Георгий ПЕЩЕРОВ, Елена ВАЛЬКОВА
ФЕМИНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена исследованию истории возникновения, эволюции и современного процесса развития феминизации в мире. Авторы пытаются произвести анализ основных факторов, побуждающих женщин к феминизации, найти причины нестандартного поведения женщин и дать некоторый методический аппарат для предотвращения неадекватного поведения женщин в современном обществе.
The article is devoted to the research of history of occurrence, evolution and modern development process of feminization in the world. The authors try to make the analysis of the major factors challenging women to feminization, to find the reasons of nonstandard behavior of women and to give some methodical devices on prevention of inadequate behavior of women in the modern society.
Ключевые слова:
феминизация, эмансипация, права женщин, суфражизм, социальное равенство; feminization, emancipation, rights of women, suffragettism, social equality.
ПЕЩЕРОВ Георгий Иванович — д.воен.н., профессор, академик АВН [email protected]
ВАЛЬКОВА
Елена
Анатольевна — к.филол.н., доцент; доцент МГОУ
Прогрессирующая в последние десятилетия феминизация в мире становится причиной многих социальных проблем в обществе, начиная с формирования семьи и заканчивая управлением человеческой цивилизацией. В то же время термин «феминизм» понимается в современном обществе в совершенно различных смыслах.
Феминизм (франц. /ёшШзше, от лат. #шта — женщина) — это общественно-политическое движение, возникшее в XVIII в., целью которого являлось предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. Истоком феминизма стало мнение о том, что женщина занимает угнетенное положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (патриархат).
В истории женского движения условно выделяются три волны1.
Первая волна относится главным образом к суфражистскому движению XIX и начала XX вв., в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818), которая вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».
Под второй волной понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х гг. и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. Французская писательница Симона де Бовуар утверждала, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной и даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться; но для того, чтобы феминизм мог двигаться вперед, такие представления должны уйти в прошлое.
Третья волна является продолжением второй волны и реакцией на ее неудачу. Появление третьей волны относят к 1990-м гг.
История русского феминизма берет начало в XVIII в. и обусловлена влиянием на русское общество идей Великой французской революции 1789 г. и идей Просвещения. В отличие от западных феминисток, русские деятельницы женского движения не проти-
1 Freedman E.B. No Turning Back: The History of Feminism and the Future of Women. — N.Y., Ballantine Books, 2003.
вопоставляли себя мужчинам и полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами.
Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию — внутри этого движения существует множество течений и групп: анархо-феминизм, вуманизм (от англ. woman — женщина), духовный феминизм, культуро-феминизм, лесбийский, либеральный, индивидуалистский, мужской, марксистский, материальный, многокультурный феминизм, поп-феминизм, постколониальный, постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory), психоаналитический, «пушистый» (легкомысленный), радикальный, ролевой, сексуально-либеральный (секс-пози-тивный, про-секс феминизм), сепаратистский, социалистический, социально-обусловленный феминизм, трансфеминизм, феминизм амазонок, феминизм стран третьего мира, французский феминизм, экофеминизм, экзистенциальный феминизм и др. Некоторые течения и подходы также могут быть описаны как протофе-министские или пост-феминистские1.
Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Представители этих направлений пытались объяснить первопричину женского угнетения. Марксизм пытался объяснить первопричину женского угнетения экономическим угнетением. Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны.
1 Whelehan I. Modern Feminist Thought: from the Second Wave to «Post-Feminism». — Edinburgh : Edinburgh University Press, 1995.
Если подойти к исследуемой проблеме с философской точки зрения, то оказывается, что основная проблема большинства женщин — это проблема социального равенства и не более того, а не то, как это представляется в настоящее время средствами массовой информации и некоторыми маргинальными представительницами прекрасного пола.
Примеров тому достаточно. Например, это взгляды Линды Нохлин: «Почему нет великих художников-женщин?», представленные в 1971 г. в «Арт ньюз» и в каталоге к выставке «25 современных художниц». Предметом рассмотрения Л. Нохлин стал вопрос, есть ли в женском творчестве какая-то особая женская суть. Нет, не имеется, доказывала она. Причины отсутствия среди женщин художников ранга Микеланджело Л. Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. Она настаивала на силе обстоятельств, проявляющих ум и талант в целом.
Художница Линда Бенглис сделала пресловутый демонстративный жест, бросив в 1974 г. вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где, позируя как модель, пародировала типично мужской взгляд на женщин.
В то же время многие критики считают, что дискриминируются именно мужчины. По мнению некоторых критиков феминизма, примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах является служба в армии по призыву. Они обращают внимание на тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола. Критиками феминизма отмечается, что в законодательстве ряда стран (в т.ч. в России) женщинам предоставляются льготы при отбытии наказания. В качестве примера приводятся ст. 82 Уголовного кодекса: «Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшу-
2011 '10
ВЛАСТЬ
43
юся часть наказания более мягким видом наказания». Они считают, что женщины пользуются более мягкими условиями заключения, к ним не могут применяться наказания в виде лишения свободы в колониях строгого и особого режимов в соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса. Обращается также внимание, что в законодательстве ряда стран применение смертной казни допускается только для мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов. Ряд критиков феминизма считают, что данная ситуация, тем не менее, не привлекает внимания феминисток.
Противники феминизма также считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье с выраженными традиционными гендерными ролями — маскулинной и фемининной, соответственно отца и матери. Об этом также пишет Ричард Дойл в своем «Мужском манифесте». Он считает, что разводы, неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнерами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребенка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьи иногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное.
Существует также группа палеоконсерваторов, в числе которых Джордж Гилдер и Пэт Бьюканан, которые считают, что феминизм породил общество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концов погубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в тех странах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемости неуклонно снижаются, а уровень иммиграции (зачастую из тех стран, где отношение к феминизму крайне негативное) — самый высокий. В США «либеральные» религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижение уровня роста церковного прихода как со стороны новообращенных, так и тех, кто вырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам стремительно увеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповедание относится к феминизму с ярко выраженным неприятием.
В то же время феминистское движение в мире повлекло за собой различные изменения в обществе, в т.ч. предоставление женщинам права голоса на выборах; права подавать заявление на развод; права на владение имуществом, права на контроль над собственным телом и права решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в т.ч. выбор противозачаточных средств, аборты и др. В то же время различие государств в экономическом и социально-политическом развитии приводит к различиям и по отношению к феминизму. Различные религии также по-разному диктуют правовое положение женщин. Да, как человек мужчина и женщина одинаковы, но в то же время как представители разного пола они абсолютно разные.
Человечество в своем развитии выбрало более рациональный путь ролевой социализации человека в обществе. Да, безусловно, определенные моральные и др. рамки должны быть как для мужчин, так и для женщин, но необходимость их именно для женщин, как ни странно, является биологической аксиомой.
В общем, феминистские организации до 1960—80 гг. обычно ограничивались вопросами эмансипации женщин в условиях, когда в обществе создавалась благоприятная миролюбивая обстановка, когда женщины были менее озабочены проблемой выживания в обществе. Можно утверждать, что феминизм в современном понятии — это некий атавизм в развитии человеческого общества, когда женщина требует невозможного, выходя в своих требованиях за рамки разумного.
То, что феминизация общества (один из главных признаков старения западной, а вместе с ней — и восточнославянской цивилизации) губительна для того же общества, не вызывает никаких сомнений. Как разумно регулировать процесс феминизации общества? Прежде всего, с учетом биологических и физиологических особенностей мужчины и женщины необходимо создать рациональный подход к социализации детей в обществе в соответствии с их половыми различиями. Воспитание человека должно происходить от момента зачатия и рождения ребенка в строгом соответствии с принятой социализацией в обществе, а обеспечение необходимой социальной среды воспитания — задача, прежде всего, родителей и человеческого общества в целом.