Научная статья на тему 'Фасилитация учебного процесса в вузе (на примере сценария курса «Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях», разработанного с использованием таблицы 6 aims and 47 learning methods (6 целей и 47 видов учебной работы))'

Фасилитация учебного процесса в вузе (на примере сценария курса «Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях», разработанного с использованием таблицы 6 aims and 47 learning methods (6 целей и 47 видов учебной работы)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ФАСИЛИТАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / МОДЕЛИ ФАСИЛИТАЦИИ / СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / РОЛЕВАЯ ИГРА / FACILITATION / FACILITATION OF EDUCATIONAL PROCESS / FACILITATION MODEL / STRONG AND WEAKNESSES OF METHODS OF TRAINING / STUDENT ALIGNED APPROACH / ROLE GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Екатерина Анатольевна

В процессе организации учебного процесса в университете с каждым годом возрастает необходимость в дополнительной организации групповой работы или фасилитации. Цель статьи исследовать роль и место фасилитации в учебном процессе путем анализа методов и целей обучения (на примере экономической дисциплины).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACILITATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF THE SCENARIO OF THE COURSE «STRATEGIC MANAGEMENT IN THE FINANCIALLY-CREDIT ORGANIZATIONS)), DEVELOPED WITH USE OF TABLE 6 AIMS AND 47 LEARNING METHODS (6 PURPOSES AND 47 KINDS OF STUDY))

In the course of the organization of educational process necessity for the additional organization of group work or failitation every year increases in university. Article purpose is to investigate a role and a place of facilitation in educational process by the analysis of methods and the training purposes (on an example of economic discipline).

Текст научной работы на тему «Фасилитация учебного процесса в вузе (на примере сценария курса «Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях», разработанного с использованием таблицы 6 aims and 47 learning methods (6 целей и 47 видов учебной работы))»

Фасилитация учебного процесса в вузе

(на примере сценария курса

«Стратегический менеджмент в финансово-

кредитных организациях», разработанного

с использованием таблицы 6 AIMS

and 47 learning methods

(6 целей и 47 видов учебной работы))

Исаева Екатерина Анатольевна

к.э.н, доцент кафедры финансов, кредита и банковского дела

ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики»,

Тел.: (495) 442-24-93, dipmesi@mail.ru

В процессе организации учебного процесса в университете с каждым годом возрастает необходимость в дополнительной организации групповой работы или фаси-литации. Цель статьи - исследовать роль и место фасилитации в учебном процессе путем анализа методов и целей обучения (на примере экономической дисциплины).

Ключевые слова: фасилитация, фасили-тация учебного процесса, модели фасили-тации, сильные и слабые стороны методов обучения, студентоориентированный подход, ролевая игра.

Isaeva Ekaterina Anatolevna

candidate of science, economics; the senior

lecturer of chai of Finance, Credit and

Banking SEI HPE «The Moscow State

University of Economics, Statistics and

Informatics»,

Тel.: (495) 442-24-93, dipmesi@mail.ru

FACILITATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF THE SCENARIO

OF THE COURSE «STRATEGIC MANAGEMENT IN THE FINANCIALLY-CREDIT ORGANIZATIONS», DEVELOPED

WITH USE OF TABLE 6 AIMS AND 47 LEARNING METHODS (6 PURPOSES AND 47 KINDS OF STUDY))

In the course of the organization of educational process necessity for the additional organization of group work or failitation every year increases in university. Article purpose is to investigate a role and a place of facilitation in educational process by the analysis of methods and the training purposes (on an example of economic discipline).

Keywords: facilitation, facilitation of educational process, facilitation model, strong and weaknesses of methods of training, student aligned approach, role game.

Учебные группы можно рассматривать как команды, которые функционируют для реализации различных задач, таких как координация независимой работы, выполненной отдельными представителями команды, обмен информацией, принятие решений, интегрирование знаний для выполнения определенных заданий на различные темы, решение проблем, подготовка к конкретному мероприятию и многое другое.

Фасилитация в глубоком смысле означает — раскрытие настоящих человеческих качеств у присутствующих участников группы и помощь стать нечто большим, чем просто участники. В связи с этим, задача фасилитации — помочь отдельным участникам найти гармонию в отношениях с организацией, а также с самими собой, поэтому для эффективного проведения фасилитации, преподаватель должен хорошо знать процесс и обладать соответствующими навыками.

Нельзя сказать, что в процессе преподавания следует четко придерживаться одной из трех моделей фасилитации: иерархической, сотрудничества или автономной. Скорее всего, выбор должен остановится на той модели, которая в большей степени соответствует аудитории в конкретный момент времени и при изучении конкретного раздела дисциплины. Зачастую предпочтение отдается модели -миксу, учитывающей особенности каждой из трех видов фасилитации.

Эффективная фасилитация

предполагает долгий процесс, который может привести к раскрытию потенциала всех участников группы в полном объеме.

Эффективная фасилитация должна быть студентоориентиро-

ванной, учитывать интеллектуальный потенциал аудитории. Однако это очень трудоемкий и долгий процесс. На наш взгляд, эффективные, гибкие методы обучения во многом могут способствовать разрешению диллемы «фасилитация -разнородность аудитории».

Рассмотрим на конкретном примере как реализуются 6 целей и 47 методов обучения в процессе изучения дисциплины «Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях». Дисциплина читается на кафедре финансов, кредита и банковского дела МЭСИ для различных специальностей.

Курс «Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях» направлен на освоение принципов и методов стратегического планирования и корпоративного управления в банковской деятельности, излагает основные термины, понятия и методы стратегического менеджмента в финансово-кредитных организациях.

В процессе преподавания особое внимание обращается на сложившуюся практику стратегического управления за рубежом и в России, нормативно-правовую базу, отражающую особенности организации стратегического менеджмента, что обеспечивает финансово-кредитным организациям условия для поступательного динамичного развития и создает предпосылки формирования конкурентной позиции на рынках, что во многом способствует росту их стоимости.

К традиционным методам обучения, которые широко используются в процессе преподавания настоящей дисциплины, следует отнести следующие: лекции; семина-

№3, 2009

ры; интернет; практические упражнения; групповые дискуссии; подготовка письменных работ; презентации; тестовые задания; актуальные учебники (книги) и статьи; навыки работы и библиотекой; кейс-стади.

Проведем обзор сильных и слабых сторон относительно каждого метода (табл. 1).

Таблица 1 Обзор личных сильных и слабых сторон используемых методов

Из 47 методов1 обучения отметим те, которые на сегодняшний день используются в преподавании дисциплины «Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях» (табл. 2)2.

Кроме того, в процессе освоения учебной дисциплины в той или иной степени должны достигаться 6 целей учебного плана:

1. Доведение знаний до студентов;

2. Развитие у студентов способностей использовать идеи и информацию;

3. Развитие у студентов способностей проверять обоснованность суждений и свидетельств;

4. Развитие у студентов способностей генерировать новые идеи и свидетельства;

5. Фасилитация личностного развития студентов, поощряя использование;

6. Развитие у студентов способностей планировать и управлять своим обучением.

Анализ показывает, что в процессе обучения вышеуказанной дисциплины реализуются 1-4 и 6 цели. Никакого отражения не получила цель - фасилитация личностного развития студентов.

Таблица 2

47 методов обучения

Дове- Разви- Развитие Развитие Фаси- Разви-

дение тие у у сту- у сту- лита- тие у

знаний сту- дентов дентов ция сту-

до дентов способ- способ- лично- ден-

студен- спо- ностей ностей стного тов

тов собно- прове- генери- разви- спо-

стей рять ровать тия собно-

исполь- обосно- новые сту- стей

зовать ванность идеи и дентов, пла-

идеи и сужде- свиде- поощ- ниро-

инфор- ний и тельства ряя ис- вать и

мацию свиде- поль- управ-

тельств зова- лять

ние своим

обу-

чени-

ем

1 2 3 4 5 6

1. 11. 21. Се- 25. Ис- 38. 40.

Лек- Кейс- минары следова- Об- Учеб-

ции стади тельские ратная ные

проекты связь согла-

на шения

письме / пла-

нные ны

работы лично-

го

разви-

тия

1 Методы предложены английским тренером по фасилитации Ж. Фассет

2 Те методы, которые на сегодняшний день активно используются, в таблице выделены жирным шрифтом и курсивом.

1 2 3 4 5 6

2. 12. 22. 31. 39. 10.

Акту- Прак- Тьюто- Творче- Обу- Инте

альные тиче- риалы ское чение, рнет

учеб- ские решение основа (е-

ники упраж проблем нное Ьеагп-

(книги) нения на п)

и ста- опыте

тьи

3. 13. 23. Пре- 16. 40. 24.

Кон- Крат- зента- Группо- Учеб- Актив

ферен- кос- ции вые ные ное

ции рочные дискус- согла- обу-

стажи- сии шения чение

ровки

4. 14. 24. Ак- 24. Ак- 22. 22.

Иссле- Роле- тивное тивное Тью- Тьюто

дова- вые обучение обуче- ториа- риалы

ния и игры ние лы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разви-

тие

5. 15. 25. Ис- 32. Все- 41. 46.

Пригла Де- следова- сторон- Учеб- На-

шен- монст- тельские ние ные став-

ные рации проекты крити- записи, ники

лекто- ческие блоги

ры подходы и вики

к вопро-

сам

6. 16. 26. Об- 33. Моз- 14. 41.

Прак- Груп- зоры говые роле- Учеб-

тиче- повые лите- штурмы вые ные

ские дис- ратуры игры запи-

упраж- куссии си,

нения блоги

и вики

7. 17. 27 Эк- 34. 42. 8.

Навы- симу- замена- Майнд - Рефлек Неза-

ки ляции цион- мэп сивная виси-

рабо- - вжи- ные/тес прак- мое

ты в вую товые тика / обу-

биб- или задания обзоры чение

лио- ком- по под

теке пью- итогам руко-

терные меропр во-

иятий дство

настав

ника

8. 18. 28. Со- 35. Со- 43. 20.

Неза- Сооб- общест- зидаю- Пла- Подго

виси- щества ва щая ниро- товка

мое прак- учащих- визуали- вание пись-

обуче- тики ся зация лично- мен-

ние под го ных

руково- разви- работ

дством тия

настав-

ника

9. 19. 29. Пе- 36. Ко- 44. 30.

Мате- Крити- рекрест- учинг Работы Само-

риалы ческая ная в сети / оцен-

откры- оценка оценка дис- ка

того / кусси-

дис- онные

танци- фору-

онного мы

обуче-

ния

10. 20. 30. Са- 37. Тех- 45. 47.

Интер Под- мооцен- нологии Пси- Соз-

нет (е- готов- ка откры- хомет- дание

1еагп- ка того риче- портф

письме про- ские олио

нных странст- инст-

работ ва румен-

ты

Истоки развития и саморазвития личности лежат в обучении на содержательно-оценочной основе, а умение содержательной оценки учащиеся приобретают, прежде всего, в коллективной учебно-познавательной деятельности, где на фоне положительно-критических отношений складывается

Методы обучения Сильные стороны преподавания Слабые стороны преподавания

1 Лекции В сложных темах тяжело завоевать внимание всей аудитории, если она более 50 человек

2 Семинары Разнообразие заданий, что позволяет удовлетворить потребности любого типа интеллекта

3 Интернет Широко используется в процессе обучения К сожалению, не всегда верно ориентирует студента в предметной области

4 Практич еские упражнения Позволяют систематизировать все полученные знания

5 Групповые дискуссии Любимое занятие большинства студентов. Главное сориентировать и по теме и заинтересовать

6 Подгото вка письменных работ Более скромных и неактивных студентов увлекает

7 Презент ации Главное достоинство презентаций - их наглядность. Позволяет студентам самостоятельно поработать и выразить свои мысли

8 Тестовые задания Не позволяют объективно оценить уровень знаний студентов

9 Актуальные учебники (книги) и статьи Требую от студентов изучения современной литературы, постоянного изучения законодательной базы

10 Навыки работы и биб-лиоте-кой Современный студент не понимает как извлечь пользу от работы с библиотекой

11 Кейс-стади Подобная работа систематизирует знания и позволяет студентам рассуждать по предметной области

12 Обзор литературы Важно сориентировать студента в предметной области

Экономика, Статистика и Информатика 9 №3, 2009

На

общественное мнение, эталоны, нормы и взгляды. Саморазвитие личности детерминируется характером педагогического общения как педагога и учащихся, так и учащихся между собой. Мы рассматриваем педагогическое общение, фасилитируемое его участниками и одновременно фасилитирую-щее раскрытие их личностного потенциала, как процесс осознанного саморазвития субъектов общения

Субъектный опыт, вырабатываемый на основе рефлексивных умений личности, наряду с опытом сотрудничества выступают, на наш взгляд, ключевыми факторами успешности развития фасилитацион-ных умений .

Поэтому представляется возможным скорректировать сложившуюся практику преподавания и изыскать возможности реализации 5-й цели.

В качестве средств, актуализирующих процесс саморазвития студентов, можно выделить:

• применение активных форм и методов обучения;

• усиление обратной связи (обязательные письменные комментарии на письменные работы студентов);

• составление письменных обязательств студента перед преподавателем относительно того, что студент предполагает изучить в рамках каждого раздела учебного плана;

• непрерывность процесса обучения с целью улучшения знаний, навыков или повышения квалификации по различным причинам;

• планирование личного развития (с составлением детализированного плана по развитию своих знаний и навыков, с объяснением способов достижения поставленных целей);

• работа в дискуссионных форумах бизнес - сети в целях определения путей решения различных вопросов и проблем профессионального характера;

• использование психометрических инструментов для оценки

1 В.Е. Сумина Обеспечение личностного развития студентов в рамках элективного курса по иностранному языку // http://cong.rgups.ru/ teacher21 сейгу/Мех64^р

своего отношения, поведения, личности и интеллекта (входная оценка, промежуточная и на выходе).

Таким образом, развитие у студентов фасилитационных умений предполагает, прежде всего, отработку активного слушания и постановку вопросов с целью стимулирования собеседников к порождению собственных высказываний. Не менее важно уметь вести обсуждение, выделяя ключевые моменты и предоставляя сторонам возможность проявить себя в полной мере. Поэтому данный курс должен содержать тренировочные упраж-нения2, направленные на приобретение студентами навыков логического анализа информации, обработки фактов и суждений, выстраивания на их основе последующей дискуссии.

В качестве примера рассмотрим метод обучения № 14 «ролевые игры». Общение связано не только с обменом информацией, выполнением совместной деятельности, но одновременно с личностным восприятием студентами друг друга, успех обучения во многом зависит от того, каковы взаимоотношения между студентами, атмосфера общения, межличностные контакты. Поэтому в обучение следует дополнять такие методы, которые помогают преодолеть психологические барьеры в общении и консолидируют группу. На наш взгляд, «ролевая игра» - именно такой метод.

Кроме того, при осуществлении продуктивного общения у студентов развиваются, лингвистические умения, а также презентационные и оценочные (рефлексивные) умения. Обучающая программа призвана учитывать индивидуальные потребности студентов на основе их критической рефлексии. То есть учитывается проблема разнородности учебной аудитории.

Совместная деятельность общения и одновременно его фасилита-ция способствует поднятию уровня доверия, т. е. способности делиться собственными переживаниями, мыслями и чувствами, уровня терпимости студентов друг к другу в спорных и конфликтных ситуаци-

№3, 2009

ро

Данный метод применяется в учебном процессе в настоящее время.

ях. Как следствие, снимаются психологические барьеры в общении. Возникает заинтересованность во взаимном успехе, сплоченность группы, возрастает степень внимания к партнерам и быстрота реакции на их действия. С увеличением уверенности студентов в собственных силах растет уровень их мотивации.

Таким образом, неуклонно прослеживается связь между личностным развитием (саморазвитием) студентов с их коллективной учебно-познавательной деятельностью и общением на профессиональные темы. Фасилитация общения студентов увеличивает возможность их личностного роста и повышения уровня образованности.

В заключении следует отметить, что фасилитация является одним из средств активизации учебной работы. Приемы эффективного фасили-тирования учебного процесса позволяют организовать интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов, установить дружелюбную, стимулирующую к активной самостоятельной познавательной деятельности атмосферу в учебной аудитории.

Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека адаптивных способностей.

Педагогическая деятельность предусматривает наличие, по крайней мере, двух своих сторон: объективная - это набор методов и приемов работы, которые преподаватель традиционно использует, и личностный - это то, как он в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует. Кроме того, личностный аспект связан и с той аудиторией, с которой преподаватель работает.

В настоящей статье была подчеркнута роль фасилитации в преподавании дисциплин экономического профиля, на примере курса «Стратегический менеджмент в финансово - кредитных организациях». Был проведен анализ методов обучения, которые широко используются в рамках учебного процесса. В результате был сделан

вывод о том, что такая цель учебного процесса как фасилитация личностного развития студентов, не реализуется, в то время как остальные пять целей в той или иной степени работают. В связи с этим даны рекомендации по улучшению существующей практики и выявлены возможности использования новых методов обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. http://msk.treko.ru/

2. http://www.trainings.ru/

3. Энциклопедия «Мир вокруг нас» («Collier's Encyclopedia») http://www.abc-people.com/

4. http://cong.rgups.ru/teacher21c entry/index64.php

5. http ://festival. 1 september.ru/art icles/101599/?member=101599

6. Материалы курса Ж. Фассет (http://sp.mesi.ru/edu/idpo/edu/emoder)

Bibliography

1. http://msk.treko.ru/

2. http://www.trainings.ru/

3. The Encyclopedia «the World round us» («Collier's Encyclopedia») http://www.abc-people.com/

4. http://cong.rgups.ru/teacher21c entry/index64.php

5. http://festival.1september.ru / articles/ 101599/?member=101599

6. The materials of G. Fasset's course (http://sp.mesi.ru/edu/idpo/edu/emoder)

Экономика, Статистика и Информатика 11 №3, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.