Научная статья на тему 'Фармацевтическое образование в свете Болонского процесса'

Фармацевтическое образование в свете Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ПРОВИЗОРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косова Ирина, Лоскутова Екатерина

В настоящее время в России подготовка специалистов-провизоров осуществляется по пятилетней программе (очная форма обучения), а также предусмотрена годичная послевузовская подготовка (интернатура). Таким образом, обучение специалиста, готового к профессиональной деятельности (диплом + сертификат специалиста), занимает 6 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармацевтическое образование в свете Болонского процесса»

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

15

РШШ1ШМ июль 2005

Ирина КОСОВА, дфн, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации ФПК МР РУДН, Екатерина ЛОСКУТОВА, д.фн, проф., зав. кафедрой управления и экономики фармации медицинского факультета РУДН

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВСВЕТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

В настоящее время в России подготовка специалистов-провизоров осуществляется по пятилетней программе (очная форма обучения), а также предусмотрена годичная послевузовская подготовка (интернатура). Таким образом, обучение специалиста, готового к профессиональной деятельности (диплом + сертификат специалиста), занимает 6 лет.

Основными условиями включения системы образования в Болон-ский процесс являются: а) двухуровневая система подготовки: бакалавр и магистр; б) введение ECIS-оценок и единых приложений об оценках к диплому; в) внедрение системы менеджмента качества образования. В нашей стране многие специальности уже переведены на двухуровневую систему подготовки, однако внедрение болонской системы в медицинское и фармацевтическое образование до сих пор является предметом бурных споров и дискуссии. С нашей точки зрения, специальность «фармация» без ущерба для качества образования может быть включена в Болонский процесс. Бакалавр — готовый специалист с высшим образованием, знания которого соответствуют требованиям рынка и системы здравоохранения. В европейском варианте (а гармонизируем мы европейское образование) бакалавриат — это высшее профессиональное образование первой ступени, готовящее человека к самостоятельной профессиональной деятельности. На наш взгляд, бакалавр должен быть отождествлен с тем, что сейчас называется «специалистом», срок подготовки которого можно сократить до 4—4,5 лет. При этом необходимо пересмотреть квалификационную характеристику провизора, содержание обучения, учебные планы и выдавать после 4-х лет обучения диплом бакалавра. На данном уровне допустима только очная форма обучения, кроме того, большая часть бюджетных средств

должна поддерживать именно эту образовательную ступень.

Магистратура — это второй уровень высшего образования, который может составлять 1,5—2 года. На данном уровне необходимо осуществлять специализацию по одной из утвержденных специальностей. Пока их три — управление и экономика фармации, фармацевтическая технология, фармацевтическая химия и фармакогнозия. Однако реалии фармацевтического рынка требуют расширения номенклатуры специальностей, которые может получить магистр фармации. При обучении в магистратуре допустима не только очная, но и очно-заочная (вечерняя) и заочная формы подготовки. Первоочередными задачами для перехода на Болонскую систему являются гармонизация российской программы фармацевтического образования с европейской (в первую очередь, перечень и название дисциплин), разработка новых образовательных стандартов и квалификационных характеристик для 1 и 2 уровня образования, утверждение новой номенклатуры должностей фармацевтических работников. Безусловно, реформа образовательной системы сложный и продолжительный процесс, который необходимо проводить поэтапно. В Российском университете дружбы народов в настоящее время активно внедряется менеджмент качества, кроме того, со следующего учебного года наша специальность переводится на кредитную систему оценок.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.