Научная статья на тему 'ФАНФИКИ КАК НОВЫЙ ВИД СЕТЕВОГО ИСКУССТВА'

ФАНФИКИ КАК НОВЫЙ ВИД СЕТЕВОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фанфики / классическая литература / массовая культура / автор / взаимодействие автора и читателя / fanfiction / classical literature / popular culture / author / author-reader interaction

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Д.В. Щукина, А.Н. Городищева

В статье обозначены проблемы сетевого написания рассказов с чужими персонажами и перспективы извлечения социологической информации из фанфиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Д.В. Щукина, А.Н. Городищева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FANFICTION AS A NEW KIND OF NETWORK ART

The article outlines the problems of network writing texts with other people's characters and the prospects for extracting sociological information from fanfiction.

Текст научной работы на тему «ФАНФИКИ КАК НОВЫЙ ВИД СЕТЕВОГО ИСКУССТВА»

УДК 7.038.6

ФАНФИКИ КАК НОВЫЙ ВИД СЕТЕВОГО ИСКУССТВА

Д. В. Щукина* Научный руководитель - А.Н. Городищева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: *kafedrark@mail.ru

В статье обозначены проблемы сетевого написания рассказов с чужими персонажами и перспективы извлечения социологической информации из фанфиков.

Ключевые слова: фанфики, классическая литература, массовая культура, автор, взаимодействие автора и читателя.

FANFICTION AS A NEW KIND OF NETWORK ART

D. V. Schukina* Scientific supervisor - A. N. Gorodishcheva

ReshetnevSiberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: *kafedrark@mail.ru

The article outlines the problems of network writing texts with other people's characters and the prospects for extracting sociological information from fanfiction.

Key words: fanfiction, classical literature, popular culture, author, author-reader interaction.

Принято считать, что художественная литература имеет ведущее значение для формирования личности и раскрывает эмоции при творческом взаимодействии с текстом произведения. Фанфики - это любительские произведения, написанные фанатами телешоу, фильмов, книг, игр и комиксов, работы, которые отражают актуальные темы социального познания. Фанфики, согласно исследованиям [1], характеризуются большей эмоциональностью, что отражается в описании романтических, семейных и платонических отношений героев, рассмотрении когнитивных процессов и социальных отношений, составляющих основу сюжета. Задачей нашего исследования является показать, что фанфики это вариант современного, очень личного, индивидуального взаимодействия читателя, зрителя с произведением, которое очень быстро становится художественной литературой метавселенной.

Принято считать, что фанфик - явление новое, порождённое бурной фантазией современных фанатов. Но уже 30 лет назад вышла книга Генри Дженкинса «Текстуальные браконьеры: телевизионные фанаты и культура участия» [2], в которой группы проведено исследование медиа-фанатов, их специфических социальных институтов и культурных практик, а также их проблемных отношений со средствами массовой информации и остальными потребителями масс-контента [3].

Фанфики уже давно стали частью массовой культуры. Началом фанкультуры исследователи считают аничность, когда герой "Иллиады" Гомера Ахилл стал героем произведений Софокла, трагедий Эсхила, Еврипида, Аристарха Тегейского, Иофонта,

Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»

Астидаманта Младшего, Диогена, Каркина Младшего, Клеофонта, Еварета и Ливия Андроника [4].

Fan fiction - это «фанатская литература», истории, написанные поклонниками по мотивам любимых произведений. Это не просто «свой вариант продолжения», а сложная литературная конструкция, отражающая свободу действий людей через творческие практики

[5]. Когда участники читают и пишут фанфики, они трансформируют нормы канонических медиа, чтобы включить квир-варианты и аффекты. Часто фанфики исследуют с точки зрения анализа сексуальности, а позиции литературы считают их безвкусными и безграмотными заимствованиями, прямым издевательством над книгой, героями, их характерами и языком

[6]. Проблема в том, что многие авторы оригинальных произведений считают, что авторы фанфиков, делают с героями оригинальных произведений то, что никогда бы не сделал автор со своими любимыми героями (Дж. Мартин), что фанфики это разновидность кражи личных данных, которая портит отношения с читателями (Р.Хобб). Другим аргументом против выдвигается отсутствие стиля, точного характера и линии развития сюжета, которая кажется писателю оптимальной, но не выполняется фанфиках. В целом авторы оригинальных произведений против фанфиков, но сетевые архивы таких произведений на 2020 г. составляли уже более 7 миллионов текстов. Поэтому отмахиваться и запрещать писать просто невозможно.

Современная масс-культура считает фанфики признаком популярности исходного произведения (а популярность - это хорошо), а уважение к создателю - опциональным. Это порождает глобальный раскол между создателем и фанатами. Однако исследования текстов фанфиков с помощью современных средств информатики показывают, что через тексты подобного рода можно более точно определить восприятие персонажа, его характера и степень воздействия на читателя. Особый интерес вызывают исследования НЛП для литературных произведений, даже определение голоса персонажа.

Фанфики пишут писатели-любители всех возрастов и уровней образования во всем мире, поэтому они содержат большее разнообразие стилей и жанров, чем формальная классическая литература. Также фанфики иллюстрируют набор проблем, которые испытывают их писатели. При большом количестве открытого фан-контента все же большинство писателей фан-сообществ стараются оставаться анонимными. И это правильно, потому что создавать персонажи и сюжеты это труд, творчество, которое всегда авторское и если персонажи и тексты чужие, то и приписывать их себе не стоит. Но как вариант текстов для исследований настроений, проблем, а главное перспектив саморазвития современного общества, фанфики можно считать новым видом сетевого искусства, "массового искусства". Отражая принципы "экономики внимания" тексты фактически материализуют современный мир, приписывая любимым литературным персонажам проблемы автора, которые автор пытается решить за счет привлечения к себе внимания любым способом. И задача модераторов не запрещать и спорить с фан-сообществами, а разработать потенциальные способы справедливости в онлайн-пространствах.

Библиографические ссылки

1. McCloskey, K., Ramírez-Esparza, N., & Johnson, B. T. Strange new worlds: Social content in popular Star Trek fanfiction versus commercial novels. Psychology of Popular Media, 2022, 11(2), 152-162. https://doi.org/10.1037/ppm0000395.

2. Jenkins H. Textual poachers: Television fans and participatory culture. - Routledge, 2012.

3. Свежинцева Д. «Почему так много людей читают и пишут фанфики?», «Почему писателю полезно написать фанфик?» и другие стыдные вопросы о фанфикшене [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа

экономики». Многобукв. Всё о creative writing. Новости. [блог]. - URL: https://mnogobukv.hse.m/news/374875010.html (дата обращения: 22.03.2022).

4. Щербакова А. Фанфики: история, терминология и проблемы [Электронный ресурс] // Мир фантастики. - 25.09.2016. - URL: https://www.mirf.ru/book/fanfiki-istoriya-terminologiya/ (дата обращения: 22.03.2022).

5. Floegel, D. Investigating structural articulations of power in information creation: a constructivist grounded theory of queer-created fanfiction [Электронный ресурс]. - Retrieved from URL: https://doi.Org/doi:10.7282/t3-lk88-wc54 (date accessed: 22.03.2022).

6. Писатели, которые не любят фанфикшн, и проблемы потребителя [блог] // Болгмор. -15.06.2020. - URL: http://mor.yasher.net/2020/06/15/pisateli-kotorye-ne-lyubyat-fanfikshn-i-problemy-potrebitelya/ (дата обращения: 22.03.2022).

©Щукина Д. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.