UNIVERSUM:
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
• 7universum.com
ФАН-ФИКШН:
НАУЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МАРГИНАЛЬНОГО ЖАНРА
Булдакова Юлия Вячеславовна
канд. филол. наук,
доцент Вятского государственного гуманитарного университета,
РФ, г. Киров E-mail: _ [email protected]
FAN FICTION: SCIENTIFIC REFLECTION OF MARGINAL GENRE
В статье представлены научные концепции, наиболее значимые для понимания феномена фан-фикшн, а также ключевые российские и зарубежные исследования, посвященные этому новому маргинальному жанру. Фан-фикшн как современное литературное явление связано с закономерностями развития массовой литературы, а его жанрово-стилевая специфика определяется дискурсивностью и игровой поэтикой «вторичного текста».
The article рresents scientific concepts, the most important for understanding the phenomenon of fan fiction, as well as the Russian and foreign studies on this new marginal genre. Fan fiction as a fact of modern literary process due to the tendencies
Julia Buldakova
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Vyatka State University of Humanities,
Russia, Kirov
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Булдакова Ю.В. Фан-фикшн: научное осмысление маргинального жанра // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2015. № 7 (20) . URL: http ://7universum. com/ru/philology/archive/item/2348
of development of popular literature and its genre and stylistic specificity is determined by the discursive and the game poetics of the “secondary text”.
Ключевые слова: жанр, Интернет, фан-фикшн, «вторичный текст», массовая литература, игра, дискурс.
Keywords: genre, Internet, fan fiction, the secondary text, popular literature, the game, discourse.
Понятие фан-фикшн (фан фикшен, фанфикшен, от англ. fan fiction, fanfiction) появилось в русскоязычном литературном и научном пространстве в последнее десятилетие и связано с активным распространением Интернета в молодежных субкультурах. Тем не менее в англоязычной гуманитаристике феномен fan fiction попал в сферу научного исследования с 1980-х годов.
Англо-американская традиция изучения фан-фикшн представляет концепции вписывания произведений в культуру фанатства, акцентирования социальных и гендерных аспектов фандома (см. исследования дискурса фанатов в сфере телеискусства и компьютерных игр Г. Дженкинса [12; 13]). Социологический аспект исследования фан-фикшн выявляет их связь с дискурсом протеста. Культурологическая парадигма осмысления фан-фикшн выявляет его связи с мировоззрением, ценностями и мифологемами романтизма [14], а также устанавливает близость фан-фикшн к фольклорному (ритуально-мифологическому) мышлению [10]. Закономерно исследование фан-фикшн в контексте интернет-коммуникации [11].
К.А. Прасолова отмечает, что большинство зарубежных исследователей «сходятся в том, что фан-фикшн следует рассматривать скорее как интерпретативную стратегию, которая позволяет больше узнать о тексте источника, нежели как самостоятельное явление» [6, с. 68]. Подобные исследования, безусловно, значимы в контексте социологического направления в литературоведении, но они не просто акцентируют аспекты понимания исходного (оригинального, первоначального) текста, но больше осмысляют
фигуры автора и читателя в процессе создания фан-фикшн. В большей степени разработаны вопросы социокультурного контекста фан-фикшн, намечены общие жанровые принципы, которые выявляются на основе анализа англоязычного материала. При этом собственно тексты фан-фикшн включены в исследовательский обиход в незначительном объеме.
Очевидно, что феномен фан-фикшн все более активно входит в проблемное поле гуманитарных исследований, и собственно в словесную сферу повседневной культуры наряду с другими текстами интернетсловесности. Поэтому необходимы комплексные исследования, осмысливающие и социокультурные (взаимоотношения автора и текста, автора и читателя, принципы выбора текстов и пути их переосмысления, бытовое восприятие явления), и филологические (структура и поэтика текста, жанровые и стилевые закономерности, связи с другими «вторичными текстами», в частности, ремейком, выявление влияния массовой и повседневной культуры на построение текста фан-фикшн) проблемные направления.
Одна из наиболее эффективных концепций научной рефлексии фан -фикшн — теория «вторичных текстов» М.В. Вербицкой. Возникновение «вторичных текстов», и в частности фан-фикшн, закономерно и определяется собственно природой творчества и «двойственной природой» литературного произведения, в котором возникают «голоса реальности, не желающие укладываться в авторскую концепцию» [7, с. 32].
С.Н. Попова называет стилизацию, перифраз, пародию и вариацию видами текстов фан-фикшн [5]. Эта позиция нам видится не вполне оправданной, хотя бы на уровне генетики жанров: фан-фикшн более молодое явление и, в отличие от традиционных «вторичных» жанров, более узкое как собственно в жанровом, так и в стилевом, и в дискурсивном отношениях. Поэтому осмысление фан-фикшн стоит проводить в сопоставлении с жанром пародии, глубоко изученном понятии, обладающем разработанной традицией.
Диалогические связи «вторичных текстов» определяют не только их отношения с оригинальным (пародируемым) текстом, но и с повседневностью,
в том числе в процессе восприятия «вторичного текста» читателем, т. е. происходит выстраивание специфичного дискурса фан-фикшн. «Прямой (прежний, исходный) смысл рассчитан на читателя-чужака, второй (переносный, новый) — на читателя-друга» [8, с. 59—60]. При этом возникает возможность представления смыслов «вторичного» и оригинального текстов в контексте идеи двойничества, которая характеризует жанровые и стилевые особенности «вторичных текстов».
Разноуровневые связи фан-фикшн с оригинальным (основным) словом наиболее сложны и значимы, когда определяют уровень языка и стиля (идиостиля). Такое пристальное внимание к структуре протослова (С.Н. Попова) объясняется восприятием его в дискурсе фандома в качестве канонического, образцового (неслучайно сами авторы фан-фикшн называют его канон). С.Н. Попова рассматривает взаимоотношения фан-фикшн и протослова через понятия стилизации и специфической пародии. При этом комический подтекст пародирования не направлен на оригинальный текст или его реальность [5].
Другая логически взаимосвязанная и с природой и генезисом фан-фикшн, и с «вторичным текстом» идея — это связь фан-фикшн с массовой культурой и искусством, а также с близкими им понятиями повседневной культуры и культуры потребления. «Вторичный текст» всегда переосмысливает, интерпретирует основной; неслучайно «вторичный текст» соотносим с интенциональным (Ю. М. Лотман, см. [2]): он направлен на трансфор-
мирование основного, оригинального текста, на его преобразование в парадигме ценностей массовой культуры.
Массовое искусство «пересоздает» реальность, опираясь на архетипические (мифологические) модели и яркую литературную традицию (например, сентименталистскую, романтическую, модернистскую).
Ориентация массовой литературы на готовые жанровые, сюжетные, образные, стилевые модели («жанрово-тематические каноны», «формальносодержательные модели» [9, с. 18] порождает как успешное их тиражирование и закрепление в культуре, так и легкость в воспроизведении и узнавании.
Это выражается в преобладании нескольких популярных жанров (новелла, повесть), тематики и сюжетов (архетипических, романтических, авантюрных, мелодраматических, любовно-эротических) и соответствующих типических и архетипических образов. Читатель (и автор фан-фикшн) узнает эти образы и сюжетные схемы, обозначенные моментами сознания персонажа, образами субъектов повествования, художественными деталями.
В этом отношении фан-фикшн также можно вписывать в мифологические и архетипические концепции прочтения текстов современной культуры, в частности, в идею двойничества. «Зеркальность» в отношениях двойников воплощается в «отношениях, подобных пародированию» [1, с. 18]. Это утверждение справедливо не только для отношений героя оригинального текста и героя «вторичного текста», но и для отношений между репрезентациями героя-типа в разных жанрово-стилевых моделях фан-фикшн («жанрах»).
Сопоставимый с текстом мифа, фан-фикшн предстает и как отдельное, самостоятельное произведение, и как совокупность гипертекстов (например, текст и комментарии к нему; тексты, связанные с одним оригинальным и т. д.), и как тексты одного фандома. Неслучайно пик популярности фан-фикшн связан с развитием интернет-коммуникации.
Процесс написания и чтения фан-фикшн («пересоздание» художественной и иной реальности, двойничество и диалогические отношения на всех уровнях текста), а также его преобладающее появление в Интернете указывают на возможность игрового и дискурсивного прочтения.
Игра как структурный и эстетический принцип становится особенно актуальной в постмодернистском сознании, ориентированном на элитарность (закрытое искусство, закрытая коммуникация в группах социальных сетей), «кризис авторитетов» как отказ от историзма и детерминизма (ср. массовый интерес к ремейкам, приквелам, сиквелам и фан-фикшн) и интертекст. Построение сюжета в фан-фикшн часто строится на этих приемах в виде постоянного использования одинаковых сюжетных мотивировок, в возвращении к одному и тому же сюжету, герою, пейрингу.
Пародия — наиболее очевидный «вторичный текст» — часто «комбинируется <...> с метапрозаической игрой» [3, с. 6], т. е. создание игрового текста есть одна из целей пародии. В этом отношении важно представлять произведения и дискурс фан-фикшн в движении от тесной связи с оригинальным текстом (каноном, протословом) к относительной сюжетной и стилевой самостоятельности.
Как поэтика текстов, так и их функционирование в культуре объяснимо в концепции игровой поэтики [3, с. 21—23]. Прочтение текста амбивалентно на разных уровнях: подчеркнута недостоверность повествования, когда описанная реальность не существенна (акцент на взаимоотношениях героев фан-фикшн, которые значимы сами по себе, без отсылки к оригинальному тексту). Структура (комментарии, ветви дискуссий и отдельные высказывания, метки тэгов) и смыслы (выстраивание отдельных текстов как целостности в гипертексте фандома указывает на противоречивые и парадоксальные характеристики персонажей) текстов фан-фикшн могут быть представлены в форме лабиринта.
При этом возможно предположить, что осознание игрового начала в процессе создания и прочтения такого текста отсутствует, это скорее проявление его жанровой природы, органичного игрового стиля, так как подобная художественная, эстетическая стратегия требует и квалифицированного писателя, и квалифицированного читателя, наблюдателя и соучастника авторского замысла.
Другой способ влияния игрового сознания на построение текста — актуализация его незавершенности в виде дискурсивности или в контексте поэтики фрагментарности текста. Понимание динамичности текста и жанровых образований присутствует и в некоторых концепциях современных жанров. Так, Л. Павера видит в литературном жанре не статическое, а дискурсивное явление, это «сущность полиморфная, состоящая из компонентов других жанров, мобильная, незавершенная, незамкнутая структура» [4, с. 40]. Собственно, логично предположить, что феномен фан-фикшн как литературное, литературо-
ведческое и культурное понятие отличается «полиморфностью» жанровостилевых характеристик и, следовательно, требует комплексного подхода к изучению, синтеза научных концепций — некой динамичной методологии.
Выбор теоретической позиции для осмысления произведений фан-фикшн значим не только в практическом отношении, для читательской, литературоведческой, издательской и иной оценки текста, но и с позиции теории литературы — для понимания закономерностей развития литературного процесса ХХ! века. Современная культура и литература все чаще представляют феномены (не только фан-фикшн, но и, например, блог, чат, травелог, графический роман и др.), не вписывающиеся в традиционные, устоявшиеся жанровые и стилевые парадигмы. Собственно, их стоит считать «маргинальными» в отношении указанных категорий. Маргинальность, распространяясь на все сферы дискурса (текстовую, экстралингвистическую, функциональную), характеризует тип автора фан-фикшн как «профессионально действующего дилетанта» (Б.М. Эйхенбаум). Это определяет не только художественные характеристики текста, но и специфичный дискурс создания и чтения фан-фикшн.
И подобная маргинальность влияет и на рефлексию текста, и на интенции изучения жанровой и стилевой системы современной литературы, и собственно на повседневную культуру, на тот мир, в котором мы живем.
Список литературы:
1. Агранович С.З., Саморукова И.В. Двойничество / С.З. Агранович, И.В. Саморукова. — Самара: Самарский ун-т, 2001. — 132 с.
2. Лотман Ю.М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Труды по знаковым системам. 4: Памяти Юрия Николаевича Тынянова / отв. ред. Ю. Лотман. — Тарту, 1969. (Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 326). — С. 206—238.
3. Люксембург А.М. Игровая поэтика: введение в теорию и историю // Игровая поэтика: сборник научных статей. — Ростов н/Д, 2005. — С. 5—28.
4. Павера Л. Текст, жанр и интерпретация. — М.: Университетская книга, 2008. — 136 с.
5. Попова С.Н. Лингвостилистика фанфикшн (на материале англоязычных сайтов, посвященных творчеству Дж. Р. Р. Толкина): дис. ... канд. филол. наук. — М., 2009. — 184 с.
6. Прасолова К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX — начала XXI века: творчество поклонников Дж.К. Ролинг: дис. ... канд. филол. наук. — Калининград, 2009. — 261 с.
7. Рымарь Н.Т. Пародирование и деятельностная природа искусства // Проблемы изучения литературного пародирования: Межвузовский сборник научных статей. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 1996. — С. 32—41.
8. Скобелев В.П. О структурно-семантических первоосновах поэтики литературного пародирования // Проблемы изучения литературного пародирования: Межвузовский сборник научных статей. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 1996. — С. 41—61.
9. Черняк М.А. Феномен массовой литературы ХХ в.: проблемы генезиса и поэтики: дис. ... д-ра филол. наук. — СПб., 2005. — 488 с.
10. Baym N. Interpreting Soap Opera and Creating Community: Inside a Computer-mediated Fan Culture // Journal of Folklore Research. — 1993. — Vol. 30. — No. 2/3. — Р. 143—177.
11. Internet Culture/ ed. by D. Porter. — New York; London.: Routledge, 1997. —
288 p.
12. Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture: 2 edition. — New York; London.: Routledge, 2013. — 424 p.
13. Jenkins H. Fans, Bloggers, and Gamers: Media Consumers in a Digital Age. — NY University Press, 2006. — 279 p.
14. Lamb P., Veith D. Romantic Myth, Transcendence and Star Trek Zines// Erotic Universe: Sexuality and Fantastic Literature/ed. by Donald Palumbo. — Santa Barbara (CA): Greenwood Press, 1986. — [Contributions to the Study of Science Fiction and Fantasy]. — № 18. — Р. 235—255.