Научная статья на тему 'Федеральная адресная инвестиционная программа'

Федеральная адресная инвестиционная программа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Публикуются с сокращениями итоги проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации мониторинга социально-экономического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральная адресная инвестиционная программа»

41(179) - 2013

Аналитический обзор

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА*

В 2013 г. в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) предусмотрено, согласно данным Росстата, строительство (реконструкция, техническое перевооружение) 2 818 объектов и мероприятий (далее — объектов). В том числе:

— объекты капитального строительства (строительство, реконструкция, техническое перевооружение) — 1 921;

— объекты капитального строительства, на которых в текущем году проводятся только проектные и изыскательские работы — 804;

— приобретение объектов недвижимости — 25;

— мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты) — 68.

В целом в I полугодии 2013 г. реализация программы шла достаточно эффективно.

В отчетном периоде главными распорядителями средств федерального бюджета сдано 18 объектов из 978, подлежащих к вводу в текущем году (без учета тех, по которым в 2013 г. предусмотрено проведение только проектных и изыскательских работ), что составляет 1,8 % от общего количества объектов, подлежащих к вводу в текущем году. В том числе 8 объектов пущено на полную мощность и 10 — частично.

Такой процент ввода объектов по итогам I полугодия несколько выше среднего. Исключение составляет 2012 г., когда в аналогичном периоде были введены в эксплуатацию 97 объектов, или 7,5 % от общего количества подлежащих сдаче. Столь значительный рост количества введенных объектов в I полугодии прошлого года объясняется

* Публикуются с сокращениями итоги проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации мониторинга социально-экономического развития России в I полугодии 2013 г. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/ activity/sections/macro/momtoring/doc20130724_01.

тем, что МВД России приобрело комплексы видеофиксации нарушений правил дорожного движения для установки в целом ряде областей.

Среди прочего, в июне 2013 г. главным распорядителем бюджетных средств Росавтодором завершено строительство двухуровневой автомобильной развязки «Аэропорт» на дороге Адлер — Красная Поляна.

Кроме того, Минздравом России в июне частично завершены реконструкция и развитие комплекса Новосибирского НИИ патологии кровообращения им. академика Е. Н. Мешалкина и строительство больницы скорой медицинской помощи на территории городской клинической больницы №7 в Казани.

Минпромторг России в отчетном периоде частично завершил техническое перевооружение и реконструкцию производства пьезоэлектрических генераторов, фильтров, резонаторов на испытательной базе нового поколения «Метеор» в Волгоградской области.

Также в июне главным распорядителем средств федерального бюджета Росводресурсами частично завершены работы на берегоукрепительных сооружениях на участке 140—143 км правого берега Новосибирского водохранилища в Искитимском районе Новосибирской области.

Кроме того, тогда же Федеральным казначейством завершено строительство административного здания управления казначейства по Орловской области.

Следует отметить, что несмотря на положительную в целом динамику хода реализации ФАИП, по данным Росстата, на 833 объектах программы строительство в отчетном периоде не велось.

Одна из основных причин несвоевременного начала мероприятий, как и в предыдущие годы, — позднее снятие ограничений по финансированию

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

41 (179) - 2013

Аналитический обзор

главными распорядителями бюджетных средств. Так, по состоянию на 1 июля текущего года в ФАИП остаются не снятыми около 360 позиций с ограничениями на общую сумму 53,2 млрд руб. (7,7 % от общего объема ФАИП без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ).

Для сравнения: по состоянию на конец I полугодия 2012 г. в ФАИП с ограничением по финансированию были включены порядка 357 позиций с ограничениями по финансированию на общую сумму 73,7 млрд руб., что составляло 9,7 % от общего объема ФАИП (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ).

Кроме того, в начале года проводились конкурсы и заключение контрактов с подрядными организациями.

Еще одной проблемой в 2013 г. стало изменение порядка проверки достоверности определения сметной стоимости объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. В связи с этим по ряду объектов необходимо было проводить повторные проверки на объектах капитального строительства, что, в свою очередь, привело к увеличению сроков и не позволило главным распорядителям средств федерального бюджета своевременно начать строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов ФАИП.

Также следует отметить, что во II квартале 2013 г. в федеральную адресную инвестиционную программу в установленном порядке Минэкономразвития России внесло ряд изменений, в результате чего объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП, увеличился по сравнению с I кварталом более чем на 21,5 млрд руб.

Наибольший объем бюджетных ассигнований — почти 20,2 млрд руб. — был выделен главному распорядителю средств федерального бюджета Росавтодору на финансирование мероприятий в рамках годпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)».

Кроме того, за счет средств федерального бюджета дополнительные бюджетные ассигнования были направлены на строительство объектов XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, развития города как горноклиматического курорта. Так, на строительство объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры главному

распорядителю средств федерального бюджета Росморречфлоту предусмотрены дополнительные средства в размере 0,37 млрд руб., главному распорядителю средств федерального бюджета Россвя-зи — 0,57 млрд руб.

В то же время почти на 3,9 млрд руб. был сокращен предусмотренный Минэнерго России объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Значительная часть изменений во II квартале была внесена в ФАИП на основании п. 37 ст. 24 Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», а также п. 21 постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2012 № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», в соответствии с которыми главные распорядители средств федерального бюджета обязаны были представить до 6 апреля 2013 г.:

— документы, подтверждающие наличие на 1 апреля 2013 г. утвержденной в установленном порядке проектной документации;

— предложения по детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), включенных в федеральную адресную инвестиционную программу;

— предложения о внесении изменений в федеральную адресную инвестиционную программу в части перераспределения бюджетных ассигнований в связи с отсутствием по состоянию на 1 апреля 2013 г. утвержденной в установленном порядке проектной документации в отношении объектов капитального строительства, а также детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), включенных в указанную программу.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные на инвестиции в объекты капитального строительства и мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), в отношении которых по состоянию на 1 апреля 2013 г. отсутствовала утвержденная в установленном порядке проектная документация, а также детализация мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), подлежали перераспределению.

С учетом внесенных изменений общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Аналитический обзор

41(179) - 2013

реализацию ФАИП в 2013 г. (рис. 1), по состоянию на 1 июля 2013 г. составил 891,1 млрд руб. (в том числе бюджетные инвестиции — 784,5 млрд руб., субсидии — 106,6 млрд руб.), что на 34,3 млрд руб. меньше, чем в аналогичном периоде предыдущего года (с учетом специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ).

На финансирование объектов, включенных в федеральные целевые программы (далее — программная часть), предусмотрены средства в размере 586,8 млрд руб. (65,9 % от общего объема ФАИП), в том числе бюджетные инвестиции — 489,7 млрд руб., субсидии — 97,1 млрд руб. Из них в рамках программной части на реализацию специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, предусмотрено 86,6 млрд руб.

На строительство объектов, не включенных в федеральные целевые программы, в 2013 г. предусмотрены средства в размере 304,3 млрд руб., что составляет 34,1 % от общего объема ФАИП, в том числе бюджетные инвестиции — 294,8 млрд руб., субсидии — 9,5 млрд руб. На реализацию специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, предусмотрено 117,3 млрд руб.

Следует заметить, что в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 14.09.2005 № МФ-П13-4616 Минэкономразвития России ежеквартально готовит и на 45-й день по завершении отчетного периода направляет в Правительство РФ доклад о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации ФАИП. В рамках данного доклада представлена подробная информация о ходе реализации ФАИП и федеральных целевых программ в I полугодии 2013 г.

В связи с изложенным дальнейший анализ хода реализации ФАИП будет производиться на основании данных Росстата.

По объектам ФАИП (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ), по которым Федеральной службой государственной статистики ведется наблюдение, уровень финансирования бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП, в январе — июне 2013 г. составил 274 419,6 млн руб., или 43,4 % от общего объема средств, предусмотренного на год.

Рис. 1. Объем бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП в 2012 и 2013 гг. (по состоянию на конец I полугодия), млрд руб.

Для сравнения: за январь — июнь 2012 г. бюджетные ассигнования, по данным Росстата, были профинансированы на 39,6 %.

Кроме того, в отчетном периоде осуществлялось финансирование строительства объектов собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности за счет средств бюджетов субъектов РФ на общую сумму 6 643,2 млн руб., что составляет 41,7 % от общего объема средств за счет бюджетов субъектов, предусмотренного на год.

Финансирование объектов ФАИП за счет прочих источников составило 3 513,8 млн руб., или 27,1 % от общего объема средств за счет прочих источников, предусмотренного на год.

Использование средств в январе — июне текущего года за счет всех источников финансирования составило 120 453,6 млн руб., или 18,2 % от предусмотренного на год объема средств (рис. 2).

Для сравнения: в январе — июне 2012 г. государственными заказчиками за счет всех источников финансирования было использовано 16,9 % годового лимита средств, предусмотренных на строительство объектов ФАИП.

Таким образом, по итогам 6 мес. 2013 г. уровень финансирования объектов, строительство (реконструкция, техническое перевооружение) которых предусмотрено ФАИП за счет средств федерального бюджета, вырос на 3,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уровень использования средств, профинансированных из всех источников, в I полугодии 2013 г. также на 1,3 % выше, чем в аналогичном периоде 2012 г.

По объектам, включенным в федеральные целевые программы, за счет средств федерального бюджета было профинансировано 226 608,1 млн руб., или 50,5 % от предусмотренного на год. Ис-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

7х"

61

41 (179) - 2013

Аналитический обзор

0 20 □ Использовано

40 60

□ Профинансировано

Рис. 2. Уровень финансирования и использования средств за счет всех источников, % от общего объема средств, предусмотренного на год

Рис. 3. Финансирование и использование средств в разрезе программной и непрограммной частей ФАИП, %

пользовано было 96 889,6 млн руб., что составляет 20,5 % от предусмотренного на год объема средств из всех источников, или 41,2 % от общего объема профинансированных средств (рис. 3).

По объектам, не включенным в федеральные целевые программы, за счет средств федерального бюджета было профинансировано 47 811,5 млрд руб., или 26,1 %. Использовано в отчетном периоде было 23 564,0 млрд руб., что составляет 12,5 % от предусмотренного на год объема средств за счет всех источников, или 47,7 % от общего объема профинансированных средств.

Следует заметить, что работы на объектах капитального строительства ведутся в соответствии с планами строительства, а затраты на оплату выполненного имеют неравномерный характер.

Сведения в разрезе федеральных округов о том, как используются средства на стройках и объектах, включенных в ФАИП, по которым Росстатом ведется наблюдение (без учета государственного оборонного заказа), по итогам за 6 мес. 2013 г. представлены в таблице.

Как видно из приведенной таблицы, выше среднего по России лимит средств, предусмотренных на финансирование строек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы, использован в Северо-Кавказском, Южном, Дальневосточном, Сибирском и Приволжском федеральных округах. В то же время в Уральском, Центральном и Северо-Западном округах освоение бюджетных

инвестиций ниже среднего. Использование средств по стройкам и объектам, включенным в ФАИП

Федеральный округ Лимит ассигнований Лимит ассигнований Фактически использовано за счет

за счет всех за счет средств федераль- всех источников финансирования

источников ного бюджета Млн руб. % от лимита на год

Центральный 239 583,1 235 950,8 31 199,1 13,0

Северо-Западный 80 571,3 78 952,4 13 883,1 17,2

Южный 70 870,6 70 235,6 19 789,9 27,9

Северо-Кавказский 28 663,9 28 051,6 8 782,8 30,6

Приволжский 61 207,1 57 383,5 11 356,3 18,6

Уральский 30 264,1 29 885,3 2 650,2 8,8

Сибирский 46 533,4 37 515,0 8 888,2 19,1

Дальневосточный 102 880,5 93 712,9 23 904,0 23,2

ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА

проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.