Научная статья на тему 'Эмали Императорского Строгановского училища начала XX века'

Эмали Императорского Строгановского училища начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
613
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмали Императорского Строгановского училища начала XX века»

ции и дистрибуции. Мы ожидаем новые удивительные эффекты, открытия и изобретения, которые несет нам технический прогресс.

С.Н. Федунов

ЭМАЛИ ИМПЕРАТОРСКОГО СТРОГАНОВСКОГО УЧИЛИЩА

НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Начало ХХ века - одна из интереснейших страниц в истории развития ювелирного искусства, время бурного развития российской промышленности и появления множества производств, фирм и артелей по художественной обработке металла - К. Фаберже, И.П. Хлебникова, П.А. Овчинникова, Олавянишникова, Болина, О.Ф. Курлюкова и др.

И среди богатства и многообразия ювелирных изделий таких прославленных фирм зачастую остаются в тени произведения Императорского Строгановского училища, хотя эти вещи дают обширный материал для осмысления национального художественного наследия. В работах Строгановских мастерских отразилось стремление создать в искусстве художественной обработки металла свой национальный русский стиль, где талант и мастерство преподавателей и учеников проявились с исключительной самобытностью и силой.

История Строгановского училища уходит в далекое прошлое. «Для того чтобы промышленность России усовершенствовалась, ей необходим обильный запас хороших образцов, которые она заимствует теперь от иностранцев. Чтобы избавиться от этой рабской зависимости, прежде всего, нужно художественное образование» [1, с. 1]. Именно с этой целью в 1825 году графом Строгановым была основана «Школа технического рисования в отношении к искусствам и ремеслам». В 1843 году школа поступила в ведомство Министерства финансов и соединилась с мещанским отделением технического рисования, существовавшим при Московском дворцовом Архитектурном училище.

В 1901 году в честь своего 75-летия, училище было переименовано в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, покровительство над которым взяла великая княгиня Елизавета Федоровна.

После утверждения нового устава 12 февраля 1902 года были открыты 18 основных мастерских, в том числе по художественной обработке металла - такие, как чеканная, монтировочная, эмалевая. В 1906 году также была открыта гальванопластическая, а в 1909 году - ювелирная. Литейная мастерская была организована чуть раньше - в 1900 году.

Большое распространение на рубеже XIX - ХХ веков получили изделия с эмалью, которые отличались высоким художественным и техническим мастерством. С внедрением новых технологий увеличилась палитра эмалевых красок, наиболее популярными стали лиловые, сиреневые, перламутровые цвета, а также начали использоваться цветные прозрачные эмали.

В мастерских Строгановского училища широко применялись и разные техники эмали - перегородчатая, выемчатая, витражная, эмаль по скани, эмаль по гильяшированной поверхности, живопись эмалевыми красками по серебряным и медным пластинам.

В эмалевой мастерской учащиеся, познакомившиеся в I и II классах с основами эмалевого дела, в III, IV и V классах изучали перегородчатую и живописную техники работы с эмалью по медным и серебряным пластинам и объемным предметам. В старших классах (VI, VII и VIII) учащиеся исполняли сложные работы по собственным композициям с применением всех видов техник эмали - «до тончайших включительно» [2, с. 52].

Прекрасным памятником эмальерного искусства Строгановского училища является пасхальное яйцо с изображением Богоматери с младенцем, хранящееся в Государственном Историческом музее. Оно исполнено росписью надглазурной эмалью по гильоширо-ванному фону, покрытому фондоном. Тонкими полутонами и звучностью цвета достигалась особая выразительность в передаче канонического образа.

Обязательной частью учебной программы в эмалевой мастерской было выполнение росписи эмалевыми красками по плакетам из меди и серебра 88 пробы. Сюжетами служили как собственные композиции учащихся, так и популярные картины известных художников - М. Врубеля, А. Иванова, С.Иванова, Г. Семирадского и др. Несомненный

Вестник МГУКИ. 2 - 2008

интерес представляет овальная плакетка с портретом генерала-фельдмаршала М.Б. Бар-клая-де-Толли, героя Отечественной войны 1812 года, и пластина с изображением влюбленной пары, выполненные в технике живописной эмали из музея МГХПУ им. С.Г. Строганова. На обороте стоит клеймо металлических мастерских Строгановского училища «И.С.У.», двуглавый орел и цифра «88», соответствующая пробе серебра.

В коллекции Государственного Исторического музея хранится миниатюра с изображением обнаженного мальчика на фоне пейзажа - копия с этюда А. Иванова, выполненная в технике живописной эмали на серебряной пластине. В частных коллекциях находятся эмалевая копия с картины «Пан» М.А. Врубеля, выполненная учащейся Голевой; портрет бородатого мужчины, выполненный учащейся Шиловой; девушка в народном русском костюме - учащегося Афанасьева.

Интерес представляют также серебряная пластина - народные типы, копия с картины С. Иванова, выполненная около 1910 года, миниатюра с портретом Г.Г. Орлова и портсигар с изображением театрального костюма боярина из собрания французского коллекционера Камдяна. Данные произведения привлекают высокой культурой исполнения, тонкой графикой и изысканной палитрой эмали, а соблюдение технологии изготовления указывает на высокий профессиональный уровень учеников Строгановского училища.

Учениками выполнялись также эмалевые портреты августейших особ, которые служили как самостоятельными произведениями, так и украшениями чеканных ларцов, и в дальнейшем преподносились в подарок членам царской семьи. «В техническом отношении эти портреты исполнены безукоризненно» [3, с. 261].

Эмалями украшались и братины, чарки, ковши и разнообразной формы серебряные сосуды, подражающие формам древнерусской утвари, получившие в то время большое распространение и преподносившиеся в качестве памятных подарков. Эмалями также декорировали чернильницы, столовые и кабинетные часы, рамки для фотографий и зеркал.

Интересны бронзовые кабинетные часы учащейся Хаджи, имеющие оригинальную композицию в виде замка. Сложная конструкция, обилие декоративных элементов и украшение перегородчатой эмалью в сочетании с расписной отражают высокое мастерство и творческую многогранность художника.

Достаточно широко в начале ХХ века применялась филигрань в сочетании с эмалью. Входят в моду сканные украшенные эмалью - сумочки, портсигары, кошельки, альбомы, бювары.

Примером произведений Строгановских мастерских может служить образок с цепочкой, подаренный великой княжне Татьяне Николаевне Вознесенскими уланами. В центре, под створками, помещена эмалевая миниатюра с изображением мученицы Татьяны, вокруг которой находится надпись: «ДА ХРАНИТ ТЯ ГОСПОДЬ МОЛИТВАМИ СВЯТЫМИ МУЧЕНИЦЫ ТАТЬЯНЫ». Оправа выполнена из тонкой, вьющейся в замысловатом узоре филигранной нити, в густом плетении которой угадываются сочные травяные и цветочные стилизованные мотивы, гармонично дополняющие эмалевую роспись. Данное произведение выполнено из серебра, техникой чеканки, гравировки, выпиловки, с последующей позолотой и украшено эмалью по сканному фону, жемчугом и сапфирами.

Еще один характерный пример Строгановских мастерских - футляр с Евангелиями. Четыре золоченных с эмалью миниатюрных переплета с Евангелиями вложены в футляр, выполненный в технике скани. Их поверхность сплошь покрыта пышным, сочным цветочным и травным эмалевым орнаментом. Тончайший рисунокузора прекрасно гармонирует с зеленоватым колоритом эмали и драгоценными камнями - опалами и жемчугом.

В больших количествах делались в мастерских училища зеркала в различных оправах и рамки для фотографий, которые зачастую украшали сканные в виде цветов и листьев ячейки, заполненные эмалью разных цветов. К сожалению, в большинстве случаев об этих работах можно судить только по черно-белым фотографиям, хотя даже они передают, насколько эти изделия были декоративны и нарядны. Примером служить одна из рамок с эмалевой вставкой работы Апухтиной. Рамку украшает, помимо эмали, насыщенный чеканный орнамент из стилизованных растений и птиц.

В Строгановских мастерских одновременно уживались разнообразные стили. Большой популярностью продолжали пользоваться ковши, братины, чаши, в которых основное внимание уделялось декору с использованием древнерусских мотивов, отличающи-

еся насыщенностью декоративных элементов. И наряду с этим изготавливалась посуда с плавными, изогнутыми, характерными для стиля модерн линиями, сочетающая стилизованные природные формы.

Строгановское училище дало прекрасные образцы неорусского стиля, в орнаментации которого присутствовали мотивы из национального наследия и отечественной истории. Особого внимания заслуживают декоративные блюда, сюжетами которых служили события или исторические персоны, выполненные в виде барельефов, украшенные виртуозной чеканкой и эмалями.

Интересно блюдо, посвященное 300-летию дома Романовых, с портретом Царя Михаила Федоровича и сценами избрания его на царство. Блюдо было изготовлено коллективом учеников, композицию составил Сорокин, а выполнение в материале осуществили - Рябов, Филиппов, Рапник, Правоторов, Ленский. Это произведение было поднесено училищем 27-го мая 1913 года Императору Николаю II.

В ювелирных украшениях также активно использовали перегородчатую, расписную и витражную эмали, которые наилучшим образом могли передать крылья порхающей бабочки или стрекозы. А эмали, в сочетании с перламутром и полудрагоценными камнями, создавали неповторимую игру цвета. Эти украшения очень декоративны, нарядны, пластичны, а в основе их, несомненно, лежит стилизация природных форм.

Замысловатая игра линий и цветных орнаментов, драгоценного металла и камней поражали изобретательностью и умением гармонично сочетать различные материалы в ювелирных изделиях - драгоценный металл, камни, эмаль, цветные стекла, кожу, слоновую кость. А свобода в выборе материала, форм и мотивов орнаментации ярко выражают искания нового времени.

Эмали применялись для украшения изделий и других мастерских училища - чеканной, ювелирной, столярно-резчицкой, художественной обработки кожи. Интересен шкаф в древнерусском стиле, декорированный чеканными бронзовыми накладками и двумя эмалевыми вставками со сценами охоты. «Количество исполненных эмалевых предметов за последнее время громадное» [2, с. 53].

Изделия Строгановских мастерских воплотили в себе всю национальную самобытность русского народа и, вместе с тем, отразили искания нового времени, технологические и стилистические новшества, а сочетание большой творческой фантазии с высоким профессиональным мастерством и современными достижениями позволяют говорить о формировании большой школы ювелирного и проектного мастерства, постоянно развивающейся в преемственности своих достижений.

Примечания

1. Иллюстрированное описание всемирной промышленной выставки 1867 года в Париже [Изоматериал] / В. Генкель. - СПб., 1868.

2. Отчет Императорского Строгановского Центрального Художественно-Промышленного училища за 1913-1916 учебные годы [Текст].

3. Строгановское училище на Всероссийской выставке в Киеве [Текст] // Известия общества преподавателей графических искусств. - 1913. - № 1-7.

Е.В. Синбухова

ДЕКОРАТИВНЫЕ ПАННО В ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА БОРИСОВА-МУСАТОВА (1870-1905)

В.Э. Борисов-Мусатов - художник, который вместе с Михаилом Врубелем стоял у истоков стиля модерн. Сближали двух художников предрасположенность к поэтической фантазии, поиски ее действенных пластических форм. Также в разных пропорциях и творческих интонациях обнаруживались у обоих живописцев чуткость к национальной самобытности российской культуры и, кроме того, причастность к особому миру чувствования российского человека. Это мощная и одновременно глубоко сокровенная приверженность сопрягалась у Врубеля и Борисова-Мусатова с европейским масштабом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.