Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на выбор предпринимателем франчайзинга как бизнес-модели'

Факторы, влияющие на выбор предпринимателем франчайзинга как бизнес-модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / ФРАНШИЗА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ / FRANCHISING / FRANCHISOR / FRANCHISEE / FRANCHISE / MANAGERIAL SKILLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенаторов И.И., Кусков А.Н.

В этом исследовании изучались факторы, которые повлияли на выбор предпринимателями франчайзинговой формы организации бизнеса. Оно также было направлено на то, чтобы определить управленческие требования, которые необходимы для создания франшизы. Выбор франчайзинга был явно связан с установленными преимуществами этой модели, в то время как управленческие навыки предпринимателей в значительной степени были ключом к успеху франчайзинговых предприятий. Делается вывод о том, что факторы выбора бизнес-модели и требования к управленческим навыкам являются универсальными.This study explored the factors that influenced the choice of entrepreneurs of franchising as a business model. The study also sought to determine the managerial requirements were necessary to establish a franchise. Choice of franchising were explicitly linked to the established benefits of this model, while the managerial skills of entrepreneurs were largely key to the success of franchise businesses. The study ultimately concludes that both influencers and managerial skill requirements are universal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на выбор предпринимателем франчайзинга как бизнес-модели»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ФРАНЧАЙЗИНГА КАК БИЗНЕС-МОДЕЛИ

И.И. Сенаторов, магистрант А.Н. Кусков, канд. воен. наук, доцент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10450

Аннотация. В этом исследовании изучались факторы, которые повлияли на выбор предпринимателями франчайзинговой формы организации бизнеса. Оно также было направлено на то, чтобы определить управленческие требования, которые необходимы для создания франшизы. Выбор франчайзинга был явно связан с установленными преимуществами этой модели, в то время как управленческие навыки предпринимателей в значительной степени были ключом к успеху франчайзинговых предприятий. Делается вывод о том, что факторы выбора бизнес-модели и требования к управленческим навыкам являются универсальными.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франшиза, управленческие навыки.

Неотъемлемые преимущества франчайзинга как бизнес-модели являются ключевыми факторами, влияющими на решение предпринимателей, выбирающих франчайзинг для создания нового бизнеса. Успех франчайзинга основан на том факте, что в случае с устоявшимися брендами потребители уже знакомы с продуктом, услугой и качеством. Это знакомство значительно снижает риск провала бизнеса.

Выделяются следующие преимущества франчайзинга как бизнес-модели, которые представляют собой факторы, влияющие на выбор предпринимателями франчайзинга в качестве формы ведения бизнеса [1, с. 9]:

- Доказанная эффективность - в отличие от создания еще неизвестного бизнеса, франшиза предлагает проверенную бизнес-модель, которая информирует потенциального франчайзи об эффективности бизнеса при работе с конкретным продуктом/услугой.

- Узнаваемое имя компании/бренда -франчайзинг предлагает владельцам бизнеса такие преимущества, как узнаваемость бренда и лояльность клиентов. Это подразумевает, что франчайзи имеет конкурентное преимущество перед владельцами еще неизвестных компаний.

- Программа обучения и управления бизнесом - франшизы предлагают программы обучения и руководства для операторов с целью помочь в создании и управлении новой ячейкой узнаваемого бизнеса. Эта поддержка недоступна при создании бизнеса с нуля.

Тем не менее, некоторые из вышеупомянутых преимуществ франчайзинга можно рассматривать как факторы, которые отталкивают некоторых новых владельцев бизнеса от инвестиций во франшизу, как в новое деловое предприятие. К ним относятся [1, с. 11]:

- Сборы с франчайзи - кроме первоначальных инвестиций, франчайзи должен платить роялти ее владельцу из прибыли, получаемой от бизнеса.

- Риск убыточности - как и любой другой новый бизнес, франчайзинг также несет в себе риск не быть прибыльным из-за множества факторов. Он усугубляется франчайзинговыми сборами.

- Ограничения договора франчайзинга - франчайзинговый бизнес строго управляется в соответствии с франчайзинговым соглашением, которое часто ограничивает возможности франчайзи вводить новшества.

- Отсутствие контроля над брендом и репутацией - управление брендом, вклю-

чая маркетинг и продвижение, осуществляется франчайзером. Поэтому франчайзи не контролирует репутацию бренда, а также направления брендинга.

Вышеперечисленные факторы влияют на выбор предпринимателями данной бизнес-модели. Эти факторы также связаны с управленческими навыками, которыми должны обладать предприниматели, чтобы определить прибыльность франшизы и эффективно управлять ей.

Управленческие навыки, необходимые для эффективного управления франшизой, аналогичны тем, которые необходимы для создания и эффективного управления новым предприятием. Управленческие навыки представляют собой знания для выполнения некоторых действий или задач. Эти знания могут потребоваться для практической реализации франчайзинговых видов деятельности.

Независимо от уровня управления, менеджер должен обладать некоторыми или всеми нижеследующими навыками [2, с. 73]:

а) навыками преодоления рисков.

б) навыками системной ориентации.

в) тренерскими навыками.

Владельцы франшизы должны быть в

состоянии определять потребности в обучении команды или отдельных сотрудников для того, чтобы достичь наилучшего уровня производительности. Эффективное обучение требует наличия достаточной мотивации, чтобы пробовать что-то новое и иметь лояльность персонала.

г) трудолюбием.

д) навыками планирования.

Владельцы франшиз считают, что планирование повышает их шансы на успех, и что это тот инструмент, который позволяет им достигать поставленной цели.

е) навыками межличностного общения.

Это естественные навыки, которые используются каждый день для общения и взаимодействия с отдельными лицами и группами - они помогают профессиональному развитию. Владельцы франшиз должны строить хорошие отношения с командами, клиентами и поставщиками. Некоторые люди более одарены в этом умении, чем другие, но каждый предпринима-

тель может изучить и улучшить эти навыки.

ж) концептуальными навыками.

Концептуальные навыки подразумевают понимание того, как различные подразделения организации зависят друг от друга и как изменения в любой части влияют на все остальные. Это важный навык, который помогает придумывать новые идеи, а также переосмысливать существующие процедуры и процессы.

При выборе франчайзинга начинающие предприниматели, как правило, отталкиваются от следующих факторов [3, с. 81]:

1. Обучение владельцем франшизы.

Франчайзер несет ответственность за

предоставление соответствующего обучения, чтобы франчайзи мог уметь грамотно управлять франшизой. Наиболее важным инструментом из обучающей программы является оперативное руководство, которое позволяет франчайзи быстро влиться в работу и служит механизмом контроля качества.

Большинство владельцев франшиз проходят обучение работе с кассовыми аппаратами, найму и управлению бизнесом, а также учатся решать повседневные проблемы.

2. Финансовая помощь.

Несмотря на то, что франчайзи может иметь навыки и опыт, достаточные для успешного ведения бизнеса, финансирование франшизы порой обходится дорого, в силу чего ряд предпринимателей склоняется к запуску франшизы на основе соглашений с теми франчайзерами, которые оказывают финансовую помощь на начальном этапе.

3. Стоимость открытия бизнеса.

Иногда стоимость франшизы может

быть очень высокой, но при этом заключенные соглашения не всегда позволяют раскрывать суммы сделок. Кроме того, большие вложения в начале могут в перспективе принести более высокую прибыль.

4. Более низкий риск.

Использование франшизы менее рискованно, потому что есть больше шансов на успех, чем начинать бизнес с нуля. Кроме того, многие владельцы франшиз не склонны к риску, а потому при его неиз-

бежности они предпочитают принимать меньший риск.

5. Операционные преимущества.

Управление франчайзинговым бизнесом - это возможность реализовать проверенную бизнес-концепцию с успешным опытом работы. Франшиза также характеризуется тем, что все подразделения работают под общим брендом и операционной системой. Франчайзинговый бизнес гарантирует, что каждый франчайзи в любой точке мира ведет бизнес одинаково, внося свой вклад в поддержку бизнеса и укрепление бренда.

6. Поддержка и помощь в управлении.

Многие франчайзи ничего не знали о

практическом ведении бизнеса, пока франчайзер не предоставил им не только

наставничество и техническое обучение, но и возможности для карьерного роста.

7. Наличие определенной автономии.

Покупка франшизы - это возможность стать руководителем в своём бизнесе. Франчайзи хотят контролировать свою судьбу и построить бизнес самостоятельно.

Можно сделать вывод о том, что общие управленческие навыки, присущие предпринимателям, в равной степени применяются к тем, кто успешно создает и управляет франшизами. Описанные преимущества франчайзинга стали катализатором намерения многих франчайзи создавать франшизы. Также общие управленческие навыки оказались более или менее универсальными, независимо от местопо-

ложения франшизы.

Библиографический список

1. Агапеев В.Е. Преимущества и недостатки франчайзинга // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. - 2018. - № 12. - С. 912.

2. Юнанова И.Л., Долбня Н.В., Григорьева Е.А. Франчайзинг как современная инновационная модель менеджмента коммерческой деятельности // Курорты. Сервис. Туризм. -2018. - № 2 (39). - С. 71-81.

3. Васильев В.Г. Положительные и отрицательные стороны франчайзинга // Modern Science. - 2019. - № 5-1. - С. 78-85.

FACTORS INFLUENCING ENTREPRENEUR CHOICE OF FRANCHISING AS A

BUSINESS MODEL

I.I. Senatorov, Graduate Student

A.N. Kuskov, Candidate of Military Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. This study explored the factors that influenced the choice of entrepreneurs of franchising as a business model. The study also sought to determine the managerial requirements were necessary to establish a franchise. Choice offranchising were explicitly linked to the established benefits of this model, while the managerial skills of entrepreneurs were largely key to the success of franchise businesses. The study ultimately concludes that both influencers and managerial skill requirements are universal.

Keywords: franchising, franchisor, franchisee, franchise, managerial skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.