Научная статья на тему 'ФАНАТЫ И ПОКЛОННИЦЫ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН'

ФАНАТЫ И ПОКЛОННИЦЫ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
804
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фанаты и поклонники / субкультура / фэндом / кумир / артефакт / фанатизм / молодежь / fans and fans / subculture / fandom / idol / artifact / fanaticism / youth

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кравченко А.И.

Рассматривается феномен фанатства как социально-психологическая основа возникновения современной субкультуры. Из клуба по интересам, каким было сообщество поклонников и фанатов, в конце Х1Х века, фэндом превратился в многомиллионную аудиторию слушателей, зрителей, потребителей и создателей особых субкультурных артефактов, которые вызывают постоянный интерес культурологов и социологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FANS AND FANS AS A CULTURAL PHENOMENON

The phenomenon of fanaticism is considered as a socio-psychological basis for the emergence of a modern subculture. From the club of interests, which was a community of fans and fans, at the end of the nineteenth century, the fandom turned into a multi-million audience of listeners, viewers, consumers and creators of special subcultural artifacts that arouse the constant interest of culturologists and sociologists.

Текст научной работы на тему «ФАНАТЫ И ПОКЛОННИЦЫ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»

налоговые преступления - специальный субъект преступления, должностное лицо, возраста около 40 лет, имеющее высшее образование и корыстную заинтересованность.

Использованные источники:

1. Балюк, Н.Н., Современные направления индивидуальной профилактики налоговых преступлений в России // Журнал «Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки», 2014, № 5: https://readera.ru/online-science/2014-5 - официальный сайт журнала. Дата обращения: 26.04.18

2. Дьяконов Василий Васильевич Личность преступников, совершающих преступления в налоговой сфере // Общество: политика, экономика, право. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/Hchnost-prestupnikov-sovershayuschih-prestupleniya-v-nalogovoy-sfere (дата обращения: 20.04.2018).

3. Егоров В. А. Личность налогового преступника // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-nalogovogo-prestupnika (дата обращения: 20.04.2018).

УДК 316.032

Кравченко А.И., доктор социологических наук профессор, ведущий научный сотрудник кафедра истории и теории социологии социологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова ФАНАТЫ И ПОКЛОННИЦЫ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Рассматривается феномен фанатства как социально-психологическая основа возникновения современной субкультуры. Из клуба по интересам, каким было сообщество поклонников и фанатов, в конце Х1Х века, фэндом превратился в многомиллионную аудиторию слушателей, зрителей, потребителей и создателей особых субкультурных артефактов, которые вызывают постоянный интерес культурологов и социологов.

Ключевые слова: фанаты и поклонники, субкультура, фэндом, кумир, артефакт, фанатизм, молодежь

Kravchenko A.I., Doctor of Sociology, Professor, leading researcher of the Department of History and Theory of Sociology of the sociological faculty of

Lomonosov Moscow State University FANS AND FANS AS A CULTURAL PHENOMENON

The phenomenon of fanaticism is considered as a socio-psychological basis for the emergence of a modern subculture. From the club of interests, which was a community offans andfans, at the end of the nineteenth century, the fandom turned into a multi-million audience of listeners, viewers, consumers and creators of special subcultural artifacts that arouse the constant interest of culturologists and sociologists.

Key words: fans and fans, subculture, fandom, idol, artifact, fanaticism, youth

Фанаты и поклонники - субъекты и акторы субкультуры и контркультуры как замкнутых на себя субстантивных ценностных миров. Они не только активные творцы субкультуры, но также два очень разных, если не противоположных социокультурных персонажа современной массовой и популярной культуры.

Поклонники это, как правило, люди зрелого и пожилого возраста, которые достаточно сдержанно, а если надо, то и отстраненно относящиеся к предмету своего интереса, обожания, привязанности. В отличие от них фанаты, которые в большинстве своем являются подростками, идентифицируют своего кумира со своим «Я», так что готовы разделить с ним свою судьбу. Только фанаты могут наложить на себя руки, узнав о смерти любимого певца. Поклонники более спокойны и жизнерадостны, они с удовольствием общаются друг с другом, не испытывая при этом никакой ревности [11; 13]. Тем не менее, в научной и массовой литературе поклонники и фанаты часто используются как синонимы.

Фанаты и поклонники могут выступать разрозненно и индивидуально, никак не связанные между собой, а могут представлять организованное целое, разновидностями которого, в частности, выступает движение футбольных фанатов и музыкальные группы фанатов. Почитатели эстрадных кумиров обычно не создают хорошо спланированных организаций, но выступают широким аморфным сообществом почитателей, иногда принимающим международный характер. Так, например, в 1980-х гг. очень много и подробно обсуждались феномены Мадонны и Майкла Джексона - поп-певцов, завоевавших мировую известность среди молодежи. Их фаны были практически везде, вне национальных и культурных границ, это был новый тип сообщества поклонников.

Светское поклонение - двойник, а где-то и антимир религиозного поклонения, вырожденным случаем которого является болезнь фанатов. Толпы молодых поклонников и поклонниц каждый день на всех участках земного шара выражают неистовую любовь своим кумирам - футбольным или эстрадным звездам, а также любым артефактам, связанным с их жизнедеятельностью: фотографиям, гитарам, автографам, галстучкам, тапочкам и т.п. Оба культурных феномена - религиозное и светское поклонение - по своей сущности не отличаются. У них лишь разные объекты поклонения. Как религиозным, так и светским фанатам свойственны: 1) выбор особого объекта почитания - обязательно отвечающего эстетическим требованиям и доставляющего наслаждение; 2) любовь к подробностям и деталям, связанным с объектом почитания, и невысокий интерес к сущности явления.

Существует четкая граница между понятиями фанаты и поклонницы. Фанаты - это неадекватные люди, не осознающие свои поступки. Поклонницы свои поступки осознают, с ними приятно общаться, они ведут себя корректно и не переступают границ частной жизни объекта почитания. Правда, постоянное внимание даже этой категории людей, тем более в больших

объемах, по отзывам звезд эстрады, приятно до поры до времени. Сначала лестно, потом утомительно. Их различают по степени эмоциональной привязанности, уровню увлеченности кем-то или чем-то [7].

Нынешние культурные герои - «звезды» эстрады и шоу-бизнеса -закономерный продукт массовой культурой, основанной на действиях «массовых кумиров». Под массовым кумиром (mass idol) понимается такой деятель массовых развлечений, которого, пользуясь соответствующей фразеологией, «раскручивают»: рекламируют его выступления, тиражируют его произведения на пластинках, видеокассетах, в публикациях печатной продукции, создают рынок потребления этого «массового кумира».

Культура воздействует на личность не только имперсонально - через совокупность своих институтов и агентов, например, библиотеки, школы, музеи, СМИ и др., но также персонально - через выдающихся актеров, художников, спортсменов и т.д. выдающихся исполнителей уважают, любят и даже боготворят. В их честь устраивают бенефисы, праздничные концерты, фестивали и даже возводят памятники. Высшей формой выражения своего почтения к культурным героям, особенно у молодежи, является фанатизм. Фанатизм болельщиков, фанатизм поклонников и поклонниц рок-звезды в чем-то сродни, а чем-то отличается от религиозного фанатизма, во всяком случае, по своей психологической интенсивности.

Российская молодежь любит славу и деньги больше, чем власть и работу. Такой вывод можно сделать из результатов опроса, проведенного ВЦИОМ в 2004 г. Тройка реальных кумиров российских молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет выглядит так: поп- и рок-звезды, олигархи и герои телесериалов. Самоидентификация в обществе настоятельно требует от вступающих в жизнь молодых людей выбора примера для подражания. Желательно, чтобы это был человек, максимально близкий тебе по возрасту, но при этом уже очень успешный и, соответственно, очень счастливый пример. Причем выбор «героя» зависит от уровня образования и жизненных амбиций тех, кто выбирает себе кумиров, а также от политической обстановки в стране. Для 53% респондентов образец для подражания - поп- и рок-звезды, представители «золотой молодежи». Только они способны собрать вокруг себя единовременно армию почитателей. Люди молодые и популярные. Им подражают и с них берут пример, их судьбу стремятся повторить миллионы тинейджеров, которые простаивают длинные очереди для того, чтобы попасть на «Фабрику звезд» [2].

Фанатизм обладает возрастной и гендерной спецификой. С возрастом неистовое поклонение герою убывает и после 30 лет ряды страстных поклонников кого-либо или чего-либо редеют. Фанатов гораздо больше среди девушек, чем среди юношей. Мужчины больше принадлежат к племени спортивных фанатов, женщины - эстрадных. Основной возраст ярого и активного поклонения кумиру - от 13 до 18 лет. Однако некоторые продолжают тусоваться и в 20 лет, ив 40. Ядро музыкальных фанатов составляют девочки 14-15 лет. На Западе их зовут фэнами, у нас - фанатами и

фанами.

Именно в этом возрасте юным организмам, у которых наступил второй пубертатный период, требуются романтические приключения [5]. Разумеется, хочется влюбиться. Трагические слова «друг твой не пришел» из какой-нибудь попсовой песенки способны вызвать бурю эмоций: зал стонет на все лады, вспоминая, видимо, неудачные свидания трудного детства. Любовная тематика песен и облик красавцев-мужчин затрагивают чувствительные струны души отзывчивых тинейджерок. Пылкие поклонницы пытаются всюду достать своих кумиров, часами караулят у служебного входа, топая ногами от нетерпения и требуя их выхода, а те норовят пройти черным ходом, устав от надоедливых обожателей. Нередко они даже дерутся друг с другом, выясняя отношения типа «кто чей». Выместив гнев, фэнки расходятся до новых разборок.

Они выражают свои эмоции и преданность кумиру как материальными, так и нематериальными знаками внимания. Стены в подъездах украшены признаниями фанаток в любви. Они хотят встреч, секса и детей от своих кумиров. Они дежурят у подъездов и служебных входов концертных залов. Они сходят с ума (часто в буквальном смысле слова) и порой готовы убить друг друга за право прикоснуться к кумиру. Самое распространенное проявление своих чувств к кумиру - объяснения в любви в письмах. Практически каждая мало-мальски известная личность обречена на получение огромного количества признаний в стихах и прозе и ежедневно вынимает из почтового ящика пачки конвертов и открыток, разукрашенных розовыми сердечками и отпечатками поцелуев.

Идолы молодежной эстрады выступают неким социальным эталоном, к которому надо стремиться. При этом звезды шоу-бизнеса идеализируются как с нравственной, так и с материальной стороны. Хотя в повседневной жизни большинство из них далеко не паиньки, но вполне могут быть похабниками, тупицами, бабниками или алкоголиками, их наделяют вымышленным благородством. Простодушная вера в чистоту и незапятнанность музыканта служит основой харизмы и фундаментом поклонения. В героев люди вкладывают все самые лучшие свои чувства, желания, качества. Герои обладают всем тем, на что зачастую неспособен обычный человек. Звезда -это уровень, к которому стремятся люди. Это слава, успех, деньги, красивая жизнь. У идолов учатся, их достижения - это планка для обычных людей.

Симптомы фанатства как психического заболевания: резкое снижение критичности по отношению к избранному объекту; болезненная реакция на любую критику в адрес объекта; маниакальное желание узнать об избранном объекте как можно больше; стремление объединиться с другими фанами. Фанатство, как правило, возрастное заболевание: 89% контрольной группы имели возраст не старше 30 лет и практически неизвестны случаи фанатства у лиц старше 50. В процессе заболевания выделяют три последовательных стадии: 1) увлеченность, 2) погруженность, 3) поклонение. Первая стадия неопасна и даже полезна, поскольку стимулирует креативность индивидуума

(группы лиц). Вторая стадия характеризуется усилением бытовой рассеянности, фиксацией на объекте почитания, тщательным сбором и изучением любой информации, связанной с ним. На этой стадии уже необходимо вмешательство специалистов. Если помощь вовремя не оказана, болезнь переходит в третью стадию, когда больной становится невосприимчивым к критике в адрес объекта почитания, даже проявляет агрессивность и озлобление, пытается во всем подражать своему кумиру (а иногда ассоциирует себя с ним). Известны случаи, когда фанаты присваивали своим детям имя объекта поклонения. Если иллюзорный мир вступает в противоречие с объективной реальностью, у больного наступают острые неврозы, депрессия, попытки суицида, обострение отношений с семьей и друзьями54.

Религиозные фанатики, ярые футбольные или хоккейные болельщики, сумасшедшие рокеры или обезумевшие поклонницы популярной музыкальной группы - это уникальный социально-психологический тип людей, который характеризуют какие-то общие черты поведения. Дело в том, что психика фанатиков, как сказали бы психологи, доминантна. Проще говоря, они эмоционально зациклены на чем-то одном. И этот «пунктик» преобладает над всем остальным, в том числе и над чувством меры, над стеснительностью и даже над инстинктом самосохранения. Зачем им это нужно, фанаты и сами не знают. Но до тех пор, пока не излечатся от своего недуга, они не осознают, насколько он портит им жизнь. Все фанатики болезненно тщеславны и азартны [10].

Азарт заставляет людей совершать поступки, которые порой лишены смысла, но трудноосуществимы, что еще больше подогревает желание реализовать цель. У фанатов Macintosh^ массовые акции с драками и толчеей перед открытием магазинов и выходом новой модели Apple стали обычным явлением. 17 апреля 1977 тысячная толпа фанов Led Zeppelin громит административные помещения стадиона в Майами, где должна выступать их любимая группа. Сентябрь 1998. Первого числа выбрасывается из окна собственного дома и 4-го умирает Игорь Сорин. Среди фанаток начинается волна самоубийств. Так, 19 сентября 1999 года в Челябинске сбрасываются с крыши девятиэтажки 15-летние Марианна и Юля. В предсмертной записке девушки пишут, что делают это в память об Игоре.

Но, возможно, среди них много несостоявшихся личностей, поломанных судеб, нереализованных талантов. Когда поклонницы пишут популярному телеведущему Леониду Якубовичу «Бросьте все, Леонид Аркадьевич, наши судьбы должны быть объединены навсегда» или «Леня, ты моя любовь, я хочу быть с тобой!», то вполне возможно, что у таких женщин нет любящего или любимого мужчины, настоящего героя или кумира, с кем они могли быть счастливы. Его приходится искать где-то далеко, а телеэкран всегда создавал идеализированные образы людей. Фанатичная вера в Бога, в

54 По материалам «Еженедельник профессионального психоанализа» (http://gb.lpt.ru)

историю рождения и смерти Христа или выдающиеся качества своего земного кумира помогает им преодолевать бесконечные трудности, встречающиеся на жизненном пути.

Фанатизм сплачивает одиноких людей, помогает найти единомышленников, разделяющих ту же самую страсть или общее увлечение, как, например, у любительниц индийских сериалов, которые делятся друг с другом впечатлениями от просмотренных фильмов и обмениваются фотографиями звезд индийского кино.

Фанатизм, как утверждают специалисты, явление максималистское. «Болея» кем-то или чем-то, человек начисто отрешается от всего остального: жизнь, по сути, проходит мимо него, а он все свое время отдает одному определенному занятию. Будь то простаивание у подъезда любимой звезды или бесконечные поездки по всему миру фанов какого-нибудь спортивного клуба. Простаивающие и ночующие у подъездов своих кумиров фанаты часто ничем важным в жизни не заняты: одни давно забросили учебу, другие потеряли работу. Нет у них времени и для того, чтобы обзавестись семьей, -все эти люди по большому счету одиноки. Зато они по минутам знают распорядок дня Пугачевой, досконально изучили ее гардероб и с точностью до секунды могут назвать время начала ее репетиций, фамилию их юриста и даже вопросы, по которым он консультирует звезду (http://privatelife.ru).

С философско-религиозной точки зрения фанатизм - это, несомненно, разновидность идолопоклонничества. Фанаты поклоняются материальным и нематериальным фетишам, то и дело творят себе кумиров. При этом объект почитания наделяется вымышленными чертами, которыми он не обладает в жизни. Процесс его идеализации предполагает, что в совокупности черт, которыми он обладает, поклонники и фанаты совершенно субъективно и бессознательно отбирают лишь то, что им нравится или что они хотели бы видеть присущим объекту поклонения и уничтожают черты, которые они считают негативными или несвойственными ему. Идеальный образ объекта в поклонении строится совсем по другим логическим законам, нежели идеальный объект в научной теории, где исследователь выделяет главное и второстепенное, а не то, что ему нравится и не нравится.

Естественно, что пристрастно сконструированный объект поклонения становится неимоверно дорогим и любимым, ведь он создавался из того, что больше всего нравится фанату. Никакая критика со стороны в адрес объекта поклонения фаната разочаровать не может. На то он и фанат, что предан своему кумиру до конца жизни (во всяком случае, так ему кажется). Проигрыш любимой команды или аморальное поведение «звезды» не способны разочаровать их поклонников. Они всегда найдут им объяснение и оправдание, например, объяснят событие случайным стечением обстоятельств или происками врагов.

Напротив, ученого, сконструировавшего свои идеальные объекты, может насторожить тот факт, что они не отражают объективную реальность или противоречат фактам жизни. Он способен отстраниться от них,

посмотреть на свое произведение незаинтересованно и беспристрастно. Он не фанат и не поклонник своих творений. Он фанат самого научного метода, который, подобно мощной фабрике. Помогает ему создавать все новые и новые идеальные объекты, каждый из которых должен отвечать главному требованию - истинности. Ученый не должен любить или ненавидеть свои создания, он обязан любить только одну науку.

Таким образом, с точки зрения гносеологии фанат и ученый имеют дело с одним и тем же родом объектов - фикциями. Но фанат верит в их реальное существование, т.е. придает им онтологический статус, а ученый знает, что идеальный объект - всего лишь инструмент познания и ничего более, а это означает, что он оставляет его там, где ему место, т.е. придает ему исключительно гносеологический статус.

Разочарование фаната в объекте поклонения или соревнование за его внимание с другими фанатами способно серьезно навредить здоровью молодых поклонников - девушкам нанести психологическую травму, а юношам физическую. Те и другие вступают между собой в самые настоящие разборки, а футбольные фанаты применяют оружие в борьбе с соперниками и учиняют в городах настоящие погромы. Ничего подобного не может произойти в науке. Здесь есть разочарование в том, что идеальный объект, теория или гипотеза, разошлись с действительностью. Но ученый не заламывает руки, не бросается из окна и не идет вышибать окна. Он знает, что взамен у него появится новая теория или гипотеза, которые будут еще лучше предшественников. Расхождение теории и реальности приносит ученому здоровый оптимизм и укрепляет его уверенность в объективности научной истины.

Такие различия объясняются тем, что в основе науки и фанатизма лежит разная природа. Наука - это рациональное мышление, а фанатизм -иррациональная вера в святость самого обычного человека или предмета. Фанатизму подвержены далеко не все люди. А лишь небольшой процент эмоционально неуравновешенных или взвинченных индивидов. Их доля повышается в юном и молодом возрастах, но понижается в зрелом и пожилом возрасте, когда человек успокаивается и становится уравновешенным, т.е. более рациональным.

Сегодня число фанаток в России сильно уменьшилось. Причиной служит резкое сокращение числа гастрольных концертов или плохая работа продюсеров [5]. В организации массовых беспорядков чаще всего замешаны футбольные фанаты-мужчины. В качестве критериев отнесения болельщика к числу фанатов выступают, во-первых, активное посещение домашних матчей команды, во-вторых, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города, в-третьих, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов [4]. На их основании происходит разделение между фанатами и простыми болельщиками. Оно несколько напоминает разделение между профессионалами и любителями. Первые занимаются своей деятельностью на регулярной основе, изменяют в соответствии с ней свой образ и стиль жизни,

ценностные ориентации и манеру поведения, свой досуг и ритм жизни. Вторые ничего не трогают в сложившемся укладе жизни, посещают спортивные мероприятия раз от разу, не участвуют ни в каких организованных движениях и коллективных разборках, не защищают цвета своего клуба с применением физической силы и не обязательно носят символику своего клуба [1].

Различают три категории участников фан-движения: 1) футбольные хулиганы (hooligan's) - наиболее агрессивные члены фан-движения, 2) территориальные фан-группы, 3) неорганизованные фанаты (так называемые «кузьмичи»), не принадлежащие к фан-группам, но участвующие в деятельности фан-движения [12]. Символом принадлежности к футбольному фан-движению служат клубные шарфы, футболки, кепки, флаги и другая атрибутика. «Кузьмичи» - люди совсем не разбирающиеся в футболе, приходящие на матч просто попить пиво, потусоваться и полузгать семечки. По оценкам, они составляют 40% от общей массы любителей команды. Высшую образуют футбольные хулиганы, организованные в боевые группы по 20-30 человек. Каждый имеет номерной знак, по много раз выезжает во враждебные города и участвует во всех потасовках [6]. Их еще называют «отмороженными». Они ходят на матчи только для того, чтобы подраться с себе подобными, отнять розы у болельщиков из других клубов, сделать какую-нибудь гадость милиции. В футболе они зачастую и не разбираются.

Неписанный кодекс проведения фан-войн, заимствованный из западных фан-движений, подразумевает множество правил поведения. Во-первых, в драки не должны втягиваться простые болельщики, драться должны только hooligan's или члены фан-групп. Простые болельщики команд не должны подвергаться какой-либо дискриминации, в частности, фанаты не должны пытаться отнять их клубную атрибутику. Во-вторых, во время драк запрещается использование каких-либо колющих или режущих предметов. Фанаты должны выяснять свои отношения на кулаках, без использования каких-либо подручных средств: палок, кастетов. В-третьих, запрещается какое-либо сотрудничество с органами правопорядка, запрещается «стучать» на кого бы то ни было. Однако на практике многие из этих правил не соблюдаются.

В Европе лидерами по организации массовых беспорядков выступают английские фанаты, затем идут итальянские тифози, немецкие, испанские и французские болельщики. По агрессивности им уступают голландцы, бельгийцы, скандинавы и болельщики стран Восточной Европы. Правда, в последнее время и они стараются догнать старших собратьев. Активно участвуя в погромах и уличных беспорядках.

Многочисленные опросы показывают, что сегодня отношение к фанатам у 70-90% интересующихся футболом людей колеблется от крайней нелюбви до равнодушия. Первую строку в рейтинге молодежных кумиров занимают рок-музыканты, вторую - успешные бизнесмены. Третье место по популярности заняли герои телесериалов. Российские политики на шкале

молодежных кумиров находятся в самом низу.

Революционеры - это устремленные к идеалам равенства, братства и свободы молодые фанаты. Сколько несчастий они принесли человечеству. Одержимых абстрактными идеалами, фантомами или страстями людей можно найти сколько угодно. Ученые - тоже фанаты, но не переустройства общества, а поиска и утверждения истины. Они могут трудиться по 16 часов в сутки и ни о чем, кроме своей профессии, не думать. Чатланин - это, с одной стороны, пользователь, который проводит много времени в чате, с другой - фанат фильма «Кин-Дза-Дза!». На современном компьютерном языке чатланин -это фанат интерет-общения, на психологическом языке - человек больной, целиком и полностью зависимый от доступа (и недоступа) к сети Интернет [3, с. 874]. Общее количество фанатов фурри превышает десятки и сотни тысяч человек. Индустрия выпускает для них специальные буклеты, книги и комиксы, игрушки и сувениры [3, с. 875-876].

Культурное фанатство превратилось в неотъемлемый атрибут массовой культуры. На них работают целые индустрии, в том числе издательское дело. По всему миру выходят тысячи фанатских журналов самой разной направленности. Фанзин - это журнал, полностью сделанный фанатами и для фанатов. Вначале так именовали самодельные стенгазеты, листовки и рукописные журналы, посвященные поп-звездам, и имевшие хождение среди их почитателей. Фэнзины выпускаются субкультурами (например, панками, в особенности приверженцами этики DIY), любителями музыки, а также фантастики. Футбольные фанзины России (Apple Pie, Fans Magazine, In Brutal Conditions, Poison Files, Fans Events From Konig, Astrafanzine, Generator Of Evil, Молодые Страницы, Впередиидущий полк, Записки охотника, Башня Врангеля, Настоящие парни, Вне игры, Браконьерский Экспресс, Сектор Газа, Фанатик, Напролом и др.) посвящены столкновениям футбольных болельщиков-фанов, их выездам в другие города, истории хулиганского движения, хулиганскому стилю. В России первые фанзины появились в начале 1990-х годов: «Ultr@News» спартаковских фанатов и "Русский фан-вестник" поклонников ЦСКА. Сейчас почти каждая фанатская группировка имеет собственный журнал.

Появившийся в 1970-е годы термин меди-фэндом (media fandom) описывал любителей научно-фантастических сериалов в отличие от сторонников чтения научно-фантастических книг. Расширение смысла термина привело к появлению мультифэндома (любители мыльных опер, телешоу, видеофильмов и видеоигр, музыки, книг, аниме) [15]. Сам термин «Fandom» используется для обозначения субкультуры или сообщества фанатов, характеризующихся чувством сопереживания и товарищества с теми, кто разделяют общий с ними интерес. Согласно словарю Merriam-Webster, термин появился в 1903 г., но еще раньше 1893 г., когда был «убит» великий Шерлок Холмс, сформировался первый современный фэндом из числа поклонников литературного детектива, которые провели публичную траурную демонстрацию, а в 1897-1902 создали первые фэн-фикшн [14]. В

социологическом смысле термин Fandom может быть использован для обозначения взаимосвязанных социальных сетей отдельных fandoms, многие из которых перекрывают друг друга.

В расширительной версии фэндом обозначает сообщество поклонников, своего рода виртуальный клуб по интересам, скажем, фэндом поклонников сериала «Дружба — это чудо». В ряде своих работ Н.Л.Соколова [8-9] более подробно рассматривает фан-сообщества, культурные практики фанатов (онлайновые сообщества, сбор и архивирование материалов, производство собственного культурного продукта), а также феномен фан-арта - создания фанатами своих артефактов на основе оригинального произведения, являющегося объектом поклонения (фан-фикшн, или фанатская литература, графический фан-арт, видео- и «игроклипы», флэш-анимация, фан-фильмы и др.)

Фанатство и поклонничество можно считать проявлением субкультуры, но паллиативной. Паллиативом становится любая культура, у которой исчезло истинное содержание - сотворение непреходящих ценностей цивилизации -и осталась только форма. При этом форма заняла место содержания, превратившись в предмет обожания, почитания, преклонения. В день 51-летия короля поп-музыки Майкла Джексона около 14 тыс. мексиканцев приняли участие в танце «Thriller». Фанаты были переодеты в зомби, а на переднем плане красовался двойник Майкла Джексона, одетый в чёрный пиджак с отделкой под золото, белые перчатки, чёрные очки и лаковые туфельки.

Паллиатив помимо того являет собой превращенную социальную форму человеческих отношений. У футбольных фанатов маркировка «своей» территории, жестокая борьба с конкурирующими группами, послематчевый вандализм, деление на своих и чужих, знаки отличия в виде татуировок, особой формы одежды и собственного сленга представляют собой временный и искаженный заменитель истинного культурного содержания. Религиозное паломничество к святым местам у православных или хадж у мусульман тоже представляет разновидность культурного фанатизма, ибо Христос и Пророк призывали верующих к соблюдению заповедей праведной жизни, а не к формальному поклонению фетишам.

Использованные источники:

1. Бримсон Д. Фанаты: Триумфальное шествие футбольных хулиганов по Европе / Дуги Бримсон: [пер. с англ. С. Варламова]. — СПб.: Ред Фиш. ТИД Амфора, 2004.

2. Время новостей. 9.07.2004

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15 томах. Т. 11. Культура и религия. М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Илле А. Футбольный фанатизм в России: фан-движение и субкультура футбольных фанатов // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб., 1999. С.154-173.

5. Помещиков А. Фанатки - девушки крутые // Аргументы и факты. 1994. № 50.

6. Про фанатов [электронный ресурс] http://creeta.narod.ru (доступ 2016-06-16)

7. Разница между фанатом и поклонником [электронный ресурс] http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-fanat-ot-poklonnika (доступ 2016-04-11)

8. Соколова Н.Л. От «наивного» искусства к фан-арту // Вопросы культурологи. 2010. №3

9. Соколова Н.Л. Популярная культура Web 2.0: к картографии современного медиаландшафта. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.

10. Стрелкин М. Фанаты и поклонники // Аргументы и факты. 2000. № 33

11. Фанаты и поклонники [электронный ресурс] http://psyhotests.ru/archives/311 (доступ 2015-07-18)

12. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов [электронный ресурс] http://fcspartak-ru.narod.ru/fans/14.htm (доступ 2016-02-26)

13. Чем отличается фанат от поклонника? [электронный ресурс] http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-fanat-ot-poklonnika/#с_menu (доступ

2015-09-21)

14. Fandom [электронный ресурс] https://en.wikipedia.org/wiki/Fandom(доступ

2016-06-16)

15. Media Fandom [электронный ресурс] http://en.academic.ru/dic.nsf/enwiki/876869 (доступ 2016-06-16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.