58
ФАРМРЫНКИ СНГ. УКРАИНА
РЕМШииМ 2009 апрель
производителя сейчас — это линейное расширение существующих брэндов с позиционированием в разных ценовых нишах и предложение дополнительных услуг дистрибьюторам и аптекам (скидки, отсрочки платежа и др.). К СОЖАЛЕНИЮ, наступило благоприятное время для активации неэтичных способов конкуренции, И К ЭТОМУ НУЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМИ. Очень важно сейчас влияние в информационных каналах, поскольку возрастает вероятность, что в аптеке осуществится замена выписанного врачом препарата на более доступный аналог. Для отечественных производителей вновь наступает благоприятное время для импортозамещения. Учитывая активность регуляторных органов в отношении фармрынка, необходимо активизировать работу профессиональных ассоциаций. В заключение Юрий Чертков сформулировал принципы антикризисного маркетинга: ранняя диагностика кризисных явлений в деятельности предприятия, быстрое реагирование,
точное определение конкурентных преимуществ и правильное позиционирование продуктов, обеспечение всех видов услуг для клиентов, использование доступной рекламы, использование помощи деловых партнеров и ассоциаций, четкие маркетинговые программы и постоянная их корректировка с учетом достигнутых результатов.
«Нынешняя эпоха — эпоха маркетинга», — утверждал в выступлении Александр Мельник, директор по коммерческим операциям в Украине (корпорация «Артериум»). Она характеризуется тем, что на фоне огромного количества продуктов и производителей и неограниченного доступа к информации потребитель сегодня выходит на первый план. Александр Мельник дал несколько практических советов по маркетингу, в частности: использовать сегментацию и таргетинг как один из основных инструментов оптимизации численности и повышения эффективности внешней службы, прогнозировать стои-
мость прироста от каждой составляющей маркетинг-микса, сначала создать спрос, потом выводить продукт. Он подчеркнул, что возможностями нужно суметь воспользоваться.
В результате профессиональной, открытой, временами острой дискуссии участники конференции пришли к выводу, что на фоне кризиса объем рынка в денежном выражении сократится, произойдет его трансформация, состоится естественная санация розницы и, вероятно, оптового звена, при этом дистрибьюторы все же не окажутся выбывшими с рынка. В результате совместными усилиями будет построен рентабельный бизнес.
В продолжение дискуссии о поиске эффективных стратегий выхода из кризиса 3 июня сего года в Киеве будет проведена третья ежегодная конференция-практикум «Фармбюджет-2009, 2010. Программы антикризисных решений». ф
Фармрынок Украины:
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В обзоре представлены результаты регулярного исследования PharmXplorer за январь 2009 г. Исследование проводится ежемесячно и направлено на комплексный анализ факторов влияния на работу провизоров «первого стола» и экспертов центров закупок аптечных предприятий, включая промоционную активность, ана-
лиз чтения специализированной прессы, объемов и характеристик сотрудничества с дистрибьюторами, репутации производителей и др. География исследования — 30 городов Украины. Метод проведения — личное интервью с провизорами «первого стола» и экспертами центров закупок аптечных предприятий.
рисунок 1| Значимость условий работы с поставщиками
(% экспертов центров закупок, выбравших условие как одно
из 3-х наиболее важных)
ЦЕ*ігпш?т4 ь». М.Ч 1 ■ШТ“1 14*4™^ ІТІї»-» р ">+Ч—+ ЧАПе-ГАп ГвС-рйЛв ГГч'ИЬ'і-.
*
і4*ГТО2!і.ГфЧ1П,%««!ЬІ ■ а иж“г * ы ■ •іччз^нжі с» ™ ь Сс+пты 1І-
11 (■ й Источник: PharmXPloгeг, январь 2009 г.
РИСУНОК 2
Рейтинг дистрибьюторов по доле розничного фармрынка Украины
□ ПрМ 43(Ы ВДУ
ерслги
4гебіРфі>ні
Дітр-Н
М
Ь'Ы
рнт^-Лп
■
]Т.ї
І2.Т
11.1
Т,]
I 1.1
Источник: PharmXpl°гeг, январь 2009 г.
* Подготовила Екатерина Кармалита, руководитель проекта PharmXplorer.
ФАРМРЫНКИ СНГ. УКРАИНА
59
2009 апрель РЕМШ1ШМ
рисунок э| Важность характеристик производителей
по мнению провизоров «первого стола» (% перво-
стольников, выбравших характеристику как одну
из 3-х наиболее важных)
КмКЯйДОНМрН
С -5-aMUMH- l|!-l!J
iVfl.-lHjri-ia II 1Ч>-(| .!-■>■ г г 1 + i4rlrj! ^■ й
и.МЛН І|НГ»І ri IV" Ы SHlr Г1 ■ f 11V M ■ Гв ■ H h -4 ■* ■ >> > 4 ■ 41 > ■ L" ■ гн№ю»:пі шнріиїт ll-ÜjliH-rWWihW-r ГЬ г .І-І-І-Ьичи ■ і < -ігі ■ ічч і-11 ■ • » чн і г- *■■■ ЛґИ №11ЫДОФ ИМ ■ F*4T. *ИЧ к*,.кі ri.fi.ndj ІІ| -ч.г-LK- + I-Jrilh fMll<-Jri%-.! I^lC, .CJ.I 1 ■ F l'il jïKt и аі Н и 10 Ш й Источник: PharmXploгeг, январь 2009 г.
РИСУНОК 4
| Важность характеристик производителей
по мнению экспертов центров закупок (% экспертов
центров закупок, выбравших характеристику как одну
из 3-х наиболее важных)
кі-КЧФПГОЬір»*
■:■>■'>i*4il#Ц*1 J KJ +*i ■ £■
l>jf ■Ф-^|'ілч^'вііглин1і Ікйі-ше
! W" ■Р ЧЛі-ЧЛЧ ҐІПР4Н1
П№і1^№ґііІЖ^І . пиЧВ 1,1 ri. В ri ■
llBFrilj¡1 e/ri«4№4jj-Пі .Vi'lfHiiHrj
Uif'i'L- üEf-PI HU0 ■[U '-LPI Щ '■
¡ї-м*вдк*#чіг?лнп.«гіирііі!вдр* ЦШІ _ .
j riV-іаім ліі>ь ® '
I 31 j»
Источник: PharmXplorer, январь 2009 г.
РИСУНОК 5
Топ-20 ведущих компаний по мнению провизоров «первого стола»
Îf ■llt4-'4.,blîniMIFt'4WJ
Jlfllii#
nu
С-ІГЧІР г ri і : p і ■ і m :^»м Вцн
Ч CT.'.l'IiL TlPMf AvilM
É...3ua|'.'K«^ Я^Э h p H 0#ло Mu І-Ч
К -|T m tk d Uïr-rniiLi
GJiidLti kHC in# Hh!
Gtdioi Richnir л,:г+м ^ Г..Л.,.
l" I Hjl В ■ H n r I frd
Mtpta
Источник: PharmXplorer, январь 2009 г.
РИСУНОК 6
Топ-20 ведущих компаний по мнению экспертов центров закупок
nlfei Lh-srTii.,Mirn-iv,---c"j: йшвдаиі KR1A
здаром
і ne aptu'rTi Фірмік
г. а г.і 11 - ri.. р . л ; ц
4piC|MW ИВртФрії*«* BHlrtif НмгїН-Біучг ■34=і-:пПі£іір' СІ■ в =-Sп-d І п N111■
rjpu..v:-fb'rHr Ч')2
ЧцтмтцчІ
И1ї#Мік
Httl
ІМЇІ4Г ^иЯпН-йгсир-С і иі ■ Н н кф ■ рн
Источник: PharmXplorer, январь 2009 г.
РИСУНОК 7
Прогнозы изменения ассортимента и месячного объема выручки аптечных учреждений по мнению провизоров «первого стола»
1D0
40
»
7?
№
И
«
В
М
L?
■3
Е
?
і
ч
не
2Ъ.Ь
3(U
Щ
JÉ.9
т
Л-.З
71,1
«J
K.-Î
n«itlm05
НИ
n» iOÏHj З »К
Цр*ЧДМ j *9Г
Нзт^гіК'іїЕоріїДОгГі Ндачн^инйміц ґіріі-рн ІІЇІЯН ІГТІ ісроосіалнімл
0СП ЙКД№С«П0 И З-Л^ДИРі'ИІаОтеЙІНІЬ
Источник: PharmXploгeг, январь 2009 г.
РИСУНОК 8
І Прогнозы изменения ассортимента,
месячного объема выручки и товарных запасов аптеч-
ных учреждений по мнению экспертов центров закупок
аптечных предприятий
154
JSÏ
а. -t- Î]* ш
IV
12 ІІА
я т вд
м
Гкклс j-ik.' Пры'-ден j П>, вдыс rpii.Kj щПкладвв Пріу-пмі J j «t. ІИОС i-hKM 3 vit. Jj*n. їьно.
НІМІПІІІ И»«ЙНЧ (йи»)
вдГ"н iuwi>i*" .üi ЛОи
ННІрМПЛ j и; ■ tl.11 L"j 1>.т I ■ L>-J±-
>ï№4K"<f ÉHf ЇИ^чХЦн ■ ]< ’СцДОтрПМн'Ъ
__________________________Источник: PharmXpl°rer, январь 2009 г.у'