Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
929
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черных Д.А.

Актуальность статьи определяется тем, что эффективность работы государственного аппарата во многом зависит от четко выстроенной системы федеральных министерств, а также от качества разработки административных регламентов. Исходя из этого цель статьи заключается в рассмотрении действующей системы федеральных министерств, а также административных регламентов, регулирующих деятельность в данной сфере. В качестве методологии исследования был выбран анализ и логический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черных Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL MINISTRIES IN THE SYSTEM OF EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the article is determined by the fact that the efficiency of the state apparatus largely depends on a well-structured system of federal ministries, as well as on the quality of the development of administrative regulations. Based on this, the purpose of the article is to review the current system of federal ministries, as well as administrative regulations governing activities in this area. The analysis and logical method were chosen as the research methodology.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

низменные цели и желания. Данная среда не дает личности подростка развить в себе положительные внутренние качества, духовность и культуру, отсутствие хорошего примера приводит к дестабилизации жизненных ориентиров [4].

Безусловно, необходимо отметить, что именно семья во многом влияет на личность несовершеннолетнего, является для него образцом и прототипом дальнейшего поведения. Изучая состояние и статистику преступлений, совершенных несовершеннолетними, следует отметить, что более 68 % преступников проживают и воспитываются в неполных семьях или являются сиротами [3].

Таким образом, можно отметить, что на личность несовершеннолетних преступников оказывает влияние целый ряд факторов. И зачастую, именно сама их совокупность, а не отдельно взятый фактор, способна изменить структуру личности и психику несовершеннолетнего.

Список использованной литературы:

1. Вагенлейтнер О.Ю. Преступность среди несовершеннолетних / О.Ю. Вагенлейтнер // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - №3. - С. 82-87.

2. Загорьян С.Г. Социальная среда - основа формирования групповой преступности несовершеннолетних / С.Г. Загорьян // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2014. - № 2 (69). - С. 14-17.

3. Капинус О.С. Криминология. Общая часть / О.С. Капинус.- М.: Юрайт, 2016. - 303 с.

4. Косевич Н.Р.Социальная адаптация и социальная реабилитация несовершеннолетних и деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: вопросы теории и практики / Н.Р. Косевич. -М., РАП, 2013. - 1056 с.

5. Рыжова О.А. Особенности преступности несовершеннолетних и меры профилактики в современных условиях / О.А. Рыжова // Наука. Общество. Государство. - 2020. - №2 (30). - С. 131- 143.

6. Сабирова Р.Ш., Игембаева К.С. Социальная среда и личность подростка: специфика влияния / Р.Ш. Сабирова, К.С. Игембаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -№5 (4). - 2016. - С. 640-642.

© Силантьев В.И., 2022

УДК 34

Черных Д.А.

Россиийская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации,

г. Москва, РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Актуальность статьи определяется тем, что эффективность работы государственного аппарата во многом зависит от четко выстроенной системы федеральных министерств, а также от качества разработки административных регламентов.

Исходя из этого цель статьи заключается в рассмотрении действующей системы федеральных министерств, а также административных регламентов, регулирующих деятельность в данной сфере. В качестве методологии исследования был выбран анализ и логический метод.

Ключевые слова:

Федеральное министерство; Административный регламент; Реорганизация федеральных органов

исполнительной власти; Борьба с коррупцией.

Chernykh D.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under

the President of the Russian Federation,

Moscow

FEDERAL MINISTRIES IN THE SYSTEM OF EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation

The relevance of the article is determined by the fact that the efficiency of the state apparatus largely depends on a well-structured system of federal ministries, as well as on the quality of the development of administrative regulations. Based on this, the purpose of the article is to review the current system of federal ministries, as well as administrative regulations governing activities in this area. The analysis and logical method were chosen as the research methodology.

Keywords:

Federal Ministry; Administrative regulations; Reorganization of federal executive bodies;

Fight against corruption.

Актуальность статьи определяется тем, что эффективность работы государственного аппарата во многом зависит от четко выстроенной системы федеральных министерств, а также от качества разработки административных регламентов.

Объектом статьи являются федеральные министерства в системе органов исполнительной власти.

Рассматривая историю федеральных органов исполнительной власти можно сказать, что министерская система существует в Российской Федерации уже много лет, и в сравнении, например с парламентской, используемой в зарубежных странах, показывает себя как более гибкая, устойчивая и ориентированная на результат система.

Итак, система органов исполнительной власти в Российской Федерации - это совокупность министерств, служб и агентств, существующих в едином правовом пространстве на территории Российской Федерации. Имеет как вертикальную структуру, так и горизонтальную. Существует на основе разделения компетенций, но при этом призвана реализовывать цели и задачи, стоящие как перед Российской Федерацией, так и перед отдельными органами исполнительной власти.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Федеральные министерства являются важнейшим звеном в системе исполнительной власти Российской Федерации с точки зрения реализации государственной политики в различных сферах жизни человека.

Федеральные министерства можно разделить на 2 типа: находящиеся в ведении Президента РФ (министр назначается Президентом РФ) и находящиеся в ведении Правительства РФ (министр назначается Председателем Правительства РФ).

Министерства подконтрольные Президенту РФ, так называемый силовой «блок», отвечают за безопасность РФ, как внутри страны так и за ее пределами, регулирую деятельность в сферах гражданской обороны и юстиции, а также осуществляют функции по выработке и реализации в сфере государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней политики, международных отношений, международного сотрудничества и развития Российской Федерации.

Министерства подконтрольные Правительству РФ определяют направление государственной политики в социальной сфере (спорт, здравоохранение, образование), сфере экономики, сфере природных ресурсов, сфере строительства, а также в иных сферах.

Учитывая, участие Федеральных министерств в выработке государственной политики, в таком многообразии различных сфер нашей жизни, можно сделать вывод о большой численности государственных служащих, находящихся на службе в них. А так как в последние годы идет активное обсуждение о необходимости сокращения численности государственного аппарата, мы не сможем решить этот вопрос без рассмотрения самой структуры и системы органов исполнительной власти. Так как возможности сокращения аппарата заложены как раз в изменении структуры федеральных министерств.

В настоящее время, по мнению ряда ученых существует необходимость оптимизации структуры и сокращения численности государственного аппарата. Данный вопрос является одним из приоритетных в контексте стратегического развития Российской Федерации.

Также этот вопрос очень важен в последние годы в контексте борьбы с коррупцией. Успешным направлением борьбы с ней я считаю построение системы министерств таким образом, чтобы усиливался контроль за каждым элементом этой системы и не было даже гипотетической возможности появления коррупциогенных факторов на государственной службе.

Контроль за органами исполнительной власти необходимо реализовывать во всех видах, изученных на сегодняшний день наукой:

1. Вневедомственный контроль - должен осуществляется Правительством РФ. В качестве инструментов данного вида контроля можно использовать доклады министров, участие высших должностных лиц Правительства РФ в коллегиях и рабочих группах, создаваемых для реализации особо важных задач. Для создания системы ориентированной на результат, необходима ежеквартальная оценка деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также принятые на основе этой оценки решения, в том числе и кадровые.

2. Ведомственный контроль, осуществляемый федеральным органом исполнительной власти в отношении подведомственных ему организаций и учреждений.

3. Внутриведомственный контроль - представляет собой контроль руководителями различных уровней своих подчиненный, а также создание служб собственной безопасности, контрольных управлений деятельность которых была бы направлена исключительно на выявление и предупреждение правонарушений в федеральных органах исполнительной власти.

Ключевым фактором в борьбе с коррупцией, также является взаимодействие органов власти, общественных и некомерческих структур. Только существуя в прозрачной, понятной всем участникам системе можно успешно устранять коррупцию.

С точки зрения реорганизации системы федеральных органов исполнительной власти, также важно рассмотреть административные регламенты федеральных министерств, которые напрямую регулируют порядок предоставления государственных услуг. Я считаю, что оптимизация задач, возложенных на государственных служащих и закрепленных в административных регламентах позволит существенно сократить численность государственного аппарата.

Давая определение административным регламентам можно сказать, что это официальные документы регулирующие, предоставление государственных услуг гражданам и организациям. Признаками административных регламентов можно считать обязательность исполнения федеральным органом исполнительной власти, структурными подразделениями и должностными лицами, а также их направленность на осуществление государственных функций.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Эффективность работы системы федеральных органов исполнительной власти во многом зависит от создания качественной правовой базы в федеральных министерствах, для этого необходим постоянный мониторинг административных регламентов, их актуализация, а также активная правотворческая деятельность в целом.

2. Изучив систему федеральных органов исполнительной власти, можно использовать полученную информацию для проведение реформы по реорганизации органов государственной власти.

3. Для успешной реализации мероприятий по борьбе с коррупцией необходимо усиление контроля за федеральными органами исполнительной власти.

В заключение хочу отметить, что в силу сложившейся геополитической обстановки государственный аппарат особенно остро нуждается в устойчивой системе органов исполнительной власти, а также в качественной правовой базе, только при успешном сочетании этих факторов можно принимать быстрые и эффективные управленческие решения.

Список использованной литературы:

I. Нормативные правовые акты.

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015) // СЗ РФ, 1997. № 51. Ст. 5712; 2015. № 51 (ч. 1). Ст. 7228.

3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ, 2003. № 22. Ст. 2063; 2016. № 22. Ст. 309

4. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 29.12.2016) // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754, 2017. № 1 (ч. 1). Ст. 149.

5. Об утверждении Регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Приказ Росгвардии от 07 ноября 2019 года № 373//http://pravo.gov.ru.

II. Научная литература.

1. Арзамасов, Ю. Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография / Ю. Г. Арзамасов // Специально для системы ГАРАНТ, 2019. - 480 с.

2. Зинченко И. Ю. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации/ И.Ю. Зинченко // Социально-экономические явления и процессы. 2018. № 1 (059).

3. Звягинцева Д.В., Кудряков И.В. Понятие и правовая природа органов исполнительной власти / Д.В. Звягинцева, И.В. Кудряков // Science Time. 2019. № 5 (29). С. 198-201.

4. Спиридонов П. Е. Современные вопросы развития федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 6. С. 101-102.

5. Богданова К. В., Сорокин В. А. Проблемные аспекты административного права // Административное право и процесс. 2021. № 3. С. 69-71.

© Черных Д.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.