Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕКТОР СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И РАЗРАБОТКУ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕКТОР СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И РАЗРАБОТКУ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЯ / ФАКТОРЫ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караченцева О.А.

В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на обеспечение конкурентных преимуществ и разработку стратегии предприятия организации для целей обеспечения финансовой устойчивости и результативности деятельности. Приводится характеристика экономических и политико-правовых факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕКТОР СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И РАЗРАБОТКУ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87)

УДК 330

О.А. Караченцева

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕКТОР СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И РАЗРАБОТКУ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на обеспечение конкурентных преимуществ и разработку стратегии предприятия организации для целей обеспечения финансовой устойчивости и результативности деятельности. Приводится характеристика экономических и политико-правовых факторов.

Ключевые слова: бизнес-процесс, конкурентные преимущества, стратегия, факторы, финансовый менеджмент.

Стратегия предприятия заключает в себе совокупность действий определенной установленной направленности по развитию определенного направления бизнес-процесса (или бизнес-процессов в совокупности) для достижения заявленного результата в перспективе (средне или долгосрочной) и возможности получения социального, экономического или другого эффекта [3, с.864]. Одним из направлений стратегического управления является ориентация на формирование эффективной системы финансового менеджмента.

На обеспечение конкурентных преимуществ и разработку стратегии предприятия организации для целей обеспечения финансовой устойчивости и результативности деятельности оказывает влияние ряд факторов. Факторы, влияющие на конкурентные преимущества экономического субъекта и вектор системы финансового менеджмента, условно можно разделить на 2 группы: внутренние и внешние. [4, с. 53]

К внутренним факторам относятся потенциальные возможности самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности на рынке присутствия.

Внутренние факторы, определяющие конкурентные преимущества экономического субъекта в условиях многообразия рисков развития заключаются в организованной бизнес-среде хозяйствующего субъекта (организации бизнес-процессов, сформированной финансовой политике и системе финансового менеджмента, инвестиционной деятельности, системы управления, учета и так далее).

Оценить влияние внутренних факторов на обеспечение конкурентных преимуществ возможно за счет оценки эффективности работы предприятия, которая выступает основным движущим фактором обеспечения его конкурентоспособности. [2, с. 139]

К внешним факторам, влияющим на конкурентные преимущества экономического субъекта и определяющим выбор стратегии, относятся факторы экономического, социального, политического, технологического характера, на которые предприятие повлиять не может (важно выработать такую стратегию, которая позволит максимально благоприятно функционировать в условиях влияния факторов внешнего характера).

Внешние факторы не зависят от внутренней среды функционирования организации, связаны с функционированием экономики, рынка присутствия хозяйствующего субъекта. Внешние факторы, определяющие конкурентные преимущества экономического субъекта в условиях многообразия рисков развития, прежде всего, определены экономическими и политико-правовыми факторами. [2, с. 140]

Экономические факторы - это факторы, которые характеризуются экономическими явлениями и процессами материально-техническая база для организации производственной деятельности, наличие прогрессивной техники и технологий, инфраструктура производственной, инновационной, наукоемкой деятельности.

Политико-правовые факторы, при этом, включают в себя законодательную базу регулирования предпринимательской деятельности (в том числе, законодательную базу регулирования торговых предприятий), политическую систему, сформированную в стране, политическую ситуацию в мире и положение государства на мировой арене.

Состав экономических, политико-правовых, технологических, а также социальных факторов, определяющих конкурентные преимущества экономического субъекта, систематизирован в табл. 1.

Проблема обеспечения конкурентоспособности предприятия и выбора вектора конкурентной стратегии вызвана, прежде всего, функционированием в условиях неопределенности, что повышает риски де-

© Караченцева О.А., 2018.

Научный руководитель: Молчанова Светлана Маратовна - кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия.

Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87)

ISSN 2223-4047

ятельности (в частности, финансовые), определяет необходимость разработки взвешенных управленческих решений.

Таблица 1

Состав экономических и политико-правовых факторов, определяющих конкурентные _преимущества экономического субъекта [Составлено автором]_

Факторы Характеристика

Экономические факторы Система рыночных отношений, сформированная в стране

Сформированная система налогообложения, в том числе, система налогообложения в отношении нефтяных предприятий.

Система ценообразования на нефтепродукты.

Политика в сфере занятости, в том числе, рынок труда

Политика в области поддержки предпринимательства (в частности, нефтяных предприятий)

Работа Федеральной антимонопольной службы страны

Система спроса и предложения, сформированная в стране на рынке нефти и газа

Политико-правовые факторы Сформированная законодательная база в рамках регулирования деятельности предприятий

Законодательная база регулирования технопарков, свободных экономических зон

Система программно-целевого управления, сформированная в стране

Система защиты прав интеллектуальной собственности

Политическая ситуация в стране и мире

Технологические факторы Наличие свободных материально-финансовых средств, прогрессивных технологий

Социальные факторы Доходы населения, уровень жизни граждан

На выбор конкурентной стратегии, таким образом, влияет состояние экономики; внешняя среда предприятия изменчива, в связи с чем она имеет достаточно большое влияние на его конкурентоспособность. Влияние внешней среды может выражаться в следующем: изменение предпочтений потребителей, возникновение новых технологий, нестабильность экономики, изменение политической среды. Например, в текущий момент, изменение курса национальной валюты, запреты на ввоз импортной техники происходят ежедневно, что значительно затрудняет финансовые расчеты и прогнозы предприятий, усложняет осуществление проектных и инвестиционных программ [1, с. 142].

Также происходит существенное изменение конкурентной среды: в период кризиса и посткризиный период наблюдается быстрое исчезновение одних и появление других хозяйствующих субъектов, что затрудняет обеспечение конкурентных позиций; конкурентоспособность предприятия всегда являлась и является одним из основных направлений в его деятельности для удержания своей доли рынка.

В настоящее время, из-за спада экономики, резкого повышения цен многим потребителям пришлось пересмотреть свою структуру затрат. Многие отказались от ряда продуктов и услуг или перешли на более дешевые альтернативы. В этом случае многие предприятия стали под угрозой потери части своего потребительского сегмента. Чтобы не допустить такой ситуации или же смягчить его, предприятия должны выделить свой продукт или услугу, вложив в него какие-либо конкурентные преимущества.

Итак, с позиции места возникновения факторы, которые влияют на конкурентные преимущества экономического субъекта и выбор стратегии, можно подразделить на внутренние и внешние. Организация должна четко отслеживать систему управления бизнес-процессами для того, чтобы обеспечить возможность развития конкурентных преимуществ; на внешние факторы, при этом, предприятие влияния оказать не может, может только подстроиться к ним.

Библиографический список

2.Рубин Ю.Б. Тактические модели и операции в конкуренции / Ю.Б. Рубин // Современная конкуренция. - 2015.

- Т. 9. - № 3 (51). - С. 82-142.

3.Ряжева Ю.И. Конкурентные стратегии как разновидность стратегии / Ю.И. Ряжева // Стратегические ориентиры развития экономических систем в современных условиях Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет), Кафедра общего и стратегического менеджмента; Под общей редакцией Н.А. Дубровиной. Самара. - 2016. - С. 137-143.

4.Трифонова Е.Ю., Приказчикова Ю.В. О Функциональном подходе к стратегическому управлению деятельностью предприятия / Е.Ю. Трифонова, Ю.В. Приказсикова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55) .

- С. 864-868.

5.Шашло Н.В. Организационно-экономический механизм стратегического управления деятельностью предприятий / Н.В. Шашло // Организатор производства. - 2015. - № 3 (66). - С. 53-60.

КАРАЧЕНЦЕВА ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.