topic/womens-movement

3 В 2015 г. «католическая» Ирландия пополнила список таких стран, став первой, где вопрос был решен на всеобщем референдуме, а не парламентом или Верховным судом. В их числе: Нидерланды (2000), Бельгия (2003), Испания и Канада (2005), ЮАР (2006), Норвегия и Швеция (2009), Португалия, Исландия, Аргентина (2010), Дания (2012), Бразилия, Франция, Уругвай и Новая Зеландия (2013), Люксембург и Финляндия (2014), Колумбия (2016). В США, Великобритании и Мексике однополые браки легализованы не на всей территории.

4 По данным Всемирной организации здравоохранения, этим процедурам подверглись 200 млн ныне живущих девушек и женщин в странах Африки, Ближнего Востока и Азии. Более 50% таких операций приходилось на Египет, Индонезию и Эфиопию. См.: Информационный бюллетень ВОЗ. Февраль 2016.

URL: http://www.unicef.org/media/files/FGMC_2016_brochure_final_UNICEF_ SPREAD.pdf (дата обращения 17.10.2016 г.)

Генезис и первая волна феминизма

Как правило, современные словари и энциклопедии, содержащие статью «Феминизм», раскрывают это понятие так: «В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации и уравнение их прав с мужчинами» [2-4]. При этом указывается, что феминистское движение «возникло в XVIII веке» и «особенно активизировалось с конца 60-х гг. XX в.».

Между тем идеи равноправия и равной ценности разнополых индивидов рождались в эпоху античности. Один из праотцов идеологии феминизма древнегреческий мыслитель Платон (427-347 до н.э.) утверждал: «По своей природе женщина, как и мужчина, может принимать участие во всех делах» [5, с. 230]. Учитывая, что женщина физически «немощнее мужчины», но также признавая аномальным порядок распределения государственных должностей по признаку пола, философ рекомендовал устроителям государства решать проблему путем более тщательного анализа природных задатков и способностей женщины и взаимопомощи индивидов. Он сделал вывод о целесообразности для входящих в одно сообщество мужчин и женщин «вместе упражнять добродетели, присущие либо одному, либо другому полу» [6, с. 504].

Платон не был одинок в размышлениях о равноправии. Феминистские идеи в то далекое время прозвучали в поэмах Еврипида «Медея» и Аристофана «Лисистрата», но в целом их вес в ранних классовых обществах не был столь значимым. Предвосхитив идеи христианства и ислама, сторонники патриархата и идеологии антифеминизма вооружились тезисом Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) о справедливости такого общественного строя, где мужчина властвует, а женщина находится в подчинении, ибо «первый по своей природе выше, а вторая ниже» [7, с. 383], его дело - наживать, ее - сохранять. По убеждению Аристотеля, мужчина и женщина являются равноценными исключительно в биологическом плане, в их стремлении «оставить после себя другое подобное себе существо» [7, с. 377].

Идейное противостояние «линий» Платона и Аристотеля, феминизма и антифеминизма длилось более двух тысячелетий. Горячие споры о так называемом женском вопросе между его сторонниками5,

5 Пьер Абеляр (1079-1142), Ибн Рушд, или Аверроэс (1126-1198), Генрих Корнелий Агриппа (1486-1535), автор сочинения «О благородстве и преимуществе женского пола», Эразм Роттердамский (1469-1536), Томас Мор (1478-1535), Жан Антуан Кондорсе (1743-1794), Шарль Фурье (1772-1837), Дени Дидро (1713-1784) и др.

противниками6 и либералами7 не стихали и в Раннем Средневековье, и в эпоху Возрождения, Реформации, Просвещения, но поворотным событием стала Французская революция. Именно тогда «западная цивилизация обнаружила, что женщины могут иметь гражданскую роль», и был брошен «вызов мертвой хватке сексизма в политике» [8].

В ответ на «Декларацию прав человека и гражданина» (1789) Олимпия де Гуж подготовила «Декларацию прав женщины и гражданки» (1791), преамбула и 17 статей которой содержали программу общественного переустройства на основе равного участия мужчин и женщин во всех сферах. Через два года «мать феминизма», как и другая знаменитость революционных событий Манон Ролан, взошла на эшафот, до конца исполнив политический долг, как и декларировала в статье 10, и увековечила свое имя для будущих поколений. Англичанка Мэри Уолстонкрафт (1759-1797), американка Эбигейл Смит Адамс (17441818), француженка София де Кондорсе (1724-1822) и другие феминистки первой волны утверждали новый социальный порядок не только практическими шагами, но и разработкой феминистской идеологии.

Публикация книги «В защиту прав женщины» [9], открывшей в 1792 г. галерею философии феминизма, способствовала появлению обстоятельных научных работ от плеяды сторонников эгалитаризма. Труды Джона Стюарта Милля «Подчиненность женщины» (1869), Августа Бебеля «Женщина и социализм» (1879), Лили Браун «Женский вопрос, его историческое значение и экономическая сторона» (1901), Александры Коллонтай «Социальные основы женского вопроса» (1909), Вениамина Хвостова «Женщина накануне новой эпохи (1905), «Женщина и человеческое достоинство» (1914) и другие по праву считаются классикой феминизма.

К рубежу Х1Х-ХХ вв. женское движение по обе стороны Атлантики превратилось в мощную силу, а вскоре первые результаты были достигнуты и за пределами Европы и Северной Америки. Первыми странами, где благодаря развитию феминизма и суфражизма женщины завоевали политические (избирательные) права, стали Новая Зеландия (1893) и Австралия (1902). В дальнейшем к ним присоединились Великое кня-

6 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160-222/223), Яков Шпренгер (14361495) и Генрих Крамер, или Генрикус Инститорис (ок. 1430-1505), авторы знаменитой книги «Молот ведьм», Пьер Жозеф Прудон (1809-1865), Артур Шопенгауэр (1788-1860), Фридрих Ницше (1844-1900) и др.

7 Иммануил Кант (1724-1804), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Огюст Конт (1798-1853), Герберт Спенсер (1820-1903) и др.

жество Финляндское8 (1906), Норвегия (1913), Дания и Исландия (1915), Россия (1917), Азербайджан и Канада (1918), Германия, Нидерланды, Швеция, Люксембург и Бельгия (1919), а также США, Австрия и Венгрия (1920), Ирландия (1922), Великобритания (1928) и др.9

Еще одним важным итогом первой волны феминизма стало расширение экономических и социальных прав женщины. Формирование и бурное развитие капитализма, массово вовлекавшее в свою орбиту женские трудовые ресурсы, неуклонное повышение образовательного и культурного уровня девушек и женщин, существенные изменения в организации семейно-брачных отношений, - эти и другие факторы обусловили новые реалии. Они упрочились к середине XX века и были зафиксированы во Всеобщей Декларации прав человека, призванной положить конец любой дискриминации, в том числе по признаку пола10.

Вторая волна феминизма

Новый виток в развитии теоретических основ феминизма и обретение женщинами качественно иного социального статуса во многом связаны с личностью Симоны де Бовуар (1908-1986 гг.). Писательница, философ, идеолог женского движения, единомышленник и подруга философа-экзистенциалиста Ж.-П. Сартра11, автор ряда литературно-философских произведений, она снискала славу освободительницы миллионов женщин от тысячелетнего патриархатного рабства. Книга «Второй пол», изданная во Франции (1949), а затем в большинстве стран Запада, представила яркое исследование о положении женщины от сотворения мира до наших дней и стала новой Библией для трех поколений западных женщин [1, с. 31].

Расширяя круг экономических и политических прав, женщины Западной Европы, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и отча-

8 В период с 1809 по 1917 г. эта территория в Северной Европе входила в состав Российской империи.

9 Это кажется невероятным, но в ряде «европейских» стран (Швейцария, Португалия, Лихтенштейн) политическое равноправие граждан было узаконено в 1970-80-е годы. В данном контексте не удивляет, что вопрос предоставления женщинам избирательных прав в государствах Персидского залива был решен совсем недавно: в 2005 г. - в Кувейте, в 2006 г. - в ОАЭ, в 2011 г. - в Саудовской Аравии.

10 Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Статья 2 // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/ universal-declaration-human-rights/index.html (дата обращения 07.11.2016).

11 Обе персоны относились к официальному браку негативно и поддерживали «интеллектуальный союз».

сти стран, которые во главе с СССР тогда составляли мировую систему социализма, активно включались в борьбу за равноправие с мужчинами во всех сферах. Участницы женского движения стремились упразднить остатки патриархата и ускорить рост самосознания женщин, развенчивая любые маскулинные стереотипы.

При этом в капиталистических странах распространялся и набирал силу феминизм радикального толка. Его сторонницы усматривали главную причину гендерного неравенства в репродуктивной функции, материнстве, воспитании детей, что требует «сидения дома» и препятствует самореализации личности. Некоторые феминистки (например, С. Файерстоун) прямо заявляли о том, что женщинам мира следует отказаться от рождения детей до изобретения учеными «внематочных» технологий появления на свет потомства. Другие же (А. Рич) считали биологическое материнство вознаграждающим и даже возвышающим женщину личным опытом, но при условии искоренения всего того, что в нем есть патриархального и угнетающего [10].

В противовес радикальному подходу так называемый социалистический феминизм не был в концептуальном плане ни противопоставлением женщины и мужчины, ни состязанием между ними, где слабому полу ставилась столь же грандиозная, сколь и эфемерная цель догнать и перегнать, победить сильный пол: в центре внимания - поиск разумного компромисса. В частности, во время перестройки утверждалось: «Концепция решения женского вопроса в условиях социализма исходит из того, что женщина выполняет три социальные функции: гражданки, труженицы, матери. Вклад женщин в развитие общества заключается в осуществлении ими каждой из этих функций в отдельности и вместе. Однако в этом заложено основное противоречие..., разрешение которого предполагает активное участие государства и общества в создании необходимых и не только правовых, но и социальных и материальных предпосылок для успешного сочетания женщинами выполнения каждой из этих функций» [11].

Третья волна и закат феминизма

Третий этап развития феминизма был инициирован на рубеже 19801990-х гг. и характеризовался деятельностью женских правительственных и неправительственных организаций, созданием женских транснациональных сетей, дифференциацией и специализацией женского движения. Фундаментальной основой нового подъема феминистской идеологии стали многочисленные программные документы, приня-

тые мировым сообществом с 1979 по 1995 г.: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин12, итоговые материалы Всемирных конференций по положению женщин (1975, 1980, 1985, 1995), в частности, Пекинская Декларация и Платформа действий13, обилие национальных концепций и стратегий14.

При этом на международных форумах различных уровней звучали и звучат похожие слова. Так, например, в речи Генерального секретаря ООН на четвертой Всемирной (Пекинской) конференции по положению женщин подчеркивалось: «Хотя во многих обществах женщины добились значительного прогресса, почти везде проблемы женщин по-прежнему рассматриваются как второстепенные. Перед женщинами стоят как скрытые, так и прямые угрозы дискриминации и маргинализации. Женщины не пользуются равноправным доступом к результатам производства. На долю женщин приходится 70% (из 1,3 млрд человек) беднейших слоев населения планеты»15.

Двойственное (оптимистично-пессимистичное) впечатление производят и ежегодные отчеты неправительственной организации Всемирный экономический форум. С 2006 г. ее аналитики рассчитывают Глобальный индекс гендерного неравенства (The Global Gender Gap Index), сопровождая исследования неизменным выводом: ни одна страна пока не достигла полного гендерного равенства. В подавляющем числе государств об этом приходится лишь мечтать. В частности, по

12 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18.12.1979 // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml (дата обращения 07.11.2016).

13 Пекинская декларация и Платформа действий. Приняты четвертой Всемирной конференцией по положению женщин, Пекин, 4-15 сентября 1995 г. // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/womdecl.shtml; http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/pdf/ BDPfA%20R.pdf (дата обращения 07.11.2016).

14 Например, Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.01.1996 № 6 (ред. от 26.07.2004) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.11.2016 г.); Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.11.2016).

15 Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 4-15 сентября 1995 года. Нью-Йорк: ООН, 1996. С. 215. URL: https://www.documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N96/273/03/PDF/N9627303.pdf?0penElement

Общий индекс

68%

Участие и возможности в экономической сфере

59%

Достижения в области образования

Здоровье

и продолжительность жизни

95%

96%

Политическое участие

Рис. 1. Глобальный индекс гендерного неравенства - 2016 [12, с. 8].

состоянию на 2016 г. на основе анализа данных из 144 стран16 общий показатель (сводный индекс) составил 68%, а значения четырех субиндексов варьировали от 23 до 96% (рис. 1).

Как видно, человечество добилось существенного прогресса в области здравоохранения и образования (96% и 95%), а в экономической и политической сферах гендерный разрыв остается внушительным -соответственно, 59% и 23%.

В разделе «Country profiles» указанного доклада содержится информация по странам. Российская Федерация заняла 75-е место с индексом 0,691 (в 2006 г. - 49-е место из 115 стран, индекс 0,677); значения субиндексов, соответственно: 0,722 (41-е место); 0,997 (45-е место); 0,979 (40-е место); 0,066 (129-е место).

Может показаться нелепым, что крохотная Руанда - соседка России по алфавиту в общем списке - занимает 8-е (!) место в рейтинге. Но это лишь на первый взгляд. Оказывается, что женщин в парламенте этой африканской страны не 16%, как у нас, а 64%; кроме того, у них 35% министерских постов...

16 Принимая во внимание тот факт, что по состоянию на 01.01.2016 в составе ООН было 193 государства, подчеркнем, что почти четверть мирового сообщества «выпадает» из расчетов и не представлена в глобальном индексе гендерного неравенства. URL: http://www.un.org/ru/sections/about-un/overview/index.html

Ростки будущего системного кризиса феминизма (как теории и практики, «вероучения» и «социального взаимодействия», политико-правовой доктрины и концепции управления поведением женщин) проявились полвека назад. Укажем основные предпосылки самоисчерпания и заката феминистской идеологии, а также причины живучести «позиции тех, кто полагает, что лучше. соблюдать традиции и не позволять женщинам. отрываться от "дома" - ибо этот отрыв ведет, прежде всего, к кризису семьи и сокращению рождаемости» [10], и того, что по-прежнему в российском обществе и не только в нем «женщин усиленно вытесняют в сферу частной жизни, освобождая от них поле экономики и политики» [1, с. 135].

Первое. Грубое сведение (редукция) интересов любых социальных групп, общностей к одному знаменателю следует признать с позиции науки ошибкой и абсурдом, а с позиции общественной практики -безответственным. Тщетно и бесперспективно навязывание всем женщинам единственной гендерной модели (маскулинной, фемининной, андрогинной): кто-то стремится к деловой карьере, а для кого-то, как утверждал Д.С.Милль [13], замужество и материнство - профессия17. Осознав эту истину в процессе третьей волны, экс-феминистки виртуозно, мягко, по-женски отошли от прежней яростной борьбы за женское «Я» во вселенском масштабе и устремились столь же настойчиво и методично развивать гендерный подход.

Его суть - плюрализм оппозиций «мужчина - женщина», «маскулинность - фемининность», их бесконечная вариативность, о чем в книге «Пол и характер» рассуждал Отто Вейнингер (1880-1903), и полифонизм, многомерная взаимосвязь с классовыми, расовыми, этническими, материальными и духовными, природными или биологическими и социокультурными факторами. Причудливо сплавляясь в разных количественно-качественных пропорциях, они понимаются как изменчивые, воспроизводящиеся в конкретных исторических условиях и анализируются как сложная система, например, в рамках генетико-субъ-ектно-функционального подхода [14, с. 98-129, 282-285; 15, с. 61-99; 16, с. 93-150].

17 Сопоставляя производственную и семейно-бытовую функции, английский философ утверждал: «Женщина, выходя замуж,.. выбирает себе род занятий, точно так же, как мужчина, выбирающий себе профессию, она посвящает себя ведению хозяйства, воспитанию детей как специальности на столько лет своей жизни, сколько потребуется на это дело, и потому отказывается на это время хотя не от всех занятий вообще, но. от таких, которые помещали бы ей в исполнении избранных ею обязанностей».

Второе. Стагнация и деградация феминизма обусловлена внутренними противоречиями в стане самих женщин. Приведем несколько разноплановых, но ярких и характерных примеров, свидетельствующих об этом.

«Нам следует и дальше бороться против угнетения со стороны мужчин, но при этом понимать, что сами женщины вредят нашему общему делу не меньше, чем мужчины. Пора поступать жестко в отношении тех женщин, которые предают своих сестер, - тех честолюбивых «птиц высокого полета» вроде Маргарет Тэтчер, которые интересуются только собой, собственным успехом и счастьем» [17]. Вполне возможно, что Ясмин Алибхаи-Браун, автор этих слов и статьи, приуроченной к Международному Женскому дню в британской газете «The Independent», вполне могла бы составить международный список «выскочек-предательниц», включив в него, например, немку Ангелу Меркель, американку Хиллари Клинтон, француженку Кристин Лагард, литовку Далю Грибаускайте и ряд других.

Три десятилетия назад похожим образом, но только в отношении расовых отличий, высказалась Белл Хукс [18]18. Сопоставив положение женщин и мужчин Америки, она пришла к выводу о том, что черные мужчины и белые женщины являются не только угнетенными, но и угнетателями: первые - жертвы расизма, но и субъекты сексизма; вторые - жертвы сексизма, но и субъекты расизма. Иначе говоря, самый низкий статус в обществе оказался у афроамериканок19.

И в современной России налицо раскол женской социальной общности, а иначе чем объяснить российский избирательный парадокс: в составе населения женщин 53%, а на последних выборах в Государственную Думу РФ из 225 одномандатных округов женщины победили лишь в 36. С учетом всех партийных «разнарядок» степень феминизации нижней палаты российского парламента в новом созыве изменилась незначительно и составила 15,5% (табл. 1), т.е. и рядовые избиратели, и политические функционеры оценивают потенциал женщины-политика в сравнении с потенциалом мужчины как 1 к 6.

18 Первое издание ее книги «Феминистская теория: от края к центру» вышло в свет в 1984 г.

19 Прибавим немного статистики: по официальным данным того периода, 2/3 работающих женщин в США были одинокими, разведенными, вдовами или состояли в браке с людьми, чей доход был крайне низок. В 1984 г. примерно 20% семей с детьми возглавлялись матерями, причем треть из них были обеспечены ниже уровня бедности. См.: Женщины в современном мире. М.: Наука, 1989. С. 205-206.

Таблица 1. Представительство женщин-депутатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации шестого и седьмого созывов

2015 2016

Название количество женщин- удельный вес количество женщин- удельный вес

фракции депу- депу- женщин, депу- депу- женщин,

татов татов % татов татов %

«Единая 238 45 18,9 344 62 18,0

Россия»

КПРФ 92 4 4,3 42 3 7,1

ЛДПР 56 2 3,6 39 2 5,1

«Справедливая Россия» 64 10 15,6 23 3 13,0

Депутаты вне фракций - - - 2 - -

ВСЕГО 450 61 13,5 450 70 15,5

Источник: Официальный сайт Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации. http://www.duma.gov.ru/structure/deputies (данные по состоянию на 24.08.2015 и на 19.10.2016).

Добавим, что за четверть века новейшей истории России этот показатель не достиг и половины той заветной трети женщин-депутатов, которая пусть даже искусственно поддерживалась в составе Верховного Совета СССР; разумеется, что метод гендерного квотирования не является идеальным.

Третье. Сегодня классический и неоклассический феминизм стремительно теряет популярность: мельчают и сами лидеры, скудеют ряды последователей и сочувствующих в широких массах. Похоже, современный мир стоит на пороге осознания неадекватности феминистских и эгалитарных парадигм (например, «самоутверждения личности» и «помощи женщине»), а также целесообразности «перезагрузки» системы управления гендерными отношениями на международном, региональном, национальном и корпоративном уровнях.

Показательно, например, создание в 2010 г. новой структуры ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин - «ООН-женщины». Как официально подчеркивалось, слия-

ние четырех отдельных подразделений «стало исторически важным шагом... в рамках реформы системы ООН» [19], но это же по существу означало и неудовлетворительную оценку их деятельности. Кроме того, был упразднен глобальный формат обсуждения проблем женщин: формат всемирной конференции трансформировался в квазиформаты «Пекин 5+», «Пекин 10+»20.

Значительно расширился спектр «частных проблем», относящихся к сфере гендерных отношений, и возросла социальная напряженность. Вспомним лишь некоторые резонансные события последнего времени: инициативы полного запрета абортов (Россия21, Польша22), коллизии в области дресс-кода (Франция23, Россия24, Иран25), предложения о легализации многоженства в России26 и легитимация однополых браков в 20 странах, включая «католические»27 [15, с. 5-6].

20 23-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке» (2000) и 49-я сессия Комиссии ООН по положению женщин «Пекин: десять лет спустя на пути к равенству полов, развитию и миру» (2005).

21 Патриарх Кирилл и верховный муфтий поддержали запрет абортов в России // Коммерсант. 2016. 27 сент. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3100822 (дата обращения 11.10.2016); Сафиуллина А. В Пензе начат сбор подписей против бесплатных абортов: местная епархия намерена придать акции всероссийский характер // Коммерсант. 2016. 20 сент. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3094723 (дата обращения 17.10.2016).

22 Польшу охватили массовые протесты против запрета абортов // НТВ. 2016. 4 окт. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1668482 (дата обращения 15.10.2016).

23Дмитриева О. Франция: Буркини VS Ценности Пятой республики // The New Times - Новое время. 2016. 24 августа. URL: http://www.newtimes.ru/stati/temyi/ francziya-burkini-vs-czennosti-pyatoj-respubliki.html. Алешина М. Нет буркини! На европейских пляжах запрещают плавать в мусульманских купальниках, закрывающих женщин с ног до головы // Российская газета. 2016. 18 авг. URL: https://www.rg.ru/2016/08/18/na-evropejskih-pliazhah-zapretili-plavat-v-musulman-skih-kupalnikah.html (дата обращения 13.10.2016).

24 Хиджабы в школах и вузах: за и против // Информационное агентство России ТАСС URL: http://www.tass.ru/obschestvo/1759535 (дата обращения 12.10.2016).

25 Красилова E. Дресс-код для шахматисток: американки бьются с иранцами // РИА новости. 2016. 9 окт. URL: https://www.ria.ru/accents/20161009/1478746130.html (дата обращения 10.10.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Многоженство в России: миф или реальность? Руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов высказался за легализацию многоженства в российском законодательстве // BBC Русская служба. 2015. 19 мая. URL: http://www.bbc.com/ russian/society/2015/05/150519_tr_russia_polygamy_discussion (дата обращения 11.10.2016).

27 Аргентина, Бразилия, Ирландия, Испания, Португалия.

Бескрайний океан гендерных проблем объективно порождает трудности, на которые наслаиваются значительные разногласия относительно способов их решения в среде ученых, политиков и религиозных деятелей, не говоря уже о широкой общественности. В этом гендерном хоре профессионалов и любителей сегодня громко звучат и архаичные, поражающие изуверством и мракобесием призывы распространять практику женского обрезания28 в России29, и сдержанно-рациональный подход, напоминающий о реальной угрозе всплеска теневого сектора оказания медицинских услуг в случае тотального запрета абортов30, и экзотические футурологические предсказания искусственного производства людей.

При этом недопустимо игнорировать и внутреннюю логику гендерных связей, относительную самостоятельность бытия тончайшей «демографической материи». В этой связи известный российский социолог А.И. Антонов предостерегал: «Ошибочно представление, будто все демографические изменения - это просто сиюминутная реакция на какие-то события: политические, экономические или военные. Будто на демографию всегда можно как-то влиять, как-то подстраивать ее под себя в отдельно взятой стране. Это большое заблуждение. Демографические процессы фундаментальны, они гораздо больше влияют на нас, чем мы на них» [20].

А существует ли в принципе та гендерная идея, которая может овладеть умами всех или большинства мужчин и женщин?! Велик соблазн дать отрицательный ответ на этот риторический вопрос, но важно все-таки пытаться искать и найти компромисс для снятия тех острых противоречий, которых в России немало... Та пресловутая национальная идея, поиск которой был инициирован четверть века назад, и поныне будоражит сознание россиян, должна быть связана и с гендерными отношениями в мультинациональной, мультикультурной стране. При

28 Нанесение увечий женским гениталиям. По данным Всемирной организации здравоохранения, этим процедурам подверглись 200 млн ныне живущих девушек и женщин в 30 странах Африки, Ближнего Востока и Азии. Более 50% таких операций приходится на три государства (Египет, Индонезия, Эфиопия). См.: Информационный бюллетень ВОЗ. Февраль 2016. URL: http://www.unicef.org/ media/files/FGMC_2016_brochure_final_UNICEF_SPREAD.pdf (дата обращения 17.10.2016).

29 Муфтий Северного Кавказа призвал обрезать всех женщин России // Интерфакс. 2016. 17 авг. URL: http://www.interfax.ru/russia/524002 (дата обращения 17.10.2016).

30 Скворцова прокомментировала инициативу Мизулиной об абортах // Информационное агентство REGNUM. 2015. 27 мая. URL: https://www.regnum.ru/news/ society/1928155.html (дата обращения 11.10.2016).

этом исторически сложившееся многообразие хозяйственно-семейно-бытовых укладов народов Российской Федерации наводит на мысль о том, что единых, универсальных рецептов здесь в принципе не существует.

Как представляется, центральная идея, на основе которой можно пытаться достичь консенсуса между регионами, предполагает свободу личного выбора той модели, которую гражданин считает оптимальной. Введение в некоторых регионах России официального многоженства не так опасно, как, скажем, двойные стандарты, т.е. видимость того, что кроме моногамного брака, ничего другого нет и быть не может. Следует опасаться и того, что после формального узаконивания альтернативных форм брака в отдельных регионах новую практику станут навязывать всем (!) гражданам и гражданкам.

Полифония гендерных моделей бытия и выбор, осуществляемый самой женщиной, женщиной-субъектом, а не за нее - таков лейтмотив классических трудов по «женскому вопросу» и магистральный путь развития человечества.

Пусть это не нравится феминисткам, но если женщина заключает брак с мужчиной, гораздо старше ее по возрасту, или растит нескольких детей одна, получая от государства пособие, или является одной из четырех жен у мусульманина, или даже выбирает легальную проституцию как профессию, - эти и другие явления сосуществуют в мире, и нужно честно признать, что в условиях перманентной финансово-экономической нестабильности нет каких-либо фундаментальных предпосылок того, что в будущем ситуация кардинально изменится к лучшему.

Искренне хотелось бы дать ошибочный прогноз, однако потоки мигрантов из беднейших регионов мира, ежедневно вливаясь в состав населения информационного (постиндустриального) эгалитарного общества и угрожая изменить его структуру, свидетельствуют, что гипотеза круговорота социальных систем и снижения удельного веса среднего класса (рис. 2) становится явью.

Как долго еще передовые государства смогут поддерживать конфигурацию типа «сосуд» (рис. 2, в) и сколь негативными, разрушительными для европейцев, американцев, австралийцев окажутся последствия трансформации их социумов в «колокол» (рис. 2, г), покажет время. При любом варианте - медленном или быстром - представители уменьшающегося среднего и умножающегося низшего классов будут вольно или невольно приспосабливаться к новым условиям, в том числе используя ретро-модели гендерных отношений (например, эпохи «речных цивилизаций», феодализма и раннего капитализма).

а

(5)

В

(5)

С (20)

Н (75)

С(40-45)

Н (50-55)

В (Ю)

С (60)

Н(30)

Рис. 2. Круговорот типов социальной системы: доиндустриальный (а), индустриальный (б), информационный (в), постинформационный (г).

Население тех стран и регионов, пропорции которого соответствуют типу «пирамида» (рис. 2, б), может при определенных условиях, напротив, получить дополнительное преимущество и трансформироваться в следующий тип за счет миграции части беднейших слоев и, как следствие, со временем значительно или частично изменить гендерные модели поведения.

Литература

1. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998.

2. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб., 2000. С. 1269.

3. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. В.И.Бородулина, А.П.Горкина, А.А.Гусева и др. М., 2003. С. 761.

4. Словарь иностранных слов современного русского языка / Сост. Т.В.Егорова. М., 2014. С. 702.

5. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. М.,

1994. Т. 3. С. 230.

6. Платон. Критий // Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1994. Т. 3. С. 504.

7. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М., 1984. Т. 4. С. 383.

8. Следжиевски Е.Ж. Французская революция как поворотный момент // История женщин на Западе: в 5 тт. Т. 4: Возникновение феминизма: от Великой французской революции до Мировой войны / Под ред. М.Перро, Ж.Фрассе. СПб., 2015. С. 29.

9. Wollstonecraft M. A vindication of the rights of woman: with strictures on political and moral subjects. N.Y., 1833. https://books.google.ru/boo ks?id=rUg4d_8UMQsC&hl=ru&source=gbs_navlinks_s

10. Исупова О. Три волны феминизма // Демоскоп Weekly. 2010. № 407-408 (25 января - 7 февраля).

URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0407/gender03.php

11. Женщины в современном мире. М., 1989. С. 64-65.

12. The Global Gender Gap Report 2016 (Insight Report). Geneva: World Economic Forum, 2016. URL: http://www3.weforum.org/docs/ GGGR16ZWEF_Global_Gender_Gap_Report_2016.pdf

13. Милль Д.С. Подчиненность женщины. М., 1870. С. 118.

14. Понуждаев Э.А. Основы гендерологии: учебное пособие. М., 2016.

15. Понуждаев Э.А. Феминизация общества и армии: сущность, содержание, социальный механизм. Монино, 1999.

16. Понуждаев Э.А., Понуждаева М.Э. Настольная книга для среднего класса России и не только. (Средний класс: мифы, реалии, перспективы). Saarbrücken, 2013.

17. Alibhai-Brown Y. On International Women's Day, feminists need to speak out against female connivance // The Independent. 2016. March, 6. URL: http://www.independent.co.uk/voices/on-international-womens-day-feminists-need-to-speak-out-against-female-connivance-a6916011. html

18. Hooks B. Feminist theory: from margin to center. Cambridge, 2014.

19. О структуре «ООН-Женщины». URL: http://www.unwomen.org/ru/ about-us/about-un-women (дата обращения 10.10.2016).

20. Эра однодетности: беседа E. Яковлевой с профессором А.Антоновым // Российская газета - Федеральный выпуск. 2008. 5 марта. URL: https://www.rg.ru/2008/03/05/a213109.html (дата обращения 11.10.2016).

Feminism as an ideology and management concept: genesis, youth, flowering and sunset

Zabuga Nikolay Vladimirovich - Candidate of Military Sciences, Associate Professor, Department of state and municipal administration, International Institute of Economics and Law

Address for correspondence: nwz26@mail.ru

Ponuzhdaev Eduard Aleksandrovich - Doctor of Philosophy, Associate Professor, Department of humanitarian disciplines, International Institute of Economics and Law. Address for correspondence: ponuzhdaev@mail.ru.

Ponuzhdaeva Margarita Eduardovna - Master of Public Policy, chief specialist, Service for international cooperation and communications, Siber JSC (State Corporation Rostekh).

Address for correspondence: margarita16ju@gmail.com.

The authors analyze the stages of the life cycle of feminism as an ideological trend and strategy for the development of society in the XIX-XX centuries. The reasons that influenced the rise, deceleration and decline of the feminization process in the history of Russia are outlined. On the basis of the analysis, the necessity of updating the domestic policy of the Russian Federation is justified and proposals to optimize the management of gender relations are formulated.

Key words: feminism, feminization, gender, gender policy, gender strategy of society development, public administration

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2017. N 2 (27). P. 118-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.