Научная статья на тему 'Факультет семейной медицины как вариант базовой додипломной подготовки будущих врачей общей практики'

Факультет семейной медицины как вариант базовой додипломной подготовки будущих врачей общей практики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультет семейной медицины как вариант базовой додипломной подготовки будущих врачей общей практики»

Тезисы

• приведен примерный перечень обучающих действий для ВОП/СВ по накопительным кредитам в непрерывном профессиональном развитии;

• 70% освоения учебного плана должно проводиться в ам-булаторно-поликлинических учреждениях, и только 30% — в круглосуточном стационаре;

• введена дистанционная форма обучения.

К Стандарту разработано методическое пособие по его реализации, в котором содержание профессиональной образовательной программы Стандарта более подробно раскрывается в учебных модулях, построенных на основе компетенции. В соответствии со структурой компетенции содержание каждого учебного модуля разделено на три категории — знание, навыки и отношение. Конечная цель освоения модульной программы обучения состоит в том, чтобы обеспечить ВОП/СВ возможностью приобрести профессиональную компетенцию.

Таким образом, Стандарт 2005 г. издания и методическое его сопровождение включили в себя новые подходы к специальности и подготовке ВОП/СВ.

ФАКУЛЬТЕТ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ КАК ВАРИАНТ БАЗОВОЙ ДОДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

А.В.Шабров, М.С.Доценко

ГОУ ВПО Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И.И.Мечникова

FACULTY OF FAMILY MEDICINE AS A CHOICE OF BASIC UNDERGRADUATE TRAINING OF FUTURE GENERAL PRACTITIONERS

A.V.Shabrov, M.S.Dotsenko

St-Petersburg State Medical Academy named

I.I.Mechnikov

Для реального претворения в жизнь провозглашенной руководством страны линии на укрепление первичной медицинской помощи необходимо решение кадровой проблемы. Основными путями подготовки врачей общей практики в настоящее время являются прохождение циклов первичной специализации (интернатура и клиническая ординатура) и циклов переподготовки стажированных врачей.

Подготовка семейного врача означает, прежде всего, значительную перестройку психологии будущего специалиста семейной медицины, его ориентацию на профилактическую медицину, взгляд на проблемы здоровья пациента в контексте влияния внутрисемейных и социальных проблем. Нередко врачи, имеющие большой стаж работы, сложившиеся стереотипы и определенный стиль деятельности, с большим трудом адаптируются к новым требованиям работы в качестве семейного врача. Это в значительной степени делает более предпочтительной подготовку семейного врача еще с додипломного уровня.

Другим аргументом предпочтительности этого процесса является очевидный факт, что без притока «свежей струи» молодых кадров в первичное звено здравоохранения оно обречено на инволюцию. Есть разные пути создания этого потока выпускников вузов. Один — это императивный путь, обязывающий отработать определенное время в первичной помощи и временно закрыть кадровую «брешь» первичного звена до ухода в узкую

специализацию. При относительной легкости волевого решения проблемы, несмотря на элементы нарушения конституциональных прав выпускников, очевидны недостатки этого пути. По-прежнему, останется невысоким престиж профессии врача первого контакта, когда выпускники будут рассматривать этот этап в качестве временной «обязаловки». Кроме того, сам временный характер работы в первичном звене будет противоречить основополагающим принципам семейной медицины — долгосрочности и непрерывности наблюдения врачом. Трудно ожидать взаимного доверия пациента и врача при временном характере работы последнего и повторной смене врачей.

В связи с этим представляется практически важным путь создания факультета семейной медицины как варианта базовой додипломной подготовки будущих семейных врачей. Положительные стороны этого пути:

1) формирование у будущих врачей общей практики идеологии семейной медицины с додипломного уровня обучения;

2) усиление привлекательности профессии врача первого контакта за счет внедрения принципов семейной медицины и формирования ее как отдельной специальности;

3) максимальное приближение процесса обучения врача общей практики к реальным условиям будущей практической деятельности (увеличение процента времени обучения в центрах семейной медицины);

4) формирование программы обучения, признанной на общеевропейском пространстве, подход к соблюдению подписанных Россией принципов Болонских соглашений.

При определении рациональной программы подготовки на додипломном уровне необходимо найти золотую середину между сложившейся системой подготовки в медицинских вузах, отработанной в течение десятков лет и дающей право на получение диплома по специальности «Лечебное дело», и программой, способствующей формированию идеологии семейной медицины уже на додипломном уровне обучения. Почему уже не удовлетворяет старая программа базового обучения. Традиционно российская школа подготовки врачей ориентирована на изучение этиологии, патогенеза, клиники и лечения широкого круга заболеваний. Болезнь стала центральным объектом учебного процесса на додипломном уровне. Профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни, салютогенезису уделяется недостаточное количество времени. Основной клинической базой для учебного процесса остаются стационары, где концентрируются «тематические» больные. Недостаточное количество времени уделяется изучению особенностей ведения пациентов в амбулаторных условиях. Выпускники вузов не готовы к решению проблем пациента, возникающих в результате взаимодействия медицинских, социальных факторов, факторов внутрисемейных отношений. В результате — выпускники оказываются не готовыми к работе в первичной медицинской помощи.

Ведущие российские специалисты семейной медицины отмечают недостатки додипломного медицинского образования в России: неадекватная профессиональная ориентация в вузе; чрезмерная соматизация при изучении клинических дисциплин; низкая «выживаемость» знаний по базовым дисциплинам; плохие навыки коммуникации; слабость логики; неумение использовать имеющуюся информацию в экстремальных условиях. Все это требует пересмотра не только программ подготовки будущих врачей первого контакта, но и клинических баз

обучения студентов. Необходимы реальные, жизненные условия учебной практики — студент должен находиться в обстановке, соответствующей условиям той практики, в которой он намерен работать в будущем. Важнейшим фактором является наличие компетентных преподавателей, которые любят свое дело. Эта деятельность должна оцениваться как профессионально, так и материально не меньше, чем медицинская практика. Необходимо на самом раннем этапе познакомить студента с концепцией непрерывного самосовершенствования.

Форум экспертов ВОЗ и WONCA дал ряд рекомендаций по подготовке и обучению врачей общей практики. Подчеркивается положение о том, что базовое медицинское образование должно обеспечить «фундамент для последующего специального обучения», а предмет семейной медицины должен преподаваться в каждой медицинской школе и обеспечивать баланс общей/специализированной подготовки.

В программах додипломного медицинского образования все больший акцент должен делаться на самостоятельное проблемно-ориентированное обучение студентов, которое на самом раннем этапе формирования врача вырабатывает у него потребность учиться всю жизнь. Освоение базисных дисциплин является необходимым, но недостаточным условием для выработки умения принимать клинические решения. Когда знания, умения и взгляды приобретаются и формируются на основе реальных проблем уже на первой стадии медицинского образования — на этапе додипломной подготовки — будущий врач получает все необходимое, чтобы в дальнейшем ощущать потребность учиться всю жизнь.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Н.А.Гурина, О.Ю.Кузнецова

ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

USING OF CREDITS SYSTEM IN TRAINING FOR GENERAL PRACTITIONERS

N.A.Gurina, O.Yu.Kuznetsova

St-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies

Последипломное образование в Российской Федерации предусматривает подтверждение сертификата специалиста каждые пять лет. Программа ресертификационного цикла рассчитана на 144 часа очной переподготовки. Кафедра семейной медицины СПбМАПО имеет более чем семилетний опыт работы по проведению данных циклов для врачей общей практики не только Санкт-Петербурга, но и всего Северо-Запада. При подведении итогов каждого цикла врачи общей практики обращали внимание на то, что условия их работы препятствуют отрыву на столь длительный срок от ведения пациентов, что особенно актуально для специалистов, приезжающих из других городов.

Необходимо отметить, что даже в тех странах, в которых ресертификация является обязательным процессом, очные циклы обучения не выходят за пределы 1-1,5 недель. Кроме того, врачи повышают свою квалификацию, участвуя в различных семинарах и конференциях, что разбивает процесс совершенствования знаний на несколько этапов, и занимает практичес-

ки весь пятилетний период. Таким образом, врачи, во-первых, не покидают свое рабочее место на длительный срок, а, во-вторых, находятся в процессе постоянного освежения своих навыков и получения новой информации. В связи с этим в странах Западной Европы была разработана накопительная система кредитов, которая позволяет в течение 5 лет набрать определенное количество часов для подтверждения сертификата врача общей практики. С учетом опыта зарубежных коллег в СПбМАПО было принято решение об апробации подобного способа организации сертификационного цикла по специальности общая врачебная практика. Этому способствовало и то, что в Санкт-Петербурге с 1999 г. работает региональная Санкт-Петербургская Ассоциация специалистов семейной медицины. Очень важно было сделать встречи врачей общей практики интересными и насыщенными. Таким образом родилась идея совместить собрания членов ассоциации с проведением тематических занятий по общей врачебной практике в рамках сертификационного цикла.

На кафедре семейной медицины была разработана программа, утвержден тематический план цикла общего усовершенствования «Общая врачебная практика. Подготовка и прием экзамена на сертификат специалиста (для врачей общей практики /семейных врачей/)» на Совете факультета общественного здравоохранения СПбМАПО. Программа цикла позволяла врачам в течение двух лет пройти обучение в 4 этапа. В сумме он составил 144 ч., что по времени и тематическому насыщению соответствует ресертификационному циклу. Каждой лекции и занятию было присвоено определенное количество кредитов. На цикл зачисляли врачей общей практики, у которых до окончания сертификата оставалось 1,5-2 года.

Каждый этап по продолжительности составил 36 учебных часов. Первый и третий этапы цикла состояли из чтения лекций на заседании Ассоциации каждую среду месяца в течение полугода. Второй этап включал совершенствование практических навыков врачей общей практики, его проводили очно на кафедре семейной медицины. Завершающий, 4-й этап, также был проведен с отрывом от производства, после чего все врачи, нуждавшиеся в подтверждении сертификата, его получили. Всем остальным слушателям, у кого сертификат заканчивается более чем через полгода, полученные кредиты будут учтены на ближайших ресертификационных циклах, куда они будут зачислены, но прослушают только недостающие лекции, что позволит сократить очную часть цикла до одной недели.

По окончании цикла было проведено анкетирование по оценке качества преподавания и курса в целом, а также заключительное тестирование. Качество преподавания было оценено очень высоко, и не было отмечено его снижения в течение всего цикла. Слушатели отметили удобство и функциональность такого прерывистого продолжительного цикла, что позволило безболезненно сочетать обучение с повседневной работой. Вызывает некоторую тревогу, что уровень знаний при заключительном тестировании оказался ниже ожидаемого, несмотря на то, что врачи имеют опыт работы более 5 лет. Один врач получил отлично, остальные — хорошо. Эти данные позволяют предположить, что данная система накопительных кредитов возможна при реализации сертификационного цикла, однако для большего вовлечения врачей в процесс самоподготовки необходимо проводить тестирование после каждого ее этапа, что позволит участникам своевременно выяв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.