федеральные университеты как новая форма организации высшего профессионального образования
В работе рассматриваются вопросы структурных изменений в системе высшего профессионального образования в виде объединения вузов в федеральные университеты, их задачи, цели и планы на будущее.
федеральный университет (фу) — это высшее учебное заведение, которое реализует инновационные программы высшего и послевузовского профобразования, интегрированные в мировое пространство, выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, обязательно доводя результат своей деятельности до практического применения [1].
Тенденция интеграции и укрупнения вузов наблюдается во многих странах и, как показывает мировой опыт, укрупнение приводит к улучшению качества образования и завоеванию более высоких показателей в международных рейтингах [3].
согласно закону о фу принятому госдумой в январе 2009 года, в россии такой вуз создается правительством по решению президента. фу создается на базе нескольких учебных заведений и может также включать в себя научные организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, их региональных отделе-
М.А.Таппасханова
Ключевые слова:
федеральный университет, высшее образование.
ний. ректоры назначаются правительством на срок до 5 лет. Кроме того, в университете должен быть президент и попечительский совет, который, как сказано в законе, создается в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и контроля над их использованием.
закон предоставляет университетам свободу в выборе образовательной программы. в пояснительной записке также сказано, что «центральное место в деятельности федеральных университетов должны занять их программы развития», которые одобрит правительство. Кроме того, новый закон установил категорию «национального исследовательского университета», которую по результатам конкурсного отбора будут присваивать на срок 10 лет вузам, успешно развивающим и внедряющим в производство высокие технологии, проводящим исследования в «приоритетных направлениях развития науки». Такой статус уже имеют Московский инженерно-физический институт (МИфИ) и федеральный технологический университет на базе Московского института стали и сплавов (МИсис). для поступающих в федеральные и национальные исследовательские университеты действуют те же правила приема, что и для абитуриентов обычных вузов.
Основная цель проекта создания фу — подготовка современных специалистов на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, включая дистанционное (on-line) обучение для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, тех технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов. в федеральных университетах создаются условия для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, проводятся фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным научным направлениям, происходит эффективное взаимодействие с ран. всё это способствует интеграции университетов в мировое образовательное пространство для достижения международного признания реализуемых в них образовательных программ, а также развитию международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки [2].
Первые федеральные университеты в россии были созданы в 2007 г. в южном и сибирском федеральных округах еще в рамках национального проекта «образование». но уже 21 октября 2009 года Президент россии дмитрий Медведев подписал указ «о создании федеральных университетов в северо-западном, Приволжском, уральском и
дальневосточном федеральных округах» [2]. ранее, в сентябре 2008 года, статус федеральных получили также Мгу сПбгу а в июле 2009 года и Мгту им. Баумана. всего согласно планам Минобрнауки рф будет открыто 14 федеральных университетов.
федеральные университеты должны работать на регион, способствовать его инновационному развитию. характерно, что выбор регионов в немалой степени зависел от уровня заинтересованности и поддержки местных властей. То есть политический фактор имел не меньшее значение, чем экономический, что в перспективе может оказать влияние на результаты. для первых федеральных университетов были выбраны не самые простые регионы: сибирь с её сложным географическим положением, суровым климатом, низкой рождаемостью, оттоком лучших специалистов и юг, для которого характерны экономический спад, высокая безработица, малая инвестиционная активность и низкий уровень доходов населения.
Как сибирский (сфу), так и южный (юфу) университеты организованы путем объединения четырех вузов разного профиля с целью повышения качества подготовки специалистов в областях, приоритетных для выбранных регионов, и достижения университетами уровня, позволяющего им к 2015-2020 гг. войти в сотню ведущих университетов мира.
рассмотрим особенности первых федеральных университетов. Так, южный университет позиционирует себя, прежде всего, как региональный вуз, готовящий высококвалифицированные кадры по востребованным специальностям для юга россии.
в сибирском федеральном университете при разработке программы вуза выбрали три приоритетные области: горнодобывающую, топливно-энергетическую и информационно-космические технологии [3].
в сибирском и южном университетах ведется целенаправленная работа по повышению квалификации преподавателей, проводятся стажировки в лучших вузах россии и мира, приглашаются профессора из лучших профильных вузов для проведения мастер-классов, семинаров и лекций. Принесет ли эта работа быстрые результаты, покажет время.
северный (Арктический) федеральный университет работает в Арктическом регионе международного сотрудничества и одновременно международного соперничества, что связано с освоением месторождений на шельфе Арктики и развитием северного морского пути. университет ориентирован на решение вопросов в масштабе всего ар-
ктического региона, и его задача — занять серьезную нишу на рынке образовательных и научных услуг не только в России, но и среди стран Северной Европы, США, Канады и, как ни странно, азиатских стран [4].
Дальневосточный федеральный университет, согласно позиции его ректора Владимира Миклушевского, должен основываться на самых современных образовательных технологиях и реально решать задачу привлечения иностранных студентов, создавая условия обучения, не уступающие западным вузам: комфортную среду, инфраструктуру [1]. Дальневосточный федеральный университет сориентирован на работу с Тихоокеанским и Азиатским регионами.
В отличие от остальных федеральных университетов Казанский Государственный Университет не захотел объединяться с другими учебными заведениями. По мнению проректора по научной работе Д.К. Нургалиева, объединение может сыграть отрицательную роль в развитии старинного и самобытного университета. Примеры из зарубежной практики в докладе Исака Фрумина, научного руководителя Института развития образования ВШЭ, показывают, что после объединения производительность вузов снижается на пять - семь лет. Так что - это весьма рискованный шаг [5].
Очевидно, что в федеральных университетах есть свои положительные и отрицательные стороны, которые подробнее будут рассмотрены далее. Плюс состоит в том, что статус федерального университета предоставляется бессрочно в отличие от «национального исследовательского». Кроме того, ФУ имеют право самостоятельно распоряжаться своими доходами, открывать счета в кредитных организациях.
Объединение — единственный способ не потерять финансирование при уменьшении количества абитуриентов, а такая тенденция наблюдается повсеместно в последнее десятилетие. но при этом необходимо учитывать, что вследствие объединения нескольких разнопрофильных вузов возникает несочетаемость культур и норм, существовавших в каждом отдельно взятом вузе. Преодоление этих социально-культурных различий занимает значительное время.
Формат автономного учреждения, с одной стороны, создает большую гибкость для университета по реализации планов развития. Они получат возможность учреждать ООО и ЗАО для реализации научных разработок университета [7]. Однако, с другой стороны, масштабный университет представляет собой сложную иерархическую структуру, что ограничивает гибкость управления и замедляет скорость приня-
тия решений. Необходимо также отметить, что, несмотря на выделенные федеральным университетам значительные бюджетные средства, направления их расходования строго ограничены. Еще одна проблема - выделение бюджетных средств с запозданием. Это затрудняет их расходование до конца бюджетного года: закупка оборудования осуществляется по тендерам, при этом сложное оборудование иногда поставляется в течение 6-9 месяцев; капитальный ремонт можно проводить не в любое время, а с учетом учебного процесса.
Возможности финансирования НИОКр за счет конкурсно-распреде-ляемых бюджетных средств после слияния университетов также оказались ограниченными. согласно действующему законодательству в конкурсах на право заключения государственных контрактов могут участвовать только юридические лица, и от юридического лица можно подать только одну заявку. Поэтому если раньше каждый из объединившихся вузов мог подавать заявки на конкурсы, то теперь от сфу или Юфу несмотря на их размеры и специфику, может подаваться одна заявка [9].
Требуют решения также проблемы, унаследованные университетами от объединившихся вузов, такие, как: устарелое научное оборудование, старые методы организации преподавательской и научной работы, низкая инновационная активность, невысокий уровень коммерциализации результатов НИОКр. Если первая проблема решается за счет бюджетных вливаний, то остальные требуют от государства более гибких подходов, в том числе, снятия многочисленных административных барьеров.
Таким образом, переход вузов в разряд федеральных университетов автоматически не гарантирует повышения качества образования.
Проблема возникает и относительно профессорско-преподавательского состава. федеральные университеты не могут предложить профессорско-преподавательскому составу условия, позволяющие эффективно сочетать научную работу и преподавание. учебная нагрузка в федеральных университетах регулируется теми же нормами, что и для всех остальных университетов, за исключением таких элитных вузов, как МГу имени М.В.Ломоносова, где на одного преподавателя приходится четыре студента. Для федеральных университетов это соотношение составляет 1:10. Кроме того, осуществлять грандиозные преобразования мешают пассивность и инертность большинства вузовских сотрудников.
На создание новых федеральных университетов в 2007-2009 гг. было выделено 13,4 млрд. рублей. На 2011-2015 г. также предполагается господдержка программы развития новых ФУ в рамках Федеральной целевой программы развития образования [11]. Кроме того, как сказано в заявлении Минобразования, наряду с федеральным финансированием в проектах предусматривается активное участие бизнеса и региональных властей.
Правительство российской федерации предложило целый пакет новых решений, связанных с достаточно большим финансированием высшей школы. Некоторые подходы являются для нашей страны новыми. Например, гранты до 150 млн рублей под конкретные научные проекты и исследования, которые будут выдаваться не учреждениям, а конкретным исследователям для организации работ в рамках предложенной программы. По многим другим направлениям усиливается финансирование [10].
Отметим следующее. Если ранее, поставив перед ФУ цель выведения российского высшего образования на мировой уровень, правительство ограничивало свое содействие им только выделением значительных бюджетных средств, то теперь органы исполнительной власти субъектов рф обязаны будут осуществлять государственную «поддержку федеральных университетов с учетом одобренных программ их развития» [6]. Кроме существенного увеличения бюджета, федеральные университеты получат право создавать дочерние предприятия и организации.
Но должны быть внесены изменения в Гражданский и Бюджетный кодексы, которые позволят создать вокруг научно-образовательных учреждений пояса инновационных компаний, в уставный капитал которых разработчики (вузы) смогут вносить свою интеллектуальную собственность. А чтобы вузовский сектор не низводился до уровня фабрики подготовки кадров нижнего звена, нужно развивать фундаментальную науку и разрабатывать комплекс мер по привлечению талантливой молодежи к научно-образовательной деятельности [8].
Примером успешного внедрения системы федеральных институтов является финляндия, где был создан университет Аалто, куда вошли Хельсинкская высшая школа экономики, Хельсинкский технологический университет и Академия прикладного искусства и промышленного дизайна. Средства на существование подобного учреждения теперь поступают не только из государственного бюджета, но и от предпри-
ятий — порядка 200 миллионов евро в год. Подобное сотрудничество благоприятно как для студентов, так и для производств.
Что касается российского опыта, то приведем мнение первого проректора сфу Владимира Колмакова: «В течение двух лет мы пытались интегрировать вузы, старались, чтобы в сознании сотрудников закрепилось, что это один университет. Но, несмотря на все проблемы, идея федеральных университетов выигрышная, и она себя оправдает».
Министерство образования рф планирует, что в течение 5-6 лет высшие учебные заведения новой модели войдут в число 10 ведущих вузов россии, а к 2020 году — в число 100 лучших университетов мира.
— Литература —
1. Ивойлова И.Б. В автономном плавании: федеральные университеты получат статус автономных учреждений // «Российская газета». Федеральный выпуск. - № 4849; http://www.rg.ru/2009/02/13/univer. html
2. Владимир Путин назначил ректоров новых федеральных университетов; http://obrazovanie-ufa.ru/vazhnoe/Vladimir_Putin_naznachil_ rektorov_novyh_federalnyh_universitetov.htm
3. Муравьёва М. Федеральные университеты: модель для развития высшей школы; http://www.strf.ru/organization. aspx?CatalogId=221&d_no=16397
4. Руководство республиканских вузов не хочет ложиться под Архангельск // Молодежь севера. - № 21 (7455); http://mskomi.ru/n/ article.php/9420
5. Дежина И.Г. Север и Юг федеральных университетов. Амбициозные планы правительства плохо соотносятся с реальной практикой; http://www.iet.ru/ru/sever-i-yug-federalny-universitetov-ambicioznye-plany-pravitelstva-plo-o-sootnosyatsya-s-realnoi-praktikoi-2. html
6. Уровень образования в «федеральных университетах» стал ниже; http://news.mail.ru/society/4785971/
7. Создание федеральных университетов: законодательный аспект; http://www.garant.ru/action/interview/10230/
8. Муравьёва М. [Сергей Аракелян о федеральных университетах]; http://ipim.ru/discussion/732.html
9. Федеральные университеты обрели силу закона; http://www. taganrog.su/?q=node/7332
10. Федеральные университеты - локомотивы с грузом инноваций; http://old.er.ru/er/text.shtml?0/368,[rubrid]
11. Федеральные университеты откроются еще в четырех округах; http://mma.ru/news/id53330