Научная статья на тему 'Фехтование - история и современность'

Фехтование - история и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3824
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕХТОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ / МЕЧ / ШПАГА / РАПИРА / САБЛЯ / УДАР / УКОЛ / FENCING / HISTORICAL FENCING / SWORD / EPEE / RAPIER / SABER / BLOW / PRICK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Талызов Сергей Николаевич

Раскрывается история становления фехтования со времён древних цивилизаций до наших дней. Показана динамика развития фехтования, применяемого в нём оружия, технических приёмов. Раскрывается значение и важность фехтования как военного искусства, спорта, средства воспитания молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fencing - History and Modernity

The article reveals the history of the formation of fencing, from ancient civilizations to the present day. Shown is the dynamics of fencing, the weapons it used and techniques. The importance and importance of fencing as a military art, sports, means of education is revealed.

Текст научной работы на тему «Фехтование - история и современность»

УДК 796 (091) ББК 75.3

ФЕХТОВАНИЕ — ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

С. Н. Талызов

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Раскрывается история становления фехтования со времён древних цивилизаций до наших дней. Показана динамика развития фехтования, применяемого в нём оружия, технических приёмов. Раскрывается значение и важность фехтования как военного искусства, спорта, средства воспитания молодёжи.

Ключевые слова: фехтование, историческое фехтование, меч, шпага, рапира, сабля, удар, укол.

Среди военных историков распространено мнение, что история меча — это история человечества, поскольку обе представляют собой цепь противостояния как отдельно взятых людей, так и целых государств на протяжении тысячелетий, противостояние защитной и наступательной техники ведения войны, с тех пор, как представители рода homo sapiens научились обрабатывать металл и изготавливать из него оружие, называемое нами меч.

Фехтование как вид спорта входит в программу Олимпийских игр начиная с 1896 г., но вместе с тем не так популярно, как, например, футбол, хоккей или фигурное катание. Между тем этот вид спорта имеет давнюю историю и входит в тройку самых интеллектуальных видов спорта. Это больше кулуарный вид спорта, не имеющий широкой публичной огласки и информационного пиара. Фехтование, пожалуй, самый непонятный для болельщиков вид олимпийской программы, но этот маленький недостаток в полной мере компенсируется динамичностью и эмоциональностью. Для настоящих ценителей фехтование — не просто вид спорта, а целая жизненная основа и стержень, позволяющий сопротивляться внешним, не всегда приятным, воздействиям и быть достаточно настойчивым в достижении целей. Фехтование — это способность, с одной стороны, сопротивляться ситуации, а с другой — быть гибким и искать любые возможности.

Удивительно техничный, красивый и, не побоимся сказать, — романтичный вид спорта, фехтование сегодня набирает популярность. Вместе с тем тысячи людей по всему миру занимаются одним из его подвидов — историческим фехтованием на массогабаритных репликах исторического оружия. Благодаря огромному арсеналу оружия в истории каждый может найти оружие по себе: от копий и алебард до ножей и кинжалов. Данные обстоятельства актуализируют интерес и внимание к истории развития фехтования как искусства

и средства для воспитания воинского духа, ловкости, скорости и стратегии ведения боя [2. С. 31].

Можно с уверенностью утверждать, что развитие фехтования началось ещё во времена древнего человека. Ещё в каменном веке древние люди использовали палки для поражения врага. Со временем человек стал искать новые удары, отбивать своей палкой палку противника и т. д., а когда люди научились добывать металл, деревянные палки сменились настоящим оружием.

Уже у древних цивилизаций были разработаны особые приёмы и упражнения с металлическим и деревянным оружием. Например, в Древней Индии сборник подобных упражнений считался священной книгой. В Древнем Египте, Древнем Риме, Древнем Китае и Японии воинов тренировали и обучали технике ведения боя с холодным оружием.

Истоки развития фехтования как вида искусства владения клинковым оружием, по-видимому, следует искать на рубеже ХШ-Х^ вв., именно к этому периоду относится древнейший, дошедший до нас письменный источник, содержащий описание приёмов обращения с мечом. Здесь речь идёт о «Манускрипте 1.33», который ещё называют «Тауэрской книгой по фехтованию» [7. С. 81]. В манускрипте представлены фрагменты поединков на мечах и щитах с пояснениями на смеси немецкого и латыни. Интересным является тот факт, что мастера фехтования из «Манускрипта 1.33» по облику, представленному на иллюстрациях, однозначно идентифицируются как лица духовного сана.

Знаменитый исследователь истории фехтования Эгертон Кастл в своей книге «Школы и мастера фехтования» указывает на то, что в Средние века, бок о бок существовало два совершенно различных типа фехтования:

- первый тип относится к фехтованию, распространённому в среде рыцарей, которые, участвуя

в многочисленных турнирах и сражениях, практически всегда использовали доспехи, и не учились тому, что могло бы им помочь, если бы они лишились своей защиты;

- второй тип, приспособленный к оружию горожан, был куда более практичен, здесь главную роль играла подвижность, которая защищала фехтовальщика вместо доспехов.

В эпоху Средневековья фехтование получило повсеместное распространение, но занимались им исключительно представители высших сословий. В период XIV-XV вв., в средневековых городах начинают основываться школы, где любой обладавший надлежащей физической подготовкой и финансами, мог обучиться искусству ведения боя с любым видом оружия, используемого пешими войнами [4. С. 101].

Как и любой другой вид оружия, для эффективного применения в бою, меч требовал от воина особого умения в обращении. Со временем эти особые навыки и умения переросли в искусство фехтования холодным оружием.

Термин «фехтование» в отношении средневекового искусства обращения с клинковым оружием является современной интерпретацией. Со времён позднего Средневековья и вплоть до Нового времени за ним закрепилось другое название — искусство благородной защиты с оружием в руках, или благородное искусство защиты [5. С. 19]. Вероятно, это название закрепилось с тех времён, когда поединки на мечах всегда происходили с использованием щита, и «защищаться» означало «прикрываться щитом». Позднее в Европе слово «защита» стало синонимом боя на мечах, а мастера фехтования называли себя «мастерами защиты».

В период с XIV по начало XVI в. в Европе существовали две большие «школы» фехтования на мечах — немецкого и итальянского стилей. Из итальянских трактатов до нас дошли работы двух мастеров — Фиори де Либериа (1409) и Филиппо Вадиса (1482-1487) [3. С. 121]. Наиболее значимым в тот период, вероятнее всего, был немецкий стиль, поскольку большинство книг по фехтованию, дошедших до нас, вышло из-под пера немецких мастеров, таких как, Йоханнес Лихтенауэр, Ханс Тальхофер, Ханко Дёбрингер, Зигмунт Рингекка, Петер фон Данциг, Юде Отта и Паулус Кала.

Старейшая из корпараций фехтовальщиков — Burgerschaft von St. Marcus von Lowenberg (община Святого Марка из Лёвенберга) находилась в Германии и была основана в XIV в., вскоре со-

общество установило монополию на преподавание искусства фехтования в Германии. Это привело к тому, что «Братство Святого Марка», стало чрезвычайно популярно, а их штаб-кварира во Франкфурте-на-Майне превратилась в некий «университет», куда съезжались фехтовальщики, чтобы заработать почётную степень в фехтовании.

Хотя «мастера защиты» обучали владению всеми видами холодного оружия — от кинжала до алебарды и копья, главенствующей дисциплиной в «благородном искусстве защиты» XIV-XV вв. был длинный меч. Наиболее значительный след в истории развития фехтования длинным мечом оставил Йоханнес Лихтенауэр (XIV в.). Его влияние заметно отразилось на работах всех последующих мастеров длинного меча.

Ханс Тальхоффер — член «Братства Святого Марка», в своих работах (1443, 1459 и 1467 гг.) не только продолжил традицию мастера Лихтен-ауэра, но и развил свои собственные подходы. У Тальхоффера можно найти такие важные понятия, как динамика движения, приёмы восстановления физической силы, а также наставления о правильном питании, что позволяет нам говорить о поднятии борьбы на мечах до почти научного уровня.

XVI век стал переломным в развитии техники фехтования: произошли серьёзные изменения в размерах оружия. Теперь воины облачали себя в латы, поэтому мечи, сабли и другое режущее и рубящее оружие не могло иметь прежней эффективности. Необходимо было создать оружие, которым можно было наносить уколы между металлическими пластинами лат. Так появилась шпага, которая пришла на смену тяжёлому и широкому мечу. И если, как говорилось ранее, в XIV и XV вв., главную роль в обучении владению мечом играли немецкие мастера, то с первой половины XVI в. эта роль начинает переходить к итальянцам, а к концу столетия итальянская школа фехтования станет самой популярной в Европе, разработав все основные принципы боя с применением нового меча — рапиры, созданной в Испании [6. С. 55].

В это время появляется очень важная тенденция в развитии всей системы фехтования мечом — переход от удара к уколу. Так, итальянец Акилле Мароццо в своих работах фиксирует системы фехтования, популярные ещё до того, как главенство укола над ударом было возведено в принцип. Вероятно, во времена Мароццо (1-я книга вышла в 1536 г.) особого различия между ударом и уколом

не делали, а главная цель состояла лишь в том, чтобы, перемещаясь из стойки в стойку, занять такое положение относительно противника, которое давало бы возможность нанести удар любым способом. Другими словами, у Мароццо стойки имеют мало отношения к тому, что мы теперь называем этим словом.

Позже Камилло Агриппа подошёл к изучению фехтования с точки зрения опытного инженера и математика, изучая связки движений, совершаемые разными частями тела при нанесении уколов и ударов, выстраивал при этом различные геометрические фигуры для их объяснения. Оценив ошибки в популярных стилях фехтования, он изобрёл гораздо более простую систему:

- отказался от многочисленных и бесполезных стоек, ограничив их четырьмя: prima, seconda, terza и quarta;

- доказал преимущество использования укола над ударом — укол требует меньших силовых и временных затрат и его труднее парировать;

- заметил, что любая стойка, где левая нога выставлена вперёд, а меч находится в правой руке, слишком открывает фехтовальщика.

Агриппа описал правильную технику глубокого укола (таким образом приблизившись к современному понятию выпада), который нужно производить полностью выпрямленной рукой, с оставлением левой ноги назад). Завершающую точку в установлении твёрдых принципов фехтования, разработанных итальянскими мастерами в течение всего XVI в., поставил Редальфо Капо Ферро да Кальи, обобщив и усовершенствовав систему фехтования на рапирах и кинжалах [9. С. 81].

Перед тем, как перейти к описанию новой, зарождающейся технике фехтования на лёгких шпагах, хотелось бы осветить один интересный факт — появление во второй половине XVII в. специальной рапиры для безопасных тренировок, снабжённой ограничителем. Во Франции это оружие получило название fleuret, в Италии fiorete, а в англии foil. И на итальянском, и на французском это слово означает «цветочек», такое название закрепилось, по-видимому, из-за сходства ограничителя бутоном цветка [7. С. 81]. Эта тренировочная рапира сначала имела такую же длину, как и боевое оружие, которое она замещала, но в последней четверти стала намного короче.

В конце XVII в. на смену рапире в качестве основного предмета искусства фехтования приходит шпага. Перемены в стиле фехтования соответ-

ствовали переменам формы оружия. Как только в фехтовании полностью отказались от любых рубящих ударов, повсеместно были приняты лёгкие трёхгранные клинки. Избавившись таким образом от обычаев, связанных с рапирой, французская сис-ема фехтования (в Италии, Испании и Германии ещё некоторое время использовали удары) заняла лидирующее положение в искусстве владения оружием, которому суждено было завоевать всю Европу в XVIII в.

К концу XVIII в. фехтование на шпагах достигло своего совершенства — в руках опытного бойца лёгкая шпага превратилось в грозное оружие. Быстрые движения кистью, чётко выраженные парады и рипосты стали ключевыми этого стиля фехтования. Собственно говоря, фехтование на шпагах конца XVIII в., можно считать прародителем современного спортивного фехтования.

Сабля не была столь популярна в Европе, как меч и его различные модификации. Появившись на европейском театре боевых действий в конце XV в., она до XVIII в. играла лишь второстепенную роль. Исключение составляли страны восточной Европы (Венгрия, Польша) — именно там сабля вытеснила повсеместно меч и стала национальным оружием — символом шляхетского достоинства [5. С. 17].

В России зарождение фехтования относится к XVII в., когда оно развивалось как часть воинского искусства и имело лишь прикладное значение. Отметим, что большое внимание фехтованию уделял Пётр I. Соответствующие упражнения входили в систему подготовки воинов российской армии. С начала XVIII в. в военных учебных заведениях «рапирная наука» стала обязательным предметом, а для дворян совершенство в «шпажной битве» считалось и вовсе обязательным. Постепенно всё большее развитие получает спортивное фехтование. В 1778 г. состоялись первые в России соревнования. В 1816 г. в Санкт-Петербурге открылась первая фехтовальная школа, где готовили учителей и инструкторов. Помимо Москвы и Петербурга, спортивное фехтование культивировалось в Смоленске, Севастополе, Омске.

Как вид спорта фехтование начало развиваться в XIX в. Во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии появились профессиональные команды спортсменов-фехтовальщиков.

XX век принято считать веком, когда стали проводиться первые мировые первенства по фехтова-

нию. В самом начале фехтовали только на шпагах (1921), позднее на саблях и шпагах (1922), а в 1926 г. в соревнования были включены и рапиры.

Впервые на Олимпийских играх соревнования по фехтованию состоялись в 1896 г. в Афинах. Соревнования проходили с двумя видами оружия: рапира и сабля. Бои на шпагах состоялись только в 1900 г. на Олимпиаде в Париже.

В 1908 г. на Олимпийских играх в Лондоне проводились как командные, так и личные соревнования на рапирах и саблях. Лавры победителей заняли французы и венгры.

На сегодняшний день проведение фехтовальных поединков значительно усовершенствовано. Для фиксации уколов применяется электрооборудование, которое не только отмечает сам факт удара, но и его правомерность для каждого отдельного вида оружия.

Поединки проводятся на специальных площадках размером 14^1,5 (2) м. В центре, перпендикулярно площадке, размещается разграничительная линия. Также имеются линии исходной позиции в двух метрах от центральной и задняя и боковые линии, сигнализирующие спортсменам о близости к границе площадки.

В современном фехтовании выделяют личные и командные бои. Безусловно, особенность фехтования состоит в том, что это не просто состязание, а демонстрация своей ловкости, грациозности и смелости. В наше время особенно популярно спортивное фехтование, где мужчины и женщины сражаются друг с другом на лёгких гуманизированных снарядах — шпагах, рапирах и саблях.

Сегодня фехтование — это весьма зрелищный и благородный (и один из самых сложных) вид спорта, многие называют его искусством. С этим легко согласиться, так как на поле боя спортсмен наносит быстрые сильные удары с удивительной грацией и красотой. При этом каждое движение рассчитано до миллиметра, фехтовальщик способен предсказать действия противника и опередить его. Принять единственно верное решение фехтовальщик должен за доли секунды, и скорость нанесения укола уступает только скорости полёта пули.

Поступила в редакцию 10 января 2019 г.

Итак, фехтование — удивительный вид спорта, берущий своё начало с давних времён. Несмотря на то, что в России этот благородный вид спорта появился не так давно, а в качестве соревновательной дисциплины выступал ещё меньше, атлеты сборной Российской Федерации по спортивному фехтованию часто берут призовые места и выигрывают международные турниры.

Богатство истории фехтования, уходящей в далёкие тысячелетия, как искусства, как спорта, как военной науки, как средства воспитания, позволяет углубиться в мир фехтования и начать очередные страницы истории, развивая его в нашей стране.

Список литературы

1. Ершова, И. В. Философия оружия как трансформация одной культурной идеи / И. В. Ершова // Карранса и Сервантес. Новый филол. вестн. — 2014. — № 2 (29). — С. 44-52.

2. Зиамбетов, В. Ю. Историческое фехтование как эффективное средство физического и патриотического воспитания / В. Ю. Зиамбетов // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. — 2015. — № 12 (161). — С. 30-37.

3. Кастл, Э. Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком / Э. Кастл. — М. : АСТ, 2011. — 574 с.

4. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. — М. : Радуга, 1982. — 399 с.

5. Люгар, А. Школа сценического фехтования на шпагах, шпагах с кинжалами, саблях и бой на ножах / А. Люгар. — М., 1910. — 80 с.

6. Мишенёв, С. В. Классическое и постановочное фехтование. История и перспективы совмещения в методике обучения / С. В. Мишенёв // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. — 2013. — № 14. — С. 55-60.

7. Мишенёв, С. В. Фехтование: беглый взгляд на истоки / С. В. Мишенёв // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. — 2011. — № 1. — С. 8087.

8. Шустиков, Г. Б., Систематизация базовых терминологических понятий в современном фехтовании / Г. Б. Шустиков, В. С. Фёдоров // Учёные зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2014. — № 15. — С. 179-183.

9. Шустиков, Г. Б. Применение уколов повышенной сложности в современном фехтовании на рапирах / Г. Б. Шустиков, А. В. Деев // Учёные зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2013. — № 12 (106). — С. 182188.

Для цитирования: Талызов, С. Н. Фехтование — история и современность / С. Н. Талызов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 1. — С. 56-60.

Сведения об авторе

Талызов Сергей Николаевич — кандидат педагогических наук, магистр экономики, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. sergeytalizov@ mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2019, vol. 4, no. 1, pp. 56-60.

Fencing — History and Modernity Talyzov S.N.

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia [email protected]

The article reveals the history of the formation of fencing, from ancient civilizations to the present day. Shown is the dynamics of fencing, the weapons it used and techniques. The importance and importance of fencing as a military art, sports, means of education is revealed.

Keywords: fencing, historical fencing, sword, epee, rapier, saber, blow, prick.

References

1. Yershova I.V. Filosofiya oruzhiya kak transfor-matsiya odnoy kul'turnoy idei [The philosophy of weapons as a transformation of one cultural idea]. Novyy filo-logicheskiy vestnik [New philological Bulletin], 2014, № 2 (30), pp. 44-52. (In Russ.).

2. Ziambetov VYu. Istoricheskoye fekhtovaniye kak effektivnoye sredstvo fizicheskogo i patrioticheskogo vospitaniya [Historical fencing as an effective means of physical and Patriotic education]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Orenburg state University], 2015, № 12 (161), pp. 30-37. (In Russ.).

3. Kastl E. Shkoly i mastera fekhtovaniya. Blagorod-noe iskusstvo vladeniya klinkom [Schools and masters of fencing. The noble art of blade-wielding]. Moscow, 2011. 574 p. (In Russ.).

4. Kun L. Vseobshchaya istoriya fizicheskoy kul'tury i sporta [General history of physical culture and sport]. Moscow, 1982. 399 p. (In Russ.).

5. Lyugar A. Shkola stsenicheskogo fekhtovaniya na shpagakh, shpagakh s kinzhalami, sablyakh i boy na nozhakh [School of stage fencing with swords, swords with daggers, swords and knife fighting]. Moscow, 1910. 80 p. (In Russ.).

6. Mishenyov S.V. Klassicheskoye i postanovochnoye fekhtovaniye. Istoriya i perspektivy sovmeshcheniya v metodike obucheniya [Classical and staged fencing. History and future combine in the methods of teaching]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvo-vedenie [Bulletin of St. Petersburg University], 2013, vol. 15, no. 14, pp. 55-60. (In Russ.).

7. Mishenyov S.V. Fekhtovaniye: beglyy vzglyad na istoki [Fencing: a quick look at the origins]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of St. Petersburg University. Iskusstvovedeniye], 2011, vol. 15, no. 1, pp. 80-87. (In Russ.).

8. Shustikov G.B., Fyodorov V.S. Sistematizatsiya ba-zovykh terminologicheskikh ponyatiy v sovremennom fekhtovanii [Systematization of basic terminological concepts in modern fencing]. Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University, P.F. Lesgaft], 2014, no. 15, pp. 179-183. (In Russ.).

9. Shustikov G.B., Deyev A.V. Primeneniye ukolov povyshennoy slozhnosti v sovremennom fekhtovanii na rapirakh [The use of high complexity injections in modern fencing on rapiers]. Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft], 2013, no. 12 (106), pp. 182-188. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.