Научная статья на тему 'Факультет национальной культуры в системе национальной культуры Мордовии'

Факультет национальной культуры в системе национальной культуры Мордовии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
205
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультет национальной культуры в системе национальной культуры Мордовии»

1997. №3

В. С. БРЫЖИНСКИЙ, руководитель секции РУО, декан факультета национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарева, доцент

ФАКУЛЬТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДОВИИ

Факультет национальной культуры — самый молодой в Мордовском университете. Только что он отметил свое шестилетие. Его созданию предшествовал своеобразный период творческой аккумуляции кадров искусства и культуры Мордовии. Открытие в начале 30-х годов музыкально-драматического, а в 40-е годы — культурно-просветительного училища способствовало наполнению профессиональных и самодеятельных учреждений культуры — театров, ансамблей, домов культуры, клубов, библиотек — специалистами среднего звена. Наиболее талантливые выпускники названных учебных заведений культуры продолжили учебу в консерваториях Саратова, Горького, Казани, Свердловска, в театральных институтах и вузах культуры Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Воронежа.

Так постепенно республика стала пополняться высокообразованными и одаренными специалистами. Подготовка их шла до последнего времени по программам, построенным преимущественно на классике. Собственно национальному искусству, национальным культурным традициям в них, к сожалению, места почти не было.

Шли годы. Народные традиции по разным причинам постепенно стали угасать, подхватить же их, по сути дела, было некому. Попытки создания в Мордовии национального театра — признака „совершеннолетия нациии (А. Н. Островский) сводились лишь к постановке отдельных спектаклей как в драме, так и

в опере. Главная же беда заключалась в том, что с естественным уходом из жизни носителей многовековой народной культуры на грани исчезновения оказались наиболее развитые виды искусства мордовского этноса: его песня, танец, прикладные формы творчества — вышивка, резьба по дереву, керамика. То же самое, по сути, постигло и национальную книгу. Не баловали библиотеки своим вниманием произведения эрзянских и мокшанских писателей. Продвижению их к читателю мешало утвердившееся мнение о „второсортностии национальной литературы вообще. Из-за пренебрежения к собственной культуре со стороны „европейски образованных4' идеологов местного значения на грань вымирания была поставлена мордовская хореография.

То, какими темпами идут сейчас ассимилятивные процессы среди мордвы, есть одновременно и вина, и беда самой национальной интеллигенции, не нашедшей в общемировых культурных ценностях места для своей истории и богатой духовной культуры. Произошло то, что должно было произойти. Только небольшая часть подготовленных российскими вузами специалистов нашла себя в национальном искусстве, многие же из них так и не смогли „самовыразиться44, как это было в 20 — 30-е годы, когда в мордовском искусстве работали основатель мордовской профессиональной музыки композитор Л. П. Кирюков и замечательный певец И. М. Яушев, или в 50 — 70-е годы, когда в национальной

© В. С. Брыжинский, 1997

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

певческой культуре блистали Р. М. Беспалова и Д. И. Еремеев.

Не увенчались успехом несколько попыток создания национального драматического театра, хотя столичные и ленинградские театральные вузы в 50 — 70-е годы дали для республики три национальные студии. О национальном театре вновь начали говорить только в 1989 году, когда в Саранск прибыла группа выпускников мордовской театральной студии училища им. М. С. Щепкина. Но и на этот раз стабильного коллектива создать не удалось, так как без национальной режиссуры подлинный театр состояться не может.

Проблема подготовки национальных кадров культуры может быть решена только при активном участии самого таланта в создании ценностей, связанных с общенациональными традициями, когда художник близко к сердцу принимает глубинные процессы, происходящие в жизни своих соплеменников. „Музыки вне национальности не существует, — писал Н. А. Римский-Корсаков, — ив сущности всякая музыка, которую принято считать за общечеловеческую, все-таки национальная".

К сожалению, не совсем так было в советских, а теперь и в российских вузах искусства и культуры. В учебных программах большинства из них отсутствуют дисциплины, посвященные культурным традициям народов страны. Так из общечеловеческого искусства вычленяются довольно значительные пласты, без которых это общечеловеческое становится беднее, усеченнее. В результате „национальный кадр“, направляемый в общероссийские вузы, редко возвращается оттуда национальным.

Наметившаяся в последние годы тенденция создания при университетах факультетов по подготовке кадров культуры высшего звена может в какой-то мере реализовать проблему подготовки качественно нового специалиста для национальных культур, ведь кто-то же должен взять на себя дело сохранения для мировой цивилизации той или иной культуры, а в целом и самого носителя этой культуры — народа, не дать ему раствориться в других этносах, как это уже происходило в истории.

Естественно, на пустом месте ничего не возникает. Не на пустом месте поя-

вился и факультет национальной культуры Мордовского госуниверситета. Его рождение связано с имевшимся к моменту создания потенциалом ученых и педагогов по музыке, хореографии, теории искусства и культурологии. Значительное место среди них занимали опытные практики библиотечного дела, литературоведы и языковеды. Иными словами, внутренняя подготовка к открытию такого необычного для университета факультета началась раньше утверждения официального документа.

Никто не мог предположить, что время для закладки фундамента такого непривычного учебного подразделения окажется для университета не столь радостным. Хотя, надо признать, особо радостных времен для культуры в России никогда и не было. Культуру всегда подкармливали остатками. И все-таки, несмотря ни на что, она жила и живет, как вот уже седьмой год живет и новый факультет Мордовского госуниверситета.

Факультет национальной культуры — это своеобразное объединение четырех различных специальностей, сосуществующих друг ' с другом как соседи. Правильнее будет сказать, что это четыре факультета одного института, семья, в которой живут дети от разных „отцов“ и „матерей4*: библиотекари и библиографы, дирижеры, хореографы, актеры. Кроме основной своей профессии все они „обеспечиваются" второй квалификацией — „преподаватель культурологических дисциплин", для получения которой необходимо пройти дополнительную педагогическую практику в школах и средних учебных заведениях культуры. Научно-педагогическую работу на факультете осуществляют четыре кафедры — библиотековедения и библиографии, народной музыки, национальной хореографии, культурологии, а также курс актерского мастерства.

Госстандарты, которыми кафедры и деканат руководствовались при составлении учебных планов, были дополнены десятком дисциплин национально-регионального компонента. И хотя в самом термине „национально-региональный компонент" есть что-то необязательное и второстепенное, для факультета национальной культуры он встал в один ряд с профессиональными дисциплинами.

Как ни странно, но средние учебные заведения культуры Мордовии, а уж тем более детские школы искусств работают в полной отстраненности от названного „компонента", хотя изучение традиций многоголосного пения мордвы, уникального в мировой музыкальной практике, здесь было бы не лишним. Нет заинтересованности и в изучении национальной хореографии, хотя, как оказалось, она не менее красочна, чем танцы многих других народов. Преподавание данных дисциплин на ФНК имеет тесную связь с мордовским народным музыкально-хо-реографическим театром, которому на факультете отведено особое место, так как народный театр — это и обрядовопраздничная культура мордвы, и отражение ее философских, этических и эстетических взглядов. Поэтому в учебные программы всех четырех отделений помимо стандартного набора университетских дисциплин введены разнохарактерные предметы, дающие комплекс знаний, необходимых выпускнику для вхождения в профессию.

Данный принцип планирования учебного процесса особенно необходим при подготовке национального актера, специфика воспитания которого всецело связана с изучением литературного языка мордвы, освоением орфоэпических норм, музыкальности народной речи, потому что служение театру предусматривает и исполнение работниками сцены педагогической задачи — быть школой культуры общения между людьми. Вместе с тем будущий актер должен впитать в себя мудрость и нормы поведения, выработанные соплеменниками в течение многих веков. Одним словом, молодой актер должен привнести на сцену все ценное, что разрушено неразумным вторжением показной „цивилизации". Все это очень важно при постановке фольклорных и исторических национальных спектаклей. Изучая устно-поэтическое творчество мордвы, эпос „Масторава", произведения В. К. Радаева, Я. Я. Кул-дуркаева, Д. Т. Надькина и других авторов, студент не только приобщается к национальной литературе, но через нее осваивает многие стороны жизнедеятельности своего народа.

Само собой разумеется, что будущие актеры учатся не только на произведе-

ниях национальных авторов. На эрзянском и мокшанском языках ставятся сцены, читаются монологи из произведений А. С. Пушкина, А. Н. Островского, И. С. Тургенева.

Факультет является инициатором и активным участником многих важных мероприятий, проводимых в республике. Сейчас он приступает к подготовке к большому всероссийскому празднику — 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Берутся в работу два драматических произведения поэта — „Каменный гость" и „Русалка" (параллельно на двух мордовских языках), будет показан му-зыкально-хореографический спектакль „Болдинские вечера".

Все отделения факультета имеют богатый набор дисциплин и спецкурсов культурологического и педагогико-психо-логического циклов. Педагогическая практика, проводимая в средних специальных учебных заведениях — музыкальном, художественном училищах и училище культуры, а также в школах с эстетическим уклоном, является важным звеном в овладении будущим специалистом второй квалификацией. Одновременно практика служит своеобразной проверкой интеграционных связей факультета с объектами интеграции. Значительно активизировалась такая связь после создания в составе Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева научно-методической секции национального образования, объединившей в своем составе ведущих ученых, руководителей и методистов учреждений образования и культуры республики. Выступая координатором в решении задач интеграции образования и культуры, секция занимается также разработкой учебных программ и курсов, изданием учеб-но-методических пособий, вопросами качественного улучшения учебно-воспита-тельной работы со студентами факультета и учащимися средних учебных заведений.

Примером интеграционной связи со школами и училищами служит преддипломная практика по дирижированию и хореографии. Работа студентов заметно повлияла на художественный уровень репертуара школьных самодеятельных коллективов. Свидетельство тому — республиканские школьные фестивали, прово-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

димые Министерством образования РМ. Выступления на факультетской сцене школьных фольклорных коллективов, руководимых ' студентами-дипломниками, являются одновременно и отчетом по сценической практике, и проверкой полученных методических знаний.

Тесное сотрудничество между отделением хореографии и училищем культуры способствует созданию оригинальных танцевальных номеров. Основы мастерства учащихся закладываются на уроках педагогов факультета по национальному танцу. На открытых уроках, зачетах и экзаменах, как правило, присутствуют не только педагоги, но и студенты училища культуры, а также хореографической колы. Педагоги кафедры национальной хореографии являются членами ГАК училища культуры. Во время экзаменов идет отбор будущих абитуриентов для обучения в специальной группе и по особой программе. Интеграционный процесс включает в себя и комплекс различных мероприятий, способствующих совершенствованию учебного процесса: корректировку учебных планов училища в соответствии с программой факультета, устройство совместных концертных выступлений и т.

Работа педагогов на факультете немыслима без коллективного творческого поиска. Благодаря этому наметился научно-изыскательский интерес студентов в области специальных и теоретических дисциплин, в частности на отделении библиотековедения. Студенты успешно участвуют во всероссийских конкурсах студенческих работ по гуманитарным дисциплинам. По теории изобразительного искусства и истории музыки на конкурс представляются работы студентов отделений дирижирования и хореографического искусства.

На факультете начинают формироваться свои научные национальные школы. Одна из них связана с многоголосным народным пением (руководитель — доктор искусствоведения Н. И. Бояркин), вторая — с мордовской хореографией (доцент А. Г. Бурнаев). Возглавляемые ими кафедры народной музыки и национальной хореографии приобретают значение методических центров. По данным направлениям подготовлен ряд научных трудов, учебных пособий, способствующих совершенствованию педагогической

работы в вузе и средних специальных учебных заведениях. С их помощью сотрудники кафедры оказывают немалую практическую помощь деятелям профессионального искусства. Можно отметить такие публикации, как „Хоровое соль-феджирование" (часть 1) и „Мордовская инструментальная музыка” Н. И. Бояркина, „Мордовская музыка в начальной школе“ Т. И. Одиноковой, „Элементы традиционной мордовской хореографии41, «Этюдный метод работы в курсе „Искусство балетмейстера"» А. Г. Бурнаева. Теоретические работы педагогов имеют прямой выход на практику.

Выступления хоровых и хореографических коллективов факультета привлекают внимание не только зрителей, но и творческих работников мордовской культуры. Концерты на городских сценических площадках, в республиканских музеях, библиотеках, показ программ по телевидению, выступления по радио демонстрируют бережное отношение педагогов и студентов к традиционной народной культуре. В то же время в их выступлениях обнаруживается качественно новый подход молодых, исполнителей к интерпретации старого материала.

Концерты факультетских коллективов привлекают внимание самодеятельных и профессиональных коллективов своим репертуаром, богатством музыкальных номеров и оригинальностью хореографического языка танцев. Особо показателен в этом плане новый взгляд на мордовскую хореографию, начало которому положено педагогами С. А. Киселевым и А. Г. Бурнаевым. Это как раз тот случай, когда утерянные танцевальные традиции с помощью скрупулезной исследовательской работы приобретают качественно новое воплощение. Есть надежда, что большую помощь в становлении и профессионализации национальной хореографии окажут труды по мордовскому

танцу, создаваемые на кафедре в настоящее время.

Есть еще одно интересное поле деятельности кафедры национальной хореографии — исследование природы народной игры. Книга автора данной статьи „Мордовские народные игры и хороводы", выходящая в 1997 г. и предназначенная для школ и учебных заведений культуры, содержит богатый материал для разработки танцевальных сюжетов,

1997. №3

основанных на обрядах, поверьях и праздничных действах.

Художественные коллективы факультета успешно выступают на различных российских фестивалях. Дважды они занимали призовые места на общероссийском фестивале „Студенческая весна" (Самара), были участниками фестиваля финно-угорской молодежи в Йошкар-Оле (1993) и Санкт-Петербурге (1994). Ансамбль духовной музыки „Пазморо" успешно выступил в Финляндии (1996), где программа коллектива была растиражирована Финским радио на аудиокассетах. В 1996 году совместно с исполкомом движения возрождения мордовского народа факультет провел в Саранске фестиваль финно-угорской молодежи „Каргонь кии („Журавлиная дорога"), в рамках которого состоялась научно-практическая конференция на тему „Традиционное и новое в культуре финно-угров"

В 1996 году в состав факультета национальной культуры вошла общеуниверситетская кафедра культурологии с аспирантурой и диссертационным советом по защите кандидатских диссертаций по двум специальностям: “Теория культуры” и „Прикладная культурология” (руководитель — академик Н. И. Воронина). Менее чем за год существования совета здесь защищены уже четыре кандидатские диссертации. Кафедра имеет большой потенциал молодых ученых, работающих в разных направлениях теории культуры, обеспечивая на всех факультетах университета преподавание дисциплин культурологического цикла.

В 1997 году при кафедре народной музыки открывается аспирантура по специальности „Музыкальное искусство" (руководитель Н. И. Бояркин). Здесь же в дальнейшем планируется открытие регионального диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по искусствоведению. Кафедра имеет активные связи с российскими и зарубежными музыкальными центрами: Институтом мировой музыки (Финляндия); отделением этномузыкологии университета г. Тампере; Институтом музыкознания (Венгрия); Институтом языка, литературы (Эстония); Таллинской и Казанской консерваториями, П етрозаводской

музыкальной академией финно-угорских и самодийских народов; Российским институтом истории искусств (Санкт-Петербург) ; Московским государственным университетом культуры и Самарской государственной академией искусства и культуры.

В программе развития факультета имеется целый ряд начинаний, направленных на расширение его научного, творческого и технического потенциала. Планируются создание кафедры истории и теории мордовской культуры с внедрением соответствующих дисциплин в рамках национально-регионального компо-нента на всех факультетах университета; дальнейшее развитие библиотечного образования, расширение функций кафедры библиотековедения и библиографии (заведующий кафедрой И. А. Шабалова); организация лаборатории новых инфор-мационно-библиотечных технологий с соответствующим оснащением ее компьютерной техникой и специальными программами.

Как любое научно-педагогическое подразделение, а в нашем случае еще и художественно-творческая организация университета, факультет должен идти впереди, его деятельность в области национальной культуры из года в год должна расширяться. Перспективным может быть отделение прикладного искусства, готовящее мастеров по керамике и ювелирным изделиям, резьбе по дереву, лепке; открытие соответствующей кафедры традиционных промыслов. Программой экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996 — 2000 годы запланировано строительство пристроя к Дому культуры университета, предназначенного для размещения факультета национальной культуры; предусмотрено открытие учебных аудиторий, производственных цехов, балетных и хоровых классов, фольклорного театра, киосков для реализации изделий опытного учебного производства. Решение всех этих задач поможет повысить роль нашего факультета в развитии духовности Мордовии, в совершенствовании ее национальной культуры. Разумеется, все это потребует действенной помощи и активной финансовой поддержки Правительства Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.