Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОЙ КВАЗИДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ'

ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОЙ КВАЗИДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ воздействия речи / прагматический подход / речевая деятельность / детская речь / авторство / "сценария" / чужая речь / квазидиалог. / analysis of the impact of speech / pragmatic approach / speech activity / children's speech / authorship / "scripts" / someone else's speech / quasi-dialogue.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мусаева Нафиса Кудратовна

В этой статье мы поговорим о факторах появления квазидилогов в детской речи, их связи с социальной жизнью. В такой разговорной ситуации ребенок произносит не свою настоящую речь, а чужую речь и проявляет определенную актерскую характеристику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF THE OCCURRENCE OF CHILDREN'S QUASIDIALOGICAL SPEECH

In this article, we will talk about the factors of the emergence of quasi-teachers in children's speech, their connection with social life. In such a conversational situation, the child does not say his real speech, but someone else's speech and shows a certain acting characteristic.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОЙ КВАЗИДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

«етуушиим-лшшау» 2021 / philological sciences

17

(Environmental, Social, and Corporate Governance -экологическое, социальное и корпоративное управление): ESG-повестка, ESG-политика, ESG-фактор. Одним из способов введения англицизма в тексты экономических публикаций является калькирование, например, криптоферма (совокупность технических и программных средств для добычи криптовалюты) - от англ. cryptofarm.

Важно, что данные англицизмы в большинстве случаев и в английском языке используются как термины, принадлежащие к экономической сфере и обозначающие экономические явления и понятия. Однако в некоторых случаях в русском экономическом дискурсе лексема функционирует только в одном из своих значений, т.е. речь идет о полисемантичных лексемах, используемых в других дискурсах: триггер, хаб, таргет и др.

Судить о нахождении англицизма на том или ином этапе процесса ассимиляции можно, исходя из анализа изменений лексемы в контексте. Так многие англицизмы участвуют в образовании сложных слов путем сложения: конкурент-стар-тап, хайп-машина и др., что указывает на достаточно высокую степень адаптированности заимствования. Об этом же говорит образование слова по русскоязычным моделям: кэптивный (образование прилагательного от англ. captive со свойственным русскому языку суффиксом -н-), шор-тить (образование глагола от англ. short по модели присущей русскому глаголу - с суффиксом -и- и флексией -ть), шортист (образование существительного с суффиксом -ист) и др. В контексте англицизмы склоняются также по русскоязычной модели: хаб /хабах, триггер / триггером и т.д. Кроме того, в текстах используются однокоренные слова, образованные на основе одного и того же англоязычного элемента: приборы для майнинга / «черные» майнеры и т.п.

Однако эти англицизмы все же находятся в процессе их ассимиляции, на что указывает употребление их наряду с русскими синонимами: начав <... > с таргета в 4%, затем понизили цель

до 2-3%. Кроме того, иногда англицизмы употребляются в кавычках, т.е. автор указывает на заимствованный характер лексем: «шортить», «шор-тисты».

Таким образом, англицизмы только входят в состав русского языка, и прогнозировать их дальнейшее их включение или исключение достаточно сложно. Данные лексемы, функционирующие в экономическом дискурсе, чаще всего представляют собой специфические термины, называя явления экономической сферы, возникшие в последнее время, либо приходя на смену русским словам, обозначающим давно существующие экономические явления. Новейшие англицизмы употребляются в текстах с теми заимствованиями, которые вошли в русский язык в предыдущие годы и закрепились в лексическом составе, т.е. анализ обнаруживает высокую насыщенность экономических текстов англицизмами. Тенденция к широкому употреблению подобных заимствований объясняется глобализа-ционными процессами в российской экономике.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1990. - 685 с.

2. Букина Л. М. Внешняя и внутренняя обусловленность языкового заимствования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. - 2016. - Т.20. - №1. - С. 89-99.

3. Дьяков А. И. Англицизмы: заимствование или словообразование // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2012. - №. 5. - С. 7276.

4. Крысин Л. П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 888 с.

5. Мангушев С. В., Павлова А. В. Экстралингвистическая и внутриструктурная обусловленность языкового контакта // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 11. - С. 157-160.

Мусаева Нафиса Кудратовна

Преподаватель кафедры Дошкольного образования Навоийского государственного педагогического института, Узбекистан

DOI: 10.24412/2520-6990-2021-33120-17-19 ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОЙ КВАЗИДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Musaeva Nafisa Kudratovna

Lecturer at the Department of Preschool Education, Navoi State Pedagogical Institute, Uzbekistan FACTORS OF THE OCCURRENCE OF CHILDREN'S QUASIDIALOGICAL SPEECH

Аннотация.

В этой статье мы поговорим о факторах появления квазидилогов в детской речи, их связи с социальной жизнью. В такой разговорной ситуации ребенок произносит не свою настоящую речь, а чужую речь и проявляет определенную актерскую характеристику.

Abstract.

In this article, we will talk about the factors of the emergence of quasi-teachers in children's speech, their connection with social life. In such a conversational situation, the child does not say his real speech, but someone else's speech and shows a certain acting characteristic.

18_PHILOLOGICAL SCIENCES / «©©УШШШМ-ЛШШаИ» #Ш1Ш), 2021

Ключевые слова: анализ воздействия речи, прагматический подход, речевая деятельность, детская речь, авторство, "сценария", чужая речь, квазидиалог.

Keywords: analysis of the impact of speech, pragmatic approach, speech activity, children's speech, authorship, "scripts", someone else's speech, quasi-dialogue.

В настоящее время анализ воздействия речи на участников общения в зависимости от ситуации сопровождается разработкой прагматических подходов, основное внимание лингвистов уделяется изучению различных форм организации коммуникативного общения и поиску решений проблем, связанных с ним. В процессе общения ребенка со взрослым формируется и совершенствуется его речь, вызывая изменение, совершенствование различных психических процессов в речевом общении. А.Р.Лурия отмечает, что речевая деятельность станет основой для решения сложных вопросов управления, возникающих в поведении ребенка. [А.Р.Лурия, 1979:53]

Если процесс речевого общения происходит через взаимодействие людей друг с другом, их взаимодействие друг с другом по отношению друг к другу, то в детской речи иногда проявляются специфические проявления этого. В частности, в детской речи объектом взаимодействия не может быть человек, то есть он может формировать разговорное общение как в одиночку. В такой разговорной ситуации ребенок играет один, в этой игре как авторство "сценария", так и авторство текста, созданного во время игры, будет у самого ребенка. В то же время, выполняя роль героев в игре, ребенок создает характерную речь из придуманных им образов, скрывается за его или ее "маской". В такой разговорной ситуации ребенок произносит не свою настоящую речь, а чужую речь и проявляет определенную актерскую характеристику. Такая речь описывается в лингвистике как квазидиалогическая речь.

Поскольку в процессе игры авторская речь ребенка похожа на речь созданных им образов, квазидиалогическое общение можно рассматривать как специфический способ передачи чужой речи. " Личный речевой опыт каждого человека, - пишет М. М. Бахтин, - формируется и развивается в постоянном контакте с личной речью других людей. В определенной степени этот опыт можно описать как процесс овладения речью других людей, мало или не более того. Наша речь... уровень отчуждения полон разных слов. Эти незнакомые слова обрабатываются в нашей речи, имеют свое собственное выражение, хотя ими овладевает собственная экспрессия, экспрессивность, оценочный тон" [М.М.Бахтин 1979: 269].

Получается, что детская речь формируется на основе речи взрослых. Квазидиалогическая речь, присущая детям, является примером этого:

(Асилбеку - 5 лет, интересуется автомобилями, его отец - водитель, в его играх водитель и пассажир показывают свое речевое общение)

- Кетомман, кетомман, тухтадим. К,аерга борасиз, цанча берасиз?- дейди цатъий овозда.

- Бозорга, 3000 сум - дейди, мижоз тилидан.

- Хай, утиринг. ("Воон" машинани овозига тацлид цилади). Тухтанг, газ тугаб цолди, тулдириб олай, тушиб туринг. Ана булди, мининг кетдик - дейди.

- Мени кийим бозорга ташанг, углимга туфли оламан - дейди яна мижоз тилидан.

- Мана айтган жойингизга келдик, тушинг, маруамат.

Такую речь дети берут из событий, которые происходят вокруг них, из телевидения и шоу, из мультфильмов, из общественной жизни. Такая ситуация может быть объяснена следующими факторами:

1) отсутствие разговорного общения со сверстниками - ребенок одинок, отсутствует гармония с ним, сверстником. Поэтому автор -существо творческое, передает свои впечатления, полученные в общественной жизни, в речь через говорящего и слушателя, который создал ее сам;

2) вступать в общение - это неприятность, застенчивость - ребенок стесняется делиться с кем-то своими мыслями, впечатлениями, которые он получает от общественной жизни. Поэтому он сам будет разговаривать и играть с ним;

3) живущий в своем собственном мире - у такого ребенка почти нет товарищей, он живет, завернувшись в собственную скорлупу. Гойки понимает его только сам, понимает. Это состояние также часто возникает в результате отсутствия у родителей психологической поддержки.

4) широта мира воображения - богатство - у таких детей появится сильное желание взглянуть на жизнь по-другому, воплотить в жизнь свою фантазию, которую они видели в мультфильмах, на экранах

5) недостаток родительского внимания -возникает с целью привлечь взрослых, придать им смысл своего присутствия;

6) стрессовые ситуации - когда ребенок испытывает психическое напряжение, когда возникает желание спрятаться; в этом случае у ребенка возникнет желание убежать от реальной жизни;

7) конфликтные ситуации в семье - желание вступить в комфортную и неосведомленную жизнь, избегая конфликтов.

8) игровое состояние - нормативное состояние. Бунда говорит, когда ребенок осознает, что созданных им собеседников на самом деле не существует.

9) психическое заболевание - наиболее обширное и сложное диагностическое состояние. Нелегко определить, мыслит ли ребенок здоровым образом или находится в психопатологическом состоянии.

Оказывается, появление квазидиалогической речи в детской речи объясняется различными факторами. Во квазидиалогической речи есть такие

«шушетим-лшигмау» 2021 / philological sciences

19

характерные черты, как свободные, косвенные местоимения. Речевые движения взрослых в социальной жизни воспроизводятся ребенком. Все они действуют по плану в присутствии синхронного адресата. Другими словами, разговорная речь четко воспроизводится на основе творческого воображения ребенка.

Например:

(Мухаррем - 6 лет, с мамой часто ходит в салон красоты. Она выполняет этот процесс со своими куклами в процессе игры.)

- Ассалому алайкум - дейди, худди гузаллик салонига кириб боргандек.

- Ваалайкум ассалом, келинг - дейди сартарош циз каби илтифот курсатиб.

- Мен сочимни кестиришга ва макияж цилишга келдим - дейди.

- Маруамат, утиринг - дейди илтифотли оуангда.

- Мени маликалардай чиройли цилиб цуйинг апа, илтимос сиздан, богчада байрам бор эди -дейди.

- Хуп булади, хоним унда бошладик - дейди.

- Сочимни куп кесманг, онам урушадилар, лабимни цизил цилманг, дадам уришадилар деб, нигоуида хафаликни акс эттиради.

- Хоним, уозир жуда гузал буласиз - дейди сартарошлар каби уйинчоц фен, цайчи, тароц ва бошцалардан фойдаланиб, цугирчогини сочини чиройли турмак цилади ва - Мана, хоним, ишимиз уам тугади, мана бу ойнага цараб юзингизни ва сочингизни куришингиз мумкин - дейди уйинчоц ойнани тутиб.

- Вой бунчаям чиройли булибман, сизга катта раумат. Энди богчадаги байрамга мазза цилиб бориб рацсга тушаман. Мана пули сизга - дейди цогоздан цирциб тайёрланган пулни узатиб.

- Арзимайди, сог булинг.

Эти процессы являются проявлениями интереса, характера говорящего, желаний, в которых решающую роль играет текст в контексте. Такие речевые ситуации основаны на эгоцентрической речи, которая сопровождает действия ребенка.

В определенной реплике квазидиалога речь сначала не раздражает: в ней "речевое эхо"

становится обычным явлением. Ребенок подражает "тому, что говорят другие люди" по-своему, воспринимает или отрицает их. Получается, что квазиязыковую речь можно рассматривать как разговорную речь, которая служит для формирования у ребенка отношения к чужой речи, умения свободно ориентироваться в различных условиях общения.

Наши наблюдения показывают, что во время игры у ребенка развивается квазидиалогическая речь на основе выражения процессов, происходящих в его социальной жизни.

Литература:

1. Азимова М.У. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. //- Colloquium-journal, 2021.

2. Давлатова Р.Х. Пространственный дейксис и единицы его выражения в узбекском языке. // ^l^rnum-journal 5 (6). - С. 37-39

3. Davlatova R.H. Signal units in the text. // Journal of Uzbek Language and Literature. -B.100-104.

4. Kubayeva M.B. The use of visual technologies of education in ecological education of preschool children as a pedagogical problems. // Current research journal of pedagogics, 2021. № 6-10.

5. Хайдарова Ш.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. // Colloquium-journal, 2021

6. Sanaeva S.B. PRESCHOOL EDUCATION INSTRUCTIONS PRINCIPLES AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF EDUCATIONAL PROCESSING. // Scientific Bulletin of Namangan State University, 2019

7. Жабборова Д.Ф. Инновационные технологии совершенствования обучения.// European science, 2020

8. Утамуродова Ш.М. ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.// Colloquium-journal, 2020

9. Rakhmatova G. ASSOCIATION FORMATION TECHNIQUE IN PRESCHOOL CHILDREN. // RESEARCH JOURNAL OF PEDAGOGICS, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.