Научная статья на тему 'Федеральная служба судебных приставов как орган дознания'

Федеральная служба судебных приставов как орган дознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3713
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОЗНАВАТЕЛЬ / СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / РОЗЫСК / ПРАВОСУДИЕ / INVESTIGATOR / BAILIFFS / CRIMINAL CASE / SUSPECT / SEARCH / JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тугутов Булат Анатольевич

Рассматривается правовой статус Федеральной службы судебных приставов как органа дознания. В частности, приведены полномочия дознавателя и начальника органа дознания, рассмотрено понятие процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях. Кроме того, проанализированы практические трудности, возникающие при производстве расследования дознавателями ФССП России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEDERAL BAILIFFS' SERVICE AS A BODY OF INQUIRY

The article deals with the legal status of the Russian Federal bailiffs' service as a body of inquiry. In particular, powers of the investigator and of the chief of body of inquiry are given, the concept of procedural control of carrying out checks of messages on crimes is considered. In addition, the practical difficulties arising in the production of the investigation by the investigators are analyzed.

Текст научной работы на тему «Федеральная служба судебных приставов как орган дознания»

УДК 343.13

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ КАК ОРГАН ДОЗНАНИЯ

Тугутов Булат Анатольевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского, административного судопроизводства

и организации судебной деятельности Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, e-mail: boulat-law@mail.ru

THE FEDERAL BAILIFFS' SERVICE AS A BODY OF INQUIRY

Bulat Tugutov

Candidate of Law, Associate Professor, Department of Civil, Administrative Proceedings and Organization of Judicial Activities of The East-Siberian branch of The Russian state University of justice, Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Рассматривается правовой статус Федеральной службы судебных приставов как органа дознания. В частности, приведены полномочия дознавателя и начальника органа дознания, рассмотрено понятие процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях. Кроме того, проанализированы практические трудности, возникающие при производстве расследования дознавателями ФССП России.

ABSTRACT

The article deals with the legal status of the Russian Federal bailiffs' service as a body of inquiry. In particular, powers of the investigator and of the chief of body of inquiry are given, the concept of procedural control of carrying out checks of messages on crimes is considered. In addition, the practical difficulties arising in the production of the investigation by the investigators are analyzed.

Ключевые слова: дознаватель; судебные приставы; уголовное дело; подозреваемый; розыск; правосудие.

Keywords: investigator; bailiffs; criminal case; suspect; search; justice.

Содержание уголовно-процессуальной деятельности органов дознания Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) состоит в совершении процессуальных действий и принятии решений, которые направлены на установление всех обстоятельств подследственных им преступлений. В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ1 к компетенции ФССП России относятся семь составов преступлений: 1) ст. 157 УК РФ2 «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»; 2) ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности»; 3) ст. 394 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»; 4) ст. 297 УК РФ «Неуважение к суду»; 5) ст. 311 УК РФ «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса»; 6) ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, которое подвергнуто описи, аресту либо подлежащего конфискации»; 7) ст. 315 УК РФ

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

2 Уголовный кодекс РФ : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

«Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».

Как отмечается авторами «Настольной книги судебного пристава-исполнителя», «дознание в ФССП России существует... с 2002 г. Поэтому опыт выявления преступлений и расследования уголовных дел дознавателей ФССП России наработан уже достаточно большой. Кроме того, изменения, внесенные в ст. 40 и 151 УПК РФ в 2009 г., создали правовую основу для более эффективного расследования уголовных дел, подследственных ФССП России, и позволили максимально оперативно судебным приставам осуществлять установленные УПК РФ процессуальные действия и принимать процессуальные решения» [2, с. 697—698].

Организация дознания в ФССП России регулируется Положением об организации дознания, которое устанавливает порядок организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания по преступлениям, которые относятся к последственности ФССП России, руководителями ее территориальных органов, их заместителями, которые занимаются организацией дознания, а также начальниками отделов — старшими судебными приставами и их заместителями, начальниками отделов организации до-

знания территориальных органов ФССП России и их заместителями1.

Процессуальная компетенция органов дознания любого органа определяется в зависимости от задач, которые возложены на то или иное ведомство, в структуре которых выполняют свои полномочия органы дознания (дознаватели). В данном случае, как следует из вышеприведенных статей УК РФ, ФССП России осуществляет дознание по делам о преступлениях, главным образом посягающих на правоотношения в сфере правосудия (неуважение к суду, неисполнение приговоров, решений и других судебных актов). Безусловно, это вытекает из специфики деятельности данного государственного органа, одними из основных задач которого являются осуществление принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов и иных специально уполномоченных органов, а также обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Если говорить о системе и структуре органов дознания ФССП России, то необходимо отметить, что основными действующими процессуальными лицами выступают: 1) дознаватель; 2) начальник органа дознания; 3) начальник подразделения дознания.

По мнению авторов «Курса уголовного процесса», «в организационном смысле термин "дознаватель" употребляется в УПК РФ в двух значениях: это может быть лицо, замещающее должность дознавателя в конкретном государственном органе, либо иное должностное лицо, которому начальником органа дознания поручено провести дознание» [1, с. 330].

Начальник органа дознания — это должностное лицо, которое призвано организовывать и контролировать расследование в форме дознания, что обеспечивает неукоснительное исполнение норм уголовно-процессуального законодательства и его назначение. Основные полномочия начальника органа дознания: 1) давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действиях; 2) поручать дознавателю полномочия органа дознания по осуществлению дознания; 3) давать письменные указания по уголовным делам, которые обязательны для исполнения дознавателем; 4) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей, в случае изменения состава группы дознавателей выносить решение об изменении ее состава; 5) утверждать обвинительный акт и обвинительное постановление.

Согласно приказу ФССП России «О совершенствовании деятельности Федеральной службы

1 Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов : приказ Федеральной службы судебных приставов от 10 апр. 2015 г. № 232 // Текст приказа официально опубликован не был.

судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания» полномочия начальника органа дознания ФССП России осуществляются: 1) центральным аппаратом ФССП России в лице главного судебного пристава Российской Федерации и его заместителя, а также дознавателей Управления организации дознания и административной практики; 2) территориальными органами ФССП России в лице главных судебных приставов субъектов Российской Федерации и их заместителей, а также уполномоченных должностных лиц отделов организации дознания; 3) структурными подразделениями территориальных органов ФССП России, т. е. начальниками отделов судебных приставов — старшими судебными приставами или их заместителями по линии организации дознания2.

Помимо непосредственного осуществления дознания и действий, связанных с ним, важное место в текущей деятельности органов дознания ФССП России имеет процессуальный контроль за проведением проверок сообщений о преступлениях, осуществляемый начальником отдела — старшим судебным приставом и его заместителем по организации дознания.

В частности, в содержание указанной категории входят следующие мероприятия:

• организация и контроль учета и рассмотрения сообщений о преступлениях;

• ежемесячная проверка порядка ведения книги учета сообщений о преступлениях, учета талонов уведомлений по заявлениям о преступлениях, журналов учета материалов по принятым решениям об отказе в возбуждении уголовного дела, проверка журналов учета преступлений, в том числе лиц, совершивших преступления, и движения дел, журналов учета вещественных доказательств, о чем в них делать записи результатов проверки;

• сверка сведений, содержащихся в книге учета сообщений о преступлениях, в журнале учета материалов, по которым вынесено решение об отказе в возбуждении уголовных дел, в электронном журнале учета уголовных дел, а также сведений, полученных из других источников информации, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, в лице его представителя, статистические данные о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях из информационных источников Министерства внутренних дел России, Главного управления внутренних дел России по субъектам Российской Федерации;

2 О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания : приказ Фед. службы суд. приставов от 6 дек. 2010 г. № 677 // Бюл. Федер. службы суд. приставов. 2010. № 3.

• обеспечение упреждающего процессуального контроля за полнотой и объективностью проведения проверок сообщений о преступлениях, обоснованностью, законностью и своевременностью принятия процессуальных решений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, либо передаче сообщения по подследственности дознавателями;

• изучение материалов проверок до принятия процессуальных решений, которые рассматриваются у дознавателей, а также дача указаний о проведении конкретных проверочных действий в письменном виде, если это необходимо;

• систематический контроль за направлением заявителю и прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения;

• контроль за проведением дополнительных проверок;

• проведение оперативных совещаний с заслушиванием должностных лиц, которые вынесли постановление, и составление мотивированных заключений, в которых сообщается о согласии либо несогласии по принятому процессуальному решению, а также о принимаемых мерах и обжалованию;

• оформление, учет, оперативное хранение материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела в структурном подразделении.

Процессуальный контроль за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания в территориальных органах ФССП России осуществляет его руководитель — главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и его заместитель. Он осуществляет общее руководство и процессуальный контроль в территориальном органе ФССП России, организует регистрацию, учет и рассмотрение сообщений о преступлениях, расследование уголовных дел в аппарате управления территориального органа.

Начальник отдела организации дознания и его заместитель обеспечивают исполнение поручений главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, осуществляют полномочия при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел дознавателями отдела организации дознания, а также непосредственно обеспечивают осуществление надлежащего процессуального контроля за процессуальной деятельностью районных (городских) отделов судебных приставов.

Помимо прочего, указанные должностные лица органов дознания ФССП России имеют обширные полномочия в сфере организации дознания, в том числе при осуществлении взаимодействия с иными правоохранительными органами, в первую очередь с органами внутренних дел,

при необходимости осуществления розыска лиц, скрывшихся от органов дознания ФССП России. Кроме того, не исключается возможность дачи поручений дознавателями ФССП России иным органам дознания на производство отдельных следственных действий за пределами места производства дознания. В первую очередь это связано с практическими сложностями при возникновении потребности в проведении таких мероприятий на территориях, где отсутствуют подразделения ФССП России, имеющие в своем штате дознавателей, которые могли бы осуществить производство отдельных следственных действий (например, допросить свидетеля об обстоятельствах дела). В таких случаях необходимо прибегать к помощи органов дознания иных органов, располагающих такой возможностью.

Иные практические трудности, возникающие в текущей деятельности дознавателей ФССП России, в отличие от иных правоохранительных органов, связаны с отсутствием в структуре территориальных органов ФССП России подразделений, осуществляющих оперативное сопровождение процессуальной деятельности дознавателей. В результате этого зачастую дознаватели остаются наедине с возникающими проблемами (например, при необходимости оперативного установления местонахождения подозреваемого и проведения с ним ряда следственных действий, истребовании информации в отношении подозреваемого либо иных участвующих в деле лиц, имеющей значение для дела и пр.).

Кроме того, обнаруживается проблема, связанная с фактическим бездействием органов внутренних дел по разыскным делам, заведенным на основании постановлений дознавателей ФССП России об объявлении в розыск подозреваемых. Это связано с тем, что все преступления, подследственные ФССП России, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ввиду чего не представляют оперативного интереса для разыскных подразделений органов внутренних дел.

Таким образом, обозначенные вопросы необходимо решать в тесном взаимодействии с иными органами государственной власти (в первую очередь с органами прокуратуры и внутренних дел), что в перспективе может привести к значительному повышению эффективности деятельности дознавателей ФССП России по привлечению к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от исполнения требований судебных актов.

Список литературы

1. Курс уголовного процесса / под ред. Л. В. Головко. 2-е изд., испр. М. : Статут, 2017. 1280 с.

2. Настольная книга судебного пристава-исполнителя : учеб.-практ. пособие / под ред. В. А. Гуреева, С. В. Сазанова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Статут, 2013. 784 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.