И. И. Лещиловская (Москва)
Федор Иванович Янкович де Мириево (Мириевский)
В истории русско-сербских связей XVIII в. яркой личностью был Теодор Янкович, серб по происхождению, переехавший из Австрийской монархии в Россию и получивший здесь имя Федор Иванович Янкович де Мириево (Мириевский). Он сыграл важную роль в реформировании школьной системы в России в правление Екатерины II.
Ф. И. Янкович Мириевский сложился как организатор школьного дела, педагог-методист на своей исходной родине, среди сербов в Австрийской монархии.
В XVIII в. сербский народ проживал на территории, входившей разными частями в состав Австрийской монархии, Османской империи и Венецианской республики. Сербы находились в угнетенном положении, но условия жизни были более благоприятные в Австрийской монархии. Они пользовались здесь церковно-школьной автономией, хотя Габсбурги на протяжении столетия неуклонно ее урезали. Сербы населяли территорию с гражданским управлением Венгерского королевства, пользовавшегося средневековой конституцией в составе габсбургского государства, в Банате, находившимся в ведении центрального правительства, и на Военной Границе — области военных поселений, непосредственно подчинявшейся Вене.
До 70-х гг. XVIII в. сербские школы в Австрийской монархии находились в исключительном ведении местной православной церкви, а именно митрополии с центром в г. Сремски-Карловци. Об основании школ, их содержании, учебном процессе заботились сельские и городские православные общины. Но решающую роль играли епископы и сам карловацкий митрополит. При этом существовали различия в состоянии школьного дела у сербов на территории с гражданским управлением и на милитаризованной Военной Границе.
Основание школьному делу у сербов, проживавших в Австрийской монархии, было положено при помощи России. В 1718 и 1720 гг. белградский митрополит Мойсие Петрович (часть Сербии с Белградом входила тогда в состав государства Габсбургов) тайно обратился к Петру I с прошением о субсидии на строительство школ для сербов, присылке учителей и учебников.
По решению Синода его переводчик Максим Суворов выехал в Австрийскую монархию и основал в 1726 г. в Сремски-Карловцах своего рода низшую среднюю школу. Он ввел в ней плановый учебный процесс, русскую методику и русские учебники, привезенные
им, — букварь «Первое учение отроком» Феофана Прокоповича и грамматику церковнославянского языка М. Смотрицкого. В 30-х гг., по возвращении Суворова на родину, у сербов работала плеяда учителей из России, воспитанников Киево-Могилянской академии. Среди них был знаменитый Эммануил Козачинский, оставивший заметный след в истории не только школьного дела у сербов, но и сербской литературы
В середине XVIII в. у сербов в Австрийской монархии было несколько типов школ, но их деятельность была периодической. В основных, или «тривиальных», школах в качестве учебников употреблялись церковные книги, преподавали, как правило, священники и монахи, но были и случайные учителя, которые получали оплату за свой труд обычно в натуральной форме. Школы содержались церковными общинами.
С 1749 г. в Сремски-Карловцах действовала средняя школа, получившая название Покрово-Богородицкой — по церковному празднику, когда она была основана митрополитом Павле Ненадовичем. Наряду с общеобразовательной программой она решала также задачи подготовки молодых священников по образцу духовных школ и учителей для начальных школ. Покрово-Богородицкая школа располагалась в отдельном здании, для ее поддержки в 1750 г. был основан специальный Школьный фонд. Учительский персонал составляли духовные и светские лица из ближайшего окружения митрополита, среди них был Йован Раич, ставший одним из крупнейших деятелей сербской культуры XVIII в. Учебниками служили большей частью пособия, употреблявшиеся в евангелических и протестантских школах в Венгрии. Из русских учебников оставалась в употреблении «Грамматика» Смотрицкого, перепечатанная в 1755 г. в Рымнике. В эти годы австрийские власти наложили запрет на ввоз русских книг, в том числе учебников, в монархию.
Покрово-Богородицкая школа была своего рода образовательным центром, объединяя под своей крышей «клерикальную», «илли-ро-грамматическую», «латинскую» и «греческую» школы. В клерикальной школе учащиеся изучали грамматику русского церковнославянского языка, литургию, требник и катехизис; в иллиро-грамма-тической школе — грамматику церковнославянского языка русской редакции, чтение, письмо и немецкий язык; латинскую школу посещали выпускники иллиро-грамматической школы. Последняя имела широкий спектр церковных и светских предметов, языком преподавания был латинский. Греческая школа была создана в 1755 г., и главным предметом изучения в ней была Псалтирь. Покрово-Бо-городицкая школа интенсивно работала до 1768 г., когда последовала смерть митрополита Ненадовича. Затем позиции школы стали ослабевать под давлением иезуитов. С 1741 г. в Карловацкой
митрополии действовали также клерикальные школы для подготовки священников2.
В целом, школьное дело у сербов не было законодательно оформлено, но зависело от доброй воли и предприимчивости церковных властей и членов церковных общин.
Таково было состояние образования у сербов, когда Мария Тере-зия предприняла в 1774-1777 гг. в Австрийской монархии всеохватывающую школьную реформу. Она была вызвана общим ходом экономического развития, ростом городов с их потребностями в грамотных и образованных людях, а также политическими обстоятельствами. «Просвещенный» абсолютизм решал задачи централизации разношерстного, разноязычного, «лоскутного» государства Габсбургов, в том числе путем унификации образовательной системы, и укрепления самого государства в результате ослабления позиции церкви разных конфессий. В отношении сербов школьная реформа преследовала также задачи дальнейшего урезания их церковно-школьной автономии и ослабления связей с Россией, откуда они получали учителей и разного рода книги, в том числе и учебники.
Школьная реформа Марии Терезии означала, что образовательная сфера стала предметом высокой государственной политики. Ее основное содержание сводилось к изъятию школ из церковной юрисдикции и установлению полной власти государства в области образования, унификации образовательной программы в соответствии с разрядами школ во всем государстве, единообразию учебников, использованию педагогической методики саганского аббата И. И. Фельбигера.
У сербов подготовка к проведению школьной реформы началась с 1769 г., когда народно-церковный сйбор в городе Сремски-Кар-ловци, один из органов, осуществлявших церковно-школьную автономию сербов, заложил основы новой образовательно-воспитательной системы у них на основе монарших решений. Затем последовали многочисленные нормативные акты Иллирской придворной депутации, ведавшей делами православного населения в монархии, Венгерской придворной канцелярии и высшего административного органа Венгерского королевства — Наместнического совета. В 1776 г. Мария Терезия издала Школьный устав, который определил организацию и функционирование сербских основных школ на территории Баната. На основе «Всеобщего школьного постановления», составленного Фельбигером, был разработан закон о школах в Венгерском королевстве — «Ratio educationist. Мария Терезия подписала его в 1777 г.3
Согласно этому закону территория Венгерского королевства была разделена на девять школьных округов, из которых три включали сербские школы (печуйский, загребский и темишварский).
Материальное положение школ было поставлено на твердую основу: содержание школ и учителей было возложено на органы государственного управления в сельских и городских общинах. Верховное руководство школами перешло к светской власти. Школы находились на попечении специальных окружных школьных комиссий, получавших директивы от верховной школьной комиссии в Вене. Языком преподавания в основных школах устанавливался родной язык учащихся. Для сербов это был язык православной церкви — церковнославянский язык русской редакции. Преподавание должно было быть единым для всех подданных независимо от их веры, общественного положения и имущественного состояния. Учителя назначались представителями государственной власти без вмешательства церкви. Но у сербов благодаря их автономии православная церковь сохранила в известной степени влияние на школу.
с В реформированные школы вводилась педагогическая методика Фельбигера. В 1774 г. аббат монастыря ордена августинцев в Сагане (Силезия) возглавил проведение школьной реформы в Австрийской монархии. Он разработал систему школ и организацию учебного процесса в них. Фельбигер отводил в школе решающую роль учителю. Его методика включала урочно-классную форму обучения, совместные занятия, практику вопросов и ответов, использование наглядных пособий, прежде всего таблиц и пр. Это была прогрессивная педагогическая система, хотя и несколько формализованная.
На проведение реформы Мария Терезия направила средства, полученные от имущества ликвидированного в 1773 г. иезуитского ордена.
Реформа предусматривала значительное расширение сети учебных заведений. В одном Банате предусматривалось открыть в 1774 г. 373 новые начальные школы. Согласно Школьному уставу они учреждались в каждом сербском населенном пункте, где был православный приход. Школы должны были размещаться в отдельных помещениях. Вводилось обязательное начальное обучение детей обоего пола с 6 до 9-летнего возраста круглый год, а с 9 лет только в зимний период. В школе дети познавали грамоту, счет, религию, основы домоводства и сельского хозяйства. Мария Терезия давала ежегодно 1500 форинтов «на малые дары», чтобы вознаградить лучших учеников. В случае если в сербском поселении не было православного прихода, родители должны были отдавать своих детей в католические школы4.
Проведение реформы в Банате в 1773 г. было возложено на Гри-горие Обрадовича и Теодора Янковича.
Янкович родился в городке Сремска-Каменица около 1740 г. Здесь же он закончил основную школу, а среднюю прошел в Нови-Саде и Сремски-Карловцах. Янкович изучал политические
и экономические науки, а также педагогику в Венском университете, где познакомился с педагогической методикой Фельбигера5.
Как верховный директор православных школ в Темишварском Банате (теперь в составе Румынии) Янкович проявил большие организаторские способности в налаживании народного образования. За несколько лет почти каждая сербская община здесь получила свою школу. Янкович занимался также методическими вопросами. Он перевел на церковнославянский язык русской редакции и частично переработал для сербов «Методику» Фельбигера. Она вышла в 1776 г. в Вене под названием «Ручная книга потребная магистром иллирических неунитских малых школ в Цезаро-Кралевских государствах» (Ч. 1-11). В первой части этого труда говорилось об обязанностях и требуемых качествах учителя, во второй части — об учебных предметах. Книга была издана церковным шрифтом (кириллицей). В 1776-1777 гг. Янкович отдельно выпустил оттиск из «Ручной книги» под названием «Азбучная дщица» (таблица). В следующем году в Вене вышел перевод Янковича книги Фельбигера «Школьные законы для учащихся»6.
Сам Янкович был сторонником использования в сербских школах так называемого «смешанного» славяносербского языка. Это была неупорядоченная смесь элементов русского церковнославянского, русского и сербского народного языков. Смешанный язык все шире использовался в сербской светской литературе как один из вариантов единого литературного языка сербов в условиях разноязычия. В 1782 г. Янкович обратился с письмом к австрийскому монарху Иосифу II с обоснованием целесообразности перевода сербских начальных школ на славяносербский язык, обосновывая свою позицию большей близостью его для понимания сербских детей, нежели русский церковнославянский язык7.
Но прошел год, в 1783 г. великий сербский просветитель и писатель Досифей Обрадович публично выступил за перевод сербской литературы и образования, за исключением церковной сферы, на сербский народный язык. И на практике он стал прокладывать дорогу народному языку. Так Янкович, переехавший к этому времени, в Россию, неизбежно оказался его оппонентом.
Школьная реформа Марии Терезии в условиях жизни сербов продвигала в начальные школы общеобразовательные знания, преодолевала церковную концепцию образовательных учреждений, но огосударствление школы отчуждало ее от национальной среды, делая, орудием австрийского «просвещенного» абсолютизма.
В отношении сербов реформа была ограниченной. На Военной Границе до нее существовали начальные вероисповедные школы с русским церковнославянским языком преподавания, находившиеся на содержании церковных общин, и государственные школы
с немецким языком преподавания. В результате реформы 70-х гг. на Военной Границе была установлена единая школьная система с немецким языком преподавания. Сербские вероисповедные школы закрывались8. Государство пеклось лишь об обеспечении австрийской армии военнообязанными подданными, знающими немецкий язык.
Школьная реформа Марии Терезии устанавливала три ступени школ, охватывающих начальное и среднее образование. У сербов на практике реорганизация школьного дела свелась только к первой, начальной ступени. Создание средних школ встречало препятствия со стороны венгерских властей, стремившихся затруднить создание у сербов центров просвещения и культуры в целом.
Лишь в 1791-1792 гг. сербские торговцы при поддержке митрополита Ст. Стратимировича смогли основать на свои средства в Срем-ски-Карловцах полноценную гимназию. В низших классах здесь преподавание велось частично на книжном языке сербов. Гимназия вскоре стала одним из культурных очагов народа. В 1794 г. в том же городе митрополит основал богословскую школу для подготовки духовенства. Учебная программа в ней была составлена церковным деятелем, писателем и историком Й. Раичем.
Реорганизация школьной системы в Австрийской монархии в целом и у православных сербов в частности, высокий уровень образованности сербских интеллектуалов, получавших среднее и высшее образование в учебных заведениях Вены, Пешта, Пожони (нем. Прессбург, теперь Братислава), в университетах Германии, привлекали внимание российских властей к сербам в Австрийской монархии. В России охотно принимали образованных людей из их числа. В 1782 г. Екатерина II, приступая к школьной реформе, дала поручение российскому послу в Вене Д. М. Голицыну найти человека, «способного к заведению в нашем отечестве нормальных школ» по примеру австрийских. Таким лицом стал Янкович, который, помимо высокой образовательной и педагогической подготовки, хорошо знал русский язык. В депеше посла о нем говорилось: «...сей директор много рекомендован мне от венгерского канцлера графа Эстер-гази не токмо в разсуждении достоинств и похвальных его качеств, но и в разсуждении того доброго и отличного мнения, которое его величество император (Иосиф II. — И. Л.) об нем имеет»9. Янкович отправился в Россию, с которой навсегда связал свою жизнь.
В 1782 г. в Петербурге была создана «Комиссия для заведения в России народных училищ». Ф. И. Янкович был назначен ее экспертом. Он возглавил ответственную и самую сложную работу. Прежде всего ему как наиболее компетентному лицу было поручено составление генерального плана организации народных училищ. После принятия комиссией его проекта Екатерина II утвердила «План ко
установлению народных училищ в Российской империи». Документ устанавливал типы школ, учебный план, методику преподавания, управление школами.
В 1783 г. в столице было основано Главное народное училище, директором которого стал Янкович. Благодаря его усилиям при училище открылась Учительская семинария, которая превратилась в центр подготовки учителей. Янкович оставался директором Главного училища и семинарии до 1785 г., когда перед ним были поставлены новые задачи|0.
В результате активной деятельности Учительской семинарии и образования начальной учебно-методической базы были созданы условия для открытия в России новых и реорганизации существующих учебных заведений. В августе 1786 г. вышел указ Екатерины II «Об открытии народных училищ». По проекту Янковича комиссия приняла «Устав народным училищам в Российской империи». Согласно ему в стране учреждались два вида училищ: четырехклассные главные народные училища, близкие к средним, в губернских городах и двухклассные народные училища в уездных городах. Училища находились в ведении Приказов общественного призрения губерний. Во главе этой системы находилось Главное правительство училищ в Российской империи. Екатерина II вверила его функции.вышеназванной училищной комиссии. Главное правительство было в прямом ведении императрицы. Так было законодательно оформлено создание в России государственной сети общеобразовательных начальных и средних школ.
Согласно Уставу был реорганизован учебный процесс в Сухопутном, Морском, Артиллерийском и Инженерном кадетских корпусах и частично даже в духовных учебных заведениях,
В числе первоочередных задач было создание учебной литературы. Руководство этой работой было возложено на Янковича. Сам он выступил автором, составителем, редактором, издателем русских учебников и методических пособий для народных училищ. Он использовал при этом опыт создания подобной литературы для сербских школ в Австрийской монархии. Янкович привлек к работе по написанию учебников многих видных членов Петербургской Академии наук и педагогов. За несколько лет были изданы и подготовлены к печати более 70 книг ".
С начала приезда в Россию Янкович энергично взялся за создание учебно-методической литературы. В 1782 г. он издал применительно к российским условиям «Правила для учащихся в народных училищах». Здесь были изложены правила поведения учеников в училище и вне его, в частности в церкви. В основу этой книги были положены вышеупомянутые «Школьные законы для учащихся». В том же году он составил «Букварь российский», который выдержал
19 изданий (последнее — 1822 г.)|2. В 1783 г. в Петербурге вышло методическое пособие «Руководство учителям перваго и втораго класса народных училищ Российской империи». Это была приспособленная Янковичем для России «Ручная книга потребная магистрам...»13. Он выступил также автором руководства по чистописанию, азбучных таблиц, катехизиса, учебных книг по священной истории, всемирной истории, пособия «Зрелище вселенныя», явившегося переработкой сочинения Я. Коменского «Мир в картинах». Янкович переделал и приспособил для училищ пособия по географии России, «Всеобщее землеописание». Под его руководством или по его планам вышли все географические карты, глобусы, атласы. Он писал предисловия, составлял инструкции и наказы 14.
По поручению комиссии Янкович составил план учебника по истории России. На его основе адъюнкт Академии наук И. Г. Штрит-тер написал пространную работу, которая вышла в 1800-1802 гг. С целью ускорения появления учебника Янкович сам написал пособие, включив в него некоторые части Штриттера. Так в 1799 г. появилась «Краткая российская история», первая учебная книга по истории России, выдержавшая 9 изданий и около 40 лет востребованная в школах15.
Янкович дал учебному курсу народных училищ реальное направление. Его методическое творчество включало передовые для того времени принципы: использование в учебном процессе наглядных пособий, введение практических знаний, установление связи школы с жизнью, создание библиотек и пр. Он впервые в России ввел в школьную программу естественнонаучные знания.
: Деятельность Ф. И. Янковича не ограничивалась школой. В 1783 г. он был избран членом Российской академии наук и участвовал в ее программе составления сравнительного словаря всех языков.
Вклад Ф. И. Янковича в российское образование и науку получил высокую оценку в России. Он был награжден орденами св. Владимира 4 ст. (1784) и 3 ст. (1786), причислен к российскому дворянству с пожалованием ему деревни Мириево в Могилевской губернии и земельных держаний в Гродненской губернии. Янкович Мириевский достиг чина действительного статского советника. В 1797 г. он стал членом комиссии по народным училищам, а с учреждением в 1802 г. Министерства народного просвещения вошел в состав Главного правления училищ. Но в 1804 г. Янкович оставил службу ив 1814 г. умер. Он был похоронен с почестями на кладбище Алек-сандро-Невской лавры.
Серб Ф. И. Янкович сыграл новаторскую роль в деле совершенствования народного образования в России — обновления содержания обучения и введения новых методов преподавания. Но сравнение австрийской и российской школьных реформ второй половины
XVIII в. идет не в пользу России. Австрийская школьная реформа имела преимущества по крайней мере по трем позициям: она охватила не только городское, но и сельское население, получила государственное материальное обеспечение и изъяла в организационном отношении начальные школы из ведения административного аппарата.
Жизнь и деятельность Ф. И. Янковича де Мириево заняли достойное место в истории русско-сербских культурных связей, углубив их плодотворность и усилив в них прогрессивное наполнение.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Лещиловская И. И. Сербская культура XVIII века. М., 1994. С. 73-74.
2 Истор^а српског народа. Београд, 1986. Кн.. 4. Т. 2. С. 354-355.
3 Там же. С. 352-353.
4 Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII веке. Калининград, 1997. С. 174, 175.
5 Русский биографический словарь / Репр. изд. М., 1999. Т. 25. С. 135.
6 МихаиловиН Г. Српска библиограф^а XVIII века. Београд, 1964. С. 133—136.
7 Истор^а српског народа. Славяно-сербский язык. С. 86—87.
8 Там же. С. 361.
9 Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии... С. 176.
10 Смагина Г. И. Академия наук и российская школа. Вторая половина XVIII в. СПб., 1996. С. 94, 101,102.
11 Додон Л. Л. Учебная литература русской народной школы второй половины XVIII в. и роль Ф. И. Янковича в ее создании // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1955. Т. 118. С. 187.
12 Об авторстве работ Ф. И. Янковича см.: Русский биографический словарь; Матль Й. Ф. Янкович и австро-сербско-русские связи в истории народного образования в России // XVIII век. Л., 1975. Т. 10. Русская литература XVIII века и ее международные связи.
13 Сравнение этих работ в кн.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII — первая половина XIX в. М., 1973. С. 153-154.
14 Русский биографический словарь.
15 Смагина Г. И. Академия наук и российская школа... С. 133—135.