Общество: философия, история, культура. 2021. № 5. С. 163-166. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 5. P. 163-166.
Научная статья УДК 364.054
https://doi.org/10.24158/fik.2021.5.25
«Фем-филантропия»: влияние феминизма на практику благотворительной деятельности
Анастасия Алексеевна Подобедова
Государственного академического университета гуманитарных наук, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4151-8941
Аннотация. Теория и практика благотворительности является научным интересом в таких дисциплинах как история повседневности, социология, философия, психология и культурология, изучающих данный феномен в традиционной форме. В данной статье филантропическая деятельность рассматривается с точки зрения феминистической теории, которая изучает современный институт благотворительности с позиции потенциальной полезности для самого феминизма. Целью данной статьи является анализ современного положения «гендерной» филантропии - женской благотворительности, которую автор обозначил термином «фем-филантропия». В задачи статьи входили: анализ благотворительности в рамках поставленной гипотезы и ее апробация; рассмотрение деятельной женской благотворительности в историческом и современном аспектах, влияния «фем-филантропии» на современный социум. Выдвинута гипотеза о возможной феминности в современной благотворительной практике.
Ключевые слова: современное положение благотворительности, женская благотворительности, женщины-благотворительницы, фем-филантропия, феминизм, феминность, деятельный феминизм, ген-дер, помощь для девушек и женщин
Для цитирования: Подобедова А.А. «Фем-филантропия»: влияние феминизма на практику благотворительной деятельности // Общество: философия, история, культура. 2021. № 5. С. 163-166. https://doi.org/10.24158/fik.2021.5.25
Original article
"Fern-Philanthropy": The Influence of Feminism on the Practice of Charity Activities Anastasia A. Podobedova
State Academic University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4151-8941
Abstract. The theory and practice of charity is of scientific interest in such disciplines as the history of everyday life, sociology, philosophy, psychology and cultural studies, which study this phenomenon in a traditional form. In this study, philanthropic activity is described from the feminist theory point of view, which examines the modern institution of philanthropy as a potential benefit to feminism itself. The purpose of this study is to analyze the current state of gender-based philanthropy - women's charity, which the author named "fern-philanthropy". The tasks of the study included the analysis of charity within the framework of the hypothesis and its approbation; consideration of active women's charity in the historical and modern aspects; the influence of "fern-philanthropy" on modern society. A hypothesis is put forward about hypothetical femininity in modern charitable practice.
Keywords: the current state of charity, women's philanthropy, women-philanthropists, "fem-philanthropy", feminism, femininity, active feminism, gender, help for girls and women
For citation: Podobedova A.A. "Fem-Philanthropy": The Influence of Feminism on the Practice of Charity Activities // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 5. P. 163-166. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.2021.5.25
В данной статье рассматриваются два больших и злободневных вопроса современной научной мысли: благотворительная и волонтерская деятельность и теория феминизма. Благотворительность и волонтерство находятся в поле зрения исследовательской и научной литературы из-за сложной обстановки в мире и острой необходимости своей практической реализации. Феминистическая теория освещает сложные проблемы ментально-философского и психологического характера определенной части женского сообщества. Эти два феномена, не связанные друг с другом, не находят точек соприкосновения. Впрочем, при дальнейшем исследовании, две эти категории общественной пассионарности (непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, стремление к изменению как жизни индивида, так и окружающей его обстановки) [1] могут быть рассмотрены в рамках обоюдного взаимодействия друг с другом.
Исторические и социокультурные аспекты феминизма, разработка концепции «просветительского феминизма» (enlightenment feminism) как одного из направлений деятельности благотворительного движения, гипотетическая феминность современного западного общества были рассмотрены автором в ряде научных публикаций ранее [2].
Актуальность темы заключается в том, что изучение благотворительности не в ее традиционных формах с помощью новых научных теорий позволяет развить социокультурный компонент гуманитарного знания и общественных наук на современном этапе. Сам феминизм представляет собой частный случай «ответа» на «вызов» общества [3] как в его историческом состоянии, так и в современной перспективе, что, в свою очередь, ведет к развитию гражданского общества с новыми для себя «условиями задачи».
Несмотря на то, что в современном гражданском обществе благотворительная деятельность является статичным и консервативным институтом с достаточно четкими ориентирами, целями и задачами, она все равно становится предметом интереса современных научных теорий, которые пытаются по-новому переосмыслить этот феномен как образец деятельной реализации концепции «милосердие в немилосердном веке».
Иначе говоря, традиционные направления благотворительной деятельности, а также ее цели и задачи могут быть рассмотрены теорией феминизма как «сфера иной благотворительности», несколько отличающейся от традиционного понимания данного института.
Возникает вопрос о том, что нового может привнести феминистическая мысль в теорию благотворительности, и как может измениться в последующем практика филантропии? Согласно гипотезе, представленной в данной статье, можно предположить, что на теорию благотворительной деятельности может повлиять вопрос «гендера» - разделение благотворителей и нуждающихся по половому признаку. И здесь основной упор будет сделан именно на женскую благотворительность и женщин-благотворительниц, жертвующих только для девушек и женщин. Новое переосмысление благотворительности можно кратко выразить в тезисе «сфера иной благотворительности, разделяемой по гендерному признаку» [4].
Стоит сразу уточнить, что благотворительность в традиционной научной историографии является понятием «а-гендерным» или «вне-гендерным»*, то есть находящимся за рамками определенной «пологендерной»" принадлежности [5] данного понятия. В термине «пологендер-ный» соединены две номинации, касающиеся определения общественно-биологической принадлежности человека: «пол» - как биологическая номинация и «гендер» - как социальная роль и родовая идентичность [6]. Острозлободневные вопросы, касающиеся гендерного и феминистического знания, в традиционном понимании филантропической и волонтерской деятельности не находят своего отражения. Филантропия и добровольчество не ставят перед собой вопроса о гендерной, религиозной, расовой, сексуальной и иной принадлежности индивида, являющегося филантропом, волонтером или нуждающимся. Напротив, любая деятельность, направленная на реализацию деятельного милосердия, в своем основании содержит миротворческий компонент, особую форму консолидации между индивидами, являющимися участниками (либо будущими участниками) «акта деятельного милосердия», что позволяет благотворителю понять нужды бла-гополучателя, а нуждающемуся - принять помощь от благотворителя или волонтера.
Но по гипотезе, разрабатываемой в данной статье, можно предположить гипотетическую тенденцию развития благотворительной теории в рамках современного феминизма. Благотворительную деятельность в феминистическом знании можно сформулировать как новый - достаточно радикальный и неоднозначный - тезис о том, что «женщины-филантропы будут направлять свою помощь для представительниц женского сообщества», или как «помощь женщины для женщины».
В отечественной философско-феминистической исследовательской литературе не представлены примеры предполагаемого нового направления в благотворительности, но в западной научной литературе по феминологии уже есть примеры статей, которые могут представлять интерес в апробации гипотезы этого исследования [7].
Современная благотворительная деятельность представлена, в основном, женщинами. Об этом говорят данные «Всемирного Индекса благотворительности», систематизирующие сведения об уровне благотворительной деятельности определенного государства. В основе этого Индекса лежат исследования американского института Гэллапа на основе данных, предоставляемых 153 государствами [8]. Австралия, Швеция и США находятся в авангарде по количеству женщин-благотворительниц. В этих странах возросла самостоятельность женщин и повысился уровень их дохода, что, в свою очередь, указывает на гендерное равноправие и высокий уровень феминности этих стран [9].
* Названия данных терминов приводятся в авторской редакции.
** Данный термин приводится в работах Л.В. Мищенко, посвященных интеграционным процессам индивидуальности в онтогенезе.
Большая вовлеченность женщин в благотворительный процесс объясняется тем, что милосердие - и эмпатическая сопричастность - входит в список добродетелей, которые традиционно соотносят с понятием «женского»: трудолюбие, милосердие, послушание и религиозность [10].
Гендерная благотворительная деятельность может предполагаться как еще один способ нивелирования остроты «женского вопроса» в обществе и представляет собой возможность решения актуальных задач современного феминизма. Приведем основные тезисы, которые можно выявить при рассмотрении гендерной благотворительности в западном сообществе:
• личный опыт гендерного неравенства;
• уверенность в том, что помощь, оказываемая женщинам, является полезной и для самого сообщества [11].
Еще раз повторим, что это предполагаемое развитие благотворительной теории в исследованиях западных феминологов, интеллигибельно предложенное в статье, но, вместе с тем, в историческом прошлом феминистической теории можно найти примеры положительного взаимодействия благотворительности и феминизма.
Как отмечалось выше, были выполнены поиск и разработка тех номинаций феминистической теории, которые бы содержали в себе полезную компоненту для общества в целом; вследствие разработки концепции деятельного «просветительского» феминизма была предпринята попытка анализа благотворительной компоненты представительниц женских общественных движений в дореволюционной России. Их общественная деятельность в тот временной период и литературные труды рассматриваются в качестве номинации деятельной благотворительности, и, вместе с тем, как компонент «полезного» феминизма, избавленного от радикализма и популизма. Вводится новый термин «фем-филантропия»* (сочетание слов «феминизм» и «филантропия»), которым обозначается именно благотворительная и полезная общественная деятельность представительниц женских общественных движений.
Одной из самых видных представительниц направления просветительского феминизма и «фем-филантропии» являлась русская общественная деятельница Надежда Васильевна Стасова (1822-1895) [12]. В 1859-1861 гг. она участвовала в организации воскресных школ (этим же занималась и общественная деятельница Х.Д. Алчевская [13]), также ею были организованы следующие общества: «Общество дешевых квартир» (1859), «Издательская артель» женщин-переводчиц (1863), с ее помощью были организованы и открыты «Владимирские» (1870) и «Бестужевские» (1878) высшие женские курсы и некоторые другие. Вместе с общественными деятельницами М.В. Турниковой (1835-1897) [14] и А.П. Философовой (1837-1912) [15] она составляла «женский триумвират»; с 1860-х по 1890-е гг. возглавляла женское движение в Российской империи.
Литературная деятельность женщин-писательниц являлась одной из форм решения задач «женского вопроса» (достаточно специфичной, о которой мало известно широкой публике). В прозаических произведениях описывается роль «новой женщины», которая более свободна в своих действиях и может сама выбирать определенные обстоятельства своей жизни. Обучение, работа (то есть выход за рамки «домашнего очага» и из-под опеки семьи и мужа), супружество (уже не по указанию семьи, чьей именно супругой должна стать их дочь). Эти произведения раздвигали ментальные границы сознания и самосознания современниц.
Мемуаристские и публицистические сочинения того времени описывали результаты деятельности заведений, в составе которых преобладал женский контингент: сестричества милосердия, учебные и медицинские заведения. Также в них входило писание социально-церковного служения (деятельность Марфо-Мариинской Обители в Москве) [16]. Воспоминания участниц военных кампаний (сестер милосердия) показывали уже реализованную фем-филантропическую деятельность представительниц женского сообщества.
Обобщая вышесказанное, можно сделать такие выводы: в современном западном обществе благотворительная деятельность в последующем может стать гендерной - это возможный путь развития филантропической и волонтерской деятельности в рамках феминистической теории. Вместе с тем, филантропия и феминизм могут координироваться друг с другом так же, как деятельность в благотворительности представительниц женского движения Российской империи. Здесь рассматриваются несколько факторов:
• высокая степень пассионарности отдельных представительниц женского сообщества, выразившаяся в их участии в деятельности женского движения и благотворительности;
• реализация потребности женщины в помощи другим;
• деятельная реализация женского эмпатического начала.
* Название термина приводится в авторской редакции.
Феминизм, в сочетании с благотворительностью, становится деятельным, «прикладным», он лишен популизма и радикализма. Фем-филантропия, которая осуществлялась представительницами женских движений в деятельности благотворительных обществ, в организации учебных курсов и медицинских заведений, являлась именно тем результатом, который реализовался после вовлечения полезного нерадикального феминизма в социальную сферу жизни и благотворительность.
Список источников:
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб, 2001. 640 с.
2. Подобедова А.А. Феминизация благотворительности в современном западном обществе // Сборник научных статей 5-й международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. Курск, 2020. С. 354-356; Подобедова А.А. Просветительский феминизм как явление российской культуры второй половины XIX - начала XX века // Общество: философия, история, культура. 2021. № 2. С. 112-115. https://doi.org/10.24158/fik.2021.2.19.
3. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М., 2001. 640 с.
4. Подобедова А.А. Феминизация благотворительности ...
5. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития человека века (Том I. Период поздней юности). М., 2010. 288 с.; Мищенко Л.В. Развитие пологендерных структур интегральной индивидуальности в онтогенезе // Университетские чтения-2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. 2015. С. 141-145.
6. Шилова Е.Э. Гендер как инновационный и научный дискурс // Вестник МГИМО-Университета. Философия. 2013. № 1. С. 148-152; см. также: Davis K., Evans M., Lorber J. (eds.). Handbook of Gender and Women's Studies. London, 2006.
7. Giving to Women and Girls: An Emerging Area of Philanthropy / Dale E.J., Ackerman J., Mesch D.J. [et al] // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2018. Vol. 47(2). P. 241-261. 10.1177/0899764017744674.
8. Рейтинг стран мира по индексу благотворительности [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/ratings/world-giving-index (дата обращения: 07.05.2021).
9. Там же.
10. Кеня И.А. Женская благотворительность как особый элемент российской благотворительности в XIX - н. XX вв. // Genesis: исторические исследования. 2014. №5. С. 53-77.
11. Giving to Women and Girls ...
12. Стасов В.В. Н.В. Стасова. Воспоминания и очерки. СПб, 1899.
13. Фридьева Н.Я. Жизнь для просвещения народа: (О деятельности Х.Д. Алчевской). М., 1963. 100 с.
14. Буланова-Трубникова О.К. Три поколения. М.-Л., 1928. с. 67-134.
15. Сборник памяти А.П. Философовой. В 2 Т. П., 1915.
16. Устав Марфо-Мариинской обители милосердия: (Утв. 29 апр. 1914 г. взамен Устава, утв. 1 апр. 1911 г.) [Электронный ресурс] // Марфо-Мариинская обитель милосердия. URL: https://www.mmom.ru/o-monashestve/monasheskaya-zhizn-obiteli/ustav-monastyrya/ (дата обращения: 07.05.2021).
Информация об авторе А.А. Подобедова - аспирант 3-го курса Государственного академического университета гуманитарных наук, Москва, Россия.
Information about the author A.A. Podobedova - PhD Student, State Academic University for the Humanities, Moscow, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 23.04.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.05.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 13.05.2021.