the minimum degree of an astigmatism force ophthalmologists to apply (FAKO) with IOL at patients with the complicated (diabetic) cataract. In a complex with existing methods of conservative treatment, it is necessary to carry out early removal of a cataract for more successful rehabilitation of such patients and carrying out by it, if necessary, laser interventions at an eye bottom. The postoperative period proceeded much easier and with smaller number of complications, than at a traditional ekstraktsiya of a cataract (in comparison with literary data).
УДК 615.2.03
ФАРМАКОКИНЕТИКА РИФАМПИЦИНА, ВКЛЮЧЕННОГО В АУТОЛОГИЧНЫЕ ТЕНИ ЭРИТРОЦИТОВ
О.Г. Цой, Е.А. Тайгулов, Ю.Ш.Иманбаева, Н.М. Бисенова АО «Медицинский университет Астана», г. Астана
Основным определяющим фармакологическим принципом выбора оптимального антибактериального препарата является уверенность в том, что он способен достигать очага инфекции и обеспечивать там создание в биофазе эффективного уровня концентрации. При этом фармакологические основы назначения лекарственных препаратов во многом определяются выбором оптимальной стратегии их введения в организм больного. Эта проблема включает в себя прогноз действия того или иного препарата, и в большей степени связана не с дозой, а с его концентрацией в крови и, что самое главное, - в так называемых целевых тканях и органов.
Выбор для настоящего исследования рифампицина обусловлен тем, что данный антибиотик, согласно Классификации противотуберкулезных препаратов Международного союза борьбы с туберкулезом, является препаратом первой группы, то есть высокой эффективности. Фармакокинетические характеристики рифампицина при традиционных пероральном и внутривенном путях введения его в организм хорошо изучены. Однако в клинической практике быстро формирующаяся устойчивость возбудителей туберкулеза к данному антибиотику является основным поводом для проведения исследований и разработки более эффективных способов его введения в организм.
В литературе имеется значительное количество работ, свидетельствующих о высокой эффективности антибиотиков, включенных в тени аутологичных эритроцитов - эритроцитарных фармакоцитов (ЭФ), при лечении различной инфекционной хирургической патологии: хронического остеомиелита [1], острого холецистита [2], перитонита [3-5], острого холецистопанкреатита [6], острого и хронического парапроктита [7,8], абсцессов [9], холангита [10,11].
Цель работы: изучить фармакокинетику рифампицина, включенного в тени аутологичных эритроцитов, для возможной оптимизации антибактериальной терапии у больных туберкулезом.
Материалы и методы
Исследование выполнено на 15 половозрелых кроликах обоего пола. Для создания ЭФ использованы эритроциты по периферической венозной крови. Конструирование фармакокинетической модели транспорта и элиминации рифампицина производилось методом обратимого гипоосмотиче-ского гемолиза. Концентрация антибиотика в инкубационном растворе была 15 мг/мл, объем 2,5 мл.
Эксперимент прекращали через 12 или 24 часов после внутривенной инфузии рифампицина. Для лабораторного исследования забиралась сыворотка крови и ткани внутренних органов: печени, легких, селезенки, костного мозга и сердца.
Микробиологический контроль активности изучаемого антибиотика, включенного в ЭФ, осуществлялась, согласно «Справочнику по микробиологическим и вирусологическим методам исследования» [12] Биологическая активность определялась методом диффузии в агар с использованием тест культуры Staphylococcus aureus (10 единиц - 1-109 в 1 мл.) Расчет активности рифампицина производился по стандартной кривой на полулогарифмической сетке с применением контрольных растворов стандарта.
Цифровые данные обрабатывались общепринятыми методами медицинской статистики с оценкой достоверности результатов исследования по критерию Стьюдента и коэффициентов корреляции методом Пирсона [13].
Результаты и их обсуждение
Установлено, что у кроликов через 12 часов после внутривенного введения ЭФ с рифампици-ном наибольшая концентрация антибиотика содержится в печени; она в 4 раза превышает таковую в сыворотке крови, в 7 раз - биосубстрата из легких, в 25 раз - сердца, в 37 раз - селезенки, в 85 раз - костного мозга (табл.1).
Таблица 1 - Концентрация рифампицина (мг/мл) в сыворотке крови и органах у кроликов через 12 и 24 часа после внутривенного введения (X±S ")
№ Биологические объекты Концентрация рифампицина
Сроки исследования
Через 12 часов Через 24 часа
1 Печень 0,558085±0,0039 0,013199±0,001
2 Сыворотка крови 0,138403±0,0011
3 Легкое 0,0753±0,0012
4 Сердце 0,022251±0,0004
5 Селезенка 0,014424±0,0001
6 Костный мозг 0,00659±0,0002
Спустя 24 часа после внутривенного введения рифампицин в очень небольших концентрациях (0,013 ЕД.) определяется только в тканях печени, в других изучаемых биосубстратах отсутствовал.
Тот факт, что в ткани печени через 12 часов было наибольшее содержание антибиотика, вполне объясним. Известно, что 80-90% фиксированных макрофагов находятся в печени. Именно эти клетки (клетки Купфера) поглощают из крови синусоид корпускулярные и коллоидные частицы, денатурированные белки, эритроциты, тромбоциты, поврежденные компоненты аутологичной ткани, бактерии, токсины, опухолевые клетки и др. Мало того, при фагоцитозе и пиноцитозе макрофаги способны концентрировать вещества перед их поглощением. Поэтому, можно предполагать, что в клиническом отношении данный процесс извлечения веществ из крови (в данном случае ЭФ) на уровне сосудистой стенки может быть весьма эффективным.
На втором месте по величине концентрации рифампицина, введенного в организм в составе ЭФ, была сыворотка крови. Скорее всего, это свидетельствует о частичной диффузии в плазму «упакованного» в биологические контейнеры (тени аутологичных эритроцитов) транспортируемого вещества (рифампицина), проходящего непосредственно в сосудистом русле под действием плазменных физико-химических факторов, либо при контакте с эндотелием. Однако, как считают Т.П.Генинг с соавт.[14], выход этот может быть задержан на часы и сутки, что создает возможность пролонгировать терапевтический эффект. Можно предполагать также обратное поступления части антибиотика, высвобождаемого из ЭФ в тканях под действием тканевых протеаз. Сказанное, является лишь нашим предположением, для проверки которого необходимы специальные исследования на достаточном методическом уровне.
Особо следует остановиться на накоплении рифампицина в легочной ткани. Как было указано выше, данный антибиотик является основным базовым этиотропным препаратом при лечении легочного туберкулеза. Диапедез ЭФ осуществляется путем давления крови на фоне повышенной проницаемости стенок капилляров, что, несомненно, присутствует в случае развития в легочной ткани хронического специфического воспалительного процесса.
В тканях сердца также определяется рифампицин, но в концентрациях в 3,3 раза более низких, чем в легких.
В гораздо меньших количествах, чем в печени и в легких, рифампицин, введенный внутривенно в составе ЭФ, регистрируется в селезенке и в костном мозге. Казалось бы, в последних, внутриорганное микрососудистое кровеносное русло, также как и в печени, представлено синусоидами и в них не может быть гепато-паренхиматозного барьера, так как плазма крови непосредственно контактирует с паренхимой. Однако полученные данные дают основания поставить под сомнения это распространенное представление. Очевидно, причина здесь в отличных от других органов (печень, легкие) структурных и функциональных свойствах микроциркуляторного русла других исследованных органов: эндотели-альной выстилке как таковой, основного вещества, межклеточных промежутков, перисинусоидального пространства, поглотительной способности ретикулоэндотелиальной выстилки и др.
Особый интерес представляет вопрос о наличии или отсутствии какой-либо связи, в плане элиминационной способности различных органов в отношении рифампицина, включенного в тени аутологичных эритроцитов (ЭФ). Установленные корреляционные связи между концентрациями изучаемого антибиотика в различных биологических субстратах представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Корреляционные связи между концентрациями рифампицина, включенного в ауто-логичные тени эритроцитов, в различных биологических субстратах
№ Биологические субстраты г т t Р
1. Печень и легкие 0,94 0,19 4,95 <0,01
2. Печень и сыворотка крови 0,67 0,37 1,82 >0,05
№ Биологические субстраты г т t Р
3. Печень и селезенка 0,96 0,14 6,86 <0,001
4. Печень и сердце 1,0 - - <0,001
5. Печень и костный мозг 0,51 0,43 1,19 >0,05
6. Легкие и селезенка 0,70 0,36 1,54 >0,05
7. Легкие и костный мозг 0,67 0,37 1,81 >0,05
8. Легкие и сердце 0,96 0,14 6,86 <0,001
9. Селезенка и костный мозг 0,92 0,19 4,84 <0,01
10. Селезенка и сердце 0,79 0,31 2,55 <0,05
11. Селезенка и сыворотка крови 0,63 0,39 1,61 >0,05
12. Костный мозг и сердце 0,46 0,44 1,04 >0,05
13. Костный мозг и сыворотка 0,46 0,44 1,04 >0,05
14. Сердце и сыворотка 0,72 0,35 2,06 >0,05
Как видно из данных таблицы 2, высокодостоверная прямая корреляционная связь по накоплению рифампицина через 12 часов после его введения в организм экспериментальных кроликов в составе аутологичных теней эритроцитов установлена между биосубстратам из тканей печени и сердца, а также - печени и легких. Помимо того, сильная положительная корреляционная связь установлена между легким и сердцем, селезенкой и костным мозгом, селезенкой и сердцем.
Таким образом, при введении в организм рифампицина, включенного в ЭФ, через 12 часов одно-направлено в различных концентрациях, он определяется в исследованных нами органах. Особо следует отметить тот значимый факт, что содержание при этом рифампицина в сыворотке крови не коррелирует ни с одним из изучавшихся органов. То есть, сывороточная концентрация введенного в организм экспериментальных животных в составе эритроцитарных фармакоцитов рифампицина не полностью отражает их концентрацию в органах (печени, сердце, легких, селезенке, костном мозге). Хотя содержание изучаемого антибиотика в крови через 12 часов многократно превышало таковую всех исследованных органов, за исключением печени, которая была в 4 раза выше. Другими словами, рифампицин, включеный в аутологичные тени эритроцитов, транспортируется и элиминируется тканями органов, механизмами, отличающимися от тех, которые имеют место при обычном внутривенном введении препарата. Вопрос о том насколько была эффективна фармакокинетика ЭФ с рифампици-ном, будет являться предметом дальнейшего исследования.
Литература
1. Кирдей Е.Г., Белохвостикова Т.С., Дмитриева Л.А., Чеглякова В.В. и др. Экстракорпоральная иммунокоррекция в лечении хронического остеомиелита // Сибирский медицинский жур-нал,2001.- №3.- С. 39-43.
2. Тайгулов Е.А. Направленный транспорт антибиотиков в аутологичных эритроцитарных тенях в комплексном лечении больных острым холециститом пожилого и старческого возраста: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Алма-Ата, 1991.- 16 с.
3. Жумадилов А.Ш. Методы оптимизации общей анестезии и интенсивной терапии при тяжелой эндогенной интоксикации: Автореферат дисс....канд. мед. наук. - Астана, 2000.- 28 с.
4. Сатвалдиев С.А. Сочетанное применение эритроцитарных фармакоцитов и озонотерапии в комплексном лечении больных распространенным перитонитом (экспериментально-клиническое исследование): Автореферат дисс....канд. мед. наук. - Астана,2001.- 26 с.
5. Баянбаев А.С. Внутрипортальная инфузионная терапия в профилактике и лечении печеночной недостаточности при остром распространенном перитоните : Автореферат дисс.. канд. мед. наук. - Астана,2004.- 24 с.
6. Жумадилов Д.Ш. Эритроцитарные фармакоциты в комплексном лечении больных острым панкреатитом и холецистопанкреатитом: Автореферат дисс....канд. мед. наук. - Астана, -1998.- 26 с.
7. Борсова Ф.З. Комплексное лечение острого парапроктита с применением озона и эритроцитарных фармакоцитов: Автореферат дисс....канд. мед. наук. - Астана, - 2001.- 28 с.
8. Берикханова К.Е. Первичный шов в хирургии острого и хронического парапроктита: Автореферат дисс....канд. мед. наук. - Семей, 2005.- 26 с.
9. Нургазинова ГС. Роль эритроцитарных фармакоцитов в комплексном лечении абсцессов мягких тканей: Автореферат дисс....канд. мед. наук. - ,1995.- 25 с.
10. Оразбаев С.Т. Применение эритроцитарных фармакоцитов в комплексном лечении холангита у больных стриктурами внепеченочных желчных протоков: Автореферат дисс....канд. мед. наук. - Семей, 2007.- 24 с.
11. Тайгулов Е.А. Результаты применения эритроцитарных фармакоцитов в комплексном лечении хирургических больных с воспалительными заболеваниями печени и желчных путей: Дис...д.м.н.-Семипалатинск, 1996.- 215 с.
12. Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования/Под ред. М.О. Биргера.- М.:Медицина, 1982.- С.177-179.
13. Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под.ред. Ю.П. Лисицина, Н.Я. Копыта//2-е изд., перераб. и доп.- М.:Медицина, 1984.- 400с.
14. Генинг Т.П., Колкер И.Н., Жумадилов Ж.Ш. Использование форменных элементов крови для направленной доставки химиотерапевтических и диагностических препаратов в очаг поражения //Антибиот. и химиотерап.,1988.- Т.33.- №11.- С. 867-871.
Эритроциттердщ аутолитикалык келецкесше косылган рифампициннщ фармакокинетикасы
О.Г. Цой, Е.А. Тайгулов, Ю.Ш.Иманбаева, Н.М. Бисенова
Макалада эритроциттердщ аутолитикалык келецкесше косылган рифампициннщ фармако-кинетикасын зерттеудщ деректерi берiлген. Эритроциттердщ аутолитикалык келецкесше косылган рифампициннщ мYшелердщ тiнiнде кешуiнде жэне элиминациялануында препаратты жэй кантамырга егушщ механизмiнен ерекшiлiк бар екенi аныкталды.
Фармакокинетика рифампицина, включенного в аутологичные тени эритроцитов
О.Г. Цой, Е.А. Тайгулов, Ю.Ш.Иманбаева, Н.М. Бисенова
В статье отображены исследования фармакокинетики рифампицина после внутривенного его введения в составе аутологичных эритроцитов. Установлено, что рифампицин, включеный в аутологичные тени эритроцитов, транспортируется и элиминируется тканями органов, механизмами, отличающимися от тех, которые имеют место при обычном внутривенном введении препарата.
Pharmacokinetics of rifampicin, included in the shadow of autologous erythrocytes
O.G. Tsoy, E.A.Taigulov, J.S. Imanbaeva, N.M. Bisenova
The article is the study of rifampicin pharmacokinetics after intravenous injection as part of autologous erythrocytes. Found that rifampicin is included in the shadow of autologous erythrocytes, is transported and eliminated by organs tissue, mechanisms different from those that occur in normal intravenenous injection of drug.
УДК 615.849
ВИРТУАЛЬНАЯ БРОНХОГРАФИЯ
Э.К.Чувакова
АО «Национальный научный медицинский центр», г.Астана
Введение. Виртуальная эндоскопия является одной из наиболее актуальных тем в медицине и диагностической визуализации. Она акцентирует внимание на применение неинвазивных методов для диагностики, тактики дальнейшего лечения без инвазивного вмешательства. За последние несколько лет методы виртуальной эндоскопии были переведены из исследовательских, в виртуально коммерческое медицинское программное обеспечение для диагностической визуализации, но с отличающимся качеством и гибкостью [1]. Классическая бронхография является рентгенологическим методом исследования бронхов после введения в просвет контрастного вещества. Впервые о получении контрастного рентгенологического изображения бронхов инсуфляцией порошкообразного висмута через бронхоскоп в клинике, сообщил один из основоположников бронхологии Jackson Ch. в 1918 г. [2]. В последующие годы были предложены новые контрастные вещества, значительно усовершенствована техника бронхографии, накоплен обширный клинический материал [3]. С внедрением бронхоскопии, тактика и методика выполнения бронхографии коренным образом изменились. Трансназальное зондирование одного из главных бронхов с введением масляных контрастных веществ ушла в прошлое. Оптимально совмещать бронхоскопию с бронхографией через фибробронхоскоп с введением 20 мл 76% урографина, верографина или другого водорастворимого контрастного вещества. При этом контрастное вещество прицельно вводится в долевой или сегментарный бронх зоны интереса и всасывается через слизистую бронха, в течение 15-20 сек. исчезая из его просвета. Этого времени достаточно для выполнения рентгеновского снимка и визуализации макроструктуры бронхов изучаемой области. Сочетанный анализ визуальной и другой информации, полученной в процессе бронхоскопии с брон-