Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на устойчивое развитие промышленного предприятия'

Факторы, влияющие на устойчивое развитие промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4435
631
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / THE INDUSTRIAL ENTERPRISE / EXTERNAL FACTORS OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INTERNAL FACTORS OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калабаева А. О.

Рассмотрено определение устойчивого развития промышленного предприятия. Перечислены и рассмотрены более подробно факторы внешней и внутренней среды, влияющие на устойчивое развитие предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS INFLUENCING A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

Definition of a sustainable development of the industrial enterprise is considered. The factors of the external and internal environment influencing a sustainable development of the enterprise are listed and considered in more details

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на устойчивое развитие промышленного предприятия»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ А.О. Калабаева, экономист

ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», г. Усинск

Рассмотрено определение устойчивого развития промышленного предприятия. Перечислены и рассмотрены более подробно факторы внешней и внутренней среды, влияющие на устойчивое развитие предприятия

Устойчивое развитие машиностроительного предприятия определено нами как равновесное сбалансированное поступательное изменение всех показателей деятельности предприятия, способного противостоять энтропийным тенденциям, сохраняя при этом целостность и основные свойства. Устойчивость развития предприятия должна обеспечиваться на основе учета влияния внешней среды и совершенствования хозяйствования внутри предприятия в целях повышения эффективности его деятельности и непрерывного развития. Для каждого предприятия важно сохранять не только устойчивость, но и добиваться устойчивого развития. Чтобы оценить возможность устойчивого развития предприятия необходимо проанализировать факторы, влияющие на него.

Деятельность предприятий представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, зависящих от многочисленных и разнообразных факторов. Будучи тесно взаимосвязанными, эти факторы нередко разнонаправлено влияют на результаты жизнедеятельности предприятия: одни - положительно, другие - отрицательно. Отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других.

Рассмотрение предприятии как системы, находящейся в постоянной взаимосвязи с внешней средой, приводит к классическому делению факторов на внешние и внутренние. Это деление представляется наиболее важным. Первые являются внешними по отношению к нему, их изменение почти или совсем неподвластно воле предприятия; вторые напрямую зависят от организации работы самого предприятия. Этим делением и следует руководствоваться, моделируя производственно-хозяйственную деятельность и пытаясь управлять устойчивым развитием, осуществляя комплексный поиск резервов в целях повышения эффективности производства.

Учитывая все сферы функционирования предприятия в рыночных условиях, нами предлагается классифицировать все факторы следующим образом (рисунок 1)

Рассмотрим каждый фактор влияния в наиболее полном объеме.

Внутренние факторы, оказывающие влияние на устойчивое развитие предприятия.

1. Персо нал предприятия:

Предприятие, желающая достичь состояния устойчивого развития, должна постоянно вносить изменения в функционирование системы управления

персоналом, поскольку персонал является одним из важнейших ресурсов организации.

Сторонники данной концепции пришли к единогласному мнению, что обеспечение устойчивого развития требует формирования четырех типов глобального капитала: физического, природного, человеческого и социального, которые взаимно обогащают и дополняют друг друга.

При решении вопросов управления персоналом особое внимание следует уделять человеческому и социальному капиталу. Решить задачи роста социального капитала возможно путем обеспечения социального благополучия, высокой культуры работников, их дисциплинированности, честности, высокого самоконтроля. Рост человеческого капитала происходит при условии достаточного увеличения затрат фирмы на поддержание здоровья, повышение образовательного и профессионального уровня сотрудников.

Одним из современных способов повышения образовательного и профессионального уровня работников предприятия является внедрение системы дистанционного обучения, систем автоматизации оценки и развития персонала. Внедрение системы дистанционного обучения состоит из комплекса мероприятий по адаптации выбранной обучающей системы к специфике предприятия, наполнение системы контентом, т.е. программами обучения, курсами, тестами, и периодическим его обновлением.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что обучение и повышение квалификации персонала приведет к устойчивой и успешной работе предприятия [1].

2. Корпоративная культура

Человеческий фактор в настоящее время определяет конкурентоспособность и устойчивость компании. Он включает в себя высокий профессионализм, ответственное отношение к делу, понимание и принятие миссии и целей компании среди ее персонала. Все эти качества воспитываются соответствующей корпоративной культурой. Особенности корпоративной культуры позволяют компании приобрести необходимую гибкость, которая делает ее устойчивой к сбоям с серьезными последствиями. Корпоративная культура компании должна быстро и эффективно реагировать на изменения потребительского спроса, колебания режима поставок, производственные проблемы. Элементы корпоративной культуры, дополняя друг друга, формируют устойчивую к внешним воздействиям и внутренним сбоям систему. Исследова-

ние взаимосвязей между принципами корпоративной культуры и соответствующими видами деятельности позволяет понять причины успеха компании в целом. Корпоративная культура — это система материаль-

«Зеленый

ных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде.

маркетинг» у

Основные фонды

Интегрированная система ме неджмента

Маркетинг

1 г

Экологические инновации

Организационная структура

Персонал предприятия

Рис. 1. Внутренние и внешние факторы, влияющие на устойчивое развитие предприятия

Корпоративная культура может сыграть решающую роль в создании конкурентного преимущества. Суть устойчивого развития заключается в способности ограничить распространение сбоев различной природы и восстановить компанию. Компания должна быстро адаптироваться к изменению внешней среды: появлению на рынке новых продуктов и компонентов и снятию с производства старых, колебаниям рыночного спроса, маркетинговым атакам конкурентов, тенденциям развития рынка, сбоям в поставках сырья и материалов. Корпоративная культура повышает устойчивость компании через придание ей большей гибкости. Она определяет образ действий, позволяющий сотрудникам быстро и адекватно реагировать на неожиданные происшествия. Элементы культуры, способствующие гибкости и устойчивому развитию, можно найти в самых разных организациях. Среди структурных элементов гибкой корпоративной культуры можно назвать стремление добиться результата, командную работу, эффективно организованные коммуникации, систему неформальных связей на основе личных контактов, делегирование полномочий.

Имеется возможность сформулировать основные принципы построения корпоративной культуры, направленные на обеспечение устойчивого развития компании:

— создание такой системы найма, обучения и стимулирования персонала, при которой сотрудники разделяют цели организации и мотивированы на их достижение;

— постоянное повышение профессионального уровня руководителей высшего и среднего звена, а также остальных сотрудников;

— организация непрерывного обмена информацией между работниками для формирования представления о текущем состоянии компании и изменении ситуации в режиме реального времени;

— распределение власти и делегирование сотрудникам полномочий, необходимых для оперативного и адекватного преодоления проблемной ситуации;

— сочетание командной работы с личной ответственностью сотрудника за достижение поставленных целей;

— постоянный анализ текущей ситуации и разработка программы быстрого реагирования на кризисную ситуацию [2].

3. Интегрированная система менеджмента (ИСМ).

ИСМ - это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или бо-

лее международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое.

ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации. Понятие «интегрированная система менеджмента» носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем понятие о каждой из тех отдельных систем менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и др.), которые объединены в ИСМ. Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время международных стандартов менеджмента интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, т.к. область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др.

Деятельность современного предприятия регламентирована Международными стандартами. Россия, находясь в мировом сообществе и вступая в ВТО, не может отвергать необходимость создания ИСМ по требованиям следующих международных стандартов:

1. Решение задач управления качеством должно обеспечиваться СМК-системой менеджмента качества по ИСО 9001:2000.

2. Предприятие должно управлять воздействием производства продукции на природу, используя СЭМ - систему экологического менеджмента по ИСО 14001.

3. Предприятие должно создать персоналу условия для производительного и безопасного труда, что обеспечивается системой системах менеджмента профессиональной безопасности и здоровья (СМПБ) OHSAS -18000.

4. Социальная среда, в которой существует предприятие, предъявляет к нему требования обеспеченности персонала в системе социальной ответственности SA 8000: комфортности труда, социальной защищенности, реализации социальных гарантий,

благотворительности и поддержки общественных движений и этики ведения бизнеса.

5. Предприятие должно обеспечить защиту конфиденциальной информации организации согласно требованию Системы управления информационной безопасностью ИСО 27000.

6. Для организации производства выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся реальным спросом потребителей необходимо организовать исследование требований и удовлетворённости потребителей по ИСО 20225 «Исследования рынка, общественного мнения и социальных проблем».

7. Характерными факторами устойчивого развития любого предприятия являются также финансовая стабильность и положительная динамика уровня прибыльности и доходности. Этому вопросу посвящена ССП - система сбалансированных показателей.

С учетом требований вышеперечисленных стандартов и стратегии развития бизнеса можно построить современную интегрированную систему менеджмента (ИСМ) предприятия, ориентированную на концепцию устойчивого развития (рисунок 2) [3].

4. Основные фонды.

В современных экономических условиях одним из факторов устойчивого развития предприятия становится улучшение использования его имущества. Основные фонды, задействованные в процессе производства, служат важнейшим экономическим ресурсом и, безусловно, влияют как на показатели хозяйственной деятельности, так и на финансовую результативность работы. В их эффективном использовании заинтересованы и собственники предприятия, взносы которых в уставной капитал способствовали формированию имущества предприятия.

Масштабы и темпы обновления парка наличного оборудования зависят от прогрессивности новой техники, от размеров моральной устарелости функционирующих машин, а также от текущих инвестиционных возможностей предприятий конкретных отраслей, которые могут послужить толчком к реформированию промышленности в целом.

CMK ^ 9001

СУНБ ^ 27000

^ 20225

СЭМ ^ 14001

OHSAS 18000

SA 8000 (^26000)

Рис. 2. Интегрированная система менеджмента, ориентированная на устойчивое развитие предприятия

5. Маркетинг.

Предприятие оказывается конкурентоспособным, если реализуется его потенциал, позволяющий сформировать устойчивое рыночное преимущество. Успешное функционирование предприятия в конкурентной среде обеспечивает повышение его рыночной устойчивости, а долговременное (не менее 1 года) сохранение максимальной эффективности его деятельности свидетельствует об успешной реализации потенциала. Но состояние среды и рынка следует считать благополучным, только если ни одно предприятие не затрудняет другим хозяйствующим субъектам доступ на рынок, т.е. не ограничивает развитие конкуренции.

Концепция устойчивого развития предприятия (КУРП) - это система комплексного воздействия мероприятий, характеризующаяся приростом показателей доходности во временном интервале с учетом эффективного использования имеющихся ресурсов, развитие которой определяется оперативными и стратегическими действиями в сфере маркетинга. Целью концепции устойчивого развития предприятия является достижение устойчивого развития организации в виде прироста показателей доходности, повышения имиджа предприятия или улучшение социальной сферы. Задачи КУРП:

• достижение оптимальных результатов развития с минимальными потерями;

• достижение имиджевых результатов;

• повышение финансовой устойчивости организации.

В данном контексте маркетинговая деятельность - это концепция интенсификации коммерческих усилий, которая заключается в удержании конкурентоспособности предприятия посредствам диверсификации ассортимента, инновационной политики или реструктуризации [4].

6. Организационная структура

Эффективность управления деятельностью зависит оттого, насколько грамотно сформирована организационная структура управления и насколько она соответствует цели деятельности организации.

В настоящее время под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Целью организационной структуры управления является обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы [5].

Наряду с внутренними факторами, на устойчивое развитие предприятия оказывает влияние и внешние.

1. «Зеленый маркетинг»

Хартия Международной торговой палаты о предпринимательских принципах устойчивого разви-

тия требует от предприятий разрабатывать и поставлять продукцию и услуги, не имеющие вредного воздействия на окружающую среду и являющиеся безопасными в сфере предусмотренного применения и эффективными относительно потребления энергии и природных ресурсов, а также такие, отходы от которых могут быть рециркулированы, повторно использованы или безопасно захоронены.

«Зеленый маркетинг» имеет две основные характеристики:

- экологическая перспектива, которая оценивает эффект от общих действий на окружающую среду;

- экологическое обязательство, когда организация становится управляющей средой и реализует это состояние во всех своих действиях.

Ключевым моментом «зеленого» маркетинга является соответствие традиционных маркетинговых подходов с системами экологического менеджмента

В контексте устойчивого развития промышленного предприятия такая совместимость означает переход в управлении продуктом от упора на отдельные аспекты к этическому подходу, основанному на целостной оценке продукта от «рождения» до «смерти» и учете особенностей производства. Исходя из этого «зеленый маркетинг» должен обеспечить потребителя информацией о продукте и изготовителе одновременно с рекомендациями о том, как более рационально использовать продукт, как возможно его многократное использование, ремонт, рециркуляция и утилизация [6].

2. Инфляция.

Одним из наиболее масштабных неблагоприятных факторов внешней среды, дестабилизирующих финансовое положение предприятий в России, является на сегодняшний день инфляция. Влияние инфляции сказывается на многих аспектах финансовой деятельности предприятия. В процессе инфляции происходит обесценивание национальной денежной единицы и общее повышение уровня цен внутри страны, относительное занижение стоимости отдельных материальных активов, используемых предприятием; снижение реальной стоимости денежных и других финансовых его активов; занижение себестоимости производства продукции, вызывающее искусственный рост суммы прибыли, приводящее к росту налоговых отчислений с нее; падение реального уровня предстоящих доходов предприятия. Рассматривая процесс общественного воспроизводства на макро- и микроуровнях, можно утверждать, что инфляция выступает бичом всей экономики, причем удары этого бича тем разрушительнее, чем более высоки темпы инфляции.

Отрицательно влияя на весь воспроизводственный процесс, инфляция, тем не менее неодинаково сказывается на разных видах деятельности предприятия и его денежно-расчетных операциях. Применительно к конкретному предприятию ее воздействие на финансовые результаты является разнонаправленным.

Так, наличные денежные средства и дебиторская задолженность по мере обесценивания денежной единицы частично теряют свою стоимость, что приводит к реальной утрате предприятием части своих оборотных средств. В то же время предприятие «выигрывает» по своим денежным обязательствам (если они зафиксированы в рублевом исчислении без указания на пересчет с учетом инфляции), то есть по разным видам кредиторской задолженности, поскольку получает право погасить долговые обязательства деньгами, покупательная способность которых снижена.

Тем не менее, стабильность проявления фактора инфляции и его активное воздействие на результаты финансовой деятельности предприятия определяют необходимость постоянного учета влияния этого фактора в процессе прогнозирования динамики устойчивого развития предприятия.

3 .Ивестиции.

Инвестиционный климат страны, региона на сегодняшний день является определяющим для использования богатого производственного потенциала, который уже накоплен на предприятиях или может быть создан на них в ближайшей перспективе. Способность предприятия представить инвесторам ясную стратегию развития и качественные бизнес-планы инвестиционных проектов, подготовленных в соответствии с международными стандартами, зависит исключительно от характера инвестиционной сферы. Поэтому очень важно учитывать данную составляющую при прогнозировании динамики устойчивого развития предприятия .

4. Экологические инновации.

Экологические инновации обеспечивают рациональное, более экономное использование вовлеченных в производство природных ресурсов, более эффективные методы их воспроизводства и уменьшения вредных выбросов в окружающую среду. В последние десятилетия приоритетом многих стран стали именно экологические инновации, цель которых, - оптимальное сочетание в хозяйственной деятельности, в использовании природных ресурсов интересов настоящего и будущего поколений. С точки зрения устойчивого развития промышленного предприятия, экологические инновации должны быть, прежде всего, связаны с формированием общих экологических норм предпринимательской деятельности в России. Основными задачами инновационной деятельности по увеличению экологичности предприятия являются: предотвращение образования отходов, использование образующихся отходов внутри производства, использование отходов в других производствах, использование энергии отходов, санитарная безопасность отходов, снижение экологического риска на каждом этапе жизненного цикла товаров и материалов, принятие конструкторских, технологических, организационных и других мер для увеличения экологичности производства [7].

5. Налоговая система.

Значительное влияние на уровень устойчивого развития промышленного предприятия оказывает налоговая система. В соответствии с концепцией фискальной кривой А. Лаффера, устанавливающей математическую зависимость доходов бюджета и налоговой ставки, существует предельная налоговая нагрузка, превышение которой приводит к спаду производства, и при увеличении налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе приводит не к увеличению, а к сокращению поступлений в бюджет. Так экономическая практика говорит о том, что изъятие у налогоплательщика части его прибыли, равной предельной налоговой нагрузке - тот рубеж, за которым начинается процесс сокращения инвестиций из экономики. Если же налоги превышают предельную нагрузку, в структуре прибыли - это ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства. То есть уровень налогообложения должен быть таким, чтобы он не приводил к стагнации российского рынка, а обеспечивал бы оптимальные условия развития российских предприятий и экономики в целом [9].

Литература

1. Донелла Х. Медоуз, Денис Л. Медоуз, Иорген Рандерс. За пределами роста / Учебное пособие. - М.: Прогресс; Пангея, 1994

2. Роль корпоративной культуры в обеспечении эффективного управления и перехода к устойчивому развитию компании// Проблемы современной экономики, N 1(29), 2009

3. http://www.klubok.net/

4. Кашинцева Е.В., Пасынкова О.М., Резникова Е.А., Кондрашова Н.В. Формирование концептуальных положений устойчивого развития организации на основе совершенствования маркетинговой деятельности //http://www.lerc.ru/

5. http://www.turbooks.ru

6. А.И. Бородин Стратегии маркетинга в контексте устойчивого развития //Вестник СевКавГту, Серия «Экономика», №2(13), 2004

7. Ю.В. Яковец. Эпохальные инновации XXI века. М., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства // Проблемы прогнозирования. -2000.-№5.-С.32-40.

9. http://www.kycherova.ru/

® 89225959871

Ключевые слова: устойчивое развитие, промышленное предприятие, внешние факторы устойчивого развития, внутренние факторы устойчивого развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.