ФЕДОР ИВАНОВИЧ РЮККЕРТ - РУССКИЙ ЭМАЛЬЕР
© Мельникова В.В.*
Краевой колледж предпринимательства, г. Пермь
Статья посвящена выдающемуся русскому эмальеру Федору Ивановичу Рюккерту, новатору в перегородчатой эмали, его жизни и творческому пути. Творческие периоды и особенности технологии изготовления произведений.
Известнейший мастер перегородчатой эмали Федор Иванович Рюкерт, родился в Германии, в 1840 году. В возрасте 11-ти лет переезжает в Россию. В 1886 году Федор Иванович открывает собственную мастерскую серебряных изделий. А в 1887-м году он заключает договор с московским отделением фирмы Фаберже. Из мастерской Рюккерта выходило до 80 % всех изделий с клеймом «Фаберже». Знаменитая мастерская прославилась своей удивительной эмалевой живописью, запечатлевшей красоту и обаяние русской старины. С 1910 по 1917 Рюккерт - владелец фабрики серебряных изделий в Москве (находилась на Воронцовской улице, 29) в собственном доме. В доме были помещения под мастерские, кабинеты и жилые комнаты. Здесь же Рюккерт проводил долгие часы с Фаберже, обсуждая проекты.
Федор Рюккерт никогда не работал исключительно для Фаберже. Он принимал заказы от фирм-конкурентов - знаменитых мастерских Овчинникова, Курлюкова и Маршака. Впоследствии Рюккерт так и не получил Российского подданства [3].
Работы Федора Рюккерта отличала особая гамма, скань, как будто перечеркнутая поперечной нарочито небрежной штриховкой, или закрученная в тугие золоченые клубочки - все это создавало особый Рюкертовский стиль, его легко узнаваемый художнический почерк. Именно этот индивидуальный стиль Фёдора Ивановича и прославил серебряные работы в «оригинальном русском стиле» рубежа позапрошлого и прошлого столетия, украшенные полихромными эмалями по скани и миниатюрными живописными композициями на тему русской истории и старинного быта.
Работники его мастерской создавали ковши, братины, ларцы и декоративные вазы, для которых характерны «свежесть замысла и отсутствие шаблона в композициях». Подобные предметы служили, как правило, дипломатическими подношениями, призами и подарками по случаю различного рода юбилеев, памятных событий и соревнований. Помимо декоративных подарочных изделий мастерская выпускала и вполне утилитарные предметы - чернильные приборы, ложки, чарки, портсигары. Самыми интересными и редкими по праву считаются предметы мастерской, украшенные живописными эмалевыми миниатюрами на темы из русской истории, боярско-
* Научный руководитель: Дудар Л.И., преподаватель спецдисциплин.
го быта, фольклора. В связи с юбилеем династии Романовых, отмечавшимся в 1913 году, русское общество захватила «бояромания», нашедшая отражение отражена в изделиях с живописным эмалевым панно в технике «en plein». Их матовая поверхность воссоздает впечатление живописных полотен или изысканных акварелей.
Эмалевые миниатюры представляют собой копии картин известных живописцев того времени - К. Маковского, В. Васнецова, И. Куликова, К. Лебедева, С. Соломко, Ф. Сычкова. Наиболее любимыми сюжетами была «Боярская свадьба» и «Бандурист в боярском доме» К. Маковского, «Три Богатыря» и «Витязь на распутье» В. Васнецова. Также многочисленны сцены, навеянные акварелями Сергея Соломко: «Твой партнер», «Писец». Некоторые предметы украшены архитектурными пейзажами: на корпусе спичечницы помещено изображение здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, а на изящной коробочке для марок - живописные эмалевые изображения двух почтовых марок, одна из которых с надписью «пять коп.» выполнена пурпурной эмалью, а другая (с надписью «две коп.») - зеленой [1, 2].
Произведения мастерской Рюкерта, созданные в конце XIX - начале ХХ века, - яркие по цвету и включают такие типичные для московских эмальеров приемы, как мелкие завитки скани на светло-голубом фоне («гипюр») и живописные полихромные оживки. Сюжетные эмалевые миниатюры имеет блестящую поверхность, что было характерно для традиционных финифтяных русских работ. Постепенно в яркую гамму Рюкерт включает темные, холодноватые и сдержанные тона. Помимо этого, с однородными эмалевыми покрытиями уже сочетаются эмали с цветным крапом - сложные и всегда изысканные, неожиданные по цвету.
Поздние эмалевые изделия с клеймом Рюкерта большей частью отличаются модной в начале XX столетия своеобразной мягкой, слегка «мутноватой» красочной гаммой с преобладанием коричнево-охристых тонов. Единство формы и орнамента, свойственное подлинным древнерусским памятникам, было для мастера важнее, чем точное воспроизведение отдельных деталей. Фантазийным, слегка гротесковым формам его ларчиков, ковшей и братин соответствовали геометризованные абстрактные узоры или изобразительные, но сильно стилизованные мотивы в духе иллюстраций И. Билибина или орнаментальных схем абрамцевских и талашкинских мастерских. Особая гамма, скань, как будто перечеркнутая поперечной, нарочито небрежной штриховкой из золоченой амальгамы, или закрученная в тугие золоченые клубочки - все это создавало особый Рюкертовский стиль, его легко узнаваемый художнический почерк.
Сочетая преемственность профессиональных традиций с широкой экспериментаторской деятельностью, мастера фирмы внесли значительный вклад в развитие технических приемов ювелирного дела. Помимо возрождения ряда эмальерных и других декоративных техник, ими была освоена
Искусствоведение
19
технология разнообразных сплавов драгоценных металлов, усовершенствованы методы точного ювелирного литья и чеканки, найдены и доведены до совершенства отдельные приемы обработки драгоценных и цветных камней, а также внедрены в производство многие другие технические новшества. Однако, ничто так не характеризует уровень мастерства ювелиров круга Фаберже, как необычайная тщательность и чистота отделки произведений, предельная законченность как их технического, так и художественного замысла. Это качество, являющееся своеобразной маркой фирмы, позволило уже современникам сравнивать произведения Фаберже с классическими памятниками мирового ювелирного искусства.
Рюккерт объединял эти неорусские мотивы с романтической живописью, сочетания с помощью цвета эти два, казалось бы несовместимые стиля. Эмалевый узор становится обрамлением миниатюры; такое сочетание становится популярными широко используется в афишах, театральных программах, на обложках сборников сказок, ресторанных меню и т.п. [3].
Как основной декоративный материал эмаль применялась ювелирами почти всех мастерских, и трудно отдать кому-либо из них предпочтение в искусстве создания этих изделий. Пожалуй, различие между мастерскими заключалось в количестве использовавшихся приемов, нежели в степени совершенства владениями ими, поэтому Рюккерт один из немногих мастеров, кто удостоился чести ставить свой именник («М.П» - М.Е. Перхин; «А.Н» - Август Хольмстер; «Е.К» - Эрик Коллин; «В.С» - Владимир Соловьев; «Ф.Р» - Федор Рюккерт и другие), а произведениях Ф. Рюкерта, созданных им для фирмы Фаберже, его именник сочетается с клеймом знаменитой фирмы, которым иногда забито сверху клеймо мастера. Довольно часто именник Рюкерта «ФР» соседствует с инвентарным номером московского отделения фирмы К. Фаберже.
Федор Рюккерт был один из немногих мастеров по серебру, кто использовал грануляцию, техника, известная в российском металлопроизводстве начиная с древнего времени. Грануляция или зернь - это маленькие шарики из металла, в основном использующиеся для художественного оформления. Творчество мастеров фирмы Ф. Рюккерта на рубеже Х1Х-ХХ веков существенно обогатило пластику, язык, самовыражение русского ювелирного искусства. Показав совершенно уникальный стиль, присущий в большей степени Рюккерту, которого можно назвать новатором, как в технологии, так и в образно-пластической подаче своих произведений [1, 2].
В заключении, хотелось бы остановиться на анализе стиля работ фирмы Рюккерта.
Стиль Рюккерта развивался и изменялся на протяжении всего творческого пути, и эти изменения заметно отражались в палитре его эмалей. Его ранние работы были выполнены в пастельном колорите. К концу его карьеры, когда он сделал большинство его картин по эмали, он использовал более
темные тона: рыжий, темно синий, коричневый и серый. Даже при создании изделий в пастельной палитре, подобной используемой современными художниками, работающими в Старо-русском стиле, Рюккерт отходил от общепринятого понимания цвета, большее количество натуралистичных вещей он копирует, сильно стилизуя их. Поразительный пример этого существует в представленной им вазе, выполненной с элементами Арт Нуво, так, например виноградная лоза, ее вьющаяся зеленая основа отсылает нас как бы к началу бытия, жизни и навевает лирический мотивы, в сравнении с более статическими традиционными изделиями. Более поздние работы Рюккерта легко выявить не только по колориту, но также и по пластике форм. Перегородчатой эмалью на шкатулке, показано как используется филигранная проволока, чтобы очертить грибы, деревья, и птиц. Здесь она проявляет свое назначение не как ранее для разделение цвета, а формирует образы, часто используются декоративные спирали и фирменная техника Рюккерта штриховка, подобно следам железной дороги.
Наследие мастера в государственных музеях России невелико и насчитывает неболее двух десятков предметов. В России не было издано ни одной работы о знаменитом эмальере (есть упоминания в разных изданиях), но по воспоминаниям потомков Федора Ивановича, живущих в Москве и бережно хранящих семейную память, удалось в общих чертах восстановить историю его мастерской [1-3].
Список литературы:
1. Мухин В. Искусство русской финифти конца XIV- начала XX веков. -СПб.: Издательство: «Грифон», 1996.
2. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. - М.: Издательство: «ЮНВЕС», «ТРИО», 1995.
3. Фёдор Иванович Рюккерт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruckert.narod.ru.