и борьбы» в религиозно-антропологическом аспекте // Вестник Московского университета МВД России: 2014. № 10.
5. Кордонский С. Кризисы науки и научная мифология // Отечественные записки. 2002. № 7. URL: http://www.strana-oz.ru/2002/7/krizisy-nauki-i-nauchnaya-mifologiya.
6. Матвеев П.Е. Моральные ценности: дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.05. М.: Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2007. URL: http:// cheloveknauka.com/moralnye-tsennosti.
7. Ряховская Т.В. Феномен веры: онтолого-гносеологический анализ: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.01. Тамбов, 2006. URL: http://cheloveknauka. com/v/22743/d?#?page=1.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990.
9. Шмеман А. прот. Собрание статей: 1947— 1983 / Протоиерей Александр Шмеман; (сост. Дорман Е.Ю.). 2-е изд. М.: Русский путь, 2011.
References
1. Vsemirnyi bank. Doklad o mirovom razvitii 2009. Novyi vzglyad na ekonomicheskuyu geografiyu. Obzor. Vashington, 2008; Kuvaldin V.B. Global'nyi mir: ekonomika, politika, mezhdunarodnye otnosheniya. M., 2009.
2. Goffe N., Ivanov N., Monusova G. Globalizatsiya i bednost' // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2010, № 9.
3. Zaitseva N.V. Lichnost' i dusha v svetskoi psikhologii i khristianskoi antropologii: grani dialoga // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii: 2013. № 9.
4. Zaitseva N.V. Traditsionalistskaya kul'tura i tekhnogennaya tsivilizatsiya: problema «edinstva i bor'by» v religiozno-antropologicheskom aspekte // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii: 2014. № 10.
5. Kordonskii S. Krizisy nauki i nauchnaya mifologiya // Otechestvennye zapiski. 2002. № 7. URL: http://www.strana-oz.ru/2002/7/krizisy-nauki-i-nauchnaya-mifologiya.
6. MatveevP.E. Moral'nye tsennosti: diss. ... d-ra filos. nauk: 09.00.05. M.: Moskovskii gos. un-t im. M.V. Lomonosova, 2007. URL: http://cheloveknauka. com/moralnye-tsennosti.
7. Ryakhovskaya T.V. Fenomen very: ontologo-gnoseologicheskii analiz: diss. ... kand. filos. nauk: 09.00.01. Tambov, 2006. URL: http://cheloveknauka. com/v/22743/d?#?page=1.
8. Frankl V Chelovek v poiskakh smysla. M.: «Progress», 1990.
9. Shmeman A. prot. Sobranie statei: 1947— 1983 / Protoierei Aleksandr Shmeman; (sost. Dorman E.Yu.). 2-e izd. M.: Russkii put', 2011.
УДК 17 ББК 67.3
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ХАВРАК,
доцент, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 09.00.05 — этика
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассматривается фальсификация истории как один из путей создания напряженности в обществе, порождения сумятицы в умах, особенно молодежи. Обосновывается необходимость участия государства в обеспечении целостного подхода к преподаванию истории Отечества и Великой Отечественной войны как ярчайшего события недавнего времени. В этой связи затрагиваются проблемы формирования патриотизма в курсантской среде.
Ключевые слова: фальсификация, фальсификация истории, патриотизм, любовь к Родине, Великая Отечественная война, Победа.
Annotation. The article deals with history rewriting as a means of whipping up public tension and messing up young minds, therefore, it addresses the issue of patriotic education of youth. The author highlights the role of the government in formulating a holistic approach to teaching history of the Motherland and the Great Patriotic War as one of the most dramatic events of the recent
Keywords: rewriting, history rewriting, patriotism, love for the Motherland, Great Patriotic War, Victory.
В большом толковом словаре современного русского языка термин «фальсификация» (от лат. falcificare — подделывать) обозначает подделку чего-либо, то есть сознательное искажение, подмену подлинного, достоверного, настоящего ложным с целью какой-либо выгоды.
Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное, преднамеренное искажение исторических событий, фактов, как правило, с целью достижения политических интересов. Именно преднамеренное и с определенной целью!
Недостоверное изложение того или иного исторического события в большинстве случаев имеет объективные причины. Во-первых, даже участник описываемого события вряд ли может в полной мере всесторонне и во всех подробностях осветить причины, последовательность и последствия произошедшего, его историческую значимость и роль. Во-вторых, даже при личной установке интерпретатора на объективность и достоверность описания любого события, а тем более исторического масштаба, субъективные предпочтения автора, безусловно, найдут свое место в тексте.
Поэтому фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности [2, с. 37].
Это стало доминировать в информационном пространстве после празднования 70-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне, чтобы свести на нет беспримерный подвиг наших воинов и роль Советского Союза в разгроме фашизма, освободившего народы мира от коричневой чумы.
Цель одна — «заполнить» головы плохо информированных людей, особенно молодежи, искаженной информацией.
К чему это приводит, весьма убедительно иллюстрируют события на Украине. Именно об этом говорила заместитель директора Российского института стратегических исследований (РИСИ), доктор исторических наук Т. Гузенкова в рамках круглого стола «Книга как инструмент фальсификации истории». Она подчеркнула, что результатом «радикально пересмотренной» концепции Великой Отечественной войны на Украине стало то, что «украинским школьникам характерно депрессивное восприятие итогов войны, так как непонятно, кто герой, а кто предатель, тогда как российским, белорусским и приднестровским школьникам присущ патриотизм, чувство гордости за славное прошлое страны» [3].
Итогом 20-летней манипуляции фактами и целенаправленных измышлений явилось то, что С. Бан-дера (пособник немецких фашистов) стал героем Украины и молодежь под флагами с его изображением «утверждает» в стране демократический режим.
В унисон Т. Гузенковой высказался старший научный сотрудник Института проблем управления РАН С. Бухарин, который основывается в своих суждениях на специально проведенном исследовании, посвященном приемам фальсификации в истории. Он указал, что «ответственность молодого человека перед Отечеством в первую очередь зависит от исторического обучения, которое в решающей мере определяется состоянием системы государственного образования» [1].
Профессор Академии военных наук Российской Федерации В. Микрюков говорит, что сейчас в этой сфере жизнедеятельности нашего государства
сложилась особенно тревожная ситуация. Проанализировав учебники по истории России, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, он утверждает: «В освещении событий Великой Отечественной войны в учебниках акцент сделан на наши поражения, причем этот материал подается более объемно и эмоционально. Вместе с тем в них отсутствует материал о героических подвигах советских людей на фронте и в тылу; не приводятся обобщенные данные о массовом героизме, искаженно дается ответ об источниках нашей победы, итогах и уроках войны» [4, с. 79].
Именно по этой причине еще в 2013 г. Президент страны В. Путин, обосновывая необходимость создания нового единого учебника истории, отметил, что предыдущие издания были изрядно начинены «идеологическим мусором».
Теоретический спор о едином учебнике не утих и по сей день. Высказываются различные точки зрения, вплоть до того, что делать этого категорически не надо, что нет свободы выбора на альтернативную точку зрения. И почему-то радетели «свободы выбора» не задаются вопросом, а может ли в принципе быть выбор какой-то позиции у школьников в ситуации, когда информация о событии пока отсутствует.
Спустя два года на заседании оргкомитета «Победа» (по подготовке к празднованию 70-летия Победы над фашистской Германией) В. Путин заявил еще резче: «Сегодня мы видим не только, к сожалению, попытки переиначить, исказить события той войны, но и циничную, ничем не прикрытую ложь, наглое очернительство целого поколения людей. Иногда действительно язык не поворачивается пересказать все те бесстыдные выводы, наблюдения, так называемые, не имеющие ничего общего с правдой. Их цель понятна — подточить силу и моральный авторитет современной России, лишить ее статуса страны-победителя со всеми вытекающими из этого последствиями, разделить и рассорить народы, использовать спекуляции в геополитических играх. Порой звучит откровенный бред. Просто удивительно, как люди доходят до этого. И на самом деле это не так безвредно, потому что происходит попытка заложить в голову миллионов людей, прежде всего молодежи, совершенно опасные тенденции и извращенные представления об истории» [6].
Абсолютно верным представляется вывод профессора В. Микрюкова, который утверждал, что традиционная концепция Великой Отечественной войны предстает как «победа со слезами на глазах», как полный трагедии, многочисленных жертв, но все же героический период отечественной истории. Однако очернительные подходы к ее интерпретации, многие героические моменты ставят под сомнение, подвергают зачастую безосновательной или произвольной трактовке. И «если вся история страны состоит из одних мрачных ужасов, то кто будет если уж не любить, то хотя бы уважать свою Родину. При такой ситуации невозможно говорить ни о патриотизме, ни о каких-то национальных идеях» [4, с. 79].
Очень убедительно иллюстрирует сложившуюся ситуацию социологический опрос по проблемам патриотизма, проведенный в конце 2013 г. «Левада-центр». Результаты опроса показали, что за последние 13 лет отношение граждан России к патриотизму изменилось. Если в октябре 2000 г. 77% респондентов говорили, что считают себя патриотами, то к октябрю 2013 г. их число снизилось до 69%. А доля тех, кто себя патриотом не ощущает, увеличилась с 16 до 19%. При этом с начала 2000-х гг. представления о содержании патриотизма у россиян также изменились. Около 60% респондентов стабильно говорят о том, что «быть патриотом» — значит любить свою страну, однако количество респондентов, которые полагают, что патриот должен «действовать во благо страны», снизилось до 21% (в 2000 г. так отвечали 35% опрошенных). Эксперты отмечают, что граждане просто не видят целей «патриотической активности».
«Сейчас и сами цели не заявлены, и гражданское участие не столь востребовано», — говорит А. Гражданкин, заместитель директора «Левада-центр». «В 90-е гг. власть обращалась к населению страны с призывами активней включаться в общественную жизнь, экономическую жизнь, а сейчас патриотизм остается инструментом для привлечения избирателей к избранию того или иного кандидата».
А старший научный сотрудник института социологии РАН Л. Бызов отмечает, что, декларируя патриотизм, «ни население, ни элиты не хотят ничего делать для того, чтобы проявить себя патриотами на
деле». По его данным, большая часть граждан «не готова жертвовать чем-либо ради интересов страны», то есть патриотизм остается формой «довольно бессмысленной парадной идентичности», стремящейся скрепить общество [5]. Таким образом, учитывая результаты исследования, можно предположить, что в современной России фактически формируется новая культура с присущими ей ценностями, вступающими в противоречие с исконной ментальностью нашего народа, и активизируется процесс вовлечения в нее молодежи. Эта категория населения страны обладает новым взглядом и отношением к общественным ценностям. И основная трудность формирования патриотизма у молодежи заключается в том, что основные его черты не являются доминантами в данной общественной группе.
Вместе с этим доля россиян, которые гордятся тем, что живут в России, достигла максимального значения 86%. Страной в целом гордятся 69% респондентов. Две трети опрошенных (64%) согласны с утверждением, что Россия лучше большинства других стран. За прошедшие 18 лет число россиян, испытывающих стыд за то, что происходит в стране, снизилось с 81% в 1996 г. до 20% в 2014 г. 69% опрошенных отметили, что чувствуют себя в российском обществе свободными людьми. Треть респондентов (30%) считают, что за последние полгода за рубежом Россию и ее жителей стали больше бояться, 24% — ненавидеть 11% — понимать, 10% — уважать [7].
Несмотря на положительную в целом динамику, любовь к Родине, чувство патриотизма необходимо формировать, и делать это нужно очень продуманно, взвешенно, последовательно, целенаправленно и систематически. Процесс формирования патриотизма должен быть управляемым.
Проблема формирования патриотизма состоит в том, что развивать патриотические чувства необходимо не только на уровне всего общества, но и на индивидуальном, личностном уровне через любовь к своей семье, своему городу, учебному заведению, будущей профессии. К сожалению, именно личностный уровень наименее выражен в деятельности государственных органов по делам молодежи. Поэтому, на наш взгляд, всю ответственность за проведение этой работы должны взять на себя первичные организации трудовых коллективов и их советы ве-
теранов. Например, в нашем учебном заведении наряду с официальными структурами в этом процессе активно участвует и ветеранская организация, которая в ежегодном плане работы значительное место уделяет встречам и беседам с курсантами.
Выступая перед курсантами и слушателями, ветераны ОВД и практические работники акцентируют внимание, во-первых, на необходимости приобретения глубоких профессиональных знаний, с любовью относиться к избранной профессии, формировать у себя ответственность за порученное дело, развивать инициативу и исполнительность. Мы подчеркиваем, что только при этих условиях можно стать настоящим профессионалом, добиться признания коллег, уважения граждан, заслужить высокое право называть себя офицером полиции, стражем правопорядка. Во-вторых, выступающие убеждают курсантов, что успешное выполнение служебных обязанностей невозможно без наличия таких важных нравственно-этических качеств, как безупречная честность и порядочность, личная дисциплинированность, храбрость, мужество, стойкость, товарищеская взаимопомощь, строгое соблюдение законности, вежливое и внимательное отношение к гражданам и коллегам по службе, беззаветная любовь к Родине. Только безусловное исполнение нравственных требований будет залогом авторитета и результативности в служебной деятельности.
Свои первые шаги в нашем учебном заведении первокурсники начинают с музея. Его многоплановая экспозиция позволяет использовать все каналы воздействия, направленные на формирования патриотических, нравственных и эстетических качеств личности. Значительное место в экспозиции музея отведено роли и вкладу милиции в дело победы в Великой Отечественной войне.
Проводимая патриотическая работа способствовала тому, что в парке Победы Филиала в 2011 г. в честь 70-летия начала разгрома фашистских захватчиков под Москвой осуществлено перезахоронение останков неизвестного солдата, павшего в боях на территории Рузского района в годы Великой Отечественной войны и поднятого поисковым отрядом «Надежда». В результате кропотливой работы постоянного и переменного состава в подразделениях, коллективах Рузского муниципального района, с предпринимателями района и области удалось со-
брать денежные средства и рядом с могилой установить 2-метровую бронзовую скульптуру «Солдату — Победителю», автором которой является заслуженный художник России С. Мильченко.
Спустя год в честь 71-й годовщины начала победоносного контрнаступления под Москвой в торжественной обстановке у подножия памятника было осуществлено зажжение Вечного огня. Сегодня курсанты, каждый день проходя строем мимо памятника, отдают воинскую почесть.
В 2013 г. с участием курсантов и слушателей сооружен памятник воинам — жителям Рузского района, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах. На его открытие были приглашены родители и родные погибших, которые в своих выступлениях высказывали слова благодарности, не сдерживая слез.
Реставрирован мемориал «Солдатам правопорядка», погибшим при исполнении служебного долга и посмертно награжденным Родиной. На нем увековечены имена и описан подвиг сотрудников из тех регионов, из которых у нас обучаются курсанты.
В обязательном порядке каждое значимое мероприятие, проводимое в Филиале, начинается с торжественного возложения гирлянд Славы, венков и корзин с цветами к памятникам и мемориалу.
В последнее время стали традиционными ежемесячные встречи переменного и постоянного состава с интересными людьми. Так, были организованы встречи с Героем СССР, генерал-майором милиции, председателем Совета ветеранов Подмосковья А. Балясниковым, а также Героями России, летчиками-космонавтами Ю. Усачевым, М. Тюриным, М. Корниенко, командиром отряда космонавтов Ю. Лончаковым и Героем СССР и России, начальником научно-исследовательского центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, летчиком-космонавтом С. Крикалевым.
Значимое место в жизни и патриотическом воспитании личного состава Филиала занимает ритуал. Именно совокупность установленных, относительно устойчивых действий, выражающих в эмоционально-окрашенной, конкретно-чувственной форме отношение к важному событию в жизни страны, коллектива, формируют чувство гордости и самоуважения. А яркая форма ритуала способствует
развитию общественно значимых мотивов и идей, которые вкладываются в конкретный жизненный факт. Торжественности отмечаемым событиям придает свой духовой оркестр.
Участники испытывают подъем духовных сил, становятся возвышеннее, чище, зрелее. Поэтому со всей уверенностью можно сказать, что проводимые мероприятия, безусловно, способствуют формированию высоконравственной личности с патриотическим настроем и готовностью честно и добросовестно служить на благо народу по обеспечению правопорядка.
Литература
1. Бухарин С. Как и почему лгут историки [Электронный источник]. Режим доступа: http:// www.sorokinfond.ru.
2. Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты.
3. Книга как инструмент фальсификации истории [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.riss.ru.
4. Микрюков В.Ю. О фальсификации истории Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 2010. № 12.
5. рцпв.рф^узШрЬшуа-Бт^раШо^т... levada-tsentr.
6. www.images.yandex.ru.
7. www.levada.ru>Патриотизм.
References
1. Bukharin S. Kak i pochemu lgut istoriki [Elektronnyi istochnik]. Rezhim dostupa: http://www. sorokinfond.ru.
2. Vyazemskii E.E. Problema fal'sifikatsii istorii Rossii i obshchee istoricheskoe obrazovanie: teoreticheskie i prakticheskie aspekty.
3. Kniga kak instrument fal'sifikatsii istorii [Elektronnyi istochnik]. Rezhim dostupa: http://www. riss.ru.
4. Mikryukov V.Yu. O fal'sifikatsii istorii Velikoi Otechestvennoi voiny // Voprosy istorii. 2010. № 12.
5. рцпв.рф>vystupleniya-smi/patriotizm... levada-tsentr.
6. www.images.yandex.ru.
7. www.levada.ru>Patriotizm.