Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА 2018-2020 ГГ.: ПОКАЗАТЕЛИ, НАЦЕЛЕННОСТЬ, ПРАВИЛО РАСЧЕТА'

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА 2018-2020 ГГ.: ПОКАЗАТЕЛИ, НАЦЕЛЕННОСТЬ, ПРАВИЛО РАСЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ПЛАН / ОЦЕНКА / ПРАВИЛО РАСЧЕТА / БЮДЖЕТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РФ / FORECAST / FORECASTING / FEDERAL LAW / PLAN / EVALUATION / CALCULATION RULE / BUDGET / FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелехова Ю.Ю.

Статья посвящена законодательной разработке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Рассмотрены основные показатели, такие как доходы, расходы и дефицит, выявлена тенденция их планового состояния. Отдельное внимание уделено источникам финансирования бюджета Российской Федерации. В статье говорится о целях и задачах, которые ставит перед страной законодатель при разработке ФБ РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FEDERAL BUDGET IN 2018-2020: PERFORMANCE, FOCUS, CALCULATION RULES

The Article is devoted to the legislative development of the draft Federal law "The Federal budget for 2018 and the planning period of 2019 and 2020". The main indicators such as income, expenses and deficit are considered, the tendency of their planned state is revealed. Special attention is paid to the sources of financing of the budget of the Russian Federation. The article refers to the goals and objectives set by the legislator in the development of the FSB.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА 2018-2020 ГГ.: ПОКАЗАТЕЛИ, НАЦЕЛЕННОСТЬ, ПРАВИЛО РАСЧЕТА»

УДК 336.144

Мелехова Ю.Ю. студент 4 курса Институт экономики и финансов Сыктывкарский государственный университет им. П. Сорокина

научный руководитель: Некрасова Г.А.

старший преподаватель Россия, г. Сыктывкар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА 2018-2020 ГГ.: ПОКАЗАТЕЛИ, НАЦЕЛЕННОСТЬ, ПРАВИЛО РАСЧЕТА Аннотация: Статья посвящена законодательной разработке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Рассмотрены основные показатели, такие как доходы, расходы и дефицит, выявлена тенденция их планового состояния. Отдельное внимание уделено источникам финансирования бюджета Российской Федерации. В статье говорится о целях и задачах, которые ставит перед страной законодатель при разработке ФБ РФ.

Ключевые слова: прогноз, прогнозирование, федеральный закон, план, оценка, правило расчета, бюджет, федеральный бюджет РФ.

Melehova Yu.

student, 4th year, Institute of Economics and Finance Syktyvkar state University. P. Sorokin Scientific supervisor: G. Nekrasova

senior lecturer Russia, Syktyvkar RUSSIAN FEDERAL BUDGET IN 2018-2020: PERFORMANCE, FOCUS, CALCULATION RULES Abstract: The Article is devoted to the legislative development of the draft Federal law "The Federal budget for 2018 and the planning period of 2019 and 2020". The main indicators such as income, expenses and deficit are considered, the tendency of their planned state is revealed. Special attention is paid to the sources of financing of the budget of the Russian Federation. The article refers to the goals and objectives set by the legislator in the development of the FSB.

Keywords: forecast, forecasting, Federal law, plan, evaluation, calculation rule, budget, Federal budget of the Russian Federation.

Федеральный бюджет РФ выступает важнейшим финансово-экономическим документом, по которому в дальнейшей перспективе предстоит жить Российской Федерации. Это основной регулятор в формировании и грамотном использовании денежных ресурсов.

24 ноября 2017 г. был принят федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 г. В связи с этим, возникают

возможность и огромное желание выяснить каковы дальнейшие перспективы ожидают наше государство.

Показатели. В проекте ФБ РФ на предстоящие 3 года 2018, 2019, 2020 - обозначены следующие основные показатели, рассмотрим Таблицу 1.

Таблица 1 Основные показатели федерального бюджета Российской Федерации на 2017 и плановый период 2018-2020 гг., в млрд. руб.[1]._

Показатель 2017 (факт) 2018(план) 2019 (план) 2020 (план)

1) Доходы в том числе: 14 720,3 15 257,8 15 554,6 16 285,4

в %% к ВВП 15,96% 15,66% 15,07% 14,77%

- нефтегазовые доходы 5 795,2 5 479,6 5 247,5 5 440,4

в %% к ВВП 6,28% 5,62% 5,08% 4,94%

- ненефтегазовые доходы 8 925,1 9 778,2 10 307,1 10 845,0

в %% к ВВП 9,68% 10,03% 9,98% 9,84%

2) Расходы 16 728,4 16 529,2 16 373,7 17 155,3

в %% к ВВП 18,14% 16,96% 15,86% 15,56%

3) Дефицит -2008,1 -1271,394 -819,147 -869,8447

в %% к ВВП -2,18% -1,30% -0,79% -0,79%

М акроэкономические показатели

Инфляция 0,4% 4,0% 4,0% 4,0%

ВВП 92 224 97 462 103 228 110 237

Цены на нефть марки «Юралс», долл. США за 1 49,9 43,8 41,6 42,4

баррель

Общий уровень доходов федерального бюджета в долях ВВП, согласно федеральному закону, сократится с 15,96% ВВП в 2017 году до 14,77% ВВП к 2020 году. Основным рычагом снижения доходов будут являться именно нефтегазовые доходы. Так, в 2018-2020 гг. предполагается сокращение объема нефтегазовых доходов с 6,28% ВВП в 2017 г. до 4,94% ВВП к 2020 г., в основном за счет прогнозируемого снижения мировых цен на нефть с 49,9 долл./баррель в 2017 г. до 43,8 долл./баррель в 2018 г. и 41 -42 долл./баррель в 2019-2020 гг.

При этом ожидается стабильный уровень ненефтегазовых поступлений в диапазоне 10,03 - 9,84% ВВП, что будет связано прежде всего с улучшением макроэкономической ситуации, ростом качества налогового администрирования и индексацией ставок акцизов.

Что касается расходов, то их объем в 2018-2020 годах прогнозируется со снижением, а именно с 18,14% ВВП в 2017 году до 15,56 % ВВП к 2020 году. Такое резкое сокращение расходов федерального бюджета на 2,58 п. п. ВВП за трёхлетней период не позволяет обеспечить необходимого объема расходов для экономического развития.

Рассмотрим основные источники финансирования дефицита федерального бюджета, для этого обратимся к Таблице 2.

Таблица 2 Источники финансирования дефицита федерального бюджета за 2017-2020 гг., млрд. руб.

Показатель 2017 (факт) 2018 2019 2020

Все источники: 1 923,8 1 271,4 819,1 869,9

%% к ВВП 2,1 1,3 0,8 0,8

из них: -гос. займы 1 010,3 785,7 805,6 1 044,6

-средства ФНБ 663,5 1 113,7 4,5 3,8

-средства резервного фонда 1 060,8 - - -

-приватизация 42,1 13,0 12,2 11,4

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета за последние два года рассматриваемого периода послужат государственные заимствования. В 2018 г. наибольшую долю составят средства Фонда национального благосостояния в объеме 1 113,7 млрд. руб.

Нацеленность. Основная цель законодателя, разработавшего российский бюджет, заключается в повышение потенциала развития экономики. Исходя из поставленной цели, законодатель выделил следующие существенные задачи, требующие дальнейшей реализации [2], рассмотрим Таблицу 3.

Таблица 3 Цель и задачи федерального бюджета на 2018, 2019, 2020 гг.

Цель: Т ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

1 задача: СОЗДАНИЕ ПРЕДСКАЗУЕМОЙ И УСТОЙЧИВОЙ СРЕДЫ 2 задача: УСТРАНЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ПРЕПЯТСТВИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

- стабильный курс (REER), устойчиво низкая инфляция и процентные ставки; - равные конкурентные условия и сокращение теневого сектора;

- устойчивые показатели рентабельности и ценовой конкурентоспособности; - повышение эффективности госсектора и отдачи от государственных активов;

- стабильные налоговые условия и предсказуемость неналоговых издержек; - увеличение продуктивных инвестиций и повышение производительности;

- эффективный и необременительный для добросовестных участников контроль, и надзор. - повышение эффективности рынка труда и мобильности трудовых ресурсов;

- создание условий для реализации потенциала всех и каждого гражданина.

В общих чертах, поставленная цель будет достигнута за счет создания единого информационного пространства администрирования доходов бюджетов бюджетной системы; за счет повышения качества администрирования; за счет настройки налоговой системы; внедрение новых программ по поддержке инвестиционного кредитования, которые минимизируют субъективное участие, т. е. обеспечения равного конкурентного доступа; за счет увеличения доли акцизов на нефтепродукты, поступающих в бюджеты субъектов; за счет увеличения дотаций на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы; за счет реструктуризации бюджетных кредитов; и многие другие моменты.

Правило расчета. ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на

плановый период 2019 и 2020 годов» впервые сформирован на основе нового бюджетного правила, которое сводится к определению предельного объема расходов как суммы 3-х компонентов:

Ба зовый объём нефтегазовых доходов, при базовой цене на нефть марки Urals ($40/баррель)

Объём ненефтегазовых

доходов (среднесрочный прогноз Минэкономразвития)

Расходы по обслуживанию долга

Как отмечает министерство финансов, такой способ определения предельных расходов позволяет обеспечить бездефицитный бюджет на первичном уровне при базовых показателях.

Согласно изменениям, дополнительные нефтегазовые доходы, полученные после превышения фактической цены на нефть марки Urals отметки в 40 долларов за баррель, будут направляться в Резервный фонд. При этом предельный уровень, начиная с 2018 года, будет индексироваться на 2%. Законопроект также предполагает установить возможность использования средств Фонда национального благосостояния, в том числе на пополнение Резервного фонда в целях обеспечения оперативного управления средствами данных фондов и финансирования дефицита федерального бюджета.

При таком подходе, когда объем средств Резервного фонда на 1 января первого года планового периода опускается ниже уровня в 5% ВВП, предельный объем использования средств Резервного фонда не может превышать 1% ВВП и исходя из этого вносятся соответствующие поправки предельного объема расходов.

Подводя общий итог, важно отметить, что меры, предусмотренные в прогнозе федерального бюджета на 2018-2020 годы, нацелены прежде всего на стабилизацию госфинансов и повышение устойчивости к внешним условиям за счет постепенного сокращения дефицита бюджета, как со стороны источников ресурсов бюджета, так и с расходной его стороны.

Федеральный бюджет считается достаточно адаптированным, т. к. учитывает внешние экономические факторы. Прогноз ФБ РФ впервые составлен с учётом нового бюджетного правила, которое в свою очередь предусматривает, что все дополнительные доходы от цены на нефть выше $40,8 будут направляться в ФНБ, средства из которого будут идти на погашение дефицита госказны.

При всех положительных моментах, представленных в прогнозе бюджета сохраняются отдельные проблемы, устранение которых способствовало бы снижению рисков исполнения проекта федерального бюджета в 2018-2020 гг. и более активному оживлению российской экономики. По оценкам ведущих экспертов основным недостатком прогноза федерального бюджета является то, что структура расходов достаточно консервативна с низким мультипликативным эффектом, что блокирует все

стимулы роста экономики.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 N Э62-ФЗ (ред. от 03.07.2018). Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.09.2018);

2. О проекте федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Режим доступа: http://council.gov.ru (дата обращения: 07.10.2018);

3. Заключение на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Режим доступа: https://www.iep.ru (дата обращения: 10.10.2018).

УДК 005.5

Мельник А.С. студент магистратуры 2 курса ЗФО17-ЗМГМУ Сочинский государственный университет

Россия, г. Сочи УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ МЕДИЦИНСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №4 ГОРОДА СОЧИ)

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты функционирования и особенности управления муниципальными медицинскими учреждениями. На примере МБУЗ г.Сочи «Стоматологическая Поликлиника №4» рассмотрены основные факторы, препятствующие эффективному управлению муниципальным медицинским учреждением. Представлены рекомендации, направленные на совершенствование управления муниципальным медицинским учреждением.

Ключевые слова: муниципальное учреждение, бюджетное учреждение, медицинское учреждение, управление.

Melnik A.S. Graduate student 2 courses, ZFO17-ZMGMU Sochi State University Russia, Sochi

MANAGEMENT OF THE MUNICIPAL MEDICAL INSTITUTION (ON THE EXAMPLE OF DENTAL POLYCLINIC №4 OF THE CITY OF

SOCHI)

Annotation

The article discusses the theoretical aspects of the functioning and management features of municipal medical institutions. Using the example of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.