Научная статья на тему 'Федеральная налоговая служба письмо от 13 ноября 2008г. № ШС-6-3/827@ о порядке применения абзаца 9 пункта 4 статьи 170 Налогового Кодекса Российской Федерации'

Федеральная налоговая служба письмо от 13 ноября 2008г. № ШС-6-3/827@ о порядке применения абзаца 9 пункта 4 статьи 170 Налогового Кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральная налоговая служба письмо от 13 ноября 2008г. № ШС-6-3/827@ о порядке применения абзаца 9 пункта 4 статьи 170 Налогового Кодекса Российской Федерации»

2 (230) - 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 13 ноября 2008г. № ШС-6-3/827@

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ АБЗАЦА 9 ПУНКТА 4 СТАТЬИ 170 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе разъяснения ФНС России по вопросу о порядке применения абзаца 9 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции: учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 статьи 170 Кодекса, в случае, если приобретенные товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, имущественные права, используются только для осуществления операций, не облагаемых налогом надобавленную стоимость (прямые расходы);

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 Кодекса в случае, если приобретенные товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, имущественные права, используются только для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость (прямые расходы);

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в случае, если приобретенные товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, имущественные права, одновременно используются для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения (общехозяйственные расходы). Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по

реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Согласно абзацу девятому пункта 4 статьи 170 Кодекса налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 Кодекса.

Поскольку положениями пункта 4 статьи 170 Кодекса определен порядок ведения раздельного учета сумм НДС, предъявленных по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым как для осуществления только облагаемых налогом на добавленную стоимость операций или для осуществления только не облагаемых налогом на добавленную стоимость операций, так и для одновременного использования в облагаемых и не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость операциях, то абзац девятый пункта 4 статьи 170 Кодекса применяется к сумме НДС, предъявленного по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным для использования во всех перечисленных выше операциях (в том числе и в отношении тех покупок, которые подлежат отнесению к числу прямых расходов).

Таким образом, на основании абзаца 9 пункта 4 статьи 170 Кодекса, в случае если за налоговый период доля совокупных расходов (как прямых, так и общехозяйственных) на производство товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по

реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов (как прямых, так и общехозяйственных) на производство, то все суммы налога (в том числе и в отношении тех покупок, которые подлежат отнесению к числу прямых расходов), предъявленные налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг, имущественных прав) в указанном налоговом периоде, налогоплательщики вправе предъявлять

2 (230) - 2009

к вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 Кодекса.

С Министерством финансов Российской Федерации согласовано (письмо от 19.09.2008 № 03-07-15/139).

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С. Н. ШУЛЬГИН

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

от 17октября 2008г.

О НОВОМ ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ НДС В БЮДЖЕТ

14 октября 2008 года в «Российской газете» № 214 опубликован Федеральный закон от 13.10.2008 № 172-ФЗ «О внесении изменения в статью 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Данным Федеральным законом внесены изменения в порядок уплаты НДС в бюджет за истекший налоговый период (в пункт 1 статьи 174 НК РФ). Согласно новому порядку НДС уплачивается в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 14 октября 2008 года, и распространяется на уплату налога за налоговые периоды начиная с третьего квартала 2008 года.

То есть за третий квартал 2008 года НДС, исчисленный к уплате в бюджет по налоговой декларации, уплачивается:

— в размере 1/3 — по сроку 20 октября;

— в размере 1/3 — по сроку 20 ноября;

— в размере 1/3 — по сроку 20 декабря.

В случае, если сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, не делится равными долями на три срока уплаты, то округление в большую сторону проводится в последнем сроке уплаты.

Например, по строке 040 раздела 1 налоговой декларации по НДС, составленной за 3-й квартал 2008 года, отражена сумма налога к уплате в бюджет (в рублях) в размере 17899. Данная сумма налога подлежит делению на 3 (17899: 3 = 5966, 33333). Две равные доли оставляют 5966 и 5966, третья доля с учетом округления в большую сторону составляет 5967.

Таким образом, по рассматриваемой налоговой декларации НДС уплачивается:

— по сроку 20 октября 2008 года — 5966 рублей;

— по сроку 20 ноября 2008 года — 5966 рублей;

— по сроку 20 декабря 2008 года — 5967 рублей.

Налогоплательщик вправе уплатить в бюджет

по первому и/или по второму сроку уплаты налога сумму в размере большем, чем 1/3, установленной Федеральным законом по этим срокам.

Уплата налога в бюджет по сроку 20 октября в размере большем, чем 1/3 по этому сроку (20 октября) не является нарушением законодательства о налогах и сборах.

Например, по сроку 20 октября 2008 года на-логоплательщикуплатил 17899 (ане 5966) рублей. Следовательно, по сроку на 20 октября 2008 года у него имеется излишне уплаченная сумма налога в размере 11933 рубля (17899 — 5966); по сроку на 20 ноября 2008 года сумма переплаты составит 5967 рублей (11933 — 5966).

Таким образом, излишне уплаченная сумма налога по первому сроку уплаты подлежит зачету в счет уплаты налога по двум следующим срокам уплаты.

Неуплата или неполная уплата налога в бюджет по соответствующим срокам уплаты (в размере меньшем, чем 1/3 от суммы налога, причитающегося к уплате за истекший налоговый период) будет являться нарушением законодательства о налогах и сборах и повлечет за собой применение комплекса мер принудительного взыскания, а также обеспечительных мер для исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Приведенный выше порядок будет применять-сяив последующих налоговых периодах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.