Научная статья на тему 'Федеральная контрактная система: коррупция в сфере государственных закупок'

Федеральная контрактная система: коррупция в сфере государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова А.А.

В статье рассматриваются вопросы коррупции в сфере государственных закупок России, анализируются основные недостатки федеральной контрактной системы, способствующих росту коррупционной составляющей в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральная контрактная система: коррупция в сфере государственных закупок»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА: КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

© Уварова А.А.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

В статье рассматриваются вопросы коррупции в сфере государственных закупок России, анализируются основные недостатки федеральной контрактной системы, способствующих росту коррупционной составляющей в России.

Ключевые слова: государственные закупки, государственное регулирование, федеральная контрактная система, единое информационное пространство.

Государственные закупки являются непременно важным инструментом государственного регулирования экономики страны. Вопросы регулирования государственных закупок во всем мире находятся под пристальным вниманием законодательства страны, так как государство заинтересовано в эффективной системе государственных закупок.

Государственные закупки являются одним из ключевых процессов, который отражает и обеспечивает качество отношений государства, общества и бизнеса.

В процессе закупок государственные органы представляют интересы общества и нацелены на максимально эффективное расходование бюджетных средств для создания высокого уровня качества жизни населения. В свою очередь общество нуждается в получении качественных продуктов, высоком уровне обслуживания и комфортных условиях жизни.

Бизнес, производя товары и услуги, нацелен продавать их государству и обществу как конечному потребителю. Такой ситуация должна быть в идеальном случае. Но в России система отношений в процессе государственных закупок не является таковой.

Многими исследователями отмечается, что система государственных закупок во всем мире является наиболее коррумпированной. Россия в этом не является исключением.

Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оказал постоянный рост коррупции в этой сфере. Это было связано, прежде всего, с тем, что в законе была установлена норма приведения заказчиком начальной цены контракта по закупаемым товарам, работам, услугам, но не указывалось, как заказчику необходимо обосновать эту на-

* Магистрант.

чальную цену. Требование об обосновании начальной цены контракта в Законе 94-ФЗ появилось летом 2011 года, однако так и не появилось пояснений, какими способами стоит производить это обоснование [1]. Например, расчет сметной стоимости, расчет стоимости издержек при производстве и прочее.

Отсутствие обоснования начальной цены приводило к тому, что недобросовестные заказчики устанавливали завышенные цены контрактов, тем самым привлекая к конкурсам и аукционов заранее выбранных участников, как правило, именно тех участников, с которыми они ранее уже работали или имели наиболее выгодную договоренность.

Недоработка в законодательной базе позволяла заказчикам оставить «своего» участника в качестве единственного поставщика, в случае если подана одна заявка, либо если из всех поданных заявок, лишь одна соответствует всем пунктам требований заказчика.

Основываясь на существенные недостатки закона, государственные органы разработали новый Федеральный закон, который 8 апреля 2013 r. был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу с 1 января 2014 г., отдельные положения - в более поздние сроки. Полностью данный Закон начнет действовать с 1 января 2017 г. [3].

Вопросы формирования и развития государственной контрактной системы представлены во многих исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Базовые положения теоретико-методологического характера по данным направлениям исследований сформулированы в трудах Л.И. Абалкина, П.И. Бурака, Е.М. Бухвальда, С.Д. Валентея, В.Г. Варнавского, А.В. Виленско-го, А.Г. Гранберга, Р.С. Гринберга, А.Г. Зельднера, Я.И. Кузьминова, Н.В. Не-стеровича, В.И. Ресина, Ю.В. Росляка, В.И. Смирнова, И.И. Смотрицкой, Д.Е. Сорокина, В.П. Федоровича, А.В. Шаронова, Е.Г. Ясина и др. Зарубежные авторы, исследовавшие вопросы контрактных отношений - Р. Коуз, П. Саму-эльсон, Дж. Стиглиц, Д. Норт, Л. Мизес, О. Уильямсон, Дж. Ходжсон и др.

Согласно закону № 44-ФЗ предусмотрены значительные изменения правил осуществления госзакупок. Поправки затрагивают как деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников госзакупок. В России создана контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая включает участников контрактной системы и осуществляемые ими действия, направленные на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. Закон № 44-ФЗ будет регулировать госзакупки от этапа планирования до этапа оценки их эффективности. Вместе с тем значительная часть положений Закона № 94-ФЗ сохранена в новом Законе № 44-ФЗ в той или иной форме.

В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно Закону № 44-ФЗ вводятся новые, например кон-

курс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Открытый аукцион будет проводиться только в форме электронного аукциона.

Изменяются правила определения начальной цены госконтракта, правила оценки заявок на участие в госзакупках, правила изменения и расторжения госконтракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков. Законом № 44-ФЗ установлены особенности исполнения заключенных контрактов.

Таким образом, основное отличие нового документа заключается в том, что он регулирует не только сам процесс закупок, но и их планирование, мониторинг и аудит, контроль за закупками.

Для информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок в РФ создается и ведется единая информационная система, с помощью которой участникам контрактной системы предоставляются соответствующие данные, осуществляется подача заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа.

Контроль в сфере закупок осуществляется уполномоченными государственными и муниципальными органами власти в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок. В отношении каждого из этих лиц плановые проверки не чаще чем один раз в шесть месяцев. При выявлении нарушений контрольные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, выдавать предписания об устранении нарушений, обращаться в суд с исками о признании состоявшихся закупок недействительными. Документ также содержит антикоррупционные нормы, в частности, регулируются вопросы общественного контроля и общественного обсуждения закупок.

Планируется, что новый закон и разработанные в его развитие нормативно-правовые акты минимизируют возможность коррупционных сделок при осуществлении государственных закупок. Однако некоторые сомнения, возникающие при внимательном чтении Закона № 44-ФЗ, остаются.

Определенная доля коррупциногенности содержится в следующих положениях рассматриваемого закона.

Статья 27 Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - позволяет ограничить число последних с обоснованием его причин, которые должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки [2]. Несмотря на то, что причины, по которым поставщики, подрядчики и исполнители могут быть отстранены от участия в тендере, указаны в законе, можно предположить, что заинтересованные и наделенные соответствующими полномочиями лица всегда найдут возможность толковать причины отказа в свою пользу.

Этой же статьей закона предоставлены преимущества при осуществлении закупок определенным учреждениям и организациям, в частности ор-

ганизациям инвалидов и социально ориентированным некоммерческим организациям. Так, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг (ст. 29). Такие же преференции в закупках предоставлены субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (ст. 30) [2]. Такими льготами непременно воспользуются заинтересованные в максимальной прибыли с наименьшими затратами нечистые на руку субъекты предпринимательской деятельности и покровительствующие им должностные лица.

При разработке законопроекта органами власти было высказано пожелание, чтобы при госзакупках было меньше ограничений в допуске участников. Между тем ст. 56 Закона № 44-ФЗ регламентирует как раз особенности проведения конкурса с ограниченным участием. Речь идет о случаях, когда поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Возникает вопрос относительно критериев этой квалификации, а также кто будет определять уровень квалификации поставщиков, подрядчиков и исполнителей [2].

Принятием федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закладывается основа для реализации «управленческой революции» в сфере государственных и муниципальных закупок. Комплексный подход к процессу закупок, качественно новый уровень обоснования и планирования, обеспечение прозрачности и общественного контроля на всех этапах, расширение качественных критериев оценки заявок при выборе поставщиков и усиление значения квалификационных критериев оценки заявок - все эти новации базируются на результатах широкого общественного профессионального обсуждения проекта закона. В тоже время многие проблемы повышения качества управления закупками требуют более глубокой проработки, сбалансированной взвешенной оценки необходимой и возможной эффективности.

Система государственных закупок в России уникальна. Множество негативных практик законодательно корректировалось в течение 7 лет, предоставляя предпринимателям все более легкие, но обременительные ответственностью способы участия в государственных закупках. Тем не менее,

одними законами всех проблем организации закупок не решить. Очевидно, что чем выше конкуренция, тем качественнее и экономнее результат государственных закупок.

Цель работы службы закупок - обеспечить оптимальную цену, качество и оперативность доставки, чтобы создать условия для эффективности бизнеса компании. Поэтому служба закупок должна иметь конкурентную базу поставщиков, соответствующих требованиям компании, прозрачный процесс закупок, лучшее ценовое предложение на рынке.

Стоит отметить, что эффективно выстроенная система государственных закупок - это важнейший фактор устойчивого экономического роста в стране.

Список литературы:

1. Ворошилов В.П. Проблемы действующего законодательства о госзакупках / В.П. Ворошлов // Российское предпринимательство. - 2012. - № 21. -С. 24-30.

2. КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // Официальный сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 119096, свободный.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, свободный.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕМОНТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

© Якубенко И.Ю.*

Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа

Разработка модели оптимизации ремонтного цикла установок современного НПЗ, учитывающая нормативно-правовые ограничения, новые технические решения и возможность реорганизации ремонтных служб НПЗ.

Ключевые слова: НПЗ, капитальный ремонт, внеплановый ремонт, планово-предупредительный ремонт, технологическая установка, техническая единица, простой установки.

* Магистрант кафедры Экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.