Научная статья на тему 'Федеральная система оповещения и информирования населения при чрезвычайных ситуациях'

Федеральная система оповещения и информирования населения при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ОПОВЕЩЕНИЕ / СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭВАКУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панюшкин Д. О., Калач Е. В.

Повышение оперативности действий систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС может быть достигнуто лишь путѐм автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них. Рассмотрены способы и сроки проведения эвакуации в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панюшкин Д. О., Калач Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральная система оповещения и информирования населения при чрезвычайных ситуациях»

разливается на площади около 0,15 м, площадь пролива будет составлять 15 м2.

По результатам проведённого исследования был выполнен поиск статистических данных, характеризующих пожароопасную обстановку; выполнена аппроксимация статистических данных, результирующая функция имеет вид : у = —67.619х + 137157.1; проведена проверка статистической выборки на предмет наличия «случайных» значений, в результате которой установлено, что анализируемый ряд статистических данных не содержит случайных значений; проведена оценка достоверности описания динамики пожароопасной обстановки с помощью полученной аппроксимирующей функции, коэффициент корреляции составил 0,954, что говорит о высокой степени точности описания динамики количества пожаров; выполнен прогноз количества пожаров с учетом возможных колебаний, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения количества пожаров; проведен анализ пожарной опасности технологического процесса, выявлены опасности, возникающие при эксплуатации автозаправочной станции, с учетом технологических параметров ведения процесса, конструктивных особенностей и размещения оборудования.

При изучении статистических данных выявлено, что наиболее частой причиной пожара на АЗС является проведение огневых работ. Наиболее вероятной опасностью на площадке АЗС является возникновение загазованности парами нефтепродуктов в случае образовании проливов.

Полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на снижение числа пожаров, их количество остается на достаточно высоком уровне и в ближайшие 3-4 года кардинальное изменение не ожидается.

С целью повышения уровня пожарной безопасности и исключению причин пожара на АЗС предлагается увеличить высоты одиночного стержневого молниеотвода; установить горизонтальные подземные двустенные стальные резервуары для хранения нефтепродуктов объемом 50 м3 и фильтры улавливания паров ФБ-50.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 12.1.044 - 89. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

2. НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности.

3. СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» изм. приказом МЧС России от 09 декабря 2010 г. № 643«Об утверждении изменения № 1 к Своду правил СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».

4. Калач A.B., Крутолапов A.C., Королев Д.С., Калач Е. В. Расчет категории помещения на основе методики прогнозирования пожароопасных свойств продуктов нефтепереработки //Пожаровзрывобезопасность. 2017. Т. 26. № 9. С. 29-34.

УДК 614.84

Д. О. Панюшкин, Е.В. Калач

Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Повышение оперативности действий систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС может быть достигнуто лишь путём автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них.

1052

Рассмотрены способы и сроки проведения эвакуации в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, оповещение, система оповещения, безопасность жизнедеятельности, эвакуация.

D. О. Panyushkin, Е. V. Kalach

FEDERAL SYSTEM FOR PUBLIC INFORMATION AND INFORMATION DURING EMERGENCY SITUATIONS

Increasing the efficiency of actions of warning and informing the population about the threat or the occurrence of emergencies can only be achieved by automating processes and minimizing the influence of the human factor in them. Methods and terms of evacuation are considered depending on the scale of the emergency, the number of people remaining in the danger zone, availability of transport and other local conditions. In safe areas, the evacuated population is until further notice.

Keywords: emergency, alert, warning system, life safety, evacuation.

Вопросам оповещения и информирования на современном этапе развития общества уделяется большое внимание. Своевременное оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, об угрозе или о возникновении ЧС, информирование о правилах поведения и способах защиты является важнейшей задачей в комплексе мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения страны в целом.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют региональные (в границах субъектов Российской Федерации), местные (в границах муниципальниых образований) и локальные (объектовые) системы оповещения населения (в районах размещения потенциально опасных объектов), а также развернуты работы по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов.

Рост масштабов ЧС современности и возникновения катастрофического развития синергетических природно-техногенных процессов, являющихся источниками ЧС, требуют значительного сокращения времени оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, а урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей, развитие транспортной инфраструктуры и зависимость от систем жизнеобеспечения - значительного повышения уровня культуры безопасности населения, соответственно, новых форм и способов его информирования и оповещения, а также одновременного значительного процентного увеличения охвата средствами доведения информации до населения, в том числе экстренной информации и сигналов оповещения [1]. Повышение оперативности действий систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС может быть достигнуто лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, а в ряде случаев даже полного его исключения, комплексного сопряжения и задействования действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов о ЧС.

Действующая комплексная система экстренного оповещения населения позволит на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в

зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты, сократить количество пострадавшего населения и материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций, а также повысить эффективность принимаемых мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Схема функционирования системы представлена на рис. 1, 2.

10Л0ЛНИ1 л ,ныв элв-м —«ч иит .рнр -чм! , систему

В1 '.МП

аДВТИСТИШИ»

нц>кч

Органы повседневного ¥ПрЗВ.ЮЫ|1ЯД[ПТН1

Министерств м ведоме ■ в 1'<1>

Сети >|оннт»|111пга. □ рппш шровання н лаопрятврнвгп Киптрнля

<МТ РСЧС -Ц> НАМИ

ЦЛ КС РЦ МЧС р<1>

Органы и< ¡вседневного \ иранкния территориальных ирг:ш«в ншелиоельппЯ власти

кЦУКС суоъ стов РФ

Рис. 1. Схема организации комплексной системы экстренного оповещения населения на федеральном и межрегиональном уровнях

-дополнительные элементы 1кН1сгрц)\смые в систем)

I ГЦ МЖ Гм

( пь |г<ф(«м па» (Аиы

Рис. 2. Схема организации комплексной системы экстренного оповещения населения на региональном, муниципальном и объектовом уровнях

Следует отметить, что существующие методы анализа и обеспечения постоянной готовности систем оповещения населения ограничиваются рамками общей теории структурной надёжности, способны обеспечивать следующие виды эвакуации населения (рис. 3).

Рис. 3. Основные виды и способы эвакуации

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является угроза жизни и здоровью людей, оцениваемая по заранее установленным для каждого вида опасностей критериям. Она проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. В некоторых случаях эвакуация может осуществляться по территориальному принципу. Способы и сроки проведения эвакуации определяют в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Максимов И.А., Краснокутский A.B., Удилова И.Я., Сулима Т.Г. Современный этап развития, тенденции и проблемы функционирования систем оповещения и информирования населения в системе гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты, 2013. - №4. - С. 3 - 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.