PORCEIAJN PIASTIC IN THE EXPOSITION OE THE EXHIBITION "RUSSIANBALLET SEASONS " B Y THE PROJECT OF THE INTERNATIONAL UNION OF CHOREOGRAPHERS
Portnova Tatiana Vasilievna, DSc of Art history. Professor, State University. Russia named after AM. Kosygin, Moscow The article analyzes the porcelain plastics, which are part of the exposition and occupy the main place at the exhibition of the modern project "Russian Ballet Seasons", organized by the International Union of Choreographers (2023). Two significant historical periods (the turn of XIX-XX centuries and XX century) and three directions in the interpretation of ballet presented in the exhibition are considered (acting images in roles, works based on the dance, fairy-tale themes, indirectly, connected, and sounding in the context of choreography). For the author it is interesting to see the stage reincarnation, transformation - a special state of artistic otherness oj the image, included in the system of poetic conventionality. Here there is an opportunity to touch not only narrowly professional relationship of ballet and sculptural plastic, but to find ways to understand the essential aspects of the development of the synthesis of arts. Using the historical and chronological method in the study oj the topic, the author, in the context of the development of porcelain production from the 18th to the 20th centuries, highlights the specific lea tu res of the works, the features of the creative methods of both sculptors and the dancers shown by them, belonging to the (wo main national schools of classical choreography (St. Petersburg and Moscow). It concludes with the important contribution of porcelain art to the iconography of the Russian ballet.
Keywords: fine plastics; exhibition project: "Russian Seasons"; porcelain production. EON: YDFACS; DOI; 10.24933/2305*8757.3023-15.17
Цитировать: Портнова Т. В. Фарфоровая пластика в экспозиции выставки "русские балетные сезоны" по проекту Между народ но го союза хореографов // KANT: Social science & Humanities. - 2023. - №3(15). - С. 135-140, EDN: YDEACS. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.17
ФАРФОРОВАЯ ПЛАСТИКА В ЭКСПОЗИЦИИ ВЫСТАВКИ "РУССКИЕ БАЛЕТНЫЕ СЕЗОНЫ" ПО ПРОЕКТУ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ХОРЕОГРАФОВ
В сгПатье анализируется фарфоровая пластика, входящая в сосгтт экспозиции и занимающая основное место на выставке современного проекта "Русские балегШые сезоны ", организованного Международным союзом хореографов (202.3 г)- Рассматриваются два значимых иаШфических периода (рубеж Х1Х-ХХ вв. и XX в.) и три направления в интерпретации балета, представленные па выставке (актерские образы в ролях, произведения по мотивам танца, сказочная тематика, опосредованно, связанная и звучащая в кс»тексте с хореографическим искусством). Для автора оказывается интересным сценическое перевоплощение, трансформация - особое с:о-стояние художестве п но го инобытия образа, включенного в систему поэтической условности. Здесь появляется возлюжность затронуть не только узкопрофессиональные взаимоотношения балета и скульптурной пластики, но найти пути к пониманию существенных сторон развития синтеза искусств. Иоюлъзуя историко-хронологический метод в исследовании темы, автор в контексте развития фарфорового производства, начиная с XVIII по XX вв. выделяет специфические черты произведений, особенности творческих методов, как мааперов скульптуры, так и показанных ими артистов-исполнителей, принадлежащих к двум основным национальным школам классической хореографии (Петербургской и Московской). В ¿включении говорится о важном вкладе фарфорового искусства в иконографию Русского балета
Ключевые слов а: мелкая пластика; экспозиционный проект; "Русские сезоны "; фарфоровое производство.
УДК 793.3 +738 ВАК 5.10.3 (Изобразительное, декоративно-при-кладное искусство и архитектура)
© Портнова Т.В., 2023
ПОРТНОВА Татьяна Васильевна, доктор и скусствоведеиия, профессор. Российский государствен ный университет им. А.Н. Косыгина, Москва ORCID: 0000-0002-4221-292з
Выставка, проходящая в Милане, затем планируемая поехать в Японию и другие страны, является не первым проектом на тему "Русских балетных сезонов", однако отличается оригинальным концептуальным подходом к показу экспозиционных материалов. Существенную часть на ней занимает пластика мал ых форм, посвя щенная русскому балету С.П.Дягилева. Актуальность проблем синтеза и взаимодействия пластических искусств в Конце XIX - начале XX вв. обусловлена взлетом самого балетного театра, широким интересом к нему общественности, особенно деятелей искусства, в том числе и художников, стремившихся запечатлеть красоту и эстетику мимолетного искусства танца. Налетная тема на рубеже веков находит свое отражен не и словно стремится увековечить себя в самых разнообразных видах искусства, техниках, материалах, разл ичн ых по свои м пластически м возможностям [13, 14]. Скульптура малых форм явилась наиболее ярким воплощением таких качеств художественного выражения, как естественность и театрализация, внутренняя грация и свобода пластического выражения, ведь речь идет о произведениях, изысканной,утонченной "элитарной" образности. Обращение к фарфору для создания балетного образа не случайно. Этот строгий материал, обладающий удивительной белизной, хрупкостью, особым звоном передает необходимые свойства классической хореографии - белоснежную чистоту Образа, изысканную грацию, ассоциативную музыку движения.
На выставке представлен ы два значимых исторических периода (рубеж XIX-XX вв. к XX в.) и три направления в интерпретации балета (актерские образы в ролях, произведения по мотивам танца, сказочная тематика, опосредованно, связанная и звучащая в контексте с хореографическим искусством). Избранный подход позволяет систематизировать последовательность появления бал ел I ых об разов в скульптурной пластике, выделяя специфические черты каждого
произведения, ценность различныхтворчес-ких методов, как мастеров скульптуры, так и показанных ими аргисгов-исполнителей, принадлежащих к двум основным национальным школам русского балета (Петербургской и Московской), и оценить вклад русского фарфорового искусства в мировую художественную культуру [2, 4].
Балетные статуэтки, созданные мастерами Петербургского фарфорового завода: Н.Я. Данько, СМ. Судьбининым, Д-И. Ива-новым, O.A. Глебовой-Судейкиной, Б.О. Фредман-Клюзелем, а также на Мей-сенской мануфактуре, фарфоровом заводе в Фольксштадте и мануфактуре Карла Энса в Германии: П. Шойрихом, Э. Эисом, К. Холь-цером-Дефанти живут в пространстве, выразительно пластически решены, звучат, как ноктюрн, поэтому привлекательны и интересны.
Фарфоровые статуэтки, произведенные в Германии, давно стал и эталоном высокого художественного вкуса и совершенного исполнения. Мейсенская мануфактура первой стала выпускать еще в ХУШ в. изящные статуэтки для коллекционеров высшей знати. Б то время было модным дополнять подобной мелкой скульптурой сервировку столов, особенно при подаче десерта. Мейсеиские фарфоровые изделия стали известны и в России. Императрица Екатерина лично заказывала скулыиурки на темы греко-римской мифологий, пасторальные сюжеты, сценки из жизни представителей высшего общества [7]. Тонкостенные фарфоровые фигурки, выполненные в барочном стиле, первоначально являвшиеся символом престижа и роскоши, затем из столового предмета декора перешли в интерьерный образ, заняв свое место на поверхностях мебели, комодах, этажерках, полках.
Мейсепский фарфор эпохи модерн на рубеже XIX-XX вв. обрел второе дыхание, словноcoxpai 1яя черты барочного великолепия в одиночных фигурках и групповых композициях на тему Русского балета. [5] Гастрольные спектакли "Русских сезонов" в
Германии нашли свое отражение в ряде работ, демонстрируемых на выставке. Это произведения П. Шойриха из серии "Русский балет" (1912 г.). Романтическое амплуа балетов гармонично вписалось в фактуру и цвет глазурованного фарфора. Для цветовой палитры издел ий использовались уникальные окиси металлов, спектр которых поистине безграничен. Театрализация композиций идет от выбора самих мотивов изображения, которыми являются утонченно-рафинированные образы балета Р. Шумана "Карнавал", навеянные стилем немецкого романтизма. Тема роковой красоты, вернее, мечта о ней была привычным мотивом искусства, идеальной темой балета Серебряного века. [9, ю]. В интимно-изящных позах пластики П. Шойриха, обнаруживаются ассоциации, связывающие их с миром поэзии того времени, словно в ун исон им звучат стихи А. Блока Но за внешней нарядностью костюмов, за улыбками и шутливым сентиментализмом чувств, за хрупкой белизной бликующего фарфора, кажется, таится идея иллюзорности, той призрачной стороны существования, за которой пытаются спрятать свои несбыточные мечты изображенные герои. Показанное действо инсценировано, условно, в нем будто коренится изначальный обман - это художественное выражение двойственности переломного времени, когда каждая деталь показывает свою изнанку, когда все может обернуться, так или иначе [1].
Н а выставке можн о видеть произ веден ия художн иков от старейшего фарфорового немецкого предприятия Тюрингии Volkstedt (Фолькстедг), которое составляло существенную конкуренцию Мейсенской мануфактуре [12]. Здесь также выпускали мелкую пластику различной жанровой тематики, но особую типологию составляли известные "кружевницы", так названные из-за применения придворных нарядов в кружевных юбках, дополненные лентами, бантами и цветами. В диапазоне данных образов появляются театральные композиции с дамами
и кавалерами, только в отличие от Мейсе-на художественные образы Фолькстедта трансформируются из барочной интерпретации в рокайльную и более тонко моделируются, хотя кажется парадоксальным, что цветовой колорит становится более ярким и насыщенным. Главным художником был Э. Знс. Среди шедевров, созданных в начале XX в. в формате одиночных фигурок, можно назвать работы: "Балерина Ф. Эльслер", "Балерина В. Фокина" (1015 г.), показанные в театрализованных позах с применением акцента жестикуляции рук. Тенденция к пантомимной стороне танца, к богатой гамме мимических движений и жестов составляет одну из отличительных особенностей его работ в фарфоровой пластике.
Парная композиция "М. и В. Фокины в балете "Клеопатра" (Египетские ночи) (1900-е) создана в новом стиле ар-деко, проявившимся наиболее ярко в сфере дизайна первой половины XX в. Фигуры танцовщиков, развернутые в фронтальной плоскости, данные в сложном движении на противопоставлении стоящей и сидящей фигур, создают динамическую диагональ и одновременно стилизованы в соответствии с разрабатываемой М. Фокиным профильной танцевальной пластикой, заимствованной из египетской рельефной скульптуры.
Есть на выставке работы мануфактуры К. Энса, образовавшейся на базе предприятия Фолькстедг, она приобрела название Triebner, Ens & Eckert. Изделия под этой маркой пользовались успехом в среде коллекционеров [8]. На выставке это работы самого К. Энса "Пьеро с лютней" (3920-е г.), "Пьеро и Коломбина" (1920-30 гг.) и "Ко-ломбииа", (1930-е г.), отличающиеся реалистическими приемами исполнения фигур в сочетании с роскошной декоративной росписью. Свойственная дарованию художника легкость, непринужденная импрови-зационность, расцветила образы множеством маленьких, но бесцветных находок, и подала их в постоянных закономерных связях со средой русского балета.
Еще одна фирма, основанная немецким предпринимателем Филиппом Розенталь, представлена на выставке работой скульптора К. Хольцера-Дефанти "А. Павлова -Умирающий лебедь" (1930-е г.). Образ лебедя, фиксирующий финал популярной хореографической миниатюры, сочиненный М. Фокиным для А. Павловой, стал одним из излюбленных мотивов не только в фарфоровой пластике, ной в графике, живописи, станковой скульптуре. Здесь наряду с пластической характеристикой выражен одухотворенный сценический образ, характер дарования знаменитой балерины. Отсутствие полихромии в скульптуре создает монохромно - белую поверхность, пластически моделирующую горизонтальную позу А. Павловой-птицы, выражающей всю драму последних минут ее жизни.
В произведении Д. Иванова "Балерина Т. Карсавина в балете "Жар-птица", являющимся парным к статуэтке "М. Фокин -Иван-Царевич" (ЛФЗ. бо-гг. ) в какой-то степени прослеживается стилизация самого фокипского балета, построенного на сказочной, народной основе, идущей от русского эпоса, от экспериментов самого балетмейстера, превратившегосилой своей фантазии образ Жар-птицы в человеческий облик ради создания пышного экзотического зрелища. Отсюда яркая роспись, красочная праздничность, ювелирная выписанность оперения "Жар-птицы" и народного костюма "Ивана-царевича". Несмотря на самостоятельность каждой вещи, эти две статуэтки обретают емкое звучание в единстве, подобно тому, ¡сак неотделимы эти образы в самом балете.
Несколько работ по мотивам романтических балетов "Жизель" и "Сильфида" (1953 г.) принадлежат английской керамической компании Royal Doulton, Над ними работала художница Маргарет Дэвис, являющаяся мастером более позднего поколения. Из-
бирая самые запоминающиеся эпизоды из первого и второго актов балета "Жизель", она, не нарушая иконографию балета, воспроизводит образ молодой крестьянской девушки, в бело-голубом платье и ее бледный мистический образ ("Жизель - Лесная поляна"), преображенный в белую тунику и дополненный наброшенной на спину прозрачной вуалью. Застывшая статичная фигура "Сильфиды" (1953 г.) с удлиненными скрещенными руками на белой тунике, обрамленной нежно-голубым цветом, перекликающимися с такого же тона крыльями за спиной, словно погружает зрителя в фантастически-природную стихию спектакля. Сочетание белого фарфора и пастельных оттенков, построенных на сближенных тонах, передают особенную лоэтику, своиственную классическому танцу.
Традиции русской хореографической школы, повлиявшие на сложение нового балета XX в., также нашли свое отражение на выставке, как непрерывный путь диалога пластических выразительных свойств смежных искусств. Классический репертуар и новые темы в балетном театре стали источником вдохновения для художников Киев& кого экспериментального керамико-художе-ственного и Ленинградского фарфоровых заводов: "Галина Уланова в роли Одетты балет "Лебединое Озеро"" (ЛФЗ, 1937-1941 гг.)", В.И. Щербина "Бахчисарайский фонтан". (Киев, 50-е гг.) и др. Особое месго среда них занимает фарфоровая серия Е.А. Ян-сон-Манизер, посвященная артистам советского балета: А.Я. Вагановой, Н.М. Дудинской, Т.Б. Веч если вой, В.Г. Каминской, О.В. Лепешинской, Н.М. Стуколкипой, М.М. Плисецкой, Н.А. Зубковскому, Б.А. Левашову, Г.Ф. Соловьеву и др. [и]. Каждый артист безошибочно узнается по фигуре, портретным чертам, запечатленной манере танца. Однако образы Г.С. Улановой в ролях: "Одетга", "Жизель", "Тао-Хоа", "Джу-
НЕПРЕРЫВНЫЙ ПУТЬ ДИАЛОГА ПЛАСТИЧЕСКИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ СМЕЖНЫХ ИСКУССТВ.
льетта", которые она исполняла в Большом театре, стал и преобладающими в творчестве скульптора, подобно тому, как стали и сценической легендой.
Поколение современных художников по фарфору продолжают тему русского балета, запечатлевая танец известных артистов Большого и Мариинского театров [б]. Некоторые такие экспонаты, выполненные на Императорском фарфоровом заводе, также включены в экспозицию выставки: С. Дорн "Галина Уланова - Лебединое озеро, "Одетта" (1950-70 гг.), А. Данилов "Ульяна Лопат -кина - Русский танец" и "Ульяна Лопатки-на в ¡юли Баядерки" (2012 г.).
Большой раздел на выставке занимают фарфоровые статуэтки и целые композиции на тему русского фольклора, народных сказок. Эти фигурки, кажется, что созданы для детей, они иллюстративны, нарядны и самобытны. "Создавая сказочных героев, художественные лаборатории фарфоровых заводов стремились поддерживать все актуальные веяния и тенденции в интерьерной пластике того времени. В 1950-е - 1960-е гг. становится популярным создание многофигурных композиций, состоящих из отдельных миниатюрных героев" [3, с. 58]. Для художников, работающих в мелкой фарфоровой пластике над сказочной тематикой, так бл изкой к жанрам балетного театра, способность не большого по размерам изваяния быть общительным собеседником со зрителем, едало не чертой, а главным принципом, на основе которого раскрывается содержание образа. Посреди этой разноликой толпы персонажей здесь тоже можно встретить сюжеты русского народного танца, такие как: Н.А. Малышева "Уральская кадриль" (Дулево, 3950-е гг.), ОЛ. Жпикруп "Царевна-лебедь" (Киевский экспериментальный керамико-художесгвенный завод, 3956 г.), А.Д. Бржезицкая "Лебедушка" (Дулево, 1970-80 гг.), "Гармонист с плясуном" (Завод художественной керамики "Полонпе", 1950-69 гг.) и др. Нередко в таких работах проскальзывает оттенок поверхностной краси-
вости, при этом тот или иной образ, задуманный скульптором в малом размере, обретает всю меру художественной выразительности. Но и в маленьких статуэтках мастера фарфоровой пластики смогли воплотить поэзию и одухотворенность русского сказочного фольклора, понимание самобытных характеров, нам всем знакомых с детства.
Выстроенная нами хронология развития скульптурной пластики малых форм на тему танца и в Контексте с ней, включенная в экспозиционное пространство выставочных залов, позволяет представить всю широту ее интерпретации в соответствии с эволюцией и видовой спецификой самого хореографического искусства. Знакомство с фарфоровой пластикой в контексте рассмотрения с балетными образами расширяет границы комплексного представления о тематических поисках скульптуры малых форм, граничащей с декоративно-прикладным искусством. Творческому синтезу скульптуры и балета - давней и плодотворной традиции, на рубеже XIX-XX вв. был придан новый импульс. Фабрики фарфоровых и фаянсовых изделий существовал и во многих регионах России и Европы, они задавали моду художественно-стилевым исканиям. Балетные мотивы на тему "Русских сезонов" С.П.Дягилева стали гармоничным выражением модерна и символизма Серебряного века, сформировались как сложный синтетический художественный стиль, даже скорее сплав различных стилей с принципиальной открытостью к культурному наследию всех времен и народов.
Литература:
% Белый Ai Символизм как миропонимание. - М.: Шеспубл ика, 1994. -528 с.
2. Буровик К. А. Фарфор Импера торского фарфорового за вода России// Красная книга вещей словарь. - М.: Экономика, 1996. - С. 157-160. - 215 с.
3. Иванова Е.В. Сказочные образы в интерьерной пластике художников-фа рфористов Ленинградского завода фарфоровых изделий в 1950-1960-е годы // Новое искусствознание. - 2019. -N-2. - С. 56-60.
4- Каря кипа Т.М. Марки русского фарфора, фаянса и майолики: ПояньшэнБжлопгдияёоадЙсп ра-вочник. - СПб.: Деан, 1998. - 191 с.
5. Карякина Т. Д. Черты сеиля барокко в западноевропейской фарфоровой пластике XVIII веха // Вестник МГУ. Серия: История. - 2009. - К- 2, -С. 96-307.
6. Крюкова И. А. Малая декоративная пластика// Советское декоративное искусство 1945-1975: Очерки истерии» - М.: Искусство, 1989. - С 120-121,
7. Некрасова-Каратеева ОЛ. Трёхсотлетняя слава мейсенекого фарфора // Общество. Среда. Развитие - 20Ю. - № 4(17). - С. 161-164.
8. Мороз И.И., Комская МЩ, Сивчикова. №Г. Справочник па фарфоро-фаянсовой промышленности. -Т. 1-2. - М.: Лег. индустрия, 1976,-Т. 1.-1980. -350 е.: ил. Т. 2. - 1980. - 350 с.
9. Полисадова ОЩ. "Русские сезоны" Сергея Дягилева как художественная парадигма развития балетного искусства XX века // Культурология и Искусствоведение: материал ы I Щеждунар. науч.
конф. {г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Зебра, 2015. - С 71-77, - URL: httßs://rröiuch.m/conl/ artcult/archive/155/7816/ (дата обращения: 03.06.2023).
10. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.: Галарт, 2001. -304С.
и. Советский балет в творчестве FZ.A. Я неон-Манизер. Альбом / [сост. и худож.-фотограф В. В. Стрекал ой, - Л.: Художник РСФСР, 1965. - 130 с.
12. Фриче: К. старейший фарфоровый завод в фолькштедтере. Ваша история от основания до сегодняшнего дня, Arnold sehe Art, Штутгарт 2013. - URL: https://deTO.abcdef.wiki/wiki/ Aei teste Volkstedt er Porzellan manufaktur
13. Calalogueof ballet and tbeatre material, inclncting costume and decor designs portraits, bronze and porcelain figures and books. - London: 1977 - 85 p.
14. "S. Diaghilev and Russian porcelain before and after the revolution", Международный керамический семинар (International Ceramic Fair), Лондон, 2013.