Научная статья на тему 'Female sphere in the ethnic culture'

Female sphere in the ethnic culture Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / МАТЕРИНСКИЙ СТАТУС / ОБЫЧАЙ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ МАЛЬЧИКА И ДЕВОЧКИ / БРАК / СЕМЬЯ / МОРАЛЬ / ETHICS (MORAL) / WOMEN / MATERNAL STATUS / CUSTOM / UPBRINGING / SOCIAL ROLE OF A BOY AND A GIRL / MARRIAGE / FAMILY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бутаева Марзижат Ахмедовна

В статье рассматривается проблема положения кавказских женщин в этнической культуре. Подчеркивается высокий социальный статус женщины матери вопреки расхожему мнению о том, что женщина в гендерном пространстве этнической культуры закрепощена и бесправна. Раскрывается процесс социализации девочки женщины в гендерном ролевом пространстве семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Female sphere in the ethnic culture»

настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни [6].

Туризм может сочетать физический аспект с духовным. Общение с природой, посещение памятников истории и культуры, священных для народов России мест имеет положительное оздорав-ливающее воздействие не только на физический, но и на психический и духовный компоненты здоровья человека. Проведение культурноисторических мероприятий, сплачивающих людей на основе их духовно-культурной общности, способствует духовному оздоровлению отдельных людей и общества в целом. Повышению эффективности таких мероприятий способствует привлечение к их проведению работников культуры и искусства, общественных и религиозных организаций.

Таким образом, формирование и внедрение здорового образа жизни - это система мер, способствующих установлению образа жизни личности и общества, обеспечивающих их гармоничное развитие и преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах сохранения и восстановления здоровья социально-экономических, природных и духовно-культурных факторов.

В заключение подчеркнем, что проблематика здорового образа жизни в России была всегда весьма актуальна и составляла одно из важных направлений отечественного социально-

гуманитарного знания. Актуальна она и на сегодняшний день. Но для того чтобы каждый гражданин чувствовал свою ответственность за собственное здоровье, необходимо сформировать систему приоритетов в общественных отношениях, способствующих физическому, психическому и духовному оздоровлению человека и общества. В решении этой проблемы должны участвовать государство, общественные, в том числе культурные, организации, что является важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Но основой такого решения выступают традиционная культура каждого народа, возвращение к традиционным культурным ценностям здорового образа жизни, сближение че-

УДК 316.7-055.2

ловека с природой как естественной среды обитания всех живых существ, обращение к мировым религиям и национальным культурам народов России, в том числе бурятской.

Литература

1. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. - М.: Изд-во РУДН, 1998. - 27 с.

2. Агаларова Л.С. Роль врача общей практики в формировании здорового образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации. - 2006. - № 4. - С. 44-47.

3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - 1994.

4. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. - СПб.: Питер, 1999. - 318 с.

5. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.

6. Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов. - М.: Наука, 2002. - 310 с.

7. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: энциклопедический словарь. - М., 1999. - С. 518.

8. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. - Барнаул, 1996.

9. Казначеев, В. П. Здоровье нации - феномен экологии XXI в. // III тысячелетие. Пути к здоровью нации: материалы I Всерос. форума. - М., 2001. - 194 с.

10. Культура - человек - философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. - 1982. - №2. - С.58-65.

11. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. -М.: Знание, 1982. - 40 с.

12. Лисицин Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: учеб. пособие. - М.: Медицина, 1992. - 512 с.

13. Лисицын Ю. П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни. - М., 2001. - 231 с.

14. Национальный проект «Здоровье». - URL: http:// zdorovie.perm.ru

15. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб.: Питер, 2006 - 607 с.

16. Попова И.П. Поведение в отношении здоровья и материальное положение: гендерные аспекты (по данным лон-гитюдного опроса) // Здравоохранение Российской Федерации. - 2007. - № 1. - С. 47-50

17. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2009 гг. - Улан-Удэ, 2004. - 305 с.

18. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - М.: Дело, 2006. - 552 с.

Цынгунова Евгения Тумэновна - ведущий библиотекарь Научной библиотеки ВСГТУ, аспирант ВСГАКИ.

Tsyngunova Evgeniya Tumenovna - senior librarian of Scientific library of East-Siberian State Technical University, postgraduate of East-Siberian State Academy of Culture and Arts.

E-mail: Cingunova@mail.ru

М.А. Бутаева

ЖЕНСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЭТНОКУЛЬТУРЕ

В статье рассматривается проблема положения кавказских женщин в этнической культуре. Подчеркивается высокий социальный статус женщины - матери вопреки расхожему мнению о том, что женщина в гендерном пространстве этнической культуры закрепощена и бесправна. Раскрывается процесс социализации девочки - женщины в гендерном ролевом пространстве семьи.

Ключевые слова: женщина, материнский статус, обычай, воспитание, социальная роль мальчика и девочки, брак, семья, мораль.

М.А. Butaeva

FEMALE SPHERE IN THE ETHNIC CULTURE

The article deals with the problem of status of Caucasian women in ethnic culture. The highest social status of woman as a mother is underlined contrary to the opinion that women in gender ethnic culture space are enslaved and deprived of civil rights. The process of socialization of a girl - a woman reveals in gender role space of a family.

Key words: women, maternal status, custom, upbringing, social role of a boy and a girl, marriage, family, ethics (moral).

Материнство - это природная функция женщины, ставящая ее в любом обществе в особые условия. При этом концепт «материнство» является важнейшим социально-культурным феноменом культурологической науки. Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» говорит об исключительном общественном значении и способности женщин к деторождению: «Первое разделение труда было между мужчиной и женщиной для производства детей» [1]. Размышляя о мужчинах и женщинах, Маргарет Мид предлагает начать «с их различия в процессе репродукции. Каким образом отражается распределение ролей в продолжении рода на различиях функций, способностей, восприимчивости, уязвимости обоих полов? Каким образом сказывается тот фактор, что участие мужчин в репродуктивном акте одномоментно, а у женщины оно занимает девять месяцев вынашивания, а потом еще несколько месяцев кормления грудью? Какова самостоятельная значимость каждого из полов самого по себе, а не в качестве дефективного варианта другого?» [2].

В разных местах этой работы упоминаются особенности и значимость материнского статуса в этнической традиции, восходящие к идее о том, что женщина - это Великая Мать, питающая свое потомство. Главными среди общественно значимых функций матери являются способности женщины, имеющей материнский статус, закреплять или оформлять формы искусственного родства, контролировать насилие и блокировать мужскую агрессию. Прикоснувшись губами к груди старшей женщины в роду/семье, мужчина, ищущий покровительства или защиты, получал стойкий социальный иммунитет в том обществе, к которому принадлежала женщина. Подобным образом, прибегнув к покровительству матери или бабушки кровника, пытались остановить цепь взаимных убийств между враждующими родовыми кланами. Этот обычай эксплуатировался и в тех случаях, когда между разными племенными (субъэтническими) обществами устанавливались союзнические связи - братства [3]. Таким образом, женщина ритуально участвовала в общественно-политической сфере, рассматривалась как символ защиты, залог клятвенного обета, обладатель права на сохранение жизни и

т.п. Подробнее эти женские способности мы рассмотрим позже, здесь же следует акцентировать внимание на материнском статусе женщины как необходимом условии реализации подобных ее возможностей. Это, безусловно, характеризует высокое положение матери в горском обществе, приобретающее в экстремальной ситуации общественное звучание и повседневно подтверждаемое в традиционном быту.

С раннего возраста девочку готовили к главной роли в ее жизни - материнской. Ролевые игры, куклы, а потом и непосредственное участие девочек в воспитании младших братьев и сестер служили именно этому, причем развитие материнского инстинкта и обучение элементарным навыкам ухода за ребенком - недостаточная предпосылка для удачного материнства. В традиционной семье девочка, наблюдая за своей матерью, училась колыбельным песенкам, детским стишкам, особой манере поведения, ведению хозяйства, этикету - словом, всему тому, что называется социальным опытом, транслятором которого она будет выступать для своих будущих детей.

Эталоном женской красоты у горских народов была стройная фигура с тонкой талией и широкими бедрами, то есть анатомически предрасположенная к материнству. До замужества, как известно, девушка постоянно носила кожаный или тканевый корсет на дощечках, туго зашнурованный для придания груди и талии особой хрупкости и тонкости. Но, как объясняет Бла-рамберг (1833), грудь - это «атрибут материнства, и молодой девушке зазорно позволять видеть ее» [4], поэтому корсет навсегда снимается молодым мужем только в первую брачную ночь. Описание фигуры замужней горянки, сделанное Фредериком Дюбуа де Монпере (1833), подтверждает, что стереотип красоты у адыгов сформировался в соответствии с признаками репродуктивных возможностей тела, определение которых с неолитических времен осталось неизменным: «Если выше бедер женщина должна иметь тонкую талию, то нижняя часть корпуса должна быть крупной, живот выпуклым» [5].

В этнокультуре представление о женской красоте было подчинено идее материнства. Традиционное общество готовит девочку с детских лет

к осуществлению главного своего предназначения - материнству. Достойная женщина - это многодетная мать. Здоровое, воспитанное, многочисленное потомство придает статусу женщины значительный вес, авторитет, который невозможно заработать никакими другими способами. Вероятно поэтому в традиционном обществе не существовало института старых дев. Женщина, не вышедшая вовремя замуж, какую бы праведную жизнь ни вела, не получала той степени общественного признания, как женщина-мать. К старой деве относились снисходительно, жалостливо или уважительно, но с некоторой пренебрежительной коннотацией. То есть в горском традиционном обществе не существовало «социально приемлемой традиции, в рамках которой женщины могут научиться не желать иметь детей», как, например, институт монашества в христианстве [6]. Добровольный отказ от функции продолжения рода без ущерба для женщины во имя какой-то другой, более высокой цели здесь вообще не рассматривался ни в каком виде.

Придание материнскому статусу высокого социального значения определяется не только ее способностями к вынашиванию, вскармливанию детей, заботе об их гигиене и безопасности, но и незаменимым вкладом в их воспитание. До тех пор, пока ребенка кормят грудью (в среднем до двух-трех лет, то есть до следующей беременности матери), он проводит с матерью почти все время: ребенок спит в родительской спальне, держится за материнский подол во время ее работы, прислушивается к ее разговорам, получает свою долю нежности и ласки. Поэтому создаются условия для развития между ними эмоционально насыщенных связей. Первые представления о мире ребенок получает от женщин, в кругу которых проходит его раннее детство, - от матери, бабушки, тетушек, сестер. Этот опыт любви и заботы остается с ним на всю его жизнь независимо от того, какая участь ему/ей уготована в жизни: матери семейства, воина, чабана, наложницы на чужбине и т.д.

Как известно, культура - это ненаследственная память человечества, однако трансляция женского опыта от матери к дочери вполне логична. Важно отметить, что и в воспитании мужского характера в сыновьях матери играли основополагающую роль. Мальчикам запрещалось заниматься женскими делами, у них культивировали черты характера, свойственные мужчинам, позволяя им шалости и излишнюю подвижность, поощряя их шумные игры, проявление физической силы, прощая им неорганизованность, порой грубость [7]. Женщины гордились мужскими поступками своих отцов, братьев, мужей и воспитывали в том же духе сыновей, то есть основа

конструирования универсальных маскулинных качеств - силы и агрессии - закладывалась матерями, и только в возрасте пяти-семи лет мальчик попадал под влияние мужчин семьи, закреплявших мужское воспитание. Но это не исключало духовной близости сына с матерью. Это, в свою очередь, не могло не оказывать влияния на их взаимоотношения в течение всей жизни и, что важно, мотивировало в сыновьях стремление к соответствию материнским ожиданиям и идеалам.

Не сомневаясь в верности всего сказанного в отношении материнских чувств, следует все же отметить их неоднозначность. Мать оставляет детей на попечении рода отца ребенка в случае развода или повторного брака. Конечно, развод родителей был в условно традиционном обществе редкостью, но если женщина по той или иной причине уходила от мужа, она вынуждена была вернуться в родительский дом, а ее дети оставались у отца. Если развод ей давал муж, то она вынуждена была просто подчиниться обстоятельствам, но если инициатором развода была жена, то, значит, она сознательно шла на разлуку с детьми. И подобная свобода выбора может сегодня вызывать непонимание или удивление, но в любом случае является проявлением сильного характера или внутренней независимости отдельных женщин, что в целом уточняет гендерные характеристики общества. Относительная редкость в современной практике разводов и случаев оставления детей на попечении отцов заставляет задуматься над значением отцовства в традиционном обществе, любопытно было бы проанализировать также место и роль мачехи в воспитании детей. В то же время нам неизвестны случаи подкидывания детей или детоубийства.

Если же вдова желала покинуть дом (общину/род/ семью) своего мужа, она обязательно возвращалась в свою родовую общину при условии оставления детей в отцовском роду. Она почти всегда выходила снова замуж, чтобы создать семейную ячейку, так как индивидуально она не может образовывать самостоятельную социальную единицу одного таксономического уровня с прочными семьями (подобно тому как это происходит в современном обществе) [8]. Судя по полевому этнографическому материалу, браки с вдовами были довольно популярны, а значит, и факты разлуки с детьми от первого брака - распространенным явлением. Правда, в этом случае речь идет не о гендерной свободе, а, наоборот, о побудительных социальных установках для женщины репродуктивного возраста быть в браке. Однако в данном случае обычное право предлагает приемлемый альтернативный вариант для женщины - брак с деверем, родным или двоюродным братом мужа, что способство-

вало не только сохранению ее статуса, но и сохранению прежних связей с детьми от первого брака.

В целом анализ взаимоотношений родителей и детей позволяет констатировать, что матери были значительно свободнее отцов в проявлении своих чувств по отношению к детям в силу сохранения пережитков архаичных социальных структур, определяющих детей младшего возраста в индивидуальную женскую ячейку общества. При этом комплекс запретов и система этикетных норм поведения регламентировали и эту сторону семейной жизни.

Избегание в детском цикле существовало только между родителями и детьми, хотя этнографические исследования других культур предоставляют данные о сегрегации по половому признаку братьев и сестер одной возрастной группы. На островах Самоа, например, табу на общение братьев и сестер начинается с момента, когда младший из двух детей чувствует «смущение» от прикосновения старшего. Оно распространяется «на индивидуумов противоположного пола в возрастном диапазоне от пяти лет младше собственного возраста до пяти лет старше, с которыми человек воспитывается или же с которыми у него имеются признанные родственные отношения по крови или по браку» [9]. Маргарет Мид описывает применительно к детям островов Самоа все атрибуты поведения, характерные для института избегания и хорошо известные нам по кавказскому материалу, но относит их к непривычному для кавказоведов комплексу избегания между братьями и сестрами, начиная с девятидесяти лет. «После того как они достигнут возраста, в котором должны соблюдаться приличия, <...> они не смеют прикоснуться друг к другу, сидеть рядом, есть вместе. Запросто обращаться друг к другу, упоминать в присутствии друг друга о каких бы то ни было непристойностях. Они не могут находиться вместе ни в каком другом доме, кроме собственного дома <...>. Им запрещено гулять вместе, пользоваться вещами друг друга, танцевать на одной и той же площадке, принимать участие в делах одной и той же малой группы» [9].

Аналогии с подобной формой избегания не прослеживается, хотя последние две позиции - о запрете детям из одной семьи и одной возрастной группы участвовать в танцах и формировании детских и молодежных группировок по принципу возрастных классов - очень знакомы. Но одно уточнение делает и это сходство весьма отдаленным: у традиционных горских народов упомянутые ограничения касаются только однополых, близких по возрасту сестер или братьев. Таким образом, на Самоа речь идет о регла-

ментации межполовых отношений родственников, что регулирует, видимо, возможные сексуальные связи между ними. У кавказских народов эти ограничения носят характер внутриполовой регламентации, что направлено на сохранение брачных классов и соблюдение необходимой очередности «выхода в свет». И отношения между братьями и сестрами, как родными, так и двоюродными, носили характер покровительственный со стороны братьев и подчиненный со стороны сестер, что не исключало нежности и дружбы между ними. Братья сопровождают сестер на танцы, вечеринки, оберегают их от нескромных взглядов, вступаются за их честь. В семье принято, чтобы младший ребенок донашивал одежду старшего, допускаются объятия и поцелуи, но только по поводу разлуки или встречи, радости или горя.

Тем не менее к кавказскому менталитету не применимы вольности, возможные, например, во французской повседневности XVI - начала XVII вв., уповавшей на детскую невинность. Филипп Арьес цитирует дневник королевского врача Эроара при Людовике XIII: «Раздетые догола, он (трехлетний Людовик XIII. - М.Т.) и Мадам (его сестра) ложатся в кровать к королю. Они возятся, целуясь и щебеча, что королю очень нравится» [10]. Дети у кавказских народов обязательно спали в разных кроватях. Пока мать кормила ребенка грудью, он находился в комнате родителей, но спал в своей колыбели - люльке, которая стояла на дугообразных полозьях для раскачивания. В постель к матери ребенка брали только в случае его болезни и в несознательном возрасте. Но как только его отнимали от груди, он переходил в общую комнату.

Мораль горских народов, опираясь на древние обычаи избегания, жестко ограничивала публичное изъявление нежности. Матери не ласкали своих детей на людях, а отцы демонстративно не замечали их при посторонних. Говорить о ребенке, расспрашивать о его успехах у родителей считалось проявлением бестактности. Неприятие вызывало и обратное - публичное наказание ребенка, осуждение его неправильного поведения при посторонних свидетелях. Табуировалось даже имя ребенка для домочадцев. Родители, а вслед за ними и все окружающие, звали детей не индивидуальными именами, а универсальными ласкательными, вовсе не оригинальными.

Право женщины рассчитывать на супружескую верность мужа, подкрепленное вероятностью потери им и жены, и калыма во имя мимолетного влечения, заставляло мужчин остерегаться разглашения их тайных связей, поэтому любовницу они чаще имели за пределами своего села. Связь могла стать постоянной, что способ-

ствовало гигиенической чистоте партнеров. Любовницы чаще всего были у дворян-наездников, надолго покидающих родные дома, у бродячих народных певцов, практически не имевших постоянного места жительства, у абреков, вынужденных вести отшельнический образ жизни, и у молодых людей, еще не женившихся.

В этнографической и этнологической литературе не обнаружено указаний на наличие каких-либо институтов гетеризма или проституции среди народов Северного Кавказа в эпоху феодализма. Опросный материал также не дал подобного рода сведений. Благодаря отказу от беспорядочных половых связей не знали венерических заболеваний до второй половины XIX в. Во время и после покорения Кавказа русскую армию сопровождали женщины легкого поведения, которые не отказывали и местным мужчинам, замирившимся с властью. Тогда и стали известны некоторые заболевания, переносимые половым путем.

Об истинном положении кавказских женщин в восточных гаремах писала Мелик-Ханум, жена турецкого визиря, не понаслышке знакомая с нравами и бытом придворных кругов Турции. В книге «Тридцать лет в турецких гаремах», изданной в 1872 г. на Западе, а в 1874 г. - и в России, она отмечала, что большую часть невольниц составляли горянки, цена которых соответствовала их внешним данным, в зависимости от этого их предназначали в танцовщицы, музыкантши, горничные, банные прислужницы или одалиски. Одалисками становились самые красивые и усвоившие навыки поведения и этикета девушки. Например, их учили музыке, танцам, мастерству укладки волос, умению красиво одеваться, церемониальным поклонам, манерам подачи сладостей и напитков гостям и прочее. При покупке невольницы особо ценилось ее целомудрие и отсутствие изъянов на теле. Но положение рабыни, взятой в дом даже в качестве одалиски или жены, было нестабильно, несмотря на роскошь, которой может пользоваться невольница. Женщина в доме мужчины недолго остается единственной, он вскоре вводит другую, которая становится «подругой по привязанности», между женщинами возникает ревность, происходит унижение невольницы свободной и могущественной соперницей. Девушка могла быть куплена для гарема высокопоставленной женщины, что было чревато унижениями другого рода: она должна была проводить ночи напролет стоя, прислуживая во время оргий своей госпожи и часто наказывалась евнухами бичеванием кнутами из слоновой кожи. Мелик-ханум с сочувствием описывает их жалкое положение: «Эти несчастные создания иногда одновременно

служат предметом страсти их господина и предметом ревности своих госпож. Ввиду постоянного одиночества, подстрекаемые мыслью быть одалиской или второстепенной женой, часто взятые насильно, они сами ищут случая вступить в связь. Но лишь только их госпожа узнает о какой-либо интриге, как на рабу обрушиваются все ужасы ее бешенства. Муж, терпение которого обыкновенно совершенно теряется, оставляет несчастную жертву во власти своей жены, которая с целью освобождения себя от соперницы старается ее продать. Если случится, что злополучная девушка делается беременной, то она не может быть продана в таком положении. Кроме того, если она родит сына, то также не может быть продана. В таких случаях госпожа призывает к ней бабку с целью произвести выкидыш» [11].

Устрашающие законы в отношении доказанного прелюбодеяния супруги не подтверждаются полевым материалом: физическое наказание в отношении женщин было редкостью. Здесь имеет место расхождение между повседневной нормой и правом. Бытописатели XIX в. свидетельствовали, что в большинстве случаев «муж сам наказывает свою жену в кругу семьи и берет на себя вину за то, что он мало оказывал ей внимания» [12]. В качестве примера реакции на неверность жены может служить случай, произошедший в 40-х гг. прошлого века с уроженкой Чоха Зейнаб. Муж, заподозривший ее в измене, не бил ее и не скандалил, он просто отрезал ей одну косу. Тем самым он лишил ее возможности не только видеться с любовником, но и вынудил вести затворническую жизнь, так как она долго не могла показаться на люди, пока волосы не отрасли настолько, чтобы замаскировать позор.

Эти факты приводят к выводу, что наиболее действенной (одновременно физически щадящей и более элегантной) формой наказания в подобных случаях была огласка недостойного с точки зрения традиционной морали. Тем не менее не следует недооценивать строгости норм народной морали относительно целомудрия женщины в браке и вне его. Этнографический сюжет архива, относящийся к послевоенному периоду, может служить подтверждением консервативности подобных взглядов даже в середине XX в. В результате изучения любовных связей, возникающих вне брака, напрашивается вывод, сделанный Ф. Энгельсом, который отмечал «специфический характер моногамии», сделавший ее «моногамией только для женщины, но не для мужчины» [13]. Как бы ни была деликатна мужская измена, она остается нарушением верности супружеских отношений. При этом социальная традиция всегда находит ей оправдание. Женская измена -

это в большинстве случаев драма, в которой женщина может быть жестоко осуждена и наказана. Сам факт измены требовал от женщины в отличие от мужчины наличия в ней чувства независимости и силы духа, обладания внутренней автономией.

Необходимо поставить проблему изучения нового и драматически захватывающего сюжета в гендерном пространстве Кавказа, приоткрыть завесу над табуированной, далеко не однозначной и не примитивной роли горянки в любви, браке и семье. Непредвзятый взгляд на интимную жизнь женщины позволит внести коррективы в понимание истории повседневных отношений между полами. Очевидно, что горянка в историческом прошлом была не менее свободна и раскрепощена, чем европейская женщина. Вплоть до утверждения ислама поведение ее могло показаться достаточно раскованным и более независимым, чем у женщин «просвещенных народов». Но свобода эта была иного характера -более деликатного - и гармонично вписывалась в парадигму традиции.

Литература

1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - С. 42-47.

2. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. - М., 2004. - С. 219.

3. Гарданов В. К. Общественный строй горских народов. - М., 1967. - С. 258.

4. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // Архив ЦГА. - С. 382.

5. Монпере де, Ф.Д. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам, в Колхидию, Г рузию, Армению и в Крым // Архив ЦГА - С. 443.

6. Кагаров Е. Г. Состав и происхождение свадебной обрядности. - М., 1929. - С. 187.

7. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург, 1999. - С. 361.

8. Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев // Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. - Нальчик, 2002. - Вып. 1.

9. Мид М. Взросление на Самоа // Культура и мир детства. - М., 1988. - С. 112.

10. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург, 1999. - С. 361.

11. Мелик-ханум. Тридцать лет в турецких гаремах // Живая старина. - 1991. - № 1. - С. 31.

12. Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. - С. 38

13. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

Бутаева Марзижат Ахмедовна - канд. филос. наук, доцент кафедры социальных технологий, Дагестанский гос-университет.

Butaeva Marzizhat Akhmedovna - candidate of philosophical sciences, lecturer of department of social technologies of Daghestan State University.

E-мail: marzigat79@mail.ru

УДК 007 : 37

Ю.А Матвеева

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В статье анализируются факты становления нового информационно-коммуникативного типа культуры в современном обществе.

Ключевые слова: культура, информация, информационное общество, диалог, коммуникация, информационнокоммуникативная культура.

Yu.A. Matveyeva

INFORMATION-COMMUNICATIVE CULTURE AS THE MAIN CHARECTERISTICS

OF MODERN SOCIETY

In the article the facts of forming of a new information-communicative type of culture in modern society are analized.

Key words: culture, information, informational society, dialogue, communication, information-communicative culture.

Современный мир характеризуется всевозрас- тельности человека. Кроме того, информация

тающей значимостью информации - многооб- является ключевой категорией системы ценноразной и обширной, так как представляет собой стей информационно-коммуникативной культу-

совокупность интеллектуальных ресурсов, ин- ры. Как отмечается в Окинавской Хартии Гло-

формационных технологий и коммуникативной бального информационного общества, одним из

инфраструктуры. Потребность в информации наиболее важных факторов, влияющих на фор-

входит в число основных потребностей, предва- мирование общества XXI в., является информа-

ряющих всякое действие, что обусловливает ее ционно-коммуникативная культура [10]. Именно

особую значимость в профессиональной дея- модель общества, в котором доминируют теку-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.