Н. С. Кавер 10.24412/cl-35672-2022-1-0069
N. S. Kaver
Фасадная объемная керамика в России: трансформация во времени Facade volumetric ceramics in Russia: transformation in time
Ключевые слова: фасад, изразцы, объемная керамика, эмаль, облицовка. Keywords: facade, tiles, volumetric ceramics, enamel, cladding.
Аннотация: В статье рассмотрено развитие и изменение форм и приемов облицовки объемной керамикой в различные исторические периоды.
Abstract: The development and change of forms and methods of facing with volumetric ceramics in different historical periods is considered in the article.
Керамические материалы традиционно применяются в отделке фасадов. Древняя объемная керамика - изразцы (ст.-слав. израз - резать, образить - украсить), имели гладкую или рельефную лицевую строну и коробчатую румпу для устойчивого крепления в теле кладки. Лицевая поверхность могла быть политая, т. е. покрыта стекловидным слоем глазури или эмали, образующейся на поверхности черепка легкоплавкими силикатами под действием повышенной температуры политого обжига, либо пористая - архитектурная терракота, и в таком случае было достаточно одного обжига -утильного. Глазури давали прозрачный красочный слой, эмали (майолики) же непрозрачный, плотный цвет за счет введения в состав глазури специальных веществ
- «глушителей». Глазурование позволяло создавать не только красочное декоративно-художественное оформление фасадов, но и очень долговечное покрытие за счет снижения пористости и водопоглощения изделий. Наличие румпы в изразце также обуславливало его долговечность, водяные пары выходя через стену в сторону более низких температур попадали в румпу, не вызывая отслоения наружного глазурного слоя. Основу глазури составляет кремнезем, в качестве красителей использовали различные оксиды металлов: зеленый цвет давали оксиды меди и хрома, желтый - оксиды железа, сурьмы.
Русские изразцы традиционно делались различной формы: прямоугольные с рамками и без, перемычки, пояски, карнизы, подзоры, ножки с полочкой, городки и другие. Лицевые поверхности могли быть как гладкими, так и рельефными, полихромными, использовались яркие насыщенные зеленые, синие, желтые, белые цвета. Отдельно можно выделить группу муравленых изразцов, покрытых зеленой глазурью; для того, чтобы цвет был чистым, на керамическую основу предварительно наносили белый ангоб [2].
Производство изразцов для фасадов переживало свой рассвет в XVII веке, и ведущее место принадлежало Москве (Гончарная, Мещанская слободы) и Ярославлю. Множество памятников архитектуры этих городов богато декорированы полихромными изразцами
- от отдельных вставок до сплошной облицовки: Вер-хоспасский собор Московского Кремля, церковь Успения в Гончарной слободе, теремок Крутицкого подворья в Москве, архитектурный ансамбль в Коровницкой слободе, церковь Николы Мокрого в Ярославле и др.
Керамический декор чрезвычайно разнообразен: это и отдельные вставки из единичных изразцов, часто об-
рамленные лекальными кирпичами, и изразцовые композиции и панно; горизонтальные членения - фризы, карнизы, пояса, оконные и дверные порталы, и наконец сплошное заполнение гладких поверхностей фасадов, как например, закомары Покровского Измайловского собора (рис. 1). Все это создавало яркое изразцовое убранство фасадов -«узорочье».
Особая роль в развитии архитектурной керамики принадлежит мастеру Степану (Иванову) Полубесу. Его известный узор «павлинье око» мы можем видеть на соборе в Измайлово (рис. 1), церкви Григория Неокесарий-ского и, конечно же, в Ново-Иерусалимском ансамбле, на строительство которого в 1658 году патриарх Никон отправляет этого мастера. Именно здесь произошел настоящий переворот в керамическом деле: была введена новая палитра глазурей, впервые стали применяться глухие стекловидные эмали и были применены синие и белые красители. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражают своим многоцветием, в отделке насчитывается более 50 тыс. ценинных (покрытых эмалью) изразцов. Примерно 60 различных видов рельефа понадобилось мастерам для создания грандиозных панно, фризов. Возможно, узоры и рисунки для них они находили на страницах печатных книг и на тканях, а узор «павлинье око», столь часто применяемый на изразцах многих храмов, был взят с итальянских бархатных и парчовых тканей конца XVI века.
Рис. 1. Собор Покрова Божией Матери в Измайлово, Москва. Узор «павлинье око»
280
Практика
Архитектура модерна вновь обращается к декоративной керамике. К 1900-м годам в России насчитывается 251 керамическая мастерская (фабрично-заводские, ремесленные и учебные центры и художественные объединения). Выросшие из художественного кружка в Абрамцево производства С. И. Мамонтова гончарный завод «Абрамцево» и Кикеринское предприятие «Гельдвейн-Ваулин» выпускали уникальную продукцию и во многом определили лицо русского модерна. Талантливый технолог-керамист П. К. Ваулин разработал новую технологию восстановительного обжига, позволяющую получать майолику с эффектом металлизации, мерцания и радужного блеска. Появилась возможность имитации в керамике других материалов: бронзы, чугуна и даже мрамора. К разработке эскизов привлекались лучшие художники: М. А. Врубель, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, Н. К. Рерих. В этот период в керамическом декоре практически отсутствует геометрический орнамент, преобладают криволинейные формы, символические ассоциативные значения.
Универсальность декоративной керамики позволила широко применять ее в культовых, общественных и частных сооружениях различных стилей того времени: модерне, неорусском стиле с национальными мотивами, неоклассическом, византийском стилях, магометанском зодчестве. Так, построенная в 1909-1913 годах Соборная мечеть в Санкт-Петербурге облицована майоликой фирмы «Гельдвейн-Ваулин», которая поражает богатством декора и сложностью рельефа своих изразцов. Для их создания П. К. Ваулин отправил в Туркестан художника П. М. Максимова, чтобы тот восстановил способ изготовления средневековой резной майолики. В Москве в качестве совместной работы производства «Абрамцево» и мастерской «Гельдвейн-Ваулин» можно назвать дом М. Н. Миансаровой на Большой Сухаревской в неорусском стиле, полностью облицованный зеленой майоликой типоразмера «кабанчик» с вставками рельефных керамических изразцов, подражающих русскому стилю. Объемная трактовка экстерьерной керамики этого периода реализуется в двух видах: в зданиях неорусского стиля применен скульптурный рельеф, в постройках модерна - контрельеф. Фасадная керамика архитектуры рубежа веков трансформировалась от традиционного изразца до составленного из отдельных разнофигурных блоков монументального архитектурного панно - майоликовой живописи и скульптурного рельефа, повышающего степень эмоциональности архитектурного образа.
Рис. 2. Формы и типоразмеры современной объемной керамики
Традиции древних зодчих по применению декоративной керамики продолжили советские архитекторы в эпоху Сталинского ампира - высотные здания в Москве, Варшаве (Дворец культуры и науки), павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (в последующем ВДНХ), жилые здания. Одной из первых построек, где была использована объемная керамика в облицовке, - высотное здание на Смоленской площади. Здесь применялись бежевого цвета пустотелые блоки производства Харьковского завода, количество которых превысило 250 тыс. штук, общая площадь облицовки составила 1 тыс. м2.
В качестве сырья для изготовления блоков использовался состав из часовьярской глины (45%), каолина (15%) и шамота (40%). Компоненты после предварительной просушки и измельчения до порошкообразного состояния тщательно перемешивались, затем смесь увлажнялась и уплотнялась. Далее поступающая на ленточный пресс масса разрезалась на кирпичи, которые складировались для вылеживания, а через 48 часов на другом ленточном прессе уже производилась формовка блоков. На стадиях сушки геометрия блоков дважды дорабатывалась, в частности на карборундовых камнях, устранялась кривизна и искажения размеров, вызванные различными величинами усадки. После 96 часов обжига при температуре 1280-1300 0С блоки шлифовались на машинах, для получения гладкой ровной поверхности и точных размеров. При необходимости форма и размеры могли дополнительно обрабатываться еще и на стройплощадке специальным станком. Кладка же стены выполнялась следующим образом: сначала облицовщик выкладывал ряд керамических блоков пилона или простенка, а следом за ним каменщик закладывал кирпичом внутреннюю часть стены. Трудоемкость ручной кладки наружных облицовочных работ оставалась очень высокой, даже несмотря на ввод в эксплуатацию средств механизации.
Дальнейшее увеличение объемов строительства привело к открытию новых производств вблизи Москвы, цехов художественной керамики Кудиновского, Ку-чинского заводов. Наряду с пустотелыми блоками, например в отделке фасадов МГУ применялась художественная керамика с покрытием эмалями: межоконные вставки, скульптурные композиции [1]. Для облицовки МГУ использовалось 2100 ед. типоразмеров керамических элементов, общей площадью 280 тыс. м2. Колористическая гамма художественной глазурованной облицовки повторяет традиционные цвета русских по-лихромных изразцов: белый, желтый, зеленый; а сочетание светло-бежевого и насыщенного красного цветов общей облицовки блоками широко применялась в московском зодчестве ХУП-ХУШ веков как традиционное сочетание основных материалов: белого камня и кирпича.
В облицовке павильонов Земледелия и Белорусской ССР на ВДНХ также использовали объемную керамику. Сложной формы вогнутая керамическая облицовка всего фасада павильона Земледелия с керамическими барельефами подсолнухов, пчел, петухов, кукурузы,
баранов, маков и др., и вертикальными выступающими колонками - преимущественно светло-бежевого цвета. Но особенно обращает на себя внимание масштабная группа «Изобилие» над главным входом. Она выполнена в необычной технике, которая сочетает участки смальты с цветной керамикой (ее обожгли в цехах Киевского экспериментального керамико-художественного завода и смонтировали уже по месту).
Павильон республики Беларусь декорирован объемной керамикой частично - преимущественно по колоннам у главного входа. Здесь использовалась глазурованная архитектурно-художественная керамика в виде цветочно-плодовых гирлянд и карнизных поясов ярких насыщенных цветов.
Сегодня объемная керамика применяется уже не в теле кладки, а в системе навесных вентилируемых фасадов, на относе от стены, надежно защищая элементы подконструкции и слой теплоизоляции от внешнего воздействия среды. Облицовка из объемной керамики повышает тепло- и звукозащитные показатели вентилируемых фасадов. Современные возможности технологии позволяют получать не только естественные оттенки глины от светло-бежевого до темного оттен-
ков, но и наносить глазури любых цветов, получать матовые, блестящие, рельефные фактуры; возможны имитации поверхности древесины, камня, бетона методом цифровой печати. Форма изделий не только прямоугольная, но и радиальная, типы поверхности разнообразны: рифленые, волнистые, перфорированные (рис. 2). Все это позволяет оформить отверстия для приточной и вытяжной вентиляции, кондиционеры и другие устройства, вписав их в общую концепцию здания, создав уникальный облик фасада, как жилого, так и общественного здания.
Трансформируется облик объемной керамики, конструктивные особенности, достоинства же керамической облицовки неизменны во времени - это высокие прочность, долговечность, декоративность и экологическая чистота продукции.
Список цитируемой литературы:
1. Кружков, Н. Высотки Сталинской Москвы. Наследие эпохи / Н. Кружков. Москва : Центрполиграф, 2014. - 345 с. - ISBN: 978-5-227-04542-3.
2. Пруцын, О. И. Реставрационные материалы / О. И. Пруцын. -Москва : Институт искусства реставрации, 2004. - 263 с.: ил. -(Реставрация). - ISBN 5-900-967-23-9.
М. О. Борисенко 10.24412/cl-35672-2022-1-0070
M. O. Borisenko
Проблемы оползневых деформаций (на примере района Сочи) Problems of landslide deformations (the Sochi area)
Ключевые слова: оползень, грунт, рельеф, Сочи, Градостроительный кодекс РФ. Keywords: Landslide, soil, relief, Sochi, Town-Planning Code of the Russian Federation.
Аннотация: За последние годы участились случаи оползневой активности в районе города Сочи. В статье рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения оползней на территории Большого Сочи. Abstract: In recent years, cases of landslide activity in the area of the city of Sochi have become more frequent. The article contains natural and anthropogenic causes of landslides on the territory of Greater Sochi.
Оползень - смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов. Склоны, подверженные действию оползней часто состоят из водоупорных и водоносных пород, чередующихся между собой. Склонам с оползневыми процессами свойственны псевдотеррасы, бугры, заболоченные и плохо дренируемые западины. В Европейской части России оползни распространены по бортам долин крупных рек, водохранилищ, вдоль морского побережья. Мощной оползневой деятельностью отмечено побережье Чёрного моря.
Оползень - один из самых распространенных геомеханических процессов. Во избежание негативных последствий воздействия оползней, с одной стороны, необходимо осуществление строительства в районах, наименее подверженных оползневой активности, а с другой - заблаговременное предупреждение акти-
визации оползней, угрожающих постройкам в зоне их обнаружения. Сложность этой проблемы усугубляется большим количеством типов оползней, их распространенностью вдоль склонов и динамикой развития. Поэтому часто оползни называют "спящей" геологической опасностью. Они обычно происходят вместе с другими крупными стихийными бедствиями: землетрясениями и наводнениями, что понижает эффективность оказания первой помощи и восстановления пострадавших регионов. А также расширение застройки, рост темпов урбанизации и появление новых видов землепользования увеличивает частоту оползневых катастроф. Механизм образования и развития оползня является ключевым в их исследовании.
Причина образования оползней - нарушение равновесия между удерживающими силами и сдвигающей силой тяжести. Существует множество классификаций оползней, что существенно усложняет процесс изучения и борьбы с ними. Ф. П. Саваренский сформулировал