Научная статья на тему 'Фармацевтический ритейл в США'

Фармацевтический ритейл в США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РИТЕЙЛ / АПТЕЧНЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нильва И. Е.

Для изучения российского рынка фармацевтического ритейла и, тем более, прогнозирования его среднесрочного развития, необходимо знать, как формировались и что собой представляют сегодня аналогичные рынки в развитых странах. "Эталонным" для российского аптечного рынка является, по-видимому, рынок США, где, так же как и в России, нет принципиальных препятствий для развития сетевой торговли, где общий рынок разделен на большое число отдельных территориальных рынков, где наблюдается значительная региональная дифференциация (пусть и не такая значительная, как в России). Недавно подписанная декларация о сотрудничестве между Российской ассоциацией аптечных сетей (РААС) и National Association of Chain Drug Stores (NACDS)1 дала дополнительный импульс к сближению российского и американского фармацевтического ритейла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармацевтический ритейл в США»

КОНЪЮНКТУРА СПРОСА

И.Е.НИЛЬВА, к.ф.н., руководитель Инспектората РААС

Фармацевтический ритейл в США

Для изучения российского рынка фармацевтического ритейла и, тем более, прогнозирования его среднесрочного развития, необходимо знать, как формировались и что собой представляют сегодня аналогичные рынки в развитых странах. «Эталонным» для российского аптечного рынка является, по-видимому, рынок США, где, так же как и в России, нет принципиальных препятствий для развития сетевой торговли, где общий рынок разделен на большое число отдельных территориальных рынков, где наблюдается значительная региональная дифференциация (пусть и не такая значительная, как в России). Недавно подписанная декларация о сотрудничестве между Российской ассоциацией аптечных сетей (РААС) и National Association of Chain Drug Stores (NACDS)1 дала дополнительный импульс к сближению российского и американского фармацевтического ритейла.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АПТЕЧНОГО СЕКТОРА США I

В 2005 г. аптечный сектор США включал в себя более 56 000 аптек, из которых 68% — это сетевые аптеки (табл. 1). Основная часть сетевых аптек, так же как и независимых, представлена традиционными2 аптеками (всего 70% от общего числа). Прочие типы сетевых аптек — это аптеки, которые развивают супермаркеты и mass merchant. В течение последних 10 лет общее число аптек оставалось относительно стабильным (с 1994 г. прирост составил только 5,5%). В то же время наблюдалось значительное сокращение численности независимых аптек (на 28%) и увеличение сетевых (на 35%). Особенно высокая активность наблюдалась в развитии сетей аптек в супермаркетах и mass merchant.

Подавляющая часть продаж рецептурных препаратов — 63% — обеспечивается сетевыми компаниями, среди которых основное значение имеют традиционные аптеки (41%) (табл. 2). Несмотря на то, что доля независимых аптек в численном составе розничного сектора еще достаточно велика, в

In order to study and, the more so, forecast the medium-term development of the Russian pharmaceutical retail one needs to know what the similar markets of the developed countries are and how they have developed. The USA pharmaceutical market may become a good model for development of the Russian market. Like in Russia, in the USA there is no profound barriers for development of the pharmacy networks. The USA pharmaceutical market is also divided into a number of smaller territorial markets and is characterised by high regional differentiation.

I.E. NILVA, PhD in Pharmacology, the head of Russian Association of Pharmacies Network inspectorate. Pharmaceutical retail in the USA.

структуре продаж они занимают немногим более 18% (табл. 2). Серьезную конкуренцию аптекам и аптечным сетям составляет канал доставки лекарств по почте (19% от всех продаж рецептурных лекарств), значение которого из года в год возрастает. По сравнению со стоимостными показателями, в структуре продаж в натуральном выражении доля почтовой доставки еще относительно невелика (7,2%), однако и она быстро увеличивается.

Всего доля традиционных аптек (сетевых и независимых) на рынке рецептурных препаратов в стоимостном выражении составляет около 59%, при этом они обеспечивают более 2/3 всех рецептурных назначений (68%) (табл. 2). Несмотря на то, что независимые традиционные аптеки практически полностью ориентированы на реализацию рецептурных препаратов, средние продажи в пересчете на одну аптеку у них почти в 2 раза меньше, чем у традиционных сетевых (табл. 3). С учетом всего товарооборота расхождения в удельных показателях на одну аптеку еще выше, поскольку в сетях, помимо рецептурных средств (72% от товарооборота), значительную часть продаж составляют прочие товары (табл. 3). В прочих сетевых аптеках (в супермаркетах и mass merchant) продажи рецептурных препаратов в пересчете на одну аптеку существенно ниже, чем в сетевых традиционных аптеках, но выше, чем в независимых.

На аптечном рынке США действует более 200 сетей различного масштаба, основная часть которых входит в NACDS. Анализ количественного состава сетей — членов NACDS (всего 188) показывает, что в состав 135 сетей (72% от общего числа) входит 50 и менее аптек, 18 сетей (10%) — от 51 до 100 аптек, 24 сетей (12%) — от 101 до 500, 2-х сетей — от 501 до 1000 (табл. 4). В состав 11 сетей входит более 1000 аптек, в состав 4-х — более 3000 аптек. По численному составу крупные сети доминируют: на их долю приходится, соответственно, 77 и 48% от общего числа сетевых аптек.

Четверка лидеров представлена сетями CVS, Wallgreen, Wal-Mart Stores и Rite Aid (табл. 5). Обзор основных показателей деятельности сетей Wallgreen, CVS и Rite Aid расширяет представление об общих закономерностях развития фармацевтического ритейла в США.

1 Декларация подписана 6 мая 2006 г. в рамках международной программы взаимодействия ассоциаций аптечных сетей в ходе ежегодного собрания членов NACDSÍ прошедшего в городе Палм Бич, Флорида, США.

2 Традиционные американские аптеки - это аптеки, в которых лекарства составляют основную часть товарооборота. Они не исключают открытый доступ к ОТС, средствам гигиены, косметическим и пр. товарам, чем отличаются от традиционного российского формата, для которого открытая форма торговли не характерна.

таблица i| Структура аптечного сектора США

Сети и независимые аптеки 2005 г. Прирост к 1994 г. 1994 г.

число аптек % число аптек %

Сети традиционных аптек 21349 38,0% 17,9% 18103 34,0%

Сети аптек в mass merchant 7146 12,7% 56,7% 4559 % ,6 8

Сети аптек в супермаркетах 9771 17,4% 70,9% 5719 10,7%

Всего аптечные сети 38266 68,1% 34,8% 28381 53,3%

Независимые традиционные аптеки 17917 31,9% -27,9% 24862 46,7%

Всего 56183 100,0% 5,5% 53243 100,0%

Источник: NACDS

таблица г| Продажи рецептурных препаратов

в аптечном секторе США (конечные цены)

Сети и независимые аптеки Продажи 2005 г. Прирост к 2004 г. Продажи 2004 г. Число обслуженных рецептурных назначений

млрд. долл. % млрд. долл. % млрд. %

Сети традиционных аптек 94,45 41,0% 4,4% 90,44 41,1% 1,56 46,2%

Сети аптек в mass merchant 22,48 9,8% 4,6% 21,49 9,8% 0,36 10,8%

Сети аптек в супермаркетах 27,58 12,0% 2,5% 26,90 12,2% 0,47 14,1%

Всего аптечные сети 144,51 62,8% 4,1% 138,83 63,1% 2,40 70,8%

Независимые традиционные аптеки 41,82 18,2% 3,5% 40,41 18,4% 0,74 22,0%

Почтовая доставка 43,93 19,1% 7,6% 40,82 18,6% 0,24 7,2%

Всего 230,26 100% 4,6% 220,05 100,0% 3,38 100,0%

Источник: NACDS

WALGREENS

Основателем бизнеса был Charles R.Wallgreen Sr., который в 1901 г. в Чикаго купил первую аптеку, где он работал фармацевтом. К 1926 г. в составе сети было уже 100 аптек. В 1930 г. сеть, которая к тому моменту стала публичной компанией, увеличила число своих аптек до 500, став при этом наиболее развитой сетью в стране. Характерно, что увеличение сети до 1000 аптек (в 2 раза по сравнению с 1930 г.) удалось достичь только в 1975 г. В этот же год объем продаж превысил 1 млрд. долл. Уровень в 2, 3 и 4 тыс. аптек был достигнут в 1994, 2000 и 2004 гг. соответственно. В 1960 г. компания вышла на рынок Пуэрто-Рико, этим экспансия за пределы США ограничилась (купленный в 1946 г. бизнес в Мексике был продан в 80-е годы).

Будучи лидером отрасли, Wallgreen всегда выступала новатором в области технологий и маркетинга. В 50-е годы в сети стал активно развиваться формат самообслуживания, и вскоре она стала признанным лидером в этом направлении среди всех ритейлеров. В 1982 г. в сети Wallgreen была введена такая услуга, как фотопечать, которая ныне является стандартом для американских drug stores. С 1991 г. используется штрих-ко-довое сканирование, к 1997 г. была достигнута полная компьютеризация деятельности сети, в 1999 г. открыта интернет-аптека.

В 2005 г. сеть состояла из 4953 аптек (4160 отдельно стоящих), расположенных в 45 штатах и Пуэрто-Рико. Средняя площадь одной аптеки приближается к 4000 кв. м. В день в среднем обслуживается 4,4 млн. чел. По сравнению с предыдущим годом сеть заметно выросла. Рост сети в среднем на 350 аптек в год наблюдался в течение всех последних лет. Основным механизмом расширения сети, как и в предыдущие периоды, был «органический» рост. Объем продаж за налоговый период 2005 г. соответствовал 42,2 млрд. долл., что на 12,5% больше, чем в 2004 г. Характерно, что чистая прибыль компании за тот же период выросла еще больше (на 15,5%) и составила 1560 млн. долл. Однако по сравнению с

2004 г. темпы роста и чистой прибыли, и особенно товарооборота, сократились. Это связывают с ураганом Катрина, от которого пострадали аптеки в штатах Луизиана и Миссисипи. Продажи рецептурных препаратов в 2005 г. составили 63,7% от общего объема продаж. В течение последних лет доля рецептурных препаратов возрастает, поскольку темпы роста их продаж выше, чем остального ассортимента. Доля

прочих товаров, куда входят ОТС, средства гигиены, продукты для красоты и здоровья, косметика, товары для дома, напитки и пр. (всего 24 000 позиций), составляет 36,3% (ОТС 11%). И 92,7% всех продаж рецептурных препаратов покрывается за счет страховых планов. Стратегия развития компании предполагает дальнейший экстенсивный рост на новых (Монтана, Западная Вирджиния) и быстрорастущих рынках (Алаба-

24 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РИТЕЙЛ В США

PEMEÜULJM 2007 январь

таблица з| Численный состав и продажи традиционных аптек

Аптеки Все продажи 2005 г. Продажи рецептурных препаратов 2005 г. Продажи на одну аптеку млн. долл.

млрд. долл. прирост к 2004 г. млрд. долл. прирост к 2004 г. доля от общих продаж все продажи рецептурных препаратов

Независимые 42,5 4,10% 41,82 3,50% 98,4% 2,37 2,33

Сетевые 131,7 4,20% 94,45 4,40% 71,7% 6,17 4,42

Всего 174,2 4,10% 136,27 4,10% 78,2% 4,43 3,47

Источник: анализ данных NACDS

таблица 4| Характеристика численного

состава аптечных сетей — членов NACDS

Число сетей Общее число аптек

Число аптек в сети абс. доля абс. доля кумулятивная доля

до 10 включительно 73 38,83% 454 1,21% 1,21%

11-30 48 25,53% 796 2,12% 3,32%

31 — 50 14 7,45% 540 1,44% 4,76%

51 — 100 18 9,57% 1 254 3,33% 8,09%

101 — 500 22 11,70% 4 370 11,62% 19,72%

501 — 1000 2 1,06% 1 285 3,42% 23,13%

1001 — 2000 7 3,72% 10 695 28,44% 51,57%

2001 — 5000 3 1,60% 12 864 34,21% 85,78%

более 5000 1 0,53% 5 347 14,22% 100,00%

Всего 188 100,00% 37 605 100,00% 100,00%

Источник: Анализ данных NACDS

ма, Северная и Южная Каролина, Джорджия, Южная Калифорния, Юта), а также дальнейшее проникновение в уже освоенные. К 2010 г. число аптек в сети должно вырасти до 7000. Wallgreen является лидером среди аптечных сетей и ритейлеров продуктов питания по масштабам бизнеса. В рейтинге Fortune 500 в 2005 г. она заняла 38-е место среди всех компаний, базирующихся в США.

CVS

Развитие сети началось с 1963 г.; первоначально это были магазины товаров для красоты и здоровья, в которых очень скоро были открыты фармацевтические отделы. В 1970 г. сеть насчитывала 100 аптек в Массачусетсе и на Северо-Западе, через 2 года CVS почти удвоила свои размеры за счет поглощения сети аптек, расположенных в Мичигане и Индиане. Развитие компании и во все последующие годы происходило в основном за счет поглощений, среди которых наиболее крупными были приобретения сетей Revco (2,5 тыс. аптек) на Среднем Западе и Юго-Востоке (1997 г.) и ЕАеМ (1268 аптек) в Калифорнии (2004 г.). В 2004 г. число аптек достигло 5000, что сделало CVS крупнейшей по численности сетью в США и во всем мире. В 2005 г. в сеть входила уже 5471 аптека (59% отдельно стоящих) в 34 штатах и округе Колумбия. Заявленное в 2006 г. поглощение сети АШеЛоп в Южной Калифорнии должно привести к росту сети еще на 700 аптек. В планах компании в ближайшие годы — расширить свой региональный охват до 42 штатов. В краткосрочной перспективе она сосредоточена на освоении быстро растущих рынков Чикаго, Миннеаполиса, Лас-Вегаса, Лос-Анджелеса и др. Стратегически компания стремится занимать первое или второе место на большинстве региональных рынков.

В настоящее время CVS еще отстает от ^а1^ееп по товарообороту (в 2005 г. 37,0 млрд. долл.), однако темпы роста у CVS значительно выше (21% против 12,5%). Высокие показатели динамики характерны и для чистой прибыли компании (2005 г. — 33,3%). В 1999 г. начала

работать полностью интегрированная он-лайновая аптека, в 2001 г. сеть первой среди национальных фармацевтических ритейлеров запустила программу повышения лояльности потребителей (с дисконтными картами). CVS характеризуется большой долей в структуре продаж рецептурных препаратов (70,2%). А 94,1% всех продаж рецептурных препаратов финансируется страховыми планами. CVS имеет дочернюю компанию, четвертую по значимости в стране, предоставляющую полный комплекс услуг по лекарственному страхованию.

RITE AID

Первая аптека Rite Aid открылась в Пенсильвании в 1962 г. К 1965 г. аптеки компании были представлены в 5 северо-западных штатах. Через 10 лет региональ-

ный охват расширился до 10 штатов, где было представлено 267 аптек. В 1981 г. Rite Aid стала третьей по величине сетью в США, а в 1983 г. ее товарооборот превысил 1 млрд. долл. Далее развитие сети проходило в основном за счет поглощений, среди которых наиболее важными были покупки крупнейшей сети в Мичигане Perry Drug Stores в 1995 г. и сети Thrifty Pay Less Holding на западе страны в 1996 г. А 1999 г. ознаменовался стратегическим партнерством с крупнейшим ритейлером витаминов, минеральных добавок, спортивного питания и фитопродуктов General Nutricion Company (GNC), в результате чего на базе аптек Rite Aid были созданы маркеты GNC. В этот же период компания Rite Aid вошла в альянс с фармацевтическим интернет-сайтом и начала развивать интернет-торговлю.

таблица б| Лидирующие по численному составу аптечные сети США

Рейтинг Сеть Число аптек

с. б а доля кумулятивная доля

1 CVS Corporation 5 347 14,22% 14,22%

2 Walgreen Co. 4 962 13,20% 27,41%

3 Wal-Mart Stores, Inc. 4 569 12,15% 39,56%

4 Rite Aid Corporation 3 333 8,86% 48,43%

5 Albertsons, Inc. 1 995 5,31% 53,73%

6 The Kroger Co. 1 899 5,05% 58,78%

7 Brooks Eckerd Pharmacy 1 848 4,91% 63,70%

8 Medicine Shoppe International, Inc. 1 332 3,54% 67,24%

9 Safeway Inc. 1 328 3,53% 70,77%

10 Target Corporation 1 148 3,05% 73,82%

11 Sears Holding Corporation 1 145 3,04% 76,87%

12 Ahold USA 655 1,74% 78,61%

13 Publix Super Markets, Inc. 630 1,68% 80,28%

14 Longs Drug Stores 473 1,26% 81,54%

15 Costco Wholesale dba Costco Pharmacies 385 1,02% 82,57%

16 Fred's Inc. 275 0,73% 83,30%

17 OMNICARE, INC. 270 0,72% 84,02%

18 ShopKo Stores, Inc. 255 0,68% 84,69%

19 Duane Reade 251 0,67% 85,36%

20 The Great Atlantic & Pacific Tea Co., Inc. (A&P Supermarket) 207 0,55% 85,91%

Источник: Анализ данных NACDS

В связи с активным ростом компании возникли трудности в управлении, приведшие к кризису. В 1999 г. компания изменила менеджмент с целью проведения ревизии стратегии, внедрения новой корпоративной культуры, установления жесткой финансовой дисциплины, оптимизации операционной деятельности. В течение нескольких лет компания работала с убытком. В 2005 г., второй год подряд, была получена чистая прибыль в размере 302,5 млн. долл. (2004 г. — 83,4 млн. долл.). Стратегия развития компании состоит в повышении эффективности работы действующих и открытии новых аптек на тех рынках, где компания наиболее сильна. В течение последних лет число аптек не только не увеличивалось, но и сократилось, и только в 2006 г. рост сети вновь продолжился.

В начале 2005 г. в состав сети Rite Aid входило 3356 аптек в 28 штатах США и округе Колумбия. Товарооборот за налоговый период в 2005 г. составил 16,8 млрд. долл., что лишь на 1,3% больше, чем в 2004 г. Доля рецептурных препаратов соответствует 63,5% от общего оборота. На долю прочих товаров приходится 36,4% (ОТС 10,8%). Private brand продукция охватывает 2,4 тыс. позиций ассортимента и составляет 11,55% продаж прочих товаров. Средняя площадь аптек — более 4000 кв.м. А 54% всех аптек находятся в отдельных зданиях, в 74% аптек — размещены пункты фотопечати, в 31% — находятся маркеты GNC. Около 93% всего объема закупок рецептурных препаратов осуществляется у крупнейшего американского дистрибьютора McKesson Corp. И 93,5% всех аптечных продаж покрывается страховы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ми планами. В среднем в день аптеки Rite Aid обслуживают 1,8 млн. посетителей.

Таким образом, 3 аптечные сети в США, имеющие национальный масштаб, занимают примерно 29% всего рынка рецептурных препаратов США (Wallgreen — 12,22%, CVS — 11,81%, Rite Aid — около 4,85%). Если история сети Wallgreen насчитывает уже больше 100 лет, то две другие сети начали свое развитие в 60-е годы. Если Wallgreen развивалась в основном за счет «органического» роста, то CVS и Rite Aid — за счет поглощений. Wallgreen единственная среди трех компаний имеет аптеки за пределами США. Однако ее присутствие ограничивается исключительно Пуэрто-Рико, где она владеет 63 аптеками, т.е. выход на сопредельные рынки не является для американских аптечных сетей характерной стратегией развития.

Wallgreen удерживает лидирующие позиции по региональному охвату и объему продаж на рынке аптечного ритейла с 1930 г., в то время как CVS за счет активизировавшихся с 1997 г. поглощений вышла в 2004 г. вперед по числу аптек. Для CVS в 2005 г. были характерны более высокие, чем у Wallgreen, показатели темпов роста продаж и чистой прибыли (табл. 6). Однако по уровню рентабельности первая сеть отстает от второй, что определяется использованием разных механизмов роста (соответственно, поглощений и органического роста).

Для сети Rite Aid, переживающей кризис роста, характерны относительно низкие показатели эффективности бизнеса по сравнению с двумя лидирующими сетями. У Rite Aid продажи в пересчете на одну аптеку и на 1 кв. м меньше на 43%, чем у Wallgreen, и на 28%, чем у CVS. В течение последних лет масштабы сети Rite Aid заметных изменений не претерпели, в то время как две другие компании показали активный рост — как за счет освоения новых для себя региональных рынков, так и более глубокого проникновения в уже освоенные. В целом объем продаж трех компаний в 2005 г. вырос на 13,3% по сравнению с 2004 г., что превышает показатели динамики всего фармацевтического ритейла в США (+4,1%). Наряду с сокращением числа независимых аптек (табл. 1), это свиде-

26

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РИТЕЙЛ В США

таблица б| Характеристика лидирующих аптечных сетей США

Сеть аптек Штат сотруд- ников Число аптек Число штатов Объем продаж млрд. долл. Рост Объем продаж на 1 аптеку, млн. долл. Объем продаж на 1 сотрудника, млн. долл. Объем продаж на 1 кв. м, долл.

2005 2004 2005 2005 2004 2005 2004 2005 2005

Wallgreen 179 тыс. 4953 4582 45 42,2 37,5 12,5% 15,4% 8,52 0,24 227,7

CVS 146 тыс. 5471 5375 35 37,0 30,б 21,0% 15,1% 6,88 0,25 -

Rite Aid 71,2 тыс. 335б 3387 29 16,8 1б,б 1,3% 5,1% 4,96 0,24 128,8

1

Сеть аптек Валовая прибыль Чистая прибыль, млн. долл. Рост Доля Rx в объеме продаж Доля ОТС в объеме продаж

2005 2004 2005 2004 2005 2004 2005 2005

Wallgreen 27,9% 27,2% 1560 1350 15,5% 15,9% б3,7% 11%

CVS 2б,8% 2б,3% 1225 919 33,3% 8,3% 70,2%

Rite Aid 25% 24,3% 302,5 83,4 2б2% - б3,5% 10,8%

Источник: Анализ по данным компаний

СЛИЯНИЕJ&J И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ PFIZER

Еврокомиссия одобрила слияние американской фармкомпании Johnson&Johnson и подразделения по продаже потребительских товаров Pfizer Inc. Как говорится в заявлении Еврокомиссии, предложение о покупке подразделения со стороны J&J вызвало ряд опасений относительно возможного нарушения антимонопольных законов, однако J&J предложила дивестировать ряд бизнес-единиц с целью добиться одобрения сделки от Еврокомиссии. J&J также заявила, что готова продать европейский брэнд продуктов для полоскания рта ACT, поскольку в случае слияния с подразделением Pfizer в распоряжение J&J попадет аналогичный брэнд Listerine. Напомним, что о сделке было объявлено в конце июня. Сумма приобретения составила более чем 16 млрд. долл. В начале июня Pfizer заявила о том,что получила несколько предложений о покупке своего подразделения на сумму более 14 млрд. долл. В числе потенциаль-

ных покупателей назывались J&J и GlaxoSmithKline. Johnson&John-son — международная компания, более 100 лет разрабатывающая и производящая медицинскую продукцию, товары личной гигиены и косметические средства. J&J насчитывает более 200 компаний в 54 странах мира, товары реализуются более чем в 170 странах мира. На российском рынке производитель работает с 1992 г.

rbc.ru

НОВОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ NYCOMED

В конце декабря германская химико-фармацевтическая компания Altana AG сообщила, что ее акционеры одобрили продажу подразделения Altana Pharma датскому фармацевтическому холдингу Nycomed. Акционеры Altana AG получат по 32 евро на каждую акцию. Общая сумма сделки составляет 4,5 млрд. евро. Altana AG приняла решение о продаже фармацевтического подразделения в сентябре 2006 г., когда стало известно, что клинические испытания двух ключевых экспериментальных препаратов оказались неудачными.

К2Капитал

тельствует о продолжении концентрационных процессов на американском аптечном рынке.

Оценивая общие черты лидирующих американских аптечных сетей, важно отметить близкие показатели средней площади одной аптеки (примерно 4000 кв. м), удельных показателей продаж в пересчете на одного сотрудника компании (240—250 тыс. долл.), доли финансирования рецептурных лекарств за счет страховых покрытий (93—94%). Все сети одновременно в конце 1990-х годов начали развивать интернет-торговлю. Все они близки по ассортименту, перечню предоставляемых услуг и структуре товарооборота. Доля рецептурных препаратов несколько выше у компании CVS (70% против 64%), предлагающей собственный план страхового покрытия. В то же время для всех сетей характерна общая тенденция роста доли рецептурных препаратов в структуре продаж, которая определяется целым рядом факторов (в т.ч. введением страхового покрытия амбулаторных лекарств в рамках Medicare). Развитие этой тенденции прогнозируется и в дальнейшем.

<$>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.