Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ И ИХ МЕСТО НА РОССИЙСКОМ МЕДИАРЫНКЕ'

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ И ИХ МЕСТО НА РОССИЙСКОМ МЕДИАРЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1246
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральные средства информации / телевидение / Интернет / лояльность аудитории / сегментирование контента / нишевые каналы / трансофрмация рекламы / federal media / television / Internet / audience loyalty / content segmentation / niche channels / advertising transformation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прохорова Елена Николаевна

Федеральные средства массовой информации в России — это всего лишь 5% от общего числа медиа. Тем не менее, именно им в большей степени доверяет аудитория, поэтому они занимают важное место в современном информационном пространстве. Они имеют больший охват аудитории, так как распространяются более, чем в 5 субъектах Российской Федерации. Конкуренция с Интернетом заставляет телеи радиоканалы менять направления работы: наблюдаются тенденции в сегментировании контента, появление нишевых каналов, трансформационная рекламного контента. Но пока что ТВ все равно остается самым популярным среди остальных средств массовой информации, хотя его потребление постепенно снижается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Прохорова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal media in Russia make up only 5% of the total number of media. Nevertheless, the audience trusts them to a greater extent, therefore they occupy an important place in the modern information space. They have a wider audience coverage, as they are distributed in more than 5 constituent entities of the Russian Federation. Competition with the Internet forces television and radio channels to change directions of work: there are trends in content segmentation, the emergence of niche channels, transformational advertising content. But so far, TV still remains the most popular among the rest of the media, although its consumption is gradually decreasing.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ И ИХ МЕСТО НА РОССИЙСКОМ МЕДИАРЫНКЕ»

No. 2, 2021

Федеральные издания и их место на российском медиарынке

Прохорова Елена Николаевна

Федеральные средства массовой информации в России — это всего лишь 5% от общего числа медиа. Тем не менее, именно им в большей степени доверяет аудитория, поэтому они занимают важное место в современном информационном пространстве. Они имеют больший охват аудитории, так как распространяются более, чем в 5 субъектах Российской Федерации. Конкуренция с Интернетом заставляет теле- и радиоканалы менять направления работы: наблюдаются тенденции в сегментировании контента, появление нишевых каналов, трансформационная рекламного контента. Но пока что ТВ все равно остается самым популярным среди остальных средств массовой информации, хотя его потребление постепенно снижается.

ABSTRACT

Federal media in Russia make up only 5% of the total number of media. Nevertheless, the audience trusts them to a greater extent, therefore they occupy an important place in the modern information space. They have a wider audience coverage, as they are distributed in more than 5 constituent entities of the Russian Federation. Competition with the Internet forces television and radio channels to change directions of work: there are trends in content segmentation, the emergence of niche channels, transformational advertising content. But so far, TV still remains the most popular among the rest of the media, although its consumption is gradually decreasing.

Ключевые слова: федеральные средства информации, телевидение, Интернет, лояльность аудитории, сегментирование контента, нишевые каналы, трансофрмация рекламы

Бакалавр

Российский государственный гуманитарный университет

АННОТАЦИЯ

Key words: federal media, television, Internet, audience loyalty, content segmentation, niche channels, advertising transformation

По данным Росокомнадзора, на момент 26.01.2021 в России зарегистрированы данные о 148.791 средствах массовой информации [1]. Но по данным «РИА Новости» только 5% из них

— государственные, федеральные, региональные и муниципальные [2]. По определению из статьи 3 Федерального закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», государственное федеральное СМИ — средство массовой информации, учредителем которого выступает федеральный орган государственной власти [3]. Но данный закон ориентирован на освещение деятельности органов государственной власти, поэтому определение нельзя считать исчерпывающим, так как оно дается именно в контексте определенной темы. Так как ни в законодательстве, ни в теории журналистики нет однозначного определения федеральным средствам массовой информации, то в данной работе под ними будет подразумеваться СМИ, распространяемое на всей территории Российской Федерации или имеющее на это право. Так как по определению, федеральный телеканал осуществляет трансляцию более, чем на пяти субъектах Российской Федерации [4]. В свою очередь, региональные СМИ

— те медиаресурсы, которые распространяются в пределах региона (исключением будут Интернет-издания, сайты которых можно просматривать, находясь за пределами страны) и освещающие новости этой территории.

Получается, под федеральными средствами массовой информации следует понимать печатные, интернет-издания, теле- и радиоканалы, доступ к которым есть в более, чем пяти субъектах Российской Федерации и транслирующие общественно-важную информацию, зарегистрированные в общем реестре СМИ, но имеющие права распространения в любом регионе. Они, как правило, издаются в столичных городах и распространяются по всей стране — имеют больший охват аудитории, нежели региональные медиа. Как и любое другое официальное СМИ, федеральные издания должны быть обязательно зарегистрированы в Роскомнадзоре, им предоставлены права, гарантии и защищена цензура.

К федеральным средствам массовой информации относятся следующие издания: «Аргументы и факты» (общественно-политический еженедельник, который имеет также печатную версию с 1978 года), «Банки.ру»: информационный портал (это один из самых крупных банковских ресурсов в российском интернет-пространстве, здесь представлена информация обо всех банковских продуктах и о курсе валют, также он помогает поддерживать взаимосвязь внутри банковского сообщества, между самими банками и их клиентами), «Газета.Ру»: главные новости дня (исключительно Интернет-издание о политике, спорте, культуре и бизнесе. Представляют информацию в различных

форматах (аналитические статьи, интервью, фото-истории, видеорепортажи, инфографики, заметки и др.), деловая газета «Известия» (новости о политике и общественной жизни), «ИТАР-ТАСС»: Информационное телеграфное агентство России (новости России и мира), издательский дом «Коммерсант» (также первоначально имеет печатную версию, публикуют материалы в различных форматах), сетевое издание «Интерфакс» (международная информационная группа), «Lenta.ru» (новостное Интернет-издание о политике, науке, экономике, спорте и культуре в России и мире), «Regnum.ru»: информационное агентство (акцент на новости России, СНГ и мира в целом по части общества, аналитики, науки и даже недвижимости), «РИА Новости»: сетевое издание (лидирующий медиахолдинг, который включает в себя агентства международной, экономической, правовой и судебной информации, агентства спортивных новостей, сеть мультимедийных пресс-центров в России и за рубежом и др.), РосБизнесКонсалтинг или «РБК» (новости политики, экономики в различных форматах), «РОСБАЛТ»: информационное агентство (фокусируется на мультимедийных проектах о развитии страны и общества, поддерживается различными международными организациями), «Российская газета» (Интернет-издание об экономике, обществе и политике), «Cnews.ru»: издание о высоких технологиях (речь о новостях в мире инновационных технологий, программного обеспечения, информатизации и автоматизации, а также игровой индустрии).

Говоря о телеканалах, стоит отметить, что самым массовым учредителем в России является государство. К ним относятся каналы первого мультиплекса, в который входят 10 телеканалов: «Первый канал», «Россия-1», «Матч ТВ», НТВ, «Пятый канал», «Россия-Культура», «Россия-24», «Карусель», «Общественное телевидение России», «ТВ Центр» (плюс три радиостанции: «Вести БЫ», «Маяк» и «Радио России»).

14 октября 2019 году телевещание в России завершило переход к цифровому эфирному вещанию, а это, соответственно, улучшило качество и конкурентоспособность государственной сети телерадиовещания [5, 2020, с. 8]. То есть, это повод для поиска новых решений, чтобы сохранить спрос на региональные, муниципальные и федеральные телепрограммы. Также один из выводов работы телевидения — конкуренция с Интернетом как рекламоносителем, которая непрерывно увеличивается. Это способствует изменению контента, например, развитию сегмента онлайн-видеосервисов. Так, телеканал «U-Blog» (развлекательный) отдает предпочтение не традиционно телевизионным программам, а транслирует видеоролики блогеров (обзоры, полезные советы, реалити-шоу и др.). Сам развлекательный сегмент остается самым востребованным на рынке неэфирного телевидения (он занимает 18% от общего числа вещателей). Также ведущие позиции занимают каналы, на которых показывают фильмы и сериалы (89 каналов, 16%), познавательный контент (74 канала, 13%), хобби и увлечения (36 каналов, 6%), детские каналы (32 канала, 6%), спортивные (30 каналов, 5%), новостные (17 каналов, 3%) и «стиль жизни» (17 каналов, 3%) [5, 2020, с. 59]. По данным опросов, около 80% взрослого населения России смотрят телевизор хотя бы раз в неделю, а вот ежедневно просмотру уделяют время от половины до

двух третей жителей страны [6, 2020].

В настоящее время также наблюдается сегментирование контента. То есть на рынке сейчас много нишевых каналов, которые позволяют каждому зрителю подобрать что-то по интересу. Линейное потребление сокращается—уменьшается частота и продолжительность просмотра. Главным трендом сейчас считается многоплатформенность. Чтобы стать конкурентоспособным в сравнении с Интернетом, телевидение должно настроить дистрибуцию так, чтобы зритель мог получать информацию в любом месте и в любое время.

Рекламный сегмент оптимизируют, добавляя в него интерактивность и меняя форматы, чтобы соответствовать всем запросам современной аудитории. Например, рекламодатели сокращают продолжительность рекламных роликов и отдают предпочтение спонсорству (заставки или интеграции), более крупный охват на федеральных каналах, а для сегментированной аудитории они всё чаще обращаются к нишевым. Также по данным исследования Аналитического центра НСК, в 2019 году на четыре брендинговых ролика в российском федеральном телеэфире приходится один перфомансный и один ролик с упоминанием сайтов. Доля первых увеличилась на 4% [5, 2020, с. 87]. Такая тенденция связана с цифровизацией и попыткой реализоваться в условиях сниженного потребления ТВ-продуктов. Появилась коммерческая интерактивность. Например, в рекламных роликах появляются QR-коды, которые телезритель может отсканировать с помощью смартфона и автоматически перейти на сайт рекламодателя, где уже непосредственно будет представлен товар или услуга.

Все эти тенденции говорят о трансформации телевизионного контента, который сегодня старается быть адаптированным под современные тенденции и запросы зрителей. Пока что телевидение остается самым массовым медиа, но объем аудитории и продолжительность просмотра всё равно падает. Особенно спад касается молодых групп населения (примерно в 2,5 раза молодые люди смотрят телевизор меньше, чем пожилые), это говорит о «старении» основной аудитории телевидения. Ещё одна тенденция, выделенная в рамках «Отраслевого доклада о состоянии, тенденциях и перспективах развития телевидения в России» — легальное потребление платного контента, что является показателем готовности аудитории выделять финансовые ресурсы за хороший аудиовизуальный формат. Докладчики считают, что этот показатель хорошо отразиться на развитии этой отрасли средств массовой информации [5, 2020, с. 99].

В 1994 году был зарегистрирован первый домен ^и, а в 2010 г. - .рф. На сегодняшний день (по данным 2019 г.) количество первых приблизилось к 5 млн, а вторых — к 760 тыс [7, 2020, с. 7]. Такой рост количества зарегистрированных в сети сайтов говорит об огромной роли Интернета в жизни современного общества. Здесь зарегистрированы онлайн-магазины, поисковые сервисы, цифровые образовательные платформы, государственные и частные онлайн-услуги и сервисы. То есть буквально все составляющие жизни сегодня

транслированы в цифровое пространство. Конечно, средства массовой коммуникации — не исключение, и у каждого издания есть Интернет-версии (а печатных может и вовсе не быть). Последний год стал показателем успешной цифровизации, так как произошел резкий и глобальный переход многих компаний из режима офлайн в режим онлайн. Интернет-сервисы помогли наладить успешное функционирование многих сфер, и такие условия — показатель не только стабильной работы этой среды, но и большое пространство для ее развития.

На первых этапах работы российского Интернета появлялись различных подобия СМИ. Например, были e-mail рассылки — прототипы новостной ленты. И все же первыми проектами, которые позиционировали как СМИ, были авторские блоги и проекты: «Паравозов-News» и «Вечерний Интернет», ставшие первыми примерами личных сетевых изданий. Далее развивались веб-обозрения и другие авторские проекты, а в 1995 году вышла первая Интернет-версия печатного издания «Учительская газета» и появился сайт «Национальной службы новостей» [8, 2013, с. 209]. А уже в 1996 году первые радиостанции создали свои сайты в сети: «Радио 101» и «Серебряный дождь» [8, 2013, с. 209]. 1 марта 1999 в сети Интернет появилась «Gazeta.RU». Она стала первым ежедневным Интернет-изданием, у которого не было печатной версии [9, 2018, с. 63]. И буквально за несколько месяцев она стала высоко популярным СМИ, опыт которого пытались повторять многие редакторы. В 2000 произошло возгорание Останскинской башни, и освещение событий с места происшествия показало, насколько оперативно Интернет позволяет доставлять информации до аудитории. Именно этот период считается «переворотом», когда журналисты осознали все перспективы работ Интернет-изданий по сравнению с другими средствами массовой информации.

Сейчас Интернет — площадка для распространения контента любого типа. Важный момент, которому сейчас уделяется много внимания — защита данных и кибербезопасность. Сейчас она подразумевает не только защиту информации, но и деятельность людей, связанную с распространением информации с помощью технической инфраструктуры ИКТ [10, 2014, с. 5]. В связи с этим вопросом в 2019 году был принят ряд законопроектов, регулирующих эту сферу информационного пространства. В начале 2020 общая аудитория интернета составила примерно 4,5 млрд человек, в процентном соотношении это составляет 60% мирового населения, в сравнении с прошлым годом цифра увеличилась на 7% [11, 2020, с. 15]. Говоря об аудитории непосредственно российского сегмента, на момент февраля 2020 года он составил 96,7 млн человек, что больше прошлогодних показателей на 4,2% [11, 2020, с. 15]. Старшее поколение использует этот источник информации меньше, чем молодёжь, а наибольший трафик получают социальные сети, мессенджеры, интернет-магазины, товарные агрегаторы, поисковые сервисы и развлекательный контент. Кстати, «Яндекс» (без уточнения конкретных сервисов) находится на 4 месте в рейтинге Топ-20 холдингов по аудитории по версии «Mediascope WEB-Index». Стоит упомянуть, что популярность подкастов, то есть получения информации посредством аудио увеличилась.

Самыми популярными темами стали спорт, литературы, психология, история и биология. Здесь можно говорит не только о развлекательном контенте, но и об интересах общества к получению полезной, просветительской информации.

По данным «Российской газеты», совокупная аудитория ведущих федеральных газет и информагенств в период пандемии увеличилась на 150 млн. пользователей. Алексей Константинович Волин, советский и российский журналист, на данный момент заместитель министра цифрового развития, связал эту тенденцию с ростом доверительного отношения общества к информации, представленной на сайте официальных СМИ [12]. Он также соотносит место федеральных средств массовой информации с относительно новым течением блогерства, которые сейчас воспринимается как источник новостей. В последнее время их называют даже «вызовом» традиционной журналисткой деятельности, так как аудитория воспринимает блогеров как официальные источники информации. Некоторые ситуации (например, пожар в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в Кемерово 25-26 марта 2018 года является показательным случаем доверия людей к неофициальным источникам информации. Евгений Вольнов тогда распространил ложную новость о количестве погибших, и многие верили ему, а не федеральным средствам массовой информации, так как не были уверены, что власти будут распространять правдивую информации о жертвах, чтобы избежать паники.

Тем не менее, уровень доверия к таким неофициальным источникам информации не сравним с лояльностью аудитории к федеральным СМИ. Как уже было упомянуто, многие печатные издания перешли в цифровую среду и этот оперативный шаг помог им сохранить конкурентоспособность и даже увеличить аудиторию. Но с момента перехода печатных изданий в цифровую среду, Интернет-СМИ значительно изменились. По определению, Интернет-СМИ — это сайт, который обязательно зарегистрирован в качестве средства массовой информации. Его основные задачи — выполнение основных функций журналистики [9, 2018, с. 68]. В своей работе «Метафорика научно-публицистического медиа-текста online формата» Анастасия Игнатьева рассматривает Интернет-СМИ как «средство не массовой, а глобальной коммуникации, сетевой ресурс, являющийся средством массовой информации, переведенный в онлайн-формат, и предназначенный для передачи и распространения информации от адресанта к адресату в пределах планетарного масштаба» [13, 2006, с. 44]. Так как существует большое количество различных Интернет-СМИ, многие исследователи медиа предлагают свои классификации. Одна из них принадлежит М. М. Лукиной. Она подразделяет их на 3 категории: эквивалентные копии традиционных СМИ, модификационные онлайн-версии тех же традиционных СМИ и медиапроекты, которые возникли исключительно в сети и уже не имеют печатных аналогов [14, 2005, с. 17]. С традиционными (печатными) СМИ они связаны целью (информирование), потребителями (общество), создателями информации (журналисты), организационно-правовым статусом (регистрация в качестве средства массовой информации), концепцией, которая формируется

в соответствии со специализацией и отсюда же структурой организации контента. Но также существуют специфические признаки Интернет-СМИ: глобализация, периодичность обновления информации в режиме реального времени и использование мультимедийных возможностей: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность и скорость распространения контента, зачастую круглосуточная трансляция информации [14, 2005, с. 16]. А в 2020 году уже сложно назвать печатное СМИ, у которого бы не было Интернет-версии. Уже больше тех редакций, которые распространяют свои материалы исключительно в Сети.

По данным портала «Медиалогия» за май 2020 в топ самых цитируемых Интернет-СМИ входят «ТАСС», «РИА Новости», «Интерфакс», «Известия», «КоммерсантЪ», «Ведомости», «Российская газета», «Комсомольская правда», «Парламентская газета», «Московский комсомолец», «Новая газета», «Аргументы и факты» и газета «РБК». Например, на материалы «ТАСС» было сделано 1 672 537 гиперссылок в соцмедиа [15]. Из этого списка видно, что именно федеральные средства массовой информации находятся на лидирующих позициях, а другие медиаресурсы делают ссылки именно со ссылками на информацию из таких официальных источников.

Российский Интернет появился около 30 лет назад, и за это время он стал глобальной площадкой, на которой собрано все: услуги, продукты, коммуникация и информация. Интернет-издания — это сайты, которые зарегистрированы в общем реестре СМИ и основной своей задачей ставят информирование общества. Несмотря на огромное количество зарегистрированных Интернет-СМИ, наибольшим доверием аудитории все равно пользуются федеральные источники информации. Именно они формируют новостную картину и в большей степени влияют на общественное мнение.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Перечень наименований зарегистрированных СМИ [Электронный ресурс]. // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий

и массовых коммуникаций, 2009. - Режим доступа: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/p1100/?all=1, свободный.

2. Почти 95% российских СМИ являются частными, заявил Волин [Электронный ресурс]. // «РИА Новости», 2020. - Режим доступа: https://ria. щ/20201023^тМ581147220.^ш1, свободный.

3. Федеральный закон от 13.01.1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. // Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации, 2020. - Ст. 3. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9010130, свободный.

4. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 (ред. от 28.07.2012) «О рекламе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) [Электронный ресурс]. // Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации, 2020 Гл. 2. -Ст. 14. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901971356, свободный.

5. Отраслевой доклад Телевидение в России в 2019 году: состояние, тенденции и перспективы развития / Под общ. ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Федеральное агентство печати и массовых коммуникаций, 2020. - 103 с.

6. Еженедельный опрос граждан РФ от 18 лет и старше (1 500 респондентов, интервью по месту жительства) [Электронный ресурс]. // ФОМнибус. - Режим доступа: https://fom.ru/SMI-i-internet/14258, свободный.

7. Казарян К. Р. Интернет в России в 2019 году / под общ. ред. К. Р. Казаряна. -М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2020. - 123 с.

8. Растопина И. А. Российская интернет-журналистика: история становления и характеристика современного состояния / И. А. Растопина. // Вопросы теории и практики журналистики. [Электронный ресурс]. // Ирк., 2013. - С. 208-214. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19424120, свободный.

9. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. Теоретические основы. Академический учебник / А.А.Калмыкова, Л.А. Коханова. - М.: Академия медиаиндустрии, 2018. - 370 с.

10. Татузов А. Л. Кибербезопасность — подходы к определению понятия. [Электронный ресурс]. // М.: Вопросы кибербезопасности. 2014. - №1 (2). - С. 5. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/kiberbezopasnost-podhody-k-opredeleni-yu-ponyatiya, свободный.

11. Отраслевой доклад Интернет в России в 2019 году: состояние, тенденции и перспективы развития / Под общ. ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Федеральное агентство печати и массовых коммуникаций, 2020. - 123 с.

12. Блогер как явление природы [Электронный ресурс]. // Российская газета, 2020. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/06/15/volin-auditoriia-tradicionnyh-smi-uvelichilas-na-150-millionov.html, свободный.

13. Игнатьева А. С. Метафорика научно-публицистического медиа-текста online форматаЮ [Электронный ресурс]. // Дис. канд. филол. наук: Иркутск, 2006. - 151 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/germanskie-jazyki/metaforika-nauchno-publicisticheskogo-media-teksta-online-formata.html, свободный.

14. Лукина М.М. Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.

15. Федеральные СМИ: 2020. [Электронный ресурс]. // Медиалогия: Информационно-аналитическая система. - URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/8058/ (дата обращения: 23.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.