Научная статья на тему 'Федеральный регистр медработников часть 1. Технологии сбора и обработки данных'

Федеральный регистр медработников часть 1. Технологии сбора и обработки данных Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДРАБОТНИКИ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / РЕГИСТР / ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хабриев Р. У., Юрьев А. С., Никонов Е. Л., Гармаш И. В.

В соответствии с п. 9 ст. 9 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. №171-ФЗ «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» ведение Федерального регистра медицинских работников производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В своем приказе от 20.02.2006 г. №99 Минздравсоцразвития РФ утвердил порядок ведения Федерального регистра врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер участковых врачей-педиатров участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей). С ноября 2005 г. была начата работа по формированию регистра. При создании любых информационных систем, используемых для выполнения надзорно-контрольных функций Росздравнадзора, были сформулированы основные принципы построения систем мониторинга, которые также стали основой и для формирования программного обеспечения по ведению Федерального регистра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Хабриев Р. У., Юрьев А. С., Никонов Е. Л., Гармаш И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный регистр медработников часть 1. Технологии сбора и обработки данных»

Р.У.ХАБРИЕВ, проф., чл.-корр. РАМН, руководитель Росздравнадзора, А.С.ЮРЬЕВ, к.м.н., заместитель руководителя Росздравнадзора, Е.Л.НИКОНОВ, д.м.н., секретарь рабочей группы Росздравнадзора по координации национального проекта «Здоровье», И.В.ГАРМАШ, начальник информационно-аналитического отдела ФГУ «Консультативно-методического центра лицензирования» Росздравнадзора

Федеральный регистр

медработников Ишь I.

ТЕХНОЛОГИИ СБОРА И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

В соответствии с п. 9 ст. 9 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. №171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» ведение Федерального регистра медицинских работников производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В своем приказе от 20.02.2006 г. №99 Минздравсоцразвития РФ утвердил порядок ведения Федерального регистра врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер участковых врачей-педиат-ров участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей).

С ноября 2005 г. была начата работа по формированию регистра. При создании любых информационных систем, используемых для выполнения надзорно-контрольных функций Росздравнадзора, были

сформулированы основные принципы построения систем мониторинга, которые также стали основой и для формирования программного обеспечения по ведению Федерального регистра.

The article describes the main stages of the Federal registry of medical profession and monitoring systems make up. The authors analyse the first results, the advantages and disadvantages of different systems for data collection and processing.

RU.Khabriev, professor, a corresponding member of Russian Academy of Medical Science, the head of Federal Agency for Health Care and Social Development (RosZdravNadzor); A.S.Yur’ev, PhD in Medicine, the deputy-head of Federal Agency for Health Care and Social Development (RosZdravNadzor); E.L.Nikonov, Doctor of Medicine, the secretary of the working group coordinating «Zdorovie» (Health) national project; LV.Garmash, the head of the information and analytics department of «Consultative and Systematic Centre of Licensing» under Federal Agency for Health Care and Social Development (RosZdravNadzor). Federal registry of medical profession. Part 1. The technology of data collection and processing.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА

1. Минимальная достаточность.

2. Возможность поэтапного внедрения.

3. Концентрация финансовых ресурсов на решении наиболее приоритетных задач.

4. Разумное сочетание централизованного и децентрализованного управления информацией на всех уровнях.

5. Применение единой технической политики и централизованной разработки программного обеспечения.

Аналитическая информация по регистру (по состоянию на 1 мая 2006 г.)

Количество специалистов Врачи Медицинские сестры Итого

ВОП педиат- рия тера- пия Всего: 70837 ВОП педиат- рия тера- пия Всего: 80419 151256

Женщины 3667 26322 32487 62476 5412 31000 43708 80120 142596

Мужчины 1044 1540 5777 8361 43 101 155 299 8660

Пенсионеры, всего: 14383 10512 24895

Женщины-пенсионеры 471 4606 8297 13374 356 4280 5853 10489 23863

Мужчины-пенсионеры 56 141 812 1009 1 9 13 23 1032

Специалисты до 30 лет: 289 2147 2914 5350 977 4541 8398 13916 19266

Количество специалистов, нуждающихся в повышении квалификации 552 5877 9782 16211 1280 9952 14720 25952 42163

Количество специалистов, повысивших квалификацию в 2006 г. 172 1070 1830 3072 515 1298 2070 3883 6955

РИСУНОК 1

Изменение качества информации при использовании технологии централизованной базы данных

6. Формирование исходных информационных массивов на уровне первичного звена.

7. Вертикальная и горизонтальная интеграции имеющихся и вновь создаваемых информационных систем.

8. Возможности межведомственной и межтерриториальной кооперации.

9. Отработка технологий и стандартов на «пилотных» проектах.

10. Открытость и масштабируемость информационных систем.

Реализация данных принципов возможна только в рамках территориально-распределенной базы данных. При использовании технологии централизованной базы данных качество информации всегда будет снижаться (рис. 1). Организация мониторинга на основе сбора отчетов (централизованная

база данных) имеет ряд недостатков:

1. Низкое качество информации (достоверность, полнота, актуальность) не позволяет осуществлять мониторинг какой-либо ситуации, а создает лишь фикцию мониторинга.

2. Сводный отчет представляет собой набор усеченной информации с отсутствием возможности ее детализации, важной для принятия решения.

3. Принятие решения с запаздыванием по времени, что противоречит сути мониторинга — предостережения.

4. Несоответствие между данными отчета и реальными фиксируется только по факту его констатации посредством выездной проверки, что также влияет и на запаздывание принятия решения и низкую вероятность отката события.

5. Недостоверность прогноза вследствие невысокой достоверности исходных данных.

6. Количество существующих статистических форм для представления необходимых показателей всегда будет недостаточным.

7. Трудоемкость и инертность процедур утверждения новых статистических форм с целью увеличения показателей мониторинга.

8. Требуются колоссальные технические ресурсы для ведения централизованных баз данных.

9. Большая вероятность утечки информации, т.к. для построения сводных отчетов и проведения аналитических действий на верхнем уровне в централизованной базе данных аккумулируется вся необходимая информация, содержащая также сведения конфиденциального характера, например данные персонифицированного учета.

10. Увеличение трафика каналов связи, т.к. по каналам связи передаются копии целых баз данных или их необходимых фрагментов.

На рисунке 2 представлена схема организации систем мониторинга на основе территориально-распределенной базы.

Территориально-распределенная база данных обеспечивает:

« прямой доступ к первичной информации, что гарантирует работу с многофакторной, достоверной информацией;

24

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР МЕДРАБОТНИКОВ. ЧАСТЬ I. ТЕХНОЛОГИИ СБОРА И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

РИСУНОК 4

Ф предоставление сводной отчетности в соответствии с поставленной задачей; + конфиденциальность, т.к. отсутствует механизм доступа к информации из единственного источника, что имеет место в централизованных базах данных.

Впервые вышеуказанная технология была реализована на практике в 2000 г. при создании Единой информационной системы Фонда социального страхования РФ. Фонд социального страхования РФ, бюджет которого является в

соответствии с Бюджетным кодексом бюджетом первого уровня, имеющий строго вертикальную систему управления и исполнительные органы во всех субъектах РФ, является сегодня гарантом эффективности предлагаемой технологии.

Технология ведения Федерального регистра медработников будет развиваться по принципам территориально-распределенной базы, но на первых этапах своей работы, в связи с отсутствием технических возможностей в лечебных

учреждениях, осуществляется следующий порядок обмена данными при ведении Федерального регистра (рис. 3). Перечень сведений, которые вносятся о медицинском работнике, представлен на рисунке 4 (сведения о медработнике изменены).

Анализ информации в собранной базе данных показал, что серьезнейшее внимание необходимо уделять кадровому составу специалистов и вопросам повышения квалификации: на сегодняшний день потребность в повышении квалификации в 7 раз превышает количество медработников, повысивших квалификацию за 4 месяца 2006 г. Необходимо обратить внимание, что дополнительное соглашение к трудовому договору об увеличении объема работы заключается с врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и их медсестрами. Указанное соглашение заключается с работниками, которые в настоящее время фактически исполняют соответствующие должностные обязанности, независимо от наличия сертификата специалиста или документа, подтверждающего прохождение обучения на циклах повышения квалификации в объеме 144 часов в течение последних 5 лет.

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с организацией денежных выплат и ведением Федерального регистра медработников:

1. Сложности при осуществлении выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь населению малокомплектных участков (территории Крайнего Севера и приравненные к ним), а также фельдшерам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь на неукомплектованных врачебных участках.

2. Сложности при осуществлении выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь населению, работающим в учреждениях здравоохранения ведомственного подчинения, в т.ч. ЗАТО.

3. Отмечены случаи, когда при осуществлении денежных выплат врачам и медсестрам происходит пропорцио-

таблица г| Информация о медработниках, вновь принятых на работу

Принято на работу в 2006 г. Врачи Медицинские сестры

ВОП педиатрия терапия Всего: ВОП педиатрия терапия Всего:

Январь 240 542 926 1708 344 500 995 1839

Февраль 302 876 1614 2792 416 818 1842 3076

Март 364 1192 2263 3819 513 1112 2538 4163

Апрель 108 255 758 1121 181 334 837 1352

нальное снижение выплат из местных бюджетов, при этом реальное увеличение заработной платы происходит не на 8700 и 4300 руб., а на 3—4 тыс. и 1,5—2 тыс. руб. соответственно.

4. Незаконное ведение медицинской деятельности в связи с отсутствием лицензий у учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медикосанитарную помощь.

В результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта количество специалистов первичного звена возросло, и в некоторых реги-

онах укомплектованность приближается к 80—90%.

Однако еще рано говорить о существенном улучшении в части качества оказания первичной медико-санитарной медицинской помощи. Кроме того, реально оценить качество оказания помощи можно будет после организации мониторинга индикаторов качества оказания медицинской помощи. Следующая статья будет посвящена индикаторам качества работы медработников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

НА КОНФЕРЕНЦИИ ИНСТИТУТА АДАМА СМИТА

В конце мая в С.-Петербурге прошла конференция Института Адама Смита «Фармацевтический рынок и здравоохранение в России» — одно из самых уважаемых и любимых мероприятий на российском фармацевтическом рынке.

В этом году конференция охватывала наиболее интересные темы и представляла стратегический взгляд на развитие фармацевтической индустрии в России сегодня. Трехдневная программа конференции, насыщенная практическими презентациями, уникальными примерами, новыми оригинальными концепциями и экспертной аналитикой, собрала ведущих профессионалов отрасли, среди которых ГК «Ремедиум» — ведущая организация, занятая сбором, анализом и распространением информации о состоянии фармацевтического рынка России и СНГ. С докладом «Российский фармацевтический рынок: 10 лет истории и прогноз развития» выступил председатель совета директоров ГК «Ремедиум» Айдар Ишмухаметов. Свой доклад на конференции представила и генеральный директор RMBC Мария Денисова.

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.