\щ
г Ж
Можно предположить, что одним из важнейших условий стабилизации российского государства является использовании зарубежного опыта
функционирования различных видов политико-правового режима социального государства.
Пристатейный библиографический список:
1. Более подр. о «социальной безопасности» см.: Конституционно-правовой режим социального государства и права человека: монография / И.В. Ростовщиков, В.Д. Гончаренко, Т.В. Бычек. Волгоград, 2011.
2. Бычек Т.В. Политико-правовой режим социального государства: вопросы теории и практики в Российской Федерации: Дис. ... к.ю.н. Волгоград, 2007.
3. Боровых О.В. Правовые формы установления и функционирования государственного режима: Дис. ... к.ю.н. М., 2004.
4. Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства: Историко-теоретические
С. Б. Сафина
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КО КОНСТИТУЦИОННЫЕ 3 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ
проблемы: Дис. ... к.ю.н. - Омск, 2005.
5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая: Тома-^Ь-2. Учебник для студентов юридических ву^авк и факультетов. / Рук. авт. коллскги и ответственный ред. Б.А. Страй^Ш-'- М.: Издательство БЕК, 2000. (г
6. Правовые режимы: общ^тешетический и отраслевой аспекты. /. Котвл) авт. под ред. Малько A.B., Барзиловай"М.€. и др. М., 2012.
7. Соколов И.А. вЗвдЭшьное государство:
политические развития в с£ Воронеж,
В статье исследуются
формирования и ijHofi России: Дис. . . к.п.н.
> ЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ И >1 РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ Ш: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
ные конституционные законы и конституционные
законы республик в составе Р^ВЫбс^ой Федерации. Рассматриваются: их понятие, признаки.
'льном заю ценные черты
правовое закрепление Выявляются общие конституционных за:
КЙНОВ
.«ob«:
Льном законодательстве и законодательстве республик.
федеральных конституционных законов и
спублик.
Ключевые /сяов» федеральный конституционный закон, конституционный закон
S.B. Sadha
„V
;оста1
(СЯОВ*
: 70С
республики в составе_/оссийской Федерации, конституция, закон о поправке к конституции, обычные закону/
С
EDERAL CONSTITUTIONAL LAWS AND CONSTITUTIONAL LAW OF REPUBLICS WITHIN THE RUSSIAN FEDERATION:
COMMON AND SPECIFIC
In the article federal constitutional laws, constitutional laws of republics within the Russian Federation are researched. Their concepts, features, legal confirmation in a federal legislation and republican legislation are reviewed. Common and specific features of federal constitutional laws and constitutional laws of republics are revealed.
Keywords: federal constitutional laws, constitutional laws of republics within the Russian Federation, constitution, law on constitutional amendments, regular law.
Появление в законодательстве Российской Федерации такого вида законов как конституционные законы обусловлено невозможностью отразить небольшим объемом федеральной Конституции весь круг конституционных отношений, в том числе отношений власти, суверенитета и свободы личности, которые требуют более высокого уровня регулирования, чем просто федеральными законами. Этот вид закона имеет особую природу и, даже исходя из своего названия, органически связан с конституцией. Федеральные
конституционные законы, по существу, продолжают и развивают Конституцию, персонифицируют субъекты властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, определяют пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава.
Категория конституционных
законов до принятия Конституции РФ 1993 года была неизвестна отечественной правовой системе. В бывшем СССР не сложилось понятия «конституционный закон». C.B. Поленина, например, выделяла «из общей массы законодательных актов конституционные законы - Конституцию СССР и конституции союзных и автономных республик»1 и вместе с другими исследователями полагала, что
конституционное развитие в СССР
'Поленина C.B., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. М., 1987. С.60.
утвердило систему моноконституционного акта, исключающего параллельное с Конституцией автономное существование каких-либо иных конституционных по своей юридической силе законов, поскольку любые дополнения и изменения должны быть инкорпорированы в текст Конституции2.
Некоторые авторы, учитывая значимость регулируемых отношений, относили к конституционным законам Основы законодательства СССР и союзных республик3. Другие ученые признавали, что Основы, бесспорно, регулируя важнейшие вопросы
конституционного значения, по своему содержанию могут быть отнесены к указанной категории. Но отсутствие иных признаков - большая, чем у других законов юридическая сила, особый порядок принятия, изменения и отмены не дают основания считать их конституционными4. В особом порядке в СССР принимались только законы об изменении Конституции.
Часть ученых наряду с Конституцией выделяла конституционные законы, под которыми понимались те законы, издание которых прямо предусматривалось текстом Конституции СССР5. ДА. Морозова, активный сторонник выделения категории конституционных законов в системе
2См. Научные основы советского правотворчества. М., 1981. С.170-171.
3 См. Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1977. С.95-98.
^Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. С.68.
'Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., С.88; Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С.65-82.
советского законодательства, считала, что им присуща особая функция: значение регулируемых конституционными
законами общественных отношений, их содержание, особенности нормативных предписаний сообщают этим законам такие свойства, которые фактически обеспечивают им более высокое положение в иерархии законодательных актов по сравнению с обыкновенными законами и придают им более высокую юридическую силу6. Однако никакого правового обеспечения такому виду законов в советском государстве не было.
Если обратиться к законодательной практике большинства зарубежных стран, то можно заметить, что понимание конституционного закона там основано на том, что это закон, который, как правило, вносит изменения и дополнения в конституцию, принимается в особом, усложненном порядке, обладает обычно той же юридической силой, что и сама конституция. В данном случае такой конституционный закон поднимается на уровень конституции и рассматривается вместе с конституцией в целом. Вместе с тем, в некоторых зарубежных государствах под конституционным законом понимается не закон, вносящий изменение в конституцию (или не только он), а закон, который, дополняя ее, остается
7
самостоятельным .
В Российской Федерации на сегодняшний день существует только доктринальное понятие конституционного закона. Среди разных понятий,
"Морозова Л.А. Указ соч. С.78.
7См. Сравнительное конституционное право / отв.ред. В.Е.Чиркин. М., 2002. С.21.
содержащихся в юридической литературе, выделим, на наш взгляд, самое удачное: конституционный закон - это закон, отличающийся особо тесной, органической связью с конституцией и, прежде всего, с ее главными государственными
институтами, усложненным порядком принятия, конкретным обозначением в
тексте конституции, более высокой
- 8 юридическои силои, чем другие законы .
Указание на «конкретное обозначение в
тексте конституции» мы считаем здесь
принципиально важным. Если в системе
законодательства официально не
закрепляется такой вид актов, то и нет
оснований для его использования, для
придания ему каких-либо особых свойств
и функций. Произвольного использования
в данном случае быть не может.
Хотя в тексте Конституции РФ федеральные конституционные законы упоминаются, а ст. 108 Конституции закрепляет, что они принимаются по вопросам, предусмотренным
Конституцией РФ, понятие и предмет регулирования федерального
конституционного закона четко нигде не определены. До сих пор в стране не принят федеральный закон о нормативных правовых актах, а в имеющихся на сегодняшний день проектах этого закона конституционный закон также понимается как вид закона, принимаемого исключительно по вопросам, прямо указанным в Конституции Российской Федерации. Эти вопросы регулируют наиболее важные вопросы
государственного строительства,
конституционное законодательство России / под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 1999. С.35.
например: важнейшие государственные институты (правительство, референдум, судебная система и др.); различные государственно-правовые состояния
(чрезвычайное и военное положение); состав федерации (принятие и образование нового субъекта федерации); символы государства (гимн, герб, флаг). Из смысла конституционных норм следует, что перечень вопросов, по которым предусмотрено принятие конституционного закона, исчерпывающий, он может быть дополнен и изменен только путем изменения федеральной Конституции. Тем не менее, 9 ноября 2009 г. в РФ был принят федеральный конституционный закон №4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии», не предусмотренный федеральной Конституцией, что нарушило сложившуюся правовую традицию и породило очередную правовую коллизию.
Как уже было отмечено, федеральные конституционные законы отличаются особо тесной, органической связью с конституцией и обладают более высокой юридической силой по сравнению с другими законами, а значит, занимают место между Конституцией и обычными федеральными законами. При этом федеральные конституционные законы не включаются в конституцию, образуют самостоятельный пласт правовых норм, являются подконституционными актами. Федеральные конституционные законы не вносят коррективы в федеральную Конституцию, для этих целей существуют законы РФ о поправках к Конституции РФ - особый вид нормативных актов, существование которых определил
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 31 октября 1995 года №12-П «По делу о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации». Впоследствии был принят Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Этим законом установлено, что закон о поправке к Конституции - специальный и единственный вид закона, которым возможно внесение поправок в Конституцию, что процедура его принятия в целом схожа с процедурой принятия федерального конституционного закона, но есть одно существенное различие. Если федеральный конституционный закон после принятия его в Совете Федерации направляется сразу на подписание Президенту Российской Федерации, то закон о поправке к Конституции должен пройти одобрение в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и только после этого он может быть подписан.
Подконституционность федерального конституционного закона подтверждается возможностью
осуществления в его отношении конституционного контроля, т.е. проверки на предмет его соответствия Конституции РФ. Например, 21 марта 2007 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление №3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".
В отличие от обычного федерального закона конституционный закон обладает более высокой юридической силой и принимается в обеих палатах Федерального Собрания квалифицированным большинством
голосов: 2/3 в Государственной Думе и 3/4 в Совете Федерации.
Также в отличие от обычного федерального закона Президент РФ не обладает правом отлагательного вето в отношении федеральных
конституционных законов, принятых с соблюдением требований Конституции и предусмотренных ею условий и процедур. Даже при наличии возражений, касающихся содержания
конституционного закона, или его своевременности и т.п., глава государства обязан в течение четырнадцати дней подписать его и обнародовать.
Итак, на федеральном уровне конституционный закон обладает рядом специфических черт: особым предметом регулирования, особым порядком принятия, особым местом в иерархии законодательных актов, невозможностью использования вето Президента Российской Федерации.
В отличие от федерального уровня, во многих республиках в составе РФ уже приняты свои законы о нормативных правовых актах республики (Адыгея, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария,
Карачаево-Черкессия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Хакасия). В Татарстане принят закон о своде законов, в Бурятии - о законопроектной деятельности, в
Республике Саха (Якутия) - о правовых актах органов государственной власти республики. Этими законами некоторые республики ввели понятие
конституционного закона и довольно активно этот закон применяют. Конституционный закон предусмотрен в системе законодательных актов республик Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Хакасия. Причем, если эти республики закрепили существование
конституционного закона в
соответствующих законах о нормативных правовых актах республики, то такие республики как Адыгея, Тыва, Чеченская Республика и Хакасия предусматривают конституционные законы в своих конституциях.
Каждая республика, в которой предусмотрен конституционный закон, по-своему определяет предмет регулирования этим видом закона. Анализируя законодательство республик, можно сделать вывод, что конституционный закон может быть принят: 1) по наиболее важным вопросам жизнедеятельности государства и в случаях, прямо предусмотренных конституцией
республики (Ингушетия); 2) для регулирования общественных отношений в сфере конституционного устройства республики (Северная Осетия - Алания); 3) по вопросам, предусмотренным конституцией республики (Саха (Якутия), Тыва); 4) для внесения изменений и дополнений в конституцию республики, либо поправок в конституцию республики (Адыгея, Карачаево-Черкессия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Чечня). Наиболее
исчерпывающим образом статус конституционного закона закреплен в Законе Республики Алтай от 5 марта 2008г. №18-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Алтай»9, ст. 7 которого устанавливает, что конституционный закон Республики Алтай - нормативный правовой акт, принятый Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай или непосредственно населением на референдуме Республики Алтай, издаваемый по вопросам ведения Республики Алтай, прямо определенным в Конституции Республики Алтай. Это вопросы: 1) о внесении поправок в Конституцию республики Алтай; 2) о Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай; 3) о Правительстве Республики Алтай; 4) о Конституционном суде Республики Алтай; 5) о флаге, гербе и гимне Республики Алтай.
Таким образом, понятие
конституционного закона в республиках в составе Российской Федерации отлично от понятия федерального республиканского закона, а именно, имеет расширительное толкование. Республиканский
конституционный закон может выступать и в роли закона, вносящего изменения в республиканские конституции, и в роли закона, развивающего и дополняющего положения республиканской конституции.
Процедура принятия
республиканских конституционных
законов во всех республиках практически одинаковая - конституционный закон принимается квалифицированным
большинством (не менее двух третей)
9Сборник законодательства Республики Алтай. 2008. №47(53). С.51.
голосов депутатов парламента. И в этом прослеживается его сходство с федеральным конституционным законом. Правда в отличие от федерального конституционного закона, на который не распространяется вето Президента Российской Федерации, в некоторых республиках республиканский
конституционный закон может быть отклонен главой республики. Например, в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Тыва в случае отклонения Председателем Правительства Республики Тыва конституционного закона Республики Тыва в течение 14 дней с момента его поступления, Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва вновь рассматривает его в установленном порядке. Если при повторном рассмотрении конституционный закон Республики Тыва будет повторно принят в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, он подлежит подписанию и обнародованию
Председателем Правительства Республики Тыва в течение 14 дней.
Юридическая сила республиканского конституционного закона выше, чем юридическая сила обычного закона республики, что некоторые республики прямо и устанавливают в своем законодательстве. Так ст. 4 закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003г. №98-3 №199-Ш«0 правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» устанавливает,
что конституционные законы Республики обладают высшей юридической силой по отношению к обычным законам. Закон Республики Ингушетия от декабря 1999г. №29-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Ингушетия»10 в ст. 7 закрепляет, что законы Республики Ингушетия не должны противоречить конституционным законам Республики Ингушетия.
Таким образом, конституционные законы на уровне республик в составе РФ тоже образуют определенный пласт законодательства. Причем законы эти в масштабах российского государства хотя и специфичны, но неоднородны. Во-первых, предмет регулирования конституционным законом республики особый, но различен в разных республиках. Во-вторых, процедура принятия конституционного закона республики более сложная, отличная от процедуры принятия обычного закона. В-третьих,
конституционные законы в республиках занимают определенное место в иерархии законодательных актов республики (между республиканской конституцией и обычным законом республики). В-четвертых, в разных республиках по-разному решается вопрос о возможности применения вето высшим должностным лицом республики в отношении конституционного закона.
Таким образом, совершенно очевидно, что категория конституционного закона в РФ четко не определена, противоречива, не согласована. Признаки конституционного закона на федеральном
10 Ингушетия. 2000. №1.
уровне и уровне республики не совпадают. Как уже было видно, и на федеральном уровне, и на уровне республики четко не определен предмет регулирования конституционным законом, есть различия в процедуре принятия этого закона. Причиной этой рассогласованности является отсутствие нормативного определения видов и форм правовых актов, регулирования подготовки, принятия и действия законодательства в Российской Федерации. Думается, что принятие федерального закона о нормативных правовых актах в РФ принесло бы большую пользу в деле унификации и систематизации
законодательства.
Пристатейный библиографический список:
1. Конституционное законодательство России / под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 1999.
2. Морозова J1.A. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.
3. Научные основы советского правотворчества. М., 1981.
4. Поленина C.B., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. М., 1987.
5. Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1977.
6. Сравнительное конституционное право / отв.ред. В.Е.Чиркин. М., 2002.
7. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982.