Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ИНЫХ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ИНЫХ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / КОМПЕТЕНЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лабунский Алексей Леонидович, Савельев Валентин Ярославович

В статье изложены теоретические аспекты осуществления федерального государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов с точки зрения функций государства. Определены конкретные формы проявления государственно-властных полномочий полномочных органов при осуществлении федерального государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лабунский Алексей Леонидович, Савельев Валентин Ярославович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL STATE CONTROL IN THE FIELD OF PROTECTION MARINE BIOLOGICAL RESOURCES AS THE MAIN FUNCTION OF PROTECTING THE NATIONAL AND OTHER LEGITIMATE INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article outlines theoretical aspects of the implementation of federal state control in the field of protection of marine biological resources in terms of state functions. Specific forms of the exercise of State power by the competent authorities in the exercise of federal State control in the field of protection of marine biological resources have been identified.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ИНЫХ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Гражданский процесс; арбитражный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_247

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ИНЫХ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ FEDERAL STATE CONTROL IN THE FIELD OF PROTECTION MARINE BIOLOGICAL RESOURCES AS THE MAIN FUNCTION OF PROTECTION NATIONAL AND OTHER LEGITIMATE INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

ЛАБУНСКИЙ Алексей Леонидович,

студент Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). 680021, Россия, г. Хабаровск, ул. Герасимова, 31. E-mail: sidorov1061@yandex.ru;

САВЕЛЬЕВ Валентин Ярославович,

Студент Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). 680021, Россия, г. Хабаровск, ул. Герасимова, 31. E-mail: sidorov1061@yandex.ru;

LABUNSKY Alexey Leonidovich,

Student of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia). 680021, Russia, Khabarovsk, Gerasimova str., 31. E-mail: sidorov1061@yandex.ru;

SAVELYEV Valentin Yaroslavovich,

Student of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia). 31 Gerasimova str., Khabarovsk, 680021, Russia. E-mail: sidorov1061@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье изложены теоретические аспекты осуществления федерального государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов с точки зрения функций государства. Определены конкретные формы проявления государственно-властных полномочий полномочных органов при осуществлении федерального государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

Abstract: The article outlines theoretical aspects of the implementation of federal state control in the field of protection of marine biological resources in terms of state functions. Specific forms of the exercise of State power by the competent authorities in the exercise of federal State control in the field of protection of marine biological resources have been identified.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, государство, компетенция, административный регламент, пограничные органы, функция государства.

Keywords: food security, state, competence, administrative regulations, border authorities, state function.

Дата направления статьи в редакцию: 12.02.2022

Как явление социальной жизни, государство характеризуется многообразием задач, решаемых в различных областях жизни общества, и разнообразием органов, форм, методов и средств осуществления государственной деятельности.

Для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства в теории государства и права используется термин «функция». В отечественной и зарубежной научной литературе данный термин имеет далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане он рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.). В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и «в соответствующей манере»1. Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл и значение.

Традиционно же под функциями государства понимаются основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием2. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение.

В XXI веке защита экономических и иных законных интересов становится одной из важнейших в мировой политике, поскольку вопросы гармонизации взаимодействия искусственной и естественной среды обитания человека приобретают первостепенное значение в условиях углубляющегося многомерного политико-экономического кризиса.

В области правовых наук этот интерес концентрируется в первую очередь на вопросах правового управления природопользованием, проблемах использования и охраны природных ресурсов, других правовых аспектах реализации экологического императива в хозяйственной деятельности.

Российское государство берет на себя обязательство обеспечивать и гарантировать гражданам Российской Федерации благоприят-

1 Webster's New Universal Unabridged Dictionary. N Y, 1993. P. 741.

2 Kelsen H. General Theory of Law and State. N.Y., 1961. P. 181; Каск Л. И. Функции и структура государства. Л., 1969. С. 8-11.

ную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением1. С другой стороны Конституция РФ закрепляет обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Для осуществления охраны природных богатств, рационального использования морских биологических ресурсов государство создает специальный государственный орган, представляющий собой сложную систему государственных органов, которые характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеющих определенную структуру. Каждый орган государства наделяется компетенцией - установленным законом кругом (объемом) прав и обязанностей.

В осуществлении защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации принимают участие все государственные органы, сформированные по принципу разделения властей.

Государственная Дума как орган законодательной власти принимает законы, регламентирующие правовой режим природопользования и устанавливающие ответственность за экологические правонарушения.

Органы судебной власти (суды) рассматривают:

- гражданские дела, связанные с возмещением ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением;

- уголовные дела в отношении лиц, совершивших экологические преступления;

- дела об административных правонарушениях в отношении лиц, совершивших экологические правонарушения.

Органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства), - на эти органы возлагается обязанность организовывать реализацию принятых законов.

Функции государства следует отличать от функций органов государства. Функции органов государства раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию.

В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуется социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Если защиту экономических и иных законных интересов функцию, как было указано выше, призваны выполнять, так или иначе, все органы государства, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов осуществляют пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Функции государства, находящиеся в динамике, подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства (внешних условий).

Для определения этого влияния в теории государства и права используется понятие эволюции функций государства, которое включает в себя развитие и изменение функций как под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды.

Определяющее влияние на эволюцию функций государства в исследуемом плане оказывает экономико-экологический фактор.

Функция защиты экономических и иных законных интересов, требует от современных государств не только выполнения взятых на себя обязательств по поддержанию условий существования людей на собственной территории, но и взаимодействия с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества. Следовательно, указанная функция государства, не переставая оставаться внутренней, все более становится и внешней функцией государства. Продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в долгосрочном периоде, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей социально-экономической политики, а также необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

К национальным интересам Российской Федерации в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период являются: а) повышение качества жизни российских граждан за счет достаточного продовольственного обеспечения; б) обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией; в) устойчивое развитие и модернизация сельского и рыбного хозяйства и инфраструктуры внутреннего рынка.

Для оценки обеспечения продовольственной безопасности в качестве основных индикаторов используется достижение пороговых значений показателей продовольственной независимости одним из многих определяется как уровень самообеспечения в процентах - рыбы и рыбопродуктов (в живом весе - весе сырца) - не менее 85 процентов2

Стремление государства к охране национальных природных ресурсов, их рациональному использованию обеспечению для своих граждан приемлемых экологических условий остается одним из условий устойчивого развития государства и его суверенитета. Осуществление данной функции в настоящее время возложено на ФСБ России. Федеральная служба безопасности Российской Федерации, как часть механизма государства - орган исполнительной власти, осуществляя государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов. Для эффективного решения поставленных задач создана необходимая нормативно-правовая основа3.

1 См.: Конституция Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2020.

2 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации до 2030 года: указ Президента Рос. Федерации от 21 января 2020 года № 20 п. «е».

3 Административный регламент ФСБ России по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов: приказом ФСБ России от 20 октября 2020 г. № 476.

Гражданский процесс; арбитражный процесс

Во властных полномочиях пограничных органов ФСБ России, осуществляющих государственный контроль1 в сфере охраны морских биологических ресурсов важно выделить несколько элементов:

- во-первых, пограничные органы наделены правами и иными средствами, выражать и проводить в жизнь государственные интересы; во-вторых, властное полномочие представляет собой повеление, обращенное к другой стороне публично-властных отношений. Это своего рода требование, выраженное как юридический императив. Нельзя ослушаться или отступить от требований, связанных с выполнением властных полномочий.

- в-третьих, обеспечение властного полномочия законом.

По мнению руководителя Пограничной службы ФСБ России В. Кулишова за период с 2013 по 2018 гг., количество задержанных «под-флажников» сократилось в 15 раз (с 45 до 3), а объемы обнаруженных на них незаконно добытых уловов краба и крабовой продукции - в 6 раз (с 332 до 51,5 тонны)2.

Исполнение государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере, в соответствии с пунктом 3 действующего Административного регламента, осуществляется непосредственно пограничными органами. Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов определяет порядок и последовательность действий (административных процедур) пограничных органов при осуществлении полномочий по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов. Деятельность пограничных органов распространяется на внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и на континентальный шельф Российской Федерации, а также на пространство Азовского и Каспийского морей.

При исполнении государственной функции должностные лица обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований законодательствах. В публично-правовых отношениях субъект властных полномочий вправе требовать от другой стороны должного поведения или действий. За неисполнение велений следуют санкции, меры ответственности, применяемые в соответствии с действующим законодательством и имеющие своей целью создание и поддержание такого правопорядка, при котором обеспечивается сохранение и воспроизводство живых ресурсов. По общему правилу, пограничные органы уполномочены привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц - нарушителей законодательства, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в полном объеме, принимать участие в исполнении постановлений о назначении административных наказаний.

Следует отметить, что закрепление и регламентация властных полномочий в законодательстве означает их связанность правом. Властные полномочия регулируются в различных нормативных правовых актах и прежде всего в законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В частности должностные лица пограничных органов ФСБ России при осуществлении федерального государственного контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда водным биоресурсам и среде их обитания.

Наиболее полный набор полномочий должностных лиц ФСБ России, осуществляющих государственную функцию по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, содержится в Административном регламенте п. 3 ч. 1 ст. 43.3, Федеральном законе от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов3 определены права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля;

- останавливать и осматривать российские и иностранные суда или иные плавучие средства, используемые для осуществления рыболовства;

- приостанавливать рыболовство в случаях, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации;

- задерживать лиц, осуществляющих рыболовство, нарушающих законодательство и международные договоры Российской Федерации, и изымать у них орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое (выловленное) в качестве временной меры до вынесения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также в целях обеспечения исполнения решения суда;

- задерживать суда, нарушающие законодательство и международные договоры Российской Федерации при осуществлении рыболовства, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов).

1 О порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов: приказ ФСБ Рос. Федерации от 26 сентября 2005 г. № 569

2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20210528/kulishov-1734454018.html (дата обращения: 11.02.2022).

3 Административный регламент ФСБ России по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. [Электронный фонд правовых и научно-технических документов]. Режим доступа. https://docs.cntd.ru/document/499000677 (дата обращения: 10.02.2022) пп.6-7. (дата обращения: 10.02.2022)

Исследование, проведенное в рамках предлагаемой публикации, позволяет сделать следующие выводы:

1) все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства и не могут им противоречить.

2) исполнение государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществление государственного контроля в этой сфере определяются самим государством и закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа;

3) доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в прямой зависимости от эффективности выполнения своих функций1;

4) вопрос о функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществление государственного контроля в этой сфере имеет не только теоретическое, но и практическое значение. С помощью функций, в том числе и по обеспечению охраны морских биологических ресурсов, и осуществление государственного контроля в этой сфере, представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности пограничных органов ФСБ России, правильность выбора развития приоритетов, уровень их организованности и эффективности;

5) деятельность должностных лиц пограничных органов ФСБ России по привлечению к юридической (административной) ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны морских биологических ресурсов физических и юридических лиц является важной составляющей осуществления функции защиты экономических и иных законных интересов государства в правоохранительной деятельности пограничных органов.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2020.

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации до 2030 года: указ Президента Рос. Федерации от 21 января 2020 года № 20.

3. Административный регламент ФСБ России по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов: приказом ФСБ России от 20 октября 2020 г. № 476.

4. О порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов: приказ ФСБ Рос. Федерации от 26 сентября 2005 г. № 569

5. Каск Л. И. Функции и структура государства. Л., 1969. С. 8-11.

6. Кулишов В. Каких результатов достигли пограничные органы по охране морских биологических ресурсов в 2019 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20210528/kulishov-1734454018.html (дата обращения: 11.02.2022).

7. Административный регламент ФСБ России по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. [Электронный фонд правовых и научно-технических документов]. Режим доступа. https://docs.cntd.ru/document/499000677 (дата обращения: 10.02.2022) пп.6-7. (дата обращения: 10.02.2022)

8. Webster's New Universal Unabridged Dictionary. N Y, 1993. P. 741.

9. Kelsen H. General Theory of Law and State. N.Y., 1961. P. 181.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation. - Moscow: Yurayt, 2020.

2. The doctrine of food security of the Russian Federation until 2030: the decree of the President of the Russian Federation. Federation No. 20 dated January 21, 2020.

3. The Administrative Regulations of the FSB of Russia on the execution of the state function for the implementation of state control in the field of protection of marine biological resources: Order of the FSB of Russia dated October 20, 2020 No. 476.

4. On the procedure for the implementation of state control in the field of protection of marine biological resources: order of the FSB of Russia. Federation of September 26 , 2005 No. 569

5. Kask L. I. Functions and structure of the state. L., 1969. pp. 8-11.

6. Kulishov V. What results did the border authorities achieve for the protection of marine biological resources in 2019. [electronic resource]. Access mode: https://ria. ru/20210528/kulishov-1734454018. html (accessed: 02/11 /2022).

7. The Administrative Regulations of the FSB of Russia on the execution of the state function for the implementation of state control in the field of protection of marine biological resources. [Electronic Fund of legal and scientific and technical documents]. Access mode. https://docs.cntd.ru/document/499000677 (date of application: 10.02.2022) paragraphs 6-7. (date of application: 10.02.2022)

8. Webster's new Universal Abbreviated Dictionary. New York, 1993. p. 741.

9. Kelsen H. General theory of law and the state. New York, 1961. p. 181.

1 Справка: В 2019 году сотрудниками береговой охраны пограничных органов на рыбопромысловых судах и морском побережье выявлено более 6,7 тыс. нарушений закона. Из незаконного оборота изъято более 1,3 тыс. тонн морских биоресурсов. Возбуждено свыше 6,3 тыс. дел об административных правонарушениях в области рыболовства и около 500 уголовных дел по статьям 253, 256 и 258.1 УК России. Наложено более 5 тыс. административных штрафов, общая сумма которых превысила 825 млн рублей. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20210528/kulishov-1734454018.html (дата обращения: 11.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.