навсегда остался в лесу. Поэтому главным врагом, главной угрозой селькупского оленеводства следует назвать вовсе не волка, а дикого оленя.
Из всего сказанного вытекает еще один существенный вывод. Волки и дикие олени бросают вызов не просто селькупским оленеводам и оленеводческой отрасли хозяйства. Они ставят под угрозу сохранение и существование одного из трех основных видов традиционных хозяйственных занятий селькупов, всей селькупской культурной традиции, которая базируется на хозяйственных занятиях, а также самой селькупской этничности.
Литература и источники
1. Степанова О.Б. Медведь как образ матери-предка и души человека в традиционном мировоззрении селькупов // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2006 году. - СПб.: МАЭ РАН, 2007. - С. 206-215.
2. Степанова О. \Б. Фольклор северных селькупов (полевые сборы 2004, 2005, 2008 гг.). Часть II // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. - СПб.: МАЭ РАН, 2017. - Вып. 17. - С. 37-67.
References and Sources
1. Stepanova O.B. Medved' kak obraz materi-predka i dushi cheloveka v traditsionnom mirovozzrenii sel'kupov [Bear as an image of an ancestral mother and a human soul in the traditional worldview of Selkup]. In Radlovskiy sbornik [Radlov digest]. Sankt-Petersburg: MAE RAN, 2007. pp. 206-215. (In Russian)
2. Stepanova O. B. Fol'klor severnykh sel'kupov (polevyye sbory 2004, 2005, 2008 gg.). Chast' I [Folklore of the Northern Selkup (field gathering 2004, 2005, 2008). Part I]. In Materialy polevykh issledovaniy MAE RAN [Materials of field research of the MAE RAS]. Sankt-Petersburg: MAE RAN, 2017. Iss. 17, pp. 37-67. (In Russian)
СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН ([email protected]).
STEPANOVA, OLGA B. - Ph.D. in History, Senior Researcher at the Department of Siberia, Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) The Russian Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 398.3(571.56) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-158-166
ФЕДОРОВА А.Р., ФЕДОРОВ С.И., ЯКОВЛЕВА К.М., ЯКОВЛЕВ А.И. ПОВЕРЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ОХОТНИКОВ ЯКУТИИ: СЕЛО И ГОРОД7
Ключевые слова: якутские промыслы, якутская охота, современная охота, поверья, охотничий фольклор, охотничий обряд.
Статья посвящена вопросу трансформации современных охотничьих поверий. Охота всегда являлась важным видом деятельности для человека, почиталась и сакрализировалась. Сегодня, когда мы можем наблюдать общемировую тенденцию угасания интереса к охоте, «зеленые» принципы, охватывающие все сферы жизни, смену ценностных ориентиров и, в целом, изменение отношения к охоте, на наш взгляд, интересно посмотреть на то, как эти процессы влияют на традиционные промыслы и их духовное наполнение, ответить на вопрос сохранились ли в современной охоте у якутов традиционные поверья. В рамках исследования изучены традиционные духовные практики, связанные с охотой у якутов, проведены и проанализированы собранные в Республике Саха (Якутия) с 2019 по 2021 год полевые данные, проливающие свет на современное состояние охотничьего промысла. Благодаря полученному материалу, авторы пришли к выводу, что охота меняет свои функции, причем смена эта не равномерна в селе и городе. Некоторые традиционные поверья утрачиваются, но, в целом, несмотря на ослабление интереса молодежи к охоте, в данной сфере и сегодня сохраняются традиционные культовые практики.
FEDOROVA, A.R., FEDOROV, S.L, YAKOVLEVA, K.M., YAKOVLEV, A.I BELIEFS OF MODERN YAKUT HUNTERS: COUNTRYSIDE AND CITY
Key words: Yakut crafts, Yakut hunting, modern hunting, beliefs, hunting folklore, hunting rites.
The article is devoted to the transformation of modern hunting beliefs. Hunting has always been an important activity for humans, revered and sacralized. Today, when we can observe a global trend of extinction of interest in hunting, "green" principles covering all spheres of life, a change in values and, in general, a change in attitudes towards hunting, in our opinion, it is interesting to look at how these processes affect traditional crafts and their spiritual content, to answer the question whether traditional beliefs have survived in modern hunting among the Yakuts. The study studied the traditional spiritual practices associated with hunting among the Yakuts, conducted and analyzed field data collected in the Republic of Sakha (Yakutia) from 2019 to 2021, shedding light on the current state of the hunting industry. Thanks to the material received, the authors concluded that hunting changes its functions, and this change is not uniform in the village and city. Some traditional beliefs are being lost, but, in general, despite the weakening of young people's interest in hunting, traditional cult practices are still preserved in this area.
В современном мире многие виды деятельности, которые мы причисляем к традиционным, претерпевают существенные изменения. Тенденции трансформации отношений между человеком и животным становятся все популярнее в нашей стране, а рынок потребления может предложить покупателю практически все, что он пожелает. Подобные процессы изменения ментальности и
7 Статья выполнена в рамках гранта РНФ № 19-78-10088 «Антропология холода: естественные низкие температуры в системе жизнеобеспечения сельских сообществ Якутии (традиционные практики, вызовы современности и стратегии адаптации)» и опубликовано за счет Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (договор № 263-02/21).
идеалов всегда происходят достаточно болезненно для общества. Тем более, когда речь идет о достаточно традиционных этносах, где часто за некую концепцию народа принимаются понятия, связанные с традиционностью. Тем не менее, несмотря на масштабные изменения последнего времени, до сих пор достаточно популярной деятельностью в Якутии является охота. Более того, возникает феномен, когда современные городские охотники, сбежав от своей постиндустриальной обыденности, стремятся окунуться в традицию.
На всем протяжении существования homo sapiens, охота всегда являлась неотъемлемой частью его существования. Охотник всегда был в особом почете и уважении. Охота была исключительным видом деятельности только особо одаренных либо привилегированных людей. И даже спустя тысячелетия, несмотря на отсутствие острой экономической необходимости, она все еще активно практикуется. Для якутов охота всегда являлась важным, жизнеобеспечивающим и почетным видом деятельности. Большая по площади территория республики с разными климатическими условиями диктовала якутам разных широт ведение разного образа жизни и хозяйства: будь то коневодство, оленеводство или - с XVII века - земледелие. Однако охота практиковалась, как один из основных видов прокорма, везде, вне зависимости от вида основного хозяйства. Сегодня ее функции определенно меняются. Помимо функции прокорма, она берет на себя еще и роль досуга. Но, в то же время, мы можем наблюдать, что она, несмотря на функциональные изменения, достаточно сильно консервирует традиции. В связи с некоторой опасностью и сложностью этой деятельности, а также построении на удаче, вокруг нее сложились особые практики, которые сохраняются и по сей день. Тем интереснее понаблюдать над тем, как этот процесс трансформации происходит, ответить на вопросы: сохранились ли в современной охоте у якутов традиционные поверья? почему в целом живущие вне мифологической картины мира якуты сохраняют традиции в охоте?
В данной статье мы бы хотели уделить внимание вопросам духовного наполнения современной охоты. Наша цель - проследить тенденции трансформации охотничьих поверий и фольклора у современных якутов. Для качественной разработки темы исследования нами будут использованы историко-этнографические и фольклорные данные о духовной культуре якутов, позволяющие изучить современное состояние охотничьего фольклора. При этом будут поставлены задачи сбора источников и литературы по данному вопросу и проведения полевых исследований, связанных получением информации путем глубинного интервьюирования и опроса. В рамках изучения темы авторами изучены традиционные якутские охотничьи поверья, проведен опрос об отношении современных якутов к охоте, современным духовным обрядовым практикам, а также проведен анализ полученных данных в сравнении, для получения картины трансформации этого сегмента духовной культуры якутов в разрезе охоты, как вида деятельности и досуга.
Тема охоты всегда являлась актуальной и интересной для этнографического изучения. Она отражена в трудах многих этнографов. Исследователи XIX века Ф.П. Врангель, Ф.Ф. Матюшкин [1], И.А. Худяков [2], Р.К. Маак [3], А.Ф. Миддендорф [4], В.И. Иохельсон [5], В.Л. Серошевский [6] впервые в этнографической литературе осуществили описание и иллюстрирование почти всех способов и приемов добычи зверя, порядка пользования охотничьими угодьями, обычаев, определяющих нормы при охоте и охотничьего быта и хозяйства у изучаемых народов. Касательно исследований советского периода, наиболее интересны работы Д.К. Соловьева [7, 8], Е.Н. Басовой [9], С.В. Бахрушина [10], С.А. Токарева [11, 12], Г.М. Василевич [13], С.И. Николаева (Сомоготто) [14, 15]. В своих трудах они показали организацию охотничьего промысла, наследственную передачу охотничьих угодий у якутов и эвенков, порядок пользования ими другими данными, касающимися охотничьей деятельности. Что касается вопроса духовного наполнения охоты, то его в своих трудах изучают как специалисты по охотничьему делу, перечисленные выше, так и этнографы, фольклористы, изучающие народный фольклор и религиозные верования. Наиболее яркими представителями фольклористики, затрагивающими промысловую духовную культуру, являются А.Е. Кулаковский [16], Г.У. Эргис [17]. Очень информативными в этом ключе оказались труды по верованиям и духовной культуре якутов Н.А. Алексеева [18], В.М. Ионова [19], Гурвич И.С. [20] и С.В. Ястремского [21].
Для начала нужно обратиться к теоретико-методологическим основам исследования. Поскольку речь пойдет о специфическом виде деятельности, необходимо использование количественных и качественных методов исследования. Нами был проведен опрос людей,
занимающихся охотой, а также взяты несколько глубинных интервью. Всего было опрошено 36 мужчин, среди которых были как кадровые профессиональные охотники, так и любители, жители города и сельской местности примерно в равном количестве. Охвачен также максимальный возрастной диапазон. Опрос был проведен максимально разнообразно, чтобы получить корректные данные. На наш взгляд, именно эти факторы могут сильно влиять на полученные ответы, поэтому основным критерием опроса было занятие охотой. При определении возрастной выборки было решено придерживаться пропорциональной системы, где процент опрашиваемых разных возрастных групп соответствует доле этой группы в населении исследуемой территории. Так, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), доля мужчин в регионе в возрасте от 20-26 лет составляет 16,1%, 27-34 лет - 22%, 35-55 лет - 44%, 55-65 лет - 17,9% [22]. В проведенном нами опросе пропорция следующая: 21-26 -17,6%, 27-34 - 26,4%, 35-54 - 44,1%, 55-65 - 11,8%. Также в исследовании использованы ранее полученные полевые материалы о современной охоте и современный якутский фольклор.
Чтобы продолжить исследование нам нужно ответить на вопрос что же такое охотничьи поверья? Для удобства следует обозначить границы. Согласно словарю Ефремова, поверье - это предание, основанное на суеверии, убеждении в существовании мистических связей между явлениями [23]. То есть устные представления о действиях, которые могут повлечь за собой те или иные последствия сверхъестественного характера. Таким образом, к числу охотничьих преданий мы можем отнести все примеры духовной культуры, которые отражают в себе веру в культовые действия, непрямым образом влияющие на жизнь людей. При этом в нашем случае это должны быть поверья, связанные с охотничьей деятельностью, жизнью внутри охотничьего сообщества. К таким мы можем отнести специфичные алгысы (устная форма обряда благословения), суеверья, фольклор, связанный с якутским духом охоты Байанаем, обряды и другие различные охотничьи духовные практики. Таким образом, мы обозначили ограниченный спектр фольклора, обзор которого в целом в рамках одной статьи представляется возможным.
Сегодня вопрос взаимодействия человека и животного приобретает особую актуальность. Происходят стремительные изменения, которые касаются и современного якутского общества. С одной стороны, охота - это традиционный вид деятельности, который и в реалиях современности окружен ореолом консервативности, традиции и ритуала, а с другой - мы наблюдаем обратную тенденцию, когда часть современных людей уже не смотрит на нее как на нечто необходимое. Охота становится больше развлечением, чем сакральным действием или средством пропитания. Глобализация и активная урбанизация республики активно сказываются на состоянии культуры.
Стоит отметить, что нами не рассматривается та часть территории Якутии, которая находится за полярным кругом и где некоторые земли являются территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. На этих территориях охота действительно является не просто досугом, но средством обеспечения себя пропитанием и способом ведения традиционного образа жизни. Мы рассматриваем центральную часть Якутии, где ситуация обстоит несколько иначе.
За последние десятилетия количество городских жителей в Республике Саха (Якутия) стремительно растет. По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), мы можем наблюдать тенденции активного роста городского населения. К примеру, на 1 января 2021 года городское население республики составляет 66,3%, тогда как в 1950 году соотношение было 37,6% городских жителей против 62,4% сельских [22]. А как известно урбанизация и ослабление традиций почти всегда идут рука об руку, вне зависимости от этноса, времени или консервативности общества. Продовольственное разнообразие города, его ритм жизни и отдаленность от охотничьих мест не могут не сказываться на состоянии охоты. Город предлагает современному его жителю другие формы пропитания, заработка и досуга. В этом ключе мы можем сказать, что такую динамику урбанизации в вопросе охоты, в целом, хорошо подкрепляют данные Департамента охоты и лесного хозяйства [24]. Так, по данным 10 летней давности мы можем наблюдать, что удельная доля лиц, получивших охотничий билет с 2011 по 2014 гг., наиболее низкой является в Нерюнгринском районе (3,5%), где находится второй по величине город в регионе. Самый крупный город Якутск показывает 6,2 %, а район с третьим по количеству жителей городом Мирный - 7,8%. В целом, можно увидеть, что большее количество охотников мы наблюдаем в северных районах (16,5%). Центральные районы показывают средний процент (12,5),
а юго-западные самый низкий (10,6%). Таким образом, по имеющимся данным мы можем заключить, что в городах люди реже оформляют себе охотничий билет, чем в районах.
Многие факторы XXI века влияют на состояние охоты. К ним мы можем причислить, в частности, экологические проблемы. Так, в 2021 году на территории Якутии из-за пожаров был отменен сезон охоты, что вызвало бурную дискуссию об этой проблеме в социальных сетях. В целом, вопросы гуманного обращения к животным также сегодня поднимаются в общественной повестке все чаще. Отметим также правовые нормы, которые говорят нам о некоторых новых тенденциях (хотя они часто запаздывают к общественному запросу). Так, в 2020 году был наложен запрет на применение любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи копытных животных, медведей, пушных животных [25]. Ранее в Якутии по обновленным правилам охоты запрещено было применение в охоте петель (впрочем, запрет частично был смягчен). Тем не менее, сегодня в Якутии охотничья деятельность - весьма популярное явление. Ежегодно в республике выдается более 120 тысяч разрешений на право добычи охотничьих ресурсов [26], а в одном только городе Якутске можно насчитать более 60 магазинов, торгующих охотничьими и рыболовными снастями. Отсюда следует, что популярность охоты в Якутии отнюдь не падает.
Для дальнейшей работы с современными духовными практиками, несомненно, стоит совершить обзор по традиционным якутским охотничьим поверьям. Наиболее комплексно и подробно культовые действия, связанные с охотой, описаны в труде Н.А. Алексеева «Традиционные религиозные верования якутов в Х1Х-начале XX в.» [18]. В этой работе существует отдельный раздел, посвященный промысловому культу. В своем труде исследователь, на наш взгляд, очень удачно классифицировал охотничьи обряды и поверья якутов на две группы: духовные практики, направленные на «испрашивание» удачи в предстоящей охоте, и обряды, касающиеся возвращения охотничьей удачи при ее потере. Мы также могли бы функционально выделить поверья, направленные на сохранение уже имеющейся удачи - некоторые табу, связанные с осторожностью и удержанием статуса-кво.
К первой группе мы можем отнести обряды, которые проводятся непосредственно перед охотой - кормление огня и алгыс (благословение или его «испрашивание»), а также представления о вещих снах во время охоты
Вторая группа - все магические представления и правила, касающиеся духа леса Байаная; также сюда можно отнести иносказания, когда во время промысла зверей и орудия охоты называют другими названиями; сюда же можно отнести запрет женщинам касаться охотничьих снастей.
Третья группа касается обрядов очищения себя и своего орудия охоты при длительной неудаче.
Четвертая группа - обряды, проводимые после добычи.
Кратко пройдем по перечисленным группам. Прежде всего, отправляясь на охоту, еще дома охотник должен заранее испросить у духа огня благословение на удачный путь и, задабривая его маслом или жиром, произнести алгыс. Хороший пример мы находим в хрестоматии по якутскому фольклору по материалам Худякова: «Госпожа Байанай, с шапкой из головной шкуры! Пусть выезжая в темный лес, никогда не возвращаюсь я с неокровавленными тороками (т. е. без убитого зверя)!». При недостатке же промысла на волков и лисиц прибавляют: «Создай-ниспошли нам редкоклыкастых зверей» [27, с. 63]. Налив масла в огонь, становятся на колени и, прижав руки к сердцу, кланяются огню и потом, выехав, не оглядываются назад. По данным Эргиса, перед началом охоты мужчины угощали духа-хозяина тайги Байаная у домашнего очага, испрашивая у него удачу и успешную охоту, а оставшиеся домочадцы приговаривали: «Из большого тёмного леса возвращайтесь, имея что-нибудь в руках, имея что-нибудь черное на бедрах» [17, с. 174-175]. Так мы видим, что благословение происходит не только от духов к охотнику, но и от его домочадцев. В том числе, когда охотники отправляются искать мамонтовую кость или промышлять медведя, то молятся Этюгять иччи - духу глубоких текучих вод. Ему не вешают жертв, но шаман шаманит и просит, чтобы мамонтовой кости было довольно, и чтобы промышленники остались живыми при встрече с медведем [27].
В отдельную категорию можно выделить поверья о вещих снах во время охоты. Сны эротического характера, либо сны, в которых присутствует женщина, обычно являются вестниками удачи на охоте и символизируют благосклонность Байаная. Такие сны, судя по всему, восходят к
древним представлениям о том, что Байанай - это не единоличный дух-покровитель леса, а род, в котором есть множество духов, включая женщин [19].
Что касается следующих двух групп - они взаимосвязаны. К первой мы относим все табуированные обычаи, связанные с уважением духов леса и «чистотой» самого охотника. Все они направлены на сохранение существующей охотничьей удачи. Успех в охоте зависел, по мнению древних охотников, от соблюдения множества запретов и необходимых правил по отношению к добыче. Например, считалось, что охотник должен всячески выражать свою радость при виде убитого зверя, так как такое поведение нравится Баай Байанаю [21, с. 144]. К такому же рода правилам относится обычай иносказания, когда охотники во время промысла между собой называют орудия или животных другими словами, чтобы скрыть свои намерения. Например, нож -предмет с острыми гранями, топор - дятел, ружье - предмет со сквозным отверстием, мясо - то, что красное, собака - мусор, лошадь - мостик и т.д. [17].
Также существуют свидетельства, что до начала ХХ века у якутов существовали пережитки тотемизма, когда каждый род имел животное-покровителя, охотится или потреблять в пищу которого было запрещено [18, с. 38]. К этой же группе мы можем отнести запреты, касающиеся женщин, в соответствие с которыми им нельзя прикасаться к охотничьим снастям и есть мясо медведя. Также мужчина не может охотится во время родов жены и 40 дней после них, вносить в юрту охотничью одежду и снасти [28, с. 74]. К этому же блоку мы отнесем множество примет, символизирующих удачу или предстоящие климатические условия: «собаки катаются по земле» (к плохой погоде), «Вблизи от места задержания зверя на дереве сидит ворона» (к удачной охоте) [29, с. 166] и пр.
Третий тип культовых действий - очищение. К нему прибегают не все охотники, а только те, которые по какой-либо причине не задобрили духа леса на первом этапе, либо нарушили какой-либо запрет во время охоты. Такой охотник теряет расположение духа леса и нуждается в обряде возвращения охотничьей удачи. В случае «загрязнения» оружия женщиной, часто было достаточно его очищения огнем - окуривания с произнесением алгыса. В случае, если охотник все-таки утратил свою удачу проводился обряд Барылаах тардар (призвание Барылааха (одно из имен Байаная)), который осуществлялся при помощи шамана. Во время обряда шаман в юрте охотника, переодевшись в женщину, проводит обряд жертвоприношения. Духу леса преподносят мясное угощение, параллельно подкармливая духов дома, местности. При этом заранее перед обрядом подготавливают изображение Барылааха. Сходным является обряд Чычыпкаан, который известен северным якутам (они, в свою очередь, переняли его у народов Севера). Проводится он следующим образом: из жердей строится антропоморфный идол, нижняя часть которого (ноги) должна быть достаточна высока для прохождения между ними потерявшего удачу охотника. В начале обряда идол обмазывают кровью и маслом, после чего охотник проходит между «ног» идола три раза и произносит заклинание [30, с. 128].
К последнему типу мы можем отнести многочисленные обряды, проводимые с разными животными после удачной охоты. Как правило, они связаны с тотемическими представлениями и направлены на демонстрацию почтения к духу животного, а также содержат просьбу прощения у духа-леса за убитую жертву. У С.В. Ястремского есть описание обряда после добычи лисицы: охотник брал ее в руки и подскакивал к огню, прикрикивая «Ух! Ух! Ух!»; затем, дойдя до огня, он смазывал лисице ноздри маслом или сливками, а остаток этой жертвы выливал в огонь. При этом произносил заклинание с хвалой Байаная и просьбой «хара тыа ыллыккын ас!» (открыть путь к темному лесу) [21, с. 259]. Такого же плана обряды существуют с медведем, рысью, лосем, пушными зверями, зайцем и др.
Несомненно, мы ни в коем случае не можем сказать, что на этом духовные практики, связанные с охотой, заканчиваются. Нами были приведены основные описанные в научной литературе поверья. Между тем, специфические особенности региона или даже семьи могут формировать множество разновидностей одного и того же обряда. В целом, мы выявили основные культовые действия и поверья, связанные с охотой, а главное - их функциональные значения и теперь можем перейти к современности, чтобы рассмотреть ее на фоне ретроспективного анализа.
Переходя к современности, стоит сказать, что полученные авторами материалы позволяют построить только общую картину современных духовных охотничьих представлений у якутов. Уже из полученных данных очевидно, что картина достаточно разительно отличается у каждого
охотника и, должно быть, зависит от района, возраста охотника и множества других факторов. Стоит также отметить, что собранные материалы относятся только к мужчинам, имеющим охотничий опыт. Так что приведенная ниже картина касается не общественных настроений в общем, а только людей, причастных к этому промыслу.
Один из ключевых вопросов в проведенном исследовании был сформулирован так: «Чем для Вас является охота?». Опрашиваемые могли указать любые варианты. В итоге, ровно половина респондентов в данном пункте в разных формулировках указали, что охота для них - это отдых, активный вид деятельности, отпуск или уход от рутины. 32,4% указали, что охота - это связь с природой, предками, традициями, а 29,4% - средство пропитания. При этом, в вопросе про главную функцию современной охоты городские жители 50% голосов отдали за активный отдых, а остальные 50% - за личное пользование или пропитание. У жителей сельской местности ответы разительно отличаются: 85% опрашиваемых указало, что главная функция - пропитание, и лишь 15% - активный отдых [31]. Из этого мы можем заключить, что, в зависимости от места жительства и уровня жизни, меняется и основная функция охоты, смещающаяся с бытовой, чисто практической функции к форме активного отдыха и досуга.
Касаемо вопроса популярности охоты, в последнее время мнения в этом вопросе разделяются. Часть охотников считают, что этот промысел действительно находится в кризисе, что современные молодые люди потеряли интерес к охоте, традиции утрачиваются, современный рынок предлагает достаточно других методов добычи пропитания и развлечения: «Сменилось поколение, сейчас время другое, люди другие стали. Дичи мало стало в связи с тем, что предки много охотились. Они банально охотились, чтобы есть, сейчас такой проблемы нет. Сейчас охотятся для развлечения» [31]. Другое полярное мнение звучит иначе - некоторые охотники считают, что доступность спецтехники, оружия и улучшение транспортной инфраструктуры порождает большое количество «дилетантов», и каждый второй может при желании заниматься охотой, которая воспринимается как азартное времяпрепровождение, а не ритуал: «Каждый второй считает себя охотником и рыбаком. Доступность спецтехники и оружия - основная причина лжеохотников» [31]. Таким образом, с одной стороны, количество охотников из года в год падает, но с другой - охота принимает иные формы, некий спортивный характер, и порой ее количественное измерение доминирует над качеством. 57,1% городских охотников и 45% сельских считают, что охотиться стали меньше [31].
Подобные изменения отношения к охоте не могут не отражаться и на ее духовном наполнении. Очень интересным, на наш взгляд, является тот факт, что среди опрошенных сельских охотников 40% отметили, что испытывают сочувствие к животным, на которых охотятся. При этом лишь 21% городских охотников ответили так же [31]. В целом, мы можем наблюдать, что сельские охотники более склонны относиться к охоте, как сакральному действию, традиции, форме связи с природой и предками. Они же и более бережно относятся к фауне, больше ей сопереживают.
Что касается современных охотничьих поверий, то 97,1% опрошенных проводят обряды при подготовке или во время охоты. Абсолютно все положительно ответившие указывали на обряд кормления огня, сопровождающийся алгысом (просьбой о благословлении): «Обряды начинаются еще в пути на охоту. Всегда по дороге кормим священные места (в основном на границах населенных пунктов, у возрастных деревьев) оладьями, якутской лепешкой, иногда бывает, если еды с собой нет, то сигаретой. После этого обязательно по приезду кормим огонь, а также кормим территорию охотничьей избы, где остановились и просим Байаная быть благосклонным к нашей охоте» [31]. В целом, в якутской языческой традиции обряд кормления огня - основной способ духовных контактов со сверхъестественным. Огонь или дым от него используются как метод «очищения» и способ передачи жертвоприношения в виде пищи и питья духам и божествам. «Во время охоты каждый справляется с этим как умеет, нет обязательных слов или движений, главное -цель обряда, а не его форма» [33]. Также часто упоминаемыми являются представления о тотемности медведя, чье имя в лесу - строгое табу, упоминать его нельзя. При охоте на медведя вообще следует придерживаться большого количества правил. Например, при охоте на него нельзя обсуждать никаких деталей, будто он может услышать охотников; для координации действий используют другие слова и всячески прячут свои умыслы. Впрочем, охота на медведя практикуется в Центральной Якутии не так часто.
Подобные иносказания используются современными якутами не только в отношении медведя. Животных, ружье, этапы охоты также иногда называют не своими именами. Один респондент упомянул, что «нельзя называть наименования мест, рядом с которыми охотишься» [31]. Информант из села Аргахтах Среднеколымского района отмечал, что при добыче хищника, после свежевания и разделки мяса, содранную шкуру вывешивают во дворе для того, чтобы ела другая живность. При этом в пасть вставляют человеческую еду. Это делается для того, чтобы духам охоты казалось, что хищник погиб из-за своей жадности и алчности [32]. Здесь мы наблюдаем общую черту перечисленных обычаев - сокрытие охотника от духа леса или животных. Как бы испытывая вину перед природой, охотник пытается остаться незамеченным или прячет свои намерения.
Очень популярными являются поверья о сновидениях с женщинами - предвестниками большого успеха в охоте и благословения Байаная: «Сон, где появляется женщина, означает, что Байанай тебе что-то подарит» [31]. Также распространенными являются поверья о запрете на охоту, если погиб кто-то из близких и запрете шуметь в лесу. Более общие поверья, такие как табу, связанные со сменой жизненных циклов (роды, свадьба, смерть) и с уважением к духам, - базовые принципы якутской культуры. Интересными являются упоминания о поверьях экологического характера: «нельзя стрелять в орлов, воронов и краснокнижных животных», «весной нельзя стрелять в самок» [31]. Также отметим достаточно аутентичные, но, по всей видимости, редкие поверья: «У нас в роду есть поверье - нельзя добывать зверя в особенном окрасе (например, пятнистая белка, белая кабарга, седой лось, медведь с белой грудью), которые считаются личными животными духа охоты Байаная. Если добудешь такого зверя, то навсегда отвернется Байанай». Судя по всему, они восходят к древним тотемическим представлениям о священных животных или родовых тотемах. Другое верование - «нельзя мыться и бриться во время охоты» [31] - связано с восприятием охоты как сакрального действия.
В целом, человек, находясь на охоте, становится как бы синкретичным природе, находится вне зоны своего комфорта, а, следовательно, становится более уязвимым и близким к потустороннему миру. Охота, в сакральном смысле, является актом повышенной опасности, когда человек находится в пограничном состоянии, а значит ближе к смерти. Кстати, такие же табу о гигиене существуют у якутов в родильной обрядности, где человек, умывшись, теряет свою духовную безопасность.
Подводя итоги, мы приходим к следующим выводам.
Во-первых, охота сегодня несколько поменяла свои значение и функции. Эта тенденция определенно является общемировой и, с небольшим отставанием, коснулась даже достаточно традиционных народов. В первую очередь, такие явления связаны с урбанизацией населения, повышением уровня их жизни и ростом рыночного разнообразия. В большей степени охота воспринимается современными якутами как активный вид отдыха, досуг или даже хобби. Слабее, хотя и с небольшим разрывом, проявляются функции связи с традицией и пропитанием. Что касается различий между селом и городом, то очевидно, что отношение к охоте более традиционно на селе. Впрочем, это не отменяет того факта, что духовные отношения к охоте и у городских охотников достаточно консервативны. Здесь стоит сказать, что интенсивность внутренней миграции внутри республики растет с каждым годом, а с ней растет и доля жителей города, которые являются внутренними мигрантами или горожанами в первом поколении. Поэтому, хотя мы и можем наблюдать ментальную разницу между селом и городом, но она не разительна.
Во-вторых, кроме одного респондента (который является горожанином) все опрашиваемые придерживаются ритуально-обрядовых действий во время охоты, вне зависимости от возраста, места проживания, работы, отношения к охоте как отдыху или промыслу и других параметров. Необходимо отметить, что обязательным является кормление огня, тогда как остальные поверья опциональны. К наиболее популярным можно отнести обычай иносказания и представление о вещих сновидениях во время охоты. В целом, охота, по всей видимости, является очень сильным консерватором традиций. В ней, как в опасном и построенном на удаче деле, существует множество обрядов и суеверий. Их множественность обусловлена тем, что добыча животных - это действие почти сакральное, а потому и сам охотник как бы находится чуть ближе к иному миру и нуждается в защите в форме различных обрядов и поверий, которые сегодня, возможно, и утратили какой-то глубинный смысл, но практикуются и не теряют популярности.
В-третьих, если посмотреть на духовный аспект охоты в ретроспективе, мы можем наблюдать, что из традиционных форм охотничьих поверий выпадает третья группа, связанная с очищением оружия или охотника при длительной неудаче. Возможно, такой расклад связан с тем, что чаще сегодня практикуется коллективная охота. Одиночные выезды - редкость, и чаще встречаются в сельской местности и среди профессиональных охотников. А так как частой практикой является разделение коллективной добычи на равные доли, личная неудача менее ощутима и острой необходимости в «очищении» попросту нет. В дополнение к этому, можно предположить, что охотничья деятельность более не является аспектом хозяйства, от которого прямо зависит вопрос существования человека, в связи с чем неудача не столь плачевна.
На наш взгляд сегодня мы наблюдаем только верхушку сложившейся новой ситуации, так как поколение, родившееся в эпоху цифровых коммуникаций, только подрастает, и его отношение к охоте еще только предстоит изучать. Уже сегодня, к примеру, популярной альтернативой охоте является спортивно-охотничья стрельба по тарелкам, которая набирает популярность в Якутии. Мы видим также тенденцию постепенного сокращения количества охотников. На это влияют занятость современных мужчин в других сферах жизни, а также активная миграция жителей села в город, из-за чего у молодых людей нет возможности выехать на охоту в родовые угодья. Ехать же на охоту в незнакомую местность не принято или опасно. Постепенное сглаживание разницы между жителями города и села, изменение экологической ситуации и «зеленая» повестка, конечно же, будут неизбежно влиять на духовное содержание охоты, как вида деятельности.
Литература и источники
1. Иванов В.Н. Русские ученые о народах Северо-Востока Азии. - Якутск, 1978. - 319 с.
2. ХудяковИ.А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л., 1969. - С. 123-136.
3. МаакР.К. Вилюйский округ Якутской области. - СПб.: Ч. II. 1889. - С. 135-148.
4. МиддендорфА.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. Ч.П. - СПб., 1878. - 833 с.
5. Иохельсон В.И. Очерк зверопромышленности и торговли мехами в Колымском округе. - СПб., 1898.
6. СерошевскийВ.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. - М.: Центрполиграф, 1993. - 751 с.
7. СоловьевД.К. Основы охотоведения. - Пг., 1922. - Ч. 2. - С. 182-323.
8. Соловьев Д.К. Основы охотоведения. - М., 1926. - Ч. 4. - С. 658-659.
9. БасоваЕ.Н. Охота у якутов // Охотник. - М., 1925. - №1.
10. Бахрушин С.В. Научные труды. - М., 1955. - С. 198-211.
11. Токарев С.А. Общественный строй якутов XVП-XVШ вв. - Якутск, 1945. - С. 308-320.
12. Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. - М., 1940. - С. 116-129.
13. Василевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки: (XVШ - начало XX в.). - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1969. - 302 с.
14. Николаев С.И. Народ саха / Сомоготто. - Якутск: Якутский край, 2009. - 300 с.
15. Николаев С.И. Обычаи народа Саха. - Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1996. - 48 с.
16. Кулаковский А.Е. Научные труды. - Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 484 с.
17. ЭргисГ.У. Очерки по якутскому фольклору. - М.: Наука, 1974.
18. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале ХХ в. [монография]/ отв. ред. д. ист. н. И. С. Гурвич. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1975.
19. Ионов В.М. Дух - хозяин леса у якутов // Сборник МАЭ. Т. 4. Вып. 1. Издательство: Типография Императорской Академии Наук, 1916.
20. Гурвич И.С. Охотничьи обычаи и обряды у населения Оленекского района // Сборник материалов по этнографии якутов. -Якутск, 1948. - С. 74-94.
21. Ястремский С.В. Остатки старинных верований у якутов // Известия ВСОИРГО. - 1897. - Т. 28. - Вып. 4. - С. 144,
22. Статистика по демографии Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sakha.gks.ru/folder/32348 (дата обращения 05.07.2021)
23. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://efremova.slovaronline.com/72869-POVERE (дата обращения 11.11.2021)
24. Информация о выдаче охотничьих билетов единого федерального образца Департамента охоты и лесного хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://depohota.sakha.gov.ru/informatsija-dlja-ohotnikov/informatsija-o-vydache-ohotnichih-biletov-edinogo-federalnogo-obraztsa (дата обращения: 12.09.2021)
25. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020 № 477 «Об утверждении Правил охоты» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008310037 (дата обращения: 15.10.2021)
26. Главный охотовед Якутии: проблема численности хищников актуальна [Электронный ресурс: Новости Якутии]. - Режим доступа: https://news.ykt.ru/article/41408 (дата обращения 30.05.2021)
27. Якутский фольклор: хрестоматия (материалы и тексты, собранные дореволюционными исследователями) / сост. А.Е. Захарова; отв. ред. Д.К. Сивцев - Суорун Омоллон]. - Якутск: ЯГУ, 1989.
28. ХитровД.В. Описание Жиганского улуса члена-сотрудника Сибирского отделения РГО протоиерея Хитрова. - СПб., 1856.
29. Можаров И.Д., Кривошапкин А.А. Охота на якутского лося: (практическое пособие). - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2006.
30. СлепцовА.О. О верованиях якутов Якутской области // Известия ВСОРГО. -т. XVII. - № 1-2. - Иркутск, 1886.
31. ПМА - Полевые материалы Федоровой А.Р., Якутск, 2021 г.
32. ПМА - Полевые материалы Федорова С.И., Среднеколымский район, с. Аргахтаах, 2021 г.
33. ПМА - Полевые материалы Федорова С.И., Олекминский район, с. Юнкюр, 2019 г.
References and Sources
1. Ivanov V.N. Russkie uchenye o narodah Severo-Vostoka Azii. - Yakutsk, 1978. -319 s.
2. Hudyakov I.A. Kratkoe opisanie Verhoyanskogo okruga. - L., 1969. - S. 123-136.
3. Maak R.K. Vilyujskij okrug Yakutskoj oblasti. - SPb.: Ch. II. 1889. - S. 135-148.
4. Middendorf A.F. Puteshestvie na Sever i Vostok Sibiri. Ch. II. - SPb., 1878. - 833 s.
5. Iohel'son V.I. Ocherk zveropromyshlennosti i torgovli mekhami v Kolymskom okruge. - SPb., 1898.
6. Seroshevskij V.L. Yakuty. Opyt etnograficheskogo issledovaniya. - M.: Centrpoligraf, 1993. - 751 s.
7. Solov'ev D.K. Osnovy ohotovedeniya. - Pg., 1922. - Ch. 2. - S. 182-323.
8. Solov'ev D.K. Osnovy ohotovedeniya. - M., 1926. - Ch. 4. - S. 658-659.
9. Basova E.N. Ohota u yakutov // Ohotnik. - M., 1925. - №1.
10. Bahrushin S.V. Nauchnye trudy. - M., 1955. - S. 198-211.
11. Tokarev S.A. Obshchestvennyj stroj yakutov XVII-XVIII vv. - Yakutsk, 1945. - S. 308-320.
12. Tokarev S.A. Ocherk istorii yakutskogo naroda. - M., 1940. - S. 116-129.
13. Vasilevich G.M. Evenki: istoriko-etnograficheskie ocherki: (XVIII - nachalo XX v.). - L.: Nauka, Leningradskoe otdelenie, 1969. - 302 s.
14. Nikolaev S.I. Narod saha / Somogotto. - Yakutsk: Yakutskij kraj, 2009. - 300 s.
15. Nikolaev S.I. Obychai naroda Saha. - Yakutsk: NIPK «Sahapoligrafizdat», 1996. - 48 s.
16. Kulakovskij A.E. Nauchnye trudy. - Yakutsk: Kn. izd-vo, 1979. - 484 s.
17. Ergis G.U. Ocherki po yakutskomu fol'kloru. - M.: Nauka, 1974.
18. Alekseev N.A. Tradicionnye religioznye verovaniya yakutov v XIX - nachale HKH v. [monografiya]/ otv. red. d. ist. n. I. S. Gurvich. - Novosibirsk: Nauka, Sibirskoe otdelenie, 1975.
19. Ionov V.M. Duh - hozyain lesa u yakutov // Sbornik MAE. T. 4. Vyp. 1. Izdatel'stvo: Tipografiya Imperatorskoj Akademii Nauk, 1916.
20. Gurvich I.S. Ohotnich'i obychai i obryady u naseleniya Olenekskogo rajona// Sbornik materialov po etnografii yakutov. - Yakutsk, 1948. - S.74-94.
21. Yastremskij S.V. Ostatki starinnyh verovanij u yakutov // Izvestiya VSOIRGO. - 1897. - T. 28. - Vyp. 4. - S. 144,
22. Statistika po demografii Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Saha (YAkutiya)[Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://sakha.gks.ru/folder/32348 (data obrashcheniya 05.07.2021)
23. Novyj tolkovo-slovoobrazovatel'nyj slovar' russkogo yazyka [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://efremova.slovaronline.com/72869-POVERE (data obrashcheniya 11.11.2021)
24. Informaciya o vydache ohotnich'ih biletov edinogo federal'nogo obrazca Departamenta ohoty i lesnogo hozyaj stva [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://depohota.sakha.gov.ru/informatsija-dlja-ohotnikov/informatsija-o-vydache-ohotnichih-biletov-edinogo-federalnogo-obraztsa (data obrashcheniya: 12.09.2021)
25. Prikaz Ministerstva prirodnyh resursov i ekologii Rossijskoj Federacii ot 24.07.2020 N° 477 «Ob utverzhdenii Pravil ohoty» // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008310037 (data obrashcheniya: 15.10.2021)
26. Glavnyj ohotoved YAkutii: problema chislennosti hishchnikov aktual'na [Elektronnyj resurs: Novosti Yakutii]. - Rezhim dostupa: https://news.ykt.ru/article/41408 (data obrashcheniya 30.05.2021)
27. Yakutskij fol'klor: hrestomatiya (materialy i teksty, sobrannye dorevolyucionnymi issledovatelyami) / sost. A.E. Zaharova; otv. red. D.K. Sivcev -Suorun Omollon]. - Yakutsk: YAGU, 1989.
28. Hitrov D.V. Opisanie Zhiganskogo ulusa chlena-sotrudnika Sibirskogo otdeleniya RGO protoiereya Hitrova. - SPb., 1856.
29. Mozharov I.D., Krivoshapkin A.A. Ohota na yakutskogo losya: (prakticheskoe posobie). - Yakutsk: Sahapoligrafizdat, 2006.
30. Slepcov A.O. O verovaniyah yakutov Yakutskoj oblasti // Izvestiya VSORGO. -t. XVII. - № 1-2. - Irkutsk, 1886.
31. PMA - Polevye materialy Fedorovoj A.R., Yakutsk, 2021 g.
32. PMA - Polevye materialy Fedoras S.I., Srednekolymskij rajon, s. Argahtaah, 2021 g.
33. PMA - Polevye materialy Fedoras S.I., Olekminskij rajon, s. Yunkyur, 2019 g.
ФЕДОРОВА АЙТАЛИНА РОДИОНОВНА - младший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН ([email protected])
ФЕДОРОВ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ - старший преподаватель исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова ([email protected])
ЯКОВЛЕВА КАПИТОЛИНА МАКСИМОВНА - кандидат исторических наук, доцент исторического факультета СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова ([email protected])
ЯКОВЛЕВ АЙТАЛ ИГОРЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова ([email protected])
FEDOROVA, AITALINA R. - Junior Researcher, Institute for Humanitarian Research and Problems of Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).
FEDOROV, SVYATOSLAV I. - Senior Lecturer, Faculty of History, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov ([email protected]).
YAKOVLEVA, KAPITOLINA M. - Ph.D. in History, Associate Professor, Faculty of History, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov ([email protected]).
YAKOVLEV, AITAL I. - Ph.D. in History, Associate Professor, Faculty of History, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov ([email protected]).
УДК 930.1 Алтынсарин Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-6-166-171
СКОПА В.А.
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИБРАЯ АЛТЫНСАРИНА
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Ключевые слова: Казахстан, этнография, Ибрай Алтынсарин, казахская культура, источник, история, этнопедагогика, просвещение.
В статье рассматривается вклад И. Алтынсарина в изучение коренного населения Казахстана во второй половине XIX века. Будучи учёным, он занимался глубоким изучением истории своего народа, его быта, традиций и обычаев, обрабатывал и