МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
31
июнь 2007 НЕМОДНІМ
О.В.СОКОЛОВА, Л.ИЛАВРЕНТЬЕВА, О.В.ЖЕЛТКЕВИЧ, Ярославская государственная медицинская академия
Фармацевтическое образование
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРОВИЗОРА
Профессиональная подготовка специалиста является одним из основных этапов становления провизора. Кафедрой организации и экономики фармации ЯГМА в 2005—2006 гг. было проведено социологическое исследование на основе опроса студентов 1—5 курсов фармфакультета с целью получить представление о мотивационных проявлениях и профессиональных ожиданиях будущих специалистов.
Исследование проводилось методом анкетирования и интервьюирования. В опросе приняли участие 445 студентов очной формы обучения, 76% опрошенных составили девушки и 24% — юноши.
Как показал опрос, доминирующая часть студентов фармфакультета — выпускники школ города Ярославля и Ярославской области. Более трети студентов (35%) представляют другие регионы России (Москва, Архангельск, Брянск, Иваново, города Республики Коми, Кострома, Комсомольск-на-Амуре и др.).
В профессиональном становлении специалиста большое значение имеет фактор выбора профессии. Результаты анкетирования продемонстрировали, что основными факторами, определившими профессиональный выбор, стали наклонности (46%) и совет родителей (42%). Около 9% студентов отметили «другое» или «больше некуда было идти» (рис. 1). И только незначительная часть студентов (3%) воспользовалась советом специалиста по профориентации. Следовательно, при выборе трудовой деятельности у большинства студентов не было четкой направленности на профессию.
Эффективная учебная деятельность студентов во многом определяется сложной системой мотивов, в основе которой лежат ранее сформированные потребности, интересы и способности (табл.).
Развитие фармотрасли в последнее время сделало профессию провизора более социально значимой. Как свидетельствуют данные таблицы, у большей части студентов (65%) присутствуют мотивы
РИСУНОК 1
профессии
| Факторы выбора
1 — Наклонности, 46%
2 — Совет родителей, 42%
3 — Другое, 9%
4 — Профориентация, 3%
таблица® Структура мотивов
выбора профессии
% Ранг
Личный престиж 65 1
Прагматические 53 2
Профессиональные 44 3
Социальные 44 4
Познавательные 9 5
престижности специальности. Прагматические мотивы отметили 53% студентов, считающих фармобразование одним из наиболее эффективных и быстрых средств достижения материального благополучия. Мотивы интереса к профессии, к получению качественной профессиональной подготовки и желание быть полезным людям имеются менее чем у половины опрошенных студентов (44%). Отсутствие подобной мотивации у студентов может стать препятствием для формирования навыков оказания квалифицированной фармпо-
мощи. К сожалению, познавательные мотивы занимают у студентов последнее место (9% респондентов), что может отрицательно сказаться на скорости овладения знаниями, необходимыми специалисту, и на их прочности. Анализ профессиональных ожиданий будущих специалистов показал, что после окончания вуза большинство студентов (85%) хотели бы иметь высокооплачиваемую работу. Это соответствует выявленным у них мотивам выбора профессии. Конечно, будущие специалисты ценят вакансии, способные приносить не только материальное удовлетворение. Так, около половины студентов считают, что при выборе места работы необходимо учитывать и возможность для самосовершенствования. К сожалению, только пятая часть опрошенных (22%) хотели бы в полной мере реализовать полученные знания и осознают гуманитарную составляющую своей будущей деятельности. Изучение отношения студентов к выбранной профессии продемонстрировало, что большинство опрошенных (61%) довольны своим профессиональным выбором. Однако одновременно более половины студентов (59%) не имеют четкого представления о содержании профессиональной деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о прямой зависимости между информированностью студента о профессии и отношением к учебе. Лишь 38% студентов учатся с большим желанием, у 53% опрошенных учеба вызывает некоторый интерес, а 9% относятся к учебе безразлично или учеба им в тягость. Такой поверхностный подход к учебе не способствует полноценному усвоению знаний и приобщению к профессии.
Анкетирование показало, что около 20% всех опрошенных студентов начали работать по специальности уже во время обучения в академии. Это в ос-
4
32
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРОВИЗОРА
немоднім 2007 июнь
новном работа в аптеках различных форм собственности и на оптово-посреднических предприятиях. Еще 27% респондентов хотели бы найти работу по специальности. Около 10% опрошенных работают не по специальности. Не работают 44% студентов. По мнению студентов, совмещение работы с учебой дает определенные конкурентные преимущества на рынке труда, а также является дополнительным источником дохода. Однако необходимо отметить, что совмещение работы с учебой может негативно отразиться на последней.
После получения диплома специалиста многие студенты (75%) собираются работать по специальности, пятая часть (22%) опрошенных хочет продолжить обучение в интернатуре1. При этом значительна доля молодых людей (34%), желающих получить второе высшее образование. Эти студенты имеют намерение изменить свою специаль-
1 При заполнении анкетных листов опрашиваемые, в случае развернутых вопросов, могли давать два или более ответов, поэтому сумма процентных показателей могла превышать 100%.
РИСУНОК 2
| Сферы деятельности, I предпочитаемые студентами
ность после завершения учебы или считают, что профессионального фармоб-разования недостаточно для работы в фармотрасли. Сегодня провизору, как участнику фармрынка, необходимы глубокие знания рыночной экономики, основных законов маркетинга и предпринимательства. Около 9% опрошенных планируют посвятить себя научным исследованиям и преподавательской деятельности. Они принимают активное участие в работе студенческого научного общества, научных конференций. Экспериментальные ис-
В ГЇ.ТЛШДТіІТРМЙ Г. ППІКВД Ы£рПГТ1Н=ТН1
ФйВДДОЫОГО агенте ТЬЬ ш ку/Ь->]№ и к і-1 і - і гР,+11:. 11::: --І .ч-' і--: гри ІідеЬІЛОгІ'Ш КВаїИЇМІІКЦЮ. иСП и сра-сй фаш'рои.
Тай~ра."ЬНЛ тотиту кк'ьни Ьі|іч:і. ЩуШй 'ЛИЖ] и
ЇЧ*іЯЗДиии мін і|к:и ::'ги::+1г11,^::+11гм чз,,,и Йі:::м^::и^і н нИИ уча. горпа. шва п р?*і ГЪсвдаы
г^вдот иьтіи т : - Ж
29-30 норбря, Мос'
Ё кокрессе гснмут ^юстне: втй"Ьг4*е и речень гспэгоги: | ПСінмпґґгін пф В Кйиґр
йіСтавтгидя .^сїутіч^і.
'>с-ярг.^ча■ <нс:пн:.н* ні Єійге
патты.
л\ ф*чиспсгн: Леї
Ш'
ШІР г
№фціизціа'ШР £лиі:&]
групи ідаггіи) ■РЕЮНуУ'
іти и.ґєгп е flium.ru
следования студентов завершаются выпускными дипломными работами. Только 3% респондентов не хотят работать по специальности.
В настоящее время существенно расширились карьерные возможности для выпускников фармфакультета (рис. 2). Данные нашего опроса показали, что 48% студентов планируют делать карьеру в аптечном секторе рынка, как наиболее соответствующем профессии провизора. Еще 28% опрошенных хотели бы работать мед-
представителями, мотивируя свой выбор относительно высокими зарплатами этой категории работников. Около 20% респондентов интересует фармпро-изводство. В региональные и федеральные органы управления хотят пойти работать также 20% студентов. В оптовых структурах предпочли бы трудиться 18% опрошенных. Страховые медицинские компании привлекательны для 11% респондентов. «Другое» отметили 5% студентов. Результаты анкетирования показали, что будущие специалисты в целом знакомы с фармрынком труда и видят себя в различных сферах лекарственного обращения.
В ходе исследования было установлено, что не все студенты в полной мере понимают, что только систематическое расширение знаний может поддерживать высокую компетентность специалиста и позволит соответствовать требованиям рынка. Только 67% опрошенных отметили, что «образование не должно прекращаться». Почти треть студентов (28%) считают, что достаточно один раз получить сертификат специалиста. А 5% респондентов хотели бы завершить образование «после получения диплома специалиста». Поэтому в процессе подготовки будущих специалистов необходимо воспитывать у них стремление и способность непрерывно учиться и совершенствовать знания.
Для фармотрасли небезразлично, какие специалисты займут рабочие места после обучения. Проведенное нами исследование показало, что недостаточно сформированные профессиональные, социальные и познавательные мотивы, а также низкая мотивация к непрерывному образованию могут стать препятствием для получения глубоких профессиональных знаний. Это может привести к выпуску специалистов, не отвечающих современным требованиям рынка труда. Таким образом, задачей базового профессионального образования должно стать формирование у будущих провизоров желания и стремления к постоянному обучению для поддержания профессиональной компетентности. Это соответствует концепции Болонского процесса, предусматривающей непрерывное образование специалистов.