Научная статья на тему 'Фашизм в Юго-Западной Африке'

Фашизм в Юго-Западной Африке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
922
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАШИЗМ / FASCISM / ЮГО-ЗАПАДНАЯ АФРИКА / SOUTH-WEST AFRICA / ЛАНДЕСГРУППА НСДАП / NSDAP LANDESGRUPPE / ГИТЛЕРЮГЕНД / HITLERJUGEND / ЗАПРЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАШИСТСКОЙ ПАРТИИ / PROHIBITION OF THE ACTIVITIES OF THE FASCIST PARTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балезин Александр Степанович

В статье на основе материалов из архивов Намибии (бывшей Юго-Западной Африки) и Германии рассматривается история фашизма и фашистской организации в этой стране, находившейся под управлением ЮАС/ЮАР. Деятельность ландесгруппы НСДАП была запрещена властями Южно-Африканского Союза уже в 1934 г. В статье показаны и причины этого запрета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FASCISM IN SOUTH-WEST AFRICA

Contrary to traditional interpretations, the archive files suggest that by no means everyone and not even most members of the German community in South-West Africa supported the Nazis. The data on the total number of local NSDAP Landesgruppe members is not available from archival sources, but according to the author’s calculations based on membership fee lists, in all the nine districts of the Landesgruppe in South-West Africa, on the eve of its ban the NSDAP numbered only about 996 members. As the total number of German-speaking people in South-West Africa in 1934 must have been around 8 000, this figure is not large. To this should be added the youth united in the Hitlerjugend whose membership certainly increased the total number of Nazi supporters. On the other hand, there is evidence suggesting significant activity by the Nazis in South-West Africa. In the former party archive in Moscow, in the Comintern files, there is a report by a Comintern activist R. Naumann showing that even in the late 1930s fascists were still very active in the country despite various bans. Similarly, archival documents show that there were important differences of opinion among the Germans in South-West Africa in respect of their attitude to Nazism. Interviewees stressed, though, that for the “pioneers” of German colonization in South-West Africa whose ideals were connected with the Kaiser Hitler and his clique, and consequently the National Socialist regime, could not be considered politically attractive since they were thought of as being “upstarts”.

Текст научной работы на тему «Фашизм в Юго-Западной Африке»

УДК 329.18(68) ББК 66.69(6)

ФАШИЗМ В ЮГО-ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ

Балезин Александр Степанович,

доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН (Москва, Россия) [email protected]

Аннотация. В статье на основе материалов из архивов Намибии (бывшей Юго-Западной Африки) и Германии рассматривается история фашизма и фашистской организации в этой стране, находившейся под управлением ЮАС/ЮАР. Деятельность ландесгруппы НСДАП была запрещена властями Южно-Африканского Союза уже в 1934 г. В статье показаны и причины этого запрета.

Ключевые слова: фашизм, Юго-Западная Африка, ландесгруппа НСДАП, гитлерюгенд, запрет деятельности фашистской партии.

FASCISM IN SOUTH-WEST AFRICA

A.S. Balezin, Doctor of Historical Sciences, Professor, Principal Researcher, Institute of World History, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Abstract. Contrary to traditional interpretations, the archive files suggest that by no means everyone and not even most members of the German community in South-West Africa supported the Nazis. The data on the total number of local NSDAP Landesgruppe members is not available from archival sources, but according to the author's calculations based on membership fee lists, in all the nine districts of the Landesgruppe in South-West Africa, on the eve of its ban the NSDAP numbered only about 996 members. As the total number of German-speaking people in South-West Africa in 1934 must have been around 8 000, this figure is not large. To this should be added the youth united in the Hitlerjugend whose membership certainly increased the total number of Nazi supporters.

On the other hand, there is evidence suggesting significant activity by the Nazis in South-West Africa. In the former party archive in Moscow, in the Comintern files, there is a report by a Comintern activist R. Naumann showing that even in the late 1930s fascists were still very active in the country despite various bans.

Similarly, archival documents show that there were important differences of opinion among the Germans in South-West Africa in respect of their attitude to Nazism. Interviewees stressed, though, that for the «pioneers» of German colonization in South-West Africa whose ideals were connected with the Kaiser Hitler and his clique, and consequently the National Socialist regime, could not be considered politically attractive since they were thought of as being «upstarts».

Key words: fascism, South-West Africa, NSDAP Landesgruppe, Hitlerjugend, prohibition of the activities of the Fascist Party.

Юго-Западная Африка, ныне Республика Намибия, была германским протекторатом с 1884 по 1915 гг. С 1915 по 1990 гг. эта страна находилась под управлением Южно-Африканского Союза (ЮАС)/ Южно-Африканской Республики (ЮАР). В годы

германского протектората там сложилась немецкая поселенческая община. После захвата страны войсками ЮАС немецкие солдаты и офицеры были интернированы, а значительная часть гражданского населения покинула страну. Однако в 1920-е -

1930-е гг. многие вернулись в Юго-Западную Африку, и к ним прибавились новые поселенцы из Германии [1].

Идеи фашизма активно распространялись среди немецких поселенцев в ЮЗА в основном вновь прибывшими из Германии начиная с 1931 г. В 1932 г. в ЮЗА была создана маленькая ландесгруппа НСДАП. Гитлеровские эмиссары постоянно вели в ЮЗА активные поиски новых членов партии, и, надо сказать, им удавалось находить желающих стать партайгеноссе.

Кто же присоединялся к фашистской партии, и какие перспективы она имела в ЮЗА? Об этом имеется интереснейшее свидетельство - архивное письмо активиста партии Шрёдера в Заграничный отдел НСДАП в Гамбурге от 18 января 1932 г. Вот что в нем говорилось:

«РЕХОБОТ. Вступление в партию г-на Фрица Бютова в Рехоботе, следующем крупном пункте южнее Виндхука, означает, что и в этом городе у нас имеется доверенный человек. Бютов, конечно, еще молод, однако я надеюсь, что, поскольку он многие годы был группенфюрером следопытов, он сможет хорошо поработать на своем посту. Важным для ведения пропаганды является тот факт, что родители Бютова имеют в Р. постоялый двор, в котором можно будет вывешивать наши газеты.

ЛЮДЕРИЦ - местопребывание «Стального шлема», самые хорошие возможности для прорыва, пока нет лишь подходящего человека.

ЦУМЕБ - надеюсь на поступление в партию и более подробные отчеты на следующей неделе. Почва благоприятна во всех отношениях... «Стальной шлем» не существует, однако есть более сильная группа марксистского объединения рабочих.

СВАКОПМУНД - не дает о себе больше знать. Партайгеноссе Зур не осуществил свой запланированный визит туда. На наши оба послания ответа пока нет.

ОКАХАНДЬЯ - возможно создание опорного пункта...

ГОБАБИС - создание опорного пункта может последовать в самое ближайшее время, доверенный человек в данный момент - фон Дюринген.

ФРАНЦФОНТЕЙН - некий г-н Хоффман потребовал членский билет после того, как ему были посланы пропагандистские материалы... Он - бывший член «Стального шлема».

СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ ЮЗА: интерес из дистриктов Гобабис, Оучо, Карибиб и Хрутфонтейн. Особая активность в дистрикте Гобабис, где старый фермер Э. Шмидт ведет особо оживленную пропаганду. В Альт-Сейсе (округ Виндхук) фермеры-члены партии Виттманн, фон Бранд и Тальхельм создали сельский опорный пункт. Предварительная

работа проведена здесь партайгеноссе Вундером (фронтовым офицером)...

ГОРОД ВИНДХУК - 12 января - вечер бесед в переполненном зале. Рост интереса населения, следует рассчитывать на регулярное пополнение. Сильная нужда в библиотеке...» [2].

Из этого крайне интересного документа явствует, во-первых, что для вербовки новых членов НСДАП в ЮЗА велась активнейшая работа еще до прихода Гитлера к власти. Во-вторых, что вступали в нацистскую партию люди разного возраста и разных социальных групп. В-третьих, хорошую питательную среду для фашистских идей представляли организации военно-имперского толка, такие, как «Стальной шлем» или «Следопыты».

Документ интересен еще и тем, что в нем упоминается существование марксистской рабочей организации в ЮЗА, других материалов о которой мне в архивах встретить не удалось. Эта тематика

- марксистское и рабочее движение в ЮЗА - далеко выходит за рамки данного исследования, однако, поскольку среди членов марксистской рабочей организации были и немецкие поселенцы, приведу еще некоторые сведения о ней - из дополнения к процитированному письму Шрёдера:

«ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОЧИХ: Следует ожидать краха этой марксистской организации, поскольку внутренние противоречия внутри объединения усиливаются: его секретарем является Фольмер (свободный каменщик!), и на него часто нападают отдельные члены по поводу его принадлежности к ложе. Кроме того, финансы объединения подорваны за счет необоснованных выплат самим его работникам, а в условиях теперешнего плохого экономического положения ЮЗА они, конечно, не получат никакого подкрепления. Пособия не выплачиваются более, о пособиях по безработице вообще больше думать не приходится. Предпринимается попытка создания «партии фермеров и рабочих» с оглядкой на советскую систему, чтобы таким образом наполнить паруса ветром. Однако такая попытка никогда не будет иметь успеха, к тому же совершенно исключено объединить под лозунгом: «Первым делом

- ЮЗА» - буров, немцев и англичан - это попытка с негодными средствами. С точки зрения человеческого материала Объединение рабочих дает нам мало, этот материал там неполноценен» [3].

Но гитлеровские эмиссары находили в ЮЗА и «полноценный человеческий материал». Каналом распространения идей немецкого фашизма в ЮЗА должен был стать Союз немцев, руководству которого постоянно делались соответствующие представления. Однако в намибийских архивах сохранился любопытнейший документ, датированный

368

10 августа 1933 г. (Гитлер уже у власти!), свидетельствующий не только о попытках поставить Союз немцев ЮЗА на службу интересам фашизма, но и о том, что попытки эти не находили отклика не только у руководства Союза, но и у консула Германии в ЮЗА Фрике, назначенного еще Веймарской республикой. Это секретное письмо консула исполняющему обязанности председателя Союза немцев Петеру Мюллеру. В нем говорилось:

«Я еще раз подтверждаю настоящим уже сделанное мной 31 числа предыдущего месяца (31 июля 1933 г. - А.Б.) г-ну Альберту Фогтсу следующее устное заявление:

1) МИД стоит на той позиции, что следует придерживаться прежней позиции Союза немцев.

2) Внешнеполитический отдел НСДАП сообщил по телеграфу фюреру местной ландесгруппы г-ну Эрнсту Вандтке, чтобы он придерживался прежней политики Союза немцев, ориентированной на согласие всех групп населения.

3) Внешнеполитический отдел НСДАП, через мое посредничество, призвал г-на Бреннера прекратить всяческую политическую деятельность и держаться в стороне от школьных дел» [4].

Такая позиция немецкого консула имеет личностные объяснения, о которых речь пойдет несколько ниже. Что же до официального Берлина, то его поведение, видимо, можно объяснить определенным заигрыванием гитлеровского режима в первые месяцы своей власти в Германии с Великобританией по колониальным вопросам [5]. Однако отношение внешнеполитического отдела нацистской партии к Союзу немцев ЮЗА быстро изменились.

Уже к концу того же 1933 г. решено было активно привлечь эту организацию к политической деятельности в интересах гитлеровской Германии. А для этого необходимо было сменить руководителя Союза А. Фогтса, довольно равнодушно относившегося к идеям национал-социализма. В качестве альтернативы ему виделся упоминавшийся в письме консула Фогтсу один из активных сторонников фашизма из числа немецких поселенцев в ЮЗА д-р Бреннер. Его-то и попытались в ноябре 1933 г. во время очередного съезда Союза немцев сделать руководителем Союза эмиссары гитлеровской Германии: инициатива исходила от генерального консула (впоследствии посланника в Претории) Э. Виля и штандартенфюрера СС из Колониального отдела штаб-квартиры НСДАП Г. Баусцуса, прибывших для этого в Виндхук. Однако они быстро поняли, что их кандидатура не пройдет, и предложили другую - свакопмундского врача Швитеринга, который, хотя не был членом нацистской партии, но сочувствовал ее идеям. Союз немцев во главе

со Швитерингом стал проводником идей нацизма, принял новый устав, проникнутый идеей фюрер-ства [6], а его документы с тех пор неизменно заканчивались словами «Хайль Гитлер!»

Число членов фашистской партии в ЮЗА быстро росло. Хотя данные об этом в документах ландесгруппы фигурируют из конспиративных соображений крайне редко и в разрозненном виде, тем не менее удалось установить следующее. Уже в сентябре 1932 г. во всей ЮЗА, как свидетельствует отчет от 2 октября 1932 г. о переводе ландесгруп-пой денег в Гамбург, насчитывался 641 член партии (правда, как явствует из документа, значительная их часть была не вновь вступившие, а «старые» члены НСДАП, прибывшие из Германии [7]). В 1934 г., как видно из документа о структуре ландесгруппы НСДАП в ЮЗА, она состояла из 9 округов и в ней насчитывалось 996 членов [8]. К этому надо еще добавить членов гитлерюгенда, действовавшего в ЮЗА весьма активно. Общую численность членов молодежной организации гитлеровской партии установить не удалось, однако в том же Виндхуке согласно спискам рот в 1934 г. в двух ротах насчитывался вместе 81 человек [9]. Если учесть, что по некоторым данным, таких рот предусматривалось создать около 10, а в каждой должно было быть 15-50 человек, то это максимум еще 500 человек.

Много это или мало? Вспомним, что по переписи 1936 г. в стране насчитывалось 9 632 немецких поселенца, а прирост немецкой поселенческой общины в 1935-1936 гг. за счет приехавших на постоянное место жительства составил 1036 человек, следовательно, в 1934 г. немцев в ЮЗА было свыше 8 тыс. чел. Таким образом, члены НСДАП и гит-лерюгенда по самым приблизительным подсчетам составляли в 1934 г. менее четверти немецких поселенцев.

Это не удивительно, если учесть, что, во-первых, в 1934 г. деятельность НСДАП в ЮЗА была официально запрещена, а во-вторых, у фашистов в среде немецких поселенцев было, как свидетельствуют документы, достаточно много противников.

Один из таких документов - протокол собрания школьного объединения Виндхука от 21 сентября 1933 г., на котором обсуждался «проступок» некоего Ганса Виртца на предыдущем собрании, которое проходило 9 августа того же года. Тогда Виртц позволил себе сказать: «Эти зас...цы, нацисты, считают, что теперь они могут все сделать сами, а мы, которые живем здесь уже долго, должны попридержать язык». Виртца поддержал репликой с места некий Эдмайер: «Да, вы зас...цы!». Так вот, на втором собрании Виртца заставили дать письменное извинение за нападки на НСДАП -

именно так было расценено его непарламентское выражение [10].

В бумагах Германского колониального общества я обнаружил другое очень интересное свидетельство отсутствия единства немецких поселенцев по вопросу фашизма. Причем касалось это не только давних жителей ЮЗА, но и вновь прибывших и даже официального представителя Германии - консула в Виндхуке. Это полученное в Берлине в октябре 1933 г. анонимное письмо из Виндхука следующего содержания:

«Немцы (в ЮЗА - А.Б.) совсем не так едины, как это пытаются представить Вам в Германии. Создавая клики, они наносят вред и поражения друг другу... Учителя немецкого реального училища, чем выше, тем больше индифферентны. Недавно еще директор этого училища с радостью вывешивал черно-красно-золотой флаг, сегодня он вывешивает с такой же радостью черно-бело-красный. Единственное, что заботит этих людей, - это их жалование... Представитель Германского рейха, консул Фрике, является камнем преткновения для многих. Он - инженер по профессии, а консулом стал, видимо, потому, что у него в кармане был социалистический партбилет. Его жена, очевидно, литовская еврейка, которой немецкий язык иногда доставляет трудности» [11].

Эта анонимка проливает свет на политические взгляды немецкого консула в Виндхуке Фрике, убежденного антифашиста. Становятся понятными и его настойчивое стремление оградить Союз немцев от фашистского влияния, и его позиция в деле Ганса Виртца, которому он сказал по следам сакраментального выступления в адрес местных нацистов: «Вы говорили великолепно!» [12] Также прояснен вопрос о том, почему Фрике был довольно скоро смещен со своей должности новыми берлинскими властями.

Основные направления деятельности ландес-группы нацистской партии в ЮЗА в одном из циркуляров ее руководителя Вейгеля от 3 марта 1934 г. были сформулированы следующим образом:

«Задача нашего движения состоит в пропитке немецкой общины ЮЗА идейным богатством национал-социализма и воплощении его в конкретные дела. Эта задача может быть выполнена лишь в том случае, если каждый партайгеноссе и прежде всего каждый политический руководитель проникнется сознанием того, что он - боец воинства Адольфа Гитлера за каждого немецкого человека...» [13].

О деятельности фашистской партии в ЮЗА дают представление также и протоколы многочисленных партийных собраний. Вот, например, закрытое собрание в Свакопмунде 12 апреля 1934 г.

Партайгеноссе Халль призвал собравшихся «показать хороший пример» и ежемесячно вносить определенную сумму в пользу бедных в Свакоп-мунде. Крайсляйтер Занер подчеркнул большой дух жертвенности, царящий в Германии, и призвал следовать ее примеру. Тут же был пущен по кругу подписной лист и собрано 12 фунтов в пользу бедных. Часть этой суммы было предложено передать в кассу местной организации НСДАП «на случай особых обстоятельств» [14].

Однако собравшиеся в Свакопмунде не ограничились показушной заботой о бедных. Важным в тот момент им казалось воспрепятствовать распространению правды о фашистской Германии: «Пар-тайгеноссе Занер сказал, что в последнее время с родины вернулись разные либерально настроенные торговцы и другие, которые не нашли ничего лучшего, как мелочно критиковать новую Германию. Прежде всего такие лица подчеркивают, что Германия якобы находится в плохой экономической ситуации. Пг (партайгеноссе - А.Б.) З. сказал, что нам не надо говорить, что родине все еще приходится тяжело в экономическом отношении. Однако в первый же год правления Гитлера здесь сделано невероятно много, и лишить нас нашей непоколебимой веры в своего фюрера и его молодой народ не смогут даже самые отъявленные нытики» [15].

Большое значение фашисты придавали распространению своего влияния среди молодежи ЮЗА и деятельности гитлерюгенда. Привлекать молодежь в гитлерюгенд старались всеми способами. Руководитель этой организации во всей ЮЗА Штрунк, бывший «следопыт», пытался использовать для этого старые организации немцев в стране, в том числе тех же «Следопытов», а также «Стальной шлем». Например, 1 февраля 1934 г. он пишет письмо руководителю организации «Стального шлема» в Кольманскоппе, в котором подчеркивает: «Поскольку в Германии «Молодежь стального шлема» переводится в гитлерюгенд, я предполагаю, что Вы согласитесь с тем, что я переговорил с руководителем группы (т.е. организации в масштабах ЮЗА - А.Б.) об объединении ее с нашей молодежной организацией... За это руководство молодежным движением рейха снабжало бы их книгами, газетами и оказывало бы другую помощь, они могли бы принимать участие во встречах, экскурсиях, неделях обучения молодежи ЮЗА и принадлежали бы к нашему братству...» [16].

Активно велась работа и среди девушек, которые объединялись в «девические группы» гит-лерюгенда. О характере их деятельности может, например, свидетельствовать письмо начальника штаба гитлерюгенда ЮЗА Герда Мартинга руко-

370

водителю такой «девической группы» в Окахандье Хельге Хайнце от 19 февраля 1934 г. В письме говорится, что девушкам будут регулярно пересылать журнал «Немецкая девушка», а пока шлют книги для организуемого вечера. Финансовую поддержку, однако, штаб гитлерюгенда оказать девической организации в Окахандье не может [17]. Что касается программы действий группы, Мартинг дает Хель-ге Хайнце такой совет: «Прежде всего я рекомендую Тебе подробнейшим образом изложить Твоим девушкам жизнь нашего фюрера. Расскажи им о его молодых годах, о войне, о времени борьбы за то, чтобы Германия проснулась... Я думаю, что у Тебя есть книга о жизни Гитлера, или ты можешь ее достать. Прочти ее очень подробно и расскажи о ней своим девушкам. Не рассказывай всю жизнь Гитлера за один вечер, подели ее на 5-6 вечеров. Важно, чтобы каждая девушка-гитлеровка хорошо знала жизнь своего великого вождя. Конечно, мы не должны быть как школа, все это должно рассказываться так живо, чтобы Твои девочки сами собой все усвоили и запомнили самое важное. Кроме того, пусть Твои девочки поют песни, занимаются каким-нибудь рукоделием, или читай им что-нибудь интересное. Кроме того, вы, конечно, должны ходить в походы» [18].

Самым крупным мероприятием гитлерюген-да в ЮЗА в 1934 г. был День немецкой молодежи, организованный совместно с виндхукской парторганизацией НСДАП. Это мероприятие проходило в Виндхуке с 5 по 8 июля. На его организацию было получено специальное разрешение мэрии Виндху-ка [19]. Спортивно-культурные мероприятия в Вин-дхуке собрали большое количество сочувствующей фашизму молодежи. Поначалу ожидалось участие в них около 200 человек из ЮЗА и около 30 представителей фашистской молодежи из ЮАС [20]. На самом деле число фашиствующих молодчиков в те июльские дни 1934 г. в Виндхуке, белое население которого составляло около 4,5 тыс. чел., превысило по некоторым подсчетам 800 чел. [21].

Свидетельством большого значения, которое фашисты придавали работе с молодежью, является тот факт, что в апреле 1934 г. Штрунка на посту руководителя гитлерюгенда ЮЗА сменил присланный из Германии Лосницер. По его прибытии к нему обратился с письмом руководитель ландесгруппы НСДАП в ЮЗА Вейгель. В этом письме от 25 апреля 1934 г., оценивающем ситуацию и перспективы фашизма в ЮЗА, в частности говорилось: «Я могу крайне хорошо использовать Вас, учитывая очень трудные местные условия. Мы ведем здесь ожесточенную борьбу на два фронта, с немецкой реакцией и либерализмом, которые идут

рука об руку с южноафриканцами. При этом партия вследствие неумелой деятельности моего предшественника не достигла внутренней консолидации. Нам еще предстоят тяжелые времена, и нам нужны твердые и преданные люди, для которых партия стоит на первом месте» [22].

Мрачные предвидения Вейгеля сбылись: в 1934 г. деятельность НСДАП была в ЮЗА запрещена. Окончательный импульс к ее запрещению дали как раз нацистские боевые песни и бурные речи во время Дня немецкой молодежи, вылившегося в четырехдневную демонстрацию гитлеровцев, всколыхнувшую в июле 1934 г. весь Виндхук. Однако призыв к запрещению фашистской партии в ЮЗА раздался в ландесрате ранее: еще 2 августа 1933 г. Законодательный совет проголосовал за разработку и последующее принятие антинацистского закона. Инициатором этой резолюции была Объединенная националистическая партия ЮЗА, а против нее, естественно, проголосовали все немецкие депутаты ландесрата. Как сообщала «Берлинер Бёрзен-цайтунг» 3 августа 1933 г., «немецкие депутаты Законодательного собрания Юго-Западной Африки... покинули зал заседаний в знак протеста против решения, направленного против национал-социализма. Немцы вернулись только к голосованию, однако решение было принято 9 голосами против 7» (в ландесрате после выборов 1929 г. насчитывалось именно семеро немецких депутатов - 4 избранных и 3 назначенных. - А.Б.) [23].

В результате было принято знаменитое постановление 13/33 о внесении изменений в уголовное право, дававшее губернатору право запрещать те политические организации, которые нарушали бы мир и порядок в стране, ношение форм и знаков отличия подобных организаций, а также право запрещать нежелательные иностранные издания и в целом действия, вызывавшие межнациональную рознь. Однако Союз немцев высказал протест по поводу этого постановления, и глава администрации ЮЗА подписал его не сразу, а лишь в феврале 1934 г. Практически же оно было применено именно после Дней немецкой молодежи: были запрещены НСДАП и гитлерюгенд, их документы конфискованы (они составили «Дело А 221» фонда «ЮЗА-Наследие», материалы некоторых из 249 томов и еще 26 томов публикаций которого здесь цитируются). Более того, руководители обеих организаций - соответственно, Вейгель и Лосницер - были высланы из ЮЗА.

Почему же Объединенная националистическая партия ЮЗА выступила против НСДАП? Думается, это понятно в контексте вышеизложенных перипетий политической борьбы, когда немцы и

все остальные белые жители ЮЗА оказались по разные стороны баррикад. И дело тут не только в вопросе о полном поглощении ЮЗА Южно-Африканским Союзом, против которого последовательно выступал Союз немцев и еще более активно выступали фашисты. Отталкиваясь от идеи о неприсоединении ЮЗА к Южной Африке, они довольно быстро пошли еще дальше - потребовали возвращения ЮЗА Германии. Так, 14 февраля 1934 г. по всем организациям ландесгруппы НСДАП в ЮЗА был распространен составленный неким Р. Матис-сеном «проект решения», в котором в частности говорилось: «Прошедшие 15 лет составляют цепь ярких доказательств того, что держава-мандатарий не в состоянии или не хочет выполнять взятую на себя задачу. И ныне, спустя 15 лет после окончания войны, через 8 лет после натурализации, мы, немцы, которые в тяжелой борьбе и тяжелым трудом окультурили эту страну, являемся в правовом, административном и языковом отношении гражданами второго сорта... Нынешняя инициатива южноафриканских депутатов ландесрата о превращении ЮЗА в пятую провинцию [Южно-Африканского] Союза - краеугольный камень политики, планомерно растаптывающей права немцев... Южно-африканцы развернули свое знамя. Поэтому и мы объявляем свою цель: немцы построили эту страну, немецкая кровь удобрила ее почву. Мы - часть немецкой нации, и поэтому мы требуем возвращения [ЮЗА] Германскому Рейху!» [24].

Однако для понимания причин запрета - и весьма решительного - НСДАП в ЮЗА необходимо учитывать ситуацию и в ЮАС, ведь, как бы то ни было, в Виндхуке правили представители Южной Африки. Выше говорилось о том, что именно бурские националисты и в частности Националистическая партия ЮАС поддерживали немцев в ЮЗА. Однако в среде самих бурских националистов и даже в самой Националистической партии постоянно происходили брожения и даже расколы. Очередной раскол Националистической партии, когда из нее вышли более радикально настроенные элементы, произошел в начале 1933 г., а в мае 1933 г. на всеобщих выборах в ЮАС победила коалиция Националистической партии Д. Герцога с Южно-Африканской партией Д. Малана. Одним из важнейших пунктов, на основе которых была создана коалиция этих двух партий, была верность Британскому содружеству наций [25]. Это означало, что в ЮАС победил пробританский и, следовательно, антигерманский политический курс.

Однако руководство ландесгруппы НСДАП в ЮЗА, видя, куда идет дело, заранее позаботилось о том, чтобы партия продолжила свою работу и в

подполье. Еще до вступления в силу постановления 13/33, 5 февраля 1934 г., Вейгель разослал по всем парторганизациям ЮЗА секретный циркуляр, готовивший «партайгеноссен» к действиям в новых условиях. В нем предписывалось «уходить от любых провокаций», «сохранять сдержанность и самообладание», «не афишировать свою принадлежность к партии», а также запрещалось «надевать коричневые рубашки на официальные встречи и беседы» [26]. Циркуляр также предписывал позаботиться о сохранности документов, в особенности секретных, а также денежных средств партийных организаций, быть осторожными в частной переписке. Особо указывалось на необходимость уклоняться от автоматической натурализации, последний срок которой истекал 14 февраля. Однако оговаривалось, что, хотя натурализация влечет за собой потерю германского гражданства и, следовательно, членства в НСДАП, в тех случаях, когда отказ от нее угрожает «экономическому существованию», отказываться от нее не следует [27].

Надо сказать, что с вопросом о гражданстве Вейгель тут слукавил. Действительно, членом НСДАП мог быть только гражданин германского рейха. Однако, как говорилось выше, вся двойственность натурализации немцев в ЮЗА состояла в том, что, становясь гражданами Великобритании, они в то же время не теряли немецкого гражданства. Доказательством тому служат факты, приведенные В. Бертельсманном. Он пишет, что с 1936 г. по заданию немецкого консула в Виндхуке врачи-немцы вели регулярное освидетельствование немцев-военнообязанных, причем не только граждан рейха, но и «лиц с двойным гражданством». Более того, в 1937-1940 гг. ежегодно группы немецких юношей - граждан Германии, а также «лиц с двойным гражданством» выезжали в Германию для прохождения военной службы [28].

Как и следовало ожидать, запрет НСДАП в ЮЗА вызвал бурный протест в Германии. Гитлеровская «Националь-Цайтунг» писала по этому поводу 31 октября 1934 г.: «Обоснование этого запрета еще не было объявлено. Мы, однако, можем смело предположить, что любое обоснование может быть только предлогом... Этой мерой, которую иначе, как изнасилованием немцев, и назвать нельзя, затронуты практически все немцы, ведь еще задолго до 1933 г. живущие там немцы за некоторыми отдельными исключениями присоединились к НСДАП...» [29].

Пропагандистская трескотня, характерная для этого печатного органа, ярко проявилась и в данном случае: как видно из вышеприведенных цифр, далеко не все и даже не половина немцев, живших

372

в ЮЗА, присоединились к фашистской партии. В моих многочисленных беседах с представителями немецкой общины в Намибии в 1991 г. они объясняли мне это следующим образом. Для большинства представителей первой волны иммигрантов идеалом оставалась Германия кайзеровская, а Гитлер был для них «безродным выскочкой». Другие же -либо те, кто приехал в ЮЗА после Первой мировой войны, либо те, кто побывал там в это время, - видели страну разоренной, страдающей от экономического кризиса, и для них Гитлер был «хорошим парнем, возрождающим Германию» [30]. Дальнейшие события лишь усилили размежевание в среде немецкой общины по вопросу фашизма.

В условиях подполья ландесгруппа НСДАП нуждалась в легальной «крыше», и эту роль она предназначала Союзу немцев. Еще в январе 1934 г., до официального запрета нацистской партии в ЮЗА, ее руководитель Вейгель в циркуляре, адресованном всем парторганизациям на местах, подчеркивал: «Я вменяю в обязанность всем членам и руководителям партии поставить себя на службу Союзу немцев в качестве отдельных членов и ни в коем случае не давать повода к трениям. С другой стороны, мы ожидаем от Союза немцев, что нам не будут создаваться трудности в выполнении нашей задачи - внедрении в наших соотечественников мировоззрения и знаний о построении Третьего рейха» [31]. В свою очередь, руководитель Союза немцев Швитеринг пишет 22 июня 1934 г. строго секретный циркуляр, который вменяет в обязанность организациям Союза на местах «строжайшим образом избегать всего того, что могло бы вызвать разногласия между НСДАП и Союзом» [32].

Швитеринг упоминает в этом циркуляре о том, что «ландесгруппенляйтер (Вейгель. - А.Б.), к сожалению, настаивает ныне на разрыве отношений» с Союзом немцев [33]. Действительно, Швитеринг перестал устраивать фашистов в качестве руководителя Союза. На следующих выборах на его место они протащили А. Фогтса, уже занимавшего прежде этот пост. Фогтс заранее объявил, что хочет жить на своей ферме, и нацисты рассчитывали, что он не будет особо вмешиваться в дела Союза, фактическим руководителем которого станет новый руководитель ландесгруппы НСДАП в ЮЗА Нойендорф.

Однако Фогтс отказался сделать Нойендорфа своим заместителем. Тогда тот при поддержке немецкого консула создал альтернативную организацию - Немецкий фронт. И тут в ходе широких обсуждений этого размежевания и даже голосований среди немецких поселенцев в ЮЗА выяснилось, что около 80% из них поддерживают линию Фогт-са, а не Нойендорфа [34].

Тогда в это дело вмешался Берлин, куда были вызваны Фогтс, Нойендорф и некоторые другие политические деятели из ЮЗА. В ходе переговоров, в которых участвовали даже Риббентроп и Гитлер, было решено, что Немецкий фронт будет распущен, а через год - в 1936 г. - руководство Союзом немцев перейдет к Нойендорфу.

Однако это событие дало хороший повод к вмешательству властям ЮЗА. Было заявлено, что сложилась невозможная ситуация, когда граждане ЮАС (т.е. натурализованные немцы) подчиняются иностранцу (Нойендорфу), «склоняющему» их к повиновению главе иностранного государства (Гитлеру). В результате администрация ЮЗА не признавала более двойного, т.е. немецкого гражданства натурализованных немцев. Указ 51 от 2 апреля 1937 г. давал право главе администрации ЮЗА объявлять те или иные объединения политическими организациями, членами которых не могли быть иностранцы. Кроме того, указ запрещал британским подданным присягать на верность главам иностранных государств и правительств, а также политическим организациям. Иностранцам запрещалось вести политическую пропаганду. Нарушителям грозил штраф в 100 фунтов или год тюремного заключения, а иностранцы, кроме того, должны были подвергнуться высылке из страны как нежелательные лица [35].

Эти формулировки достаточно прозрачно намекали на объекты будущих запретов. Немудрено, что они были восприняты Берлином с раздражением, вылившимся в соответствующую ноту, направленную ЮАС. Правительство Южно-Африканского Союза, верное проанглийско-му курсу как одному из основных принципов коалиции, ответило, что оно действует в рамках Лондонского соглашения, чему мешают взгляды, препятствующие сотрудничеству немцев с юж-ноафриканцами. Эта обтекаемая формулировка означала, что оно не намерено отказываться от целей указа 51/1937 [36].

В апреле 1937 г. администрация объявила Союз немцев в числе прочих (например, Объединенной националистической партии ЮЗА) политической организацией, из которой согласно указу, должны были до 1 августа 1937 г. уйти иностранцы. В ответ Нойендорф 27 июня 1937 г. распустил Союз немцев. В прокламации, написанной им по этому поводу, говорилось: «Осознание внутренней связанности всех немцев привело руководство Союза немцев на заседании от 4 июня 1937 г. к убеждению и единогласному решению о том, что в целях сохранения чести и достоинства немцев Союз должен быть распущен» [37].

В прокламации Нойендорфа говорилось, что в голосовании по этому вопросу приняло участие большинство членов Союза и 84% голосовавших были за роспуск своей организации [38]. Однако если даже эта цифра не была подтасована, это не значило, что немецкие поселенцы действительно хотели роспуска Союза. Доказательством тому служит создание старыми поселенцами, имевшими британское гражданство, в частности Хирзекорном и виндхукским коммерсантом Джоном Мейнертом, Немецкого Союза ЮЗА (Deutscher Südwesterbund) как организации, свободной от влияния фашизма. Однако Берлин при содействии консула в ЮЗА и того же Нойендорфа провели активную работу по втягиванию в орбиту НСДАП этой организации, и в результате в 1939 г. ее руководитель Хирзекорн был заменен на натурализованного члена НСДАП Дресселя.

Новое руководство Союза тут же отправило приветственный адрес Гитлеру и приняло решение, осуждавшее добровольный отказ от германского гражданства [39]. Во вновь созданной газете «Дой-чер Беобахтер» Дресель выступает с программной статьей, начинающейся цитатой Гитлера: «Нет лучшего гаранта мира, чем фанатичное единство немецкой нации». Он призывает к единству немцев в ЮЗА, к верности Третьему рейху и фюреру под знаком возвращения Германии ее бывших колоний [40].

Что касается деятельности собственно фашистской партии, ландесгруппа НСДАП действовала в ЮЗА после своего официального запрета также и вне Союза немцев. Среди партийных билетов членов НСДАП в ЮЗА, сохранившихся в архиве, есть множество, свидетельствующих о том, что их обладатели вступили в партию после ее официального запрета. Например, билет за номером 2.166.215 Вер-нера Хоффманна, фермера из ЮЗА, жителя фермы Боцана близ Окахандьи, уроженца Тюрингии, 1907 года рождения, свидетельствует о том, что он вступил в партию в ЮЗА 1 октября 1934 г. [41], т.е. практически вслед за ее официальным запретом.

Очень интересное свидетельство о деятельности нацистов в ЮЗА хранится в архивах Коминтерна в РЦХИДНИ. Это составленный на немецком языке по материалам ЮАСовской прессы доклад Р. Науманна, который так и называется: «Деятельность германских фашистов в Юго-Западной Африке» [42]. В этом докладе, написанном в 1937 г., в частности говорится: «Нацисты непосредственно связаны с: 1) немецким консулом в Виндхуке д-ром фон Оельхафером, 2) с немецким посланником в Претории д-ром Вилем и 3) с зарубежным отделом нацистской партии в Гамбурге» [43]. Приводится множество фактов о деятельности нацистов, на-

пример, о том, как в феврале 1937 г. в г. Людериц нацистами был сорван концерт, поскольку один из музыкантов был неарийцем [44]. Общий вывод доклада таков: «Несмотря на все меры, активность фашистов сегодня шире, чем когда-либо» [45].

В РЦХИДНИ хранится и еще одно свидетельство активности нацистов в ЮЗА - уже из 1938 г.: листовка Лиги в поддержку демократии ЮАС, призывающая граждан на демонстрацию против нацистской угрозы в ЮЗА. Демонстрация должна была состояться в Йоханнесбурге 15 сентября 1938 г., на ней планировалось выступление двух членов Законодательного совета ЮЗА (естественно, не принадлежавших к немецкой общине) [46].

Интересное свидетельство есть и о нацистской молодежи ЮЗА. 21 июля 1935 г. 107 молодых людей из ЮЗА на встрече в германском городе Госларе создали организацию фашистского толка - Землячество ЮЗА (Landesmannschaft SWA). Целью этой организации было «распространение новой немецкой идеи и борьба за единство немецкой общины в ЮЗА». Главными объектами деятельности этой организации были молодые немцы из ЮЗА, временно попадавшие в Германию. Членами организации можно было оставаться и за пределами Германии. В 1939 г. таких членов организации всего, т.е. как в Германии, так и за ее пределами (читай: в ЮЗА), насчитывалось около 1200 чел. [47]. Эти интереснейшие данные означают, что с молодежью из ЮЗА, приезжавшей в Германию (главным образом, видимо, на военную службу), велась активная работа в нацистском духе. Возвращавшиеся же в ЮЗА молодые немцы вели нацистскую пропаганду дальше.

Говоря о национал-социализме в ЮЗА, исследователь из ФРГ Лотар Энгель подчеркивает, что интерес немецких поселенцев в этой стране к Гитлеру объяснялся тем, что с ним они связывали надежды на улучшение собственного положения. Именно поэтому, показывает он, их симпатии к Гитлеру и его идеям возросли после присоединения Саарской области в 1935 г. - этот акт усилил надежды на возвращение Германии и ее бывших колоний. Симпатии свои к Гитлеру некоторые представители немецкой общины в ЮЗА продемонстрировали достаточно громко: например, в 1936 г. в «Альгемайне Цайтунг» ко дню рождения Гитлера впервые был опубликован его большой портрет с соответствующей статьей, а в 1936 г. ему в знак верности немецких поселенцев была вручена горсть земли из ЮЗА в вазочке из карибибского мрамора [48].

Немецкий ученый Г. Вейланд на прошедшем в 1992 г. в Намибии семинаре подчеркнул, что распространение фашистской идеологии в ЮЗА объ-

374

ясняется привлекательностью для тамошних немцев, ощущавших себя все же гражданами второго сорта, идеи о немцах как расе господ. Он отметил: «Идеи фашизма объединили и значительно усилили немецкую общину и существовали еще долго после внезапного краха Тысячелетнего рейха» [49]. Думается, что он, следуя традиционной точке зрения, все же преувеличил степень влияния фашизма в ЮЗА. Главный вывод, который можно сделать о фашизме в ЮЗА на основании архивных документов, состоит в том, что нацистская идеология никогда не захватывала ни всех, ни даже большинство немецких поселенцев в этой стране. Косвенным подтверждением этого вывода служат данные того же Л. Энге-ля о расколе в рядах лютеранских общин в ЮЗА по вопросу об отношении к национал-социализму [50]. Главным привлекательным моментом в германском фашизме для немецких поселенцев следует считать связываемую с ним надежду на возвращение Германии бывших немецких колоний, и в частности ЮЗА. С этой надеждой, в свою очередь, связывались чаяния на изменение статуса немцев в самой ЮЗА, ибо идеалом для большинства из них оставались годы германского колониального господства.

Примечания:

1. Подробней см.: Балезин, А.С. Цивилизаторы в стране дикарей? Формирование и эволюция немецкой поселенческой общины в Юго-Западной Африке/ Намибии. 1814-1990. - М., 1996.

2. Намибийский национальный архив - Namibia National Archives - (далее NNA), фонд SWAA, A 221, vol. 188.

3. Ibidem.

4. NNA, SWAA, A 231, vol. 8. Deutscher Bund. Correspondence & Reports.

5. См.: Бальхауз, Йоланда. Колониальные цели и приготовления фашистского режима (1933-1939) // История германского колониализма в Африке / Под ред. Г. Штеккера. - М., 1983. - С. 282.

6. Bertelsmann, W. Die deutsche Sprachgruppe Südwestafrikas in Politik und Recht seit 1915. -Windhoek, 1979. - Р. 57-58.

7. NNA, SWAA, A 221, vol. 188.

8. Ibidem.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. NNA, SWAA, A 221, vol. 173. 90/11. HJ. Standort Windhuk.

10. Федеральный архив ФРГ - Bundesarchiv (далее BA), фонд DKG, д. 535, Bl. 11/1.

11. Ibid., Bl. 48.

12. Ibid., Bl. 13.

13. NNA, SWAA, A 221, vol. 187. NSDAP. III-A. Rundschreiben, Verfügungen.

14. NNA, SWAA, A 221, vol. 189. NSDAP Gauleitung. Protokolle 1933-1934. Ortsgruppe Swakopmund. Geschlossener Sprechabend am 12. 4. - 1934.

15. Ibidem.

16. NNA, SWAA, A 221, vol. 173. 90/6. Landesjugendführung.

17. NNA, SWAA, A 221, vol. 173. 90/5. Landesgruppenführung. Schrift-wechsel.

18. Ibidem.

19. Ibid., 90/8. Tag der deutschen Jugend.

20. Ibidem.

21. Bertelsmann, W. Die deutsche ... - Р. 61.

22. NNA, SWAA, A 221, vol. 173. 90/7. Schriftwechsel E. von Lossnitzer.

23. Berliner Börsenzeitung. - No. 358. - 3.8.1933; Bertelsmann, W. Die deutsche... - Р. 61.

24. NNA, SWAA, A 221, vol. 188.

25. См.: Тихомиров, В.И. Партия апартхейда. -М., 1987. - С. 53.

26. NNA, SWAA, A 221, vol. 188. NSDAP. Gauleitung. Rundschreiben 1933-1934.

27. Ibidem.

28. Bertelsmann, W. Die deutsche ... - Р. 98.

29. National Zeitung. - No. 300. - 31.10.1934.

30. Беседы с д-ром К. Будаком (Виндхук, май 1991 г.), М. Кройтцбергер (Свакопмунд, апрель 1991 г.) и др.

31. NNA, SWAA, A 221, vol. 188. NSDAP. Gauleitung. Rundschreiben 1933-1934.

32. NNA, SWAA, A 221, vol. 95. 81/4. Deutscher Bund. Rundschreiben 1934.

33. Ibidem.

34. Bertelsmann, W. Die deutsche ... - Р. 62.

35. Kölnische Zeitung. - No. 167. - 04.04.1937.

36. Bertelsmann, W. Die deutsche ... - Р. 63-64.

37. NNA, SWAA, A 221, vol. 95. 81/6. Deutscher Bund. Rundschreiben 1937-1939.

38. Ibidem.

39. Bertelsmann, W. Die deutsche ... - Р. 63-64, 68.

40. См.: Engel, L. Kolonialismus und Nationalsozialismus im deutschen Protestantismus in Namibia. 1907 bis 1945. - Bern-Frankfurt/M., 1976. - Р. 358.

41. NNA, SWAA, A 221, vol. 191.

42. R. Naumann. Die Tätigkeit der deutschen Faschisten in Süd-West-Afrika. - РГАСПИ, ф. 495, оп. 74, ед. хр. 612, рукопись.

43. Там же, л. 9.

44. Там же, л. 14.

45. Там же, л. 14.

46. РГАСПИ, ф. 495. Оп. 14, ед. хр. 360-а.

47. NAA, SWAA, A 221, vol. 173. 90/9. Landesjugendführung.

48. Engel, L. Kolonialismus und Nationalismus ... -Р. 361-373.

49. Weiland, H. Persistent Detachment from the State: German-Speaking Namibians' Identity and Patterns of Political Thought // The Identity and Role of the German-Speaking Community in Namibia. -Rehoboth, 1993. - P. 20-21.

50. Engel, L. Kolonialismus und Nationalismus... -Р. 461-488.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.