Научная статья на тему 'Фантазия; философско-антропологические аспекты'

Фантазия; философско-антропологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
286
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fantasy: Philosophical and Anthropological Aspects

The paper deals with actual philosophic problems, connected with existence of ideal in modern cultural areal. Fantasy is appreciated and looked upon as basic phenomenon of human existence. The stages of studying fantasy in the history of philosophy are pointed out as well as the perspectives of future investigations of fantasy.

Текст научной работы на тему «Фантазия; философско-антропологические аспекты»

ния... Все онтологические положения имеют характер Veritas temporalis» [-2, с, 460],

2. Хайдеггеровекий проект онтологии продемонстрировал, что временные репрезентации представляют собой фундаментальные онтологические структуры человека, В результате онтологического обоснования субъективности структура темпоральности оказалась онтологическим определением субъективности: временность есть онтологическое условие возможности понимания бытия вообще. Время образует смысловой горизонт человеческой онтологии, являясь означающей и структурирующей матрицей человеческого способа понимания, мышления, действия, В результе экзистенциально-онтологического анализа времени удалось показать изначальную и подлинную временность как структуру и смысл экзистенции Dasein, сущего, которое суть мы сами,

3. Деструкция истории онтологии демонстрирует взаимосвязь проблематики времени и проблематики начала в философии, показывая, что сетью, сцеплением, цементирующим основанием истории западной метафизики является определение бытия сущего как «настоящего», присутствующего, присутствия в настоящем времени. Деконструкция впоследствии сделает следующий шаг, показывая, что все

наименования начала, архэ, первого принципа, онтологического основания - arche, eidos, ousia, Essenz, Existenz, Substanz, Subjekt-это обозначения инварианта «присутствия» [3, с. 116; 4, с, 38]. Структуры альтернативных онтологии несут в себе следы онтологической матрицы времени - концепта, приводящего в движение всю систему фундаментальных философских понятий. И даже при отказе философского мышления от стратегии обоснования посредством первых принципов и начал, при отказе от поиска предельных, окончательных оснований, время является означающей и структурирующей матрицей мышления и опыта, поскольку делает сам опыт и его понимание возможным.

Таким образом, концепт времени имеет фундаментальный статус в философском мышлении, лежит в основании категориальных каркасов основных концептов философии и получил решающую роль в формировании образа философии от ее греческого истока. Концепт времени является понятием, лежащим в основании категориальной структуры мышления и границей каждого фундаментального анализа. Фундаментальность времени делает его предельным основанием любой онтологии, а темпоральные объяснения -универсальной матрицей онтологического мышления.

Литература

Хайдеггер М. Бытие и время, М,. 1997,

2. Heidegger М. Die Grundprobleme der Phaerromenoiogie. Gesamtausgabe, Bd. 24, Frankfurt а, M., 1997

3. Derrida J, Die Struktur, das Zeichen und das Spie! // Postmodern und Dekonstruktion, Frankfurt а. M., 1992

4. Derrida J, Ousia und gramme // Derrida J. Randgaenge der Philosophie, Frankfurt a, M„ 1984,

H.B, Брюханцева ФАНТАЗИЯ; ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Томский государственный педагогический университет

Проблема фантазии становится одной из фундаментальных философских проблем. Это положение объясняется теми изменениями, которые происходят в культуре в эпоху постмодерна. Статус фантазии рассматривается как парадоксальный с самых разных точек зрения: парадоксальны ее место и роль в истории человеческой культуры. Парадоксально отношение к одаренным фантазией личностям в социальной, в том числе обыденной жизни, парадоксален характер ее исследований. История науки предъявляет многочисленные доказательства отрицания фантазии в жизни отдельных индивидуумов и общества и одновременно констатирует, что вся история человечества и социума основана на блестящих фантазиях.

Фундаментальный анализ проблемы человека сегодня не возможен без характеристики фантазии как

антропологического феномена. Эти исследования актуальны как в теоретическом, так и в социально-прак-тическом аспектах. Человечество творит собственное бытие на протяжении тысячелетий благодаря своим творческим возможностям, в число которых входит фантазия. В настоящее время человек и общество переживают перемены, соразмерные по своим масштабам социальным революциям, настолько стремительны и широки изменения. Мир становится сложнее, проблемы труднее поддаются разрешению, возникает огромное множество противоречий, конфликтов, которые порой требуют применения фантазии для своих решений. Старые, традиционные методы оказываются часто несостоятельными, поэтому активизируется внедрение творческой фантазии на всех уровнях деятельности человека, его образования и воспитания, во всех сферах жизни. На наш взгляд, исследование

феномена фантазии является перспективным и востребованным в новом мировоззренческом континууме, поскольку появляются широкие возможности для применения фантазии и, естественно, есть необходимость в использовании этих результатов. В современных условиях творческий потенциал человека, обязательно включающий в себя фантазию, является важнейшим, порой определяющим основанием развития человечества по следующим причинам:

- во-первых, фантазия всегда лежала в основе деятельности интеллекта, необходимость в котором является решающим фактором духовного и материального развития в информационном обществе. По мнению ряда аналитиков, уже можно говорить о глобальном интеллектуальном переделе мира;

- во-вторых, все виды творчества, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности, вырастают на основании развитой фантазии;

- в-третьих, знание особенностей развития и существования фантазии является возможностью для становления и реализации личности.

Проблема фантазии тесным образом связана с общецивилизационными проблемами, существующими в третьем тысячелетии, хотя попытки их разрешения предпринимаются с предыдущего века. Чем глубже произойдет сегодня осознание фантазии как феномена в становлении и развитии человека, тем более продуктивными станут поиски для возможностей ее активного развития и использования. Одной из таких продуктивных сфер должна стать система образования и воспитания, поскольку именно она формирует, направляет и стимулирует развитие современной личности в постиндустриальном, информационном обществе.

В социально-практическом плане насущность исследования фантазии обусловлена конкретно-историческими обстоятельствами, переживаемыми современной Россией. В периоды активных реформации и частых общественных кризисов актуализируется интерес к творческим возможностям личности, способной преодолеть нарастающие и усложняющиеся проблемы на цивилизационные вызовы.

Теоретико-методологический анализ фантазии, основанный на понимании ее как философско-ант-ропологической проблемы, осознании ее смысловых значений, духовных корней и культурно-исторических форм выражения, становится необходимым для выявления культурных стадий развития человечества для современной антропологии при разработке воспитательных и образовательных программ, оптимизации в сфере коммуникаций и творчества разного рода и уровня.

Изучение фантазии было активно предпринято в начале XX столетия в связи с исследованиями бессознательного 3. Фрейдом, коллективного К. Юн-гом, коллективно-мистического Л. Леви-Брюлем и их последователями. Современный анализ пробле-

матики показывает, что фантазия обладает уникальными и специфическими возможностями. Существование фантазии значимо в ранних формах религии, мифологии, фольклоре, современных мировых религиях.

В различных значениях и смыслах проблема изучения фантазии ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей истории человечества. В европейской рациональной традиции проблема фантазии восходит к эпохе создания философии (учение Сократа и Платона о припоминании, даймоне, Аристотеля - о творчестве души). Существенный вклад в последующее осмысление и изучение фантазии внесли Б. Спиноза (неосознаваемые причины, детерминирующие желание). Г. Лейбниц понимает фантазию как низшую форму душевной деятельности. Для И. Канта фантазия связана с проблемами интуитивного и чувственного познания.

A. Шопенгауэр определяет фантазию как идеи о внутренних импульсах. Э. Гартман говорит о фантазии в связи с философией бессознательного. Г. Фехнер рассматривает представление о душе-айсберге, связывая невидимую часть айсберга с фантазией.

B. Вундт определяет фантазию как неосознаваемое мышление. Г. Гельмгольц называет фантазию «бессознательными умозаключениями». А. Бергсон посвящает свои исследования бессознательному, сверхсознанию, имея в виду фантазию. До сего времени важны результаты исследований, полученные 3. Фрейдом, К. Юнгом, их учениками - Д. Хиллма-ном, Д. Хендерсоном и др. Именно 3. Фрейд сформулировал относительно самостоятельную область исследования, предметом которой выступает система: «бессознательное-предсознание-сознание», где фантазия присутствует во всех частях триады в разных количествах. Закономерно, что в это же время наука направляет пристальное внимание на мифологию. Исследования мифологии, бессознательного и загадочной фантазии пересекаются. Одна из характеристик подобной связи восходит к Ф. Ницше, который обозначает миф как фантазию в необозримом горизонте человеческого сознания. С позиции теории мифа фантазию рассматривают Дж. Фрезер и Э. Тайлор.

В настоящее время существуют различные способы рассмотрения проблемы фантазии в рамках разных научных дисциплин: психологии, истории, философии, культурологии, физиологии. Подходов можно выделить несколько: проблема анализируется не только с историко-философской, философеко-методологической, а также мировоззренческой точек зрения. В литературе по проблеме можно выделить основные аспекты: 1) фантазия как акт сознания и ее место в структуре мышления; 2) познавательная функция фантазии; 3) творческая, или продуктивная, способность фантазии; 4) возможности и перспективы изучения и использования фантазии.

Нас интересует фантазия как философско-антро-нологическая проблема. Учитывая, что изучение значения фантазии в становлении и развитии человека, ее места в человеческой экзистенции стало предметом глубоких исследований сравнительно недавно, можно утверждать, что уже получены некоторые результаты, В работах философов и психологов Я.Э. Голосовкера, Ю.М. Бородая, Л.С. Выготского, Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, A.B. Бруш-линского, С.Л. Рубинштейна, ЭЛ. Пармон, Л.С. Коршуновой, И.П. Фарман и др. относительно природы и специфики фантазии обосновывается ее всеобщий характер, утверждается интенсивность ее проявлений в самых разных областях материальной и духовной деятельности.

Вместе с тем необходимо заметить, что философское рассмотрение проблемы фантазии следует стереотипу - фантазия исследуется, как правило, только в связи с темой творчества. Более того, интерпретации фантазии, приравненной к воображению, идут вкупе с интуицией, подсознанием, бессознательным, озарением, инсайтом. Такой подход, при всей его правомерности, не может выявить характер, особенности и уникальность фантазии. Точка зрения, что вся человеческая деятельность и бытие связаны с творчеством, справедлива, но необходимо учитывать, >шее число людей вынуждено заниматься в котором полностью или частично элими-. я их творческие способности. Подобного по-ы г ч нельзя не учитывать. Не показан до сих пор необходимый всеохватывающий, универсальный характер фантазии во всех сферах деятельности и бытия, т.е. не определен ее философский культурно-антропологический смысл.

Выявление общих принципов, связанных с фантазией в становлении и развитии человека в оформлении знания и мировоззрения сегодня востребовано обществом [1]. Такой подход представляется нам актуальным, поскольку считаем, что современный период, определяемый научно-техническим и информационным взрывом, неоправданно рационализировал деятельность и бытие человека в целом, в том числе оказались человеческое сознание и даже фантазия. Эта ситуация для личности является кризисной и может стать необратимой. Рационализм как характерная черта времени отражен в научных исследованиях, кинематографе, художественно-публицистической литературе, а результатом его практики стал экологический кризис.

Если сравнить характеристики фантазии в современных исследованиях по философии, науковедению, литературоведению, можно отметить совпадения, которые выражаются в том, что при всем разнообразии определений по содержанию, функциям фантазия интерпретируется в значимости для рациональности [2-4]. Кроме того, широкий разброс мнений и концепций по проблеме определения понятия,

сущности, причины возникновения и особенностей существования фантазии заставляет вновь обратиться к проблеме. -

Акцент существующих исследований только на психологической специфике исследуемого феномена (именно психологи в основном обращают внимание на проблему фантазии) во многом является неправомерным, хотя отдельные важные в методологическом плане идеи, характеризующие фантазию как обязательное свойство человека и социума, содержатся именно в работах по психологии (3. Фрейда, Л.С. Выготского, К. Юнга, К. Роджерс и Н.К. Роджерс и др.). В философском знании также необходимо рассмотреть фантазию, поскольку это позволит увидеть особенности ее развития и существования, крут ее влияния и значение в жизни человека и общества.

Задача современных исследований заключается в раскрытии универсальных возможностей фантазии в антропологическом становлении и развитии на уровне филогенеза и онтогенеза в широком спектре человеческой экзистенции с привлечением психологических и педагогических исследований. Наиболее важными в методологическом плане являются работы и идеи тех философов, которые обращались к глубинным культурно ссц:.; il] 14 . -7-^ - . }Г, «,.-ким проблемам X у . . ' w ~ ^ О ("С ' . ~Н 3. Фрейда, К..Юнгг j . „<>. П.В. Копнина, Л.С , -с,. iî..»^ „ I . -

ляра, B.C. Библера. I ' * . li Г . . , А.Ф. Косарева [5J, К i.fv. МаМарДоШоилм, 4. 1 api а И Др.

Рассмотрение фантазии с периода первобытной культуры до наших дней способствовало определению специфических антропологических возможностей исследуемого объекта. Философско-антрополо-гические представления о фантазии в истории философии раскрыта и продемонстрирована только на уровне примерного контура. История существования феномена в философско-культурологическом пространстве обозначена недостаточно доказательно, поскольку проблема поставлена и изучается сравнительно недавно.

Категория «фантазия» (фаутаота-в переводе с греческого дословно означает: то, что делает видимым) в культуре древних оценивалась как божественный дар человека, способный создать новую, как правило, желаемую реальность. Так, древнегреческие философы были уверены, что сырой материал неосознанного превращается фантазией в конкретные образы, т.е. фантазия визуализирует их, ас помощью сознания они понимаются и принимаются или отвергаются человеком. Следовательно, можно утверждать,, что фантазия воспринималась и оценивалась как обязательная в гносеологическом смысле и* необходимая в бытии человека способность, своеобразная движущая сила вселенной. Фантазия представлялась как возможность субъекта усваивать и хранить в памяти процессы и

явления даже не расшифрованные сознанием человека, Создавая культуру на основе возможностей фантазии, человек продвигается во времени и пространстве одновременно к новым проблемам и свершениям. Если складывающиеся основы наук апеллировали к фантазии и активизировали ее, то уже рациональное знание утверждаю приоритетность рассудочного начата, ограничивало фантазию в самоценности и вытесняло в область, питающую только изящные искусства. Рассмотренное знание меняющегося отношения к фантазии в истории философии (это материалы по работам Платона, Аристотеля, А Августина, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, И. Канта, Ф. Ши ллбр£ц А, Шопенгауэра, Э. Гарт-мана, Ф. Ницше, И.Г. Гердера, Г.В.Ф. Гегеля и др.) говорит об изменении самой фантазии человека, позволяет оценить и осознать суть происходящих процессов для человека и социума. В связи с вышеизложенным можно утверждать следующее:

1) современная философия по отношению к фантазии находится на уровне оценки ее Г.В.Ф. Гегелем. Отечественные и зарубежные философы, в отличие от психологов, не уделяют, на наш взгляд, фантазии должного внимания;

2) значительность и необходимость дальнейших исследований фантазии в аспекте философского знания сегодня продиктованы тем, что не оценена ее роль в жизни личности, не изучены случаи отсутствия или слабого развития фантазии в человеке и обществе, что сегодня становится актуальным. Проблема обозначается достаточно четко благодаря рефлексии и выходит на первый план в связи с констатацией кризиса научного познания и открывающимися возможностями понимания мира и человека во внера-циональных и иррациональных формах, где присутствует фантазия;

3) философия начинается с тех мифологических проблем, которые на протяжении тысячелетий оформлялись в недрах мифологии, связанной с фантазией, Философами предпринимаются попытки проникнуть сознанием в ту область, которая ранее была недоступна.

Взаимодействие фантазии и мифа в современном исследовательском контексте представляет особый интерес. Мифологические образы, наделенные субстанциональностью, воспринимались и понимаются сегодня как реально существующие, хотя созданы фантазией человека. Сообразно логике мифа можно реставрировать социокультурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами фантазии. Это позволяет утверждать необходимость исследований самой фантазии. Благодаря возникшей возможности создания мифа при помощи древней фантазии стало реальностью становление самого человека. Прародитель современного субъекта нашел основания своего существования, как утверждает научное знание, в развитии культуры. Этим основанием ста-

ли тотем, миф, которые создала фантазия древнего человека. На основании сопричастности тотему у человека формируется не причинно-следственное познание мира, а мистико-тотемическое, которое также создается благодаря фантазии, является первой формой познания мира и на сегодняшний день остается во многом неисследованной и загадочной. Не вызывает сомнений тот факт, что это было мифологическое фантазийное мышление на основе партиципации, которое не пыталось найти истину, построенную на логике и было пралогическим, обеспечившим существование человека древности. Существующие теории мифологического менталитета активно анализируют и интерпретируют природу мифа, его структуру, функции, поскольку миф в качестве неразвернутого единства исторически и логически предшествовал религии, художественному творчеству, философии, Проанализированные исследования мифа и частично фантазии Ф.В.Й. Шеллинга, В. Бунда, К. Юнга, Ф.Х, Кессиди, Д. Вико, Э.Б. Тайлора, А. Блока, В, Иванова, А. Белого, 3. Фрейда, И.Г. Гердера, Н. Бердяева, Э. Кассирера, Дж. Фрезера, Э. Дюркгейма. Б. Малиновского, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева, Ч. Тартаопределяют следую!дне выводы:'

1)миф - это вербально оформленная фантазия. Фантазия создала миф, поскольку только его образы были доступны пониманию и осознанию древнего человека:

2) мифологическая картина мира была единственно возможной для человека древних цивилизаций в период длительного процесса осознания им окружающей реальности;

3) мифологическое мышление по сей день остается значительным в жизни человека уже XXI в. как символическое и поэтическое знание, которое должно быть расшифровано человечеством для полноценной реализации культуры личности и социума;

4) современный человек, пользуясь достижениями научного знания, может и должен использовать возможности фантазии на сознательном и бессознательном уровнях для обозначенной цели;

5) мифологический человек пользовался фантазией как естественной и необходимой способностью собственного духа и организма, поскольку мифологическое мышление, мировоззрение полностью опирались только на фантазию, поскольку других вариантов знания и существования у древнего человека не было;

6) современным человеком использование фантазии в качестве естественного считается только в период детского возраста. С момента взросления процесс фантазирования воспринимается как неуместный либо необязательный;

7) осознание роли фантазии для человека постмодернистского периода информационного общества, по нашему мнению, является жизненно необходимым.

Особого внимания требует рассмотрение фантазии в структуре мышления рефлексивного человека для раскрытия ее значимости и необходимости в становлении и развитии субъекта. Рассмотрение перехода, который осуществлен человечеством от мышления первобытного, т.е. пралогического и мифологического, к рефлексивному, представляется важным для понимания развития человечества. Рефлексия предполагает осмысление; приняв рефлексию в познании мира как особую проблему; философы выдвинули-на первый план задачу самопознания в саморазвивающемся мире. На первое место выдвигаются причинно-следственные связи, мифологические представления уже не отвечают требованиям вновь появляющихся проблем, Приоритетность причинно-следственного мышления определяет и превращает рациональное и логическое мышление в основу существования человека и человечества.

Современное состояние философско-антрополо-гической рефлексии пытается преодолеть недоверие к фантазии в классическом рационализме и сциентизме. Обращаясь к исследованиям феноменов мифологии, духовности, бессознательного, современные исследователи заостряют свое внимание на переосмыслении роли и места фантазии в становлении мировоззрения современного человека информационного общества. Положение фантазии в философском знании является сложным и неопределенным. Фантазия не воспринимается и не оценивается как отрицательный или ненужный феномен, тем не менее не созданы благоприятные условия для ее активного развития в современном образовательном и кул ьтурном пространстве:

- во-первых, фантазия не рассматривается как важное и обязательное свойство для каждого человека;

- во-вторых, фантазия оценивается и исследуется только в творческих профессиях, ее присутствие в обыденных проблемах и самых разнообразных формах деятельности не вызывает интереса и не изучается;

- в-третьих, в сфере образования не предусмотрены для рассмотрения знания, которые связаны с проблемами развития фантазии, ее роли и места в жизни человека.

Подобные факты связаны с современной духовной ситуацией в обществе, в котором прогресс науки и техники во многом определяет своеобразие ХХ-ХХ1 столетий. Блистательные достижения науки и техники значительно изменили облик мира и человека. Технологические достижения, основанные на рациональности, многообразны. Техническое могущество открыло широкие возможности для человека, но подтверждается предположение А. Тойнби, что никогда сами по себе технические достижения не влекут за собой прогресса в духовно-нравственной и культурной областях. Начиная с XX столетия* проблема становится значительно более запутанной и сложной и обозначается рядом философов как кри-

зис духовности (О. Шпенглер. Й. Хейзннга. Н. Бердяев, К. Юнг, Г. Маркузе, Э. Тоффлер, В. Иноземцев и др.) по сравнению с предшеств\ ющими эпохами. С распространением рационализма по планете, как убежден Э. Тоффлер. «распространяются стандарта зация, специализация, синхронизация, концентрация, максимализация, ценгрализаиия». Система ведущих принципов убеждает в том. что современный человек по своему мировоззрению материалист, более, чем когда-либо, хотя утверждает противоположное. В силу названных причин материальные ценности превалируют, духовные отодвигаются на второй план, порой уничтожаются совсем, если не .облачены в материальную форму. Нарушение гармонии внутреннего единства материального и идеального в человеке влечет за собой значительное количество проблем: неудовлетворенность, проблемы со здоровьем, стрессы, конфликты и т.д. Технократическая идеология на фоне фантазии до такой степени рационализирует деструктивную деятельность, что последняя кажется почти, если не полностью, конструктивной, В этой ситуации трудно переоценить роль фантазии в самоосуществлении собственной природы. Она оберегает сознание человека, «подавленного» разумом. Фантазия создает новые ценности.

Отождествление понятий «фан- . ь .[•«•'• жение» приводит к путанице в ос« л - . 1 определения, и поэтому предлагаем следующее: разделение.

Фантазия - это индивидуальная психодуховная способность человеческого мышления создавать что-либо новое. Фантазия является показателем уровня творческого развития личности.

Воображение, по нашему представлению, является процессом, воссоздающим в сознании человека уже известное. Фантазия, в противоположность воображению, всегда является результатом данного процесса.

Творческие способности, основанные на фантазии, зависят от работы правого полушария головного мозга, в настоящее время являются объектом повышенного интереса современной отечественной и особенно зарубежной науки. Это знание касается тех, кто заинтересован в эффективном использовании возможностей и специфики мозга. Правое и левое полушария головного мозга выполняют разные функции в жизни человека, но оптима щный вариант его деятельности фиксируется только в случае координированного и равноправного взаимодействия обоих полушарий. Таким образом, мы можем констатировать, что необходимость развития, правого полушария (именно оно отвечает за развитие фантазии) является возможностью для устранения существующей сегодня у человека асимметрии, а также основанием для полноценной работоспособности полушарий мозга.

Фантазию необходимо рассматривать и оценивать как фактор духовной экзистенции человека. Фанта-

зия в искусстве, науке, образовании как формах проявления духовности занимает сегодня значительное место, но теоретически ее положение не обозначено. Системный кризис XX и начала XXI вв. поразил важнейшие сферы духовной жизни человечества -науку, религию, образование, в целом культуру и привел к расколу материально-духовное единство человека. Прямолинейная экстраполяция форм и методов науки на все сферы духовной жизни привела к отрицанию духовности, ее особых функций в жизни человека и общества. Духовная сфера сегодня - сфера вполне упорядоченная, организованная, познаваемая и порой ложно оцениваемая как познанная. Облик фантазии присутствует в каждом виде искусства, но она необходима в других видах деятельности. Фантазия музыканта, художника, писателя, ученого имеет всегда свои особенности. Произведения Г, Уэллса. Д. Лондона, Ж. Верна, Э. Берроуза, Ф. Кафки, К. Чапека, Г. Гессе, О. Хаксли, Е. Замятина, Д. Оруэ-ла, О. Спеплдона, С. Лема, М, Булгакова, А. Толсто-ва, В. Брюсова, А. Беляева, В. Обручева, А. Грина, Д. Кэмпбела, Р. Хоурда, Р. Брэдбери, Р. Шекли, П. Андерсена, А. Азимова, Б. и А. Стругацких, В. Аксенова, С. Кинга, Э. По, Д. Уайта, X. Босха, С. Дали, Р. Магритта. Р. Вагнера, П. Чайковского, Г. Берлиоза. А. Шнитке и другие учат, воспитывают, предостерегают заставляют думать и переживать. С помощью фантазии представлены оригинальные фи-лософеко-футурологические идеи, созданы технические новинки, социальные и научные прогнозы. Фантазия дает перспективу существования для человечества. Художественное, этическое, эстетическое считаются серьезным основанием, своеобразным фундаментом для становления личности, поскольку духовность человека и его реализация связаны между собой. Суть опасности современной духовной ситуации заключается в том, что естественнонаучный материализм Х1Х-ХХ столетий настолько серьезно потряс основы мироздания, построенного на вере, оптимизме, гуманизме, что для восстановления основ человеческого существования необходимо выработать идеальные начала, построенные на ценностях, соответствующих требованиям современного XXI столетия.

Такие ученые, как Г. Башляр, А. Чижевский, П. Фейерабенд, И. Лапшин, активно способствуют тому, чтобы фантазия продуктивно использовалась в научном творчестве. По утверждению П. Фейерабея-да, уже есть ученые, которые наделены богатой фантазией, активно используют ее возможности и влияют на формирование нового мировоззрения с новой рациональностью, что ведет к лучшему пониманию природы и более глубокому проникновению в причины индивидуальных и социальных процессов.

Принято считать, что образование является всегда самым работоспособным «агентом» будущего. Образование в полном смысле слова работает на бу-

дущее, предопределяя творческий и духовный потенциал человека, общества, цивилизации, создавая мировоззренческие, поведенческие, экономические и нравственные приоритеты. Прогностическими функциями образования занимаются исследователи разных стран. В связи с этим необходимо переосмыслить и оценить значение фантазии в образовании в новых условиях.

Энтропийные и бифуркационные процессы современного общества заставляют пересмотреть существующее отношение к фантазии как необходимому элементу духовности, способствующему негэнтро-пийному движению.

Постмодерн меняет условия и востребованность фантазии сегодня [6]. В целях осознания необходимости фантазии в новом культурном пространстве современности следует обратить внимание на некоторые наблюдения:

- во-первых, необходимость фантазии в постмодернизме связана с тем, что имеющееся в наличии множество теорий, интерпретаций, определений, накопившихся вокруг авангардного направления, создает впечатление надуманности, связанное с фантазией самих теоретиков, создателей постмодернистского течения;

во-вторых, поскольку п.\ I •

ма закономерно, что следуе < т ь -ним, и особенности его суш«*. - < . . - г^. , возможностях современного ъ. .. и, -по а творчества, то объектом виг/. ■ , . .- \ 1 -ся фа -тазия, обладающая подобной свободой;

- в-третьих, существование феноменов фантазии и постмодернизма в определенной степени одинаково, поскольку их не принимает рациональное знание, оценивающееся современной наукой как единственно возможное и перспективное;

- в-четвертых, формирующееся сегодня современное паралогическое мышление постмодернизма невозможно без наличия постоянно развивающегося внерационального знания, в число которого входит фантазия, поскольку именно она позволяет выстраивать, устанавливать и разрешать переплетения, связи, новообразования, конфликты глобального информационного пространства;

- в-пятых, на основании данного исследования мы убеждены, что роль фантазии в формировании различных форм мышления, начиная с мистико-тотеми-ческого и мифологического (пралогического), была определяющей в истории древнего общества. Логическое, рефлексивное мышление смогло вытеснить фантазию на второй план. Наступающая эпоха паралогического мышления активно требует развития и привлечения фантазии во все сферы жизни человека, социума. Формирование паралогического сознания требует не только эрудиции, точности, практики, оно предполагает и существует за счет тех связей, которые устанавливаются нашими творческими, индиви-

дуальными возможностями и особенностями, т.е. активно привлекает знание внерациональное.

При выявлении социокультурного статуса фантазии напрашивается вывод, что философско-эстети-ческие идеи Ж. Деррида, Ж. Лиотара, У. Эко, Ж. Де-леза, Ф. Гваттари, Ю, Кристевой, Ж.Ж. Бодрийяра, Ж. Лакана стимулируют повышение интереса к свободному знанию и творчеству индивидуума. Именно поэтому обращение к фантазии на фоне паралогического пространства внерациональнош знания выглядит естественно. Постмодернистские установки проникли во все сферы экзистенции человека, в том числе в гносеологию. Поиск истины заставляет человека активизировать возможности собственной фантазии. Проблема фантазии в философии постмодернизма ставится и решается в принципиально ином ракурсе, нежели в предшествующие эпохи. Исполь-

1 2

3

4

5

6

Известный итальянский философ Николо Абба-ньяно вопрошал: «Что могут сказать нам философы о проблемах, интересующих человека?» И сам отвечал: «Среди этих проблем центральной и господствующей как раз и является сам человек, т.е. его роль, его природа, его судьба» [1, с. 31].

Действительно, выявление сущностного основания человека - его природы - это центральная проблема философии. Ее разрешение - ключ к самопознанию, познанию своей сущности и культуры как объективации человеческой природы. Представление о человеческой природе имеет фундаментальное значение для исследований феномена культуры, ибо культура - это то, что создает человек, воплощая свои потребности, чаяния, желания. При этом именно базисные компоненты (потребности, способности и т.д.) составляют такую предметную данность, как человеческая природа.

Логичен вопрос, проясняет ли история понятия «человеческая природа» сущность этой данности? Действительно, с одной стороны, существует точка зрения М. Хайдеггера, утверждающего, что даже самые основательные собрания мнений о каком-либо

зование фантазийного начала современного человека сравнимо лишь с древними временами пралоги-ческого мышления, где роль фантазии также была безгранично велика. Фактически в постмодернизме предпринимаются попытки создания нового видения роли и места фантазии в существовании человека и социума, но решается это практически, а не теоретически. Напрашивается вывод, что в современной постмодернистской ситуации значимость фантазии увеличивается, она становится более востребованной и актуальной в связи с новым отношением к вне-рациональному знанию и формированием постнек-лассической рациональности. Фантазия является обязательным фактором в современной духовной экзистенции человека, поскольку является связующим звеном в новой нелинейной игровой картине мира информационного общества.

предмете останутся слепы, если предварительно не прояснен тот сквозной вопрос, на который должны ответить эти исторические сведения, т.е. история понятия какой-либо данности не дает понимания самой предметной данности, более того, как раз предварительно выработанное понимание феномена позволяет уяснить его прежние понятия [2, с. 13]. В этом случае историческое исследование становится вторичным по отношению к феноменологическому исследованию. Однако даже в этом исследовании исторический аспект является необходимой составляющей исследовательского процесса.

В целом из самой сути философского исследования следует, что оно не может быть неисторическим, поскольку способ бытия субъективности является по своей сути историческим. В связи с тем, что способ бытия конкретной культурной действительности -исторический, соответственно, принцип историзма -это базисный принцип культур-философского исследования. Таким образом, история «человеческой природы» подготавливает понимание этой данности.

История понятия человеческой природы в силу его фундаментального значения оказывается тем ис-

Литература

Кейра Ф. Воображение и память. СПб., 1896, , Башляр Г, Психология огня. М., 1993.

. Вундт В.М. Фантазия как основа искусства. М., 1914. . Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977, . Косарев А.Ф, Философия мифа, М.; СПб., 2000, . Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб.. 1998,

V/. И. Кокаревич

ФИЛОСОФСКИЙ ЭССЕНЦИАЛИЗМ КАК БАЗИС КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

Томский государственный архитектурно-строительный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.