Научная статья на тему 'Федерализм политики и политика федерализма в преодолении проблемных тенденций современного мирового развития'

Федерализм политики и политика федерализма в преодолении проблемных тенденций современного мирового развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
297
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / МНОГОСОСТАВНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФЕДЕРАЛИЗМА / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТУРБУЛЕНТНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / НОВАЦИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ И ГЕОТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ / ОБНОВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОЛИТИКИ ФЕДЕРАЛИЗМА / FEDERALISM / THE MULTICAST STATE / FEDERALISM INNOVATIVE TECHNOLOGY / ETHNO-POLITICAL IDENTITY / CIVIL IDENTITY / TURBULENCE IN INTERNATIONAL RELATIONS / GEOPOLITICAL INNOVATIONS AND GEOLOCATION STATUS / FEDERALISM POICY RENOVATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Назаров Виктор Викторович

Рассматриваются принципы федерализма, а также условия актуализации федеративного государственного устройства. Выявляются новые факторы геополитической и внутриполитической природы, которые обуславливают развитие федерализма политики и политики федерализма в соотнесении с национальной безопасностью, суверенитетом, противодействием терроризму, обеспечением дифференцированных интересов государств, регионов, сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«FEDERALISM OF POLICY» AND «FEDERALISM POLICY» IN THE PROCESS OF MODERN WORLD DEVELOPMENT PROBLEM TRENDS OVERCOMING

This article discusses the principles of federalism, as well as the conditions of a federal state structure actualization process. The author identify new geopolitical and domestic political factors, which are supposed to determine development of the "federalism of policy"and "federalism policy", taking into account national security, sovereignty, counterterrorism policy and providing differentiated interests of the states, regions and communities.

Текст научной работы на тему «Федерализм политики и политика федерализма в преодолении проблемных тенденций современного мирового развития»

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 342

ФЕДЕРАЛИЗМ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКА ФЕДЕРАЛИЗМА В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРОБЛЕМНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО РАЗВИТИЯ

Назаров аспирант, Южно-Российский институт управления - филиал

Виктор Российской академии народного хозяйства

Викторович и государственной службы при Президенте РФ

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). Б-таП: crim2005@yandex.ru

Аннотация

Рассматриваются принципы федерализма, а также условия актуализации федеративного государственного устройства. Выявляются новые факторы геополитической и внутриполитической природы, которые обуславливают развитие федерализма политики и политики федерализма в соотнесении с национальной безопасностью, суверенитетом, противодействием терроризму, обеспечением дифференцированных интересов государств, регионов, сообществ.

Ключевые слова: федерализм, многосоставное государство, инновационные технологии федерализма, этнополитическое самоопределение, гражданская идентичность, турбулентность международных отношений, новации геополитических и геотерриториальных статусов, обновление проблемно-тематического спектра политики федерализма.

Современная мировая и внтуригосударственная практика свидетельствует об актуальности дифференцированного выбора принципа устройства и развития государств, которые отличаются разными показателями - геополитическими, экономическими, социальными, этнокультурными и иными. Среди принципов государственного устройства выделяется федерализм, широкая практика которого в полной мере оправдала себя в убедительных примерах создания мощных и влиятельных государств: Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Союз Советских Социалистических Республик, Российская Федерация и др.

При некоторых проблемных сторонах федерализма, которые, впрочем, есть и у унитаризма, именно федеративные государства функционируют как апробированная и эффективная государственно-правовая форма государственного устройства [1]. Федерализм позволяет организовать взаимодействие регионов, субъектов, зон, как по вертикали, так и по горизонтали. Также федеративный режим позволяет обеспечить не только развитие территорий, но и развитие населения, которое в зависимости от множества факторов (историко-культурных, общественно-политических, природно-климатических, социально-экономических) имеет дифференцированные интересы [2]. В этой связи изучение федерализма политики и политики федерализма имеет непреходящее значение, прежде всего, в рамках политологического знания [3].

Под политикой федерализма подразумеваются акцентируемые многими исследователями сильные стороны данного принципа государственно-правового устройства [4]. Несмотря на их подробную разработку, эволюция внешне-и внутриполитического процесса обязывается к постоянному обновлению и приращению знаний о содержании, техниках и технологиях политики федерализма.

Так, политика федерализма на современном этапе направлена, прежде всего, на решение традиционных задач, среди которых выделяются, такие как: поддержание единства государственно-правового объединения входящих в многосоставной союз государств; сохранение за субъектами (государствами) федерации определенного суверенитета - определенной политико-юридической самостоятельности. Также это: разграничение полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами; поддержание статуса государственной власти федерации как высшей суверенной власти, опирающейся на волю всего народа государства; сохранение ограниченности (формальной и фактической) суверенитета субъектов для дальнейшей эволюции союзного государства и предотвращения его распада [5].

Вместе с решением данных традиционных задач современная политика федерализма существенно расширена в соотвествии с современными политическими факторами и рисками. Среди них выделим, прежде всего, заметную политизацию всех государственно-общественных, социально-классовых, классово-стратных отношений при нарастающей неустойчивости современного миропорядка [6]. Современная политика федерализма расширяется в связи с повышением политической компетентности граждан, разрастанием системы политических организаций и общественно-политических движений, политизацией деятельности многих институтов гражданского общества (экологических, национально-культурных, религиозных, женских, ветеранских, молодежных). Также расширение современной политики федерализма вызвано общеизвестными рисками мирового масштаба - деятельностью международных террористических организаций (прежде всего, ИГИЛ - террористической организации, запрещенной в РФ) [7]. Также расширение современной политики федерализма обусловлено политизацией межэтнических противоречий, а также обострением этнополитических и военно-политических конфликтов (Украина, Сирия), масштабными миграционными перемещениями населения из Сирии, Ливии и др. стран в европейские государства. Также расширение современной политики федерализма вызвано мировым экономическим и банковско-финансовым кризисом, падением уровня жизни, свёртыванием социальных программ проблемами трудоустройства молодежи и др.

Все эти процессы предусматривают расширение политики федерализма и обновление ее проблемно-тематического спектра, прежде всего, с учетом необходимости обеспечения общечеловеческой и национальной безопасности. В этом плане политика федерализма имеет мировое, международное звучание, тем более с учетом того, что самые влиятельные субъекты международных отношений являются федерациями (США, РФ, ФРГ). Кроме того, в известном плане политика федерализма реализуется в рамках Европейского Союза, который может быть прообразом Соединенных Штатов Европы. Поэтому политика федерализма на современном этапе должна быть направлена на достижение глобальных инновационных целей в интересах всего человечества. Среди актуальных целей политики федерализма выделим следующие:

1. Создание эффективной системы совместных действий против угроз терроризма, национально-религиозного экстремизма, агрессии, национализма, дискриминации.

2. Интеграция межгосударственная на основе справедливого распределения ресурсов, источников богатств и благополучия.

3. Организация эффективного обмена опытом, техниками, технологиями решения проблем в сфере экологии, медицины.

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 2

4. Снижение противоречий между странами с существенной разницей в уровнях развития экономики и социальной инфраструктуры.

5. Уменьшение рисков этнополитического самоопределения, этноконфес-сиональной архаизации и противоречий между гражданской и этнической идентич-ностями.

6. Создание эксграничного, надтерриториального гуманитарного пространства с приоритетами общечеловеческих гуманистических ценностей.

На фоне обновления политики федерализма в ее международном выражении важен и федерализм политики. Под ним мы подразумеваем целевой принцип внутренней политики в федеративном государстве, не только правовой и организационной, но и идеолого-доктринальной. Данная политика сегодня не должна замыкаться только на традиционных направлениях, которые общеизвестны. Это: обеспечение соответствия законодательства субъектов законодательству федерации; достижение равного уровня социально-экономического развития регионов; обеспечение дифференцированного подхода к отдельным территориям и зонам; гарантирование народам и этническим группам, а также всем гражданам реализации их интересов в этнокультурной сфере и др. [8].

Традиционные цели политики федерализма внутри федеративного государства в современных условиях могут быть дополнены следующими:

1. Отказ от искусственного упрощения, спрямления устройства многосоставного государства.

2. Профилактика волюнтаристских стремлений к насильственным изменениям границ, переподчинению территорий, к необоснованным укрупнениям или разукрупнениям субъектов.

3. Популяризация национально-культурного самоопределения этнических групп и граждан в рамках национально-государственного суверенитета всей федерации.

4. Распространение идей общегосударственной гражданской идентичности при создании благоприятных условий для сохранения и этносоциальных и этнокультурных особенностей региональных сообщества.

5. Создание общегосударственного патриотического информационного, коммуникативного дискурса с акцентированием преимуществ федеративного устройства.

Политика федерализма и федерализм политики в современном мире должны эволюционировать с учетом вышеуказанных условий и факторов. Также политика федерализма и федерализм политики должны разрабатываться и воплощаться с учетом важнейших потребностей современности [9, с. 137].

Первая из них - турбулентность современных международных отношений и геополитических и геотерриториальных статусов. Так, за последнее время состоялись существенные прецеденты, меняющие международную архитектуру и актуализирующие достоверность и адекватность политики федерализма и федерализма политики. К таким прецедентам относятся: провозглашение независимости Южной Осетии, Абхазии; попытки суверенизации Шотландии, Каталонии; референдум в Крыму и вхождение Крыма в РФ; кризис государственной власти и политической системы в Сирии; обострение российско-турецких, турецко-курдских, арабо-израильских отношений.

Вторая из них - подвижность международных элитных политико-управленческих ассоциаций - Большой двадцатки (С20), Большой семерки (07) Большой восьмерки (08), Европейского союза, Европейской комиссии, АТЭС (АРЕС) при явных противоречиях позиций наиболее влиятельных мировых политиков: Владимира Путина, Барака Обамы, Ангелы Меркель, Дэвида Кэмерона, Франсуа Олланда и др.

Данные прецеденты выводят на передний план политику федерализма и федерализм политики, которые призваны соответствовать внутриполитическим и международным реалиям, а также должны быть максимально диверсифицированы для поиска устойчивых моделей мирового и государственного развития.

Литература

1. Глигич-Золотарёва М.В. Правовые основы федерализма. М., 2006. -246 с.

2. Ким Ю.В. Федеративный режим. М.: Формула права, 2007. 256 с.

3. Федерализм: российское и международное измерения / Под ред. Р. Хакимова. Казань, 2004. 688 с.

4. Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М., 2004. 178 с.

5. Лексин В. Феномен федерального присутствия // Федерализм. 2005. № 4. С. 21-27.

6. Артюхин О.А., Крицкая А.А. Неустойчивость устойчивого развития в контексте униполярной глобализации // Философская инноватика и глобальные проблемы современного общества / Отв. ред. А.М. Старостин. Ростов н/Д: Дониздат, 2012. С. 248256.

7. Угроза ИГИЛ: пути противодействия национально-религиозному экстремизму. Сборник информационно-аналитических материалов / Сост. А. Брод. М.: Московское бюро по правам человека, 2016. 160 с.

8. Аствацатурова М.А., Назаров В.В. Политико-управленческий аспект развития российских федеративных отношений в современных условиях // Вестник ПГЛУ. 2015. № 4. С. 87-95.

9. Федерализм и регионализм: приоритеты XXI века. Материалы Международной конференции. Владикавказ 27-28 сентября 2007 г. / Под ред. М.А. Миндзаева. Владикавказ: ВИУ, 2007.

Nazarov Viktor Viktorovich, postgraduate student; South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: crim2005@yandex.ru

«FEDERALISM OF POLICY» AND «FEDERALISM POLICY» IN THE PROCESS OF MODERN WORLD DEVELOPMENT PROBLEM TRENDS OVERCOMING

Abstract

This article discusses the principles of federalism, as well as the conditions of a federal state structure actualization process. The author identify new geopolitical and domestic political factors, which are supposed to determine development of the "federalism of policy"and "federalism policy", taking into account national security, sovereignty, counterterrorism policy and providing differentiated interests of the states, regions and communities. Keywords: federalism, the multicast state, federalism innovative technology, ethno-political identity, civil identity, turbulence in international relations, geopolitical innovations and geolocation status, federalism poicy renovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.